УДК 728.48
ПРОБЛЕМА ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Нагаева З.С., Мосякин Д.С.
Аспирант кафедры Градостроительства АСиА (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности досуга современной молодежи. Проводится анализ потребностей молодого поколения и соответствия им современного положения досугового комплекса как в целом по России, так и в частности в Республике Крым. Крым является многонациональным регионом и здесь актуально провести дополнительное исследование, чтобы понять, как молодежным центрам взаимодействовать с молодежью и полностью обеспечивать их внедомашнее времяпровождение.
Предмет исследования: универсальные молодежные центры, потребности молодежи Российской Федерации и Крыма, в частности.
Материалы и методы: В ходе работы был проведен анализ литературы по теме исследования и выявлены основные направления развития универсальных многофункциональных молодежных центров на основе анализа положения молодежного досуга.
Результаты: в ходе исследования было выявлено, что формирование многофункциональных молодежных центров процесс важный и необходимо развивать подобные комплексы с учетом региональных особенностей молодежи, развивая в перспективе новые направления развития и модернизации молодежного движения.
Выводы: результаты полученного исследования дают понять, что формирование многофункционального молодежного центра необходимо формировать в тесной взаимосвязи с молодежью, выявлять и анализировать потребности и стремления, прогнозировать дальнейшие направления развития страны и региона в целом. Формирование молодого поколения лежит на плечах поколения нынешнего и только взаимодействие поколений сможет привести к устойчивому обществу. Настоящий этап формирование общества в Российской Федерации и особенно в Республике Крым очень важен и именно молодежные центры должны стать тем инструментом, с помощью которого может быть достигнуто развитие и формирование нового молодого поколения, ответственного за наше общее будущее.
Ключевые слова: молодежный центр, досуг, сеть, анализ, потребности, регион, развитие, стратегия, универсальность.
Предметом исследования являются потребности молодежи в современном мире, стремления и направления развития, которые формируют нынешнюю молодежную культуру, дают задел на будущее и формируют те важные условия, в которых будет происходить развитие молодого человека в устоявшуюся личность, ответственную за происходящее в мире и в будущем. Свой отпечаток потребности и стремления молодежи откладывают и на архитектуру и планировочную организацию универсальных молодежных центров-учреждения, которые выступают инструментом формирования комфортной среды для обеспечения всех нужд и комфорта молодежи.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ
Гутнов А. Э., Лежава И.Г. в своих работах предлагали комплексный центр свободного общения, разделение его по функциональному признаку, а также на группы и зоны [1]; теория градостроительного применения «комплексных центров свободного общения» - стали фундаментальными теоретическими работами в сфере досуговых центров, клубных сооружений, этими материалами пользуются и сейчас.
В работе Теркуновой Т.В. предложен Центр досуга для подростков, который может помочь
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наши условия жизни сильно меняются, старые ценности ломаются и перестают быть актуальными, в такой ситуации очень сложно приходится именно молодежи. Молодежь наиболее подвержена различного рода переменам и трансформациям, тем более сейчас очень остро стоит вопрос организации свободного времени молодых людей.
У молодежи свободного времени совсем немного. В большей степени им располагают как раз подростки, они предпочитают более пассивные варианты досуга (слушать музыку, смотреть телевизор, прогулки). Старшие представители молодежи больше читают, ходят на различного рода мероприятия (концерты, выставки).
Проблема отдыха в Российской Федерации и в Крыму в частности, это уличная проблема. Подростки много времени проводят на улице, а в таких условиях просто необходимо организовать их времяпровождения, чтобы предупредить различные негативные последствия внедомашнего
времяпровождения. Однако, в городах Крыма выбор форм досуга очень ограничен, а в малых города его практически нет.
решить свойственные только подросткам проблемы и схожие задачи (расширение группы помещений творческого развития в сравнении с другими помещениями; наличие специализированных групп помещений (многофункциональная
коммуникативная зона, методический центр, профориентационная зона, музей; возможность выбора различных видов деятельности) [2]. Усманов М.С. разработал сеть учреждений досуга молодежи для крупнейшего города из 4-х элементов с подробной проработкой каждого [3].
