Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2108
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МОДЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксютина Зульфия Абдулловна, Ченская Альбина Викторовна, Шабышева Юлия Евгеньевна

Введение. Проблема эмоционального выгорания широко рассматривается в сфере профессиональной психологии. При проявлении эмоционального выгорания стремительно снижается работоспособность. Для построения коррекционной работы с «выгоревшими» необходимо осмысление теоретических аспектов современной российской и зарубежной психологии. Значимость проблемы обусловлена экономическими потерями, которые несет государство от работы «выгоревших»; утратой личностных смыслов человеком; тенденциями к переходу эмоционального выгорания в психосоматические состояния. Цель заключалась в анализе психологической сущности эмоционального выгорания в современной отечественной и зарубежной психологии. Материалы и методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Результаты и обсуждение. В ходе теоретического анализа проводится экскурс в этимологию понятия «эмоциональное выгорание», показано многообразие его синонимичного ряда в психологических исследованиях. Приведено описание факторных моделей эмоционального выгорания. Раскрываются основные характеристики протекания эмоционального выгорания. Раскрыто понимание эмоционального выгорания в гештальт-подходе, когнитивно-бихевиоральном, психоаналитическом, синтетическом, индивидуально-психологическом, позитивном подходах. Выводы. Изучение проблемы эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии базируется на пяти теоретических и экспериментальных подходах. На уровне факторного подхода исследователями осуществляется поиск тех факторов, которые наиболее ярко проявляются в эмоциональном выгорании. Процессуальный подход подразумевает исследование эмоционального выгорания как процесс. Динамический подход включает исследование протекания физиологических, аффективно-когнитивных и поведенческих реакций в эмоциональном выгорании. При этиологическом подходе исследуются причины эмоционального выгорания. Когнитивно-бихевиоральный подход проявляется в неверных выборах ожиданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EMOTIONAL BURNOUT IN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY

Introduction. The problem of emotional burnout is widely considered in the field of professional psychology. With the manifestation of emotional burnout, efficiency is rapidly declining. To build correctional work with those "burnt out" it is necessary to comprehend the theoretical aspects of modern Russian and foreign psychology. The significance of the problem is determined by economic losses incurred by the state from the work of the "burnt out"; loss of personal meanings by a person; tendencies to the transition of emotional burnout into psychosomatic states. The purpose is to analyze psychological essence of emotional burnout in the modern domestic and foreign psychology. Materials and Methods. The researchers employ theoretical methods: analysis, synthesis, comparison, confrontation. Results and Discussion. The theoretical analysis includes the excursus into the etymology of the concept of “emotional burnout”, shows the variety of its synonymic row in psychological studies. The authors describe factor models of emotional burnout. The main characteristics of the process of emotional burnout are revealed, as well as the understanding of emotional burnout in gestalt approach, cognitive behavioural, psychoanalytical, synthetic, individual psychological and positive approaches. Conclusions. The study of the problem of emotional burnout in domestic and foreign psychology is based on five theoretical and experimental approaches. At the level of the factor approach, researchers seek for those factors that are most vividly manifested in the emotional burnout. The procedural approach implies the study of emotional burnout as a process. Dynamical approach involves investigation of physiological, affective cognitive and behavioural reactions in emotional burnout. Within the etiological approach, the causes of emotional burnout are examined. The cognitive behavioural approach manifests itself in the wrong choice of expectations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Обзорная статья

УДК 614:159.9.072 © З. А. Аксютина, А. В. Ченская, Ю. Е. Шабышева, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-491-429-435

5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии

Проблема эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии

Зульфия Абдулловна Аксютина \ кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы; aksutina_zulfia@mail.ru; https://orcid.оrg/0000-0003-2548-4673 Альбина Викторовна Ченская \ практикующий дефектолог, магистрант; romkanydni@gmail.com; https://orcid.оrg/0000-0003-1799-2328

Юлия Евгеньевна Шабышева \ кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии; yshabysheva@mail.ru; https://orcid.оrg/0000-0002-2541-4301

' Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, ул. Партизанская, 4 А, Россия Реферат

