Научная статья на тему 'Проблема энергосбережения и роль малого предпринимательства в ее решении'

Проблема энергосбережения и роль малого предпринимательства в ее решении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОСТАВКА ПРОДУКЦИИ / ДОГОВОР ПОДРЯДА / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / THE POWER SAVINGS / SUPPLY OF PRODUCTS / WORK CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анпилов Александр Иванович

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития малого предпринимательства и экономии энергоресурсов. Представлена стратегия развития компании, разработанная фирмой «ИнтерОптСервис», построенная на маркетинговых исследованиях рынка поставок промышленной продукции, изучении и учете промышленной и торговой стратегий. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования федеральной контрактной системы, механизма заключения и выполнения договоров подряда, контрактных обязательств сторон как основы повышения роли малых предприятий в решении проблемы энергосбережения, организации поставок электротехнической продукции, а также о необходимости изучения и переосмысления отечественного и мирового опыта в сфере заключения соглашений между продавцами и покупателями, в частности, вопросов ответственности оптового звена и возможности снижения трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ENERGY CONSERVATION AND THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN ITS DECISION

The article deals with topical issues of small business development and energy savings. A strategy of the company, developed by «InterOptServis», based on market research market supply of industrial products, the study of accounting and industrial and trade policies. The conclusion about the need to further improve federal contracting system, the mechanism of the conclusion and implementation of works contracts, contractual obligations of the parties as a basis for enhancing the role of small businesses in solving problems of energy saving, organizing the supply of electrical products, as well as the need to study and rethinking of domestic and international experience in the field of detention agreements between sellers and buyers, in particular, issues of liability wholesale level, the possibility of reducing transaction costs.

Текст научной работы на тему «Проблема энергосбережения и роль малого предпринимательства в ее решении»

Проблема энергосбережения и роль малого предпринимательства в ее решении

А.И. Анпилов

генеральный директор ООО «Фирма «ИнтерОптСервис» (г. Королёв Московской области)

Александр Иванович Анпилов, [email protected]

Проблема энергосбережения во многом определяет темпы роста национальной экономики, рациональное использование природных и энергетических ресурсов, улучшение экологии. В 2009 году мировая экономика пережила серьезный спад1 и стала восстанавливаться, а глобальный спрос на энергоносители резко сократился. Впервые с 1982 года показатель экономии энергетических ресурсов снизился на 1,1 процента, а в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - на 5 процентов. В статистическом обзоре мировой энергетики [1] отмечается, что спрос на энергоносители падал сильнее в тех странах, в которых темпы развития экономики максимально понижались, и повышался там, где экономика продолжала развиваться, например в Китае и Индии.

Экономическое развитие определяется, конечно, не только энергетическими ресурсами. Использование современных материалов и оборудования, менеджмент также входят в число факторов, воздействующих на экономическую динамику. По мнению М. Портера, конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизировать [2, с. 162].

Государство должно усиливать взаимодействие субъектов хозяйствования, создавать условия формирования предпринимательской среды для развития малых и средних предприятий. Исследователи подчеркивают ресурсную эффективность ма-

лого предпринимательства [3], их мобильность и структурную гибкость. Однако, как свидетельствует опыт Германии, Нидерландов, Италии и других стран, необходима инвестиционная и кредитная поддержка малых и средних предприятий, особенно в период их становления.

Следует обратить внимание на меры, которые принимает государство для поддержки малых и средних предприятий в Германии, где функционирует порядка

3,4 миллиона субъектов хозяйствования. В 2007 году Комиссия Европейского союза (ЕС) одобрила план германского правительства по стимулированию экономического развития ряда земель в 2007-2013 годах, в рамках которого предусматривается льготный инвестиционный режим для малых и средних предприятий. Изменен порядок уплаты взносов в Фонд социального страхования: с 50 процентов сумма взноса уменьшена до 40, ставка отчислений в Фонд страхований от безработицы с 6,5 процента снижена до 3,3 [4]. В рамках специальной программы германского банка реконструкции и развития было предусмотрено дополнительное выделение кредитных ресурсов для поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере возобновляемых источников энергии. Так, в 2009-2010 годах объем этих ресурсов составил 27,5 миллиарда евро. Дополнительные инвестиции направлялись на поддержку экологического и энергосберегающего санирования зданий, инфраструктурных

1 В 2009 году мировой ВВП сократился на 4 процента от докризисного максимума - перед обострением финансового кризиса летом 2008 года [1].

