Научная статья на тему 'Проблема духовно-нравственных ценностей современного общества с точки зрения нравственно-психологического подхода'

Проблема духовно-нравственных ценностей современного общества с точки зрения нравственно-психологического подхода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4609
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / БЫТИЕ / РЕЛИГИЯ / SPIRITUALITY / MORAL / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / MORALS / MORAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH / LIFE / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сажин Александр Викторович

В статье рассматриваются духовно-нравственные вопросы жизни человека. Затрагиваются проблемы соотношения материальных благ над стремлением человека к духовному поиску. Приводятся данные общественного мониторинга ценностных систем. Проводится сравнительный анализ отношения к духовным ценностям в произведениях русских и зарубежных писателей. Затрагиваются исторические аспекты формирования духовно-нравственного бытия человека, государства и народов в целом в различных религиозных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF MODERN SOCIETY FROM THE POINT OF VIEW OF THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH

In article spiritual and moral questions of human life are considered. Problems of correlation of material benefits over aspiration of the person to spiritual search are mentioned. Data of public monitoring of valuable systems are provided. The comparative analysis of the relation to cultural wealth in works of Russian and foreign writers is carried out. Historical aspects of formation of spiritual and moral life of the person, the state and the people as a whole in various religious systems are mentioned.

Текст научной работы на тему «Проблема духовно-нравственных ценностей современного общества с точки зрения нравственно-психологического подхода»

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

А. В. САЖИН

В статье рассматриваются духовно-нравственные вопросы жизни человека. Затрагиваются проблемы соотношения материальных благ над стремлением человека к духовному поиску. Приводятся данные общественного мониторинга ценностных систем. Проводится сравнительный анализ отношения к духовным ценностям в произведениях русских и зарубежных писателей. Затрагиваются исторические аспекты формирования духовно-нравственного бытия человека, государства и народов в целом в различных религиозных системах.

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственная культура, мораль, нравственно-психологический подход, бытие, религия.

Проблема духовности личности по существу относится к «вечным» вопросам, занимавшим и занимающим умы не одного поколения исследователей (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Ф. Гегель, А. С. Хомяков, В. Розанов, П. Флоренский, А. С. Глинки, Л. И. Петражицкий, Б. Н. Чичерин, П. Сорокин, О. Мень, В. И. Толстых,

B. П. Зинченко, В. Н. Колесников и др.).

Духовность, с философской точки зрения (Р. Декарт, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель), едина, так как является отражением единого духа и вместе с тем многолика, так как включает в себя возможные проявления этого духа в природе, культуре, человеческой душе.

C. Л. Франк связывает духовность со смыслом жизни. Как одухотворенное универсальное начало мироздания определяют духовность Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, В. С. Соловьев, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский видит духовность как внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. Сторонники когнитивного подхода стремятся выявить рациональную сторону духовности (К. Поппер, Г. Спенсер, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили, Д. Белл) [1].

Понятие «духовность» как ценностное содержание сознания использовали в своих работах М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. Г. Федотова [2].

В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии: Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

В современной российской психологической науке она является предметом рассмотрения в

исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Б. С. Братуся, А .В. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, В. В. Гостева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова, В. А. Пономаренко и других авторов. Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б. С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге [3].

Н. В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, т. е. как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуа-лизирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными. Говоря о духовности, ученый выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно нравственность оценивается как одно из измерений духовности человека [3, с. 30].

Проблема взаимоотношения, по В. А. Мальцеву, духа и материи, или плоти, во все времена стояла перед людьми очень остро. Это неудивительно, потому что прежде чем думать о духовном смысле жизни, сложностях бытия, заниматься философией, наукой и искусством, человек должен позаботиться о своем теле. Он должен быть накормлен, иметь

одежду и жилище, иначе просто не сможет долго прожить.

У человека, когда он был в первобытном состоянии, главным занятием был поиск пищи. Древние люди охотились на бегающую и летающую дичь, ловили рыбу, собирали коренья. Появившиеся в глубокой древности амулеты, которые носили магический характер, предназначались для задабривания духов, которые должны были помочь сделать охоту удачной.

