Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА «ДРОПОВ» В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ'

ПРОБЛЕМА «ДРОПОВ» В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
легализация (отмывание) доходов / полученных преступным путем / подозрительные операции / «дроп» / мошенничество / уголовная ответственность / legalization (laundering) of proceeds from crime / suspicious transactions / "drop" / fraud / criminal liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паращук Кирилл Владимирович

В статье рассмотрены общие вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также выделена проблема использования «дропов» для целей придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступными доходами. Актуальность этой темы обосновывается распространенностью данного явления, что подтверждается приведенными статистическими данными. В статье рассмотрены основные проблемы противодействия данным преступлениям, выработаны основные меры, которые могут способствовать снижению количества подозрительных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паращук Кирилл Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF «DROPS» IN THE FRAMEWORK OF COUNTERING THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME

The article considers general issues of countering the legalization (laundering) of proceeds from crime, and also highlights the problem of using "drops" for the purpose of legitimizing the possession, use and disposal of criminal proceeds. The relevance of this topic is justified by the prevalence of this phenomenon, which is confirmed by the statistical data provided. The article considers the main problems of countering these crimes, and develops the main measures that can help reduce the number of suspicious transactions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА «ДРОПОВ» В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

УДК 343.7

ПРОБЛЕМА «ДРОПОВ» В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Паращук Кирилл Владимирович

Студент,

ФГБОУ ВО «Донской Государственный технический Университет»,

г. Ростов-на-Дону

Научный руководитель: Витвицкая Светлана Сергеевна,

к.ю.н, доцент, ФГБОУ ВО «Донской Государственный технический Университет»,

г. Ростов-на-Дону

В статье рассмотрены общие вопросы противодействия легализации (отмыванию] доходов, полученных преступным путем, а также выделена проблема использования «дропов» для целей придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступными доходами. Актуальность этой темы обосновывается распространенностью данного явления, что подтверждается приведенными статистическими данными. В статье рассмотрены основные проблемы противодействия данным преступлениям, выработаны основные меры, которые могут способствовать снижению количества подозрительных операций.

Ключевые слова: легализация (отмывание] доходов, полученных преступным путем, подозрительные операции, «дроп», мошенничество, уголовная ответственность.

Текст статьи: Противодействие отмыванию (легализации] доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) является актуальной проблемой не только отдельно взятой страны, но и всего мирового сообщества в целом. В целях борьбы с данными явлениями была создана, например, группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - независимая межправительственная организация, разрабатывающая и популяризирующая свои принципы для защиты всемирной финансовой системы от угроз отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации ФАТФ являются общепризнанными международными стандартами по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Данные рекомендации учитываются при разработке национальных нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Основными нормативными актами в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ являются:

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП

РФ);

- Уголовный кодекс РФ;

- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию] доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций], и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

- Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»;

- Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или] не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны]»;

- Указание Банка России от 05.12.2014 № 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию] доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях»;

- Иные указания, информационные письма Центрального Банка РФ, Росфинмониторинга, иные подзаконные акты.

Основу правового регулирования составляет вышеупомянутый федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ.

Актуальность проблемы правового регулирования ПОД/ФТ/ФРОМУ подтверждается статистикой, которую приводит Банк России: в 2022 году объем подозрительных операций составил 100 млрд. рублей. Незаконный вывод средств за рубеж составил 36 млрд рублей - он был минимальным за весь период наблюдения и на 16% меньше, чем в 2021 году. Объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе оказались чуть выше, чем в 2021 году, - 64 млрд рублей. При этом во втором полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объемы подозрительных наличных операций во всех секторах экономики сократились на 7%, чему, по оценкам Банка России, способствовало внедрение с 01.07.2022 Банком России Платформы «Знай своего клиента» (ЗСК) [1]. Несмотря на положительную динамику, объемы сомнительных операций все еще остаются значительными.

