ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2012. № 3
В.Г. Васенин
(старший преподаватель кафедры новой и новейшей истории исторического
факультета МГУ)*
ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ В ОЦЕНКЕ
ЧИСЛЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАТА США (1770-е - 1840-е гг.)
В работе рассмотрены природа, причины и механизмы возникновения искажений в оценке численности электората в США. Наряду с анализом динамично изменяющихся условий исторического развития США в начальный период становления электоральной системы в статье дана классификация конституционно-правовых квалификационных ограничений избирательного права граждан США, действовавших в период с 70-х гг. XVIII до 40-х гг. XIX в.
Ключевые слова: компьютерные базы данных, источниковедческий анализ, выборы в США, имущественный ценз, религиозный ценз, Конституция США, междисциплинарный подход, статистические источники, электоральный корпус.
The article scrutinizes nature, causes and mechanisms of misjudgment in appraisal of electorate size in USA. Apart from analysis of rapidly changing conditions of historical evolution of the USA during the initial period of formation of electoral system, the article classifies constitutional qualifications imposed on citizens of the USA, to limit their voting rights, during the period from the 70s of the XVIII to the 40s of the XIX century.
Key words: computer-readable data sources, historical source analysis, elections in USA, voting qualifications, Constitution of the USA, interdisciplinary
approach, statistic sources, electoral college.
* * *
В современной Америке выборы пронизывают все ветви государственной власти — законодательную, исполнительную, судебную, и все звенья государственного аппарата — от федерального правительства до муниципалитетов. На протяжении более чем двухвековой истории Соединенных Штатов Америки выборы являются преобладающим методом формирования различных структур американской государственности. Не случайно избирательный процесс в США вызывал и поныне вызывает пристальный интерес ученых как в самой стране, так и за ее пределами. На основе вводимых в научный оборот источников возникают новые исследова-
* Васенин Виталий Гаврилович, e-mail: [email protected]
тельские проекты, имеющие целью «переосмыслить и уточнить»1 сложившиеся стереотипы электоральной истории.
При изучении ряда вопросов развития электоральной системы мы обращаемся к избирательному корпусу, анализируем его параметры и характеристики, используем их при построении оценочных относительных величин — индексов. В то же время может оказаться нерешенным вопрос о достоверности базового параметра избирательного корпуса — его численности.
В статье рассматривается проблема достоверности в оценке численности электората США в контексте влияния на нее динамично меняющихся условий исторического развития в период от образования США до 40-х гг. XIX в.
Объектом исследования являются конкретно-исторические условия, под воздействием которых происходил процесс становления и развития электорального корпуса США.
Рамками предметного поля очертим границы объекта исследования до размеров, необходимых для решения проблемы. А именно определим действующие на данный период конституционно-правовые нормы, регламентирующие избирательное право граждан.
Исследовательский интерес автора в решении обозначенной проблемы заключается в достижении основной цели — анализе природы, причин и механизмов возникновения искажений в оценке численности электората в США в рассматриваемый период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, необходимо определить предпосылки и причины борьбы за избирательные права на протяжении рассматриваемого периода и последствия ее влияния на формирование электорального корпуса. Во-вторых, дать классификацию типов квалификационных цензов, ограничивающих право граждан на участие в выборах.
Отечественным американистам широко известны и доступны традиционные источники данных о результатах голосований на выборах президента, членов палаты представителей Конгресса США и губернаторов штатов, а также материалы переписи населения2. Однако в силу некоторых причин они не могут составить достаточную основу источниковой базы для проведения исследований по ряду направлений политической истории. Главными из таковых причин являются требование представления результатов голосований в виде машиночитаемых структурированных баз данных, а также недостаточный для анализа уровень дезагрегирова-
1 См.: Согрин В.В. Джексоновская демократия: Социально-политическая характеристика // Русское открытие Америки. М., 2002. С. 129—137.
2 Guide to U.S. Elections. Congressional Quarterly Inc. Washington, 1975; History of American Presidential Elections. Vol. 1, 1789—1968 / Ed. by A.M. Schlesinger, Jr. N.Y., 1971; Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. Bicentennial Edition. U.S. Department of Commerce, Bureau of the Census. Washington, 1975.
ния данных. Преодолеть эту проблему можно, используя указанную выше статистику в виде готовых для обработки и анализа баз данных. Одним из крупнейших международных электронных архивов, где в наибольшей степени представлены статистические материалы по социально-политической истории США, является Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований (университет штата Мичиган, г. Анн-Арбор)3.
Статистические данные о результатах голосования избирателей на выборах президента, членов палаты представителей и губернаторов по исследуемому периоду представлены в электронных фондах консорциума в виде серийных отчетов: «Президентские выборы в США в 1824—1872 гг. Итоги голосования на уровне штатов»4 и «Выборы членов конгресса США, губернаторов и членов палаты представителей в 1824—1972. Итоги голосования на уровне штатов»5. В серийных отчетах «Результаты голосований в США в 1788—1823»6 и «Результаты голосований в США в 1824—1860»7 содержится информация о выборах президента, губернаторов и членов палаты представителей, но уже дезагрегированная до уровня избирательных округов и графств, а для штатов региона Новая Англия есть данные уровня муниципалитетов (town-level).
В качестве основного источника, отражающего нормативно-правовую сторону организации и регулирования электорального процесса, в статье использованы материалы двухтомного издания «Федеральная Конституция и конституции штатов, колониальные Хартии и основные законы Соединенных Штатов», подготовленного верхней палатой Конгресса США и опубликованного в национальном отделе печати правительственных документов в 1787 г.8
3 Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований ICPSR [Электронный ресурс]: — Ann-Arbor, ICPSR, USA, 2010 // http://www.icpsr. umich.edu/icpsrweb/ICPSR/
4 Burnham W.D., Flanigan W. State-Level Presidential Election Data for the United States, 1824—1972 [Computer file]. ICPSR00019-vl. Ann Arbor, MI: Inter-university Consortium for Political and Social Research [distributor], 1972. doi:10.3886/ ICPSR00019.vl (далее ICPSR 0019).
5 Burnham W.D., Clubb J.M., Flanigan W. State-Level Congressional, Gubernatorial and Senatorial Election Data for the United States, 1824—1972. ICPSR ed. Ann Arbor, MI: Inter-university Consortium for Political and Social Research [producer and distributor], 1991. doi:10.3886/ICPSR00075.v1 (далее ICPSR 0075).
6 ICPSR. United States Historical Election Returns, 1788—1823 [Computer file]. ICPSR00079-v5. Ann Arbor, MI: Inter-university Consortium for Political and Social Research [distributor], 1995. doi: 10.3886/ICPSR00079.v5 (далее ICPSR 0079).