За минувшие 15-20 лет за границей возникло большое количество научно обоснованных новых идей, которые изменили прежние представления о модели универсальных молодежных центров и подходам к их организации.
Интересные образцы многофункционального и пространственно-планировочного решений
показывают клубные сооружения за границей, в частности в Прибалтике. Наибольшее распространение получили там досуговые учреждения, предназначенные для занятий каким-либо активным видом деятельности, ремасленными мастерскими, а также актвным времяпровождением: начиная с танцев и постановки спектаклей и заканчивая занятиями спортом [4].
Проблематика свободного времени широко отражена в научной литературе. К основополагающим отечественным трудам в этой области относятся работы С.Г. Струмилина[5], В.Д. Патрушева, Г.П. Пруденского, Г.Е. Зборовского, Б.А. Грушина. Исследования этих авторов положили начало изучения понятия свободного времени населения, они стали основой для изучения данного вопроса, и характеризуются своей научной направленностью. С.Г. Струмилин
классифицировал затраты времени, обосновал схемы деления времени, как ресурса, на его основные структурные части (труд, отдых, сон).
B.Д. Патрушев рассматривал динамику использования времени, разработал методику исследования времени разных категорий населения.
В советский период особое внимание уделялось различным аспектам рационального использования своего времени трудящимся населением страны. Указанное направление исследований отражено в трудах В.А. Артемова, С.Г. Арутюняна, Е.И. Дробинской, Э.В. Соколова, Г.П. Орлова [6, 7], В. Г. Байкова [8].
В последние годы проблемы использования свободного времени населением, в частности вопросы управления, организации и планирования свободного времени, анализируются в работах И.А. Бутенко, И.А. Шмерлиной, A.B. Арямова, Т.В. Арямовой, В.А. Артемова, О.В. Новохацкой.
Ряд исследований отечественных и зарубежных ученых посвящен изучению досуга как структурной части свободного времени. Среди отечественных ученых следует выделить труды Н.М. Давыдовой,
C.Г. Струмилина [5], В.Д. Патрушева [9], Г.А. Пруденского [10] .
Особое внимание получают вопросы рационального использования ресурсов досуговых учреждений, например, в работах А. С. Орлова [11].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
При определении потребностей молодежи, их интересов и определения способов формирования свободного времени молодежи необходимо определить возрастные границы молодежи. Молодежью считается группа в возрасте от 14 до 35 лет, подобный возрастной диапазон обусловлен необходимостью распространения определенных льгот и возможностей на лиц старше 30 лет («Молодая семья», «Молодой специалист».
Анализ возрастных границ молодежи и исследования характерных отличительных черт молодых людей дает возможность выделить молодежь в отдельную, специфическую социальную группу в структуре общества. Выделение происходит на основе характерных, присущих только этой группе отличительных черт ( возраст, интересы, ценности, как моральные, так и социальные, стремления, характер поведения, предпочтения в различных сферах жизни) [12].
Данное исследование касается, в основном, молодежи в городах, таким образом необходимо определить понятие город.
Город - это крупный населенный пункт, в котором в высокой степени сконцентрированы жители, сосредоточены архитектурные и инженерные сооружения, которые в свою очередь обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающиего на его территории, выполняющего промышленные, организационные, хозяйственные, управленческие, культурные, инженерно-транспортные и другие функции. Крупный город дает огромное поле для проявления потенциала активных, целеустремленных людей, в особенности молодежи. Город дает возможность найти престижную работу, построить успешную карьеру и в полной мере реализовать свои цели, перспективные возможности и свои потребности.