Федеральный закон № 115-ФЗ следующим образом определяет понятие легализации (отмывания] доходов, полученных преступными путем: придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Доходы, полученные преступным путем в соответствии со ст. 3 указанного закона следует понимать как денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления [2]. Таким образом, исходя из понятия, очевидна одна из целей таких действий - скрыть совершенное преступление и использовать полученное при этом имущество и денежные средства в своих целях. В этом заключается основная опасность данной категории преступлений - они противоправны сами по себе, направлены на финансирование совершения новых преступлений, при этом еще и скрывают за собой уже совершенные преступные деяния.

Серьезной проблемой для финансового сектора России стало распространение так называемых «дропов». Дроп - это подставное лицо, которое участвует в мошеннических схемах. Фактически это то звено, которое отвечает за вывод доходов, полученных преступным путем, в целях дальнейшего его использования. Существует несколько разновидностей схем, в которых так или иначе участвуют «дропы», иногда такие схемы могут быть достаточно сложными в целях затруднения дальнейшего расследования преступления, однако их объединяет общая цель - вывод доходов «в тень» и придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем. П. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 в качестве проявления реализации указанной цели напрямую относит действия, характерные для «дропов», а именно это проявляется в: «совершении финансовых операций или сделок по обналичиванию денежных средств, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления], в том числе с использованием расчетных счетов фирм-"однодневок" или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении соответствующих денежных средств; <...> совершении финансовых операций или сделок с участием подставных лиц, не осведомленных о том, что

задействованные в соответствующих финансовых операциях и сделках денежные средства и иное имущество приобретены преступным путем (в результате совершения преступления]; <...> совершении финансовых операций или сделок с использованием электронных средств платежа, в том числе принадлежащих лицам, не осведомленным о преступном происхождении электронных денежных средств» [3]. Эти действия на практике заключаются в осуществлении денежных переводов, валютных операций, обналичивании денежных средств, полученных преступным путем, открытии счетов физических лиц, которые в последующем используются в противоправных целях, заключении фиктивных сделок, в исполнение которых зачисляются денежные средства, с целью сокрытия реального происхождения доходов. В последующем «теневые» денежные средства могут переводиться в криптовалюту и иные цифровые финансовые активы (ЦФА), что еще больше осложняет дальнейшее их отслеживание, направляться на финансирование совершения новых преступлений, финансовое обеспечение деятельности преступных организаций, финансирование терроризма и экстремизма.

Достаточно широкое распространение деятельности «дропов» подтверждают данные Сбербанка, а также косвенно статистика МВД. По данным Министерства внутренних дел РФ за 2022 год было выявлено 111429 преступлений экономической направленности, из них 33615 - против собственности, 28039 - связаны с мошенничеством (ст. 159-159.3, 159.5-159.6 УК РФ]. При этом 20295 преступлений экономической направленности совершены с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации - или практически каждое пятое преступление. При этом выявленных преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, - 886 [4]. Очевидно, значительная доля этих преступлений затрагивает деятельность финансово-кредитных организаций, которые используются преступниками для дальнейшего распоряжения преступными доходами.

Это подтверждают сведения, предоставляемые Сбербанком, крупнейшей кредитной организации. Так, Сбербанком было выявлено 35 тыс. клиентов с признаком дропа, которые поставлены на дополнительный контроль. По оценкам Сбера, всего в России граждан, имеющих признаки дропа, порядка 500 тыс. [5] Эти числа показывают, что легализация доходов, полученных преступным путем, во многом носит латентный характер [6], далеко не все действия, образующие состав преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ, получают должную уголовно-правовую характеристику [7]. При объеме сомнительных операций в 100 млрд. рублей за 2022 год по данным ЦБ РФ, очевидно, что такая ситуация требует решения.

