Научная статья на тему 'Проблема формирования эффективной концепции регулирования рынка труда'

Проблема формирования эффективной концепции регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / КАЧЕСТВО ТРУДА / КОНТРОЛЬ / КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / КУПЛЯ-ПРОДАЖА / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / НАЙМ / ОТНОШЕНИЯ / РАБОЧАЯ СИЛА / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ТЕОРИЯ РЫНКА ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепилкина Е. П.

В статье рассмотрены проблемы формирования и развития рынка труда в пореформенной экономике России. Анализируются вопросы занятости и безработицы, являющиеся одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В этой связи предложены приоритетные направления в области формирования государственной политики регулирования рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования эффективной концепции регулирования рынка труда»

n

ЛЕПИЛКИНА Е.П.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ

РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Лепилкина Е.П., Кубанский Государственный университет, соискатель кафедры теоретической экономики, e-mail: Katrina555@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы формирования и развития рынка труда в пореформенной экономике России. Анализируются вопросы занятости и безработицы, являющиеся одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В этой связи предложены приоритетные направления в области формирования государственной политики регулирования рынка труда.

Ключевые слова: занятость; качество труда; контроль; концепция регулирования рынка труда; купля-продажа; методология; механизм регулирования рынка труда; найм; отношения; рабочая сила; роль государства; рынок труда; социальное партнерство; социально-экономическая политика; стимулирование; теория рынка труда; экономическое пространство; эффективность

Коды классификатора JEL: J 21, J 28

Глубинные преобразования социально-экономического развития страны существенно затронули сферу трудовых отношений. В период рыночных преобразований рынок труда формировался в условиях

отсутствия эффективной концепции его регулирования. Между тем занятость и ее регулирование пред- ^

ставляются важной и актуальной проблемой, поскольку от уровня ее решения зависит не только общее I-

состояние национальной экономики, но и темпы ее развития, степень сбалансированности, сохранение щ основных пропорций. В социально-экономическом плане совершенствование форм, методов и практики

государственного регулирования занятости населения в России может способствовать уменьшению без- ^

работицы, повышению эффективности реализации основных направлений политики занятости, обеспе- z

чению социальной защищенности различных социально-демографических групп населения в процессе ш

адаптации к рыночным отношениям. ;>

Осуществление эффективной и продуманной политики на рынке труда требует дальнейших исследо- ^^

ваний в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Особую значимость при этом при- щ

обретают такие конкретные проблемы как: выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости, □

соотношение частных и государственных инициатив, централизация и децентрализация в этой области. О Необходимо также глубокое осмысление практики регулирования рынка труда на институциональном уровне, с учетом произошедших в последнее время изменений общеэкономической ситуации в стране, с целью выработки эффективной концепции регулирования рынка труда.

Рынок труда представляет собой специфическую форму функционирования рыночных отношений в

сфере занятости. В экономической литературе последних лет, в зависимости от методологии и конкрет- ££

ных целей исследования, выделяются различные концептуальные подходы к его определению. Их ана- ® лиз показывает, что они характеризуются определенной преемственностью и непротиворечивостью, что и

позволило автору комплексно определить рынок труда как социально-экономическую систему, представ- ^

ляющую: а) совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; б) эко- ^ номическое пространство - сферу трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы

рабочей силы; в) механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и ®

наемными работниками. о

Интересным представляется определение рынка труда, данное А.И. Рофе, по мнению которого «рынок q

труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей ^

и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют ^

покупатели и продавцы специфического товара-труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласо- q

вание цены и условий труда между работодателями и наемными работниками» [4]. Данное определение q

охватывает каждый из подходов (система отношений, пространство, механизм) подчеркивает сущностные о

стороны понятия «рынок» и тем самым отражает его многогранность. о

Участвуя в формировании рыночных отношений на основе наемного труда, субъекты рынка труда не о

только противостоят друг другу, но и взаимозависимы между собой. Во взаимодействии различных собс- cl

твенников экономических ресурсов нами видится источник товарности отношений на рынке труда. К со- ^

жалению, признание рыночных отношений в сфере занятости в постсоциалистической экономике пока не Е

повлекло за собой методологической четкости в анализе данного явления. Вопрос о соотношении понятий ф «рынок труда» и «рынок рабочей силы» является дискуссионным.

В марксистской экономической литературе употребляется термин «рынок рабочей силы», поскольку, §

на нем покупается и продается рабочая сила. Наемный работник получает заработную плату за свои спо- ф

собности к труду, а не за труд [3]. К.Маркс, исследуя механизм рынка труда, исходил из того, что, рабочая i

сила является товаром, а производственные отношения выступают в форме купли-продажи рабочей силы, ^

где ее ценой является заработная плата. Тогда удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны рабо- g

тодателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномомен- ^

Ш

О о

I—

ф

тные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества.