Крупный город - это особый «организм». В крупном городе формы досуга представлены более обширно, лучше организовано взаимодействие молодежи и старшего поколения, молодежи проще взаимодействовать между собой. Именно в городском социуме молодежь может получить качественное образование, найти достойную работу[3]. Такими особенностями оболадает Симферополь, являясь столицей Крыма, здесь сосредоточены все возможности для качественного использования ресурсор, необходимых для комплекесного формирования молодого человека. Но существует проблема нехватки комплексного покрытия учреждениями досуга потребностей населения. Подобные учреждения имеют разрозненный характер и населению довольно трудно пользоваться перечнем предоставляемых
форм досуга в полной мере. А в условиях нехватки времени данная проблема становится особенно актуальной.
Как показывают исследования, старшеее поколение, в основном, считает, что у молодежи слишком много свободного времени и это время расходуется нерационально и по большей части впустую. Однако, 58% российской молодежи не привыкли бесцельно проводить время, они ищут новые пути в организации свободного времяпровождения, хотят развиваться и получать максимум пользы от каждого действия. Такое положение в обществе все более укрепляется и вскоре процент молодежи, незанятой ничем и бесцельно проводящей свой досуг будет сокращаться. Эта тенденция особо укрепляется в последние годы.
Обратимся к опросу, проведенном командой сервиса «Анкетолог», в опросе приняли участие 1120 человек в возрасте от 15 до 30 лет. Основной целью опроса было узнать, чем же занимается современная молодежь. Кратко охарактеризовывая результаты опроса, можно сделать вывод, что 60% опрошенных обучается в вузе, в школе 8%, техникуме - 10%, 16% молодых основными родом совей деятельности назвали работы и лишь 2% указали, что совмещают работу и учебу. Молодежь в современном обществе все чаще отодвигает свои личностные характеристики и стремления на второй план, на первое место ставят работу, отчего происходит некоторое «буксование» в плане развития отдельных отраслей знаний. Возникает ситуация, когда молодежи, увлеченной работой, не хватает времени на учебу, хотя для молодых людей в институте обучение имеет приоритет. Можно предположить, что наличие свободного времени у молодежи напрямую зависит от рода их деятельности, однако это не так, в среднем у разных групп молодежи свободное время составляет 2-4 часа и большую часть этого времени коротается в интернете, причем зачастую бесцельно. Интернет -место коротания свободного времени для большинства современной молодежи, интернет стал одновременно и инструментов развития и инструментом разрушения современного человека. Одновременно с этим много пользователей указали, что вторым по популярности становится чтение художественной литературы, при этом данный вид времяпровождения наиболее популярен среди работающей молодежи.
При определении вида досуга молодежи, необходимо учитывать их потребности, которые обычно напрямую зависят от возраста. Для объективной оценки и реальной привязки к потребностям и предпочтениям молодёжи был проведен опрос среди молодых людей. Всего прошено 130 человек.
В возрасте 14-15 лет молодежь активно проводит свой досуг с друзьями, это время новых знакомств, время, когда молодые люди ищут свое место в обществе, в основном это происходит через
общение, через коммуникацию посредством сети интернет.
В возрасте 16-17 лет происходят изменения в потребностях молодежи, это переломный период в жизни человека, когда заканчивается школа и начинается учеба в вузе. Это новая ступень самостоятельной жизни. Как видно из результатов опроса, молодежь не довольна своим досугом, есть потребность отдыхать разнообразно, интересно и познавательно.
В возрасте 18-20 лет происходят изменения в образе жизни молодежи, молодой человек взрослеет, у него меняются ценности и способ мировосприятия. Как видно из результатов опроса, молодежь также не довольна разнообразием своего досуга.
В возрасте 20-23 лет молодой человек заканчивает учебу, это время выбора места работы, определения дальнейшего пути в жизни, время образования молодых семей. В этот период появляются новые потребности в досуге.
В возрасте 24-30 и более лет молодые люди уже полностью сформировались как личности, у них появляются свои убеждения, ценности и устоявшееся мнение[12].
