23.00.05 ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА. ЭТНОПОЛИТИКА / РОЫТТСАЬ ИЕОТОКЛЬ 8ТШ1Е8. ЕТНШРОПТ1С8
Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru
2020. Т. 31. С. 36-44
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 325.2
БО1 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.31.36
Проблема экологической миграции в контексте концепций экологического менеджмента и экологической дипломатии
Э. Р. Абиева
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. Рассматривается проблема управления международной экологической миграцией. Используются общенаучные методы исследования: литературный анализ работ отечественных и зарубежных ученых, обзор существующих подходов и концепций, соотносящихся с вопросами управления международной экологической миграцией. Приведён обзор практики использования понятия «экологический мигрант» и даны его альтернативы. Введена авторская трактовка данного понятия. Выявлены три ключевых проблемных фактора, вызывающих экологическую миграцию. Предложена комплексная модель решения проблемы экологической миграции с использованием концепций устойчивого развития, экологического менеджмента и экологической дипломатии. Обосновано, что основные усилия мирового сообщества по решению проблемы экологической миграции должны быть направлены не только на борьбу с последствиями экологических катастроф и последующей миграционной динамикой, но и на предотвращение их возникновения на межправительственном, государственном и региональных уровнях. В совокупности эти меры способствуют выработке наиболее приемлемого и эффективного механизма для успешной координации и решения проблем, связанных с глобальной экологической миграцией населения.
Ключевые слова: изменение климата, экологическая миграция, вынужденное переселение, экологические беженцы, устойчивое развитие, экологический менеджмент, экологическая дипломатия.
Для цитирования: Абиева Э. Р. Проблема экологической миграции в контексте концепций экологического менеджмента и экологической дипломатии // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 31. С. 36-44. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.31.36
Введение. Антропогенная деятельность способствует возникновению многочисленных экологических проблем. Привычными для населения стали сообщения в СМИ о масштабных засухах и затоплениях территорий, выпадении кислотных дождей, сокращении естественного биоразнообразия, промышленных экологических катастрофах. Результатом этих бедствий является непригодность территории к существованию на ней, что заставляет
население переселяться в места с более благоприятными природно-климатическими и техногенными условиями, превращая самих переселенцев в экологических мигрантов и беженцев. Актуальность формирования новых подходов к эффективному управлению экологической миграцией на международном, государственном и региональных уровнях обусловлена ростом мировой динамики движения экологических беженцев.
Вопросы миграции населения, в том числе экологической, достаточно широко изучены и представлены в трудах многих ученых. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли российские ученые В. Будкин, А. Власюк, В. Геец, В. Иванова, А. Кравченко, Э. Либанова, В. Луниева, А. Малиновская, Н. Л. Макарова, Л. Максакова, А. Марченко, С. Писаренко, А. Позняк, М. Романюк и др. Проблема анализировалась и зарубежными авторами Л. Брю, К. Макконелла, Дж. Борхаса, Я. Минсера. Несмотря на достаточную проработанность темы исследования, на сегодняшний момент отмечается, что в мировой практике отсутствует единый механизм, способный скоординированно и комплексно решать проблемы, связанные с глобальной экологической миграцией.
Целью исследования является разработка комплексной модели по управлению экологической миграцией в применении на мировом, государственном и региональных уровнях. Для достижения цели в статье были поставлены и решены следующие задачи: обоснована актуальность темы исследования путем анализа текущей динамики экологической миграции; рассмотрено понятие «экологический мигрант», его альтернативы и введена авторская трактовка данного понятия; выявлены и проанализированы факторы, вызывающие экологическую миграцию; на основе выявленных факторов предложены направления по минимизации ущерба от них, заключающиеся в использовании концепций устойчивого развития (на мировом, государственном, региональных уровнях), экологической дипломатии (на мировом уровне), экологического менеджмента (на государственном и региональных уровнях) и систем планирования экологической миграции; представлена модель решения проблемы экологической миграции, отличающаяся комплексностью подхода за счет сочетания мер предотвращения потоков миграции и управления ими, применимых на международном, государственном и региональных уровнях.
Комплексность решения будет проявляться в многостороннем сотрудничестве, многоуровневом управлении и глобальном планировании экологической безопасности. Представленная модель может быть использована на межправительственном уровне для планирования скоординированных действий по решению проблемы мировой экологической миграции с дальнейшим каскадированием поставленных целей до государственных и региональных уровней.