Проходили тысячелетия. Люди научились изготавливать и пользоваться сложными орудиями труда, чтобы пахать землю, выращивать злаки и овощи, ткать и шить одежду из хлопка, льна и шерсти, строить жилища и возводить города. Более того он научился писать, возникла живопись, архитектура и другие виды искусства. Во все времена подавляющее большинство людей считало главным получение материальных благ. Но фараоны и цари, князья и вельможи уже не могли жить без духовного развития. Они оставляли потомкам память о себе, высекая на камне славословия в свою честь, строили дворцы и пирамиды, которые выражали их духовные потребности, услаждая свой досуг музыкой и танцами. На границе IV и III тысячелетий до н. э. в развитии и образе жизни человечества произошел качественный поворот. Ранние цивилизации Египта, Междуречья, Индии начинают уделять много внимания духовному развитию. По времени это практически совпадает с появлением человека по библейской хронологии. Наконец, приходит время, когда первый великий учитель человечества Моисей преподносит людям наглядный урок тождества духовного над материальным. В легенде об уничтожении «золотого тельца» говориться, что пока Моисей в течение сорока дней получал от Бога Закон, уведенные им из Египта евреи отобрали у женщин золотые украшения, изготовили из них золотого тельца как символ бога и устроили вокруг него песни, пляски, прославляющие рукотворного. Моисей жестоко наказал беснующуюся толпу и разбил идола [4].

Обычно рассматривают эту сцену как символ поражения языческого идола и победу Единого бога. Однако эта история наполнена более глубоким смыслом. Не случайно образ золотого тельца с той поры стал символом власти денег или материального благополучия, поэтому его уничтожение символизировало бедующим поколениям, в том числе и нам, победу духовного над материальным. Но не легко далась эта победа, так как в людях сильно стремление к материальному. Стоило Моисею отлучиться на несколько дней, и люди забыли обо всем, чему он их учил. Вернувшись в лагерь и уви-

дев толпу, ратующую перед идолом, пророк в отчаянии и горе разбивает о землю каменные скрижали с духовным законом, данным ему Богом. После Моисей собственной рукой вновь выбивает на камне эти духовные заповеди. Но победа Моисея над стремлением людей к материальному только декларативная. Превосходство духовного над материальным показано лишь в первых десяти заповедях. Остальные статьи его закона, регламентировавшие жизнь еврейского закона, посвящены в основном заботе о материальном.

Через 700 лет после Моисея Гаутама Будда в вопросе о соотношении духовного и материального дошел до крайности. Не только обладание, но и само стремление к материальным благам он считал непреодолимым препятствием в духовном совершенствовании. Стремящийся к просветлению, т. е. буддийский монах, не имел права владеть какими-либо материальными ценностями и, в первую очередь, золотом и серебром. Даже родственные связи Будда относил к сфере материального и говорил, что духовное родство выше кровного. Сам он был наследником одного из царств, но оставил свои дворцы, слуг и роскошь, чтобы стать нищим монахом [5].

Великие греки Сократ и Платон также духовное ставили выше материального. Сократ считал, что необходимо заботиться прежде и сильнее всего не о теле и деньгах, а о душе, чтобы она была как можно лучше. Богатство, власть, здоровье, мнение окружающих - все это вторично. Первичной и самой главной же является забота о душе. Немаловажно заметить, что русскому народу всегда был присущ необычайно высокий уровень духовности в широком смысле этого слова, т. е. развитое стремление осознать сущность своего бытия. Об этом красноречиво свидетельствует русская литература, которой в мире нет равной по глубине анализа психологии человека, его личности.

Именно русская литература, посредствам которой и раскрывается сущность души русской, почувствовала, как это емко и глубоко: «не хлебом единым» - т. е. хлебом тоже, но не только им. Жив человек - т.е. живет, проявляет себя как личность. «Жив человек» - изменим логическое ударение, и мы почувствуем, как это важно: именно человек, потому что скотине достаточно хлеба, корма, и лишь человеку, личности одного хлеба мало. «Словом Божьим» - именно так, словом истины, потому что слово может быть и дьявольским, лживым. Пушкин удивительно точно выразил эту мысль: «Веленью Божию, о муза, будь послушна».

Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в серд-

цах человеческих. В России не было героя, замыкающего ценности мира на себе. Онегин, Печорин, Базаров, князь Болконский - как жадно ищут они что? Денег, чинов, званий? Они без конца мучают себя, чтобы понять свое предназначение, свое место в жизни, свой путь в этом мире Божьем.

Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: «Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!» Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное. Наша литература словно вооружилась, словом Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе» В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям. Конечно, герой русской литературы знаком с противоборством двух разъедающих разум и душу стремлений: к сокровищам земным и сокровищам небесным, потому что любой человек обречен на выбор между добром и злом. Но наша великая литература высветила это борение духа, открыв читателю такие терзания совести, такие бездны душевных мук, которые были недоступны западной литературе. Нет, не потому что человек запада хуже, ниже, просто мы другие [7].

