Научная статья на тему 'Проблема формирования доступной среды в отношении осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в исправительных учреждениях ФСИН России'

Проблема формирования доступной среды в отношении осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в исправительных учреждениях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ ИНВАЛИДЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / АБИЛИТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / AVAILABLE ENVIRONMENT / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ROAD MAP / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ГУМАНИЗМ / HUMANITY / ПАНДУСЫ / RAMPS / ИСПРАВЛЕНИЕ / CORRECTION / THE CONDEMNED DISABLED PEOPLE / ABILITATION RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заборовская Юлия Михайловна

Уголовно-исполнительным законодательством России установлены существенные особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных инвалидов, которые вступили в силу с 1 января 2016 г. К сожалению, вопросы правового регулирования порядка и условий отбывания лишения свободы инвалидами ранее не были предметом отдельного исследования в науке уголовно-исполнительного права. Цель исследования -проведение анализа уголовно-правовых норм о социальной защите инвалидов и изучение реального положения осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России. В результате исследования автором разработаны предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, регулирующих положение указанных лиц в местах лишения свободы. Нерешенность проблемы формирования доступной среды для осужденных инвалидов ведет к серьезным социально-экономическим последствиям для государства. Обучение осужденных инвалидов, получение ими новой профессии должно стать неотъемлемой частью программы по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов ФСИН России. Закрепление необходимости проведения абилитационных и реабилитационных программ в отношении осужденных инвалидов должно быть направлено на улучшение условий отбывания наказания в виде лишения свободы и достижение цели наказания исправление осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of formation of the available environment concerning convicts of the disabled people serving sentence in the form of imprisonment in correctional facilities of the FPS of Russia

Тhe criminal and executive legislation of Russia has established essential features of an execution of the punishment in the form of imprisonment concerning the condemned disabled people who have come into force since January 1, 2016. Unfortunately, questions of legal regulation of an order and conditions of serving of imprisonment by disabled people weren't a subject of separate research in science of the criminal and executive right earlier. A research objective carrying out the analysis of criminal precepts of law about social protection of disabled people and studying of the real situation of the condemned disabled people serving sentence in the form of imprisonment in correctional facilities of FSIN of Russia. The author has developed suggestions for improvement of the existing criminal and executive legislation taking into account the conventional principles and rules of international law regulating position of specified persons in places of detention. Namely, the conclusion is drawn that the suspense of a problem of formation of the available environment for the condemned disabled people conducts to serious social and economic consequences for the state. Training of the condemned disabled people, receiving a new profession by them has to become an integral part of the program for increase of values of indicators of availability to disabled people of objects of the FPS of Russia. Fixing of need of carrying out the abilitation and rehabilitation programs concerning the condemned disabled people has to be directed to improvement of conditions of serving sentence in the form of imprisonment and achievement of the purpose of punishment correction of the convict.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования доступной среды в отношении осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в исправительных учреждениях ФСИН России»

Литература

1. Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений : учебное пособие. — Горький: Изд-во ГВШ МВД СССР, 1976. — 91 с.

2. Наказание и исправительно-трудовое воздействие / В. А. Уткин. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. — 189 c.

3. Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией : приказ Минюста России № 169, Минздрава России № 425н от 07.07.2015 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2015.

4. Очерки тюрьмоведения / С. В. Познышев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Г. А. Леман и Б. Д. Плетнев, 1915. — 302 с.

Сведения об авторе

Гамидов Давид Вагитович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), командир взвода учебно-строевого подразделения факультета правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]

Information about the author

Gamidov David Vagitovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), commander of a platoon of educational and front division of Faculty of Law-Enforcement Activity. E-mail: [email protected]

УДК 343.82

Ю. М. Заборовская

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ИНВАЛИДОВ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ

Уголовно-исполнительным законодательством России установлены существенные особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных инвалидов, которые вступили в силу с 1 января 2016 г. К сожалению, вопросы правового регулирования порядка и условий отбывания лишения свободы инвалидами ранее не были предметом отдельного исследования в науке уголовно-исполнительного права. Цель исследования — проведение анализа уголовно-правовых норм о социальной защите инвалидов и изучение реального положения осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России. В результате исследования автором разработаны предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, регулирующих положение указанных лиц в местах лишения свободы. Нерешенность проблемы формирования доступной среды для осужденных инвалидов ведет к серьезным социально-экономическим последствиям для государства. Обучение осужденных инвалидов, получение ими новой профессии должно стать неотъемлемой частью программы по повышению значений показателей доступности для

© Заборовская Ю. М., 2016.

