Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снежицкий Павел Владимирович, Грунюшкин Олег Николаевич

В последние два десятилетия проблема роста соматических заболеваний обучающихся на фоне прогрессирующей гиподинамизации школьной среды становится все более актуальной для сельского населения. Это требует от сельских учреждений образования большего внимания к педагогическому процессу по формированию ключевых компетенций, имеющих социальную значимость для здорового образа жизни обучающихся на основе совершенствования их двигательной деятельности совместно с другими субъектами образовательного пространства. Целью статьи является трансляция опыта работы по формированию двигательной культуры личности как основы здорового образа жизни субъектов образовательного пространства сельской школы методами компетентностного подхода на основе результатов теоретикоэкспериментального исследования. Статья будет полезна педагогическим коллективам сельских учреждений образования, ученым и студентам педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING MOTION CULTURE OF A PERSON IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF A NEW TYPE IN RURAL AREA OF THE REPUBLIC OF BELARUS

In the last two decades, the problem of the growth of somatic diseases of students against the backgrounds of progressive hypodynamization of school environment has become increasingly important for country population. This requires from country educational institutions more attention to the pedagogical process of forming key competencies that have social significance for a healthy lifestyle of students on the basis of improving their motion activity together with other individuals of the educational environment. The purpose of the article is to broadcast work experience on forming a person’s motion activity as the basis of a healthy lifestyle for the individuals of the educational environment of a country school using the methods of the competence approach based on the results of theoretical and experimental research. The article will be of use for the teaching staff of country educational institutions, scientists and students majoring in education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 796.011.1:37.31 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-196-213

ББК 74.200.55

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

FORMING MOTION CULTURE OF A PERSON IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF A NEW TYPE IN RURAL AREA OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Снежицкий Павел Владимирович

Доцент кафедры физического воспитания и спорта, Гродненский государственный аграрный университет, Республика Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: snezhickij@gmail.com

Snezhitskiy Pavel V.

Assistant Professor at the Department of Physical Education and Sports, Grodno State Agrarian University, Republic of Belarus, PhD in Education, Associate Professor E-mail: snezhickij@gmail.com

Грунюшкин Олег Николаевич

Директор Учебно-педагогического комплекса Вердомичский детский сад - средняя школа, Республика Беларусь E-mail: verdom.grodno00@mail.ru

Grunyushkin Oleg N.

Director of the Educational and Pedagogical Complex Verdomichsky Kindergarten -Secondary School, Republic of Belarus E-mail: verdom.grodno00@mail.ru

Аннотация. В последние два десятилетия проблема роста соматических заболеваний обучающихся на фоне прогрессирующей гиподинамизации школьной среды становится все более актуальной для сельского населения. Это требует от сельских учреждений образования большего внимания к педагогическому процессу по формированию ключевых компетенций, имеющих социальную значимость для

Abstract. In the last two decades, the problem of the growth of somatic diseases of students against the backgrounds of progressive hypodynamization of school environment has become increasingly important for country population. This requires from country educational institutions more attention to the pedagogical process of forming key

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Снежицкий П. В., Грунюшкин О. Н., 2021

здорового образа жизни обучающихся на основе совершенствования их двигательной деятельности совместно с другими субъектами образовательного пространства. Целью статьи является трансляция опыта работы по формированию двигательной культуры личности как основы здорового образа жизни субъектов образовательного пространства сельской школы методами компетентностного подхода на основе результатов теоретико-экспериментального исследования. Статья будет полезна педагогическим коллективам сельских учреждений образования, ученым и студентам педагогических специальностей.

competencies that have social significance for a healthy lifestyle of students on the basis of improving their motion activity together with other individuals of the educational environment. The purpose of the article is to broadcast work experience on forming a person's motion activity as the basis of a healthy lifestyle for the individuals of the educational environment of a country school using the methods of the competence approach based on the results of theoretical and experimental research. The article will be of use for the teaching staff of country educational institutions, scientists and students majoring in education.

Ключевые слова: компетентностный подход, двигательная культура, образовательное пространство сельской школы, обучающиеся.

Keywords. Competence approach, motional activity, country school educational environment, students.

Для цитирования: Снежицкий П. В., Грунюшкин О. Н. Формирование двигательной культуры личности в учреждениях образования нового типа сельской местности Республики Беларусь // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 196-213. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-196213.

