Научная статья на тему 'Проблема формирования концепции развития высшего образования в середине 1920-х гг. В СССР'

Проблема формирования концепции развития высшего образования в середине 1920-х гг. В СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования концепции развития высшего образования в середине 1920-х гг. В СССР»

ИСТОРИЯ

УДК 94 (47)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕРЕДИНЕ 1920-х гг. В СССР

В середине 20-х гг. среди студенческой и преподавательской общественности широко обсуждались вопросы о том, каким быть молодому советскому специалисту с высшим образованием, каким должно быть оптимальное сочетание в процессе обучения специальных и общественных дисциплин, какова должна быть роль партийных и комсомольских, профсоюзных организаций в организации учебного процесса. Собственно говоря, вопрос стоял о формировании концепции высшего образования в СССР и работе среди студенческой молодежи. Ведь именно в 1925 - 1926 гг. наметились серьезные перемены во внутренней политике партии, а соответственно и в ее позиции по отношению к вузам и студенчеству. К этому времени, как справедливо отмечает В.В. Всемиров1, были завоеваны как командные высоты в высшей школе, так и само студенчество. Планировались серьезные изменения в самой политике Советского государства по отношению к проблеме профессиональной подготовки специалистов и их политического, морально-нравственного воспитания. Широкая дискуссия по этому вопросу развернулась на страницах журнала "Красная молодежь", преобразованном затем в журнал ЦБ Пролетстуда "Красное студенчество", в Государственном ученом совете, в клубах научных работников на местах, в правлениях вузов, в партийных, комсомольских и профсоюзных организациях.

Для анализа ситуации, сложившейся в высшей школе, и выработки основных направлений дальнейшего развития системы высшего образования в стране в начале января 1925 г. была создана специальная комиссия Оргбюро ЦК РКП(б)2 во главе с секретарем ЦК партии A.A. Андреевым. Комиссия ознакомилась с материалами деятельности правлений вузов и агитационно-пропагандистких отделов губкомов РКП(б). На основе материалов работы комиссии вышло несколько постановлений, касающихся работы вузов, политики партии по отношению к вузовской молодежи. Одним из первых вышло постановление "Об общественном минимуме и пропаганде ленинизма в вузах", по которому в крупнейших педагогических и социально-экономических вузах стали создаваться самостоятельные кафедры истории РКП(б) и проблем ленинизма, общественно-политического минимума3. Таким образом, партия усиливала влияние

Е.И. Демидова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 10

♦-

на студенческую молодежь в процессе обучения, формировались совершенно новые учебные дисциплины, носившие идеологический характер. Через преподавание истории партии и ленинизма появлялась возможность эффективно работать среди всех категорий студенчества, независимо от их партийной принадлежности.

12 января 1925 г. вышли постановления ЦК РКП(б) "О партийной работе в вузах", "О структуре, взаимоотношениях и задачах студенческих организаций", "О ближайших задачах и в деле установления связи вузов с производством"4, которые были разработаны и подготовлены вузовской комиссией ЦК РКП(б). В феврале 1925 г. они были опубликованы в журнале «Красная молодежь». Комиссия рассмотрела основные вопросы партийной и профессиональной работы в вузах, попытавшись обобщить и систематизировать уже имеющийся опыт. ЦК РКП(б) окончательно вносил ясность в целый ряд вопросов, четко обрисовывал перспективу развития высшего образования в стране. В соответствии с данными постановлениями совершенствовалась система высшего образования по направлению организационного и идеологического укрепления вузов, ставилась задача лучшей организации студенческой практики и укрепления связей учебных заведений с практикой социалистического строительства. При агитационно-пропагандистких отделах губкомов партии создавались постоянно действующие вузовские совещания, выделялись специальные инструкторы по вузам, рекомендовалось создавать партколлективы по факультетам, курсам, отделениям.