Исходя из определения, данного К. Марксом, наемного труда и иррациональности обмена, в котором участвует рабочая сила, в отечественных исследованиях наиболее стереотипной стала трактовка объекта отношений на рынке труда в образе рабочей силы как специфического товара. Имеет своих сторонников и представление о том, что особенным товаром на рынке труда является труд. Учитывая принципиальность данного вопроса, остановимся на нем поподробнее.

В немарксистской литературе употребляется термин «рынок труда», а под рабочей силой понимается определенный контингент трудоспособного населения. Есть точка зрения, основывающаяся на том что, поскольку, труд не является товаром, то «рынок труда» в действительности является «рынком рабочей силы». Однако, словосочетание «рынок труда» вошло в научный оборот и устоялось как термин, являющийся фактически синонимом понятию «рынок рабочей силы».

Как известно, рабочая сила является индивидуальной способностью к труду, которая слита с личностью человека и выступает его важнейшим атрибутивным свойством. Данная способность - лишь потенция, которая реализуется, будучи включенной в совокупную рабочую силу и соединяясь в экономической деятельности с факторами производства. Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на нее и платят за предоставляемые ей услуги труда. На наш взгляд, объектом рыночных отношений становится рабочая сила, предоставляющая услуги труда, а не сам труд, который осуществляется в процессе производства. Обмен данной способности на определенное денежное вознаграждение осуществляется, как правило, через оценку трудовых результатов, что служит, на наш взгляд, аргументом в П пользу того, что на рынке труда покупаются именно услуги труда.

Л) Дополнительным аргументом служит и то, что именно услуга труда обладает всеми необходимыми О атрибутами как предмет купли-продажи на рынке труда. Ведь в классической сделке купли-продажи про® исходит смена форм собственности. Но, вступая в отношения найма, наемный работник по-прежнему сохраняет за собой собственность своей рабочей силы, передавая работодателю лишь предоставляемые ею а услуги труда. В попытке разрешить это противоречие выдвигается точка зрения об аренде рабочей силы Й [1]. Но найм рабочей силы в таком случае должен принимать отличную от купли-продажи форму арен-Ш дных отношений. В действительности же найм осуществляется в форме трудового контракта, где четко 2 определяется объект сделки - предоставляемые услуги труда.

° В экономической науке существует несколько подходов к анализу механизма функционирования рын-

□ ка труда. Наиболее широко известными из них являются: классический (неоклассический), марксистский,

□ кейнсианский, монетаристский и институциональный. Каждая из концепций в отдельности не дает полной и ^ адекватной картины механизма функционирования рынка труда, хотя и отражает отдельные его элементы. ф Концептуальные основания исследования социально-экономических процессов в сфере рынка труда,

0 представленные в работах западных экономистов, вполне могут выступить в качестве методологических ф предпосылок теории рынка труда, формирующейся в переходной экономике России. В настоящее время в ё отечественной экономической литературе ведется активная работа по развитию концепций механизмов о. функционирования и регулирования рынка труда, предполагающих учет достижений мировой экономика ческой мысли и особенностей функционирования российской экономики. В целом сформировался взгляд

1 на рынок труда как систему социально-экономических отношений между субъектами рынка труда по по-о воду комплекса трудовых отношений. Однако существует широкое и узкое понятие рынка труда, посколь-

0 ку исследователи по-разному трактуют включение тех или иных сфер социально-трудовых отношений в

1 рамки границ рынка труда [5].

со Важнейшими характеристиками рынка труда являются: спрос, предложение, степень их сбалансиро-о ванности, цена и качество рабочей силы, конкуренция. На них и другие компоненты рынка труда довольно о активно влияют государственная политика, а также служба занятости населения, органы местного само-^ управления, работодатели и их ассоциации, кадровые агентства. При этом профсоюзы и их объединения, а о так же общественные организации влияют на рынок труда только опосредованно через взаимодействие на о другие субъекты рынка труда в рамках социального партнерства.

о К основным элементам социально-экономической политики государства, влияющим на характеристи-о ки рынка труда, относятся: государственная инвестиционная политика, финансово-кредитная и налоговая

0 политика, демографическая, социальная, миграционная, образовательная, а так же политика доходов и зао рплаты. Методы государственного воздействия на рынок труда могут быть дифференцированы на пря-^ мые: административные и экономические, а также косвенные: экономические. Собственно говоря, любое

1 вмешательство государства в экономическую и социальную сферу оказывает влияние на рынок труда. По ^ мнению автора, регулирование рынка труда есть совокупность целенаправленных мер государственного ю и негосударственного воздействия на основные его характеристики, осуществляемых субъектами рынка

труда самостоятельно либо во взаимодействии с другими субъектами при решении возложенных на них ^ задач для достижения определенных целей.