Cite as: Snezhitskiy P. V., Grunyushkin O. N. Forming motion culture of a person in educational institutions of a new type in rural area of the republic of Belarus. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 196-213. DOI: 10.31862/22188711-2021-5-196-213.

Введение. Здоровье детей и подростков является одним из главных показателей, определяющих демографический потенциал страны. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, забота о здоровье, физическом воспитании и гармоничном развитии учащихся является фундаментальной. Сущность педагогического обеспечения социальной функции здоровьесозидания подрастающего поколения состоит в формировании с раннего возраста собственного индивидуального стиля жизни на основе развития ключевых компетенций, которые соответствуют компонентам культуры здоровья личности (культура движения, питания, тела). Компетент -ностный подход, реализуемый в рамках проекта «Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы», предполагает формирование у его участников ключевых компетенций (ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, личностной),

направленных на овладение умениями организовывать здоровьесозидающую жизнедеятельность на основе постоянной двигательной активности и готовность следовать здоровому образу жизни. Ключевые компетенции, как совокупности взаимосвязанных качеств личности, раскрывают эффективность личностного развития и социально значимой продуктивной деятельности, реализуются на метапредметном (общем для всех образовательных областей) содержании, распределенном между несколькими учебными предметами [1].

Исходя из анализа исследований ученых (И. А. Зимняя, Дж. Равен, Б. И. Хасан, А. В. Хуторской), ключевые компетентности - это определенные субъектом (обществом или самой личностью) способности и умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизнедеятельности. Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. Б. И. Хасаном отмечается, что компетенции - это цели (поставленные перед человеком), а компетентности - это результаты. Мера их достижения - показатели компетентности. Другими словами, компетентность - это способность установить и реализовать связь между «знанием - умением» и ситуацией [2].

На основании анализа комплексной оценки состояния обучающихся в государственном учреждении образования «Учебно-педагогический комплекс Вердомичский детский сад - средняя школа» выявлено, что I группу здоровья имеют 32 % детей, II группу здоровья - 52 % и III группу здоровья - 16 %. При этом установлено, что увеличение количества обучающихся, относящихся к III группе здоровья, произошло в основном за счет второй. В процессе анкетирования родителей определено, что они, как правило, затрудняются ответить, как грамотно проводить работу, направленную на формирование у детей двигательной культуры, воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, но зачастую считают, что все необходимые знания, а вместе с ними умения и навыки ребенок приобретет в учреждении образования.

Основная часть. Оперируя понятиями «здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «двигательная культура», «двигательная активность», мы должны определить их дефиниции. По мнению В. М. Выдрина, физическая культура личности характеризуется интеграцией всего того, что было достигнуто и использовано человеком для развития его физических кондиций и повышения уровня здоровья, помимо того, что он получил от природы [3]. Двигательная же культура предполагает воплощение этих составляющих непосредственно в двигательной деятельности человека. Изучение содержания понятий «физическая культура личности» и «двигательная культура» позволяет заключить, что двигательная культура (наряду с телесной культурой и культурой питания) является тесно интегрированной с остальными составной частью физической культуры личности. Ее главным условием является при-родосообразный баланс, позволяющий достичь человеком гармоничного физического развития и здоровья (рис. 1) [4].

Из представленной модели очевидно, что в случае преобладания какой-либо из частей сразу же нарушится гармония природного триединства (выделенная цветом трехле-пестковая фигура), то есть физической культуры личности. Если будет преобладать

Рис. 1. Трехкомпонентная модель физической культуры личности: А - культура движения, В - культура питания, С - культура тела

двигательная составляющая - это приведет к истощению ресурсов организма; если питательная - к излишнему весу; если телесная - к угасанию двигательной составляющей. Следовательно, главным условием достижения физической культуры личности является сбалансированное взаимодействие трех ее составляющих - культуры движения, культуры питания и культуры тела [4].

В научных педагогических работах последних лет двигательная культура характеризуется как интегративное образование свойств личности, которое выражается в мотивации человека реализовать собственные задатки и возможности для раскрытия двигательного и поведенческого потенциалов. При этом с точки зрения психологии двигательная культура личности заключается в формировании системы ценностных ориентаций и мотивов, определяющих необходимость телесно-двигательного совершенствования как условия сохранения собственного физического, психологического и социального здоровья, а также коррекции биологического возраста, увеличения продолжительности и качества жизни [1; 5-7].

