УДК 339.5 ББК 65.304.15
Трунова Е.Ю.
ПРОБЛЕМА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ЭЛЕКТРОННЫХ ОТХОДОВ В СТРАНАХ С ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Trunova E. Y.
THE PROBLEM OF EXPORT AND IMPORT OF ELECTRONIC WASTES IN COUNTRIES WITH POST-INDUSTRIAL ECONOMY
Ключевые слова: вторичные сырьевые ресурсы, трансграничная перевозка отходов, экспорт, импорт отходов электронной промышленности, ответственность производителя.
Key words: secondary raw materials, transboundary waste transportation, export and import of electronic wastes, liability of producer.
Аннотация
В статье рассматривается проблема увеличения динамики отходов электронной промышленности, которая обостряется под влиянием трансграничной перевозки, экспорта и импорта электронных и электротехнических отходов.
Annotation
The article reveals the issue of increasing dynamics of electronic wastes which is intensified by the influence of transboundary transportation, export and import of electronic and electrotechnical wastes.
В настоящее время проблема исчерпаемости природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и утилизации отходов принимает глобальные масштабы. В результате ужесточаются законодательные требования, направленные на защиту окружающей среды и меняющие характер процессов разработки, производства, использования и утилизации материалов во многих областях. Наиболее остро эти проблемы проявляются при производстве электронного и электрического оборудования. Данная отрасль характеризуется постоянным ростом объемов продукции во всём мире, коротким жизненным циклом и высокой себестоимостью. Материальный и энергетический потенциалы электронных и электротехнических отходов достаточно высоки и могут быть эффективно реализованы в условиях истощения первичных природных ресурсов. Влияние этих тенденций на переработку и утилизацию отходов электронной промышленности -открытый вопрос для многих стран.
Ежегодно утилизируется более 600 тыс. т электронного оборудования и, по оценкам Международной ассоциации утилизаторов электронной продукции (International Association of Electronics Recyclers - IAER), к концу этого десятилетия мощности по переработке отслужившей электроники должны быть увеличены в четыре-пять раз. Согласно данным IAER, в ближайшие пять лет устареет 250 млн. компьютеров, к 2015 году будет выбрасываться более 130 млн. мобильных телефонов в год, что выльется в 65 тыс. т отходов, большая часть которых - токсичны. И уменьшение габаритов продукции не поможет, поскольку находящиеся в употреблении устройства быстро морально устаревают и выбрасываются. Вот почему производители электронных систем и компонентов вынуждены принимать активные меры по устранению содержания токсичных веществ в выпускаемых изделиях. Лидеры в этой области - Европейский Союз и Япония. Американская электронная промышленность до последнего времени не предпринимала заметных мер по контролю над опасными отходами.
Интенсивное технологическое развитие имеет большие перспективы и нереализованные возможности для внедрения технологий переработки электронного и электротехнического оборудования, в качестве вторичных сырьевых ресурсов.
Динамика постоянного увеличения отходов электронной промышленности ставит весь цивилизованный мир перед проблемой утилизации этих отходов, которая усугубляется следующими факторами:
- увеличение тансграничной перевозки бывшего в употреблении электронного оборудования с истекшим сроком службы;
- несоблюдение экологических норм и правил утилизации отходов электронной промышленности приводит к угрозе здоровью и нанесению вреда окружающей природной среде в глобальных масштабах;
- некорректное ведение статистического учета и предоставление информации об экспорте и импорте электронных и электротехнических отходов;
- негативное влияние бюрократических процедур на скорость и количество утилизации отходов электронной промышленности.