Введение. Проблема эмоционального выгорания широко рассматривается в сфере профессиональной психологии. При проявлении эмоционального выгорания стремительно снижается работоспособность. Для построения коррекционной работы с «выгоревшими» необходимо осмысление теоретических аспектов современной российской и зарубежной психологии. Значимость проблемы обусловлена экономическими потерями, которые несет государство от работы «выгоревших»; утратой личностных смыслов человеком; тенденциями к переходу эмоционального выгорания в психосоматические состояния. Цель заключалась в анализе психологической сущности эмоционального выгорания в современной отечественной и зарубежной психологии. Материалы и методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Результаты и обсуждение. В ходе теоретического анализа проводится экскурс в этимологию понятия «эмоциональное выгорание», показано многообразие его синонимичного ряда в психологических исследованиях. Приведено описание факторных моделей эмоционального выгорания. Раскрываются основные характеристики протекания эмоционального выгорания. Раскрыто понимание эмоционального выгорания в гештальт-подходе, когнитивно-бихевиоральном, психоаналитическом, синтетическом, индивидуально-психологическом, позитивном подходах. Выводы. Изучение проблемы эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии базируется на пяти теоретических и экспериментальных подходах. На уровне факторного подхода исследователями осуществляется поиск тех факторов, которые наиболее ярко проявляются в эмоциональном выгорании. Процессуальный подход подразумевает исследование эмоционального выгорания как процесс. Динамический подход включает исследование протекания физиологических, аффективно-когнитивных и поведенческих реакций в эмоциональном выгорании. При этиологическом подходе исследуются причины эмоционального выгорания. Когнитивно-бихевиоральный подход проявляется в неверных выборах ожиданий.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; модели эмоционального выгорания; когнитивно-бихевиоральный подход; психоаналитический подход; синтетический подход; гештальт-подход; индивидуально-психологический подход;

позитивный подход

Для цитирования: Аксютина З. А., Ченская А. В., Шабышева Ю. Е. Проблема эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 4(91). С. 429-435. 1^://(1о1огдЛ0. 24412/1999-6241-2022-491-429-435

Review Article

UDC 614:159.9.072 © Z. А. Аksyutina, А. V. Chenskaya, Yu. Е. Shabysheva, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-491-429-435

5.3.1 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

The Problem of Emotional Burnout in Domestic and Foreign Psychology

Zulfia A. Aksyutina \ Candidate of Sciences (in Pedagogy), Associate-Professor at the chair of Social Pedagogy and Social Work;

aksutina_zulfia@mail.ru; https://orcid.оrg/0000-0003-2548-4673

Аlbina V. Chenskaya \ practicing speech pathologist, Master's degree student;

romkanydni@gmail.com; https://orcid.оrg/0000-0003-1799-2328

Yulia E. Shabysheva \ Candidate of Sciences (in Psychology), Associate-Professor at the chair of General and Pedagogical Psychology; yshabysheva@mail.ru; https://orcid.оrg/0000-0002-2541-4301 10msk State Pedagogical University, 4 A, Partizanskaya st., Omsk, 644099, Russia Abstract

Introduction. The problem of emotional burnout is widely considered in the field of professional psychology. With the manifestation of emotional burnout, efficiency is rapidly declining. To build correctional work with those "burnt out" it is necessary to comprehend the theoretical aspects of modern Russian and foreign psychology. The significance of the problem is determined by economic losses

incurred by the state from the work of the "burnt out"; loss of personal meanings by a person; tendencies to the transition of emotional burnout into psychosomatic states. The purpose is to analyze psychological essence of emotional burnout in the modern domestic and foreign psychology. Materials and Methods. The researchers employ theoretical methods: analysis, synthesis, comparison, confrontation. Results and Discussion. The theoretical analysis includes the excursus into the etymology of the concept of "emotional burnout", shows the variety of its synonymic row in psychological studies. The authors describe factor models of emotional burnout. The main characteristics of the process of emotional burnout are revealed, as well as the understanding of emotional burnout in gestalt approach, cognitive behavioural, psychoanalytical, synthetic, individual psychological and positive approaches. Conclusions. The study of the problem of emotional burnout in domestic and foreign psychology is based on five theoretical and experimental approaches. At the level of the factor approach, researchers seek for those factors that are most vividly manifested in the emotional burnout. The procedural approach implies the study of emotional burnout as a process. Dynamical approach involves investigation of physiological, affective cognitive and behavioural reactions in emotional burnout. Within the etiological approach, the causes of emotional burnout are examined. The cognitive behavioural approach manifests itself in the wrong choice of expectations.

Keywords: emotional burnout; models of emotional burnout; cognitive behavioural approach; psychoanalytical approach; synthetic approach; gestalt approach; individual psychological approach; positive approach

Citation: Аksyutina Z. А., Chenskaya А. V., Shabysheva Yu. Е. The Problem of Emotional Burnout in Domestic and Foreign Psychology. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 4(91). Pp. 429-435. (In Russ.) https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-491-429-435

Основные положения

1. В психологии сформировалось новое самостоятельное явление, о котором длительное время шли научные споры. Первоначально было замечено, что вполне здоровые люди оказывались не способными к продуктивной профессиональной деятельности. Явление имело множество названий, но впоследствии оформилось в психологическое понятие «эмоциональное выгорание».