Природосообразно организованная повседневная двигательная активность в процессе жизнедеятельности - важнейшее условие формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. При этом культура базовых движений (поза, локомоция, манипуляция) способствует формированию компетентности самосовершенствования, которая включает в себя:

• потребность в саморазвитии, умение выстраивать персональную жизненную стратегию;

• структурирование и расширение накопленных знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний;

• знание и соблюдение норм здорового образа жизни, физической культуры человека;

• свобода и ответственность за выбор образа жизни.

На основе анализа психологических и педагогических подходов к исследованию структуры личности О. Н. Кобцева представила структуру компетентности в сфере здорового образа жизни, где определила ее компоненты: мотивационно-ценностный компонент обуславливает и активизирует все виды деятельности, актуализирует механизмы целеполагания; когнитивный компонент деятельности обеспечивает формирование интеллектуальной сферы, представлений об эталонах здоровья, выделяет их в виде субъективных ценностей; операционный компонент является основанием для проявления активности личности человека, его деятельности; творческо-деятельност-ный компонент представляет собой «движущую силу», направляющую оздоровительную деятельность индивида на творческое развитие личности путем стимулирования ее активности; диагностический компонент формирует механизмы самооценки, самоконтроля уровня развития собственного здоровья [7].

Согласно классификации А. В. Хуторского, основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовательном процессе по формированию двигательной культуры обучающихся могут стать [8]:

• общекультурная: осведомленность относительно особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли спорта и физической культуры в жизни человека и обладание познаниями и опытом практической деятельности в данной области;

• учебно-познавательная: совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной, логической и общеучебной деятельности, соотносимые с реальными познаваемыми объектами, куда входят знания и умения организации физкультурных занятий (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);

• информационная: формирование при помощи технических средств и информационных технологий умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, а также - организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях в докладах и рефератах;

• коммуникативная: знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья;

• социальная: владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей;

• личностная: освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки личного здоровья, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Степень сформированности ключевых образовательных компетенций у обучающихся ГУО «Учебно-педагогический комплекс Вердомичский детский сад - средняя школа» определялась на основе критериев оценки и соответствующих диагностических

методик в начале и конце инновационного проекта. Это позволило выявить их структуру и уровень сформированности у учащихся, а также акцентировать внимание на ведущих тенденциях при реализации компетентностного подхода в образовательном пространстве сельской школы.

Шкала оценки ключевых компетенций при формировании двигательной культуры учащихся представлена шестью уровнями: высокий (80-100%), выше среднего (60-79%), средний (45-59%), ниже среднего (25-44%), низкий (10-24%), очень низкий (0-9%). Уровень сформированности ключевых компетенций определялся классными руководителями по диагностическим методикам на основе самооценки обучающихся степени овладения ими различных умений относительно соответствующей компетенции. Методика «Репка» (И. А. Ушакова) позволила оценить уровень сформированности у учащихся компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии. Анализ ответов учащихся на вопросы методической карты выявил изменения личности школьника в течение инновационного проекта. Это позволило получить разностороннюю информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, изменении интеллектуального, нравственного и физического развития.

Самооценка также является основой методики В. А. Кошиной по изучению уровня сформированности учебно-познавательной компетенции обучающихся (владение различными учебными умениями). Использование анкеты «Размышляем о жизненном опыте» (составители: Н. Е. Щуркова, В. М. Иванова, Т. В. Павлова, Е. Я. Степанов) позволила оценить уровень сформированности у обучающихся ценностно-смысловой компетенции. На изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности направлена методика исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнов) [9]. По окончанию диагностики на основе наблюдений и результатов отдельных методик были оформлены карты сформированности компетенций школьников.

Таким образом, формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся осуществлялось на основе педагогической модели, представляющей собой объект, который отражает идею формирования двигательной культуры в системе реверсивного взаимодействия: социум учреждение образования класс семья. Для достижения цели инновационной деятельности в учреждении образования был создан Координационный совет, в состав которого вошли руководители сельскохозяйственных предприятий микрорайона, педагоги и обучающиеся учреждения, родители и иные представители общественности. Для успешной реализации проекта была налажена работа центров: «Центр информации, анализа и прогнозирования», центр «Рго-дви-жение», центр «Жизнь - движение», центр «Релакс» (рис. 2).