У молодежи в современном мире очень много проблем. Однако, молодость - уникальная пора, в которой проходит самопознание, молодые люди энергичны и хотят максимально развиваться. Молодежь почти во всем самостоятельна и поэтому искать свое место в этом мире молодые люди могут через досуг. Можно проводить свое свободное время просто сидя дома у телевизора, но намного интереснее заниматься каким-либо делом, особенно, когда внедомашнее времяпровождение молодежи принимает организованный характер. Организация форм досуга молодежи актуально и востребована в эпоху цифровых технологий, ведь живое общение и совместное проведение досуга важный этап в социальной организации молодых людей[13].
В советский период молодежь была активно волечена в молодежные движения, кружки. Одной из главных задач того времени было максимально занять молодежь для исключения пустого времяпровождения. Поэтому действовало большое количество различных клубов, секций и кружков для всех возрастов. На сегодняшний день общественная деятельность российской молодежи практически сведена к минимуму. По материалам исследований (1997-2013 гг.), доля молодежи, участвующей в общественной деятельности составляет от 2 до 18,8%, всего 25% молодежи посещает кружки и клубы.
Современные тенденции диктуют изменения в структуре свободного времени молодежи. Досуг носит больше развлекательный характер, уступая место духовному развитию. Однако, в последнее время молодежь все чаще тяготееет к самообразованию, что обусловлено современными требованиями на рынке труда.
В настоящее время для современной молодежи характерно стремление к совершенствованию своего физического развития, что прослеживается в увлечении спортом - с 14% в 1997 г. до 29% в 2007 г. (по данным Института социологии РАН). Вместе с тем 22,5% молодежи испытывает сложность в рациональном использовании свободного времени, в основном связанную с неумением его планировать, правильно организовать.
Выявленные тенденции использования свободного времени городской молодежью противоречивы: с одной стороны, снижается общий уровень культуры молодежи, с другой - появляются новые формы свободного времени. Преодоление негативных тенденций, как показано в работе, возможно с помощью принятия мер, направленных на совершенствование использования свободного времени [14].
Перспективным типом зданий и сооружений в современных городских условиях является универсальный молодежный центр. Он может быть стационарным и передвижным
(трансформируемым, модульным). Его можно создавать на базе каких-либо существующих зданий или размещать трансформируемый тип в пределах прилегающих территорий. Основной задачей при создании молодежного центра, как объединения молодежи является: создание климата, стимулирующего рост культурного и духовного потенциала. Посещая такой центр, каждый сможет узнать для себя что-то новое, привнести свои прогрессивные идеи, а также быть вовлеченной в процесс охраны и популяризации памятников культуры. Важной особенностью модульных молодежных центров станет их экономическая выгода, ведь такие центры смогут иметь огромный охват населения разных возрастов, что позволит привлекать инвестиции, как частные, так и государственные.
При решении социальных вопросов и задач, и их воплощении, необходимо использовать грамотный архитектурный подход. Гибкость, модульность, мобильность и многофункциональность - такими должны быть современные универсальные молодежные центры. Важно также уйти от существующей ныне разобщенности функций. Строительство одного единственного центра не исчерпает проблему, для эффективного решения нужен целый комплекс, с учетом потребностей и развития различных форм самого молодежного центра (отдельно стоящие, модульные) [4].
Работая над выполнением данной архитектурной задачи, необходимо помнить, что культурно и духовно богатая молодая нация - залог образованного и здорового общества.
Также на территории или вблизи объектов культурного наследия можно проводить выездные мероприятия (проведение различного рода фестивалей, выставок, квестов, тематических ярмарок и постановок), которые смогут вовлекать население и туристов к проблеме охраны,
реконструкции, музеефикации и популяризации архитектурно-градостроительного наследия.
Однако единым остается стремление всех мо лодых людей осуществлять свой досуг в соотве тствии с личными интересами. Молодежь старае тся максимально соединить наличие свободного времени с максимальной пользой для здоровья, и со своими финансовыми возможностями [4].
