Научная статья на тему 'Проблема формирования гражданственности молодежи в условиях современной системы образования'

Проблема формирования гражданственности молодежи в условиях современной системы образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / CITIZENSHIP / YOUTH / SOCIALIZATION / INSTITUTIONS OF SOCIALIZATION / EDUCATION / EDUCATIONAL RESOURCES OF CIVIC SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Желнакова Нина Юрьевна

Формирование гражданственности молодежи является актуальной проблемой в контексте социально-политических изменений, происходящих в современном российском обществе. Снижение роли традиционных институтов гражданской социализации, в частности, образования, в настоящее время становится риском дезинтеграции общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation youth civilization in today''s education system

The formation of civic youth is an urgent problem in the context of social and political changes, taking place in contemporary Russian society. Reducing the role of traditional institutions civil socialization, particularly education, is now becoming a risk of the disintegration of society.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования гражданственности молодежи в условиях современной системы образования»

THE PROBLEM OF FORMA TION YOUTH CIVILIZA TION IN TODA Y'S EDUCA TION SYSTEM

Zhelnakova Nina Yurievna, PhD in Historical sciences, Associate Professor, Assistant Professor, Chair ofSocial Philosophy and Ethnology, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: enverl5@yandex.ru

The formation of civic youth is an urgent problem in the context of social and political changes, taking place in contemporary Russian society. Reducing the role of traditional institutions civil socialization, particularly education, is now becoming a risk of the disintegration of society.

Keywords: citizenship; youth; socialization; institutions of socialization; education; educational resources of civic socialization.

УДК316

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ *

© Желнакова Н.Ю., 2016

ЖЕЛНАКОВА Нина Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Социальной философии и этнологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь еп ver15@yandex.ru

Формирование гражданственности молодежи является актуальной проблемой в контексте социально-политических изменений, происходящих в современном российском обществе. Снижение роли традиционных институтов гражданской социализации, в частности, образования, в настоящее время становится риском дезинтеграции общества.

Ключевые слова: гражданственность; молодежь; социализация; институты социализации; образование; образовательные ресурсы гражданской социализации.

I

Произошедшие в России социально-политические трансформации последних десятилетий затронули, в том числе, ценностно-нормативную сферу жизни общества. Разрушение ряда устойчивых представлений и идеалов, кризис институтов, обеспечивающих процесс социализации личности, отрицательно сказались как на социальном самочувствии населения, так и на поступательном развитии государства. В данных условиях самоопределение личности становится особенно проблематичным, так как устойчивые и привычные ориентиры консолидации в последние десятилетия оказались во многом утрачены. Не случайно, именно в кризисные, переломные эпохи личность обретает свою идентичность на базе локальных со-лидарностей - фамильно-родовой, этнической, конфессиональной. Однако подобного рода варианты идентификации, в силу ряда причин, не могут стать основой долговременного сосуществования различных социальных групп, несмотря на мощный ценностно-нормативный потенциал и объединяющую силу. Данные модели идентичности не способны эффективно редуцировать социально-политические конфликты; более того, в определенной степени могут их провоцировать. Очевидно, что интеграция различных социальных групп, особенно в гетерогенном государстве, может осуществляться на базе иного типа идентичности, а именно - граж-данско-политической. Преимущество данной модели, по справедливому замечанию Э.А. Паина, состоит в том, что она "способна к саморазвитию, к перестройке, то есть к оперативным ответам на вызовы современности" [1, С.24]. В российских условиях, осложненных незавершенной модернизацией, незрелостью институтов и отношений гражданского общества, социальной аморфностью, воплощение модели гражданско-политической интеграции проблематично, но, в то же время, исключительно востребовано.

* Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-03-00369 "Модели демонстрирования гражданственности студенчества Юга России".

Именно развитая гражданская идентичность является залогом стабильности и безопасности общества, что особенно актуально для северокавказского макрорегиона. Этнокультурная разнородность Северного Кавказа не препятствует усвоению неких общих ценностей государственного и патриотического характера - Россия, Родина, общее историческое прошлое и т.д. Более того, поликультурная среда создает условия для развития толерантной личности, способной органично существовать в рамках как этнической группы, так и общегражданского единства.

Формирование качеств и свойств гражданственности особенно актуально в молодежной среде. В отличие от представителей старшего поколения, обладающих устоявшейся системой ценностей, молодежь находится в стадии личностного самоопределения, что делает ее особенно восприимчивой к различного рода влияниям, в том числе и деструктивного характера. В этой связи, идеалы государственности, гражданственности и патриотизма, во многом составляющие основу гражданской идентичности, способны сыграть объединяющую и направляющую роль. Возможностям формирования данных идеалов в молодежной среде способствует, в том числе и то, что молодежь в массе своей находится в рамках системы образования, нацеленной на задачи воспитания и социализации личности, и обладающей ресурсами для их воплощения. Характерно, что современная образовательная парадигма особое внимание уделяет ценностной ориентированности личности, опыту ее творческой деятельности и опыту эмоционально-ценностного отношения к действительности. Данные компоненты, наряду с формированием знаний и умений составляют содержание современного образовательного процесса. Именно их сочетание в реальной образовательной практике позволяет сформировать социально адаптированную личность и создать определенное социокультурное пространство высшей школы.