2. Процесс эмоционального выгорания разворачивается постепенно. Возникшее ощущение напряжения, тревоги, нервозности при усилении психотравмирующи-ми факторами становится спусковым механизмом для разворачивания целостной картины эмоционального выгорания. Опасность эмоционального выгорания заключается в том, что могут появиться состояние полной дезориентации, отчужденности от профессиональной деятельности и семейной жизни, цинизм и дегуманизация в профессиональных и личностных отношениях.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Социальная жизнь с ее динамично и стремительно изменяющейся повседневностью приводит к неизбежному формированию эмоционального выгорания у человека, которому в наибольшей степени подвержены специалисты, работающие в сфере «человек — человек». К ним прежде всего относятся педагоги, медики и сотрудники правоохранительных органов. Для построения коррекционной работы с «выгоревшими» необходимо осмысление теоретических аспектов в современной российской и зарубежной психологии.

Значимость проблемы обусловлена экономическими потерями, которые несет государство от работы «выгоревших»; утратой личностных смыслов человеком; тенденциями к переходу эмоционального выгорания в психосоматические состояния.

Цель — анализ и синтез психологической сущности эмоционального выгорания в современной отечественной и зарубежной психологии.

Материалы и методы

Исходя из целевых ориентиров исследования использовались следующие теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

Результаты и обсуждение

Эмоциональное выгорание как теоретическая проблема отечественной и зарубежной психологии.

В работах отечественных и зарубежных исследователей, изучающих феномен эмоционального выгорания, можно наблюдать многообразие терминов, обозначающих его: эмоциональное сгорание (Т. В. Форманюк) [1], синдром эмоционального выгорания (В. В. Бойко) [2], синдром эмоционального перегорания (В. Д. Вид, Е. И. Лозинская) [3], психическое выгорание (В. Е. Орел) [4].

Эмоциональное выгорание нередко пытаются изучать как депрессию, психологическую защиту, состояние, стресс, утомление и т. п. Многообразие в подходах к анализу феномена эмоционального выгорания определяется его неоднозначностью, сложностью в проявлениях и исследовании.

Авторство введения термина принадлежит Б. Г. Ананьеву. Он рассматривает понятие «эмоциональное сгорание» как отрицательное явление, связанное с межличностными отношениями и возникающее у людей профессий типа «человек — человек» [5, с. 1-3]. И это обусловлено тем, что понятие первоначально применялось в профессиональной сфере.

Признаки эмоционального выгорания были выделены Т. В. Форманюк:

— индивидуальный эмоциональный предел, способный обеспечить максимальное противостояние истощению, противодействие сгоранию и самосохранность;

— внутренний психологический опыт, ориентированный на чувства, установки, мотивы и ожидания;

— негативный индивидуальный опыт — концентрация проблем, дистрессы, внутренний дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [1, с. 58].

Е. С. Лаврентьева и Ю. В. Сорокина утверждают, что эмоциональное выгорание способствует формированию отрицательных черт характера, приводит к соматическим и психическим нарушениям здоровья [6, с. 62]. Данные ученые к базовым симптомам эмоционального выгорания отнесли пять групп: поведенческие, связанные с ощущением хронической усталости; физические, влияющие на быстрое утомление, истощаемость; социальные, проявляющиеся в сужении контактов и интересов, вплоть до полного их исключения; интеллектуальные, приводящие к скуке и отказу от активности, доведенные до формализации; эмоциональные, выражающиеся в пессимизме, черствости, беспомощности и др. [6, с. 19].

Симптомы эмоционального выгорания описала в своем исследовании Е. К. Николаева [7], выделив лишь негативные и отрицательные характеристики, не обнаружив позитивных тенденций в процессе его протекания. Это указывает на разрушающий характер эмоционального выгорания.

В психологических исследованиях нашли распространение несколько научных подходов к рассмотрению эмоционального выгорания: факторный, процессуальный, динамический, когнитивно-бихевиоральный и этиологический. На уровне факторного подхода выделены однофакторная, двухфакторная, трехфакторная и четырехфакторная модели. Однофакторную модель предложили A. M. Pines и E. Aronson в 1988 г. [8]. В ней выгорание рассматривается как совокупность физического, эмоционального и когнитивного истощения. На его возникновение существенное влияние оказывает длительность нахождения в эмоциональной перегрузке, а истощение выступает его главной причиной. Двухфакторную модель разработали D. Dierendonck, B. Schaufeli, H. Sixma в 1994 г. [8]. В данной модели есть два параметра: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый характеризуется изменениями в психосоматическом здоровье, а второй — отношением к себе. Трехфакторная модель, авторами которой являются К. Маслач и С. Джексон [9], получила более широкую известность в психологии. Она содержит три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений. Четырехфакторную модель предложили E. F. Iwanicki и R. L. Schwab в 1981 г. [10], дополнили и доработали Firth и Mims в 1985 г. В ней те же три компонента, что и в предыдущей, но в процессе эмоционального выгорания один фактор из трех может делиться на два, что и привело к формированию четырех факторов.

В процессуальном подходе эмоциональное выгорание рассматривается как процесс, в котором возникает повышение негативных установок по отношению к субъектам деятельности. Это оказывает существенное влияние на эмоциональное дистанирование и не-гативизацию отношения к личным достижениям.