проектов, проектов в сфере инноваций и энергосбережения.

В Германии наряду с использованием банковских гарантийных инструментов при страховании кредитов также широко используются (совместно с предприятиями) финансовые инструменты, стимулирующие развитие венчурного капитала, лизинга и факторинга. Значительная доля (свыше 40 процентов) малых и средних предприятий экспортирует свою продукцию и осуществляет инвестиционные проекты за рубежом. Координирует эту деятельность Комитет по малому бизнесу при Федеральном министерстве экономики и технологий Германии.

Об успехах немецкой экономики во внешнеэкономической деятельности свидетельствуют данные о торговом обороте России со странами ЕС за январь - август 2010 года. Из общего торгового оборота

191,4 миллиарда долларов торговый оборот с Германией оценивался в 31,7 миллиарда долларов, или 16,6 процента к итогу [5]. Рост торгового оборота России с Германией составил 134,7 процента. Если по общему обороту Германия занимает второе место в операциях с Россией (после Нидерландов), то по объему импорта она занимает первое место, значительно опережая Италию, Францию, Нидерланды и другие страны.

В российском законодательстве о развитии малого и среднего предпринимательства [6] предусмотрен термин «поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства», под которым понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключени-

ем государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом законодатель ввел три ограничительных условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с долями участия в уставном капитале, со средней численностью работников и выручкой (или балансовой стоимостью активов):

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом) фонде указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

• для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно;

• для малых предприятий - до 100 человек включительно, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налогов на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С одной стороны, предусмотренные предельные значения показателей, характеризующих реестровую принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства, позволяют упорядочить как учетную, так и стимулирующую функции

малого и среднего предпринимательства2. В частности, подчеркиваются [7] особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.

С другой стороны, установленные предельные значения показателя выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов в известной мере сдерживают приобретение современного оборудования, позволяющего рационализировать производство, уменьшать энергетические затраты предприятий. Кроме того, появляются противоречия в законодательстве: статьей 6 «Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закона [6] предусматривается увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ и услуг) в объеме валового внутреннего продукта, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Региональный опыт функционирования предприятий малого и среднего предпринимательства свидетельствует о многоа-спектности решаемых задач, требующих специфических форм планирования и стимулирования мероприятий, организации их контроля. В процессе разработки и реализации этих задач требуется координация действий со стороны государственных, городских органов управления. Такой опыт накоплен в городе Москве, где функционирует (с учетом индивидуальных предприятий) свыше 370 тысяч малых и средних предприятий3.

Конечно это не означает, что в Москве максимально решены все вопросы развития предпринимательства. Согласно опросу, проведенному Городским информационно-

аналитическим центром, на вопрос: «Какие проблемы предпринимателей являются наиболее значимыми?» 20 процентов респондентов ответили, что таковыми считают проблемы недобросовестной конкуренции [8]. В числе наиболее значимых проблем респонденты отметили следующие:

• бюрократические процедуры (38%);

• взятки и поборы (34%);

• несовершенство законодательства (27%);

• высокий уровень налогообложения (25%);

• отсутствие финансов (22%).

Нерешенность этих проблем сдерживает

спрос на рынке труда.

На 201 1 год Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы (ДМСП) определил четыре приоритетные направления работы:

1) поддержка экспортно ориентированных предприятий;

2) поддержка инновационных проектов (предполагается активизировать деятельность предприятий с Российской венчурной компанией, венчурными фондами, бизнес-ангелами;

3) оказание помощи предприятиям, осуществляющим собственную модернизацию производственных мощностей и ассортимента продукции;

4) решение вопросов энергосбережения (без решения этих вопросов продукция отечественных предприятий вряд ли выдержит конкуренцию с зарубежными компаниями).