Это прекрасно почувствовал Стефан Цвейг: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы, у Бальзака замок с титулом пэра и миллионами. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один». Цель русского героя не во внешнем успехе, не в безбедной жизни, что в западной литературе ставилось идеалом стремления людей, а Совесть становится основой основ всего бытия человеческого. Вот герой Джека Лондона, сильный, смелый золотоискатель. Он в трагическом тупике: кончились продукты, иссякли силы, мороз и ледяное безмолвие побеждают. Что может помочь? И герою является видение: «Он увидел город своих грез, речные пароходы, в три ряда стоящие на якоре лесопилки, на полном ходу игорные дома, банкирские конторы, биржи, крупные ставки. Обидно все-таки, подумал он, упустить свое счастье. От этой мысли жизнь встрепенулась в нем». И этот храбрый человек, представив, что он никогда не сделает ставку в рулетке, не сорвет куш на бирже, начинает с удвоенной силой бороться за жизнь. И бессмысленно спрашивать, кто лучше, Андрей Болконский или Смок Беллью. Они совершенно разные,

потому что русская литература смысл свой видела в поддержании духовного огня, и эта традиция имеет глубочайшие корни. Один из создателей русской культуры, величайший гуманист XI в., первый русский митрополит (до него высшими иерархами русской православной церкви становились лишь греки) Илларион в своей проповеди «О законе и Благодати» утверждает истинно русское, нам и сейчас понятное восприятие двух главных начал жизни личности. Русскому человеку, говорил Илларион, тесен закон, который представляет собой лишь внешнее установление. Русский человек живет Благодатью Божьей, то есть естественным, гармоничным единением с миром и Богом. Отечественные писатели всегда воспевали положительную нравственность нашего народа: человеколюбие, духовное самосовершенствование, добротолюбие, благочестие, сопричастность, сострадание, общинность, общительность, миролюбие, совестливость, жертвенность, стыдливость. Русская классическая литература - яркий пример того, что в российском обществе, не знавшем западного рационализма, четко прослеживается приоритет: духовных начал перед материальными; общественных интересов перед частными, личными; коллективизма - перед индивидуализмом [8].

На сегодняшний день многое из перечисленного утрачивается, уступает место эгоизму, индивидуализму, необузданному стяжательству, низкопоклонству перед иностранной культурой и западным образом жизни.

И первенство в российском обществе принадлежит западным материальным ценностям: материальному благу, власти, деньгам; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали.

В современном мире, где большинство стран являются капиталистическими, человек как высшая ценность и система его духовного мира исчерпали себя.

Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности.

Рыночные отношения, основанные на частной собственности и погоне за прибылью, опрокидывают многие нравственные постулаты.

Нарушение, по Л. Д. Кудрявцеву, нравственных принципов людьми, входящими в государственные и местные органы власти, естественно, не может не вести к снижению нравственности населения страны на индивидуальном уровне, в том числе у подрастающего поколения, что внушает

особенно большое опасение. Дело дошло до того, что мошенничество и воровство стали почти нормой в жизни нашего общества. Они большей частью не только не преследуются по закону, но стали восприниматься в обществе как нечто само собой разумеющееся. Снова, как не вспомнить Ф. М. Достоевского: «кажется, что на свете гораздо более воров, чем не воров и что нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл» (Ф. М. Достоевский «Идиот») [9].

Коротко и выразительно наше современное общество охарактеризовал патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Безумный мир, где господствуют волчьи законы, где ложь и обман стали нормой поведения».

За последние годы значительно ухудшилась криминальная обстановка в стране: обесценилась человеческая жизнь, растет число убийств.

Все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни. Как мы видим, ценности, которые долгое время нам диктует Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества [10].

Однако, утверждает Б. С. Братусь, мы ли сейчас не голодны на все - на вещи, продукты, порядок, благополучие, уважение, нам ли не стремиться к превращению камней в хлеба, так сделаем сейчас все, чтобы утолить хоть толику сего голода. Только при этом вспомним, кто искушает и кто отвергает искушение. Искушает враг человека, многократно со времен Адама, ведущий к погибели, ведущий через очевидные, реальные и понятные потребности и видимость правды. Отвергает спасатель многократно и всегда во веки веков ведущих к истинной жизни, указующий пример и путь («Я есмь путь»).

Но есть все-таки хочется и одеваться, и благами цивилизации пользоваться. Что - же вместо подъема экономики молитвы читать, да поклоны перед образами класть?

Возражение, конечно, серьезное. При одном, однако, условии: если рассматривать духовность как нечто отдельное от повседневной жизни, забот, трудов, созидательной деятельности.

Воспользуемся для наглядности следующим образом при осуждении картины Н. Рериха «Гонец». Л. Н. Толстой не столько видимо о самой

картине, сколько в качестве жизненного напутствия еще молодому тогда художнику сказал: «...случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку! Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь все снесет.