В данном подходе выделим позицию Дж. Гринберга, который обращает внимание на пятиступенчатость прогрессирующего процесса эмоционального выгорания («медовый месяц», «недостаток топлива», «трудо-голизм», кризис, «пробивание стены») [11].

Динамический подход находит отражение в трудах Б. Перлмана и Е. А. Хартмана [12]. Ими выделены три группы реакций на процесс эмоционального выгорания. Это проявляется в физиологических, аффективно-когнитивных и поведенческих реакциях. Их разворачивание способствует длительности переживания стресса, повышению психоэмоциональной нагрузки и дальнейшей дезинтеграции различных сфер психики, в том числе и эмоциональной.

О. И. Мезенцева указывает на наличие еще двух подходов — когнитивно-бихевиорального и этиологического [13]. Первый описывается С. Майером через модель возникновения выгорания посредством неверно выбранных ожиданий, которые не соответствуют возникающим ситуациям. Данный подход не нашел подтверждения на практике. В этиологическом подходе акцент делают на причинах возникновения данного явления, в качестве которых принимают совокупность индивидуальных, организационных и социальных факторов. Выгорание начинается с потери чувства компетентности на фоне проявления апатии, цинизма и ригидности.

Определение понятия «эмоциональное выгорание». Определением понятия «эмоциональное выгорание» занимались многие ученые в контексте профессионального выгорания, считая его последствием стрессов (М. В. Борисова, С. Б. Величковская, Н. Е. Водопьянова, Дж. Гринберг, С. Джексон, К. Маслач, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк и др.). Считается, что термин Staff burnout введен в 1974 г. психиатром Х. Дж. Фрейден-бергом в качестве оценки интенсификации общения медицинского персонала с пациентами, при котором наблюдаются изнеможение, истощение, ощущение бесполезности [14, с. 121-122]. Согласно современным исследованиям феномен эмоционального выгорания — «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия» [2, с. 108]. Под эмоциональным выгоранием следует понимать выработанные механизмы психологической защиты, которые формируются поэтапно с выраженной динамикой, направленной на частичную, а затем и полную утрату эмоционально насыщенных позитивных эмоций и чувств.

В психологии сложился теоретический ряд моделей, которые отражают психологическую природу синдрома эмоционального выгорания. Остановимся на наиболее значимых для исследования. Модель J. Lacan связывается с необходимостью субъекта в признании. Данное желание возникает вследствие ощущения пустоты, отсутствия ощущения жизни, или, иначе

говоря, рутинизации быта, что влечет за собой потерю идентичности или ее расколотость [15].

В модели Е. Перлмана и Б. Хартмана выделено три фактора: физиологический, аффективно-когнитивный и поведенческий. В основе физиологического фактора лежит физическое истощение, а аффективно-когнитивного — эмоциональное [12]. Аффективно-когнитивный фактор характеризуется высоким уровнем усталости и утомляемости и недостаточным уровнем функционирования психических процессов. В поведенческой сфере наблюдаются срывы, вплоть до агрессивных проявлений в адрес близких.

В модели S. Vanheule и Р. Verhaeghe эмоциональное выгорание формируется как следствие изменения в восприятии других [15]. Эти изменения происходят из позиции: «весь мир нам (мне) должен, потому что...».

Опираясь на исследования концепции М. Burisch [16-19], в эмоциональном выгорании выделяют следующие реакции: предпатологические, астенические, эмоциональные, деструктивные, психосоматические и реакции разочарования. Л. А. Базалевой выделены структурные составляющие фаз эмоционального выгорания. К ним отнесены фазы «тревожного напряжения», «сопротивления», «истощения». На первой фазе происходит запуск механизмов эмоционального выгорания, на второй — ощущается тревожное напряжение, а третья характеризуется выраженным наличием эмоционального выгорания [16, с. 176].

Психологическая сущность эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание начали исследовать с начала 70-х гг. прошлого столетия. Одним из крупнейших исследователей этой области считается Х. Фреденбергер, описавший в 1974 г. феномен (истощение, потеря мотивации и ответственности), назвав его выгоранием [20, с. 3]. В его трактовке выгоранием «является истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей» [15, с. 30].

В выгорании наблюдаются эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция. Эмоциональное истощение характеризуется опустошенностью и усталостью, деперсонализация проявляется в циничном отношении, бесчувственности, дегуманизации поведения, а редукция — в потере чувства компетентности. Опираясь на эту точку зрения, К. Маслач указывал, что выгорание «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [15, с. 30-31].

А. И. Куликов и А. Лэнгле выделили подходы для объяснения возникновения эмоционального выгорания:

1) индивидуально-психологический, характеризующийся несоответствием между ожиданиями и действительностью;

2) социально-психологический, объясняющийся спецификой деятельности, где можно наблюдать неглубокие эмоциональные контакты;

3) организационно-психологический, связанный с типовыми проблемами личностного развития (недостаток автономии и поддержки, ролевые конфликты, неадекватная или недостаточная обратная связь и др.) [21; 22].