Текущие проявления экологической миграции. Сегодня человечество стоит перед лицом серьезных, осязаемых и быстро грядущих климатических изменений. Эти изменения выражаются в таких негативных природных проявлениях, как глобальное потепление и вызванное им повышение
уровня воды в Мировом океане, ураганы, опустынивание, засухи в отдельных регионах и одновременное затопление территорий в других регионах планеты. Все перечисленные явления несут с собой существенные изменения климата, которые уже вызывают экологические катастрофы. Экологические катастрофы негативно влияют на среду обитания человека, часто делая ее непригодной для проживания и опасной для жизни. Данные обстоятельства являются условием и причиной миграции населения в климатически безопасные и более благоприятные местности. По прогнозам исследования World Bank Group (WBG) [14] и оценкам некоторых ученых-международников и экологов [10; 15], в результате изменения климата к 2050 г. от 150 до 300 млн человек будут находиться под угрозой вынужденного переселения с привычной территории проживания. Если представить, что эта группа сформировала бы страну, она была бы четвертой по величине в мире с населением, соответствующим населению Соединенных Штатов Америки. Из этого следует, что обозначенное изменение климата приводит к перераспределению населения на планете и несет социальные последствия [5].
Понятие «экологический мигрант». Как справедливо отмечено Элизабет Феррис [8] из Всемирного центра по изучению причин миграции, а также отечественными учеными Д. В. Ивановым и Д. К. Бекяшевым [2], в настоящее время не существует единого общеупотребимого термина в отношении людей, подпадающих под категорию «экологические мигранты». Исследователи [3; 9; 11; 13] употребляют следующие часто встречаемые в этом контексте в научной литературе понятия: «беженцы из-за изменения климата», «вынужденные переселенцы», «экологические мигранты», «эко-мигранты», «кризисные мигранты», «перемещенное лицо», «будущий экологический беженец».
На наш взгляд, экологическим мигрантом следует признавать переселенцев, вынужденных покинуть районы своего постоянного проживания в связи с экологическими изменениями и использующих меры государственной поддержки при переселении. В случае международной миграции меры поддержки солидарно обеспечиваются как принимающей, так и пострадавшей стороной (государством).
Факторы, вызывающие экологическую миграцию. Можно выделить следующие проблемные факторы, ведущие к экологической миграции [6; 12]: 1) стихийные экологические инциденты, приобретающие масштабы крупного регионального экологического бедствия (торнадо, землетрясения, наводнения); 2) техногенный экологический инцидент. Существуют два подвида экологических инцидентов. Первый из них не вызывает длительного и серьезного изменения состояния среды. Например, взрывы природного газа, взрывчатых веществ, пожары в местах проживания и т. д. Второй подвид экологического инцидента не обязательно проявляет себя на больших территориях, но приобретает признаки экологического бедствия с: затяжными хроническими локальными проявлениями и действиями на сопредельных территориях; несовместимыми с жизнью и репродукцией здорового поколения воздействиями на экосистемное биоразнообразие и здоровье людей.
Второй подвид техногенного экологического инцидента требует разработки и реализации длительных и дорогостоящих программ по его ликвидации. Примером такого инцидента является авария на Чернобыльской атомной электростанции, в результате которой пострадало около 5 млн человек, загрязнено около 5 тыс. населенных пунктов Беларуси, Украины и России [6]. Также в тройку самых масштабных техногенных катастроф вошло разрушение АЭС «Фукусима-1» и создание вокруг нее зоны отчуждения; 3) изменение экологической ситуации, не связанное напрямую с деятельностью человека (климатические изменения). В результате африканской засухи 1980-х гг. миллионные жертвы в странах к югу от Сахары были вызваны нежеланием и невозможностью населения бежать от наступающей пустыни.
Прогнозирование экологической миграции. В качестве одного из пути уменьшения последствий экологической миграции актуальным представляется прогнозирование риска возникновения проблемного фактора и моделирование его последствий. На основе этих прогнозов международное сообщество сможет эффективнее организовывать потоки и управлять перемещением экомигрантов.