Образовательно-исследовательская деятельность «Центра информации, анализа и прогнозирования» была направлена на адаптацию и реализацию методик по диагностике двигательной активности, определению уровня двигательной культуры, разработке алгоритма индивидуального двигательного режима субъектов образовательного пространства сельской школы. Просветительская миссия сельской школы

X X

0

з у

1

X

а

Цель: формирование двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы на основе методики индивидуализации двигательных режимов

Подходы:

личностно-ориентированный; аксиологический;

системный; деятельностный; социокультурный; сабытийный; средовый

Принципы:

принцип педагогической

поддержки; принцип событийности

общности; принцип целостности;

принципы индивидуализации и дифференциации и др.

Субъекты взаимодействия:

администрация УО, педагоги школы (учитель физ.культ., кл. рук., др.учителя), уч-ся и их

друзья, родители и родственники,работники УСП, сотрудники библиотеки, клуба

Формы:

Организация вале ологич еского мониторинга;

психолого-педа гогич еское сопровожде ние; научно-методическое сопровождение

Методы: методики индивидуализации двигательных режимов обучающихся; соматометрические методики изучения физического развития человека;

методика определениясостояния здоровья «Wellness»

Средства:

разработка индивидуальных двигательных режимов субъектов с учетом специфики их деятельности и текущего функционального состояния

Критерии. Компоненты в структуре двигательной культуры человека:

когнитивый

деятельностный

мотивационно-ценностный

физической подготовленности

Уровни

функционального состояния

двигательной среды

Результат:

Система организации деятельности учреждения образования по формированию двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы; Сознательное самообразование субъектов образовательного пространства сельской школы

Методические рекомендации по формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы

Анализ и коррекция

U М ^

й ч о

ев Я £ a te

5 и о

2 ° F

2 ^ п

Г ! £

5 "&1 к 5

s ё 5

Е ^ я

jj §

I b *

С о

Рис. 2. Модель формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по вопросам здорового образа жизни реализовывалась посредством деятельности центра «Рго-движение». Организация деятельности центра «Жизнь - движение» способствовала формированию двигательной культуры обучающихся и их социального окружения. Центру «Релакс» была отведена функция психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Основополагающей во внедрении модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы являлась методика индивидуализации двигательных режимов обучающихся и представителей их ближайшего окружения. Она представляла собой совокупность целевых установок, содержательных и процессуальных компонентов, реализуемых в соответствии с личностно-деятель-ностным подходом, методами строго регламентированного упражнения и станционной тренировки при использовании для дозирования физической нагрузки текущего контроля, представленного пробой Руфье. Ее применение способствовало повышению уровня двигательной культуры обучающихся и сельского населения в целом [10].

Формирование ценностно-смысловой компетенции, позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью осуществлялось в рамках проектов шестого школьного дня «Формула здоровья» и «Путь к здоровью». Они представлены совокупностью физкультурно-оздоровительных мероприятий игровой направленности в системе спортивно-массового праздника с различным интеллектуально-двигательным наполнением, дифференцированным соответственно возрасту участников. Проекты направлены на создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и их родителей, полезную занятость детей, организацию взаимодействия с учреждениями спорта, дополнительного образования, проведения совместного досуга.

В результате работы по направлению «Здоровье +» созданы и распространены многочисленные буклеты и памятки: «Что такое двигательная культура», «Привычки и здоровье», «Движение - это жизнь!», «Организуйте правильно свободное время», проведены просветительские и профилактические акции: «Здорово!», «Красивая и здоровая улыбка», «Двигайтесь с нами», «Шагом марш!».

В качестве примера приведем акцию «Здорово!», которая представляет собой интерактивную интеллектуально-двигательную игру, проводимую в рамках классного часа, с участием представителей семей обучающихся второго и третьего поколения. Ее целью является презентация здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью, показ влияния факторов питания и занятий спортом на укрепление и сохранение здоровья. Также приобщению к пропаганде здорового образа жизни средствами современных средств коммуникации, развитию творческой активности в повседневной жизни способствовало проведение флешмоба «Быть здоровым модно!» (рис. 3).

Организация самостоятельной деятельности обучающихся по поиску, отбору и анализу необходимой информации по проблемам здоровьесбережения позволила сформировать у них информационную компетентность. Это способствовало в дальнейшем расширению просветительско-когнитивной функции сельской школы на ближайшее социальное окружение.