Постепенно в теории происходит сдвиг от восприятия феномена эмоционального выгорания как внешнего (например, профессиональная ситуация) к внутреннему (индивидуально-личностные особенности, способствующие возникновению эмоционального выгорания). Так, в первых исследованиях эмоционального выгорания К. Маслач больше говорит о состоянии работы, чем о человеке [15, с. 80], а Х. Фреденбергер видит в выгорании уже случай психологического нездоровья. Он пишет, что выгорание — «состояние утомления или фрустрации, которое было вызвано беззаветной преданностью делу, стилем жизни или способом взаимоотношений, которые не привели к ожидаемому и предполагаемому вознаграждению» [15, с. 5].

Отметим, что большинство моделей эмоционального выгорания не нашли эмпирического подтверждения и их использование осуществляется на уровне научных гипотез.

Представляется важной COR-теория С. Хобфол-ла, которая по сути является ресурсной. Исследователь в структуру эмоционального выгорания включил личностные, поведенческие и социальные переменные. Обнаружившуюся стойкость к развитию эмоционального выгорания он назвал ресурсом. Ресурс способствует сохранению психической устойчивости в ситуации стресса. Ресурсы охватывают в своем составе совокупность целей, состояний, личностных и энергетических характеристик, которые влияют на выживаемость человека. Теория «сохранения ресурсов» базируется на двух принципах. Первый определяется стремлением к сохранению и защите своих ценностей, а второй продиктован необходимостью инвестирования в ресурсы для их защиты от потери, восстановления и для приобретения новых [15, с. 265].

Подходы к исследованию эмоционального выгорания. Раскроем взгляды на эмоциональное выгорание на примере различных психологических научных подходов.

Когнитивно-бихевиоральный подход (С. Майер) предполагает, что эмоциональное выгорание — это результат неверных ожиданий, которые не соответствуют ситуации. При этом выделяются следующие виды ожидания: ожидание подкрепления, ожидание результата, ожидание эффективности. В основе подхода лежит теория научения, где виды ожиданий играют различные роли в возникновении выгорания [15, с. 15].

В психоаналитическом подходе (З. Фрейд, К. Юнг) эмоциональное выгорание рассматривается как неразрешенный контрперенос [21; 23-25]. Контрперенос понимается как «совокупности бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его трансфер» [25, с. 189-201].

В синтетическом подходе (О. Кернберг) эмоциональное выгорание предполагает взаимоотношения между контрпереносом и личностью в трех измерениях [26, с. 330]. Первое «пространственное измерение» отражает реакцию на эмоциональное выгорание, второе «временное измерение» — длительность протекания, а третье измерение — тяжесть нарушения [26, с. 335]. Данный подход поддерживается и российскими учеными. Так, А. И. Куликов указывает, что синдром выгорания — это феномен, в основе которого лежит неразрешенный контрперенос, где синдром эмоционального выгорания — его манифестное содержание, рационализованное бессознательным конфликтом [21], проявляющееся в хронических реакциях.

Вероятно, условиями и механизмами перехода стресса в дистресс и далее в выгорание способствуют психологический / психопатологический статус; коммуникативная изоляция; неблагоприятные условия и организация быта; низкая экономическая ресурсность и др. Поэтому осознание контрпереноса — основной элемент в коррекции состояния [21].

А.-М. Гарден выразил несогласие с трехкомпонент-ной структурой выгорания К. Маслач. По А.-М. Гар-дену, внутренней составляющей эмоционального выгорания выступает эмоциональное истощение, а деперсонализация характерна лишь для сферы социального обслуживания. Выгорание есть специальное свойство психики для восстановления равновесия и (или) роста личности, поэтому оно является позитивным, развивающим личность процессом [27, с. 73-93].

В гештальт-подходе полагают, что синдром эмоционального выгорания имеет комплексный характер. У лиц с синдромом эмоционального выгорания наблюдаются психосоматические проблемы, проблемы межличностного общения. В преодолении синдрома необходимо интегрировать все факторы для более целостного преодоления выгорания [28].

В индивидуально-психологическом подходе (А. Пайнс) выгорание понимается как «состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях» [15, с. 188]. Главными причинами выгорания признаются неудачный поиск смысла жизни, высокий уровень притязаний. Источником выгорания представляется чувство недостижимости, незначимости своей работы, незначительности своих усилий [15; 22; 29].

На взгляд К. Маслач и Дж. Сонека, «эмоциональное истощение, деперсонализация, переживание собственной неэффективности и витальная нестабильность — вместе представляют собой первые признаки развития предсуицидального состояния» [22, с. 5].

