Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЧНОСТИ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЧНОСТИ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МЕТОДИКА / ШКОЛА / СЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снежицкий Павел

Проблема двигательно-культурной грамотности человека как когнитивной основы здорового образа жизни в последние годы в Республике Беларусь (как и во всем мире) становится все более актуальной. Причиной тому являются прогрессирующая уже с детского возраста динамика заболеваний опорно-двигательного аппарата и связанные ними психосоматические и неврологические дисфункции, приводящие впоследствии к внутренним болезням человека. Сельское сообщество здесь не является исключением. Цель статьи - представление результатов педагогической инновации по формированию двигательно-культурной грамотности личности в сельском сообществе. Основными материалами и методами исследования являются научно-теоретический анализ, обобщение и синтез результатов исследований других авторов, а также собственных. Последние представлены в статье данными индикаторов педагогического контроля знаний, умений, навыков и физического состояния субъектов образовательного пространства сельской школы на основе анкетирования, соматометрии, физиометрии, хронометрии. Исследование эффективности методики формирования двигательно-культурной грамотности личности проводилось в рамках естественного педагогического эксперимента в 2017-2020 гг. в 23 учреждениях общего образования сельской местности Республики Беларусь с охватом около тысячи сельских жителей в возрасте от 3 до 79 лет. Результатом инновации явилось внедрение одноименной методики в образовательное пространство сельских школ как двигательно-культурных центров и ее экспериментально-педагогическое обоснование. Педагогическим экспериментом установлено, что система внедряемых организационно-образовательных и социально-педагогических мероприятий способствует осознанию большинством представителей сельского сообщества значения двигательной культуры как фактора здоровьесозидательного совершенствования природы человека на основе компенсации дисбаланса между реальным объемом и качеством двигательной деятельности личности и существующей необходимостью природосообразной коррекции указанных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION PROBLEM OF THE INDIVIDUAL MOTOR AND CULTURAL LITERACY AMONG THE SUBJECTS OF THE RURAL SCHOOL EDUCATIONAL SPACE

The motor and cultural literacy problem of a person as a cognitive basis for a healthy lifestyle in recent years in the Republic of Belarus (as well as throughout the world) has become increasingly relevant. The reason for this is the progressing dynamics of the musculoskeletal system diseases, starting from childhood, and the related psychosomatic and neurological dysfunctions, which subsequently lead to internal human diseases. The rural community is no exception here. The purpose of the article is to present the results of pedagogical innovation in the motor and cultural literacy formation of a person in a rural community. The main research materials and methods used in the study are scientific and theoretical analysis, generalization and synthesis of other authors research results, as well as their own. The latter are presented in the article by the indicator data of pedagogical knowledge control, skills and subjects physical condition of the educational space of a rural school based on questioning, somatometry, physiometry, chronometry. The study of the methodology effectiveness for the motor and cultural literacy formation of the individual was carried out as part of a natural pedagogical experiment in 2017-2020 in 23 institutions of general education in rural areas of the Republic of Belarus, covering about one thousand rural residents aged 3 to 79 years. The result of the innovation was the implementation of the same name methodology into the educational space of rural schools as movement and cultural centers and its experimental and pedagogical justification. The pedagogical experiment has established that the system of organizational, educational and socio-pedagogical measures being implemented contributes to the awareness of the motor culture importance by the majority of rural community representatives as a factor in the health-creative improvement of human nature based on compensation for the imbalance between the real volume and quality of the individual's motor activity, on the one hand, and the existing need for a natural environment correction of these categories on the other hand.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЧНОСТИ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

УДК 37.018.523: 796.011.3

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)3.03

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЧНОСТИ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Снежицкий Павел Владимирович

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Гродненский государственный аграрный университет (Гродно, Беларусь). E-mail: snezhickij@gmail. com; Orcid: https://orcid.org/0000-0003-4855-9527.

THE FORMATION PROBLEM OF THE INDIVIDUAL MOTOR AND CULTURAL LITERACY AMONG THE SUBJECTS OF THE RURAL SCHOOL EDUCATIONAL SPACE

Snezhitsky Pavel Vladimirovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Physical Education and Sport Department, Grodno State Agrarian University (Grodno, Belarus). E-mail: snezhickij@gmail.com; Orcid: https://orcid.org/ 0000-0003-4855-9527.

Следует цитировать / Citation:

Снежицкий П. В. Проблема формирования двигательно-культурной грамотности личности у субъектов образовательного пространства сельской школы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2022. — 27 (3). — С. 42-53. URL: http://journal.asu. ru/index. php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)3.03.

Snezhitsky P. V. (2022). The formation problem of the individual motor and cultural literacy among the subjects of the rural school educational space. Health, Physical Culture and Sports, 27 (3), рр. 42-53 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index. php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/ zosh(2022)3.03.