Электронные и электротехнические устройства представляют собой сложное техническое оборудование, которое содержит токсичные материалы, имеет короткие сроки эксплуатации и претерпевает быстрые изменения или преобразования; их производство является ресурсоемким, и торговля ими ведется во всем мире в крупных объемах. В условиях роста на рынке электронного и электротехнического оборудования в последние несколько лет отмечается значительное увеличение трансграничной перевозки бывшего в употреблении электронного и электротехнического оборудования с истекшим сроком службы. Происходит быстрое расширение глобального рынка компьютеров и вспомогательного оборудования, мобильных телефонов, холодильников и иного электронного оборудования и электротехнических приборов. Серьезность ситуации проявляется в значительном расширении международной трансграничной перевозки бывшего в употреблении электронного оборудования с истекшим сроком службы, с целью изъятия могущих быть использованными частей, для модернизации и повторного использования, а также для переработки на предмет рекуперации сырья. По мере производства и потребления все больших объемов электротехнического и электронного оборудования и неуклонного расширения формирующихся рынков прогнозируется значительное увеличение трансграничной перевозки этих товаров. Несмотря на усилия многих стран по ужесточению мер контроля в отношении приемлемых методов удаления, принятию процессов рекуперации ценных составляющих и использованию безопасных видов практики при обращении с опасными составляющими в электронных и электротехнических отходах (например, кадмий, свинец, бериллий, хлорфторуглероды (ХФУ), бромированные ингибиторы горения, ртуть, никель и некоторые органические соединения), еще предстоит столкнуться со многими трудностями. Многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с трудностями, связанными с надлежащим регулированием возросшего объема электронных и электротехнических отходов, то есть с регулированием их таким образом, чтобы не оказывать воздействия ни на здоровье человека, ни на окружающую среду.
Таким образом, нынешний экспорт и импорт электронных и электротехнических отходов зачастую приводит к загрязнению и заражению окружающей среды, воздействию на здоровье человека, утрате ценных ресурсов, а также незаконному и недобросовестному обороту Базельская конвенция представляет собой единственный действующий глобальный инструмент, позволяющий контролировать трансграничную перевозку опасных электронных и электротехнических отходов, обеспечивающий всемирную базу для регулирования этих отходов таким образом, чтобы защитить здоровье человека и окружающую среду. Эффективное ее осуществление представляет собой механизм предотвращения незаконного оборота электронных и электротехнических отходов и борьбы с ним.
Быстрое расширение международной торговли и коренные сдвиги в местонахождении рынков и производства на глобальном уровне обусловливают изменение утилизации и характера перевозки, что отвечает требованиям формирования экономики новейшего типа.
Следующим фактором, влияющим на возникновение проблемы утилизации отходов электронной промышленности является неоднородный характер существующих норм и разночтения в законодательных требованиях, которые затрудняют работу промышленных предприятий и производителей, действующих на глобальном рынке. Прежде всего регулировать деятельность компаний - производителей электронной отрасли призваны мировые стандарты, которые разрабатывают классификацию их отходов для упрощения процедуры утилизации. Электронные и электротехнические отходы производятся большим количеством таких заинтересованных субъектов, как производители, владельцы торговых марок, потребители, местные органы управления, муниципалитеты, больницы, военные учреждения, школы и университеты, научно - исследовательские организации, национальные администрации , межправительственные и неправительственные организации.
Одним из основных проблемообразующих факторов в рассматриваемом вопросе является существование крупных пробелов и в отношении информации об объемах электронных и электротехнических отходов, вырабатываемых во всем мире, об их экспорте и импорте - особенно учитывая тот факт, что торговые потоки вторичного сырья, побочной продукции или бывшей в употреблении техники необязательно фигурируют в статистике отходов. Опубликованные оценки экспорта бывшей в употреблении электронной техники и электронной техники с истекшим сроком службы носят ограниченный характер, поэтому чрезвычайно важно составить более четкое представление о положении на глобальном уровне, с тем чтобы последующие действия осуществлялись на более информированной основе.
На электронику, отслужившую свое, приходится около 2% твердых бытовых и промышленных отходов. В развитых странах эта доля еще выше. Так, в США, по некоторым данным, в частности, по подсчетам, проведенным экспертами некоммерческой организации Silicon Valley Toxics Coalition (SVTC), на них приходится уже 5%. И эта доля будет только расти. В развитых странах срок эксплуатации компьютерного оборудования снижается. Сейчас в США он очень редко превышает два года, в то время как десять лет назад он составлял четыре - шесть лет. Свою роль сыграли и сокращения рабочих мест в результате кризиса. В развивающихся странах не исчерпаны резервы и для экстенсивного роста, так что и там удельный вес такого рода мусора тоже будет расти. В результате, по некоторым прогнозам, в 2011 году в разряд электронного мусора перейдут 300 млн ПК и около 100 млн мобильных телефонов.