7 ICPSR. United States Historical Election Returns, 1824—1968 [Computer File]. ICPSR00001-v3. Ann Arbor, MI: Inter-university Consortium for Political and Social Research [distributor], 1999-04-26. doi: 10.3886/ICPSR00001.v3 (далее ICPSR 0001).
8 The federal and state constitutions, colonial charters, and other organic laws of the United States. P. 1. Second ed / Compiled under an order of the United States Senate by B.P. Poore. Washington: Government Printing Office. 1787. P. 1019. Второй том (P. II) опубликован одновременно, его объем составляет 1083 страницы.
Таким образом, источниковая база исследования представлена электронными источниками электоральной статистики США, федеральной Конституцией США, конституциями отдельных штатов; для исследования ряда вопросов привлекались также колониальные Хартии штатов. Заставить эти данные работать с максимальной степенью отражения реалий электорального процесса возможно в той мере, в какой мы способны приблизиться к объективной оценке числа избирателей, осуществить пространственно-временную сопоставимость и преемственность результатов голосований.
Выборы всегда являлись объектом изучения истории США посредством существующих и создаваемых теорий, разных типов используемых источников, подчас сложной системы их измерений и характеристик. Исследование выборов было успешным благодаря возможности оценить тем или иным способом влияние отношения избирателей к таким политическим объектам, как кандидаты, партии и предвыборные партийные платформы. Анализ отчетов о результатах голосований на выборах президента, членов Конгресса и губернаторов штатов позволяет сконцентрироваться на том, как и в каких правовых условиях голосовали избиратели, сделать более точными оценки численности электорального корпуса. Таким образом, мерой успешности проведенного исследования с использованием статистических источников, содержащих результаты голосования на выборах высших должностных лиц в системе государственного управления США, среди прочего является оценка степени минимизации расхождения субъективного и объективного.
Выборы кандидатов на высшие посты государственной власти США — это необычайно емкий и многогранный политический феномен. В разное время исследовательский интерес отечественных американистов при изучении вопросов социально-политической сферы был направлен на институт выборов под разным углом зрения. При изучении подобных вопросов наряду с обращением к традиционным историческим источникам возникала необходимость количественных измерений и оценок и как следствие — проведения вычислительных процедур многомерного анализа, построения временных рядов, создания графических иллюстраций — иными словами, комплексного использования политической, социальной и демографической статистики. Как правило, успех таких исследований зависел от сбалансированности сочетания методики традиционного историзма и междисциплинарного подхода, а также от использования всей совокупности источников, как нарративных, так и статистических9. В ходе дискуссии об эволюции междисципли-
9 См.: Власова М.А. Образование вигской партии в США (1828—1840 гг.): Авто-реф. ... дисс. канд. ист. наук. М., 1986.
нарного подхода, состоявшейся в средине 90-х гг. прошлого века, контрастно обозначились два направления: «источнико-ориенти-рованное» и «проблемно-ориентированное». Сторонники первого направления видят и оценивают «значимость успеха — в области разработки новых компьютерных технологий и программного обеспечения», другие — в достижении «прогресса в области исторического объяснения отдельных сторон исторического процесса»10. Автор согласен с позицией профессора Н.Б. Селунской, заключающейся в том, что «допуская различия в методологических подходах к историческому исследованию», логично считать такую «дифференциацию естественной... болезнью роста» собственно междисциплинарного подхода как историографического направления.
При решении исследовательской проблемы уже на первом этапе работы с источником, его структурой и содержанием необходимо установить смысловое соответствие в использовании понятийного аппарата отечественными и англоязычными исследователями применительно к понятию «массовые источники электоральной статистики».
Принимая исторический подход и содержание источниковедческой парадигмы, развитой академиком И.Д. Ковальченко, в которой исторический источник определяется как «все, что дает информацию о прошлом человеческого общества», сформулируем это определение для исторических источников, представляющих собой отчеты о результатах голосования на выборах кандидатов на высшие посты государственной власти США. Эти статистические отчеты как исторический источник представляют собой совокупность отражений: 1) избирательного процесса как объективно существующей реальности, локализованной в пространственно-временном континууме; 2) субъективного влияния избирательных комитетов, легислатур, осуществляющих фиксацию результатов избирательного процесса; 3) объективно присутствующей несопоставимости их с другими им подобными историческими источниками ввиду многообразия индивидуальных особенностей, обусловленных конкретными историческими условиями возникновения, порожденными в том числе принципом федерализма государственного устройства США. Наряду с прямо выраженной информацией в историческом источнике всегда присутствует второй «слой косвенной или скрытой информации, "впитанной" источником независимо от помыслов и намерений его создателя. Такая информация несет отпечаток тех условий, в которых источник возник и которые принимались как данность тем, кто его созда-
10 Селунская Н.Б. От квантификации к исторической информатике — от исторической к виртуальной реальности? // Информ. бюллетень ассоциации «История и компьютер». № 19. М., 1996. С. 92—101.
вал»11. Таким образом, первый пункт определения указывает на необходимость учета исторических условий, определивших формирование электорального корпуса, а также проведения анализа конституционно-правовых норм, определяющих его численность. Пространственно-временная локализация определяется уровнем анализа (федеральный, уровень штата, муниципальный) и временем (электоральный цикл). Функционирование избирательных комитетов и легислатур выходит за рамки предметного поля и не рассматривается в статье. Последний, третий, пункт в определении представляет собой наиболее важную грань в оценке структуры и содержания источника электоральной статистики при решении исследовательской проблемы.
Несопоставимость источников электоральной статистики может быть обусловлена рядом причин. В случае структурной несопоставимости источники нельзя подвергнуть совместному анализу без предварительной подготовки (обработки), которая потребует приведения их к единому формату представления данных. Несопоставимость источников может быть следствием поэтапного вхождения отдельных штатов в состав единого государства (в этом случае ячейки с отсутствующими данными в электронных таблицах заполняются кодом "missing data"). Несопоставимость может происходить в результате фактического несовпадения данных для разных временных периодов, но одной и той же территории или населения одного и того же избирательного округа (по причине перекраивания границ и динамичного роста населения). Указанная проблема несопоставимости присутствует не только между отдельными источниками, например ICPSR#0079 и ICPSR#0001, но и между отдельными штатами в пределах одного источника ICPSR#001912. В первом случае коллекция ICPSR#0079 данных о результатах голосований за период с 1788 по 1823 г. в 22 штатах имеет свое продолжение в коллекции ICPSR#0001 данных за другой период, с 1824 по 1968 г., но уже с полным набором всех штатов. Во втором примере в коллекции ICPSR#0019 на уровне отдельных штатов за период с 1824 по 1972 г. представлены данные о результатах голосований на выборах президента. Несмотря на то что многие из штатов в начальный период не входили в состав Союза, исходные данные приведены в единый, сопоставимый формат и готовы для последующей обработки.