Поступило в редакцию / Submitted 22.05.2022

Принято к публикации / Accepted 28.07.2022

Аннотация. Проблема двигательно-культурной грамотности человека как когнитивной основы здорового образа жизни в последние годы в Республике Беларусь (как и во всем мире) становится все более актуальной. Причиной тому являются прогрессирующая уже с детского возраста динамика заболеваний опорно-двигательного аппарата и связанные ними психосоматические и неврологические дисфункции, приводящие впоследствии к внутренним болезням человека. Сельское сообщество здесь не является исключением. Цель статьи — представление результатов педагогической инновации по формированию двигательно-культурной грамотности личности в сельском сообществе. Основными материалами и методами исследования являются научно-теоретический анализ, обобщение и синтез результатов исследо-

ваний других авторов, а также собственных. Последние представлены в статье данными индикаторов педагогического контроля знаний, умений, навыков и физического состояния субъектов образовательного пространства сельской школы на основе анкетирования, со-матометрии, физиометрии, хронометрии. Исследование эффективности методики формирования двигательно-культурной грамотности личности проводилось в рамках естественного педагогического эксперимента в 2017-2020 гг. в 23 учреждениях общего образования сельской местности Республики Беларусь с охватом около тысячи сельских жителей в возрасте от 3 до 79 лет. Результатом инновации явилось внедрение одноименной методики в образовательное пространство сельских школ как двигательно-культурных центров и ее экспериментально-педагогическое обоснование. Педагогическим экспериментом установлено, что система внедряемых организационно-образовательных и социально-педагогических мероприятий способствует осознанию большинством представителей сельского сообщества значения двигательной культуры как фактора здоровьесозидательного совершенствования природы человека на основе компенсации дисбаланса между реальным объемом и качеством двигательной деятельности личности и существующей необходимостью природосообразной коррекции указанных категорий.

Ключевые слова: двигательная культура личности, методика, школа, сельское сообщество

Annotation. The motor and cultural literacy problem of a person as a cognitive basis for a healthy lifestyle in recent years in the Republic of Belarus (as well as throughout the world) has become increasingly relevant. The reason for this is the progressing dynamics of the musculoskeletal system diseases, starting from childhood, and the related psychosomatic and neurological dysfunctions, which subsequently lead to internal human diseases. The rural community is no exception here. The purpose of the article is to present the results of pedagogical innovation in the motor and cultural literacy formation of a person in a rural community. The main research materials and methods used in the study are scientific and theoretical analysis, generalization and synthesis of other authors research results, as well as their own. The latter are presented in the article by the indicator data of pedagogical knowledge control, skills and subjects physical condition of the educational space of a rural school based on questioning, somatometry, physiometry, chronometry. The study of the methodology effectiveness for the motor and cultural literacy formation of the individual was carried out as part of a natural pedagogical experiment in 2017-2020 in 23 institutions of general education in rural areas of the Republic of Belarus, covering about one thousand rural residents aged 3 to 79 years. The result of the innovation was the implementation of the same name methodology into the educational space of rural schools as movement and cultural centers and its experimental and pedagogical justification. The pedagogical experiment has established that the system of organizational, educational and socio-pedagogical measures being implemented contributes to the awareness of the motor culture importance by the majority of rural community representatives as a factor in the health-creative improvement of human nature based on compensation for the imbalance between the real volume and quality of the individual's motor activity, on the one hand, and the existing need for a natural environment correction of these categories on the other hand.

Key words: motor culture of a person, methodology, school, rural community

«Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание...»

(Н. И. Пирогов)

Введение. Последние десятилетия инфраструктура и демография сельской местности в Республике Беларусь претерпели достаточно серьезные качественные

и количественные изменения, что существенно изменило уклад жизни на селе и выдвинуло на первый план в области общей и социальной педагогики ряд проблем, связанных с обеспе-

чением здоровья средствами физической культуры. Жизнедеятельности сельского населения всегда были присущи отличительные черты в сравнении с городским сообществом, однако, когда в последнее время уровень жизни по качеству коммунального и социального обслуживания в деревне приблизился к городскому, а в некоторых населенных пунктах и превзошел его, появилась актуальная необходимость пересмотра системы мероприятий по формированию здоровьесберегающего пространства сельской инфраструктуры, и в первую очередь учреждений образования (поскольку в настоящее время именно они являются основными культурно-педагогическими центрами по формированию здоровья сельского народонаселения).

В первую очередь это связано с кризисом когнитивного компонента двигательной сферы современного человека, что обусловлено противоречием между дефицитом в сознательной потребности в знаниях по формированию собственной двигательной активности и наличием ставшего общедоступным (благодаря современным информационно-компьютерным технологиям) огромного потенциала интеллектуального наследия в области физической культуры, созданного человечеством на протяжении тысячелетий (Абрамова, 2019; Линевич, 2019; Денисова, 2019; Тузова, 2019; Михальчи, 2022; М1геауеу, 2022; Белоуско, 2022). Это свойственно не только большинству представителей сельского сообщества, но и представителям большей части населения мира.