инвалидов объектов ФСИН России. Закрепление необходимости проведения абили-тационных и реабилитационных программ в отношении осужденных инвалидов должно быть направлено на улучшение условий отбывания наказания в виде лишения свободы и достижение цели наказания — исправление осужденного.

Ключевые слова: осужденные инвалиды; реабилитация; абилитация; ресо-циализация; доступная среда; дорожная карта; уголовно-исполнительная система; лишение свободы; дискриминация; гуманизм; пандусы; исправление.

Y. M. Zaborovskaya

PROBLEM OF FORMATION OF THE AVAILABLE ENVIRONMENT CONCERNING CONVICTS OF THE DISABLED PEOPLE SERVING SENTENCE IN THE FORM OF IMPRISONMENT IN CORRECTIONAL FACILITIES OF THE FPS OF RUSSIA

ne criminal and executive legislation of Russia has established essential features of an execution of the punishment in the form of imprisonment concerning the condemned disabled people who have come into force since January 1, 2016. Unfortunately, questions of legal regulation of an order and conditions of serving of imprisonment by disabled people weren't a subject of separate research in science of the criminal and executive right earlier. A research objective carrying out the analysis of criminal precepts of law about social protection of disabled people and studying of the real situation of the condemned disabled people serving sentence in the form of imprisonment in correctional facilities of FSIN of Russia. The author has developed suggestions for improvement of the existing criminal and executive legislation taking into account the conventional principles and rules of international law regulating position of specified persons in places of detention. Namely, the conclusion is drawn that the suspense of a problem of formation of the available environment for the condemned disabled people conducts to serious social and economic consequences for the state. Training of the condemned disabled people, receiving a new profession by them has to become an integral part of the program for increase of values of indicators of availability to disabled people of objects of the FPS of Russia. Fixing of need of carrying out the abilitation and rehabilitation programs concerning the condemned disabled people has to be directed to improvement of conditions of serving sentence in the form of imprisonment and achievement of the purpose of punishment — correction of the convict.

Keywords: the condemned disabled people; rehabilitation; abilitation resocializa-tion; the available environment; road map; criminal and executive system; imprisonment; discrimination; humanity; ramps; correction.

В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 г. подчеркивается необходимость привлечения внимания к соблюдению прав инвалидов в местах принудительного содержания. Специально отмечено, что особые опасения вызывают условия содержания в местах лишения свободы инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, которые не могут самостоятельно обслуживать и содержать себя в чистоте, пользоваться

санитарно-гигиеническими средствами, перемещаться, получать необходимую социальную поддержку, притом что они изолированы также от заботы родственников и специальных служб [5]. Уголовно-исполнительное законодательство не содержит положений о создании специальных исправительных учреждений для содержания инвалидов или специальных отрядов для инвалидов. Осужденные инвалиды, в том числе I и II групп, содержатся на общих

основаниях в обычных исправительных учреждениях среди здоровых осужденных [5]. Пенитенциарная практика России показывает, что ратификация в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов [9], принятие государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы фактически не затронуло и не изменило уголовно-исполнительную систему, в которой по состоянию на 31 декабря 2015 г. содержится 21339 человек, имеющих инвалидность I, II, III группы, осужденных к лишению свободы [17].

Только с 2016 г. в связи с вступлением в силу изменений в действующее законодательство уголовно-

исполнительной системой обеспечивается выполнение мероприятий, направленных на исполнение ФСИН России международных обязательств и требований по вопросам обеспечения безопасности [6], социальной защиты и гуманного отношения к осужденным инвалидам в местах лишения свободы. Рассмотрим данные изменения.

С 1 января 2016 г. вступил в силу федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [11]. Данным федеральным законом ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) «Медико-санитарное обеспечение

осужденных» дополнена частями 6 и 7. Ч. 6 ст. 101 УИК РФ определен порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях. Ч. 7 ст. 101 УИК РФ определяет порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся

инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях [11].