си Регулирование рынка труда призвано повысить минимальную зарплату и улучшить условия работы. ц Следовательно, оно воздействует на такие показатели, как уровень занятости, масштаб долгосрочной безо работицы, разброс зарплат и производительность труда. Регулирование рынка труда способствует «кон-о центрации» безработицы в определенных категориях рабочей силы, поскольку связанный с ним высокий (Т) уровень зарплат и выгодные для работников условия найма вынуждают фирмы избегать приема на работу

людей, не имеющих хорошей «трудовой биографии». В эту категорию попадают люди, остававшиеся без работы относительно долгий срок (несколько месяцев), и вообще неквалифицированная рабочая сила, которая таким образом остается за бортом [6].

В общем плане, в трансформационной экономике, рынок труда наряду с имманентными ему регуляторами сохраняет прежние элементы системы управления трудом: государственные гарантии занятости населения, централизованное регулирование минимальной заработной платы, ставок тарифов и окладов в бюджетной сфере. По мере продвижения к цивилизованному рынку труда складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием занятости. Особую роль здесь играют рыночные формы и методы инвестирования в рабочие места, формирование реальной заработной платы исходя из прожиточного минимума, социальное страхование работников наемного труда от экономических рисков, включая безработицу. При этом государственное содействие занятости постепенно должно принимать форму косвенного, индикативного воздействия на процессы перемещения рабочей силы по отношению к рабочим местам. Управление занятостью - приобретать черты целенаправленного предоставления государственных гарантий безработным и поддержания рабочих мест для работников, находящихся под угрозой увольнения. Одновременно, в связи с регионализацией рынков труда, должна быть осуществлена децентрализация регулирования социально-трудовых отношений и деконцентрации фондов содействия занятости. Институциональное усложнение системы регулирования объективно должно отражать многомерность и структуризацию рынка труда, особенности трансформационных процессов в системе занятости.

Главным институциональным элементом инфраструктуры рынка труда является специальная государственная служба занятости. Ее деятельность направлена, прежде всего, на поддержание занятости на

П

действующих предприятиях, сохранение и перепрофилирование существующих рабочих мест, предотвра- ^

щение массового высвобождения работников и борьбу с безработицей путем трудоустройства и профебс- Ь

сиональной подготовки, переподготовки зарегистрированных безработных. щ

Между тем практика реформ привела к деструктуризации рынка труда, переориентировав цели политики занятости в сторону самодовлеющих в социально-трудовой сфере. Так в 2000-2005 гг. более половины ^ средств по федеральным программам содействия занятости было обращено на поддержание рабочих мест и И другие мероприятия, относимые к активной политике занятости, но из года в год снижалась эффективность Ш их использования. Например, из предусмотренных программой 260 тыс. дополнительных рабочих мест к ]> 2006 г. было создано 38 %, а компенсации заработной платы получили лишь 14 % работников, формально охваченных соответствующими мероприятиями [2]. В результате рост безработицы не был приостановлен, щ а в ряде регионов страны возникла хроническая задолженность по выплате пособий зарегистрированным □ безработным. О В связи с этим требуют пересмотра основные направления государственного регулирования рынка . труда. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости явля- 0 ется одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой £ области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), осу- ^ ществляется регистрация безработных. Однако этим ограничиваться нельзя.

Пор нашему мнению, можно сформулировать четыре основных направления государственного регули- $ рования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа х

рабочих мест. Во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. В-тре- ^

тьих, программы содействия найму рабочей силы. В-четвертых, программы по социальному страхованию о безработицы, связанные с выделением средства на пособия безработным.

Реализация этих мероприятий может не только стабилизировать рынок труда, но и осуществить ка- $ чественную его перестройку. Прежде всего, это касается проблемы воспроизводства рабочей силы. Она о

сегодня не в состоянии как раньше выступать в качестве главного компенсационного ресурса. о

Важной проблемой повышения эффективности функционирования рынка труда является невостребо- ^

ванность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности. Наукоем- ^

кие и инновационные сектора отечественной экономики катастрофически нуждаются в притоке новых ¡5

кадров, поскольку здесь в пореформенный период произошло естественное старение и в какой-то мере о

деквалификация персонала. Частично разрушены научные школы, снижается качество образования, вклю- о чая и инженерные науки. В связи с этим требуется синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на о

восстановление основного, человеческого и ресурсного потенциала экономики. о

Таким образом, состояние сферы труда определяется не только политикой государства, но и экономи- оь

ческой конъюнктурой, научно-техническим прогрессом, демографическими и миграционными процесса- Ц

ми, степенью вовлеченности страны в мировое хозяйство. Действие этих факторов приводит к появлению Е

принципиально новых тенденций в области труда и занятости. ф

Важной представляется и проблема формирования в экономике России нового облика рабочей силы. В отраслевой структуре рабочей силы усиливаются сдвиги, выражающиеся в ее дальнейшей урбанизации, §

перетоке труда из отраслей материального производства в сферу производства нематериальных форм бо- ф

гатства и услуг. Такая трансформация выглядит вполне обоснованной и отвечающей требованиям развива- ^

ющейся рыночной экономики. о

Нельзя не учитывать и гендерный аспект экономики, который сегодня является достаточно важным, § поскольку доля женского труда в общем объеме производства постоянно растет. Сейчас женщины состав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.