Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / позитивный имидж сотрудников ОВД. / deviant behavior / positive image of police officers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олег Геннадиевич Кравцов

В статье исследуются проблемы девиантного поведения в контексте выстраивания позитивного имиджа сотрудников ОВД. Рассмотрение феномена девиантного поведения в рамках культурно-исторического подхода позволяет зафиксировать ряд важных положений. Во-первых, девиантное поведение не сводится только к поведенческим проявлениям. За этими проявлениями стоит некая психологическая реальность, которая выступает в качестве источника этих отклонений в поведении. Во-вторых, источником девиантного поведения является психологические особенности развития волевой и личностной сфер психики. При этом сам по себе феномен девиантности имеет сложную структуру, и часто включает вторичные и третичные дефекты, в терминологии Л.С. Выготского. В-третьих, находя свое выражение в трудностях социализации, сам по себе феномен девиантного поведения является не причиной, но следствием нарушения полноценного социального взаимодействия. Проблема подростков с отклоняющимся поведением не в том, что они не могут усвоить правила поведения в обществе, а в том, что эти правила не становятся подлинно их позицией, не переходят во внутренний план и потому легко нарушаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVIANT BEHAVIOR IN THE CONTEXT OF BUILDING A POSITIVE IMAGE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article examines the problems of deviant behavior in the context of building a positive image of police officers. Consideration of the phenomenon of deviant behavior within the framework of the cultural-historical approach allows us to fix a number of important provisions. First, deviant behavior is not limited to behavioral manifestations. Behind these manifestations is a certain psychological reality, which acts as a source of these deviations in behavior. Secondly, the source of deviant behavior is the psychological features of the development of the volitional and personal spheres of the psyche. At the same time, the phenomenon of deviance itself has a complex structure, and often includes secondary and tertiary defects, in the terminology Of L. S. Vygotsky. Third, finding its expression in the difficulties of socialization, the phenomenon of deviant behavior itself is not a cause, but a consequence of the violation of full-fledged social interaction. The problem with adolescents with deviant behavior is not that they cannot learn the rules of behavior in society, but that these rules do not truly become their position, do not pass into the internal plan and therefore are easily violated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10106

© Кравцов О.Г. 2020

THE PROBLEM OF DEVIANT BEHAVIOR IN THE CONTEXT OF BUILDING A POSITIVE IMAGE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ*

Oleg G. Kravtsov,

Associate Professor of the Department of Legal Psychology Educational and Scientific Complex of Psychology of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Олег Геннадиевич Кравцов,

доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук,

доцент

Для цитирования: Кравцов О.Г. Проблема девиантного поведения в контексте выстраивания позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 60-63. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article examines the problems of deviant behavior in the context of building a positive image of police officers. Consideration of the phenomenon of deviant behavior within the framework of the cultural-historical approach allows us to fix a number of important provisions. First, deviant behavior is not limited to behavioral manifestations. Behind these manifestations is a certain psychological reality, which acts as a source of these deviations in behavior. Secondly, the source of deviant behavior is the psychological features of the development of the volitional and personal spheres of the psyche. At the same time, the phenomenon of deviance itself has a complex structure, and often includes secondary and tertiary defects, in the terminology Of L. S. Vygotsky. Third, finding its expression in the difficulties of socialization, the phenomenon of deviant behavior itself is not a cause, but a consequence of the violation of full-fledged social interaction. The problem with adolescents with deviant behavior is not that they cannot learn the rules of behavior in society, but that these rules do not truly become their position, do not pass into the internal plan and therefore are easily violated.

Keywords: deviant behavior, positive image of police officers.

Аннотация. В статье исследуются проблемы девиант-ного поведения в контексте выстраивания позитивного имиджа сотрудников ОВД. Рассмотрение феномена девиантного поведения в рамках культурно-исторического подхода позволяет зафиксировать ряд важных положений. Во-первых, деви-антное поведение не сводится только к поведенческим проявлениям. За этими проявлениями стоит некая психологическая реальность, которая выступает в качестве источника этих отклонений в поведении. Во-вторых, источником девиантного поведения является психологические особенности развития волевой и личностной сфер психики. При этом сам по себе феномен девиантности имеет сложную структуру, и часто включает вторичные и третичные дефекты, в терминологии Л.С. Выготского. В-третьих, находя свое выражение в трудностях социализации, сам по себе феномен девиантного поведения является не причиной, но следствием нарушения полноценного социального взаимодействия. Проблема подростков с отклоняющимся поведением не в том, что они не могут усвоить правила поведения в обществе, а в том, что эти правила не становятся подлинно их позицией, не переходят во внутренний план и потому легко нарушаются.

Ключевые слова: девиантное поведение, позитивный имидж сотрудников ОВД.

Одним из факторов, негативно сказывающихся на позитивном имидже сотрудников полиции, является их девиантное поведение. Под термином

«девиантное поведение» мы подразумеваем такое поведение, которое не влечет за собой правовые последствия, но вместе с тем не вписывается в рам-

ки социальных норм. Высокая напряженность работы и большое количество стресса, постоянный контакт с представителями криминального мира, различные служебные трудности не редко порождают отклоняющееся поведение у самих полицейских. Психологически это вполне обоснованно, так как позволяет в определенном смысле этого слова находить разрядку и справляться с тяготами службы. Однако не вполне нормативное поведение полицейских порождает огромное количество проблем, связанных с восприятием их в массовом общественном сознании. Яркие примеры девиант-ного поведения полицейских бросают тень на всех сотрудников органов внутренних дел и мешают выстраиванию конструктивных отношений с социумом (Ефимкина Н.В., 2012).