Вопросы освидетельствования и переосвидетельствования осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, урегулированы приказом Министерства юстиции РФ от 02.10.2015 № 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы» [15]. Согласно приказу в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, организуется медико-социальная экспертиза, на которую направляет медицинская организация уголовно-исполнительной системы, орган пенсионного обеспечения либо орган социальной защиты населения. Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу, которая проводится по заявлению осужденного, после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. По итогам экспертизы осужденному выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы. Составляется индивидуальная программа реабилитации. Документы приобщаются к личному делу лица. Ранее уголовно-исполнительным законодательством не

были регламентированы вопросы порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях [15].

С 1 января 2016 г. в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» [13], федеральным органам исполнительной власти необходимо разработать планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности. План мероприятий должен содержать: 1) обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки; 2) таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг; 3) перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

План мероприятий (или «дорожная карта»), повышающий доступность для инвалидов объектов уголовно-исполнительной системы, был также утвержден распоряжением ФСИН России от 30.09.2015 № 128-р [12] в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной в России в 2012 г. [14]. Реализация с 1 января 2016 г. мероприятий, направленных на повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний, позволит вести инвалидам более полноценный образ жизни в местах ли-

шения свободы, создаст дополнительные условия для обеспечения равных возможностей наряду с остальными категориями осужденных.

Так, в учреждениях УФСИН России по Тюменской области программа, направленная на создание безбарьерной среды, проводится в отношении 201 осужденного с различной группой инвалидности и включает в себя следующие направления:

- всем отбывающим наказание инвалидам в полном объеме оказывается необходимая медицинская помощь (для реализации программы «Доступная среда» исправительными учреждениями юга Тюменской области проведен ряд мероприятий по созданию безбарьерной среды с учетом требований гигиены, улучшения условий проживания и социальной поддержки осужденных инвалидов);

- помещения, где отбывают наказания маломобильные подозреваемые, обвиняемые и осужденные, располагаются на первых этажах зданий;

- столовые, медицинские части и другие социальные объекты исправительных учреждений, куда необходимо попасть инвалидам, оснащаются пандусами и поручнями;

- техническими средствами реабилитации, закупленными учреждениями УФСИН России по Тюменской области, обеспечены все инвалиды из числа осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях;

- при необходимости технические средства реабилитации — коляски, трости, костыли, а также протезно-ортопедические изделия, изготавливаются и ремонтируются за счет средств федерального бюджета согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида [1].

В рамках обеспечения законодательства РФ в сфере социальной защиты инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в исправительных учреждениях ГУФСИН России по

Ростовской области принят к исполнению план («дорожная карта») мероприятий по повышению показателей доступности объектов ФСИН России для инвалидов. Всего по состоянию на начало 2016 г. в исправительных учреждениях и СИЗО области содержалось 517 осужденных, являющихся инвалидами 1-3 группы, в том числе: 1 группы — 17 человек, 2 группы — 271 человек, 3 группы — 229 человек [2] . Улучшению условий проживания, социальной и медицинской поддержки осужденных инвалидов I и II групп в учреждениях ГУФСИН России по Ростовской области способствуют следующие меры:

- размещение осужденных инвалидов в учреждениях производится на первых этажах отрядов, разработаны доступные маршруты передвижения осужденных-инвалидов в помещениях постоянного пребывания;

- входы в здания отрядов, столовой и школы оборудованы пандусами;

- санитарные узлы оборудованы раковинами и унитазами с поручнями для инвалидов-колясочников, обеспечены условия приватности;

- банно-прачечные комплексы оборудованы отдельными местами с гибкими шлангами и табуретами для осужденных инвалидов;

- создаются и устанавливаются пологие наклонные площадки на основных и вспомогательных объектах; идет процесс оборудования территории учреждений пандусами для людей с ограниченными возможностями передвижения;

- помимо оборудования уже существующих помещений, с учетом требований эргономики и гигиены для инвалидов ведется строительство новых объектов: режимный корпус с пищеблоком и прачечной СИЗО-5 в г. Ростове-на-Дону и общежития на 300 мест в исправительной колонии № 5 в г. Константиновске Ростовской области [2].