Для современного общества характерно то, что, как и прежде, осознанные и приведенные в систему занятия физическими упражнениями в режиме дня во имя (и во благо) своего здоровья и активного долголетия остаются уделом лишь небольшой группы энтузиастов (Выдрин, 1996; Ю. Ф. Курамшин, 1996; Николаев, 1996; Ахвердова, 2002; Магин, 2002). А самое печальное состоит в том, что даже среди специалистов в физкультурной сфере (тех, кто должен сам являться эталоном физической культуры и примером для подражания) в подавляющем большинстве (78,61%) ее уровень остается недопустимо низким (Снежицкий, 2018, 2020). И это при полном компетентно-

профессиональном понимании и осознании актуальности рациональной двигательной активности как одного из главных условий обеспечения эффективной деятельности человеческого организма как открытой биологической системы. Более того, зависимость от вредных, но в данном случае ни морально, ни этически недопустимых привычек (употребление алкоголя, табакокурение, гиподинамия, переедание и др.) среди учителей государственных учреждений образования, преподавателей учреждений высшего образования и других специалистов в области физической культуры находится на высоком уровне (58,7%), превосходя даже таковой показатель среди простых обывателей (53,2%). В целом, если взять в расчет приведенные результаты социологических исследований (а реальная картина будет еще менее привлекательной), то назвать высококультурными физически мы можем лишь единицы среди представителей современного социума (т. е. тех здоровых людей, которые являются эталоном телесной и двигательной культуры).

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что место физической культуры личности в шкале культурных ценностей человечества в наше время продолжает оставаться на последних позициях, не соответствуя ее должному значению как главной общечеловеческой ценности, обеспечивающей возможности общекультурного развития личности. Очевидно, что больной человек (а сложившаяся ситуация имеет болезнетворную теологию) не способен в полной мере к прогрессивному общекультурному гармоническому развитию личности.

В связи с этим, а также на основе научных исследований онтогенеза и филогенеза человека (и животных) другими авторами (Пирогов, 1841; Ушинский, 1864; Сеченов, 1902; Павлов, 1934; Фоули, 1990; Бальсевич, 2000) двигательная (как одна из основных онтогенетических программ) программа развития ребенка происходит на фоне его подражания примеру взрослых особей популяции. Это аксиома живой природы среди представителей разнообразной земной фауны, к которым себя относит и человек. Поскольку положительных

примеров в современной повседневной жизни для формирования физической культуры личности немного, подрастающее поколение, погруженное в социальную гиподинамическую и засоренную пищевой, алкогольной, никотиновой и иными зависимостями среду, вынуждено на подсознательном уровне (машинально) копировать стереотипы поведения взрослых (в первую очередь близких родственников) (Сычева, 2004; Султанова, 2009; Слугин, 2018; Кустова, 2020; Снежицкий, 2021, 2022). И лишь к зрелому возрасту к ним приходит запоздалое понимание порочности подобных примеров. Однако после осознания этого, уже ставшие взрослыми, они очень редко выбирают здоровьесозидание как стиль собственной жизни (Снежицкий, 2021).

На основе анализа и синтеза научной литературы (и содержащихся там теоретических и практических положений исследований авторов в области биологии, физиологии, психологии и педагогики) (Ушинский, 1864; Сеченов, 1902; Павлов, 1934; Фоули, 1990; Выдрин, 1996; Курамшин, 1996; Николаев, 1996; Баль-севич, 2000; Столяров, 2017), а также результатов собственных педагогических наблюдений можно заключить, что дети физически гораздо культурнее большинства взрослых, даже на уровне естественно-средовой реализации онтогенетической программы биологического двигательного развития человеческого организма в цивилизационно-историческом контексте. Учитывая данный факт, главную задачу социальной педагогики (ибо именно ей здесь принадлежит ведущая роль) в системе физического воспитания, необходимо вооружиться принципом «не навреди» или «огради». И именно в сельской местности роль учреждения образования в этой миссии является ведущей, поскольку других социально-образовательных и культурно-воспитательных центров, обладающих подобным кадровым и материальным ресурсом, просто нет. Поэтому для педагогов ограничиться простым созерцанием «произрастания детей в социуме» было бы не совсем правильно. На наш взгляд, только активное сотрудничество с детьми на поприще формирования физической (а именно двигательной и телесной) культуры лично-

сти взрослых может быть достаточно эффективным, а главное, полезным как первым, так и последним. Поэтому методика физического воспитания в семье, когда вектор инициации двигательной активности исходит от детей к взрослым (образовательно-реверсивный подход), имеет довольно большие перспективы. При этом для «двигательного подражания наоборот» (когда взрослые подражают детям) наиболее оптимальным возрастом являются дети от 3 до 10 лет, а с 11 до 16 лет они вполне могут быть мотивированными проводниками двигательного воспитания, имеющего под собой культурную, рациональную, приро-досообразную и когнитивную основы. Таким образом, цель нашего исследования в разработке и обосновании методики формирования дигательно-культурной грамотности личности в сельском сообществе на основе образовательно-реверсивного подхода является своевременной и достаточно актуальной.

Методы и организация исследования. Данная статья носит теоретико-методологический, социальный и экспериментально-педагогический характер, поэтому в работе используются для обобщения, анализа, синтеза и обоснования основных научных положений результаты изучения научно-методической и специальной литературы, анкетирования, педагогического эксперимента. Исследование эффективности методики формирования дви-гательно-культурной грамотности личности проводилось в рамках естественного педагогического эксперимента в 2017-2020 гг. в 23 учреждениях общего образования сельской местности Республики Беларусь с охватом около тысячи сельских жителей в возрасте от 3 до 79 лет.