Серьезными вопросами для студентов-коммунистов являлись проблемы учета партийной нагрузки, ее распределения, рационального сочетания учебы и общественной работы, повышения их эффективности. Устанавливалась предельная загруженность партийной работой студентов в количестве 6 часов в неделю. Что очень важно, постепенно начинал вырисовываться облик советского студента: это стремящийся к знаниям, активно занимающийся общественной работой, неравнодушный молодой человек. Говоря о студенчестве, в 20-е гг. доминировал такой термин, как «пролетарское студенчество». Считалось, что в государстве рабочих и крестьян студенчество должно быть именно таким. Суть этого понятия отражало не столько социальное происхождение, сколько идеологическое обоснование статуса самого студенчества в обществе. Уже к началу 30-х гг. термин "студенчество" будет употребляться в основном без определения.

Признавалось необходимым, учитывая рост кадров пролетарского студенчества и преподавателей, профессиональное объединение студенчества и создание его профсекций. Данные объединения

должны были усилить массовую работу как среди членов профсоюзов, так и среди неорганизованного студенчества. Массовая работа должна была идти по направлению усиления политико-воспитательной и культурно-просветительной деятельности, центром которой должен был стать клуб и красный уголок. Общее руководство профсоюзной работой осуществлялось ячейками РКП(б). Усиливалась роль ячеек РКП(б) как партийно-политических органов, занимающихся крайне важной для партии воспитательной работой среди всех категорий студенческой молодежи5.

С 25 по 27 февраля 1925 г. состоялось совещание вузовских ячеек при ЦК РКП(б), в котором приняли участие секретари ячеек, ректоры вузов, видные ученые, партийные работники. В целом на совещании в Москве были представлены 34 высших учебных заведения страны. Суть обсуждаемых проблем сводилась к вопросу о необходимости усиления позиций партии в целом и коммунистов в каждом конкретном учебном заведении, повышения авторитета студентов-коммунистов среди молодежи. На совещании обсуждались вопросы работы студенческих организаций, возникшие трудности в организации политучебы среди всех категорий студенческой молодежи, проблемы укрепления связей с производством6. Также в ходе дискуссии обозначился ряд проблем, таких как низкий уровень подготовки студентов-коммунистов, многочисленные пропуски занятий, не всегда "гладкие" отношения между студентами и профессурой, между рабфаковцами и остальными студентами7. С большой речью на совещании выступил Л. Каганович, обративший внимание участников на необходимость усилить большевистское воспитание студенчества, увязать теорию с практикой государственной работы, развернуть партработу среди беспартийного студенчества. Совещание рекомендовало ячейкам РКП(б) более продуманно подойти к формам и методам работы с молодежью вузов, усилить свое влияние в учебных заведениях. Во многом постановления Оргбюро ЦК РКП(б) 1925 г. и материалы совещания партячеек при ЦК РКП(б) сформировали стратегические позиции партии и Советского государства в вопросах подготовки кадров и основы вузовской политики.

Этапным событием в жизни вузов явилась I Всесоюзная конференция пролетарского студенчества, которая состоялась 13 апреля 1925 г. В ней приняли участие около 300 человек из разных уголков страны. Конференция прошла по деловому, без «митинговщины» и оппозиционных настроений. По мнению Г.Восканьяна, одного из руководителей Пролетстуда, конференция доказала «вздорность предположений нескольких «сомневающихся» об «интеллигентском» духе и характере нашего пролетарского студенчества»8. В передовой журнала

"Красная молодежь", посвященной данному событию, со свойственным тому времени максимализмом говорилось: "В настоящем учебном году мы, несомненно, вступили в некую новую полосу в жизни наших вузов. Первый этап их завоевания закончен. Скрытый, но фактический саботаж профессуры сломлен. Она считает теперь необходимым принимать более активное участие в строительстве высшей школы и более охотно идет навстречу реформе. Жизнь - настолько превосходный учитель, и факты - настолько упрямая вещь, что их влиянию не могли не поддаться даже наиболее упрямые головы из профессуры"9. В передовой также говорится, что "студенческий состав заметно изменился к лучшему. Очень значительную его часть уже составляет пролетарское студенчество; большой процент коммунистов и комсомольцев. Оно сейчас, несомненно, лучше, чем в прошлые годы, но все еще недостаточно для нормальных условий учебы. ...Студенчество, это - кадры будущей интеллигенции, и переход его симпатий на нашу сторону означает наличие в будущем специалистов, выросших в советских условиях, сблизившихся с пролетарскими слоями еще на школьной скамье и безусловно советски настроенных"10. На конференции было заявлено, что "высшая школа должна не только обучать пролетарскую молодежь той или иной специальности, но и воспитывать ее в большевистском духе"11.

