Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н .И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 332-336
УДК 327.82
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
© 2012 г. А.В. Зобнин
Ивановский госуниверситет
atlanticism@mail. rn
Поступила в редакцию 02.02.2012
Рассматривается проблема эффективности консультативных процедур в исполнительных органах СНГ. Использована авторская методика анализа эффективности консультационных процессов в рабочих органах Исполнительного комитета СНГ.
Ключевые слова: международная консультация, эффективность консультаций, Содружество Независимых Г осударств, консультативные поведенческие стратегии, теория игр.
Международные консультации как форма межгосударственной социально-политической (дипломатической) коммуникации используются в ряде межправительственных организаций [1; 2], в том числе и консультативных органах Содружества Независимых Государств (СНГ):
1) Совете по культурному сотрудничеству;
2) Межгосударственном совете по сотрудничеству в области книгоиздания;
3) Межгосударственном консультативном совете «Радионавигация»;
4) Совете руководителей таможенных служб;
5) Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству;
6) Совете по гуманитарному сотрудничеству;
7) Совете руководителей миграционных органов;
8) Консультативном совете по поддержке малого предпринимательства;
9) Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения;
10) Совместной рабочей комиссии государств - участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности и др.
Согласно предоставленным сотрудниками аналитического отдела информационно-аналитического департамента Исполнительного комитета СНГ данным, международные консультации внедрены в качестве базовой формы межгосударственного взаимодействия в 18 из 68 рабочих органов СНГ, что составляет 26.47% (данные на сентябрь 2010 г.) [3]. Этот показатель существенным образом уменьшился по сравнению с октябрём 2008 г., что, тем не менее, не свидетельствует о сокращении количества консультативных форумов, поскольку на-
блюдается увеличение общего количества исполнительных органов СНГ [4]. В то же время в российском политико-академическом сообществе с 2008 г. всё более усиливаются неоптимистичные прогнозы развития института международных консультаций на постсоветском пространстве [5].
Цель исследования - измерение эффективности консультационных процедур, используемых в исполнительных органах СНГ, и выявление факторов, оказывающих непосредственное влияние на результативность международных консультаций в этой межправительственной организации.
Используя методологию анализа международных консультаций, разработанную автором настоящей статьи на основе сочетания теории игр, теории метаигр, теории драмы («теории
Н. Ховарда»), теории рациональности и ряда коммуникативных теорий [6], попытаемся измерить эффективность консультативных процедур с помощью индекса индивидуальной эффективности и индекса технологической эффективности.
Под индексом индивидуальной эффективности международных консультаций (ИИЭФ) понимается отношение количества эффективных международных консультаций в плане достижения индивидуальных целей участвующих сторон к общему количеству реализованных на практике решений (соглашений и договорённостей). В то же время индекс технологической эффективности (ИТЭФ) представляет собой отношение количества реализованных решений к принятым в ходе консультации.
В целом ИИЭФ никак не соотносится с ИТЭФ, поскольку отражает степень удовлетворения не общих, а индивидуальных целей (ин-
70%
о% *0%
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 1. Динамика ИТЭФ и ИИЭФ в исполнительных органах СНГ с 2002-го по 2007 год
тересов) участников международной консультации, а точнее, степень заинтересованности сторон в продолжении консультационного диалога (рис. 1).
Статистические данные, представленные информационно-аналитическим департаментом Исполнительного комитета СНГ, показывают ещё большее расхождение значений ИИЭФ и ИТЭФ в 2007-2010 гг.: 2007 г. - 45.5; 2008 г. -47.3; 2009 г. - 49.1; 2010 г. (9 мес.) - 46.8. В целом за 2002-2010 гг. ИИЭФ консультаций в структурах Исполнительного комитета СНГ не превышал значения в 33.3%, что ещё раз доказывает предположение о формализации консультационных процедур в указанных структурах, незаинтересованности сторон в продолжении открытого диалога.
Причина подобного явления кроется в несовпадении частных и общих целей участников международных консультаций, в различии поведенческих стратегий и позиций. Попытка сравнения и последующей формализации совпадения общих и частных целей сторон привела к появлению трёх возможных вариантов соотношения целей: внутреннему консенсусу, диалогу по проблемным моментам, конфликту интересов участников и процедурных особенностей (табл. 1).
Диалоговые формы взаимодействия - одни из самых распространённых явлений в межправительственных организациях, однако если в НАТО и ОБСЕ их результатом становится согласие (консенсус) по обсуждаемым политическим проблемам, то в исполнительных органах СНГ и ШОС стороны всё чаще сталкиваются с конфликтными моментами социально-политической коммуникации (рис. 2).
В чём кроется причина столь низкого коммуникативного потенциала и эффективности международных консультаций в исполнительных структурах СНГ и ШОС?
Для ответа на данный вопрос необходимо решить задачу о манипулировании предпочтениями участников международной консультации, суть её описана ниже.