Еще одним нормативно-правовым актом, изменившим статус осужденных инвалидов с 1 января 2016 г., является приказ Министерства юстиции РФ от 22.09.2015 № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях» [16]. Согласно этому приказу администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденным инвалидам условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилита-ции. В частности, администрация обеспечивает осужденным протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту. Восстановительная терапия и реконструктивная хирургия проводятся медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы, а также государственной и муниципальной систем здравоохранения [16].

Руководством ГУФСИН России по Красноярскому краю принято решение

0 создании на базе лечебно-исправительного учреждения ЛИУ № 35 ФКУ ОИК № 36 (п. Старцево) специализированного отряда для содержания осужденных-инвалидов I и II группы, имеющих проблемы со зрением и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В настоящее время в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю содержатся 976 инвалидов, из них:

1 группы — 34 человека, II группы — 362 человека, III группы — 580 человек [3]. По словам начальника медико-санитарной части № 24 ФСИН России В. Элярта, основной целью данного

проекта является создание безбарьерной среды в пенитенциарных учреждениях, где отбывают наказания маломобильные осужденные, улучшение условий их проживания, социальной и медицинской поддержки. Проект реконструкции корпуса для инвалидов создавался с учетом зарубежного опыта в сфере реабилитации людей с ограниченными возможностями. Если данный проект себя оправдает, то специализированные отряды для проживания различных групп инвалидов появятся во всех лечебно-исправительных учреждениях Красноярского края. Новый отряд численностью 60 осужденных планируется развернуть на двух этажах одного из корпусов лечебно-исправительного учреждения № 35. В ходе реконструкции помещений предполагается установка лифта для обеспечения доступа инвалидов на креслах-колясках на этажи выше и ниже этажа основного входа в здание. Кабина лифта будет оборудована световой и звуковой информирующей сигнализацией. Кроме того, между первым и вторым этажами предусматривается наличие пандуса. Предусмотрено также расширение внутренних помещений для передвижения на инвалидной коляске. Для слабовидящих осужденных будет смонтировано напольное покрытие с тактильными предупреждающими участками перед дверными проемами, входами на лестницы, а также перед коридорными поворотами. Для обеспечения санитарно-бытовых условий данный отряд оснастят специальной сантехникой, пользоваться которой смогут и слабовидящие, и инвалиды-колясочники без посторонней помощи. Все помещения в корпусе для инвалидов будут оборудованы кнопками экстренного вызова медицинского персонала [3].

Как отметил начальник отдела воспитательной работы с осужденными ГУФСИН России по Красноярскому краю А. Луханин, лишившись свободы, человек не может быть лишен права на сохранение здоровья и достойное суще-

ствование. Крайне важно, чтобы осужденные, имеющие ограничения по состоянию здоровья, могли отбывать наказание в условиях, не унижающих их человеческое достоинство. В новом помещении предполагается не только проведение лечебных и реабилитационных процедур, но и различных культурно-массовых мероприятий. Кроме того, он отметил, что в данном отряде осужденным будут предоставлены возможности для профессиональной реабилитации инвалидов. В частности, здесь инвалиды смогут освоить доступные для себя профессии, а также овладеть навыками ремесленного искусства. По его словам, это позволит человеку с ограниченными возможностями, находящемуся в трудоспособном возрасте, после освобождения самостоятельно зарабатывать на жизнь [3].

Выборочный социологический опрос инвалидов, находящихся на свободе, наглядно показал, что строительство пандусов, навесов, оборудование лестниц поручнями и т. д., на что в основном тратятся бюджетные средства для реализации муниципальной, а частично и областной программы «Доступная среда», проблему доступности объектов социальной инфраструктуры с заболеваниями опорно-двигательного аппарата не решают, так как при отсутствии лифта выше первого этажа они подняться не могут [10].