Результатом инновации явилось экспериментально-педагогическое обоснование и внедрение методики формирования дви-гательно-культурной грамотности личности в образовательное пространство сельских школ, выполняющих роль двигательно-куль-турных центров агрогородков.

Дискуссия. Методика формирования дви-гательно-культурной грамотности личности у субъектов образовательного пространства сельской школы преследует именно те цели, ко-

торые способствуют выработке деятельно-когнитивного алгоритма от осознания необходимости в получении и применении актуальных знаний до овладения эталонными природосо-образными двигательными действиями, обеспечивающими здоровые условия трудовой и досуговой деятельности на различных этапах жизни человека в онтогенезе. В основе методики лежит формирование у взрослых принятия того, что здоровье человека, данное ему от природы, нуждается в постоянном взаимодействии с ней (природой), а человеческое тело является единственным сосудом, носителем и проводником его интеллектуальных и духовных потенций. Человек эволюционировал в живой природе как активное, неотделимое от движения существо, не способное эффективно функционировать в обездвиженном теле, наоборот, нуждающемся в постоянном прогрессирующем развитии собственной двигательной сферы. Основными принципами физически (двигательно и телесно) культурного человека должны стать следующие: «подвижный в подвижном» и «в здоровом теле здоровый дух».

Областью применения методики стала физическая культура личности (двигательная культура, телесная культура, поведенческая культура, культура питания, культура труда и отдыха) в сельском сообществе, передаваемая по каналам «культурной преемственности» семейного, «цехового», общинного двигательного воспитания умений и навыков повседневного физического труда, быта и досуга, на основе осознанного принятия указанного образа жизни. Объектом применения методики выступили субъекты образовательного пространства сельской школы (сельское население в возрасте от 3 лет, принимающее участие в формировании образовательного пространства сельских учреждений образования). Ведущими объектами методики были определены педагоги и обучающиеся учреждений образования сельской местности: транслирующее алгоритмы получения и осознания актуальных знаний, умений и навыков звено в системе «школа — семья, соседи, односельчане». Ведомыми (но не пассивными) объектами методики стали представители ближайшего со-

циального окружения обучающихся (родители, братья и сестры, дедушки и бабушки, соседи, односельчане и другие представители сельского сообщества), активно участвующие в формировании образовательного пространства сельской школы.

Реализация методики осуществлялась на основе следующих педагогических подходов: личностно-деятельностный, деятельно-мотивирующий, деятельностно-познаватель-ный, деятельностно-поведенческий. В основе методики лежит личностно-деятельност-ный подход, обеспечивающий создание условий по получению всеми субъектами образовательного пространства сельской школы знаний в формировании самосознания индивида как единственно возможного способа гармоничного существования физически культурного подвижного субъекта неотъемлемо от подвижной природной среды. Деятельно-мотивирующий подход способствовал созданию проблемных образовательных и воспитательных ситуаций, вызывающих у обучающихся стремление к получению актуальных знаний для формирования собственной двигательной и телесной культуры личности, а также желание транслировать указанные знания на свое ближайшее социальное окружение (на классных часах, факультативах, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводимых с обязательным привлечением других субъектов образовательного пространства сельской школы). Деятельностно-познавательный подход обеспечивал создание условий для самостоятельного получения актуальных знаний (использование в образовательном процессе по учебным дисциплинам и внеклассным занятиям опережающих заданий, предполагающих получение актуальной информации по формированию двигательной и телесной культуры личности посредством дистанционного обучения на основе работы с удаленными источниками в сети Интернет). Деятельност-но-поведенческий подход охватывал создание условий для успешной реализации онтогенетической программы ребенка в развивающей двигательную сферу искусственно созданной движеньеинициирующей среде. Иницииро-

вание (в противовес современному подавлению) двигательной активности обучающихся на общеобразовательных уроках, выражающееся в приглашении детей всегда подниматься с места и иногда выходить к классной доске во время ответа, свободно передвигаться по классу во время самостоятельной работы на уроке, а также в проведении большего количества нетрадиционных уроков «без парты», сидя на ковре, в процессе прогулок по классу, коридору, школьному двору и т. д.

Основными методами реализации методики стали:

1) метод словесного взаимодействия:

— дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция об основах строения тела человека, механизмах адаптации к внешней среде и физическим нагрузкам, биомеханике движений, реализации двигательной антропогенной программы человека и т. п.;

— инструктирование, комментарии, распоряжения, команды, замечания по вопросам индивидуализации двигательных режимов для каждого индивида, рациональности выполнения двигательных действий в повседневной жизни, необходимости соблюдения основных правил выполнения восстановительных физических упражнений сообразно специфике жизнедеятельности и индивидуальным особенностям человека;

2) методы обеспечения наглядности:

— метод непосредственной наглядности эталонной двигательной и поведенческой культуры на примере конкретных физически высококультурных представителей учреждения образования, с сопровождением метода словесного разбора для усиления эффекта понимания обучающимися приоритета рациональности эталонных или близким к таковым двигательных действий и поведенческих алгоритмов;