Условия и начальные данные задачи:
1) правило принятия организационных решений: консенсус;
2) участники международной консультации Р1, Р2, Р3, Р4, Р5;
Таблица 1
Соотношение частных и общих целей участников международной консультации
———^Общие цели Частные цели ' —-— Совпадают Частично совпадают Не совпадают
Совпадают Внутренний консенсус
Частично совпадают ч\чч\чч\чч\чч\чч\чч\чч\ччч Диалог по проблемным моментам ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Не совпадают \\чч\чч\чч\чч\чч\ч\\чч\ччч \\чч\чч\чч\чч\чч\чч\чч\ччч ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ к\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ к\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' Конфликт интересов участников и процедурных особенностей
консенсус I диалог і конфликт
Рис. 2. Соотношение вероятностей выпадения вариантов соотношения целей участников международных консультаций в межправительственных организациях (данные за 2007 г.)
Таблица 2
Искренние предпочтения участников международной консультации
P1 P2 P3 P4 P5
а2 а2 а2 а1 а2
а1 а1 а1 а2 а1
а3 а3 а3 а3 а3
Таблица 3
Рейтинг («пятёрка») участников консультативных органов СНГ по использованию стратегии ухода ______________________________________и стратегии имитации_________________________________________
Стратегия ухода/ультиматума Стратегия имитации
Участники Процент использования Участники Процент использования
Туркменистан 85% Туркменистан 93.2%
Республика Узбекистан 52.3% Грузия 85.8%
Грузия 47.5% Республика Узбекистан 50.8%
Азербайджанская Республика 41% Республика Армения 43.5%
Украина 40% Украина 43.2%
Для сравнения Для сравнения
Российская Федерация 2.8% Российская Федерация 18%
Источник: Итоговые статистические показатели о выполнении внутригосударственных процедур по документам, принятым в рамках СНГ в 1991-2009 гг. (действующим по состоянию на 1 января 2010 г.).
3) допустимые альтернативные решения (ап): а1, а2, а3.
Представим искренние предпочтения участников международной консультации (табл. 2) [7]:
Из табл. 2 видно, что а1 ^ а2 (предпочтительнее) для Р4 при искренних предпочтениях. При неискренних (манипулируемых) предпочтениях, а таковые возможны при давлении со стороны других участников консультации, соблюдается таксономический ряд а2 ^ а1 ^ а3. При этом Р4 может торговаться, настоять на собственном предпочтении или уйти с консультации. Получается, что у Р4 имеются три возможные стратегии поведения при манипулировании - Ь1, Ь2, Ь3, где Ь1 - стратегия торга, Ь2 -стратегия ухода/ультиматума, Ь3 - стратегия самореализации (отстаивания собственного мнения с целью убеждения других сторон в неадекватности коллективного выбора). Таким образом, Р4 становится точкой соприкосновения индивидуальных и коллективных интересов участников международной консультации.
Наиболее выгодной для Р4 стратегией является торг, при котором участник может не только отстаивать часть своих индивидуальных интересов, но и получить дополнительные выгоды от других участников международной консультации. Процедура торга существенным образом удлиняет время проведения консультации, поскольку в этом случае требуется проведение дополнительных согласовательных процедур. Именно поэтому практикуются регулярные многодневные консультативные форумы, в ходе которых идёт планомерное согласование позиций всех участвующих сторон.
Одним из наиболее проблемных моментов при анализе поведенческих стратегий участни-
ков международной консультации остаётся использование участвующими сторонами четвёртого типа стратегии - имитационного, при котором участник, формально соглашаясь с принятием коллективного решения, не намерен его выполнять в индивидуальном порядке.
Стратегии ухода/ультиматума и имитации достаточно часто встречаются в консультативных структурах СНГ. Один из примеров использования указанных поведенческих стратегий описан автором настоящего исследования в публикации «Информационно-психологическое пространство международной консультации» [1].
Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ ведёт статистику исполнения принятых в ходе международных консультаций соглашений и договорённостей. Рейтинг («пятёрка») участников консультативных органов СНГ, использующих указанные стратегии, показан в табл. 3 и на рис. 3).
По нашим подсчётам, лидером «неучастия» в деятельности СНГ на всём протяжении его существования остаётся Туркменистан. В частности, из 293 соглашений, подписанных за период 1991-2009 гг. в рамках консультативных органов СНГ, лишь 3 реализуются туркменской стороной.
Зависимость характера действия участников консультации от выбранной ими поведенческой стратегии представлена в табл. 4.
Причины популярности деструктивных стратегий (стратегии имитации и стратегии ухода) поведения участников международной консультации могут быть выявлены частной методикой политического аналитика Корпорации РЭНД М. Дрешера [8], разработанной на основе сочетания теории игр и теории рациональности.
