Научная статья на тему 'Проблема дифференцированного обучения'

Проблема дифференцированного обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
554
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИНТРОВЕРТЫ / ЭКСТРАВЕРТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИИ / НЕЙРОТИЗМ / ТИПОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / EDUCATION / LEARNING / INTROVERTS / EXTRAVERTS / PERSONALITY / EMOTIONS / NEUROTICISM / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульянова Наталия Борисовна

В системе образования не учитывается, по существу, различие между такими психологическими типами, как экстраверты и интроверты. Проведенные исследования показывают, что представители данных типажей учатся по-разному. Однако проблема дифференцированного образования еще не разработана в должной мере. Исследование связано с деятельностью Лаборатории личностного роста Московского гуманитарного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Differential Education

The author shows that the system of education does not eventually take into account the difference between such psychological types as extraverts and introverts. The studies demonstrate that representatives of these types have a different approach to learning. However, the problem of differential education has not been given due attention. The study is related to the activities of the Laboratory of Personal Growth of Moscow University for the Humanities.

Текст научной работы на тему «Проблема дифференцированного обучения»

Проблема дифференцированного обучения

Н. Б. Ульянова

(Московский государственный университет технологий и управления)*

В системе образования не учитывается, по существу, различие между такими психологическими типами, как экстраверты и интроверты. Проведенные исследования показывают, что представители данных типажей учатся по-разному. Однако проблема дифференцированного образования еще не разработана в должной мере. Исследование связано с деятельностью Лаборатории личностного роста Московского гуманитарного университета.

Ключевые слова: психология, образование, обучение, интроверты, экстраверты, личность, эмоции, нейротизм, типология.

The Problem of Differential Education

N. B. Ul'ianova

(Moscow State University of Technologies and Management)

Abstract: The author shows that the system of education does not eventually take into account the difference between such psychological types as extraverts and introverts. The studies demonstrate that representatives of these types have a different approach to learning. However, the problem of differential education has not been given due attention. The study is related to the activities of the Laboratory of Personal Growth of Moscow University for the Humanities.

Keywords: psychology, education, learning, introverts, extraverts, personality, emotions, neuroti-cism, typology.

Экстраверты и интроверты учатся по-разному. Лаборатория личностного роста Московского гуманитарного университета провела целый ряд экспериментов, суть которых заключалась в том, чтобы дать рекомендации по обучению студентов и студенток, учитывая их различные психологические особенности. Идея о равенстве мужчин и женщин в очередной раз не подтвердилась. Женщины не хуже и не лучше мужчин, они просто другие. Например, учатся по-другому.

Реализуемая программа учитывала материалы исследования, проведенного ранее в Московском государственном медико-стоматологическом университете. По результатам эксперимента доктор медицинских наук, профессор В. П. Дегтярев подчеркнул, что успеваемость студентов зависит от многих факторов. Большую роль играют мотивация, типологические свойства личности и, наконец, пол молодого человека. Все эти све-

дения получены в результате тестирования 366 второкурсников. Студентов сразу разделили на две группы по половой принадлежности. Тестирование проходило в середине второго семестра, в спокойное время, когда зимняя сессия осталась позади, а до весенней еще далеко. А критерием успеваемости стала средняя экзаменационная оценка студента за три прошедшие сессии.

В основе же нашего исследования лежала типология К. Г. Юнга (Юнг, 2003). В любой отрасли знания считается нормальной проверка гипотезы на безличном объекте. Это невозможно в психологии, где мы имеем дело с обязательными беседами между исследователем и испытуемым (пациентом), т. е. между двумя индивидуумами с присущей им субъективностью, от которой нельзя уйти, как нельзя обезличить личность. Собеседни-кии, конечно, могут попытаться условиться о бесстрастном и объективном подходе, но, как только начинается обсуждение, лич-

* Ульянова Наталия Борисовна — доцент, заведующая кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Московского государственного университета технологий и управления, член Союза художников МСХ, член Союза художников России. Тел.: (495) 981-10-79.

2009 - №1

Проблемы понимания 221

ность каждого «подключается» к нему. Продолжение диалога имеет смысл только при взаимном понимании собеседников.

Как же исследователь может объективно оценить конечный результат собеседования? Он должен сравнить свои выводы с общепринятыми, стандартными представлениями. Далее он должен оценить, в здравом ли уме его пациент, насколько его разум уравновешен. Ведь задача не в том, чтобы коллективно нивелировать индивида, полностью подогнав его под общественную «норму». Это было бы совершенно противоестественно. В здоровом и нормальном обществе между людьми обычны разногласия, ибо общее согласие относительно редко встречается вне сферы наших инстинктивных проявлений.

Несогласие выступает своего рода движущей силой мыслительных процессов в обществе, но не их целью, ведь одинаково значимо и согласие. Поскольку психология опирается главным образом на баланс противоположностей, то и исследователи-психологи, прежде чем вынести окончательное решение, должны учитывать возможность того, что истина имеет прямо противоположное значение. Причины такого специфического подхода кроются в тайне психики, которую мы не можем окончательно раскрыть, минуя психологию (Толстых, 2000).

Экстраверты и интроверты суть лишь две разновидности из множества людских типов. Но если начать изучать, например, экстравертов, то скоро обнаружится, что они во многом отличаются друг от друга и что для выделения в качестве критерия принадлежность к экстравертам является слишком общей. Вот почему Юнг пытался отыскать какие-то дополнительные критерии, по которым можно было бы рассортировать бесконечное, по всей видимости, число вариаций человеческой индивидуальности.