Федеральный закон № 115-ФЗ сейчас предоставляет финансовым организациям инструменты для борьбы с «дропами», однако следует отметить, что во многом качество реализации требований закона и предписаний ЦБ РФ зависит от самой финансовой организации, в частности, банка. Банки самостоятельно выстраивают антифрод-системы (англ. fraud «мошенничество») и здесь отмечается большая неоднородность. Вместе с тем, ситуация усугубляется необходимостью мгновенного реагирования на подозрительные операции, т.к. зачастую банками принимаются меры, предусмотренные законом № 115-ФЗ уже после совершения операции. Помимо этого, преступниками также анализируются меры борьбы с легализацией преступных доходов - используются схемы со «спящими дропами», счета используются для совершения обычных операций совместно с подозрительными, преступниками учитываются суммы операций, которые могут не вызвать подозрения у банка.

Очевидно, что ужесточение уголовного закона или криминализация отдельных деяний не сможет решить проблему. Тем более, что большая часть бенефициаров находится вне российской юрисдикции. Большее влияние оказала бы неотвратимость соответствующей уголовно-правовой оценки и наказания. В связи с этим, существующие составы преступлений (ст. 174-174.1 УК РФ] вполне могут покрыть потребности правоприменения. Возможно, однако, установление ответственности, в том числе уголовной, за незаконное предоставление банковских карт, электронных средств платежа и иных банковских продуктов. При этом необходимо совершенствование методов противодействия данной категории преступлений в части их выявления и

расследования, что невозможно без комплексного взаимодействия правоохранительных органов, финансовых организаций, операторов связи (которые также являются организациями, обязанными осуществлять идентификацию клиента и иные действия в соответствии с законом № 115-ФЗ] и иных организаций, указанных в ст. 5 указанного закона. Необходимо совершенствование существующих баз, в которых содержится информация о сомнительных физических и юридических лицах, повышения оперативности обработки информации и ее полноты. Слишком различное исполнение финансовыми организациями указаний ЦБ РФ также создает возможность для преступников пользоваться отдельными уязвимостями, поэтому необходим максимально возможный обмен полученным опытом и мерами противодействия банков друг с другом и иными организациями. Дальнейшее развитие, внедрение и распространения цифрового рубля, как третьей формы национальной валюты Российской Федерации, может предоставить дополнительные инструменты противодействия легализации преступных доходов, как и внедрение искусственного интеллекта в антифрод-системы финансовых организаций. Стоит также уделять внимание профилактической и просветительской работе по аналогии с той, которая проводится в настоящее время по информированию граждан о способах и видах мошенничества.

Список использованных источников

1. Структура подозрительных операций и отрасли экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. [электронный ресурс] : Официальный сайт. URL: https://www.cbr.ru/analytics/podft/resist_sub/2022/ (дата обращения: 19.12.2023].

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 20.07.2023]. Портал правовой информации. [электронный ресурс] : Официальный сайт. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102072376 (дата обращения: 19.12.2023].

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 (ред. от 26.02.2019] «О судебной практике по делам о легализации (отмывании] денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» [электронный ресурс] : Официальный сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182365/ (дата обращения: 19.12.2023].

4. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года - М.: Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», 2022. - 66 с.

5. Анализ системы вывода денежных средств, похищенных у граждан. Проблемы и меры - М.: SCS (Sber Cyber Security], 2022. - 29 с.

6. Барсэл, И. В. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Юридическая наука. 2023. №2. - С. 87-90.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.11.2023]. Портал правовой информации. [электронный ресурс] : Официальный сайт. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (дата обращения: 20.12.2023).

THE PROBLEM OF «DROPS» IN THE FRAMEWORK OF COUNTERING THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME

Paraschuk K.V.

The article considers general issues of countering the legalization (laundering] of proceeds from crime, and also highlights the problem of using "drops" for the purpose of legitimizing the possession, use and disposal of criminal proceeds. The relevance of this topic is justified by the prevalence of this phenomenon, which is confirmed by the statistical data

provided. The article considers the main problems of countering these crimes, and develops the main measures that can help reduce the number of suspicious transactions.

Keywords: legalization (laundering) of proceeds from crime, suspicious transactions, "drop", fraud, criminal liability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.