Проблема энергосбережения и роль малого предпринимательства в ее решении
А.И. Анпилов
генеральный директор ООО «Фирма «ИнтерОптСервис» (г. Королёв Московской области)
Александр Иванович Анпилов, [email protected]
Проблема энергосбережения во многом определяет темпы роста национальной экономики, рациональное использование природных и энергетических ресурсов, улучшение экологии. В 2009 году мировая экономика пережила серьезный спад1 и стала восстанавливаться, а глобальный спрос на энергоносители резко сократился. Впервые с 1982 года показатель экономии энергетических ресурсов снизился на 1,1 процента, а в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - на 5 процентов. В статистическом обзоре мировой энергетики [1] отмечается, что спрос на энергоносители падал сильнее в тех странах, в которых темпы развития экономики максимально понижались, и повышался там, где экономика продолжала развиваться, например в Китае и Индии.
Экономическое развитие определяется, конечно, не только энергетическими ресурсами. Использование современных материалов и оборудования, менеджмент также входят в число факторов, воздействующих на экономическую динамику. По мнению М. Портера, конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизировать [2, с. 162].
Государство должно усиливать взаимодействие субъектов хозяйствования, создавать условия формирования предпринимательской среды для развития малых и средних предприятий. Исследователи подчеркивают ресурсную эффективность ма-
лого предпринимательства [3], их мобильность и структурную гибкость. Однако, как свидетельствует опыт Германии, Нидерландов, Италии и других стран, необходима инвестиционная и кредитная поддержка малых и средних предприятий, особенно в период их становления.
Следует обратить внимание на меры, которые принимает государство для поддержки малых и средних предприятий в Германии, где функционирует порядка
3,4 миллиона субъектов хозяйствования. В 2007 году Комиссия Европейского союза (ЕС) одобрила план германского правительства по стимулированию экономического развития ряда земель в 2007-2013 годах, в рамках которого предусматривается льготный инвестиционный режим для малых и средних предприятий. Изменен порядок уплаты взносов в Фонд социального страхования: с 50 процентов сумма взноса уменьшена до 40, ставка отчислений в Фонд страхований от безработицы с 6,5 процента снижена до 3,3 [4]. В рамках специальной программы германского банка реконструкции и развития было предусмотрено дополнительное выделение кредитных ресурсов для поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере возобновляемых источников энергии. Так, в 2009-2010 годах объем этих ресурсов составил 27,5 миллиарда евро. Дополнительные инвестиции направлялись на поддержку экологического и энергосберегающего санирования зданий, инфраструктурных
1 В 2009 году мировой ВВП сократился на 4 процента от докризисного максимума - перед обострением финансового кризиса летом 2008 года [1].
проектов, проектов в сфере инноваций и энергосбережения.
В Германии наряду с использованием банковских гарантийных инструментов при страховании кредитов также широко используются (совместно с предприятиями) финансовые инструменты, стимулирующие развитие венчурного капитала, лизинга и факторинга. Значительная доля (свыше 40 процентов) малых и средних предприятий экспортирует свою продукцию и осуществляет инвестиционные проекты за рубежом. Координирует эту деятельность Комитет по малому бизнесу при Федеральном министерстве экономики и технологий Германии.
Об успехах немецкой экономики во внешнеэкономической деятельности свидетельствуют данные о торговом обороте России со странами ЕС за январь - август 2010 года. Из общего торгового оборота
191,4 миллиарда долларов торговый оборот с Германией оценивался в 31,7 миллиарда долларов, или 16,6 процента к итогу [5]. Рост торгового оборота России с Германией составил 134,7 процента. Если по общему обороту Германия занимает второе место в операциях с Россией (после Нидерландов), то по объему импорта она занимает первое место, значительно опережая Италию, Францию, Нидерланды и другие страны.
В российском законодательстве о развитии малого и среднего предпринимательства [6] предусмотрен термин «поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства», под которым понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключени-
ем государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом законодатель ввел три ограничительных условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с долями участия в уставном капитале, со средней численностью работников и выручкой (или балансовой стоимостью активов):
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом) фонде указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
• для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно;
• для малых предприятий - до 100 человек включительно, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налогов на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
С одной стороны, предусмотренные предельные значения показателей, характеризующих реестровую принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства, позволяют упорядочить как учетную, так и стимулирующую функции
малого и среднего предпринимательства2. В частности, подчеркиваются [7] особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
С другой стороны, установленные предельные значения показателя выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов в известной мере сдерживают приобретение современного оборудования, позволяющего рационализировать производство, уменьшать энергетические затраты предприятий. Кроме того, появляются противоречия в законодательстве: статьей 6 «Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закона [6] предусматривается увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ и услуг) в объеме валового внутреннего продукта, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Региональный опыт функционирования предприятий малого и среднего предпринимательства свидетельствует о многоа-спектности решаемых задач, требующих специфических форм планирования и стимулирования мероприятий, организации их контроля. В процессе разработки и реализации этих задач требуется координация действий со стороны государственных, городских органов управления. Такой опыт накоплен в городе Москве, где функционирует (с учетом индивидуальных предприятий) свыше 370 тысяч малых и средних предприятий3.