Рис. 3. Флешмоб «Быть здоровым модно!»

Рис. 4. Фрагмент спортивного праздника «Спортивная семья - это мама, папа, я»

В рамках проекта шестого школьного дня «Путь к здоровью» по направлению «Молодые. Активные. Здоровые» традиционными уже стали семейные спортивные праздники «Спортивная семья - это мама, папа, я» (рис. 4), товарищеские встречи по спортивным и подвижным играм «Ученик-учитель-родитель», «Спортивный экспресс», «Веселые гонки» и совместные поездки в ледовый дворец и аквапарк г. Пружаны.

Для повышения компетентности родителей в вопросах двигательной культуры проведено общешкольное родительское собрание «Двигательная культура и здоровье детей». Организованы занятия по здоровому образу жизни в рамках родительского лектория «Для вас и про вас, родители»: «Культура здоровья», «Здоровье ребенка в руках у взрослого», «Профилактика употребления психоактивных веществ», «Как сохранить здоровье с детства» и др.

Формированию личностной компетенции способствовало привлечение всех субъектов образовательного пространства школы к организации Дней здоровья. Для отслеживания и коррекции повседневной динамики двигательной активности у участников инновационного проекта на телефонах было установлено мобильное приложение «Шагомер». На основе статистического анализа полученных показателей при использовании

данного приложения обучающимися, с учетом уровня их физической подготовленности и объема повседневной двигательной активности, был разработан комплекс физических упражнений для подвижных перемен (рис. 5).

Оптимизации объема двигательной активности в школе также способствовало привлечение обучающихся к общественно-полезному труду. Соблюдение правильных алгоритмов трудовых действий является основой в формировании двигательной культуры повседневной жизнедеятельности. Традиционными в учреждении образования стали акции «Чистый лес» и «Чистый двор». Совместно со взрослыми ребята участвуют в наведении порядка и благоустройстве территории школы и близлежащего лесного массива, в котором проходит большинство физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых внеклассных общешкольных мероприятий.

Активно работают по саморазвитию двигательной культуры личности члены школьных общественных организаций БРПО и БРСМ. Для расширения количества субъектов образовательного пространства в инновационный проект от ребят поступила инициатива «Время двигаться», благодаря которой для повышения двигательной активности в рекреациях и территории учреждения образования выделены игровые зоны. На спортивном ядре школы создана велосипедная площадка по разработанному совместно с детьми эскизу. Для педагогически организованной занятости учащихся первой ступени образования на переменах разработан комплекс физических упражнений. Он включает двигательные действия, которые отличаются по своей структуре от повседневных положений тела и двигательных действий, выполняемых ребятами при учебной и иной

Рис. 5. Фрагмент проведения подвижной перемены в начальной школе

Рис. 6. Игра «Классики»

работе. В холле на половом покрытии выполнены разметки для игр «Гусеница» и «Классики» (рис. 6). Данные зоны используются ребятами постоянно.

В работу по формированию навыков здорового образа жизни вовлечены не только сами участники инновационного проекта, но и все субъекты образовательного пространства учреждения. С целью оздоровления воспитанников и профилактики заболеваний воспитателями дошкольной группы проводятся утренняя гимнастика и подвижные игры на свежем воздухе.

Формированию учебно-познавательной компетенции двигательной культуры способствует выполнение тестовых заданий, определяющих индивидуальный уровень физической подготовленности. Для апробации и коррекции методики индивидуализации двигательных режимов сельских школьников и представителей их ближайшего социального окружения проведен контроль по опросно-диагностическим картам и педагогическим тестам Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

Исходя из анализа полученных данных, которые свидетельствуют о низких показателях некоторых физических кондиций и функционального состояния обследуемых, был разработан комплекс физических упражнений для физкультминуток на уроках с учетом выявленных индивидуальных показателей и рекомендаций, а также соответственно специфике медицинской группы по физической культуре. Физические упражнения подобраны для каждого участника индивидуально. Комплекс состоит из трех физических упражнений: первое (динамическое) - общее для всех в классе; второе и третье (изометрические) - направлены на улучшение данных «проблемных» двигательных кондиций (преимущественно это «гибкость» и «ловкость»). Чтобы избежать фактора «монотонности», комплексы упражнений для физкультминуток периодически (один или два раза в месяц) меняются. Результаты итогового педагогического контроля свидетельствуют о положительной динамике исследуемых показателей, что подтверждает эффективность комплекса педагогических мер по природосообразному двигательному наполнению общеобразовательных уроков в школе (рис. 7).

