Научная статья на тему 'Проблема формирования информационной культуры современного специалиста'

Проблема формирования информационной культуры современного специалиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
57
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION SOCIETY / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жуликов С. Е., Жуликова О. В.

Статья посвящена важной педагогической и социальной проблеме – формирование информационной культуры современного специалиста. Авторами выделены ключевые проблемы развития данного феномена в условиях информационного общества. Выявленные направления развития могут быть применены в педагогической работе преподавателями вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жуликов С. Е., Жуликова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMATION OF CONTEMPORARY CULTURE OF INFORMATION SPECIALIST

The article is devoted to the important educational and social problem the formation of information culture of the modern professional. The authors highlighted the key issues of this phenomenon in the information society. Identified areas of development can be applied to teaching university teachers.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования информационной культуры современного специалиста»

Аннотация

Статья посвящена самосознанию пользователей социальных сетей в форме стереотипов. Выдвигаются гипотезы о стереотипах в пространстве социальных сетей.

Ключевые слова: Самосознание, социальные сети, стереотипы.

Efimov E.G.1 Anufrieva E.V.2 Samchuk M.M.3

Ph. D. in History1; Ph. D. in Philosophy2; Ph. D. in History3 Department History, Culture and Sociology Volgograd State Technical

University.

CONSCIOUSNESS AS A FACTOR OF FORMATION OF SPACE OF USERS ON SOCIAL NETWORKS

Abstract

Article is devoted to consciousness of users of social networks in the form of stereotypes. Hypotheses of stereotypes in space of social networks are made.

Keywords: Consciousness, social networks, stereotypes.

Социальные сети играют значительную роль в жизни миллионов людей по всему миру, став частью их повседневных практик. Первый шаг в мире социальных сетей пользователь начинает с выбора сети. Конкуренция в борьбе за пользователей заставляет разработчиков внедрять все новые технологии, однако выбор сети в конечном счете определяется не только технической, но и социальной составляющей, важнейшей из которой является особое самосознание, формируемое в особом социокультурном пространстве социальной сети.

Тезис о том, что сети позволяют пользователям создать новый тип групповой идентичности, отмежеваться от пользователей других сетей, нашел свое подтверждение в ходе эмпирического исследования, проведенного в Волгограде и Волгоградской области с 6 по 13 июля 2012 г. Пользователи «Одноклассников» и «ВКонтакте» часто находятся одновременно в двух сетях (коэф.Крамера 0,409), а также пользователи обеих сетей используют сеть «Мой мир», причем пользователи «Одноклассников» в большей степени, чем «ВКонтакте» (коэф.Крамера 0,688 против 0,409). Использование западных сетей и блогов слабо связано с использованием других сетей, и если в случае западных сетей эта связь вызвана отсутствием контактов, которые необходимо поддерживать, то блоггеры, на наш взгляд, сознательно избегают частого использования «массовых сетей»

Важнейших атрибутом самосознания пользователей является их идентификация, которая отражается в существовании стереотипов в отношении пользователей других сетей. В частности, в США исследовательница Д.Бойд и выдвинула гипотезу, что выбирая между Facebook и MySpace американские пользователи оценивают их с точки зрения пространства для различных расовых групп или с точки зрения возрастных категорий (Facebook как молодежная сеть, а MySpace - наоборот). Позже в диссертации Э.Марвик был описан процесс, при котором социальная сеть становиться признаком социального статуса, ассоциируясь с различными социальными группами.

Проведенные нами теоретические исследования, позволили выдвинуть ряд гипотез о стереотипах как формах проявления самосознания в отношении социальных сетей в России.

Гипотеза 1. Для пользователей российских социальных сетей выбор социальной сети является средством социально-групповой идентификации с возрастной группой. Соответственно, пользователи будут ассоциировать свои сети с возрастными группами «ВКонтакте» - с молодежью, «Одноклассники» - старшего возраста.

Гипотеза 2. Аудитория Facebook будет оцениваться как имеющая высшее образование и связи с зарубежными коллегами.

Гипотеза 3. Блогосфера будет ассоциироваться с политической деятельностью.