В свою очередь, проанализировав реализацию «дорожных карт» учреждениями уголовно-исполнительной системы в отдельных субъектах РФ, обобщим и отметим положительный опыт создания условий для беспрепятственного допуска осужденных инвалидов к объектам уголовно-исполнительной системы:

- отряды осужденных инвалидов располагаются на первых этажах общежитий;

- осужденные с ограниченными возможностями принимают пищу в отдельной оборудованной столовой, расположенной в здании их общежития;

- помимо оборудования уже существующих помещений, с учетом требований эргономики и гигиены для инвалидов ведется строительство новых объектов (режимный корпус с пищеблоком и прачечной, общежитие), в том числе включающие широкие дверные проемы и наличие лифта.

В уголовно-исполнительном законодательстве до ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов [9] и вступления в силу с 1 января 2016 г. Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ фактически не содержалось указаний о необходимости технического оснащения исправительных учреждений для содержания в них лиц с ограниченными физическими

возможностями.

Однако многие нормы УИК РФ выступают в защиту социальных интересов людей с ограниченными возможностями. Так, в подразделениях уголовно-исполнительной системы на территории РФ согласно действующему уголовно-исполнительному, пенсионному и иному законодательству проводится обязательная работа по социальной защите осужденных-инвалидов. Инвалиды I и II групп согласно требованиям УИК РФ бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, коммунально-бытовыми услугами и индивидуальными средствами гигиены (ч. 5 ст. 99 УИК РФ). Также согласно ч. 6 ст. 99 УИК РФ для них создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания (так называемое диетическое питание); инвалиды привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК РФ); работающие по своему желанию инвалиды вправе претендовать на увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 дней, тогда как обычный отпуск для исправительных учреждений — 12 дней (ч. 5 ст. 104 УИК РФ); они вправе претендовать на воспитательную работу в их отношении с учетом индивидуальных особенностей личности (ч. 4 ст. 109 УИК РФ); по их

просьбе и представлению администрации учреждения направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых (ч. 3 ст. 180 УИК РФ). Кроме того, согласно ч. 7 ст. 117 УИК РФ инвалиды I группы не могут быть водворены в штрафной изолятор, помещение камерного типа, единое помещение камерного типа.

На территории РФ все еще существуют определенные проблемы, а также нарушения прав осужденных инвалидов в местах лишения свободы. Так, за время отбывания наказания в ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия осужденный стал инвалидом I группы, имеет серьезные расстройства функций организма. В связи с парализацией нижних конечностей существенно ограничен в своих физических возможностях. На инвалидной коляске он не может самостоятельно добраться до столовой. Доставка пищи в отряд для инвалида зависит от случайных обстоятельств и доброй воли другого осужденного, который иногда может принести пищу, а иногда нет. Отсутствие регулярного горячего питания, равно как и питание из грязной посуды, пагубно влияло на состояние здоровья. Иной раз осужденный не принимал пищу более 7 дней. Туалетные комнаты в отрядах ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия не оборудованы для инвалидов-колясочников. Каждый раз при посещении туалета осужденный был вынужден просить помощи посторонних лиц. Эту помощь соглашались оказать не все и не всегда, что порой приводило к неприятным и унижающим последствиям, так как осужденный страдает недержанием органов малого и большого таза. Баню он посещал время от времени, 1 раз в месяц, иногда раз в 2 месяца. 6 января 2012 г. один из сотрудников отдела безопасности ИК-11 в грубой форме изъял у инвалида предметы личной гигиены и инвалидную коляску и угрожал ему расправой, если тот будет продолжать обжаловать действия сотрудников колонии. В этой

связи сотрудниками фонда «В защиту прав заключенных» было направлено заявление в Следственное управление Республики Мордовия с просьбой возбудить уголовное дело по ст. 117 УК РФ в отношении сотрудников ИК-11 по факту совершения ими действий (бездействия), выраженных в истязании и причинении физических страданий и нравственных переживаний осужденного инвалида и содержании его в условиях, унижающих его человеческое достоинство [8].

Согласимся с мнением С. П. Щербы, верно отметившего: «Неслучайно ... многие инвалиды, отбывающие наказание в исправительных колониях, лишены условий для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения своих потребностей в силу таких физических барьеров, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться» [18, с. 167].