Республика Таджикистан Кыргызская Республика Российская Федерация Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Молдова Украина
Азербайджанская Республика Грузия
Республика Узбекистан Туркменистан
1 27,40% 1 25,80%
43,50%
85,80%
93,20%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
■ Использование стратегии имитации ■ Использование стратегии ухода
Рис. 3. Использование стратегии ухода и стратегии имитации государствами - членами СНГ за период с 1991-го по 2009 год
Таблица 4
Зависимость характера действий участника международной консультации от выбранной им поведенческой стратегии
Тип поведенческой стратегии Характер действий участника консультации Результат действий участника консультации
Стратегия торга Участник начинает торговаться в надежде получить определённые выгоды за свой «решающий» голос в пользу альтернативы, предпочитаемой большинством В случае позитивного исхода достигается консенсус по проблеме, а участник консультации получает определённые выгоды от своих действий
Стратегия имитации Участник имитирует согласие с мнением большинства и голосует за предлагаемую большинством альтернативу Участник не имеет намерений исполнять подписанные соглашения или договорённости, в результате падает индивидуальная эффективность принимаемых в процессе консультаций решений
Стратегия ухода/ультиматума Участник угрожает выйти из консультационного процесса, если его интересы не будут учтены при подготовке итогового решения (соглашения или договорённости) В случае удовлетворения требования участника происходит корректировка альтернатив. В случае неудовлетворения требований - участник вправе покинуть форум, тем самым показывая неуважение к общепринятым консультационным нормам и призывая других участников консультации сделать то же самое
Стратегия самореализации Участник настаивает на том, что избранная большинством альтернатива не является оптимальной, и приводит ряд весомых аргументов в пользу своей альтернативы либо пытается расширить предпочтения участников за счёт дополнительных вариантов Действия участника приводят к продолжению согласовательных процедур и организации новых встреч по рассматриваемой проблематике
Суть методики заключается в построении графической схемы (рис. 4) используемых поведенческих стратегий, где: А - стратегия торга, В - стратегия самореализации, С - стратегия имитации, D - стратегия ухода/ультиматума, F - супернеоптимальная стратегия, G - супер-оптимальная стратегия.
Постараемся найти все возможные суперне-оптимальные стратегии методом построения параболы в точке F и к отрезку CD. В результате получим, что крайние оптимальные стратегии А и В находятся также на выстроенной параболе, то есть являются производными от су-пернеоптимальных стратегий.
Рис. 4. Графическое сопоставление стратегий поведения участников международной консультации с использованием элементов теории игр
Итоговые исследовательские выводы могут быть представлены следующим образом:
1) Использование неоптимальных, деструктивных стратегий (стратегии имитации и стратегии ухода) в процессе международной консультации обосновано с позиции теории рациональности и рационального поведения участника международной консультации.
2) Анализ тенденций последних 2-3 лет показывает, что в большинстве международных правительственных организаций сбывается сценарий «замыкания» консультаций, в особенности для исполнительных структур СНГ и ШОС, в результате вполне вероятно исчезновение этой формы коммуникации или тех органов, в которых они используются.
3) В условиях мирового финансового кризиса наблюдается сжимание консультативных форм, уменьшается их количество как в исполнительных структурах СНГ, так и в структурах НАТО, правда, эта тенденция также может радикально измениться под действием непрогнозируемых факторов кризиса.
4) Следует отметить малую вероятность повышения эффективности консультационных процедур в консультативных органах Исполнительного комитета СНГ в перспективе 20112013 гг., что объясняется устойчивой незаинте-
ресованностью ряда членов Содружества (Туркменистана, Грузии, Республики Узбекистан, Республики Молдова и Украины) в результативности деятельности СНГ и преимущественное использование ими в процессе социально-политической коммуникации поведенческих стратегий имитации и ухода.
5) Наконец, ключевым фактором, оказывающим влияние на эффективность международных консультаций в исполнительных структурах СНГ, как и в конце 1990-х гг., остаётся информационно-психологический фактор, а точнее, осознание доминирования отдельного участника консультации при наличии у него достаточного объёма политической информации.
Список литературы
1. Зобнин А.В. Информационно-психологическое пространство международной консультации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 260-266.
2. Зобнин А.В. Политические консультации в международно-политическом дискурсе // Международные процессы. 2007. № 2. С. 64-74.
3. Письменные ответы на запросы А.В. Зобнина в информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ от 30.11.2009 г. и 28.08.2010 г.
4. Содружество Независимых Государств (20002007 гг.): краткий статистический справочник
[Текст] / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М.: МСК СНГ, 2008.
5. Зобнин А.В. Перспективы развития международных консультаций на мировом политическом пространстве XXI века [Текст] // Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. / РАПН. М.: РАПН, 2009. С. 179-180.
6. Зобнин А.В. Теория и методология анализа международных консультаций [Текст]. Иваново: Ивановский государственный университет, 2008.
7. Карабекян Д.С. О расширенных предпочтениях в задаче голосования [Текст] // Экономический журнал ВШЭ. 2009. № 1. С. 19-34.
8. Dresher M. A Sampling Inspection Problem in Arms Control Agreements: A Game Theoretic Analysis [Текст]. Santa Monica, Ca.: The RAND Corporation, 1962.
THE PROBLEM OF INTERNATIONAL CONSULTATION EFFECTIVENESS IN THE EXECUTIVE BODIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES
A. V. Zobnin
The problem of the effectiveness of advisory procedures in the executive bodies of the CIS is considered, using the author's method of analysis of the effectiveness of advisory processes in the working bodies of the CIS Executive Committee.
Keywords: international consultation, effectiveness of consultation, Commonwealth of Independent States, consultative behavioral strategies, game theory.