Литература

1. Ануфриева Е.В. Самосознание как фактор функционирования социальных общностей / Е.В.Ануфриева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2006. № 1. С. 4.

2. Ефимов Е.Г. Маркеры идентификации в социальных сетях // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 7-5. С. 91.

3. Самчук М.М. Социокультурное пространство: структура и основные элементы / М.М.Самчук // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Т. 3. № 10. С. 78-82.

4. Boyd D. Taken Out of Context: American Teen Sociality in Networked Publics / danah michele boyd. - A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Information Management and Systems and the Designated Emphasis in New Media in the Graduate Division of the University of California, Berkeley. - Fall 2008.- 525 p.

5. Jenkins R. Social Identity / Richard Jenkins. - L.: Routledge, 2008 - 256 p.

6. Marwick Alice E. Status Update: Celebrity, Publicity and Self-Branding in Web 2.0 / Department of Media, Culture, and Communication. Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Steinhardt School of Culture, Education, and Human Development, New York University - 2010. - 476 p.

Жуликов С.Е.1, Жуликова О.В.2

'Кандидат физико-математических наук, доцент, 2кандидат социологических наук, доцент, Тамбовский государственный

университет имени Г.Р.Державина

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

Статья посвящена важной педагогической и социальной проблеме - формирование информационной культуры современного специалиста. Авторами выделены ключевые проблемы развития данного феномена в условиях информационного общества. Выявленные направления развития могут быть применены в педагогической работе преподавателями вузов.

Ключевые слова: информационная культура, информационное общество, интернет.

Zhulikov S.E.1, Zhulikova O.V.2

'PhD in Physics and mathematics, assosiate professor, 2PhD in Sociology, assosiate professor, Tambov State University named after

G.R. Derzhavin

PROBLEM OF FORMATION OF CONTEMPORARY CULTURE OF INFORMATION SPECIALIST

The article is devoted to the important educational and social problem - the formation of information culture of the modern professional. The authors highlighted the key issues of this phenomenon in the information society. Identified areas of development can be applied to teaching university teachers.

Keywords: information culture, information society, the Internet.

Информационная культура личности - это комплекс знаний, умений и навыков, который обеспечивает оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение профессиональных и непрофессиональных потребностей в информации. [1]

Информационная культура специалиста отражает уровень знаний в сфере поиска, накопления, хранения и использования информации, а также степень развития умений и навыков выполнения информационных операций. На практике это означает понимание разницы между данными, информацией и знаниями, принципов формирования информационных баз и управления

48

информационными потоками, наличие опыта в области поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, с эффективным использованием информационных систем и процессов, технических и программных средств.

Основой информационной культуры являются знания об информационной среде, законах её функционирования; умение ориентироваться в информационных потоках и рационально их использовать.

Ключевая проблема современного общества заключается в когнитивном и технологическом диссонансах - чем больше информации, тем меньше она используется на практике, чем выше уровень технических устройств и мощнее технологии, тем проще задачи, для решения которых они используются. Возможности и параметры индивидуального человеческого сознания просто не способны воспринимать, перерабатывать, усваивать, использовать и транслировать всю получаемую информацию, тем самым запуская фильтры, отсеивающие всю информацию, не обладающую социальной привлекательностью, не вызывающую положительных эмоций, заставляющую привлекать дополнительные знания и ресурсы для её осознания. Таким образом, сложные информационные коммуникационные потоки, масштабные информационные ресурсы становятся невостребованными и самодостаточными. К тому же, в современном информационном обществе знания очень быстро «стареют».

В связи с этим первостепенное направление развития высшего образования ориентировано не на развитие методик сохранения и передачи информации, включая экспертное знание, а на формирование у будущих профессионалов-специалистов умений и навыков самостоятельного эвристического поиска необходимой, актуальной, легитимной информации, где в качестве источников выступают и ресурсы самого вуза, включая лекции преподавателей, учебники, пособия и периодические издания, хранящиеся в библиотеке, информационные электронные ресурсы. Тем самым, становится особенно актуальной задача формирования навыка самообучения, самоподготовки, самостоятельной работы, дающей эффективный положительный результат.