Собственный опыт обработки и анализа электоральной статистики, хранящейся в фондах исторического архива межуниверситетского
11 Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 2011. С. 7.
12 ICPSR. State-Level Presidential Election Data for the United States, 1824—1972 (ICPSR0019).
консорциума при университете штата Мичиган, лишь подтверждает уверенность в необходимости проведения предварительного анализа источников, сопоставления и синтеза заданных переменных величин с целью выявления необходимой, но скрытой, не прописанной в явном виде информации13. Процедура источниковедческого синтеза обязывает исследователя рассматривать и сопоставлять отдельные источники в контексте существующих на рассматриваемый период истории взаимосвязей.
В развитии учения об информационном источниковедении И.Д. Ковальченко предлагал следующую систему признаков массовых источников: «Массовыми являются источники, характеризующие такие объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами. Массовые источники отражают сущность и взаимодействие массовых объектов, составляющих эти системы, а следовательно, строение, свойства и состояние самих систем»14. Если рассматривать отчеты о результатах голосования как исторические источники сквозь призму изложенных выше требований к массовым источникам, становится очевидной их типическая тождественность. Действительно, статистические данные о результатах голосований за кандидатов на высшие посты государственной власти в США есть продукт функционирования политической системы и генерируются электоральным процессом, покрывающим все объекты системы (штаты, избирательные округа). Эти данные, с одной стороны, отражают параметры избирательного процесса на уровне округов и штатов, а с другой — позволяют рассчитать и дать оценки, характеризующие уровни и тенденцию развития электорального процесса в стране в целом. Таким образом, отчеты о результатах голосований на выборах в США являются массовым статистическим источником. По месту хранения, в историческом архиве консорциума, используется краткое наименование — «коллекция данных».
Массовые статистические источники, каковыми являются серийные отчеты, в силу своей природы представляют ценный материал для изучения становления и динамики развития электоральной системы и позволяют делать выводы, полагаясь на совокупное мнение всего избирательного корпуса, а не только узкого слоя партийно-политической элиты. Безусловно, мнения и позиции двух
13 См.: Васенин В.Г. Методические проблемы источниковедческого анализа электоральной статистики США в 1-й половине XIX века (по материалам мичиганского «электронного архива») // Компьютер открывает Америку. М., 1989. С. 44—73.
14 Ковальченко И.Д. Задачи изучения массовых исторических источников // Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. М., 1979.
участников политического процесса — рядового избирателя и партийного функционера — не предполагают исключения или замещения одного другим: в анализе они как исторические факты дополняют друг друга. Более того, результаты голосования — действительно существующая запись реального политического выбора избирателей, свободная от предвзятости и отсутствия репрезентативности.
Национальный избирательный корпус США (électoral college) состоит из представителей «народа отдельных штатов», имеющих право участвовать во всех выборах и соответствующих установленным штатами цензовым требованиям15. Представители «народа отдельных штатов», соответствующие квалификационным требованиям (qualifications for suffrage), имеют право быть избирателями на всеобщих выборах и, будучи назначенными законодательным собранием штата, участвовать в коллегии выборщиков. Право быть избранным, прежде чем занять соответствующую должность, должно быть подтверждено соответствием квалификационным требованиям (qualifications of officials) и декларацией-клятвой (oaths of office).
Отличия в деятельности избирательного корпуса проявляются на разных типах выборов. В полном виде электоральный корпус представлен на выборах президента и вице-президента. На выборах членов палаты представителей происходит дробление электорального корпуса в соответствии с числом конгрессовских округов. От каждого округа избирается один член нижней палаты Конгресса США. Размер округа определяется в соответствии с нормой представительства. Выборы производятся избирателями округа.
Выборы президента и вице-президента производятся большинством голосов от всех штатов, каждый из которых имеет представительство в один голос. Голосование в отдельном штате производится выборщиками в количестве, равном числу мест в Конгрессе США, занимаемых этим штатом в текущее время. Выдвижение выборщиков — процесс сложный и запутанный. Первоначально выборщики назначались легислатурой штата. В ходе последующих избирательных кампаний методы выдвижения выборщиков представляли собой сложные комбинации известных типов: выдвижение легислатурой, выборы по округам, всеобщие выборы16. Однако к выборам 1828 г. тенденция изменилась, и процедура выдвижения выборщиков упростилась. На президентских выборах в 1836 г. во всех штатах, за исключением Южной Каролины (выдвижение легислатурой), выборщики выдвигались всеобщим голосованием избирателей штата.
15 The federal and state constitutions... P. I. US: Article 1, Section 2. P. 14.
16 О динамике развития системы методов формирования электоральной коллегии США в первой половине XIX в. см.: ВасенинВ.Г. Указ. соч. С. 59.
Электоральный корпус США не участвовал в выборах членов Сената, которые избирались легислатурами, вплоть до принятия в 1913 г. XVII поправки к Конституции.
Еще на более мелкие избирательные группы корпус распадается при избрании членов законодательных собраний штатов, муниципальных советов и множества должностных лиц уровня штата и муниципалитета. Таким образом, мы имеем три подвида национального избирательного корпуса, правовой статус которых не одинаков, а в процедуре предоставления права голоса на выборах есть различия.
Особенности становления и эволюции электорального процесса со времени принятия Конституции США и вплоть до 40-х гг. XIX в., а также система противоречий, под воздействием которых происходило становление и развитие национального избирательного корпуса, создали для исследователя множество методических проблем в вопросе определения его параметров: численности электората, его социальной структуры.
Содержание и структура источников электоральной статистики расширялись, обогащались, претерпевали ряд сущностных изменений синхронно и под воздействием реалий исторического развития США. На фоне и под влиянием происходящих в стране конституционного, политического, социально-экономического процессов шло становление электоральной системы. Ряд нормативно-правовых положений, определивших вектор ее развития на начальном этапе, были приняты первыми конституциями штатов в ходе Войны за независимость в 1775—1783 гг., другие, оставаясь правомочными, заимствовались из Хартий колониального периода. В ходе вооруженной борьбы североамериканские провинции обрели полную независимость. Не менее значимым итогом явились преобразования американского общества, изменившие общественно-политическое устройство штатов и государства в целом. Следует заметить, что американцы в этот период своей истории говорили «мы» о своем штате и употребляли местоимение «они» — "they", но не "it", — если речь шла о государстве. В сознании людей путь к единству нации был долгим. Демократические преобразования в своей основе проявились в сфере политики, исключительное право на которую ранее принадлежало элите. В политический процесс были вовлечены новые слои населения. Предпочтение и одобрение в большей части общества получили либеральные и индивидуалистические ценности, которые предопределили зарождение социально-экономического расслоения в американском обществе. Во всех штатах была провозглашена республиканская форма правления с выборностью всех органов власти. В большинстве из них были определе-
ны ежегодные перевыборы губернаторов и депутатов обеих палат законодательных собраний.