Результаты контрольных проверок, проводимых Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России), свидетельствуют о наличии существенных нарушений антимонопольного законодательства на рынках электро- и теплоэнергии, в сфере технологического присоединения потребителей, о манипулировании ценами. Присоединение к электрическим сетям - больной вопрос для российского бизнеса, в особенности для

2 В составе стимулирующей функции вычленяются специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учетов и статистической отчетности, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

3 По данным Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, общая численность занятых в малом бизнесе города оценивается не менее чем в 2,5 миллиона человек (см.: // Малый бизнес. 2010. № 25. С. 7).

малого и среднего предпринимательства. В 2009 году по инициативе ФАС России было возбуждено 1 265 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках электро- и теплоэнергии, принято 747 решений о наличии нарушений и выдано 624 предписания. Из них принято 129 решений и выдано 95 предписаний по фактам нарушения антимонопольного законодательства в сфере технологического присоединения [9].

Что касается характера нарушений, то отмечается уклонение от заключения договора лицом, для которого это является обязательным. Распространены навязывание невыгодных условий договора для потребителей энергии, нарушение установленного порядка ценообразования [9]. Так, ООО «Бийскэнерго», ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» были признаны нарушителями закона о защите конкуренции путем манипулирования с ценами, эти организации перечислили в бюджет свыше 260 миллионов рублей доходов.

Вследствие изменения правил технологического присоединения к электросетям [17], во-первых, упрощаются требования к составу заявок на технологическое присоединение для субъектов малого и среднего предпринимательства. Сетевая организация обязана направлять потребителю проект договора вместе с техническими условиями и ценой на производство работ. Во-вторых, возрастает ответственность сетевых организаций за нарушение сроков исполнения договора перед всеми заявителями. В-третьих, появляется возможность диверсификации в использовании энергомощностей и привлечения дополнительных инвестиций в развитие отрасли.

По оценке президента Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий О. Усковой, в условиях современной экономики возможность создания новых технологий предоставляет национальной экономике страны огромные преимущества, значительно превосходя прямые экономические дивиденды от отчислений за продажу патентов и лицензий [10]. Во-первых, это возможность для привлечения масштабных инвестиций и создания инновационных производств, которые, как правило, формируются непо-

средственно в местах сосредоточения технологических кластеров. Во-вторых, это возможность определенного контроля над мировыми стратегическими экономическими процессами. В-третьих, это качественное укрепление международного статуса страны, его возможностей и влияния на внешнеэкономические процессы.

Развитие малого и среднего предпринимательства в России обусловлено формированием и развитием единого экономического пространства, единых принципов и правил технического регулирования. Такие возможности предоставляются как в рамках Таможенного союза Россия - Белоруссия - Казахстан, так и в рамках других международных соглашений, предусмотренных законом о техническом регулировании [11].

Однако, как отмечают эксперты [12], существует ряд проблем, связанных, в частности, с согласованием сроков введения технического регламента о безопасности низковольтного оборудования, уточнением условий поставок этого оборудования импортерами. Производители и импортеры обязаны сопровождать свою продукцию новыми сертификатами и декларациями соответствия и маркировать ее соответствующим знаком обращения на рынке.

Многих ошибок можно было бы избежать, изначально прислушавшись к предпринимателям, предоставив бизнес-ассоциациям право самим разрабатывать первую редакцию проекта регламента Таможенного союза. Результаты общественного обсуждения позволяют лучше учесть особенности технического регулирования продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Опыт работы фирмы «ИнтерОптСервис» показывает, что важно обосновать стратегию развития предприятия, основные направления движения бизнеса с учетом сложившейся специализации. Фирма в течение пятнадцати лет специализируется на поставках электроосветительной, кабельной и метизной продукции. Стратегия развития фирмы построена на маркетинговых исследованиях рынка поставок промышленной продукции, изучении и учете промышленной и торговой стратегий (см. рис.).