Устойчивое развитие и экологизация. Реализация политики устойчивого развития в странах - основателях ЕС требовала выработки единой стратегии на мировом уровне, включая решение социальных проблем (миграционные проблемы, борьба с бедностью, перенасыщением населением регионов), соблюдая права человека [7]. Концепция устойчивого развития основывается на политических интересах и позволяет достигать компромисса между политическими и экономическими силами. Для реализации концепции устойчивого развития и будущего процветания человеческой цивилизации необходима экологизация всех видов и форм международных отношений, которая предполагает введение на международном уровне системы эффективного управления на основе экологического императива.
Экологическая дипломатия. Во избежание на международном уровне противоречивых и конфликтных ситуаций относительно глобальных экологических перемещений населения странам необходимо развивать сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности и экологической миграции. В данном контексте в ведущих странах мира, в частности в США, ФРГ, Франции, Великобритании и др., динамично развивается экологическая дипломатия. Как отрасль дипломатической деятельности, экологическая дипломатия призвана не только оперативно реагировать на внешние вызовы, но она также является инструментом воздействия и продвижения национальных экологических интересов государства на международной арене. Сегодня в рамках экологической дипломатии государства занимают и отстаивают свои позиции в переговорном процессе по экологической проблематике, могут влиять на формирование глобальной экологической политики и стратегии решения миграционных проблем.
Необходимость международного взаимодействия в экологической сфере обусловливается следующими факторами: глобальным характером проблем; их трансграничностью; международными обязательствами по охране
окружающей среды; наличием международных природных ресурсов; выгодами от международного обмена опытом и технологиями; возможностью привлечения международных инвестиций [1].
Основой глобальных экологических проблем являются процессы и явления глобального масштаба, связанные с проблемой существования человеческой цивилизации. Именно глобальный характер экологических проблем детерминирует необходимость объединения усилия стран для их решения.
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент - это «управление природоохранной и природопользовательной деятельностью, включает в себя: правовой и экономический механизмы охраны природы; систему государственных и региональных органов управления; деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов» [4].
Внедрение системы экоменеджмента в сферу природопользования на международном, государственном и региональных уровнях предусматривает выполнение мероприятий, связанных с разработкой и внедрением экологической политики, экологическим анализом деятельности, внутренним экологическим аудитом. Реализация программ невозможна без наличия детализированной экологической политики, которая должна стать первоисточником всего процесса внедрения, развития, реализации, совершенствования системы экологического менеджмента.
Для внедрения системы экологического менеджмента выполняют следующие шаги: внедрение системы менеджмента качества, которая является основой для развития экологического менеджмента; подтверждение соответствия стандартам и получение сертификата соответствия в сфере менеджмента качества; формирование экологической политики в соответствии со стандартами ИСО 14000; предварительная экологическая оценка и установление процедуры идентификации экологических аспектов, необходимых для определения особо важных видов деятельности, которые больше всего влияют на окружающую среду; приведение в соответствие экологических и экономических целей предприятия; подготовка, внедрение и выполнение программ и политики.
В результате внедрения системы экоменеджмента произойдут улучшения экологических характеристик как субъекта, так и объекта экоменедж-мента. В то же время экоменеджмент учитывает и экономическое развитие субъектов. Система экоменеджмента обеспечивает улучшение за счет совершенствования программ и проектов экологических требований, в которых определяются предпосылки экономического развития субъекта во внешней среде. То есть здесь речь уже об эколого-экономической безопасности. Эколого-экономическую безопасность следует понимать как состояние, при котором окружающая среда может обеспечить существование общества и удовлетворение его потребностей в длительной перспективе экономического процветания. Это своего рода стратегия выживания человечества, вектор и цель социально-экономического развития.
Мы предлагаем следующую модель комплексного решения проблемы экологической миграции (рис. 1), которое видится в организации эффективного взаимодействия стран мира по двум глобальным направлениям сотрудничества: объединения усилий по защите окружающей среды и предотвращения техногенных катастроф в рамках экологического менеджмента; координации действий и усилий по урегулированию экологической миграции в рамках экологической дипломатии.