Накануне принятия федеральной Конституции политическая элита столкнулась с вопросами обеспечения в будущем общественного спокойствия и защиты экономических и политических преференций высшего слоя американского общества. В монографии Чарльза А. Бирда «Экономическая интерпретация Конституции Соединенных Штатов», изданной в 1913 г., автор утверждает соответствующим названием главы и ее содержанием, что «Конституция как экономический документ» призвана обеспечивать правовые гарантии защиты собственности узкого слоя американских верхов17. В главе «Экономические интересы членов Конвента» Ч. Бирд анализирует каждого из 55 членов Филадельфийского конвента относительно его происхождения, образования, выгодности брачного союза, фактического размера различной собственности, участия в бизнесе (финансовый, спекуляции земельными участками, морские перевозки и т.д.), принадлежности к рабовладельцам и участия в работорговле, а также других сведений18. Анализ показал, что большинство членов Конституционного Конвента имели профессию адвоката (юриста), прибыли из крупных городов вблизи атлантического побережья (или из мест, где в основном была сосредоточена крупная собственность). Не менее 40 членов Конвента состояли в списках учета финансового состояния в Департаменте финансов. Исключая Нью-Йорк и частично Делавэр, представители остальных штатов были держателями крупных пакетов акций, общественных ценных бумаг. Не было ни одного представителя среднего бизнеса или владельца фермерского хозяйства. Вместе с тем следует отметить, что «несколько членов Конвента, значительные экономические интересы которых были под угрозой, отказались поддержать Конституцию»19. Однако создание сильного государства и поддержка в таком виде проекта Основного закона были одобрены «подавляющим большинством... лично заинтересованных экономических бенефициаров принятия Конституции»20.
Документы Конституционного конвента, с одной стороны, и обширные материалы ее последующего утверждения — ратификации в каждом из штатов — с другой, подтверждают, что авторы Основного закона не имели доверия к мудрости американского народа и его способности принимать ответственные решения. При
17 Beard Ch.A. An Economic Interpretation of the Constitution of the United States. N.Y., 1913. P. 152.
18 Ibid. Р. 73—152.
19 Ibid. Р. 151.
20 Ibid. Р. 149.
этом надо отметить, что штаты требовали больших прав и свобод21. Яркую оценку создавшейся политической ситуации дал прогрес-систский историк Э. Фергюсон: «Революционеры образца 1776 г. понимали свободу как защитницу индивидуальных прав от государственной тирании. Федералисты образца 1787 г. были исполнены решимости защищать свободу, как они ее понимали, от тирании большинства»22.
В Конституции США, принятой на национальном конвенте в Филадельфии в 1787 г., были заложены основы дальнейшего развития электорального процесса. Своеобразие конституционного решения по вопросу предоставления избирательных прав, зафиксированного в первоначальном тексте Основного закона, состояло исключительно в том, что «ни одно положение настоящей Конституции не должно толковаться в ущерб каким-либо притязаниям США или какого-либо отдельного штата» (ст. 4, раздел 4). Это связано в том числе с тем, что нормативные положения, регулирующие функционирование процесса выборов, содержались в конституциях штатов.
Тем самым подтверждалась легитимность избирательного права, прописанного в конституциях штатов для тех граждан, которые получили право голоса в ходе Войны за независимость (1775—1783). Таковых, а это были в основном белые мужчины-налогоплательщики, насчитывалось менее 3% от всего населения. «Поскольку лишь небольшая часть белых мужчин имели достаточно собственности, ... подавляющему большинству населения было отказано в голосовании. На выборах 1800 г. ... менее 5% населения имели право голоса»23.
Расхождения в подходе к процедуре выборов порождались соперничеством различных группировок внутри правящего класса, противоречиями между промышленными и сельскохозяйственными, малыми и большими штатами, наличием рабства на Юге, сложностью отношений различных ветвей государственной власти. «В результате Конституция предстала не только как компромисс разных групп верхнего класса, но и как компромисс между ними и политически активными слоями граждан, и под новый американский миропорядок была подведена социальная база, необходимая для поддержания его прочности»24.
Не случайно главная роль в правовой регламентации выборов изначально принадлежала штатам, законодательство которых в пер-
21 Kaminski J.P., Saladino G.J., Schoenleber Ch. et al. The Documentary History of the Ratification of the Constitution, Vol. I—XXX: Ratification of the Constitution by the States. WHS Press, 2011.
22 Ferguson E.J. The American Revolution. Homewood (III), 1976. P. 207.
23 Hartford B. Voting Rights History. Two Centuries of Struggle // Legal Information Institute of Cornell Law School. San Francisco, 2011.
24 Согрин В.В. Исторический опыт США. М., 2010. С. 102.
вой половине XIX в. неоднократно корректировалось в соответствии с потребностями общественного развития. В отличие от федеральной Конституции поправки, внесенные в конституции отдельных штатов, исчисляются многими сотнями. Эти поправки касались в том числе и вопросов регулирования гражданских прав.
Поступая таким образом, авторы Конституции США заложили почву для последующей борьбы за распространение избирательного права на группы, исключенные ранее. Эта борьба имела две фазы. В ходе первой, с конца революции вплоть до 1840-х гг., борьба фокусировалась на избирательном праве для всех взрослых белых мужчин — уроженцев США. Во второй, особенно с 1840-х гг. и далее, акцент переместился на борьбу за избирательные права для иммигрантов, негров, женщин и молодежь. Это разделение было ясным и наглядным. Различные групповые интересы положили начало движению объединенных сил зарождающейся промышленности и национализма; каждая группа с ясно выраженным поводом для недовольства искала исправления распределения власти в ходе политического процесса. Обычно присоединение новых групп к политическому процессу означает изменение баланса власти. В этом состоит причина того, почему становление института права голоса имело такую бурную историю со времени образования США.
Вариативность условий, в которых происходили институализация и начальный этап развития электоральной системы, предопределила возникновение трудностей в последующем анализе данных. Например, у исследователей раннего периода американской истории, использовавших электоральную статистику, возникали сложности интерпретации результатов при сравнительной оценке политической активности избирателей какого-либо населенного пункта в разные периоды. Возникали методические сложности при построении непрерывных временных рядов изучаемых показателей ввиду изменения конфигурации территорий избирательных округов; изменения нормативных документов, ограничивающих право голоса; изменения численного состава избирателей; временного лага при вступлении отдельных штатов в единое государство25.