Таким образом, была по сути сформулирована главная задача политики государства по отношению к студенческой молодежи. В условиях отсутствия практической работы и отрыва на несколько лет от рабоче-крестьянской массы, высшая школа по мнению партии должна" в своих стенах переработать еще довольно значительные массы профессионально неорганизованного, но советски настроенного студенчества в людей, искренне работающих рука об руку с Советской властью и понимающих ее цели и задачи"12. Перед пролетарским студенчеством на конференции были поставлены очень важные задачи овладения различными науками в процессе обучения. Советский студент, по единодушному мнению участников конференции, должен быть также активным и сознательным общественником.

К делегатам конференции обратился с письмом И. Сталин, в котором он призвал советское студенчество еще активнее участвовать в социалистических преобразованиях13. Воодушевленные призывами "вождя партии", делегаты очень активно и горячо обсуждали вопросы работы советских правлений вузов, задачи, решаемые студенческими организациями. Обсуждались также вопросы укрепления связей с производством, вопросы профсекций, работы активистов и общественной нагрузки. Особое место в работе конференции было уделено проблемам политико-воспитательной работы, ака-

демической успеваемости, организации учебного процесса. Был сделан важный теоретический вывод, что "путь Советской власти есть путь советского студенчества".

Представляется возможным сделать вывод о том, что Советское государство и Коммунистическая партия к данному моменту определились в основных качественных характеристиках специалиста по окончании вуза. Употребляя лексику того времени, можно сказать: студенты должны были воспитываться как государственные люди, как общественники. Нужны были "красные специалисты", которые, в отличие от старых, мало разбирающихся в общественной жизни, должны все рассматривать в общегосударственном масштабе, быть преданными идеям большевизма, улучшать производство, поднимать культурный уровень страны.

В апреле 1925 г. на Президиуме Госплана СССР был принят проект постановления о типах специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями страны. В документе было определено, какие специалисты необходимы для народного хозяйства и государственного строительства. Было принято принципиальное решение, что в высшей школе готовятся как кадры работников с широкой научно-технической и экономической подготовкой, так и узкие специалисты-производственники. Нарком-прос одобрил и поддержал этот проект14. Данный документ определял сумму навыков и знаний, которые должна получать молодежь в вузах, чтобы стать востребованными специалистами в различных отраслях народного хозяйства. Формировалась комплексная задача подготовки советских кадров в вузах.

В 1925 г. были проведены совещания в Нарком-просе РСФСР с заинтересованными ведомствами о перспективах подготовки специалистов с высшим образованием для нужд конкретных отраслей народного хозяйства. Стали создаваться так называемые комитеты содействия промышленно-экономи-ческому образованию с участием представителей ЦК РКП(б), Наркомата внутренней торговли, ВСНХ, Наркомата финансов, Главпрофобра15. В июле 1925 г. на совместном заседании Главпрофобра и Наркомата земледелия был рассмотрен вопрос о развитии в стране высшего сельскохозяйственного образования и задачах заинтересованных ведомств в подготовке специалистов. Также были выработаны нормативные требования к подготовке специалистов в сельскохозяйственных вузах. В декабре 1925 г. Совнарком РСФСР обязал все наркоматы принять участие в совершенствовании высшего образования и подготовке молодых специалистов. Была поставлена задача разработать положения о типах специалистов с высшим образованием и целях образовательной деятельности16. Таким образом, дело подготовки специалистов, ра-

♦-

бота с вузовской молодежью приобретали общегосударственный характер и стали важным направлением во внутренней политике партии.