Существует и позитивный подход (Д. Г. Трунов), согласно которому синдром эмоционального выгорания предполагает «негативные изменения в состоя-

нии и личности консультанта, как явление, наносящее вред... Позитивное восприятие действительности — первый шаг на пути к пониманию себя и решению проблем, возникающих при общении с абонентом» [30, с. 84], т. е. синдром выгорания — естественный и нормальный процесс.

Зарубежные исследователи в большей мере изучают практические аспекты проявления эмоционального выгорания. Так, D. C. McFarland и F. Hlubocky раскрыли влияние эмоционального выгорания у врачей на пациентов [31]. Они указывают, что эмоциональное выгорание перерастает в депрессию. G. Bodenheimer и S. M. Shuster изучали эмоциональное выгорание у преподавателей и выявили связи структурных и ин-теракционных ожиданий на выгорание [32]. E. Heuven и A. Bakker провели проверку гипотезы о том, что эмоциональный диссонанс является предикатором эмоционального выгорания на примере бортпроводников [33], подтвердив ее. P. M. Le Blanc, A. B. Bakker, M. C. W. Peeters, N. C. A. van Heesch и W. B. Schaufeli установили, что при наличии высокой восприимчивости к эмоциональному заражению более высок риск возникновения эмоционального выгорания [34]. J. Weisberg и A. Sagie обнаружили, что физическое и психическое истощение существенно влияют на намерение уйти с работы, а эмоциональное истощение при этом незначительно [35]. G. Kinman, S. Wray и C. Strange отмечают, что для профилактики эмоционального выгорания необходимо организовывать социальную поддержку, реализовывать программы по осведомленности об эмоциональных требованиях к профессии [36].

Выводы

Изучение проблемы эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии базируется на пяти теоретических и экспериментальных подходах.

На уровне факторного подхода исследователями осуществляется поиск тех факторов, которые наиболее ярко выражаются в эмоциональном выгорании. Процессуальный подход подразумевает исследование эмоционального выгорания как процесс, что требует выявления его протекания. Динамический подход состоит в исследовании протекания физиологических, аффективно-когнитивных и поведенческих реакций в эмоциональном выгорании. Этиологический подход предполагает исследование причин эмоционального выгорания. Когнитивно-бихевиоральный подход выражается в неверных выборах ожиданий.

Под эмоциональным выгоранием следует понимать выработанные механизмы психологической защиты, которые формируются поэтапно с выраженной динамикой, направленной на частичную, а затем и полную утрату позитивных эмоций и чувств, отягощенных психотравмирующими воздействиями.

Список источников

1. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-64.

2. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб., 2009. 278 с.

3. Вид В. Д., Лозинская Е. И. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI) : методические рекомендации. СПб., 2007. 17 с.

4. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 90-101.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 288 с.

6. Лаврентьева Е. С., Сорокина Ю. В. Синдром эмоционального выгорания как механизм психологической защиты // Известия Института систем управления СГЭУ. 2021. № 1(23). С. 62-66.

7. Николаева Е. К. Проблема эмоционального выгорания в современном мире // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 2(54). С. 18-22.

8. Pines A. M., Aronson E. Burnout: From tedium to personal growth. N. Y., 1981. 229 p.

9. Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1982. 47 p.

10. Iwanicki E. F., Schwab R. L. Across-validation of the Maslach Burnout Inventory. Educational and Psychological Measurement. 1981. Vol. 41. Pp. 1167-1174.

11. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2002. 496 с.

12. Perlman B., Hartman E. A. Burnout: summary and future research. Human relations. 1982. Vol. 35(4). Pp. 283-305.

13. Мезенцева О. И. Современные подходы к определению понятия «синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе // Вопросы педагогики. 2020. № 2-2. С. 110-112.

14. Асташова А. Н., Добросоцкая А. В. Сущность феномена «эмоционального выгорания» // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сб. науч. ст. VII всерос. заоч. научн.-практ. конф. с междунар. участием. Воронеж, 2018. С. 121-126.

15. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.

16. Базалева Л. А. Возможности исследования эмоционального «выгорания» у матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. Вып. 1. С. 174-182.

17. Зубова Е. В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ // Клиническая и специальная психология. 2012. № 3. С. 28-45.

18. Кайбышев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и промышленная экология. 2006. № 12. С. 21-26.

19. Малярчук Н. Н., Криницына Г. М, Пащенко Е. В., Отева Н. И. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 2(27). С. 8-21.

20. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление: пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. Вильнюс, 2006. 70 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Куликов А. И. Профессиональное выгорание и контрперенос // Сайт Национальной Федерации Психоанализа. URL: http:// nfp.oedipus. ru/node/561 (дата обращения: 19.05.2022).

22. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.

23. Пик И. Б. Проработка в контрпереносе // Журнал практической психологии и психоанализа. 2006. № 3. С. 157-166.