Важнейшим фактором, оказывавшим сдерживающее и в то же время неравномерное воздействие на формирование национального избирательного корпуса, являлась система квалификационных цензов, существенно ограничивавшая избирательное право граждан. Полномочия по порядку предоставления избирательного права на всех выборах были отнесены федеральной Конституцией к ком-
25 Власова М.А. Образование общенациональных партий нового образца: демократы и виги в 30-е годы // Принципы функционирования двухпартийной системы США: История и современные тенденции. М., 1988.
петенции штатов с предписанием, что «избиратели в каждом штате должны соответствовать необходимым квалификационным требованиям, предъявляемым к избирателям наиболее многочисленной палаты законодательного собрания штата»26. При этом за Конгрессом было закреплено право «устанавливать или изменять правила проведения выборов, за исключением тех, которые касаются места выбора сенаторов»27.
Основываясь на федеральной конституционной норме, каждым из штатов были разработаны и приняты собственные конституционные требования, предъявляемые гражданину (жителю) штата во время его регистрации для получения права участвовать в выборах должностных лиц как местного, так и федерального уровня. Как правило, такие квалификационные цензы содержатся в статье конституции, разделе статьи или группе статей, объединенных под общим названием «Декларация прав», «Квалификации избирателей», «Избирательное право и избиратели», «Избиратели». Тексты квалификаций представлены как в позитивной форме — «только белый мужчина», так и в форме отрицания — «ни одно лицо». Общий взгляд на картину нормативно-правовой организации избирательного процесса ввиду отсутствия единого подхода создает впечатление взаимодействия неупорядоченного множества отдельных правил. Но поскольку все исторические события уникальны, они существуют как отдельные части мозаики, и роль историка — собрать воедино эти фрагменты и показать всю картину.
Конституция США содержит два квалификационных требования к избирателям. Первым устанавливался запрет на участие в коллегии выборщиков для любого чиновника, включая членов Конгресса. Позднее 14-й поправкой к Конституции были лишены избирательного права все, кто «участвовал в восстании против США либо оказал помощь врагам, ...будучи ранее на государственной или военной должности»28. Другая, наиболее значимая часть ограничений права голоса избирателей содержалась в текстах конституций штатов и существенно сдерживала и ограничивала процесс распространения избирательного права на новые группы и слои населения. Неравномерность развития этого процесса во времени наряду с многообразием форм его проявления в разных штатах усложняют процедуру расчета числа лиц, имеющих право голоса. В основном эти трудности определены многообразием и порой запутанностью конституционно-правовых норм, определяющих избирательное право в США.
26 The federal and state constitutions... P. I. US: Article 1, Section 2. P. 14.
27 Ibid. Section 2, 4. P. 14.
28 Ibid. Article II, Section 3. P. 18.
Право гражданина на участие в выборах следует рассматривать в двух ипостасях. Во-первых, это объективное избирательное право как система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами федеральных и местных органов власти. Во-вторых, это субъективное избирательное право как гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах. Это участие может проявляться в активной форме (право избирать) или в пассивной форме (право быть избранным). Насколько широкими были границы этих «гарантированных государством возможностей»? Практика проведения избирательного процесса и реализации права голоса гражданином в ранний период истории США имели существенные конституционные и иные ограничения. Рассмотрим и классифицируем используемые типы квалификационных цензов, установленных конституциями, хартиями и другими нормативными актами — статутами (statutes) отдельных штатов как единую систему, регулирующую доступ граждан к избирательным урнам и тем самым определяющую численность электорального корпуса.
Возрастной ценз (age qualification) как устанавливаемое конституциями штатов требование был практически единообразен, предоставляя право участвовать в выборах по достижении возраста в 21 год.
В соответствии с цензом оседлости (residence qualification) избирательное право предоставлялось только тем гражданам, которые проживали в том или ином штате в течение определенного времени. Это ограничение не применялось в штатах Коннектикут29 до 1818 г., Нью-Гэмпшир до 1792 г. и Род-Айленд до 1842 г. Максимальное ограничение по цензу оседлости предъявлялось в Индиане и Флориде, где требовалось двухлетнее гражданство США. В штатах Виргиния и Кентукки требовался двухлетний срок проживания в самом штате и один год в избирательном округе. В Луизиане требовалось членство в общине в течение двух лет. В остальных штатах для получения квалификации по цензу оседлости требовалось гражданство США или постоянное проживание в штате в течение от шести месяцев до одного года (из них — от десяти дней до шести месяцев проживание в данном округе). Отметим, что масштаб вариации значений ценза оседлости как разность между максимальным и минимальным значениями этого показателя является достаточно существенным, чтобы влиять на размер избирательного корпуса.
Другим важным критерием получения гражданином избирательного права был гендерный признак (gender qualification). История
29 Ibid. P. I. Connecticut, 1818: Article VI, Section 2. P. 263.
развития этого вопроса в США уходит корнями в колониальную эпоху. Со времени образования Союза гендерные квалификационные требования, предъявляемые для получения права участия в выборах, были оформлены в конституциях штатов и имели значительные различия. В конституциях некоторых штатов подобные нормы отсутствовали, и соответственно продолжали действовать статуты колониальной эпохи. Например, избирательное право в Коннектикуте первые 30 лет регулировалось Хартией 1662 г. (Charter of Connecticut, 1662), положения которой в части права жителя колонии участвовать в выборах были перенесены в конституцию 1776 г. как «продолжающие Хартию-166230 в силе органичного государственного закона» и имели применение до новой редакции в 1818 г. Гендерный признак квалификационного ценза определялся как «почетный гражданин». Подобная конституционно-правовая норма действовала и в штате Род-Айленд (статут 1762 г.).
Первые конституции других штатов, написанные в революционный период и действовавшие после образования государства, определяли избирателей как «почетный гражданин» (Пенсильвания, Мэриленд, Делавэр, Северная Каролина), «мужчина» (Вермонт) или «свободный белый» (Южная Каролина). В конституции Джорджии (1777 г., ст. 9) статус избирателя был определен как «белый житель мужского пола», в следующей редакции конституции (1789 г., ст. 4, раздел 1) избирателями являлись «граждане и жители этого штата», что было расширением толкования этого понятия и сохранялось в текстах последующих конституций 1789 г. и 1798 г31.
История закона об избирательном праве в штате Нью-Джерси в части квалификации избирателей по половому признаку и практика его применения между 1776 и 1807 гг. были подвергнуты частично изолированию и искажению. Однако исторические факты являются довольно недвусмысленными. Генеральная Ассамблея штата Нью-Джерси в 1776 г. приняла конституцию, которая проигнорировала гендерные барьеры в пункте об избирательном праве32.