1925 г. завершился XIV съездом партии, провозгласившим курс на социалистическую индустриализацию промышленности и сельского хозяйства, культурную революцию. На съезде были сделаны выводы о достижении во всех отраслях народного хозяйства довоенного уровня, о завершении восстановительного периода, о постановке новых качественных задач в развитии страны. Большинство партии решительно поддержало идею о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. На первый план неизбежно вышла проблема определения путей и методов социалистического строительства, выбора стратегии экономического развития. Необходимо отметить, что в вопросах определения стратегии молодежной политики в целом и ее вузовского направления серьезный задел был сделан именно в 1925 г.

На съезде было сказано, "что главной особенностью момента является вступление нового человеческого материала, новых людей как в производственный процесс, так и на арену политической борьбы...Следовательно, сейчас нужно в особенности упорно подчеркивать необходимость преемственности в области политического воспитания, притом в условиях, коренным образом отличающихся от условий дореволюционного периода и от условий военного коммунизма, и даже от условий первого периода нэпа"17. Обращалось внимание на обеспечение более тесной связи студенчества с партией и профсоюзами, говорилось что ее надо сделать "органической". Особую роль здесь должны были сыграть профсоюзы, которые должны стать для студенчества "подлинной школой коммунизма"18. Необходимо добиться подлинной защиты экономических и академических нужд студенчества и широкой самодеятельности членов профсекций.

Серьезно была поставлена на съезде проблема молодежного быта, которая рассматривалась с точки зрения общей борьбы за молодежь. Широкая воспитательная работа должна вестись с молодежью по направлению борьбы за здоровую смену будущих социалистических строителей, за упорядочение жизни и быта студенчества, повышения его общекультурного уровня.

Относительно главного вузовского вопроса - вопроса академической успеваемости - было сказано, что "красный специалист" должен быть более образованным и воспитанным, чем "специалист буржуазный". В реальности в тот период времени в основном дело обстояло наоборот. И совершенно справедливо съезд поставил очень разумную задачу качественного улучшения учебного процесса вузов, повышения требований к учащейся молодежи и систематической проверки ее знаний19. Беспоря-

дочная смена учебных планов, новые проекты организации процесса учебы приводили к дезорганизации студенчества. В решениях съезда было четко заявлено о необходимости упорядочивания проведения реформы высшей школы, понимания, что реформа - достаточно длительный процесс, а не единовременная перестройка.

Серьезные перемены в вузовской политике были связаны и с позитивными переменами в экономике и социальной сфере, произошедшими в годы нэпа. К 1925 г. была преодолена хозяйственная разруха, по основным экономическим показателям экономика приблизилась к довоенному уровню. Органы власти и управления именно в эти годы пытались практически решать совершенно новые задачи, создавать совершено новую систему управления народным хозяйством и обществом. Причем все это сопровождалось острыми социально-экономическими и политическими противоречиями в реальной жизни страны. К середине 20-х гг. героическими усилиями советского народа удалось восстановить крупную фабрично-заводскую промышленность. В 1925 г. ее продукция составила 3/4 довоенного объема, посевная площадь по стране -99,3% и валовая продукция сельского хозяйства -112% довоенного уровня. Сбор зерновых культур достиг практически 4,5 пудов. Важным моментом являлось то, что удалось восстановить стратегически важные для экономики отдельные предприятия и отрасли промышленного производства: выпуск турбин и котлов, электрического оборудования, сельскохозяйственных машин.

