Научная статья на тему 'Проблема формирования готовности студента вуза к межкультурному диалогу'

Проблема формирования готовности студента вуза к межкультурному диалогу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTERCULTURAL DIALOGUE / INTERCULTURAL INTERACTION / EDUCATION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Е. Р.

В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к межкультурному диалогу в образовательном процессе вуза посредством целенаправленного воспитания необходимых личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования готовности студента вуза к межкультурному диалогу»

Корниенко Е.Р. ©

Кандидат педагогических наук, кафедра педагогики и психологии, Северный государственный медицинский университет г. Архангельска

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к межкультурному диалогу в образовательном процессе вуза посредством целенаправленного воспитания необходимых личностных качеств.

Ключевые слова: межкультурный диалог, межкультурное взаимодействие, воспитание, толерантность.

Keywords: intercultural dialogue, intercultural interaction, education, tolerance.

Сегодня, в эпоху глобализации, глубокие преобразования в современном мире стали характерной чертой времени. Становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. В настоящее время невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие со стороны культур других народов. Это выражается в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности, тенденция к ее сохранению подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. Это еще раз подчеркивает значимость умения вести межкультурный диалог.

Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник - человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Ведущие ученые педагогической науки, философии, психологии сходятся во мнении, что основа бытия и мышления человека XXI века - диалог, и его использование в обучении способно обеспечить продуктивность образовательного процесса, создать реальные условия для инновационного обновления образования, рассматриваемого как обширное поликультурное пространство. Диалогичность мышления является условием и способом освоения мира и культуры. Решение данной задачи в условиях модернизации высшего профессионального образования, становления новой системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, смены образовательной парадигмы, связано с поиском таких подходов и методов обучения студентов, реализация которых выводит будущего специалиста на межкультурное взаимодействие. Обладая необходимыми для межкультурного общения умениями и

© Корниенко Е.Р., 2012 г.

навыками, специалист строит конструктивные отношения с другими людьми в контексте своей профессиональной деятельности, осознанно познает социум, определяет свое место в этом быстро изменяющемся мире, сохраняет то ценное, что есть в собственной и иной культуре.

Осознание культурных различий проходит несколько этапов. Наиболее полно это представлено в модели освоения чужой культуры Милтона Беннета. В основе его теории лежит мысль о том, что для успешной коммуникации с представителями других культур нужно развить у человека межкультурную чувствительность, то есть чувственное восприятие к толкованию межкультурных различий. Выделяют несколько этапов развития реакции человека на другую культуру: отрицание межкультурных различий; защита собственного культурного превосходства; минимизация различий; принятие возможности и права на существование других культурных миров; адаптация к новой культуре; интеграция. Первые три этапа относятся к этноцентристским этапам. Под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Этноцентристская личность не воспринимает существование культурных различий. Последние стадии развития межкультурной чувствительности, как-то: принятие, адаптация, интеграция относятся к этнорелятивистским этапам. Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как чего-то неизбежного и позитивного, проходит через адаптацию к ним и может завершиться формированием межкультурной компетентной личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур. Именно система образования должна взять на себя задачу избавления людей от устаревших этноцентристских взглядов и замены их на этнорелятивистские, более соответствующие реалиям того единого мира, в котором мы живем.

Современному студенту необходимо обладать определенным объемом не только языковых, культурологических и социокультурных знаний, но и умениями, а также способностями, позволяющими ему адекватно проявлять себя в ситуациях межкультурного общения. Проблема межкультурного общения находит отражение в трудах великих мыслителей Нового времени - И.Г. Гердера, И.Ф. Гербарта, В. Гумбольдта, Я.А. Коменского, И. Канта и др. Идеи педагогов и учёных были признаны и получили дальнейшее развитие в педагогической теории и практике не только современников, но и в трудах зарубежных и отечественных учёных последующих столетий. Они легли в основу решения проблемы формирования готовности молодого поколения к межкультурному диалогу. Значимой вехой в истории развития рассматриваемой проблемы стало создание в 50-х годах теории межкультурной коммуникации Э. Холла и Д. Трагера.

Большое значение для развития теории и практики формирования готовности к межкультурному общению сыграли исследования, проведённые в России во второй половине ХХ века, связанные с трудами Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, И.Д. Пассова, С.Г. Тер-Минасовой, И.П. Халеевой и др.; о целесообразности формирования готовности к межкультурному общению еще в школьные годы говорится в работах М.П. Алексеевой, З.В. Возговой, М.Г. Кожаевой, М.А. Савзихановой и др. Анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить необходимость формирования готовности молодежи к межкультурному диалогу, что обусловлено противоречиями между возросшими требованиями к уровню готовности современного человека к межкультурному общению и невозможностью современных образовательных учреждений удовлетворить эту потребность; между необходимостью формирования готовности молодых людей к межкультурному диалогу в образовательном процессе вуза и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса. Актуальной задачей в связи с этим является пересмотр этических и культурных аспектов образования.

Оно должно знакомить студентов с основами культурологического знания. Это означает умение отбирать и интерпретировать факты, включая их в исторический контекст. Настало время применения системного подхода, то есть перехода от фрагментарного освоения межкультурной коммуникации на дисциплинарном и междисциплинарном уровнях к изменению содержания образовательных программ. При этом необходимо помнить, что межкультурное образование предполагает преподавание основ межкультурного взаимодействия не только на примере других культур, но прежде всего с учетом национальной культуры [1]. Это означает, что в учебных планах вуза должно быть усилено внимание к преподаванию российской культуры.