Четвертая статья конституции 1776 г. штата Нью-Джерси гласит, что «все жители этой Колонии в возрасте совершеннолетия, кто имеет недвижимое имущество стоимостью 50 фунтов и проживает в графстве, в котором они требуют голосования, в течение двенадцати месяцев, непосредственно предшествующих выборам, должны быть наделены правом голосовать за представителей в Совете и Ассамблее; и также за все другие государственные должности, которые избираются населением графства в целом»33. Через год,
30 Ibid. P. I. Charter of Connecticut — 1662: P. 253.
31 Ibid. P. I. Georgia, 1798: Article IV, Section 1. P. 394.
32 Ibid. P. II. New Jersey, 1776: Article IV. P. 1311.
33 Ibid.
20 сентября 1777 г., легислатура Нью-Джерси приняла поправку к конституции, заменив слово «колония» на слово «штат». В законе 1790 г. дополнительно конкретизирован гендерный признак избирателя — «он и она»34. Другие критерии гендерного ценза, предписанные прежней редакцией, не изменились. В период с 1790 г. по 1807 г. свое право на участие в выборах использовали женщины-избиратели в 7 из 13 округов Нью-Джерси.
В октябре 1807 г. Генеральная ассамблея штата Нью-Джерси постановила, что «принимая во внимание возникшие в штате сомнения в отношении допуска к голосованию на выборах иностранцев, женщин, лиц небелой расы (persons of color or negroes), а так же для обеспечения безопасности, тихого, хорошего состояния и достоинства штата крайне необходимо убрать упомянутые сомнения, исполнив тем самым истинный смысл и значение конституции согласно намерений ее основателей». Согласно предписанию Генеральной ассамблеи штата, после прохождения этого акта «никакой человек не должен голосовать ни на каких выборах в штате или графстве за чиновников в правительстве США или этого штата, если такой человек не будет свободным, белым, гражданином мужского пола этого штата, возраста двадцати одного года, декларирующим недвижимость стоимостью 50 фунтов и проживающим в графстве, где он требует голосования, в течение не менее двенадцати месяцев, непосредственно предшествующих выборам»35. Таким образом, в Нью-Джерси было отказано в избирательном праве индейцам и свободным неграм, лицам без гражданства и женщинам.
На протяжении трех десятилетий более широкое представительство населения Нью-Джерси на выборах изменяло общую картину и оценку уровня политической активности избирателей штата. Оценочные результаты показывают, что с 1790 по 1807 г. здесь голосовали до 10 000 женщин, в том числе и некоторые замужние36. Уровень политической активности избирателей-женщин в 1802 г. в г. Трентон, столице штата, был оценен в 25%37. Несмотря на относительно короткий период функционирования избирательного процесса в Нью-Джерси в расширенной правовой конфигурации, это стало стимулом для более позднего движения суфражи-
34 Ibid.
35Acts 32nd G.A.: Preamble, Sec. 1, Sec. 2. November 16. 1807. P. 33. Laws of the state of New-Jersey from Nov. 11, 1800, to Feb. 23, 1811 / Compiled and published under the authority of the Legislature by Joseph Bloomfield. Trenton, 1811.
36 Традиционно недвижимость в семье регистрировалась на мужа, поэтому женщины, не имея собственности, не могли соответствовать квалификационному цензу. После Войны за независимость все вдовы автоматически получили это право. Дополнительно во многих зажиточных семьях частью собственности также владели женщины, в том числе и замужние.
37 McGoldrick N., Crocco M. Reclaiming Lost Ground: The Struggle for Women Suffrage in New Jersey. Trenton, 1993. P. 2—3.
сток, которые боролись за восстановление своих прав в штате и в целом в стране. Динамичность развития электорального процесса, расширение социальной базы избирательного корпуса, целостность гендерной компоненты в электорате — все это отличает выборный процесс в Нью-Джерси от других штатов и в то же время требует иного подхода в методике вычисления параметров электорального корпуса. В конституции Нью-Джерси 1844 г. квалификационный избирательный ценз 1807 г. был сохранен38.
Предоставление права голоса потенциальному избирателю также сдерживалось и разного рода имущественными требованиями (property qualification). Первичным и доминирующим было требование свободного землевладения (freehold qualification) в размере 50 акров или менее, в зависимости от штата. На период вхождения в Союз 10 из 13 штатов имели в качестве одного из квалификационных цензов, определяющих право голоса, наличие земельной собственности на безальтернативной основе. Исключение составляли штаты Джорджия (конституция 1789 г.), Нью-Гэмпшир (1784 г.) и Пенсильвания (1790 г.), где необходима была только уплата налогов в год проведения выборов.
К 1800 г., когда в составе федеративного государства насчитывалось 16 штатов, безальтернативный имущественный ценз требовался в половине из них. Еще в двух штатах (Южная Каролина и Нью-Йорк) жесткость имущественного земельного ценза была смягчена альтернативной возможностью наличия личного имущества и/или уплаты налогов. В Джорджии, в Северной Каролине, в Пенсильвании и в Нью-Гэмпшире к тому времени требование землевладения было полностью заменено уплатой налогов. А для жителей штатов Вермонт и Кентукки имущественная составляющая в квалификации избирательного права в 1800 г. была упразднена, и подтверждения наличия какой-либо собственности или уплаты налогов более уже не требовалось.
К 1830 г., когда в состав США входили уже 24 штата, квалификационное требование собственности на безальтернативной основе по-прежнему оставалось в штатах Теннесси, Нью-Джерси, Род-Айленд. Подтверждение собственности либо уплата налогов требовались в Южной Каролине, Вирджинии и Коннектикуте. В остальных штатах квалификация избирательного права наличием собственности была отменена или была ограничена подтверждением уплаты налогов.
Процесс трансформации имущественного квалификационного ценза на право голоса был сложным и многовариантным на всей территории США и прошел путь от безальтернативного требования
38 The federal and state constitutions... P. II. New Jersey, 1844: Article II, Section 1. P. 1315.
доказательства землевладения через введение замещающих альтернатив к последующей отмене любых экономических критериев в регулировании политических прав. Возникновение альтернатив объяснялось в том числе и появлением городов. Неравномерное распределение земельных участков между фермерами и городскими жителями требовало корректировки положений квалификационных цензов.
Установление справедливости в процедуре предоставления избирательного права для городских жителей привело к принятию альтернативных цензов, опирающихся на личное имущество (personal property qualification).
Имущественные, налоговые и другие альтернативы земельному требованию были представлены в текстах конституций штатов достаточно многообразно. В штате Миссисипи с 1817 г. исполнение земельного ценза можно было заменить «участием в местной милиции, если был освобожден от военной службы». В штатах Делавэр с 1792 г. и Пенсильвания с 1790 г. требование соответствия земельному цензу не применялось к молодому мужчине, «если он имеет возраст менее двадцати двух лет и является сыном прошедшего квалификацию избирателя»39. В Нью-Йорке с 1821 г. и в Огайо40 с 1802 г. необходимо было «соответствие специальным требованиям гражданства, будучи занятым на общественных работах на скоростных дорогах».