Однако процессу переработки электронного мусора мешают не только технологические сложности. Очень много препятствий связано с преодолением целого ряда бюрократических процедур. Особенно это касается деятельности, связанной с оборотом драгоценных металлов, которая в большинстве стран является объектом лицензирования. В одном только китайском городе Гуйюй работает более 5500 кустарных предприятий по переработке электронного мусора, 80% которого была завезено из за рубежа, прежде всего из США. На них с помощью подручных средств происходит отделение ликвидных отходов от неликвидных. Последние либо сжигаются, либо просто выбрасываются на свалки или сливаются в реки. Причем среди отходов, которые при этом образуются, обнаружены фосген, диоксины, цианиды, едкие кислоты. В результате окрестности Гуйюй оказались в зоне самого настоящего экологического бедствия. В последнее время потоки экспорта электронных отходов переориентируются на другие страны. Так, все больше отходов, в основном из Европы, ввозится в африканские страны, в основном Гану и Нигерию, а также в Индию и ряд стран Ближнего Востока. По данным «Гринпис», до половины электронного мусора из целого ряда европейских стран
нелегально вывозится в третьи страны. Впрочем, такие случаи были из разряда единичных. И это несмотря на то, что экспорт и импорт такого рода отходов прямо запрещен рядом международных соглашений, в частности, Базельской конвенцией от 1989 года. Правда, данный документ одобрен далеко не всеми странами, например, крупнейший источник электронного мусора - США - остается вне его рамок. Однако большая часть ставшего ненужным оборудования просто не перерабатывается. По разным оценкам, на него приходится от 75 до 82% от общей массы.
Возникновение проблемы утилизациии отходов электронной промышленности проявляется не только в определении их негативного воздействия на окружающую природную среду, но и влечет за собой разработку эффективных методов ее решения. Основой грамотного и рационального управления отходами электронного и электротехнического оборудования является международная политика в области переработки отходов, в частности регламентации их импорта и экспорта. Также большую роль играют требования международных стандартов.
Стандарты последнего поколения, такие как TCO и Energy Star, регламентируют не только эргономические характеристики оборудования, но и его энергоемкость, содержание опасных (токсичных, горючих) материалов, а также пригодность для дальнейшей утилизации и вторичного использования материалов. Сюда же стоит отнести и стандарты, принятые наднациональными образованиями, к примеру, Евросоюзом, где действует весьма жесткая Европейская директива, касающаяся опасных веществ (Restrictions on Hazardous Substances Directive, RoHS).
Важность международных норм и стандартов состоит в том, что они распространяются и на те страны, где собственное законодательство или отсутствует (как, к примеру, в США на федеральном уровне), или плохо соблюдается. Тем не менее есть и положительные примеры, когда экологические нормы действуют. Образцом для подражания в деле переработки электронных отходов являются Германия и Скандинавские страны. Так, в Германии с 2005 года данная процедура абсолютно бесплатна для любого потребителя, будь то частное лицо или компания. До того утилизация единицы ИТ-оборудования обходилась недешево, до 15 евро. Пункты сбора такого рода мусора есть в любой торговой точке, где продается электроника. Их работа оплачивается производителями. Они же компенсируют возможные убытки предприятий, занимающихся переработкой электронного мусора. Часто отсутствие общенационального законодательства не мешает принимать нормативы на местном уровне. Так, например, в 19 штатах США существуют акты, регламентирующие переработку электронных отходов. Примером тут стала Калифорния, принявшая Electronic Waste Recycling Act (Акт о переработке электронных отходов). Установленные в нем нормы очень близки к германским. В целом ряде случаев крупные вендоры сами организуют на постоянной основе сбор своей продукции, ставшей ненужной. В частности, Apple и Nokia организовали сбор своей устаревшей продукции во всех странах присутствия, для всех категорий потребителей. Для этого необходимо обратиться в любой сервисный центр. Причем эта процедура мало того что бесплатна, но еще и дает право на скидки и льготы при заключении сервисных контрактов. Аналогичные программы, охватывающие несколько стран, действуют также у Dell, Fujitsu, IBM, Lenovo, Siemens, Sony, Toshiba. Лидер в области инициатив по защите окружающей среды - Европейский ^юз. Одной из самых важных мер в управлении утилизацией отходов электронной промышленности является внедрение закона расширенной ответственности производителей. Дополнительно к закону RoHS в ЕС принят закон об отходах электротехнического и электронного оборудования (Waste Electrical and Electronic Equipment - WEEE). Согласно этому закону, компании, продающие такое оборудование под своими торговыми марками, к 2015 году должны будут организовывать и полностью оплачивать его сбор, обработку, восстановление и устранение по истечению срока жизни. Компании, нарушающие принятые законы, будут подвергнуты штрафам, а некоторые из них, возможно, не смогут
продавать свои изделия в странах ЕС. По оценкам Коалиции токсичных веществ Кремниевой Долины, стоимость утилизации каждого компьютера составляет 50-60 долл. Но это только при высоком уровне проведения работ. В целом же в период 2006-2015 годы затраты США на утилизацию и устранение
е-отходов в лучшем случае достигнут миллиарда долларов. Таких денег нет ни у потребителей, ни у местных органов управления, поэтому лучшее решение проблемы -закладывать затраты на утилизацию в стоимость изделия.