— методы опосредованной наглядности, включающие подготовку, размещение на сайте учреждения образования и демонстрацию наглядных пособий, обучающих видеофильмов и видеороликов, мульти- и медиапрезен-таций, демонстрации муляжей человеческого тела и моделирования эталонных поз, локомо-ций и манипуляций двигательной культуры че-

ловека. Они сопровождаются самостоятельной аналитической воспроизводимой деятельностью обучающихся (рисунки двигательного действия и его реальное повторение);

— методы направленного прочувственного двигательного действия, позволяющие направлять помощь учителя обучающемуся путем механического проведения его частей тела согласно эталону выполнения двигательного действия; выполнение упражнения в замедленном темпе с фиксацией положений тела и его частей в ключевых моментах структуры двигательного действия; использование тренажерных устройств, позволяющих почувствовать технический рисунок выполнения двигательного действия;

— методы срочной информации, позволяющие получать оперативные сведения о функциональном и физическом состоянии обучающихся во время занятий физическим трудом и физическими упражнениями.

Средствами реализации методики в этом случае выступают книги, сайты, компьютеры, планшеты, смартфоны, спортивный индивидуальный портативный инвентарь.

Для внедрения и реализации методики был определен следующий организационно-дидактический алгоритм:

шаг 1 — сбор первичной информации для обеспечения планирования учебной и воспитательной работы по формированию дея-тельностно-когнитивного алгоритма двигательной культуры и здорового образа жизни субъектов образовательного пространства сельской школы;

шаг 2 — разработка и проведение тематических классных часов, факультативов, спортивных вечеров, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, способствующих повышению мотивации и стремления к получению актуальных знаний для формирования двигательной культуры личности;

шаг 3 — разработка веб-страниц на сайте учреждения образования с примерными вкладками (содержащими ссылки на аналогичные сайты):

— «Что я знаю и что не знаю о себе и своем здоровье» (содержит диагностический ин-

струментарий — анкеты, тесты, функциональные пробы и др., позволяет получить более полное представление об уровне собственной двигательной и телесной культуры, функциональном и физическом состоянии организма, а также уточнить пробелы в знаниях, необходимых для формирования здорового образа жизни, и определить глубину различий настоящего и надлежащего положения на пути формирования физической культуры личности);

— «Я на пути к физическому совершенству» (содержит информацию об современных оздоровительных системах, методиках занятий физическими упражнениями, педагогических технологиях формирования двигательной и телесной культуры);

— «Форум по основным вопросам формирования двигательной культуры и образа жизни в нашей школе» (является средством обратной связи и индикатором эффективности проводимых мероприятий среди обучающихся и их ближайшего социального окружения, служит одним из источников корректировки содержания планирования учебной и воспитательной работы в учреждении образования);

шаг 4 — создание на сайте учреждения образования электронной медиатеки методического и дидактического материала по трансляции педагогического опыта работы по формированию двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы;

шаг 5 — сбор текущей промежуточной информации для коррекции и непосредственно сама коррекция планирования учебной и воспитательной работы по формированию деятельностно-когнитивного алгоритма двигательной культуры и здорового образа жизни субъектов образовательного пространства сельской школы в соответствии с актуальностью проводимых мероприятий;

шаг 6 — отслеживание, презентация и положительная мотивация лучших достижений обучающихся по формированию индивидуальной двигательной и телесной культуры среди остальных субъектов образовательного пространства сельской школы;

шаг 7 — сбор, обобщение, анализ первичной информации и оценка эффективности

учебной и воспитательной работы по формированию деятельностно-когнитивного алгоритма двигательной культуры и здорового образа жизни субъектов образовательного пространства сельской школы;

шаг 8 — подготовка и издание (размещение на сайте учреждения) методических рекомендаций по формированию деятельностно-ко-гнитивного алгоритма двигательной культуры и здорового образа жизни субъектов образовательного пространства сельской школы для трансляции педагогического опыта в образовательное пространство региона.

Методика формирования двигательно-культурной грамотности личности, реализуется на основе реверсивно-образовательно-го подхода (педагоги ^ учащиеся ^ родители ^ социальные партнеры) среди субъектов образовательного пространства сельской школы. На предварительном этапе методика предполагает освоение субъектами образовательного пространства сельской школы личностно-дея-тельностного подхода по диагностике, поиску и применению здоровьесозидательных знаний, позволяющих разностороннее использование средств естественно-средового и искусствен-но-средового компонентов биогеосоциоценоза сельской местности для формирования культуры статической и динамической осанки, базовых локомоций, двигательных манипуляций и имитаций в повседневной жизнеобеспечивающей деятельности личности в сельском сообществе. Методика представлена следующими этапами:

— проблемно-диагностический, состоящий из диагностики физического состояния индивида и выявления связанных с этим проблем среди слагаемых культуры его здоровья (двигательной и телесной культуры, культуры питания) в процессе внеклассной воспитательно-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе;

— антикультурно-негативирующий, предполагающий создание негативного отношения к антикультурной двигательно-поведенческой деятельности посредством установления гносеологических причинно-следственных связей патологических (болезненных) состояний физического тела человека и антикультурных