Профессиональные ограничения (professional qualification) избирательного права в США были не столь масштабными, они затрагивали меньшую часть общества и действовали не во всех штатах. В пассивном избирательном праве было отказано служителям религиозных учреждений и проповедникам штата Делавэр. «Никакое лицо духовного звания или проповедник не должны занимать любую гражданскую должность в этом штате или быть членом законодательного органа, пока они продолжают осуществлять пасторскую или клерикальную функцию». Эта статья, внесенная еще в 1701 г. в колониальную Хартию, сохранялась без изменения в конституциях 1776 г., 1792 г., 1831 г. штата Делавэр. В штате Кентукки наряду с лицами духовного звания и проповедниками пассивного избирательного права были лишены «учителя различных религиозных убеждений, обществ и вероисповеданий»41. Конституционная статья в неизменном виде сохранялась и в последующей 1850 г. редакции основного закона штата42. В аналогичном виде ограни-
39 Ibid. P. I. Delaware, 1792: Article VI, Section 1. P. 283.
40 Ibid. P. II. Akt of Congress recognizing the State of Ohio. 1803. P. 1464—1465. Альтернативный квалификационный ценз был принят конституцией штата Огайо (1802 г.) и вступил в силу в 1803 г.
41 Ibid. P. I. Kentucky, 1799: Article II, Section 26. P. 659.
42 Ibid. Kentucky, 1850: Article II, Section 27. P. 671.
чения избирательного права для религиозных профессий были представлены в конституции 1812 г. штата Луизиана43. В ряде штатов права выбора были лишены студенты духовных семинарий44. Более того, профессиональные ограничения избирательного права были расширены на «сборщиков налогов, их помощников и представителей»45, а позднее и на «уполномоченных общественных касс». Еще одна профессиональная группа населения США находилась в зоне электоральных ограничений. Избирательного права в ряде штатов (Делавэр46, Мэн47 и др.) были лишены «военнослужащие сухопутных и морских сил, постоянно размещенные в гарнизоне». В Джорджии лишались права голоса «солдаты, матросы и морские пехотинцы» в случае, если до приобретения этого статуса они не были «квалифицированы в качестве избирателей»48.
Правовые основания ограничений участия граждан США в избирательном процессе по религиозному признаку (religious qualification) уходят корнями в тексты колониальных Хартий. Конституция штата Южная Каролина прямо декларирует, что «Христианская протестантская религия считается государственной религией этого штата»49, и «никто не будет иметь права заседать в палате Представителей, если он не будет протестантского вероисповедания»50. Это требование декларировалось практически повсеместно51.
В Конституции 1776 г. штата Делавэр говорится, что «каждый человек, который должен быть избран... или назначен на какую-либо должность, требующую доверия, прежде чем принимать свое место, должен сделать и подписать следующую декларацию»52. В декларации-присяге провозглашалась верность христианской религии. Аналогичные ограничения избирательного права присутствовали в конституции штата Массачусетс53.
В штате Мэриленд при избрании на должность, «требующую доверия или предполагающую доступ к благам, необходима присяга поддержки и преданности этому штату, присяга при вступлении в должность в соответствии с законом этого штата... и декларация принадлежности к христианской религии»54. В следующей редакции конституция штата Мэриленд утвердила новый текст прежней
43 Ibid. Louisiana. 1812: Article II, Section 22. P. 702.
44 Ibid. Main, 1820: Article II. Section 1. P. 790.
45 Ibid. Louisiana. 1812: Article II, Section 23. P. 702.
46 Ibid. Part I. Delaware, 1831: Article IV, Section 1. P. 294.
47 Ibid. Main, 1820: Article II. Section 1. P. 790.
48 Ibid. Florida, 1838: Article VI, Section 1. P. 323.
49 Ibid. P. II. South Carolina, 1778: Article XXXVIII. P. 1626.
50 Ibid. South Carolina, 1778: Article XIII. P. 1623.
51 Ibid. P. I. Georgia, 1777: Article VI. P. 379.
52 Ibid. Delaware, 1776: Article XXII. P. 276.
53 Ibid. Massachusetts, 1780: Chapter VI, Article I. P. 970.
54 Ibid. Maryland, 1776: Article XXXV. P. 820.
статьи, дополнив словами: «если заявитель утверждает, что является иудеем, то должен декларировать, что верует в то, что в будущем за все [поступки] последует вознаграждение или наказание»55. Эта строка в конституции обеспечила иудеям штата Мэриленд объективное право участия в избирательном процессе. При смене наименования религиозной христианской общины, как правило, требовалось письменное уведомление клерка56.
Таким образом, уже с первых дней образования государства в ряде штатов действовали религиозные цензы, ограничивающие евреев, квакеров, католиков и других «еретиков» в праве голоса либо занятии определенных должностей. Чаще ограничения касались пассивного избирательного права.
Тест нравственности и благочестия (morality and piety qualifications) — еще одно, достаточно субъективное требование, чтобы отказать в участии в избирательном процессе. Шестая статья конституции 1818 г. штата Коннектикут, озаглавленная «Квалификации избирателей», вторым пунктом утверждает, что в желании «быть допущенным к привилегии избирателя... надлежит под присягой, как предписано законом, подтвердить хороший нравственный характер»57.
Расовый и национальный квалификационные цензы (race qualifications), понимаемые как лишение избирательных прав лиц «цветной» расы и иных национальных меньшинств, присутствовали в конституционно-правовом поле США до принятия XV поправки к Конституции58. Вместе с тем следует отметить, что в ряде штатов объективное избирательное право допускало участие небелого населения в избирательном процессе. Согласно конституционной квалификации избирателей, в Вермонте это был «мужчина», в Джорджии — «граждане и жители этого штата», в Нью-Джерси — «все жители» штата. Однако субъективное избирательное право в конкретно-исторических условиях, за редким исключением, не имело практического применения для небелого населения. Конституция 1820 г. штата Мэн во второй статье «Избиратели» содержит прямое указание на то, что «избирателем должен быть гражданин Соединенных Штатов мужского пола, ...за исключением индейцев, не облагаемых налогом»59, что косвенно подтверждает участие части индейского населения в выборах. Конституция 1832 г. штата Миссиссиппи предписывает, что «легислатура имеет право признать права и привилегии... индейцев племен Чокто (Choctaw) и Чикасо
55 Ibid. Maryland, 1851: Article XXXIV. P. 839.
56 Ibid. Connecticut, 1818: Article VII. P. 264.
57 Ibid. Connecticut, 1818: Article VI. Section 2. P. 263.
58 Ibid. US, Amendment: Article XV, Section 1, 2. P. 24.
59 Ibid. Main, 1820: Article II. Section 1. P. 790.
(Chickasaw), оставшихся в этом штате, на таких условиях, какие законодательный орган время от времени сочтет правильными»60.