Конечно это не означает, что в Москве максимально решены все вопросы развития предпринимательства. Согласно опросу, проведенному Городским информационно-
аналитическим центром, на вопрос: «Какие проблемы предпринимателей являются наиболее значимыми?» 20 процентов респондентов ответили, что таковыми считают проблемы недобросовестной конкуренции [8]. В числе наиболее значимых проблем респонденты отметили следующие:
• бюрократические процедуры (38%);
• взятки и поборы (34%);
• несовершенство законодательства (27%);
• высокий уровень налогообложения (25%);
• отсутствие финансов (22%).
Нерешенность этих проблем сдерживает
спрос на рынке труда.
На 201 1 год Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы (ДМСП) определил четыре приоритетные направления работы:
1) поддержка экспортно ориентированных предприятий;
2) поддержка инновационных проектов (предполагается активизировать деятельность предприятий с Российской венчурной компанией, венчурными фондами, бизнес-ангелами;
3) оказание помощи предприятиям, осуществляющим собственную модернизацию производственных мощностей и ассортимента продукции;
4) решение вопросов энергосбережения (без решения этих вопросов продукция отечественных предприятий вряд ли выдержит конкуренцию с зарубежными компаниями).
Результаты контрольных проверок, проводимых Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России), свидетельствуют о наличии существенных нарушений антимонопольного законодательства на рынках электро- и теплоэнергии, в сфере технологического присоединения потребителей, о манипулировании ценами. Присоединение к электрическим сетям - больной вопрос для российского бизнеса, в особенности для
2 В составе стимулирующей функции вычленяются специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учетов и статистической отчетности, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3 По данным Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, общая численность занятых в малом бизнесе города оценивается не менее чем в 2,5 миллиона человек (см.: // Малый бизнес. 2010. № 25. С. 7).
малого и среднего предпринимательства. В 2009 году по инициативе ФАС России было возбуждено 1 265 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках электро- и теплоэнергии, принято 747 решений о наличии нарушений и выдано 624 предписания. Из них принято 129 решений и выдано 95 предписаний по фактам нарушения антимонопольного законодательства в сфере технологического присоединения [9].
Что касается характера нарушений, то отмечается уклонение от заключения договора лицом, для которого это является обязательным. Распространены навязывание невыгодных условий договора для потребителей энергии, нарушение установленного порядка ценообразования [9]. Так, ООО «Бийскэнерго», ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» были признаны нарушителями закона о защите конкуренции путем манипулирования с ценами, эти организации перечислили в бюджет свыше 260 миллионов рублей доходов.
Вследствие изменения правил технологического присоединения к электросетям [17], во-первых, упрощаются требования к составу заявок на технологическое присоединение для субъектов малого и среднего предпринимательства. Сетевая организация обязана направлять потребителю проект договора вместе с техническими условиями и ценой на производство работ. Во-вторых, возрастает ответственность сетевых организаций за нарушение сроков исполнения договора перед всеми заявителями. В-третьих, появляется возможность диверсификации в использовании энергомощностей и привлечения дополнительных инвестиций в развитие отрасли.
По оценке президента Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий О. Усковой, в условиях современной экономики возможность создания новых технологий предоставляет национальной экономике страны огромные преимущества, значительно превосходя прямые экономические дивиденды от отчислений за продажу патентов и лицензий [10]. Во-первых, это возможность для привлечения масштабных инвестиций и создания инновационных производств, которые, как правило, формируются непо-
средственно в местах сосредоточения технологических кластеров. Во-вторых, это возможность определенного контроля над мировыми стратегическими экономическими процессами. В-третьих, это качественное укрепление международного статуса страны, его возможностей и влияния на внешнеэкономические процессы.
Развитие малого и среднего предпринимательства в России обусловлено формированием и развитием единого экономического пространства, единых принципов и правил технического регулирования. Такие возможности предоставляются как в рамках Таможенного союза Россия - Белоруссия - Казахстан, так и в рамках других международных соглашений, предусмотренных законом о техническом регулировании [11].
Однако, как отмечают эксперты [12], существует ряд проблем, связанных, в частности, с согласованием сроков введения технического регламента о безопасности низковольтного оборудования, уточнением условий поставок этого оборудования импортерами. Производители и импортеры обязаны сопровождать свою продукцию новыми сертификатами и декларациями соответствия и маркировать ее соответствующим знаком обращения на рынке.