Рис. 7. Фрагмент физкультминутки на уроке химии (упражнение «Потягушки» вверх и в стороны)

Организации содержательного досуга, укреплению здоровья, удовлетворению потребностей подрастающего поколения в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности способствуют занятия в объединениях по интересам, благодаря чему загрузка спортивного зала школы составляет 70,4%. В субботу в четырех объединениях по интересам физкультурной направленности занимается 57,6% школьников. В вечернее время 29,9% учащихся посещают объединение по интересам «Туризм и спортивное ориентирование». Более трети всех учащихся (34,3%) занимается в объединении по интересам «Борьба вольная» (рис. 8).

Рис. 8. Занятие объединения по интересам «Борьба вольная» в младшей возрастной группе

На протяжении последних двух лет охват учащихся физической культурой и спортом посредством внеклассных спортивно-массовых мероприятий составил 68,7%, а на занятиях в объединениях по интересам спортивной направленности - 81,4%. Обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем в учреждении возросла с 82,5% до 94,2%. Для осуществления антропометрического и физиометрического контроля за физическим состоянием организма обучающихся создан «Уголок здоровья» (рис. 9). В нем находятся измерительные приборы, позволяющие установить длину и массу тела; окружность запястья, плеча, бедра, бедер, талии и грудной клетки; толщину кожно-жи-ровой складки; пульс и артериальное давление; кистевую динамометрию; жизненную емкость легких; задержку дыхания на вдохе и выдохе. Все эти данные впоследствии служат основой для определения уровня физического и функционального состояния обучающихся и других субъектов образовательного пространства школы методом индексов, а также первичной информацией для планирования групповых и индивидуальных самостоятельных физкультурных занятий по месту жительства и в семье.

Рис. 9. Фрагмент самостоятельного антропометрического обследования в уголке здоровья

Многопрофильность в оказании образовательных услуг для населения по физкультурно-оздоровительной и туристической деятельности проявляется в организации занятий скандинавской ходьбой и волейболом в любительских объединениях по интересам для взрослых, а также в прокате туристического и спортивного инвентаря на платной основе.

Одним из направлений в формировании личностной компетенции является работа коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию на основе военно-прикладной игровой деятельности в клубе «Орден чести». Его активом ежегодно проводится

районная военно-патриотическая игра «Факел», а ее организатором является Вердомич -ский детский сад - средняя школа. Это игра, в которой обучающиеся могут применять творческий подход, оригинальные решения поставленных задач, смекалку, ловкость, волю к победе и другие личностные качества. Она является своеобразным экзаменом годичного цикла историко-краеведческой и военно-прикладной подготовки обучающихся всех школ района. Для участия в игре юнармейцам необходимо иметь знания в области топографии, огневой, разведывательной, тактической, полевой и горной подготовках, а также быть физически выносливыми (рис. 10, рис. 11).

В игре сопряжены разнообразные виды как физической, так и интеллектуальной деятельности. Проведение такого рода мероприятий способствует формированию коммуникативных компетенций, когда дети приобретают навыки коллективной работы в группе, учатся взаимодействовать между собой для достижения общей цели, вести дискуссию и представлять свои результаты окружающим.

Рис. 10. Фрагмент этапа «Захват высоты» из игры «Факел»

Рис. 11. «Мы победили...»

Важно отметить, что, приобретая знания и формируя соответствующие компетенции, обучающиеся «выращивают» себя как личность, которая учится, воспитывает свой теоретический и практический интеллектуальный потенциал, формирует навыки здорового образа жизни, умение работать с людьми, обучать и воспитывать других. Формирование ключевых компетенций становится ориентиром не только системы образования, но и ориентиром каждого человека. В основе личностного вклада каждого субъекта образовательного пространства формируется деятельно-коллективистская компетенция, результатом которой по итогам 2018 и 2019 гг. учреждение образования в круглогодичной спартакиаде школьников Свислочского района стало серебряным призером. За участие в 2018 г. в областном смотре-конкурсе «Самая спортивная школа!» Вердомичский детский сад - средняя школа удостоен 3-го места, в 2019 г. - 1-го места.

