3. Филимонов Д.А. Специфика электорального поведения российской молодежи. Вестник университета. № 2 0. [Электронный ресурс], 2013 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-elektoralnogo-povedeniya-rossiyskoy-molodezhi/ (дата обращения: 29.01.2019).
4. Чудинов О.Р. К вопросу о компонентах правовой культуры. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. [Электронный ресурс]. № 1, 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-komponentah-pravovoy-kultury/ (дата обращения: 27.01.2019).
ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Григорьева О.А.
Григорьева Ольга Анатольевна - мастер спорта международного класса, учитель физической культуры высшей категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30,
председатель, Общество «Учитель здоровья», г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья рассматривает вопросы дифференцированного планирования, проведения и оценивания образовательной деятельности по предмету «физическая культура» в образовательных учреждениях. В статье отражено мнение автора о применяемых рабочих образовательных программах по предмету физическая культура и обоснована необходимость усовершенствования данных программ с целью индивидуализации работы с учащимися различных групп здоровья. Автор проанализировал существующие варианты оптимизации работы в образовательных учреждениях с учащимися, относящимися к различным группам здоровья и привел аргументы, доказывающие, что рассмотренные варианты не являются оптимальными, а организация процесса обучения по предмету физическая культура с учащимися, относящимися ко второй и третьей группам здоровья, требует дальнейшего изучения и улучшения. Ключевые слова: физическая культура, образовательная программа, медицинские группы здоровья, образовательное учреждение, оценивание.
В01: 10.24411/2414-5718-2019-10201
Современные подходы к образованию диктуют необходимость новой модели преподавания. Сегодняшний учитель должен не только знать, любить и уметь преподавать свой предмет - в работе с учениками он обязан понимать и учитывать в своих уроках психологические, физиологические и морально-этические особенности каждого учащегося. Без этого процесс преподавания обезличивается, ученику трудно воспринимать слова учителя как относящиеся к нему лично. Урок превращается в бесконечный разговор учителя с самим собой, для большинства учащихся он из взрослого, умного, интересного человека превращается в некое подобие «шумового фона» - поставьте вместо него телевизор или робота, произносящего те же слова - ничего не изменится. Даже если учитель старается построить интересный, нестандартный урок, но при этом не опирается на знания особенностей своих учеников - материал не будет воспринят ими в полной мере, а значит и раскрыть, развить свои способности в данном предмете они не смогут.
Однако на словах реализовывать такой дифференцированный подход к обучению легко, а в реальности перед учителем на каждом уроке предстают 30 разных личностей с совершенно разными интересами, психологией, социальным положением, мировоззрением
77
и настроением. И возникает проблема - как при такой разноуровневости обучающихся применить дифференцированный, индивидуальный подход? Особенно актуален этот вопрос для учителей физической культуры, где при прочих составляющих, возникает необходимость принятия во внимание физическое развитие и состояние здоровья учащихся.
Если среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, то среди одинадцатиклассников таких совсем нет. За время обучения в школе среди детей повышается распространенность язвенной болезни, сколиоза и близорукости. К таким выводам пришли эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ [4]. Причем, данная статистика со временем ухудшилась.
Ирина Рапопорт отметила, что по сравнению с началом 1990-х, то есть за 25 лет, состояние здоровья школьников по распространенности функциональных отклонений ухудшилось в 2,42,7 раза, а по частоте встречаемости хронических болезней на 40-70% [4, 2].
Соответственно образование учащихся по предмету физическая культура в общеобразовательных учреждениях должно изменяться и строится в соответствии с состоянием здоровья учащихся по отдельным, составленным специально для них индивидуальным программам, где будут предусмотрены соответствующие критерии оценивания. Имеющиеся на сегодняшний день рекомендации по обучению данной категории детей сводятся к временному отстранению их от практических занятий и исключению сдачи нормативов. Каких-либо конкретных программ или материалов по результатам освоения и оцениванию результатов освоения программы указаний по работе с детьми подготовительной группы не существует. А между тем именно эти учащиеся больше всего нуждаются в физической культуре, как средстве восстановления и поддержания своего здоровья.
Если мы обратимся к наиболее часто используемой в образовательных учреждениях примерной рабочей программе по физической культуре для 1-11 классов под авторством В.И. Ляха и А.А. Зданевича, то увидим что там прописаны знания, умения, навыки и критерии оценивания, рекомендованные к освоению учащимися определенной возрастной ступени:
«В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры....» [1, 4].
«В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.» [1, 16].
«В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.» [1, 37].
Практически такое же деление мы можем видеть в Программах образовательных учреждений «Физическая культура 5 -11 класс» и «Физическая культура 1 - 4 класс» под редакцией А.П. Матвеева, где рассматриваются начальный, базовый и профильный уровень образования.
В каждой из вышеуказанных программ есть перечисление тех знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся возрастных групп начального, среднего и общего образования: учащиеся должны знать, объяснять, характеризовать, проводить, составлять, определять и - демонстрировать [3,32]. То есть на практике показывать определенные результаты, связанные с их физической подготовленностью в определенном возрастном промежутке.
Приведу пример из той же примерной комплексной программы по физической культуре для 1-11 классов под авторством В.И. Ляха и А.А. Зданевича.
Физические способности Физические упражнения Юноши Девушки
Скоростные Бег 30 м Бег 100 м 5,0 с 14,3 с 5,4 с 17,5 с
Подтягивание из виса на
Силовые высокой перекладине Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз Прыжок в длину с места, см 10 раз 215 см 14 раз 170 см
К выносливости Кроссовый бег на 3 км 13 м.50 с 10 м. 00 с
Кроссовый бег на 2 км -
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5X2,5 м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1X1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши). В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки). В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши). В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико -тактические действия одной из спортивных игр. Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний. Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта» [1, 38].