___—-1 Проблема экологической миграции |--—_ --
-
Механизм реализации Первое направление решения «Защита окружающей среды» Второе направление решения «У пр ав л ен ие миграционным и потоками» Механизм реализации
Охрана природных систем, которые не используются в хозяйственной деятельности и способствуют поддержанию экологического равновесия Экологический менеджмент как средство предотвращения техногенных и экологических катастроф Экологическая дипломатия как средство скоординационн ого решения миграционной проблемы на мировом уровне Создание эффективной системы международной экологической ответственности Схемы социальной защиты
Разработка и внедрение экологических стандартов безопасности на промышленных предприятиях Внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий Структурная перестройка национальных экономик в направлении экологизации хозяйственного комплекса Обеспечение страхования Меры по улучшению средств к существованию Совместное принятие решений на основе] прогноза изменения климата и миграции Финансовая и техническая под держка развивающихся стран
Совершенствование экологического налогообложения
Концепция устойчивого развития
Рис. 1. Модель решения проблемы экологической миграции
Международное сотрудничество по экологическим и смежным миграционным вопросам может служить действенным инструментом улучшения дипломатических отношений между странами. Однако в практике междуна-
родных отношений примеров, когда экологические инициативы действительно помогли улучшить дипломатические отношения, немного.
Выводы. Сегодня человечество осознает последствия своей хозяйственной деятельности и меняет отношение к экологическим проблемам и их последствиям. В ходе эволюции международного взаимодействия в сфере охраны окружающей среды возникают новые формы и инструменты сотрудничества, развивается международное право, формируется глобальная экологическая политика, растет количество глобальных и региональных природоохранных организаций. Проблема глобальной экологической миграции требует комплексного многостороннего решения на международном, государственном и региональных уровнях. Нами была представлена комплексная модель по управлению экологической миграцией, включающая концепции устойчивого развития, экологического менеджмента и экологической дипломатии.
Список литературы
1. Евтушенко В. И. Экологическая миграция как составная часть системы защищенности человека и обеспечения экологической безопасности // Lex Russica. 2016. № 6 (115). С. 158-169.
2. Иванов Д. В., Бекяшев Д. К. Экологическая миграция населения: международно-правовые аспекты / Московский гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М. : Аспект Пресс, 2013. 174 с.
3. Маркова Е. Ю. Международно-правовая защита экологических мигрантов: реалии и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7 (92). С. 209217.
4. Трифонова Т. А., Селиванова Н. В., Ильина М. Е. Экологический менеджмент. учеб. пособие. Владимир : Владимир. гос. ун-т, 2003. 291 с.
5. Afifi T. Economic or environmental migration? The push factors in Niger // International Migration. 2011. Vol. 49. P. 95-124.
6. Castles St. Environmental change and forced migration: making sense of the debate. UNHCR, 2002. 16 p.
7. Goodhart M. Human rights: politics and practice. London : Oxford university press, 2016. 528 p.
8. Ferris E. Climate change, migration and the incredibly complicated task of influencing policy // Brookings Institution Conference on 'Human Migration and the Environment: Futures, Politics, Invention". Durham : Durham University, 2015. Vol. 1. P. 234-240.
9. Fröhlich C. J. Climate migrants as protestors? Dispelling misconceptions about global environmental change in pre-revolutionary Syria // Contemporary levant. 2016. Vol. 1, N 1. P. 38-50.
10. Climate Change and Migration: Improving Methodologies to Estimate Flows / D. Kniveton [et al.]. Brighton, UK : International Organization for Migration, University of Sussex, 2008. 72 p.
11. Mayer B. The arbitrary project of protecting environmental migrants // Environmental migration and social inequality. Berlin : Springer, Cham, 2016. P. 189-200.
12. McAdam J. Climate change, forced migration, and international law. London : Oxford University Press, 2012. 340 p.
13. Obokata R., Veronis L., McLeman R. Empirical research on international environmental migration: a systematic review // Population and environment. 2014. Vol. 36, N 1. P. 111-135.
14. Rigaud K. K. et al. Groundswell: Preparing for Internal Climate Migration. Washington, DC : World Bank, 2018. 222 p.
15. Webber M., Barnett J. Accommodating migration to promote adaptation to climate change. Washington, DC : The World Bank, 2010. 256 p.