Важнейшей задачей образования является социальная адаптация человека, предполагающая формирование таких его качеств и свойств, которые позволили бы выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром. Глобальные социокультурные изменения, составляющие содержание современной реальности, неизбежно меняют и саму образовательную парадигму, - в новых условиях учащийся должен не только и не столько приспосабливаться к существующей реально-

сти, но и осваивать роль субъекта происходящих изменений. Таким образом, содержание образования должно представлять собою не только опыт преподавателя, им осмысленный и педагогически адаптированный, но и собственный опыт познавательной деятельности студента. Именно на его основе можно сформировать умения и навыки, востребованные в изменившихся условиях, так как механическая передача знаний в рамках традиционной образовательной модели "преподаватель-субъект" - "студент-объект", неизбежно приводит к отчужденности знаний от студента. Кроме того, активная познавательная позиция обучаемого позволяет раскрыть его творческий потенциал и ценностно-эмоциональные характеристики его личности. Необходимость дополнения репродуктивного обучения новыми методиками, учитывающими параметры личности студента, признается ведущими отечественными теоретиками образования: "... востребована необходимость смещения акцента в образовании с привычного приоритета пассивного получения готовых знаний к активному их усвоению, то есть к раскрытию фундаментального познавательного потенциала личности сообразно ее культурным, психологическим, физическим особенностям". [2, С. 58]. На практике это воплощается в разработке нового Государственного образовательного стандарта, который бы опирался на личностный компонент и обеспечивал взаимосвязь между познавательной и творческой деятельностью студента. Следует признать, что образовательная практика, осуществляемая на основании Государственных образовател ьн ых ста н да ртов п редшеству-ющих поколений, демонстрировала определенный разрыв между познавательной деятельностью, овладением навыками и умениями, с одной стороны, и творческой деятельностью, которая опирается на определенные ценностные ориентации, с другой. Между тем, развитие динамичных по своей сути творческой и ценностно-эмоциональной составляющих обучения, не могут не опираться на особенности личности студента. Советская высшая школа, провозглашавшая воспитание личности одним из своих приоритетных направлений, обеспечивала, таким образом, продуктивную базу для формирования специалиста. Наличие твердой ценностной основы позволяло успешно ориентироваться в сложных производственных ситуациях и в социальной практике. Востребованность личностного потенциала специалиста очевидна и в настоящее время, в

ее

о

CI

о

С

О

с

76

том числе и потому, что, как отмечалось выше, в современныхусловиях человек не может выступать пассивным субъектом происходящих социально-политических трансформаций.

Специфика формирования гражданственности заключается также в необходимости учитывать параметры личности студента, что увеличивает значимость органичной и гибкой взаимосвязи между знанием и творчеством. Формирование активной познавательной позиции заключается не только и не столько в пассивном потреблении адаптированного преподавателем материала, но и в самостоятельном формировании нового знания и творческой самореализации. Таким образом, "...студенту должна быть предоставлена возможность осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности, что возможно при условии овладения им основами креативной, когнитивной и организационной деятельности" [3, С. 109]. Подобная постановка вопроса является наиболее востребованной в современной образовательной практике и требует определенного пересмотра традиционной репродуктивной системы обучения. Очевидно, что она должна быть дополнена новыми методами и формами, среди которых в качестве ведущей выступает принцип диа-

лога. Сама специфика материала, изучаемого в рамках социально-гуманитарных дисциплин, предоставляет широкие возможности для внедрения данного принципа. Обсуждение общественно-политических проблем,сравнительный анализ и оценка происходящих событий способствуют развитию толерантности, культуры ведения дискуссии, расширению кругозора и преодолению отчужденности между субъектами образовательного процесса.

В связи с вышесказанным, современная система образования обладает мощным воспитательным и социализирующим потенциалом, который может и должен быть использован для формирования качеств гражданственности, что, в свою очередь, является залогом обеспечения общественно-политической стабильности.

Примечания:

1. Паин Э.А. Этнополитические условия гражданской интеграции российского общества // Общественные науки и современность. - 2006. - № б.

2. Хуторской A.B. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. - М., 2003.

3. Хуторской A.B., Король А.Д. Диалогичность как проблема современного образования (философ-ско-методологический аспект) // Вопросы философии. - 2008. - № 4.

CAUSES AND FEATURES OF PROMOTION OF THE SYRIAN AND IRAQI REFUGEES IN GERMANY Izmestiev llya Pavlovich, Post-graduate Student, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, institute of International Relations and Global History, Centre for the Study of National and International Security, Nizhny Novgorod

E-mail: cool, stud en t30oo@gmaii. com

This article represents the analysis of the current migration process from some countries of the Middle East to Germany on the basis of the systematic principles in structure of international relations. Special features that allow to draw conclusions about multidimensional nature of this process and its influence on activity of the mail actors of international politics.

Keywords: /refugees; route; violation of the law; refugee status; Schengen area; control; the war in Syria.

УДК 325.25 ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ

СИРИЙСКИХ И ИРАКСКИХ БЕЖЕНЦЕВ В ГЕРМАНИЮ

© ИзместьевИ.П., 201б В статье проводится анализ современного миграционного процесса из стран

Ближнего Востока в Германию с учетом системного начала в структуре международных отношений. Отмечены особенности, позволяющие сделать выводы о многоплановости данного процесса и его влиянии на деятельность основных акторов международной политики.

Ключевые слова: беженцы; маршрут движения; нарушение закона; статус беженца; зона Шенгена; контроль; война в Сирии.

В настоящее время мир претерпевает турбулентные изменения, которые затрагивают все сферы человеческой жизни. Свидетель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.