Поэтому оправданны призывы ряда видных интеллектуалов к возрождению и обогащению духовно-нравственной культуры российского общества.

Л. Д. Кудрявцев считает, что «стабильность и жизнеспособность государства определяются, прежде всего, нравственным и духовным уровнем населения, а не состоянием экономики. История дает немало примеров, когда в целом экономически благополучные государства погибали в результате падения морального уровня населения, в частности роста коррумпированности государственных чиновников» [5].

Интересны результаты мониторинга и рассуждения С. В. Гриневой о полученных данных. Результаты мониторинга, проведенного ею 19992000 гг., дали основание сделать вывод о том, что в пореформенной России в данное время сосуществуют две различные модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа, а другая связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей. Причем, если ранее грань между носителями этих ценностных систем была размыта, то теперь о них можно говорить как о двух достаточно четко оформившихся группах. Как свидетельствует исторический опыт, повествует С. В. Гринева, Россия сохранила свою государственную независимость и место на мировой арене благодаря приверженности ценностям коллективного выживания, принятию технико-технологических и отчасти культурных, но отнюдь не социальных форм бытия западной цивилизации [11].

России, чтобы быть на уровне мирового развития, нужна не догоняющая, а опережающая модернизация, нужен принципиально иной путь, а не копирование западных образцов [12].

По словам зампредседателя комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Е. Юрьева, нашему обществу необходимо «укоренение нравственных ценностей, возвращение к духовным корням национальной жизни и решительная борьба государства со всем, что растлевает народ» [12].

Власти и ее политический класс должны заботиться о духовных основах реформирования и

модернизации России как об одной из главных задач. Будущее нашей страны зависит от сохранения национальных духовных ценностей, лучших народных традиций, от веры людей в благородные идеалы, ради которых стоит с энтузиазмом трудиться и жить[13, с.73].

Таким образом, заключает Л. Д. Кудрявцев у народа, который руководствуется традиционными, священными ценностями и принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства. Стремление к достаточно высокому морально-нравствен-ному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе, в том числе и среди властьимущих, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных трудиться не только ради личного благополучия, а прежде всего, последовательно и целенаправленно для блага своего отечества.

Разрабатываются основы возрождения исконных духовных ценностей (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, А. Г. Здравомыслов, В. П. Зинченко, Д. С. Лихачев, В. А. Пономаренко, В. Д. Шадриков и др.).

Будущее России зависит от того, сумеем ли мы сохранить наши духовные ценности, нравственные идеалы, народные традиции, которыми так богата русская земля. Наше поколение ответственно за это перед потомками.

Литература

1. Аболин Л. М. Дух, духовность, нравственность, мораль. Условия развития и коррекции // Мат-лы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сент. 2007г.: в 3 т. М., 2007. Т. 1. С. 8.

2. Абульханова К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 20.

3. Белицкая Г. Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления // Материалы 3 съезда РПО. Т1. С. 12.

4. Бондарева С. К., Колесов Д. В. Нравственность. М.; Воронеж, 2008. С. 60.

5. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2004. С. 33.

6. Громыко М. М. Традиционный нравственный идеал и вера. М., 1997.

7. Знаков В. В. Почему лгут американцы и русские: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 78.

8. Каган М. С. Философская теория ценности СПб., 1997. С. 55.

9. Куренков И. А. Психология ответственности: учебно-методическое пособие. Балашов, 2002. С. 27.

10. Мальцев В. А. Основы нравственности: учебное пособие. Ростов н/Д., 2009. С. 44.

11. Рогозянский А. Психология и церковное душе-попечение // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 6. С. 67.

12. Семёнов В. Е. Духовно-нравственные ценности - глобальный фактор возрождения России // Психология сознания. СПб., 2001. С. 50.

13. Стрижов Е. Ю. Нравственно-правовая надежность личности: социально-психологические аспекты: монография. Тамбов, 2009. С. 73.

* * *

PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF MODERN SOCIETY FROM THE

POINT OF VIEW OF THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH

A. V. Sazhin

In article spiritual and moral questions of human life are considered. Problems of correlation of material benefits over aspiration of the person to spiritual search are mentioned. Data of public monitoring of valuable systems are provided. The comparative analysis of the relation to cultural wealth in works of Russian and foreign writers is carried out. Historical aspects of formation of spiritual and moral life of the person, the state and the people as a whole in various religious systems are mentioned.

Key words: spirituality, moral, spiritual and moral culture, morals, moral and psychological approach, life, religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.