Так, в одной исправительной колонии Владимирской области отбывают наказание осужденные инвалиды, среди которых довольно много инвалидов-колясочников. Для этих осужденных с ограниченными возможностями в жилом помещении имеется единственный туалет, который расположен в подвале, куда ведет крутая лестница. Преодолеть этот барьер самостоятельно осужденные инвалиды-колясочники физически не в состоянии. Поэтому здоровые осужденные каждый раз на руках спускают в подвал инвалидов для отправления естественных потребностей [18, с. 167].

Вместе с тем наказание в виде лишения свободы в отношении инвалидов должно заключаться в самом факте изоляции от общества. В этом должна выражаться его карательная сущность — и не более. Во всем остальном правовое положение осужденного не должно отличаться от правового положения других граждан, за определенными исклю-

чениями, обусловленными фактом изоляции [4, с. 21]. В плане действенного совершенствования уголовно-

исполнительного законодательства представляется необходимым в первую очередь более четко раскрыть его принципы и усовершенствовать механизм их реализации в уголовно-исполнительной практике, добиться снижения уровня их декларативности [4, с. 18].

Нерешенность проблемы формирования доступной среды для осужденных инвалидов ведет к серьезным социально-экономическим последствиям:

- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов негативно отражается на их образовательном, профессиональном и культурном уровне, а также уровне и качестве жизни в местах лишения свободы;

- вынужденная изоляция осужденных инвалидов в местах лишения свободы осложняет дальнейшую их ресо-циализацию после освобождения;

- равнодушное отношение к проблемам инвалидов со стороны остальных осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы ведет к социальному напряжению, способствует конфликтам, психически угнетает и без того физически ограниченных осужденных инвалидов в условиях изоляции от общества.

Как верно отмечает О. И. Ильинская, фактическое исключение людей с инвалидностью из полноценной жизни и поддержание их зависимости от различных социальных выплат являются весьма дорогой практикой как для членов их семей, так и для государства в целом. Поэтому предоставление таким людям возможности в максимальной степени реализовывать свои права и вносить вклад в развитие общества, безусловно, выгодно и с экономической точки зрения [7]. Обучение осужденных инвалидов, получение новой профессии не только направлено на обеспечение указанных лиц рабочими местами в местах лишения свободы, но и на их ресо-циализацию с целью дальнейшего

трудоустройства при освобождении. Проблема реабилитации наименее защищенных категорий осужденных с ограниченными возможностями — это проблема всего общества, а не только самих заключенных. Как правило, осужденные инвалиды — это люди трудоспособного возраста, которые могут и должны занять свое место в ряду законопослушных граждан.

Считаем, что проводимые мероприятия прежде всего должны быть направлены на улучшение условий жизни осужденных в местах лишения свободы без дискриминации их по признаку инвалидности с целью реализации основной цели наказания — исправления осужденного, которое должно быть достигнуто с учетом гуманного отношения к лицам, имеющим определенную группу инвалидности, соблюдением их прав в условиях нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Стоит понимать, что для колонии, в которой, к примеру, преимущественно находятся инвалиды, обладающие проблемами по слуху, показателем доступности среды будет вовсе не количество пандусов. Обучение осужденных инвалидов, получение ими новой профессии должно стать неотъемлемой частью программы по повышению значений показателей доступности объектов ФСИН России. Создание в исправительных учреждениях доступной

среды для лиц с ограниченными возможностями положительно влияет на улучшение психологического микроклимата в отрядах исправительных учреждений. Практика закрепления за осужденными инвалидами, нуждающихся в посторонней помощи, на общественных началах лиц, помогающих им, может быть распространена в различных исправительных учреждениях на территории РФ.

Закрепление необходимости проведения абилитационных и реабилитационных программ в отношении осужденных инвалидов должно быть направлено на то, чтобы наделить инвалидов возможностью достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения осужденного инвалида во все аспекты жизни при отбывании наказания в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы согласно международным требованиям и стандартам, отраженным в Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, и требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты инвалидов с целью исправления осужденного в местах лишения свободы.

Литература

1. В исправительных учреждениях УФСИН России по Тюменской области ведется работа по созданию безбарьерной среды для осужденных инвалидов / УФСИН России по Тюменской области: официальный сайт. -- Режим доступа: http://www.72.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=242998 (дата обращения: 29.03.2016.).