Таким образом, мы можем наблюдать определенные требования к обучению и результатам обучения детей определенных возрастных групп, при этом нет никаких критериев и норм по обучению и оцениванию детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья (2 группа здоровья) или хронические заболевания, не относящиеся к специальной медицинской группе (3-4 группы здоровья). А ведь и без всякого медицинского или профессионального физкультурного образования понятно, что эти дети, просто не могут выполнить данные требования и полноценно обучаться по предложенной программе. Отсутствие критериев по обучению и оцениванию результатов обучения данных групп детей приводит к полной самодеятельности учителей в работе с ними на
уроках физкультуры и возникновению спорных моментов и недопонимания со стороны детей и их родителей. Как правило, в работе с такими детьми учителя физической культуре опираются на собственные знания, но знаний учителя в медицинской области явно недостаточно для составления грамотной программы по обучению детей с отклонениями в здоровье. Иногда учителя ориентируются на рекомендации, прописанные врачами в справке об освобождении, например «исключить кувырки и прыжки», однако и этих рекомендаций явно недостаточно для качественной работы.
Также на практике существует несколько способов решения проблемы работы и оценивания учащихся с отклонениями в здоровье на уроках физической культуры, применяемые в образовательных учреждениях. Рассмотрю некоторые, наиболее распространенные.
1. Администрация образовательного учреждения или сами учителя физической культуры разрабатывают программы и критерии оценивания.
Плюсы:
- учитывается материально-техническая база образовательного учреждения, специфика контингента обучающихся;
- создается некая модель обучения с четко обозначенными правилами и нормами.
Минусы:
- недостаток специальных медицинских знаний у разработчиков, следовательно программа может не принести пользы учащимся;
- не учитываются мнения и интерес учащихся и их родителей.
Вывод: данный подход к разработке пути обучения детей с отклонениями в состоянии здоровья является «однобоким» и недостаточно профессиональным с точки зрения пользы для здоровья учащихся и их развития.
2. Программа обучения, построенная на требованиях ФГОС. С точки зрения ФГОС на уроках физической культуры при определении критериев оценивания возможно применение коллективного подхода. Проводится опрос родителей и учащихся, а затем разрабатываются критерии оценивания с учетом всех рационально-полезных предложений.
Плюсы:
- выстроена логическая цепочка: действие - результат действия - оценка;
- учтено мнение всех заинтересованных сторон;
- определены правила и нормы;
- обеспечено взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Минусы:
- недостаток знаний в области медицины у разработчиков;
- большая зависимость от личностных качеств учителя, принимающего или отвергающего поступившие предложения;
- в процессе разработки возможны противоречия, ведущие к конфликтным ситуациям в
будущем;
- критерии, разработанные для одного класса (коллектива) могут быть неприменимы (в силу социальных, физиологических и других различий) для другого класса, что создает невозможность разработки единых критериев оценки.
Вывод: данный подход также не проработан профессионально с точки зрения восстановления и поддержания здоровья учащихся и по критериям оценки не может быть принят за основу для всех учащихся с отклонениями в состоянии здоровья
Разобрав наиболее распространенные подходы к обучению детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, можно с сожалением констатировать, что все они непрофессиональны, плохо обоснованы и малоэффективны. В связи с вышеизложенным считаю, что назрела острая необходимость рассмотреть актуальный вопрос по созданию рекомендаций и примерных образовательных программ по предмету физическая культура для детей подготовительной, 2 и 3 групп здоровья с детальным описанием критериев работы и оценивания, а также планируемых результатов освоения знаний, умений и
навыков по предмету на самом высоком уровне с привлечением специалистов в области медицины, детской психологии, педагогики, физического развития и воспитания.
Список литературы
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов / составители: В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2009.
2. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. М.: Просвещение, 2011.
3. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2011.
4. Газета «Известия», 20 июня 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Каплина О.Н.
Каплина Ольга Николаевна - воспитатель, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Комплексный реабилитационно-образовательный центр Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, г. Москва
Аннотация: в условиях современного общества становится наиболее актуальной и требующей оперативного решения проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и трудовой профессиональной деятельности. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможность включения в активную трудовую деятельность может приводить к множеству психологических проблем, в том числе и к снижению самооценки, жизненного статуса, а также к увеличению разрыва между инвалидом и обществом.
Ключевые слова: трудовая деятельность, профориентация, трудоустройство, специальность, трудовые навыки, социально-профессиональная адаптация.
Способность к трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлена рядом факторов: нормативные и правовые факторы, которые регулируют систему социально-трудовых отношений; формы организации условий труда; материальные и технические факторы (использование инновационных технологий); социально-экономические факторы (трудовая дисциплина, квалификация работников). В связи с этим особую важность приобретает осуществление деятельности, направленной на профессиональное самоопределение инвалидов [1, 18]. Проведение этой работы целесообразнее проводить не только с учащимися старшей школы, но и с учащимися начальной и основной школы. Программа таких мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям и учитывать психофизиологические и личностные возможности лиц с ОВЗ. Различные исследования, направленные на выявление социальных препятствий для трудоустройства инвалидов в современном обществе, показывают, что основная часть проблем трудоустройства инвалидов связана с недостаточной организацией профориентационной работы и правовой неграмотностью лиц с ОВЗ. В вопросе профессионального образования необходимо обратить особое внимание на важную роль и социальную ответственность учреждений системы образования и социальной защиты за определение, подготовку и реализацию учащимися своих жизненных профессиональных планов [2, 23]. Чтобы успешно решить задачи