проявлений в его жизнедеятельности методами опосредованной коммуникации (сайт учреждения образования) и через систему внеклассных занятий (факультативы, классные часы, родительские собрания);

— культурно-позиционирующий, обеспечивающий формирование позитивного отношения к культурной двигательно-поведенче-ской деятельности на основе положительных примеров жизнедеятельности представителей сельского социума и выявленных гносеологических причинно-следственных взаимосвязей здоровых состояний физического тела человека и культурных проявлений в их жизнедеятельности методами опосредованной коммуникации (сайт учреждения образования) и через систему внеклассных занятий (факультативы, классные часы, родительские собрания);

— мотивационно-целевой, направленный на создание мотиваций и целевых установок, основанных на ценностях социальной и семейной педагогики, актуализирующих знания по созидательной двигательной деятельности, направленной на устранение диагностированных проблем физического состояния индивида средствами двигательной культуры на внеклассных занятиях в сельской школе и по месту жительства с помощью мотивированных обучающихся;

— поисково-прогностический, включающий поиск актуальных знаний и построение на их основе индивидуальных деятельно-кор-рекционных прогнозов по формированию двигательной культуры личности на ближайшую перспективу (месяц — квартал — полугодие — год) посредством различных форм образовательной деятельности: факультативы, классные часы, объединения по интересам, клубы и т. д.;

— практико-моделирующий, представляющий разработку визуально-виртуальной модели формирования двигательной культуры личности и методов практической реализации мотиваций и целевых установок на основе актуальных знаний и обоснованных прогнозов с использованием компьютерных технологий и методов опосредованной коммуникации;

— коррекционно-реализационный, состоящий из коррекции модели в процессе ее

реализации на основе получения новой информации о себе и о методах формирования двигательной культуры и культуры здоровья личности посредством индивидуальных консультаций с педагогами в сельской школе и самообразования;

— потребностно-прогрессивный и устой-чиво-мотивационный, обеспечивающий воспитание устойчивой мотивированной прогрессирующей потребности в получении новых знаний, актуальных по мере продвижения личности к эталону собственного гармоничного развития через самосозидательную функцию двигательной культуры средствами семейной и социальной педагогики (индивидуальные консультации с педагогами социально-психологической службы школы и совместные культурно-воспитательные мероприятия с участием всех членов семьи и представителей ближайшего социума).

Данные этапы методики тесно интегрированы и не могут быть отделены друг от друга. Только последовательно-сопряженная реализация предложенной структуры формирования двигательно-культурной грамотности личности позволяет на эффективном уровне обеспечить среди субъектов образовательного пространства сельской школы, которыми являются представители большинства сельского сообщества, необходимую теоретическую и методическую базу их двигательной культуры.

Основная задача, стоящая перед современной сельской школой, — это повышение качества образования без причинения вреда здоровью обучающихся. Она предполагает овладение знаниями, умениями и навыками по предметам учебного плана на принципиально новом уровне осознанных компетенций, ключевой среди которых является «компетенция здоровьесбережения и здоровьесозидания». Для оценки качества сформированности данной компетенции у субъектов образовательного пространства сельских школ применяется набор специальных индикаторов. В данном случае индикаторами являются количественные показатели (единица измерения — число, балл, уровень, процентное соотношение), характеризующие текущее состояние объекта из-

учения, анализ которых позволяет судить о его качестве и предоставляет возможность выполнить оценку эффективности средств процесса передачи и усвоения знаний между педагогически взаимодействующими субъектами.

Оценка эффективности методики формирования двигательно-культурной грамотности личности среди субъектов образовательного пространства сельской школы включает в себя три блока индикаторов: индикаторы процесса, индикаторы результатов и индикаторы эффективности использования информационных ресурсов. Индикаторы процесса представлены показателем различий собственного индивидуального когнитивного прогресса (знание, владение и применение в повседневной жизни на необходимом уровне здоровьесозида-тельных двигательно-культурных алгоритмов). Индикаторы результатов представлены промежуточными и итоговыми когнитивными достижениями, являющимися основой для самоанализа и коррекции здоровьесозидательных двигательно-культурных алгоритмов (педагогические тесты). Индикаторы эффективности использования информационных ресурсов призваны определить способность школьников и представителей их ближайшего социального окружения к самостоятельному отбору актуальной информации для формирования здоровьесозидательных двигательно-культур-ных алгоритмов.