В информационном обществе знать "КАК" важнее чем знать "ЧТО".[2] К сожалению, большинство участников информационного взаимодействия не только выработали упрощенную модель поиска актуальной информации, но и поддерживают миф о её актуальности. В данном случае речь идет о поиске в интернете, как самом удобном средстве поиска информации, и сайте Википедия, как одном из самых часто используемых источников. Находя информацию на данном сайте, пользователь не задумывается о её качестве, актуальности, надёжности, при этом становится как носителем самой информации, так и «рекламщиком» данного сайта.

Нет ничего плохого в том, что большинство современных людей в случае поиска информации обращаются именно к интернету - это можно считать одним из бесспорных атрибутов информационного общества. Не случайно большинство современных библиотек и периодических изданий формируют электронные фонды, электронные архивы, электронные библиотечные системы. Однако, проблема заключается в том, что любая информация получаемая по первой же ссылке, предложенной поисковой системой, как ответ на запрос пользователя, воспринимается как истина «в последней инстанции» и сомнению не подлежит, словно информация получена из бесспорного источника, хотя зачастую это бывает строка обсуждения данной темы на форуме.

Формирование критического мышления, ориентированного на экспертное знание - вот одно из направлений развития информационной культуры как личности, так и всего общества. Критическое мышление сможет выступить своеобразным фильтром и при выборе источников информации, и при определении соответствующего запросу знания.

Не менее важной задачей при формировании информационной культуры является развитие умения определять оптимальные способы обращения с информацией, как метода подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и знаний.

Концепция информационной культуры позволяет отнести информационную подготовку личности к сфере культуры, что дает возможность обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационных культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной.

Литература

1. Пронина Л.А. Основы информационной культуры. Ч. 1. Информационный потенциал общества и его использование. / Л.А. Пронина, Н.А. Стефановская. - Тамбов: ТИПКРО, 2005. - С. 6.

2. Шауцукова Л.З. Информатика. / Л.З. Шауцукова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 114.

Катаев Д.В.

Доцент, кандидат социологических наук, Липецкий государственный педагогический университет ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОМ И КУЛЬТУРОНМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация

В статье рассмотрены социокультурные аспекты рационализации экономического действия в структуре социума во взаимосвязи с генезисом и спецификой развития западноевропейского капитализма. На примере классической теории модернизации Макса Вебера раскрыты теоретико-методологически возможности исторической социологии для исселедования проблем современности.

Ключевые слова: экономическое действие, социокультурная детерминанта, рационализация, капитализм.

Kataev D.V.

Associate Professor, PhD in Sociology, Lipetsk State Pedagogical University ECONOMIC ACTION IN SOCIAL AND CULTURAL CONTEXT

Abstract

The article considers the socio-cultural aspects of the rationalization of economic activity in the structure of society in relation to the genesis and characteristics of Western capitalism. On the example of classical modernization theory of Max Weber's theoretical and methodological opened opportunities for historical social research problems of today.

Keywords: economic action, socio-cultural determinants, rationalization, capitalism.

В теоретической и экономической социологии одной из важнейших проблем является соотнесение социального действия актора и социальной структуры. Так, например, экономист Поланьи считает экономическую сферу и соответственно экономическое действие автономными по отношению к другим сферам и институтам в современных индустриальных и постиндустриальных обществах [1]. Другие исследователи [2], напротив, подчеркивают роль исторических, культурных и социальных факторов и соответственно динамику их развития для исследования социально-экономических феноменов.

Веберовская историческая социология может быть одним из путей теоретического осмысления экономического действия в социокультурном контексте. С точки зрения преодоления противоречия между рациональными моделями экономического действия и теориями абсолютизирующие роль институциональных образований в экономике, веберовская исследовательская программа способна разрешить определенный круг вопросов, которые вызывают теоретические затруднения как у парадигм «рационального выбора», так и у последователей структурно-функционального анализа в экономической социологии [3].

Веберовская социология посвящена проблемам возникновения, развития и специфике западноевропейского капитализма под углом зрения как институциональных, так и социокультурных и исторических аспектов, как, например, это представлена в известном труде «Протестантская этика и дух капитализма» [4].

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.