Маркетинговые исследования (блок 4) проводятся исходя из общей концепции уставной деятельности и выработанного региональной общественной ассоциацией курса взаимодействия [13].

Естественно, при формировании плана поставок необходима диагностика региональных потребностей по каждому направлению поставок (блок 7). Формирование этого блока предполагает ежегодную (поквартальную) корректировку потребностей розничного покупателя.

Важным этапом в выработке стратегии и

направлений долгосрочного планирования является обоснование политики диверсификации поставок (блок 5), исследование производственных возможностей (мощностей) основных производителей по каждому направлению поставок (блок 6).

Конечно, в процессе маркетинговых исследований и выработки стратегии необходимо учитывать действие таких внешних факторов, как общая конъюнктура рынка, уровень конкуренции, импортные товаропотоки4.

Как краткосрочная, так и долгосрочная промышленные стратегии разрабатыва-

Стратегия развития ООО «Фирма «ИнтерОптСервис»

4 Нестабильность внешней среды прежде всего увеличивает размер стратегических трансакционных издержек [16, с. 136, 137].

ются для того, чтобы производственные мощности и технологии использовались эффективно, инновационный потенциал наращивался, возможности доступа к информации увеличивались.

Характерные положительные тенденции формирования информационного общества обусловлены широким доступом к надежным источникам информации, высоким уровнем автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Это позволяет повышать эффективность общественного производства, изменять социальноэкономические условия жизни населения.

Наряду с положительными сторонами информатизация общества, как считают специалисты, может обострять такие противоречия, как углубление разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями, неизбежность болезненного изменения сложившихся социально-экономических, производственно-технических и культурных структур. Также отмечаются трудности культурно-технологической адаптации человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям, сложности отбора качественной и достоверной информации [14, с. 21].

Предстоит продолжить качественное совершенствование федеральной контрактной системы, механизма заключения и выполнения договоров подряда, контрактных обязательств сторон как основы повышения роли малых предприятий в решении проблемы энергосбережения, организации поставок электротехнической продукции. Требуется критически изучить и переосмыслить отечественный и мировой опыт в сфере заключения соглашений между продавцами и покупателями, вопросы ответственности оптового звена, возможности снижения трансакционных издержек.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВР: Статистический обзор мировой энергетики, июнь 2010 года // Вопросы экономики. 2010. № 10.

2. Портер Майкл Э. Конкуренция: учеб-

ное пособие / пер. с англ. М. : Издательский дом «Вильямс», 2000.

3. Дадашев А., Мешкова Д. Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист. 2006. № 6.

4. Зверев А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист. 2009. № 9.

5. Одинец А. Капиталистический евроремонт // Приложение к газете «КоммерсантЪ». 2010. № 49 (49).

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

7. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

8. Шерман М. Предприниматели «бегут в тень» // Малый бизнес. 2010. № 20.

9. Шмелева Е. Любовь к электричеству // Российская бизнес-газета. 2010. № 47.

10. Ускова О. Лидирует создатель // Российская бизнес-газета. 2010. № 47.

11. О техническом регулировании : Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ.

12. Тихонов Е. Регламент на троих // Российская бизнес-газета. 2010. № 47.

13. Анпилов А. И. Малые предприятия в национальной экономике России : монография. М. : Компания «Спутник+», 2007.

14. Информатика : учебник / под общей научной редакцией В. А. Минаева, А. П. Фи-суна, С. В. Скрыля, С. В. Дворянкина, М. М. Никитина, Н. С. Хохлова. М. : Маросейка, 2008. Т. 1. Концептуальные основы.

15. Малый бизнес. 2010. № 25 (статистические данные).

16. Экономическая стратегия фирмы : учебное пособие / под ред. А. П. Градова. 3-е изд., испр. СПб. : Специальная литература, 2000.

17. О совершенствовании порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям : постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 759.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.