24. Уварова С. Проблема верволка в средней полосе // Материалы международного осеннего психоаналитического форума. Киев, 2005. С. 38-46.

25. Фрейд З. Советы врачу при психоаналитическом лечении. СПб., 1998. С. 189-201.

26. Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М., 2000. 298 с.

27. Gargen A. M. Teh purpose of burnout: A Jungian interpretation. Special Issue: Handbook on job stress. J. of Social Behavior and Personality. 1991. Vol. 6(7). Pp. 73-93.

28. Семкова М. П. Совершая труд. Взгляд гештальт-терапевта на синдром эмоционального выгорания. URL: zhurnal.lib.ru/s/ semkowa_m_p/sowershajatrud.shtml-89k (дата обращения: 19.05.2022).

29. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. СПб., 2002. С. 143-156.

30. Трунов Д. Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С. 84-89.

31. McFarland D. C., Hlubocky F. Therapeutic Strategies to Tackle Burnout and Emotional Exhaustion in Frontline Medical Staff: Narrative Review. Psychology Research and Behavior Management. 2021. Vol. 14. Pp. 1429-1436. https://doi.org/10.2147/PRBM.S256228.

32. Bodenheimer G., Shuster S. M. Emotional labour, teaching and burnout: Investigating complex relationships. Educational Research. 2020. Vol. 62. Pp. 63-76. https://doi.org/10.1080/00131881.2019.1705868.

33. Heuven E., Bakker A. Emotional dissonance and burnout among cabin attendants. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2003. Vol. 12, Issue 1. Pp. 81-100. https://doi.org/10.1080/13594320344000039.

34. Le Blanc P. M., Bakker A. B., Peeters M. C. W., van Heesch N. C. A., Schaufeli W. B. Emotional job demands and burnout among oncology care providers. Anxiety, Stress & Coping. An International Journal. 2001. Vol. 14, Issue 3. Pp. 243-263. https://doi.org/10.1080/10615800108248356.

35. Weisberg J., Sagie A. Teachers' Physical, Mental, and Emotional Burnout: Impact on Intention to Quit. The Journal of Psychology. Interdisciplinary and Applied. 1999. Vol. 133, Issue 3. Pp. 333-339. https://doi.org/10.1080/00223989909599746.

36. Kinman G., Wray S., Strange C. Emotional labour, burnout and job satisfaction in UK teachers: the role of workplace social support. Educational Psychology. An International Journal of Experimental Educational Psychology. 2011. Vol. 31, Issue 7. Pp. 843-856. https://doi.org/1 0.1080/01443410.2011.608650.

Поступила 04.07.2022; одобрена после рецензирования 02.08.2022; принята к публикации 30.08.2022.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Formanyuk T. V. Syndrome of "emotional burnout" as an indicator of teacher's professional maladaptation. Issues of Psychology. 1994. No. 6. Pp. 57-64. (In Russ.)

2. Boyko V. V. Syndrome of emotional burnout in professional communication. St. Petersburg, 2009. 278 p. (In Russ.)

3. Vid V. D., Lozinskaya E. I. System index of burnout syndrome (based on the MBI test). Methodical guidance. St. Petersburg, 2007. 17 p. (In Russ.)

4. Orel V. E. The phenomenon of "burnout" in foreign psychology: empirical research and perspectives. Psychological Journal. 2001. Vol. 22. No. 1. Pp. 90-101. (In Russ.)

5. Ananiev B. G. Man as a subject of cognition. St. Petersburg, 2001. 288 p. (In Russ.)

6. Lavrentieva E. S., Sorokina Yu. V. Emotional burnout syndrome as a mechanism of psychological protection. Proceedings of the Institute of Management of the Samara State University of Economics. 2021. No. 1(23). Pp. 62-66. (In Russ.)

7. Nikolaeva E. K. The problem of emotional burnout in the modern world. Skif. Issues of Student Science. 2021. No. 2(54). Pp. 18-22. (In Russ.)

8. Pines A. M., Aronson E. Burnout: From tedium to personal growth. N. Y., 1981. 229 p.

9. Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1982. 47 p.

10. Iwanicki E. F., Schwab R. L. Across-validation of the Maslach Burnout Inventory. Educational and Psychological Measurement. 1981. Vol. 41. Pp. 1167-1174.

11. Grinberg J. Stress management. St. Petersburg, 2002. 496 p. (In Russ.)

12. Perlman B., Hartman E. A. Burnout: summary and future research. Human relations. 1982. Vol. 35(4). Pp. 283-305.

13. Mezentseva O. I. Modern approaches to the definition of the concept of "emotional burnout syndrome" in psychological and pedagogical literature. Pedagogical Issues. 2020. No. 2-2. Pp. 110-112. (In Russ.)

14. Astashova A. N., Dobrosotskaya A. V. The essence of the phenomenon of "emotional burnout". Medical, biological and pedagogical foundations of adaptation, sports activities and a healthy lifestyle. Voronezh, 2018. Pp. 121-126. (In Russ.)