Согласно результатам экспериментально-педагогического обоснования методики среди субъектов образовательного пространства сельских общеобразовательных учреждений Республики Беларусь было получено улучшение двигательно-культурной грамотности личности в целом на 61,4%. В частности для определения различий между исходным и итоговым уровнями когнитивной составляющей индивидуальной здоровьесозидающей предметно-развивающей среды субъектов образовательного пространства сельской школы использовались следующие индикаторы:

— сравнительная оценка на основе педагогической диагностики возможностей своего организма с желаемым или рекомендуемым двигательным, функциональным и телесным эталоном;

— уровень обеспечения соответствия физиологической и природной целесообразности дискретного характера индивидуального двигательного режима (чередование статических и динамических периодов) в повседневной жизнедеятельности;

— уровень соответствия реализации смоделированного индивидуально-двигательного эталона иерархической здоровьесозидающей природосообразной пирамиде (поза, локомо-ция, манипуляция и имитация) в повседневной жизнедеятельности;

— уровень соответствия смоделированного реальному использованию в повседневном индивидуальном двигательном режиме человека количества двигательно-деятельностных алгоритмов (ходьба, бег, прыжки, приседания, наклоны, перекаты, кувырки, перевороты, раскачивания, махи и т. п.) в различных положениях тела (стоя, лежа, сидя, в висе, в упоре, в приседе), а также оптимальным для его жизнедеятельности нормам.

В процессе реализации методики как ведущие (педагоги и школьники), так и ведомые (родители, родственники и односельчане) субъекты образовательного пространства сельской школы успешно проходят все этапы когнитивного двигательно-культурного становления личности:

— интерпретацию — первоначальное осмысление «добытой» самостоятельно информации и определение ее значения (ценности) для формирования двигательно-культурной грамотности личности соответственно построенной визуально-виртуальной модели;

— реинтерпретацию — повторное уточнение, коррекцию смысла и значения полученной информации на основе ее актуальности после практической «примерки знаний на себя» и консультации специалиста;

— конвергенцию — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений на основе синтеза теоретических и эмпирических методов познания процесса самосозидания средствами двигательной культуры;

— дивергенцию — разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы, способствующие более глубокому пониманию сущности, структуры и предназначения дви-

гательной культуры личности применительно непосредственно к собственной персоне;

— конверсию — качественное видоизменение смысла и значения «полезной культурной двигательной активности» в радикальное преобразование как неоспоримой и неотъемлемой части образа жизни человека.

Об успешности реализации содержащихся в методике социально-педагогических мероприятий, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе «от незнания к знанию», свидетельствует высокий уровень двигательно-культурной грамотности личности, показанный различиями исходных и итоговых данных педагогического контроля. Что является подтверждением устойчивого «создания абстракций высших уровней и объединения их в различные концептуальные схемы», которое представляет собой своего рода «витки диалектической спирали, движение по которой сопровождается возвратом к старому, выработкой новых признаков, их количественным накоплением, качественными преобразованиями, постоянным разрешением возникающих смысловых противоречий».

Выводы. В результате исследования было установлено, что система изложенных выше организационно-образовательных и социально-педагогических мероприятий способствует осознанию большинством представителей сельского сообщества (субъектами образовательного пространства сельской школы) значения двигательной культуры как ключевого фактора здоровьесозидательного совершенствования природы человека. Что позволяет педагогическими средствами компенсировать дисбаланс между реальным объемом и качеством двигательной деятельности личности и осознанной необходимостью в природосо-образной коррекции указанных эмпирических категорий (когда человек сам выступает в роли исследователя и объекта исследования). Это является ключевым социально-педагогическим мотивационным механизмом при реализации методики формирования дви-гательно-культурной грамотности личности среди субъектов образовательного пространства сельской школы и доказывает ее эффективность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абрамова В. В. Формирование культуры здоровья в процессе спортивной подготовки борцов греко-римского стиля // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2 (18). С. 178-191. ёо1 https://doi.org/ 10.14258^Ь (2020) 2.18

Абрамова В. В., Линевич Б. Б. Формирование культуры здоровья в процессе спортивной подготовки как педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры. 2019. № 8. С. 4246.

Ахвердова О. А., Магин В. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 5-7.

Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М. : Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

Белоуско Д. В. Методика исследования привлекательности двигательной деятельности для студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. № 1 (25). С. 24-31. doi: https://doi.org/10.14258/ zosh (2022) 1.03

Выдрин В. М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры — магистральный путь формирования ее теории // Теория и практика физической культуры. 1996. № 4. С. 59-63.

Денисова Г. С., Тузова А. А. Физическая культура как социокультурный феномен // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 11-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маринич В. В., Хорунжий А. А., Губа В. П. Мониторинг функционального состояния юных спортсменов в единоборствах // Материалы Всероссийской научно-практической конференции,

посвященной 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры». М. : Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 2015. С. 436-439.

Михальчи Е. В. Эмоциональный и ценностный аспекты внутренней картины здоровья у современных молодых людей // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. № 1 (25). С. 15-23. doi https://doi.org/10.14258/zosh (2022) 1.02

Сергеева Б. В., Игнатова Д. А. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 2 (9). С. 50-62.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М. : АРКТИ, 2003. 272 с.

Снежицкий П. В. Генезис двигательной культуры личности // Восточно-Европейский научный журнал. 2021. № 7 (71), ч. 3. С. 50-57. doi: 10.31618/ESSA. 2782-1994.2021.3.71

Снежицкий П. В. Двигательно-поведенческий аспект физической культуры личности в сельском сообществе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2021. № 24 (4). С. 4-24. doi: https://doi.org/10.14258/zosh (2021) 4.01

Снежицкий П. В. К вопросу о двигательной культуре личности в сельском сообществе Республики Беларусь // Мир спорта. 2020. № 2. С. 75-79.