Анализ указанной проблемы ставит перед педагогами высшей школы закономерный вопрос о целенаправленном научении, о подготовке студента к жизни в полиэтническом обществе и к межкультурному взаимодействию. Тем самым образовательной целью является воспитание у студентов особых качеств, необходимых в межкультурном диалоге и выступающих на первый план в процессе межкультурного взаимодействия: открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и прочих межкультурных различий; настрой на кооперацию с представителями другой культуры; способность преодолевать стереотипы; готовность к модификации общения, применяемого в родной культуре.

Характерной чертой личности, обладающей высоким уровнем межкультурного общения является толерантность. Рассматривая феномен «толерантность» с позиций различных наук, следует отметить многообразие трактовок его сущности. Так, в философии толерантность предстает как отношение «я-ты» для достижения общности, как общечеловеческая ценность; в этике она трактуется как нравственный принцип межличностного взаимодействия и моральное качество личности, состоящее в совокупности установок на диалог. В психологии толерантность является бессознательной установкой, состоящей в эмоциональной готовности индивида к поиску и достижению общности между образом «Я» и претворенным в сознании индивида образом «другого». Часто толерантность рассматривается как способ преодолении антагонизма и неприятия. Однако эта позиция не является правомерной, поскольку не учитывает одно важное препятствие в межличностных отношениях, которое призвана преодолеть толерантность, а именно безразличие [6]. Таким образом, быть толерантным означает быть неравнодушным, внимательным и доброжелательным к окружающим.

Толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Этническое самопознание и самовоспитание с опорой на достижения опыта жизни разных этносов способствует духовно-нравственному развитию личности, оказывает существенное влияние на этническую самоидентификацию студента, способствует развитию и передаче в будущее традиций и обычаев этносов и возрождение этнических культур [4]. Таким образом, основной целью воспитания в современном вузе является формирование у студентов этнической толерантности как позитивного отношения к своей и иным этническим культурам, развитие этнокультурной компетентности и навыков межкультурного взаимодействия.

С понятием толерантности тесно связано понятие эмпатии, представляющее своего рода один из высших уровней последней. Благодаря эмпатии мы приобретаем способность непроизвольного перевоплощения в «других» людей с той целью, чтобы стать на их место и постараться почувствовать и понять то, как они чувствуют, почему так поступают. Эмпатия - главный путь самоактуализации человека и одно из условий совершенствования личности. Формирование у студентов эмпатии как психологического механизма межличностного взаимодействия связано с развитием умений соотносить свое и чужое, преодолевать неуверенность перед незнакомыми явлениями иного

лингвокультурного сообщества, принимать на себя новые роли в ситуациях межкультурного общения. Эмпатические умения позволяют прогнозировать возможные коммуникативные неудачи, а также избегать их. На наш взгляд, наиболее значимыми эмпатическими умениями, которые нужно развить у студентов вуза, являются следующие: принимать и понимать позицию другого человека; учитывать социокультурную специфику партнера по общению при выборе вербальных и невербальных средств общения; принимать и относиться уважительно к иной системе ценностей, иному мировидению и мировоззрению.

Помимо вышеназванных качеств, важным свойством является способность личности к адаптации в рамках двух и более культур, к так называемой межкультурной адаптации. Для личности, обладающей этой способностью, характерны такие качества, как уважение и толерантное отношение к культурной самобытности народов других стран и своего народа, готовность и способность изменять стереотипные представления, преодолевать предрассудки в связи с приобретением новых знаний и опыта, осознание и проявление себя как равноправного и полноценного субъекта диалога культур, способного осуществлять адекватное межкультурное взаимодействие. Отсюда следует, что межкультурная адаптация является необходимой способностью личности современного студента.

В заключение можно сказать, что содержание понятия «готовность студентов к межкультурному диалогу» сопряжено с формированием личностных качеств, проявляющихся в способности успешно осуществлять взаимодействие с партнёрами по общению, принадлежащими к иным культурам, на основе стремления реализовать себя в социально значимых делах поликультурного мира; а также формирование готовности студентов к межкультурному диалогу входит в разряд наиболее актуальных задач для современного образования и общества, которые все больше становятся полиэтническими. В этой ситуации идеологией государства становится мультикультурализм и межкультурная компетентность, то есть позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных и политических институтов общества к потребностям разных культурных групп. Члены полиэтнических обществ должны понимать положительные стороны мультикультурализма, разнообразия культур. По определению исследователя Т.Г. Грушевицкой [3] к ним относятся: способность общества к адаптации, наличие здоровой конкуренции, необходимой для динамично развивающегося общества, широкие возможности для выбора разнообразных путей в жизни.

Литература

1. Ваулина, Л.Н. Актуальные вопросы межкультурного взаимодействия // Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы: материалы международной науч.-практ. конф. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - С. 43-47.

2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. -М.: Изд-во МГУ, 2008. - 352 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М., 2003. - 267 с.

4. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. - 186 с.

5. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. М., 2004. - № 4. - С. 48- 53.

6. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. Дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.