В 1926 г. в СССР проживали 147 млн человек, с 1923 г. население выросло на 13 млн. Опережающими темпами росло население городов и увеличивалось в среднем на 5% ежегодно. Но пока структура населения оставалась прежней: около 80% населения проживали в сельской местности и занимались сельскохозяйственным трудом. Молодежь являлась одной из самых многочисленных категорий населения20. Она играла очень важную роль в деле восстановления народного хозяйства, принимая участие в реализации всех партийно-государственных решений. Но именно молодежь, особенно студенческая, в эти годы испытывала серьезные социально-экономические трудности: бедность, низкий жизненный уровень, плохие бытовые условия. Все это усложняло процессы социализации молодежи, порождало в ней неуверенность и пессимизм. Борьба внутри ВКП(б) ставила на повестку дня вопрос: «С кем будет молодежь?», ведь от ее поддержки зависело будущее политической и экономической доктрины в СССР

В 1925 - 1926 гг. большинство Компартии решительно поддержало идею о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. В определенной степени данное решение было

социально экономически и политически обусловлено всей совокупностью процессов в стране. А его реальность и будущее зависели от позиции молодого поколения, его исторического выбора. Коммунистическая партия справедливо считала в середине 20-х гг., что необходимо вести активную работу со всеми категориями молодежи. На наш взгляд, все важнейшие партийно-государственные решения 1925 - 1926 гг. стали отправной точкой или точкой отсчета на качественно новом этапе формирования и развития высшей школы в нашей стране.

1 См.: Всемиров В.В. Российское студенчество в первое десятилетие пролетарской диктатуры ( 1917 -1927 годы). Саратов, 1994.

2 См.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 68, д. 38, л. 150-151.

3 См.: Там же. Д. 395, л. 351.

4 См.: Там же. Л. 360.

5 См.: Красная молодежь. 1925. №2.

6 См.: О работе ячеек РКП(б) высших учебных заведений: Материалы совещания вузовских ячеек при ЦК РКП(б). 25 - 27 февраля 1925 г. М., 1925. С.40, 48, 50 - 52.

7 См.: Там же. С. 48 - 50, 52, 61 - 62, 80 - 82.

8 Красная молодежь. 1925. №5.

9 Там же. № 3 - 4.

10 Там же.

11 Там же. № 5.

12 Там же.

13 См.: Там же.

14 См.: ГАРФ, ф. 2306, оп. 69, д. 398, л. 128, 151, 163.

15 См.: Юный коммунист 1925. №12 - 13.

16 См.: ГАРФ, ф. 2306, оп. 69, д. 398, л. 17; д. 374, л. 6-7.

17 14 съезд ВКП(б). 18 - 31 декабря 1925 г: Стенографический отчет. М.; Л., 1926. С. 507.

18 См.: Там же. С. 456.

19 См.: Там же. С. 463 - 464.

20 См.: Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. Краткие сводки. М., 1927. Вып.1 - 2. С. 14.

УДК 323 (470)

ИМПЕРАТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сегодня молодёжь оказывается в эпицентре происходящего в социуме. Экономика, политика, развитие науки и следующей за ней технологии, состояние общества в целом определяют условия, в которых формируются ориентации и социальное поведение юношей и девушек. На их ориентации и социальное поведение воздействуют демографические процессы, состояние системы образования, ценностные ориентации различных слоев общества и этносов, массовые коммуникации и др. Здесь проявляет себя сложная гамма склонностей, предпочтений, социальных устремлений молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь. Всё это обусловливает разнородность и неоднозначность в адаптации молодёжи к изменяющимся условиям её самоопределения, склонность динамики процессов, связанных с разными аспектами самоопределения.

Попытаемся обосновать наиболее важные, ключевые, на наш взгляд, направления социально-политического взаимодействия Российского государства с молодёжью. В этом формально равноправном демократическом (не тоталитарном) взаимодействии стороны по своим ресурсным возможностям не равнозначны, поэтому инициатива (и ответственность), по логике вещей, возлагаются на более мощную сторону - государство.

В настоящее время Российское государство оказывает свое воздействие на молодое поколение россиян по различным каналам и специализированным программам, затрагивающим различные аспекты его жизнедеятельности: социальная защита, здравоохранение, образование, трудоустройство, патриотическое воспитание и т.д. Между тем необходима общая, комплексная, единая государственная концепция молодёжной политики, рассчитанная на сред-

А.Е. Круглов,

кандидат исторических наук

ВЕСТНИК. 2005. № 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.