По своему воздействию на электоральный процесс избирательные квалификации являются системными, с другой стороны, практика их применения в силу федерального устройства страны носит несистемный, фрагментарный и избирательный характер (по территориям, группам населения), что создает сложности при определении структуры и расчете численности избирательного корпуса. Важность этого показателя невозможно переоценить: он является базовым при расчете индекса политической активности избирателей и ряда других. Анализ результатов голосований с учетом воздействия квалификационных цензов и других процедурных особенностей избирательного процесса позволит повысить расчетную точность размера электорального корпуса, что создаст условия для формирования более объективной картины реально существовавшего электорального процесса. Уточненные значения этого показателя дадут основания для формирования сравниваемых временных рядов, построения репрезентативных распределений изучаемых величин, использования существующих и конструирования собственных оценочных индикаторов, применения других методов анализа данных.
После того как в ряде штатов были отменены очевидные экономические и ряд других цензов, стало возможным точнее классифицировать категории людей, исключенных из списка избирателей. Как правило, это были женщины, иммигранты, темнокожие, индейцы.
Существует еще один путь повышения достоверности в расчете численности избирательного корпуса, и он также ведет к увеличению точности в оценке политической активности избирателей. В коллекциях межуниверситетского консорциума в Анн-Арборе критерием оценки числа лиц, имеющих право голоса в период до 1864 г., является учетный показатель «белые мужчины 20 лет и старше»61. Однако в Конституции прямо указан возраст избирателя — это 21 год. Здесь же дается еще более грубая оценка политической активности избирателей, рассчитанная на основе всего населения (total population), и это является достаточным контраргументом при построении относительных величин, например индекса политической активности избирателей. Понятно, что в результате такой оценки размер электората существенно завышен. Происхождение цифры 20 объясняется учетными параметрами переписей. Но это достаточно грубое приближение. Аппроксимация на основе нелинейной функции позволит с более высокой точностью (доверяя
60 Ibid. P. II. Mississippi, 1832: Article VII, Sec.18. P. 1077.
61 ICPS0019.
переписям) рассчитать оценочное значение численности электорального корпуса.
Электоральный корпус, являющийся движущей силой избирательного процесса, в то же время сам являлся продуктом сложных комбинаций в развитии происходящих в стране конституционного, политического, социально-экономического процессов. Более того, это был период становления государственности США, со всеми вытекающими отсюда проблемами и противоречиями. Отказавшись от ряда нормативных положений «Статей конфедерации 1777 г.», создатели федеральнойКонституции менее всего думали о развитии демократии. В частности, фундаментальный демократический принцип «один гражданин — один голос» в Конституции не был зафиксирован. Конституция изначально не определяла, кто из граждан США может обладать правом голоса. В результате долгое время в выборах принимала участие лишь небольшая часть американцев.
На условиях компромисса, при большом давлении со стороны штатов, через три года после ратификации штатами Основного закона в форме десяти поправок был принят «Билль о правах», зафиксировавший свободу вероисповедания, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, право населения на честный суд и охрану личности, на владение оружием, запрет жестоких наказаний и др. Этот перечень представляет собой гражданские права и свободы, формирующие статус личности в обществе, но не является полным комплексом личных прав и свобод. Здесь явно отсутствуют нормы избирательного права. Более того, из конституций штатов исчезали (редактировались) важнейшие статьи, регламентирующие избирательное право граждан. В 1807 г. в Нью-Джерси, в последнем из штатов, женщины и небелое свободное население утратили право голоса.
Таким образом, анализ 44 текстов конституций штатов и 58 других законов (Charters, Organic Laws) позволил вычленить и классифицировать основные легальные цензы. Таковых цензов десять: возрастной, ценз оседлости, гендерный, имущественный (свободного землевладения) и его альтернативы, профессиональный, религиозный, ценз нравственности и благочестия, расовый и национальный цензы. Типы цензов представлены в произвольном порядке, их влияние на размер электорального корпуса не ранжировано, поскольку может быть темой самостоятельного исследования.
Вступление в силу и продолжительность действия указанного множества законов, правил и требований никоим образом не согласовывались между соответствующими административно-территориальными единицами. Многовариантность квалификационных требований к гражданину при предоставлении ему избирательного
права предопределила возникновение множества региональных, междуштатных и даже межмуниципальных различий в содержании и соответственно интерпретации одной и той же переменной величины (variable) для разных штатов или временных периодов.
Применение массовых статистических источников, содержащих результаты голосования на выборах кандидатов на высшие посты государственной власти в США, с учетом рассмотренных в работе квалификационных требований к избирателю, позволит существенно снизить уровень влияния систематических ошибок, повысить уровень достоверности базовой переменной величины (размер избирательного корпуса) и тем самым сделать шаг в направлении объективности результатов исследования. Выявленные в ходе анализа факторы, допускающие искажение численности электорального корпуса, позволят построить методику расчета относительных показателей (индексов) на более точной основе.
Список литературы
1. Васенин В.Г. Методические проблемы источниковедческого анализа электоральной статистики США в 1-й половине XIX века (по материалам мичиганского «электронного архива») // Компьютер открывает Америку. М., 1989.
2. Власова М.А. Образование вигской партии в США (1828—1840 гг.): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1986.
3. Власова М.А. Образование общенациональных партий нового образца: демократы и виги в 30-е годы // Принципы функционирования двухпартийной системы США. М., 1988.
4. Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 2011.
5. Ковальченко И.Д. Задачи изучения массовых исторических источников // Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. М., 1979.
6. Селунская Н.Б. От квантификации к исторической информатике — от исторической к виртуальной реальности? // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». № 19. М., 1996.
7. Согрин В.В. Джексоновская демократия: Социально-политическая характеристика // Русское открытие Америки. М., 2002.
8. Согрин В.В. Исторический опыт США. М., 2010.
9. Beard Ch.A. An Economic Interpretation of the Constitution of the United States. N.Y, 1913.
10. History of American Presidential Elections. Vol. 1. 1789—1968 / Ed. by A.M. Schlesinger, Jr. N.Y., 1971.
11. Kaminski J.P., Saladino G.J., Schoenleber Ch.H. et al. The Documentary History of the Ratification of the Constitution. Vol. I—XXX: Ratification of the Constitution by the States. WHS Press, 2011.
Поступила в редакцию 29 июня 2011 г.