The Problem of Environmental Migration in Terms of the Concepts of Environmental Management and Environmental Diplomacy
E. R. Abieva
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract. The issue of climate change carries important ethical and social elements. In this paper, the author proposed a comprehensive model for managing the issue of environmental migration at the international, governmental and local levels. Universal scientific research methods have been used: the literary analysis of the writings of Russian and foreign scientists, the review of the existing approaches and concepts involved in the management of environmental migration. The concept of "an environmental migrant" and alternative terms have been clarified. Three key factors causing environmental migration have been revealed. Addressing the problem of environmental migration the global community should combat not only the consequences of environmental disasters and subsequent migration dynamics, but also prevent their occurrence and minimize a negative impact on the social, economic and environmental spheres in advance. Together, these measures can contribute to the development of the most acceptable and effective way for successful coordination and addressing the problems of environmental migration of population at the international, governmental and regional levels.
Keywords: climate change, ecological migration, involuntary displacement, environmental refugees, sustainable development, environmental management, environmental diplomacy.
For citation: Abieva E.R. The Problem of Environmental Migration in Terms of the Concepts of Environmental Management and Environmental Diplomacy. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2020, vol. 31, pp. 36-44. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.31.36 (in Russian)
References
1. Evtushenko V.I. Ekologicheskaya migraciya kak sostavnaya chast sistemi zashishen-nosti cheloveka b obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti. [Environmental migration as an integral part of human security system and environmental safety]. LexRussica, 2016, vol. 6 (115), pp. 158-169. (in Russian)
2. Ivanov D.V., Bekyashev D.K. Ekologicheskaya migraciya naseleniya: mezhdunarod-no-pravovye aspekty [Ecological migration of the population: international legal aspects]. MGIMO University. Moscow, Aspekt Press Publ., 2013, 174 p. (in Russian)
3. Markova E.Yu. Mejdunarodno-pravovaya zashita ekologicheskih migrantov: Realii I perspektivi [International legal protection of environmental migrants: realities and prospects]. Aktualnie problem rossiyskogo prava, 2018, vol. 7 (92), pp. 209-217 (in Russian)
4. Trifonova T.A., Selivanova N.V., Il'ina M.E. Ekologicheskij menedzhment: uchebnoe posobie [Environmental management: student book]. Vladimir, Vladimir State University Press Publ., 2003, 291 p. (in Russian)
5. Afifi T. Economic or environmental migration? The push factors in Niger. International Migration, 2011, vol. 49, pp. 95-124.
6. Castles St. Environmental change and forced migration: making sense of the debate. UNHCR, 2002, 16 p.
7. Goodhart M. Human rights: politics and practice. London, Oxford University Press, 2016, 528 p.
8. Ferris E. Climate change, migration and the incredibly complicated task of influencing policy. Brookings Institution Conference on 'Human Migration and the Environment: Futures, Politics, Invention, Durham, Durham University, 2015. vol. 1, pp. 234-240.
9. Fröhlich C.J. Climate migrants as protestors? Dispelling misconceptions about global environmental change in pre-revolutionary Syria. Contemporary levant, 2016, vol. 1, no. 1, pp. 38-50.
10. Kniveton D. et al. Climate Change and Migration: Improving Methodologies to Estimate Flows. Brighton, UK, International Organization for Migration, University of Sussex, 2008, 72 p.
11. Mayer B. The arbitrary project of protecting environmental migrants. Environmental migration and social inequality. Berlin, Springer, Cham, 2016, pp. 189-200.
12. McAdam J. Climate change, forced migration, and international law. London, Oxford University Press, 2012, 340 p.
13. Obokata R., Veronis L., McLeman R. Empirical research on international environmental migration: a systematic review. Population and environment, 2014, vol. 36, no. 1, pp. 111-135.
14. Rigaud K.K. et al. Groundswell: Preparing for Internal Climate Migration. Washington, DC, World Bank, 2018, 222 p.
15. Webber M., Barnett J. Accommodating migration to promote adaptation to climate change. Washington, DC, The World Bank, 2010, 256 p.
Абиева Эллиана Рамисовна
аспирант, факультет международных отношений и политики Санкт-Петербургский государственный университет
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9 e-mail: [email protected]
Abieva Elliana Ramisovna
Postgraduate Student, Faculty of International Relations and Politics Saint Petersburg State University 7/9, Universitetskaya embankment, Saint Petersburg, 199034, Russian Federation e-mail: [email protected]
Дата поступления: 24.08.2019 Received: August, 24, 2019