Заключение. Участие государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Вердомичский детский сад - средняя школа» в инновационном проекте способствовало созданию у субъектов его образовательного пространства устойчивой мотивации к потребности в постоянной двигательной активности, физическому совершенствованию и здоровому образу жизни. Это позволило им достичь гармоничности развития личности благодаря компетентному отношению к формированию когнитивных, поведенческих, деятельностных и двигательных навыков средствами общей и социальной педагогики.

Анализ показателей уровня сформированности ключевых компетенций (учебно-познавательной - на 12,5%; ценностно-смысловой - на 15,8%; самосовершенствования -на 11,2%; реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности - на 8,2%) у обучающихся позволяет в целом констатировать достоверное его увеличение (р ^ 0,05) до уровня в 63,8%, что имеет оценку «выше среднего».

Кроме того, согласно итоговым результатам педагогического контроля, показатели физических кондиций гибкости и ловкости («проблемных» для сельских жителей) у участников инновационного проекта стали значительно выше (на 27,8% и 24,2% соответственно). Функциональное состояние (Индекс Руфье) улучшилось на 55,2% и составило 4,35 баллов. Произошло улучшение показателей привлечения обучающихся к занятиям физическими упражнениями по месту жительства (на 35,67%), повседневной двигательной активности (на 43,28%), уровня физической подготовленности (на 24,68%), уровня функционального состояния (на 28,56%), что в целом стало результатом повышения уровня здоровья на 38,54%. Продолжительность естественной повседневной двигательной деятельности старшего поколения выросла на 31,19%, а количество взрослого сельского населения трудоспособного и посттрудоспособного возраста, занимающихся по месту жительства, - на 65,85%. На наш взгляд, рост указанных показателей отражает качественные изменения в формировании двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы, что непосредственно скажется в будущем на улучшении их здоровья и активного долголетия.

Таким образом, проведенная работа по формированию двигательной культуры позволяет утверждать об оптимальном положительном воздействии на двигательную сферу участников проекта посредством развития жизненно важных ключевых

компетенций обучающихся. Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных компонентов здоровьесбереже-ния, и это лишь один из аспектов решения проблемы реализации компетентностного подхода в практике сельского учреждения образования как культурно-двигательного центра агрогородка.

Список литературы

1. Завьялов Д. А. Теория и практика формирования ключевой двигательной компетентности в спортивной борьбе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2006. 56 с.

2. Барбашов С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии образования школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 48 с.

3. Берештейн Г. Ф., Василенко С. Г., Василенко Н. И. Влияние образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Современные проблемы теории и методики физического воспитания детей и учащейся молодежи: материалы Между-нар. науч.-практ. конф., Витебск, 16-17 окт. 1996 г. Витебск, 1996. С. 26-27.

4. Полещук А. М., Юраго О. Л. Компетентностный подход в физическом воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью // Современные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры: сб. науч. ст. / под ред. В. А. Баркова. Гродно: ГрГУ, 2012. С. 68-73. URL: https://elib.grsu.by/katalog/169927-381371. pdf?d=true (дата обращения: 12.06.2020).

5. Бурбыгина В. В. Физическая культура в формировании общекультурных компетенций студентов: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. 92 с.

6. Коноплева А. Н., Лещинская Т. Л., Лисовская Т. В. Вопросы трансформации содержания специального образования в контексте компетентностного подхода // Спецыяльная адукацыя. 2009. № 3. С. 3-9.

7. Кобцева О. Н. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2010. 193 с.

8. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. № 4. 1212. URL: http://eidos.ru/journal/2005/1212. htm (дата обращения: 13.03.2020).

9. Фадеева М. И. Компетенции и компетентностный подход: структура и номенклатура ключевых компетенций учащихся. 2018. URL: http://history.www.by/dlya-oznakomleniya/6006.html (дата обращения: 13.03.2020).

10. Снежицкий П. В. Идивидуализация двигательных режимов школьников // Мир спорта. 2016. № 4. С. 40-46.

11. Барков В. А. Адаптивная физическая культура в аспекте компетентностного подхода // Бел. гос. пед. ун-т; учеб. лаб. по развитию информ. техн. в спец. образовании. 2011. URL: http://itdsel.bspu.unibel.by/ru/content/new6/new2/new20 (дата обращения: 12.05.2020).

12. Снежицкий П. В. К вопросу о двигательной культуре личности в сельском сообществе Республики Беларусь // Мир спорта. 2020. № 2. С. 75-79.