Особенно стоит отметить такую ячейку молодежного общества, как студенты, хоть они и не обладают наличием большого количества свободного времени, они являются активными пользователями различных форм досуга, являяюся в некторой степни «законодателями» в сфере видов и способов времяпровождения. Особенно стоит отметить организацию досуга в стенах университета, когда студенты проявляют инициативу и активно участвуют в создании и реализации форм досуга. Студенты, которые интересно проводят досуг в стенах университета, с радостью идут в свой университет.
Объединяет молодежь, населяющую планету, любовь расслабиться после напряженной трудовой недели. Разные менталитеты, традиции, характерные для того или иного народа являются ключевыми элементами выбора досуга.
Одна из главных составляющих при выборе места отдыха для студентов - материальные возможности и условия университета (организация учебного процесса: длина перерывов, наличие «окон» и пр.). Студенты российских вузов довольно редко проводят перерывы в занятиях на территории своего института, ведь мест для комфортного отдыха просто может не быть (парки в студенческих городках, различные арт-пространства).
Досуг современной студенческой молодежи России и Европы имеет массу сходств. На первый взгляд такие разные, а на самом деле имеющие колоссальное количество точек соприкосновения предпочтений.
Не важно, в какой стране живешь и какой род деятельности предпочитаешь для заполнения досуга, гораздо ценнее сохранить жизненный азарт и наслаждаться спектром возможностей студенческой жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ
Как правило, однопрофильные учреждения отдыха и увеселений - это двух - четырёх -этажные помещения, в одном из ярусов которых расположены помещения, которые и приспособлены для проведения отдыха: танцевальные залы, киностудии, универсальные залы, оперные залы, выставочные и физкультурные залы, мастерские, с огромным числом присущих универсальных помещений, гарантирующих их комфортное формирование и функционирование (сауна, парикмахерские, лаборатории, киностудии видео - и аудиозаписи и пр.). В других ярусах располагаются помещения с целью увеселений и
общения: комнаты отдыха для гостей, различного направления залы, коридоры, буфеты, пабы, кафе-бары, ресторанчики. Дома увеселений и клубы в Польше, Болгарии ХХ века значительно повторяют виды стандартного и личного проектирования российских клубов: воспринимаемый визуально холл для сосредоточения большого количества людей вов ремя различных собраний и выступлений, холл, репетиционные комнаты, буфетные, иногда - спортзал [3]. За последнее время особенности жизни и ведения отдыха вызвали видоизменения социальных нужд, как взрослого населения страны,так и представителей молодого поколения. Последнее время обозначилась явная закономерность к преобразованию существующих и созданию новых типов досуговых учреждений. В настоящее время в Российской Федерации становится весьма актуальным и востребованным развитие нового типажа учреждений -универсальных молодежных центров центров. Вышеуказанный современный вид
многофункционального цетра, направлен в общекультурное увеселение, формирование, воспитание, образование, современный вид, взаимодействие молодого человека с его окружением.
Стоит не забывать, что молодежь, при всей своей активности и энергичности, может быть не готова к такому обилию форм досуга, поэтому необходима активная работа с молодежью, проведение социальных опросов, анкетирования и анализа существующих потребностей.
Молодежный досуг - это поле для самореализации молодого ччеловека, именно через досуг дает возможность развивать себя и развивать в себе качества для реализации конкретных дел.
Сегодня колличество центров для молодёжи в Российской Федерации весьма незначительно, если сравнивать с западными странами, и они весьма редкие и мало распространены. Поэтому навык проектирования и возведения подобных строений, отвечающих совремённым социальным
требованиям и вызовам молодого поколенья, практически отсутствует. Это усложняет задачу проектирования новейших молодёжных цетров.
Однако, в совремённых условиях государство всячески стимулирует развитие молодежных инициатив, проводятся огромное колличество различных молодёжных форумов, собраний, фестивалей. Вследствие этого, развитие и формирование многофункциональных молодёжных центров - это вопрос времени.