Юнга всегда поражало количество людей, воздерживающихся от напряжения мозгов при каждом удобном случае. Как, впрочем, и количество тех, кто хоть и работает мозгами, но на удивление беспомощно. Неожиданностью для Юнга были и встречи с людь-

ми умными и внимательными — их было довольно много, — жившими, как казалось со стороны, будто не умея пользоваться своими органами чувств. Они не видели находящихся прямо перед ними предметов, не слышали адресованных им слов, не замечали свойств вещей, к которым прикасались, и вкуса еды, которую пробовали. Были такие, что жили, не обращая внимания на свое физическое состояние. Другие, казалось, жили в удивительнейшем ощущении неизменности, будто мир вокруг них и их душа застыли навсегда в неподвижности и ничего нельзя изменить. Они были будто напрочь лишены воображения и полагались целиком и полностью на свои органы чувств. В их мире не существовали шансы и возможности, они жили только сегодняшним днем, а завтрашнего не существовало. Будущее для них — лишь повторение прошлого.

Скоро Юнг понял, что есть люди думающие, т. е. использующие ум для адаптации к людям и ситуациям, а есть чувствующие. Последние могут быть не глупее первых, просто они решают свои проблемы не умом, а чувствами. Когда Юнг противопоставлял «чувство» «размышлению», он имел в виду определения свойств предметов: приятный или нет, плохой или хороший и т. д. В этом смысле «чувство» не является эмоцией (предполагающей спонтанность). Чувство в понимании Юнга — это (как и размышление) рациональная (т. е. упорядочивающая) функция в отличие от интуиции — иррациональной (т. е. воспринимающей) функции. Коль скоро интуиция — это «озарение», она не является результатом преднамеренного действия. Это скорее случайное событие, определяемое различными внешними и внутренними обстоятельствами, но никак не акт суждения. Интуитивное восприятие более сходно с восприятием органами чувств, которое также иррационально, коль скоро зависит прежде всего от объективных раздражителей физического, а не ментального происхождения (Гуревич, 2008).

Таким образом, сознание ориентируется в окружающем следующими четырьмя функ-

циональными способами: через ощущение (т. е. восприятие органами чувств), указывающее на наличие чего-то; размышление, поясняющее нам, что это; чувство, говорящее нам, приятно это или нет; и интуицию, подсказывающую, откуда и куда оно идет.

Эти четыре способа можно избрать в качестве критериев разделения людей на типы. Критериев может быть сколько угодно — и сила воли, и темперамент, и сила воображения, и память, и т. д. Перечисленные четыре взяты условно, из-за удобства для систематизации. Они бывают особенно полезны, когда требуется объяснить или детям поведение их родителей, или женам — их супругов, и наоборот. Кроме того, они помогают понять собственные предубеждения.

Учебу можно строить либо так, чтобы добиться успеха, т. е. сдать экзамены как можно лучше, либо так, чтобы избегать неудач и просто не завалить сессию. Именно такая мотивация движет большинством юношей и девушек. Получать пятерки стремятся лишь 37% студентов обоего пола. Мы определили типологические особенности учащихся. Каждого человека можно характеризовать как экстраверта или интроверта. Причем у интровертов активно работает кора больших полушарий, и им нет необходимости дополнительно ее стимулировать. Экстраверты, напротив, нуждаются во внешних стимулах, чтобы их кора достигла оптимального функционального состояния.

Еще одна типологическая характеристика — нейротизм, иными словами — эмоциональность. Его уровень зависит от работы лимбических структур мозга. Студенты с высоким уровнем нейротизма эмоциональны, тревожны и волнуются на экзаменах.

Успех в учебе определяется причудливым сочетанием мотивации и типологических особенностей. Так, хорошо сдают экзамены студенты-интроверты с низкими значениями нейротизма — юноши, ориентированные на достижение успеха, и девушки, которым лишь бы сдать. У таких студентов, очевидно, оптимально соотношение коры боль-

ших полушарий мозга и его лимбической системы.

Эмоциональный интроверт тоже может успешно учиться, если это юноша, избегающий «хвостов», или девушка — любительница хороших оценок. Такие студенты не особенно волнуются во время сессии, потому что эмоции у них вызывает не сдача экзамена, а сам процесс познания.

Но и экстраверту путь к успеху не заказан. Успешный экстраверт — это нацеленный на успех юноша или избегающая неудач девушка, причем этим студентам независимо от пола свойствен высокий уровень нейро-тизма. Возможно, у студентов такого типа царящее на экзамене эмоциональное напряжение стимулирует кору головного мозга, восполняя характерный для экстравертов низкий уровень активации.

Обобщая полученную картину, можно сказать, что успех на экзамене ожидает в основном интровертов. Роль эмоций на экзамене зависит от пола студента и от того, какой учебной стратегии он придерживается. Особое значение уровень нейротизма приобретает у экстравертов, которым требуется дополнительная «эмоциональная» активация коры головного мозга.

А вообще отличников среди юношей и девушек примерно поровну — 21-22%. Зато среди девушек больше хорошисток (61%), а троечников в два раза больше среди юношей (35% против 18% девичьих).

Так что же главное в учебе? Вот факторы успеха, выстроенные в порядке убывания: мотивация, половая принадлежность, типологические свойства, другие свойства личности (в том числе интеллект). Типология Юнга открывает простор для весьма интересных исследований, связанных с проблемой дифференцированного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гуревич, П. С. (2008) Психоанализ. М.

Толстых, А. (2000) Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.

Юнг К. Г. (2003) Психологические типы. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.