13. Снежицкий П. В. Организация военно-патриотических классов в сельской школе // Веснж адукацык навукова-практычны i шфармацыйна-метадычны часотс. 2004. № 6. С. 14-17.

14. Снежицкий П. В., Снежицкая О. С. Формирование нравственного и физического здоровья у молодежи посредством военно-патриотической игровой деятельности // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: материалы II Всерос. заоч. науч.-практич. конф., 10 ноября 2015 г. / под общ. ред. И. Н. Никулина. Белгород, 2015. С. 495-499.

References

1. Zavyalov D. A. Teoriya i praktika formirovaniya klyuchevoy dvigatelnoy kompetentnosti v sportivnoy borbe. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Krasnoyarsk, 2006. 56 p.

2. Barbashov S. V. Teoretiko-metodicheskie osnovy lichnostno orientirovannoy tekhnologii obrazovaniya shkolnikov. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Omsk, 2000. 48 p.

3. Bereshteyn G. F., Vasilenko S. G., Vasilenko N. I. Vliyanie obraza zhizni na fizicheskoe razvitie i sostoyanie zdorovya shkolnikov. In: Sovremennye problemy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya detey i uchashcheysya molodezhi. Proceedings of International scientific-practical conference, Vitebsk, 16-17 Oct. 1996. Vitebsk, 1996. Pp. 26-27.

4. Poleshchuk A. M., Yurago O. L. Kompetentnostnyy podkhod v fizicheskom vospitanii shkolnikov s intellektualnoy nedostatochnostyu. In: Barkov V. A. (ed.) Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya adaptivnoy fizicheskoy kultury. Coll. of scient. papers. Grodno: GrGU, 2012. Pp. 68-73. Available at: https://elib.grsu.by/katalog/169927-381371. pdf?d=true (accessed: 12.06.2020).

5. Burbygina V. V. Fizicheskaya kultura v formirovanii obshchekulturnykh kompetentsiy studentov: ucheb. posobie. Komsomolsk-na-Amure: FGBOU VPO "KnAGTU", 2014. 92 p.

6. Konopleva A. N., Leshchinskaya T. L., Lisovskaya T. V. Voprosy transformatsii soderzhaniya spetsialnogo obrazovaniya v kontekste kompetentnostnogo podkhoda. Spetsyyalnaya adukatsyya. 2009, No. 3, pp. 3-9.

7. Kobtseva O. N. Kompetentnostnyy podkhod k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni mladshikh shkolnikov. PhD dissertation (Education). Armavir, 2010. 193 p.

8. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy. Internet-zhurnal "Eydos". 2005, No. 4. 1212. Available at: http://eidos.ru/journal/2005/1212. htm (accessed: 13.03.2020).

9. Fadeeva M. I Kompetentsii i kompetentnostnyy podkhod: struktura i nomenklatura klyuchevykh kompetentsiy uchashchikhsya. 2018. Available at: http://history.www.by/ dlya-oznakomleniya/6006.html (accessed: 13.03.2020).

10. Snezhitskiy P. V. Idividualizatsiya dvigatelnykh rezhimov shkolnikov. Mir sporta. 2016, No. 4, pp. 40-46.

11. Barkov V. A. Adaptivnaya fizicheskaya kultura v aspekte kompetentnostnogo podkhoda. 2011. Available at: http://itdsel.bspu.unibel.by/ru/content/new6/new2/new20 (accessed: 12.05.2020).

12. Snezhitskiy P. V. K voprosu o dvigatelnoy kulture lichnosti v selskom soobshchestve Respubliki Belarus. Mir sporta. 2020, No. 2, pp. 75-79.

13. Snezhitskiy P. V. Organizatsiya voenno-patrioticheskikh klassov v selskoy shkole. Vesnik adukatsyi: navukova-praktychny i infarmatsyyna-metadychny chasopis. 2004, No. 6, pp. 14-17.

14. Snezhitskiy P. V., Snezhitskaya O. S. Formirovanie nravstvennogo i fizicheskogo zdorovya u molodezhi posredstvom voenno-patrioticheskoy igrovoy deyatelnosti. In: Nikulin I. N. (ed.) Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta. Proceedings of the II All-Russian correspondednce scientific-practical conference, 10 Nov. 2015. Belgorod, 2015. Pp. 495-499.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5

Статья поступила в редакцию 30.03.2021 The article was received on 30.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.