Согласно " Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года " до 2025 года предполагается планомерное развитие неформального и инклюзивного образования, увеличение качества и количества различных программ по наставничеству и подталкивание молодежи к професиональной деятельности, начиная со старших классов школ. Это означает, что становление здорового молодого человека,
нравственно и психологически - это главное направление деятельности молодежной политики нашего государства. Привлекая молодёжь в бизнес, разные волонтерские движения, формирование здорового образа жизни и агитация семейных и нравственных ценностей становятся тем стимулом, который будет развить молодёжь как будущее нашей страны. Именно при таком развитии молодёжной политики значимым местом сосредоточения молодежи становятся модульные виды центров, которые, являясь также универсальными центрами, могут быть сосредоточением инициатив молодежи, различных стартапов. Также молодежные цетры могут послужить местом для различного курса лекций, тренингов и мастер-классов, различной направленности и для различных групп молодёжи. При насыщении подсистемами
многофункционального молодёжного центра поднимается вопрос и становлении сети молодёжных центров в структуре города, где молодёжь с окраин населенного пункта смогла бы свободно получать то же удовлетворение своих потребностей, те же знания и умения, не устремляясь в город и не расходуя много времени на дорогу [15]. Такой метод логичен и выдвинут на основе опроса, проведенного в городе Симферополь в 2017 году [12].
ВЫВОДЫ
Создание универсальных молодежных центров должно идти в ногу со временем, покрывая потребности молодежи в данный конкретный период времени. Такой подход применяется как в нашей стране, так и зарубежом. Постепенно необходимо накопление подобного опыта для применения его как в крупных областных и региональных центрах, так и в малых городах. Проблема организации досуга для всех слоев населения, всех возрастных групп и в любых условиях не имеет научного исследования и разработок.
Основными проблемами развития культуры досуга в России являются:
- недостаточное количество учреждений, отвечающих требованиям и веяниям современности;
-асоциальность молодежи;
-переосмысление в неправильном свете традиционных норм и ценностей;
-падение общего уровня культуры молодежи; -деградация общества; -замещение созидания потреблением; -смена приоритетов нескольких поколений; -распространение элементов упрощенной массовой культуры.
Решением данных проблем может послужить развитие модульных и трансформируенмых форм универсальных молодежных центров, таким образом молодежь будет максимально обеспечена
учреждениями досуга и сможет активно и с пользой проводить свой досуг в любых условиях, независимо от своего положения, обеспеченности ресурсами и социального статуса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города. -М.: Стройиздат, 1977г. - 126с.
2. Теркунова Т.В. Особенности формирования новых типов культурно-просветительных учреждений центров для досуга подростков. Дисс.канд.арх. М., 1982.
3. Усманов М.С. Функционально -планировочная организация учреждений досуга молодежи в крупнейших городах. Дисс. канд. арх. Ташкент, 1985.
4. Архитектон. Известия вузов. Периодическое издание ФГБОУ ВПО Уральская государственная архитектурно-художественная академия [Электронный ресурс]/ Валиахметова Л.З. Молодежные досуговые центры. История развития. Режим доступа: http://archvuz.ru/2004_1/25
5. Струмилин С.Г. Проблемы экономики и труда. - М., 1982
6. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. -С.95.
7. Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория: учеб. пособие. Свердловск: Сред. -Урал. кн. издательство, 1973. -158 с.
8. Байкова В.Г. Свободное время и всесторонее развитие личности. М.: Мысль, 1965. С.13, 18
9. Патрушева В.Д. Свободное время и духовное богатство личности / под ред. С.Г. Арутюняна, Н.Б. Жуковского. - М.: Знание, 1979.
10. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. - М.: Наука, 1972.
11. Орлов А.С. Социология рекреации. М.: Наука, 1995. С.18
12. Сидорова, В.В., Мосякин Д.С. О необходимости формирования структуры сети многофункциональных молодежных центров / В.В. Сидорова, Д.С. Мосякин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». - 2017. - Т. 17, № 4. - С. 5-11. DOI: 10.14529/build170401
13. Цайдлер Э. Многофункциональная архитектура. Пер. с англ. А. Ю. Бочаровой; Под ред. И. Р. Федосеевой. - М.: Стройиздат, 1988г. —152 с: ил.
14. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая школа, 1988
15. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // URL:
https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98 /ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf
REFERENCES
1. Gutnov A.E., Lezhava I. G. the Future of the city. - Moscow: stroizdat, 1977. - 126s.
2. Tikunova T.V. peculiarities of formation of new types of cultural and educational institutions, centres for leisure activities of adolescents. Diss. kand. arch. M., 1982.
3. Usmanov M. S. Functional and planning organization of leisure facilities for youth in the largest cities. Diss. Cand. Arch. Tashkent, 1985.
4. Architecton. University news. Periodical fgbou VPO Ural state architectural and artistic Academy [Electronic resource] / Valiakhmetova L.Z. Youth leisure centers. History of development. Mode of access: http://archvuz.ru/2004_1/25
5. Strumilin S.G. Problems of economy and labor, Moscow, 1982
6. Sokolov A.V. the Phenomenon of socio-cultural activity. Saint Petersburg: Spbgup, 2003. P. 95.
7. Orlov G.P. Free time as a sociological category: studies. stipend. The School Environments. - Ural publishing House, 1973, 158 p.
8. Baykova V.G. Free time and comprehensive development of the personality, Moscow: Mysl, 1965, P. 13, 18
9. Patrusheva B.D. Free time and spiritual wealth of the individual / ed. by S.G. Arutyunyan, N.B. Zhukovsky-Moscow: Znanie, 1979
10. Prudensky G. A. Problems of working and non-working time. - Moscow: Nauka, 1972
11. Orlov A. S. Sociology of recreation. Moscow: Nauka, 1995, P. 18
12. Sidorova, V.V., Mosyakin D. S. on the need for the formation of
structures of a network of multifunctional youth centers / V.V. Sidorova, D. S. Mosyakin // Bulletin Of SUSU. Construction and architecture series. - 2017. -Vol. 17,
No. 4. - P. 5-11. DOI: 10.14529 / build170401
13. Tsaydler E. Multifunctional architecture. Per. s Engl. A.Yu. Bocharova; ed. I. R. Fedoseeva. - M.: stroizdat, 1988g. -152 s: Il.
14. Vishnyak A. I. Tarasenko V. I. Culture of youth leisure. - Kiev: High school, 1988
15. Strategy of youth development of the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource] //URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98 /aeZ98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf
THE PROBLEM OF LEISURE OF MODERN YOUTH. REGIONAL FEATURES
Nagaeva Z.S., Mosyakin D. S.
post-graduate student of the Department of Urban planning Asia (structural unit) IN " Crimean Federal University. V. I. Vernadsky»
Abstract. The article deals with the features of leisure of modern youth. The analysis of the needs of the younger generation and their compliance with the current situation of the leisure complex in Russia as a whole, and in particular in the Republic of Crimea. Crimea is a multi-ethnic region and it is important to conduct additional research to understand how youth centers interact with young people and fully ensure their out-of-home activities.
Subject: universal youth centers, the needs of the youth of the Russian Federation and Crimea in particular. Materials and methods: In the course of the work, the literature on the research topic was analyzed and the main directions of development of universal multifunctional youth centers were identified based on the analysis of the situation of youth leisure. Results: the study revealed that the formation of multifunctional youth centers is an important process and it is necessary to develop such complexes taking into account the regional characteristics of youth, developing in the future new directions of development and modernization of the youth movement.
Conclusions: the results of this research make it clear that the formation of a multifunctional youth center should be formed in close relationship with the youth, identify and analyze the needs and aspirations, and predict the future development of the country and the region as a whole. The formation of the younger generation is on the shoulders of the current generation, and only the interaction of generations can lead to a sustainable society. This stage of formation of society in the Russian Federation and especially in the Republic of Crimea is very important and it is the youth centers that should become the tool through which the development and formation of a new young generation responsible for our common future can be achieved. Key words: youth center, leisure, network, analysis, needs, region, development, strategy, universality.