15. Vodopyanova N. E. Burnout syndrome: Diagnosis and prevention. St. Petersburg, 2005. 336 p. (In Russ.)

16. Bazaleva L. A. Possibilities for the study of mothers' emotional "burnout" in personality psychology. Bulletin of Adyghe State University. Series. Pedagogy and Psychology. 2010. Issue 1. Pp. 174-182. (In Russ.)

17. Zubova E. V. Features of the psychological state of parents raising preschool children with disabilities. Clinical and Special Psychology. 2012. No. 3. Pp. 28-45. (In Russ.)

18. Kaibyshev V. T. Professionally determined lifestyle and health of doctors in modern Russia. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2006. No. 12. Pp. 21-26. (In Russ.)

19. Malyarchuk N. N., Krinitsyna G. M., Pashchenko E. V., Oteva N. I. Problems and resources of families raising children with severe multiple developmental disorders. Bulletin of Minin University. 2019. Vol. 7, No. 2(27). Pp. 8-21. (In Russ.)

20. Lavrova K., Levin A. Burnout syndrome: prevention and management. Handbook for staff working in harm reduction programs. Vilnius, 2006. 70 p. (In Russ.)

21. Kulikov A. I. Professional burnout and countertransference. URL: Website of the National Federation of Psychoanalysis. http://nfp. oedipus. ru/node/561 (accessed: 19.05.2022). (In Russ.)

22. Langle A. Emotional burnout from the view of existential analysis. Psychological Issues. 2008. No. 2. Pp. 3-16. (In Russ.)

23. Pik I. B. Working through countertransference. Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis. 2006. No. 3. Pp. 157-166. (In Russ.)

24. Uvarova S. The problem of the Werewolf in the middle lane. Proceedings of the International Autumn Psychoanalytic Forum. Kyiv, 2005. Pp. 38-46. (In Russ.)

25. Freud Z. Advice to the doctor in psychoanalytic treatment. St. Petersburg, 1998. Pp. 189-201. (In Russ.)

26. Kernberg O. F. Severe personality disorders: Strategies for psychotherapy. Moscow, 2000. 298 p. (In Russ.)

27. Gargen A. M. The purpose of burnout: A Jungian interpretation. Special Issue: Handbook on job stress. Journal of Social Behavior and Personality. 1991. Vol. 6(7). Pp. 73-93.

28. Semkova M. P. Doing work. A Gestalt Therapist's View on Burnout Syndrome. URL: zhurnal.lib.ru/s/semkowa_m_p/sowershajatrud. shtml-89k (accessed: 19.05.2022). (In Russ.)

29. Grishina N. V. Helping relationships: professional and existential problems. Psychological problems of personality self-realization. Ed. by Krylov A. A., Korostyleva L. A. St. Petersburg, 2002. Pp. 143-156. (In Russ.)

30. Trunov D. G. Burnout syndrome: a positive approach to the problem. Journal of Practical Psychologist. 1998. No. 8. Pp. 84-89. (In Russ.)

31. McFarland D. C., Hlubocky F. Therapeutic Strategies to Tackle Burnout and Emotional Exhaustion in Frontline Medical Staff: Narrative Review. Psychology Research and Behavior Management. Vol. 14. Pp. 1429-1436. https://doi.org/10.2147/PRBM.S256228.

32. Bodenheimer G., Shuster S. M. Emotional labour, teaching and burnout: Investigating complex relationships. Educational Research. Vol. 62. Pp. 63-76. https://doi.org/10.1080/00131881.2019.1705868.

33. Heuven E., Bakker A. Emotional dissonance and burnout among cabin attendants. European Journal of Work and Organizational Psychology. Vol. 12, Issue 1. Pp. 81-100. https://doi.org/10.1080/13594320344000039.

34. Le Blanc P. M., Bakker A. B., Peeters M. C. W., Van Heesch N. C. A., Schaufeli W. B. Emotional job demands and burnout among oncology care providers. Anxiety, Stress & Coping. An International Journal. Vol. 14, Issue 3. Pp. 243-263. https://doi.org/10.1080/10615800108248356.

35. Weisberg J., Sagie A. Teachers' Physical, Mental, and Emotional Burnout: Impact on Intention to Quit. The Journal of Psychology. Interdisciplinary and Applied. Vol. 133, Issue 3. Pp. 333-339. https://doi.org/10.1080/00223989909599746.

36. Kinman G., Wray S., Strange C. Emotional labour, burnout and job satisfaction in UK teachers: the role of workplace social support. Educational Psychology. An International Journal of Experimental Educational Psychology. Vol. 31, Issue 7. Pp. 843-856. https://doi.org/ 10.1080/01443410.2011.608650.

Submitted 04.07.2022; approved after reviewing: 02.08.2022; accepted for publication: 30.08.2022.

All the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.