Закон, перекладывающий ответственность за обработку отслуживших изделий на изготовителей, приведет к увеличению сложности и так не простой снабженческой сети. С целью установления замкнутой системы управления жизненным циклом изделий проектирование и построение приборов должно производиться с учетом обеспечения их повторного использования. Участники будущих сетевых систем снабжения при планировании ресурсов и перспективном планировании работ должны анализировать и оценивать не только дальнейшие пути развития, но и пройденный путь предприятия. А способность динамически приспосабливаться к изменениям потребностей в новой, повторно используемой или утилизированной продукции зависит от совершенства средств как внутренней, так и внешней связи предприятия. Постоянно обновляемые данные о состоянии дел будут способствовать сокращению отходов и затрат на материальнотехническое обслуживание и производство. Важную роль в сохранении конкурентоспособности играет гибкость структуры затрат и мощности снабженческой сети. Наиболее гибкая - фрагментированная цепочка начисления стоимости, но при этом право собственности на изделия в течение его жизненного цикла получают многие, что затрудняет одновременную реализацию экономических и экологических задач. Закон WEEE изменит и подход компаний к бизнесу. Уже сейчас зачастую рынок услуг, например на основе систем голосовой связи, оказывается намного обширнее рынка изделий, например телефонов и сотовых устройств. В будущем, по мере того, как производитель будет становиться единственным ответственным лицом за изделие на протяжении его жизненного цикла, традиционная модель бизнеса может преобразоваться в модель лицензирования и аренды, с тем, чтобы получить доступ к рынку услуг. Международным экологическим организациям в ближайшие годы будет над чем работать, так как необходимо решать глобальную проблему, связанную со стремительно увеличивающимися объемами мусора, особенно электронного и особенно на территории стран, которые находятся на пути развития. Практически все сервисные программы, представленные в данном обзоре, адресованы клиентам не из России. Американским и европейским потребителям компании производители компьютерной и не только техники предлагают целый ряд услуг и специальных программ, о которых российским покупателям остается только мечтать. В определенной мере можно рассчитывать на стимулирование этого сегмента рынка, обратив внимание заинтересованных сторон на возможности и практику работы зарубежных компаний.
Таким образом, рассмотрев проблему утилизациии отходов электронной промышленности в зарубежных странах, можно с уверенностью сказать, что она давно стала приоритетным направлением охраны окружающей природной среды. В европейских странах эта проблема получила практическое решение, так как при покупке каждого электронного устройства европейцы платят специальный налог на переработку электроники. Зарубежный опыт позитивного внедрения мероприятий по утилизации отходов электронной промышленности является наглядным примером использования институционального подхода. Политика утилизации электронных отходов в зарубежных странах направила вектор движения в сторону России.
В то же время перед Россией и постиндустриальными странами стоят схожие проблемы в области снижения промышленного загрязнения, которые подчас не могут быть решены в рамках государственных границ. В этих условиях необходимо введение единых нормативных основ управления электронными отходами по всему миру, для более динамичного формирования экономики новейшего типа.
Библиографический список
1. Олейник, А. Управление и новые социальные формы. Модель сетевого капитализма [Текст] / А. Олейник // Вопросы экономики. - 2011. - № 8. - С. 132-149.
2. March J. G., Sproull L. S. Technology, Management and Competitive Advantage // Goodman P. S., Sproull L. S. Technology and Organizations. - San Francisco. - 2009. - P 144-173.
3. Шелюбская, Н. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР [Текст] / Н. Шелюбская // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 6. - С. 56-67.