Многих ошибок можно было бы избежать, изначально прислушавшись к предпринимателям, предоставив бизнес-ассоциациям право самим разрабатывать первую редакцию проекта регламента Таможенного союза. Результаты общественного обсуждения позволяют лучше учесть особенности технического регулирования продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Опыт работы фирмы «ИнтерОптСервис» показывает, что важно обосновать стратегию развития предприятия, основные направления движения бизнеса с учетом сложившейся специализации. Фирма в течение пятнадцати лет специализируется на поставках электроосветительной, кабельной и метизной продукции. Стратегия развития фирмы построена на маркетинговых исследованиях рынка поставок промышленной продукции, изучении и учете промышленной и торговой стратегий (см. рис.).
Маркетинговые исследования (блок 4) проводятся исходя из общей концепции уставной деятельности и выработанного региональной общественной ассоциацией курса взаимодействия [13].
Естественно, при формировании плана поставок необходима диагностика региональных потребностей по каждому направлению поставок (блок 7). Формирование этого блока предполагает ежегодную (поквартальную) корректировку потребностей розничного покупателя.
Важным этапом в выработке стратегии и
направлений долгосрочного планирования является обоснование политики диверсификации поставок (блок 5), исследование производственных возможностей (мощностей) основных производителей по каждому направлению поставок (блок 6).
Конечно, в процессе маркетинговых исследований и выработки стратегии необходимо учитывать действие таких внешних факторов, как общая конъюнктура рынка, уровень конкуренции, импортные товаропотоки4.
Как краткосрочная, так и долгосрочная промышленные стратегии разрабатыва-
Стратегия развития ООО «Фирма «ИнтерОптСервис»
4 Нестабильность внешней среды прежде всего увеличивает размер стратегических трансакционных издержек [16, с. 136, 137].
ются для того, чтобы производственные мощности и технологии использовались эффективно, инновационный потенциал наращивался, возможности доступа к информации увеличивались.
Характерные положительные тенденции формирования информационного общества обусловлены широким доступом к надежным источникам информации, высоким уровнем автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Это позволяет повышать эффективность общественного производства, изменять социальноэкономические условия жизни населения.
Наряду с положительными сторонами информатизация общества, как считают специалисты, может обострять такие противоречия, как углубление разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями, неизбежность болезненного изменения сложившихся социально-экономических, производственно-технических и культурных структур. Также отмечаются трудности культурно-технологической адаптации человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям, сложности отбора качественной и достоверной информации [14, с. 21].
Предстоит продолжить качественное совершенствование федеральной контрактной системы, механизма заключения и выполнения договоров подряда, контрактных обязательств сторон как основы повышения роли малых предприятий в решении проблемы энергосбережения, организации поставок электротехнической продукции. Требуется критически изучить и переосмыслить отечественный и мировой опыт в сфере заключения соглашений между продавцами и покупателями, вопросы ответственности оптового звена, возможности снижения трансакционных издержек.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВР: Статистический обзор мировой энергетики, июнь 2010 года // Вопросы экономики. 2010. № 10.
2. Портер Майкл Э. Конкуренция: учеб-
ное пособие / пер. с англ. М. : Издательский дом «Вильямс», 2000.
3. Дадашев А., Мешкова Д. Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист. 2006. № 6.
4. Зверев А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист. 2009. № 9.
5. Одинец А. Капиталистический евроремонт // Приложение к газете «КоммерсантЪ». 2010. № 49 (49).
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.
7. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.
8. Шерман М. Предприниматели «бегут в тень» // Малый бизнес. 2010. № 20.
9. Шмелева Е. Любовь к электричеству // Российская бизнес-газета. 2010. № 47.
10. Ускова О. Лидирует создатель // Российская бизнес-газета. 2010. № 47.
11. О техническом регулировании : Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ.
12. Тихонов Е. Регламент на троих // Российская бизнес-газета. 2010. № 47.
13. Анпилов А. И. Малые предприятия в национальной экономике России : монография. М. : Компания «Спутник+», 2007.
14. Информатика : учебник / под общей научной редакцией В. А. Минаева, А. П. Фи-суна, С. В. Скрыля, С. В. Дворянкина, М. М. Никитина, Н. С. Хохлова. М. : Маросейка, 2008. Т. 1. Концептуальные основы.
15. Малый бизнес. 2010. № 25 (статистические данные).
16. Экономическая стратегия фирмы : учебное пособие / под ред. А. П. Градова. 3-е изд., испр. СПб. : Специальная литература, 2000.
17. О совершенствовании порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям : постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 759.