2. В колониях и СИЗО Ростовской области начато исполнение «дорожной карты» для инвалидов / ГУФСИН России по Ростовской области: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.61.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=239494 (дата обращения: 29.03.2016).

3. В лечебно-исправительных учреждениях Красноярского края будут создаваться отряды для осужденных с ограниченными возможностями / Тюремный портал России. — Режим доступа: http://prisonlife.ru/novosti/3116-v-lechebno-ispravitelnyh-uchrezhdeшyah-krasnoyarskogo-kraya-budut-sozdavatsya-ottyady-dlya-

osuzhdennyh-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.html (дата обращения: 19.04.2016).

4. Гришко А. Я. Принципы уголовно-исполнительного права и их реализация // Вестник Кузбасского института. — 2014. — № 4. — С. 18-22.

5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год // Российская газета. — 2015. — 7 мая.

6. Заборовская Ю. М. Отдельные аспекты соотношения понятий «безопасность», «угроза безопасности» и «источник повышенной опасности» (на примере уголовно-исполнительной системы) // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 4. — С. 36-43.

7. Ильинская О. И. Международно-правовые аспекты защиты инвалидов (электронный ресурс) // URL: http://www.tverlib.ru/document/invalids_and_society /ilyinskaya.pdf (дата обращения: 10.04.2016).

8. Инвалид-колясочник в колонии: наказание или пытка? / Фонд «В защиту прав заключенных»: 16 января 2012 // http://www.zashita-zk.org/A5205F2/ 1326739672.html (дата обращения:19.04.2016).

9. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 // URL: http://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения 15.01.2015).

10. Мигранова Л. А., Ненахова Ю. С. Программа «Доступная среда» и оценка ее реализации инвалидами // Народонаселение. — 2015. — № 1. — С. 107-122.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 49. — Ч. VI. — Ст. 6928.

12. О плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов ФСИН России: распоряжения ФСИН России от 30.09.2015 № 128-р // СПС «Эталон» (документ не опубликован).

13. О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности: постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 26. — Ст. 3894.

14. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 19. — Ст. 2280.

15. Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы: приказ Минюста России от 02.10.2015 № 233 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2015. — № 48.

16. Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или аби-литации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и

находящихся в исправительных учреждениях: приказ Минюста России от 22.09.2015 № 222 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2015. — № 46.

17. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь — декабрь 2015) : информационно-аналитический сборник / Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий ФСИН России». — Тверь, 2016 (данные не опубликованы).

18. Щерба С. П. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении инвалидов: международные стандарты, законодательство и опыт России : монография. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 312 с.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заборовская Юлия Михайловна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин; Академия ФСИН России (г. Рязань), соискатель. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Zaborovskaya Yulia Mikhaylovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the lecturer of the chair of state-legal disciplines; Academy of the FPS of Russia (Ryazan), competitor. E-mail: [email protected]

УДК 343.85

В. В. Ким

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ СТРАН БРИКС

В данной статье раскрываются перспективы становления и развития партнерских отношений с пенитенциарными системами стран БРИКС для обмена опытом и информацией по различным аспектам исполнения наказаний. Несмотря на то, что основным направлением деятельности БРИКС является взаимодействие в вопросах мировой политики и экономики, достигнутое качество сотрудничества стран участников БРИКС ставят в повестку дня вопрос о переводе внешних связей БРИКС на уровень, соответствующий его возросшим возможностям.

Пенитенциарная система не является исключением, в данной сфере необходимо полное международное сотрудничество со странами БРИКС. Их пенитенциарные системы не являются признанными мировыми лидерами, но при этом имеют множество положительных качеств.

Также в статье раскрываются особенности исполнения наказания в странах БРИКС, предлагается ряд мероприятий для развития сотрудничества пенитенциарных систем стран БРИКС.

Реализация данной концепции укрепит позиции России в одной из наиболее перспективных группировок государств, все больше определяющей вектор развития мировой политики и экономики. На основе концепции станет возможным продвинуть внешнеполитические интересы нашей страны, ее экономического развития, расширить информационно-культурное влияние в мире. Сложатся предпосылки для вывода БРИКС на новые позиции на мировой арене.

© Ким В. В., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.