Снежицкий П. В. К вопросу о формировании двигательной культуры как основы здорового образа жизни населения Республики Беларусь в социальных и профессиональных сообществах // Ученые записки. Минск : БГУФК, 2018. С. 184-189.

Снежицкий П. В., Грузд Н. М. Агональность как средство формирования двигательной культуры школьников // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. № 26 (2). С. 40-52. doi: https://doi.org/10.14258/zosh (2022) 2.04

Сычева Т. Ю., Султанова А. Н., Слугин А. В., Кустова Е. А. Клинико-психологические особенности лиц с нарушениями пищевого поведения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». Новосибирск, 2020. № XI.

Mirzayev J. A. Complex application of muscle contraction modes to improve postural control in multiple sclerosis // Health, Physical Culture and Sports. 2022. No 1 (25). Рр. 64-69. doi: https://doi. org/10.14258/zosh (2022) 1.08

REFERENCES

Abramova V. V. (2020). The formation of a culture of health in the process of sports training of Greco-Roman style fighters. Human health, theory and methodology of physical culture and sports. No. 2 (18). Рр. 178-191 (in Russian). Doi: https://doi.org/ 10.14258/zosh (2020) 2.18

Abramova V. V., Linevich B. B. (2019). The formation of a culture of health in the process of sports training as a pedagogical problem. Theory and practice of physical culture. No. 8. P. 42-46 (in Russian).

Akhverdova O. A., Magin V. A. (2002). To the study of the phenomenon "Health Culture" in the field of professional physical education. Theory and practice of physical culture. No. 9. Рр. 5-7 (in Russian).

Balsevich V. K. (2000). Ontokinesiology of man. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 275 p. (in Russian).

Belousko D. V. (2022). Methods of studying the attractiveness of motor activity for students. Human health, theory and methodology of physical education and sports. No. 1 (25). Рр. 24-31 (in Russian). Doi: https://doi.org/10.14258/Zosh (2022) 1.03

Vydrin V. M., Kuramshin Yu. F., Nikolaev Yu. M. (1996). Consignment of the integrative essence of physical culture is the main path of the formation of its theory. Theory and practice of physical culture. No. 4. Рр. 59-63 (in Russian).

Denisova G. S., Tuzova A. A. (2019). Physical culture as a sociocultural phenomenon. Human health, theory and methodology of physical education and sports. No. 4 (15). Рр. 11-17 (in Russian).

Marinich V. V., Korunzhia A. A., Guba V. P. (2015). Monitoring the functional state of young athletes in martial arts. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference on the 90th anniversary of the journal "Theory and Practice of Physical Culture". Moscow: Rossijskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta, molodezhi i turizma. Pp. 436-439 (in Russian).

Mikhalchi E. V. (2022). Emotional and value aspects of the internal picture of health in modern young people. Human health, theory and methodology of physical culture and sports. No. 1 (25). Pp. 15-23 (in Russian). doi https://doi.org/10.14258/zosh (2022) 1.02

Sergeeva B. V., Ignatova D. A. (2018). Ways to form a healthy lifestyle of younger students in extracurricular activities. Human health, theory and methodology of physical education and sports. No. 2 (9). Pp. 50-62 (in Russian).

Smirnov N. K. (2003). Health-saving educational technologies in the work of a school teacher. Moscow: Arkti. 272 p. (in Russian).

Snezhitsky P. V. (2021). Genesis of the motor culture of personality. East European scientific journal. No. 7 (71), part 3. P. 50-57 (in Russian). doi: 10.31618/Essa. 2782-1994.2021.3.71

Snezhitsky P. V. (2021). The motor-behavioral aspect of the physical culture of the individual in the rural community. Human health, the theory and methodology of physical culture and sports. No. 24 (4). Pp. 4-24 (in Russian). doi: https://doi.org/10.14258/zosh (2021) 4.01

Snezhitsky P. V. (2020). To the question of the motor culture of personality in the rural community of the Republic of Belarus. World of Sports. No. 2. Pp. 75-79 (in Russian).

Snezhitsky P. V. (2018). To the question of the formation of motor culture as the basis of a healthy lifestyle of the population of the Republic of Belarus in social and professional communities. Scientific Notes. Minsk: BGUFK. Pp. 184-189 (in Russian).

Snezhitsky P. V., Gruzd N. M. (2022). Agonality as a means of forming a motor culture of schoolchildren. Human health, theory and methodology of physical education and sports. No. 26 (2). Pp. 40-52 (in Russian). doi: https://doi.org/10.14258/zosh (2022) 2.04

Sycheva T. Yu., Sultanova A. N., Slugin A. V., Kustova E. A. (2020). Clinical and psychological characteristics of persons with disorders of food behavior. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Science and Socium". Novosibirsk. No. XI (in Russian).

Mirzayev J. A. (2022). Complex application of muscle contraction modes to improve postural control in multiple sclerosis. Health, Physical Culture and Sports. No 1 (25). Pp. 64-69. doi: https://doi. org/10.14258/zosh (2022) 1.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.