Для того, чтобы решить проблему девиантно-го поведения сотрудников, необходимо теоретически осмыслить само по себе явление отклоняющегося поведения, понять его причины и факторы определяющее его развитие. Дело в том, что часто в современной психологической науке девиантное поведение рассматривается просто как оценочная характеристика. Иными словами, нет никакого единого феномена девиантного поведения с единым источником или природой возникновения (Змановская Е.В., 2003). В этом случае девиантное поведение рассматривается с точки зрения внешних характеристик, которые позволяют оценивать его как отклоняющееся.

Рассмотрение девиантного поведения через внешние характеристики во многом является, с нашей точки зрения, тупиковым. Так, например, оказывается невозможна коррекция девиант-ного поведения уже хотя бы в силу отсутствия его причин. К тому же остаются без объяснения факты возникновения девиантного поведения у подростков из благополучных семей. Нет понимания в том, почему ничего не происходит с поведением девиантного субъекта при изменении социальных условий и т.п. Более того, можно даже говорить, что такое понимание девиантного поведения приводит к тому, что оно не рассматривается в рамках психологической науки, а отдается на откуп социологии и педагогике (Кравцов О.Г., 2016).

Есть серьезные основания полагать, что культурно-историческая теория, предложенная Л.С. Выготским, может стать тем теоретическим и методологическим основанием, которое позволит не только по-новому поставить проблемы девиантного поведения, но и найти их перспективные практические решения.

Рассмотрение девиантного поведения в контексте культурно-исторической теории позволя-

ет говорить, что за этим поведением стоит некая психологическая реальность, некая единая психологическая природа отклоняющегося поведения, которая несмотря на все многообразие форм проявлений девиантного поведения выступает внутренним психологическим источником как видимых так и скрытых девиаций.

Перенос дефектологических идей Л.С. Выготского в русло проблем девиантного поведения позволяет говорить о том, что социальный вывих в контексте девиантного поведения может быть понят как наличие не очень серьезной травмы, вызванной неверным социальным отношением. Такая травма, как правило, может быть относительно легко устранена. Но если этого не сделать, «не серьезная травма» может развиться и привести к серьезным, в том числе и уголовно наказуемому поведению.

Аналогии в развитии аномальных детей и детей с девиантным поведением могут быть оправданы не только наличием у тех и других отклоняющегося поведения, но и взглядами целого ряда ученых, которые рассматривают биологические основы девиантного поведения. Помимо этого, как следует из результатов целого ряда исследований, у значительного процента детей с девиант-ным поведением есть серьезные аномалии в развитии. Использование метафоры Л.С. Выготского «социальный вывих» применительно к детям с девиантным поведением позволяет заключить, что у них присутствует и первичный дефект, вызывающий трудности в социальном взаимодействии, и имеется вторичный дефект, который проистекает из влияния социального окружения. При этом, если следовать логике Л.С. Выготского, абсолютно не важно, был ли такой ребенок отвергнут семьей или, наоборот, семья окружает его особой любовью и заботой. И то, и другое, как подчеркивает автор культурно-исторической теории, создает изолирующую социальное развитие среду.

Первичный дефект имеет объективный характер и, как правило, связан с психофизиологическими или нейропсихологическими факторами. При этом, организация развивающей среды приводит к компенсации первичного дефекта, в то время как отсутствие такой среды или ее особенности могу породить вторичный дефект и привести к социальному вывиху.

В качестве примера к сказанному можно сослаться на то, что на западе некоторое время назад был бум исследований синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у школьников. С одной стороны, это довольно часто встречающееся у современных детей во всем мире явление,

вызванное незрелостью нервной системы и дисбалансом в психофизиологическом развитии, даже не является в полном смысле слова патологией или аномалией, но может приводить к серьезным негативным последствиям.

Ученые и практики хорошо знают, что школьник с СДВГ нередко испытывает проблемы и трудности с обучением. Если учитель, родители, психолог и т.п. сумели создать адекватную социальную среду с соответствующим социальным взаимодействием, эти проблемы постепенно будут «рассасываться». Если же учитель начинает демонстрировать к такому ребенку свое негативное отношение, которое подхватывают другие дети, проблемы начинают нарастать как «снежный ком». В результате такой ребенок становится агрессивным, злым, противопоставляет себя не только конкретному учителю и одноклассникам, но и всей школе, всему образованию в целом. Это нередко приводит к совершению им противоправных поступков и реализации девиантного поведения. Этот пример позволяет иллюстрировать, как первичный дефект, психофизиологическая проблема, при определенных условиях, становится основой девиантного поведения.

В культурно-историческом подходе социализация понимается в чем-то диаметрально противоположным образом. Хотя Л.С. Выготский не использует в своих текстах понятие социализации, его можно вывести из общей логики культурно-исторического подхода. Так, по мнению Л.С. Выготского, максимально социальным существом является младенец, который не могу усвоить социальные нормы и правила. Более того, он о них и не подозревает.

Социализация в этом случае предстает не как процесс адаптации к социальным условием, а как процесс завоевания собственной социализации. Иными словами, социализация, изначально данная ребенку в виде позиции общения, а потом и сознания «Прамы» по мере взросления ребенка становится его индивидуальным и личностным достоянием. В этой логике можно сослаться на идею Е.Е. Кравцовой о том, что социализация обеспечивается не усвоением социальных норм и правил, но способностью ребенка к самореализации.

Проблема феномена девиантного поведения является не тривиальной для современной психологической науки. Несмотря на множество экспериментальных работ и большой интерес среди ученых, на сегодняшний день не существует сколько либо целостной концепции девиантного поведения. Существует лишь набор подходов, выполненных в различных методологических

школах, которые плохо сочетаются, а порой противоречат друг другу. Рассмотрение феномена девиантного поведения в рамках культурно-исторического подхода позволяет зафиксировать ряд важных положений. Во-первых, девиантное поведение не сводится только к поведенческим проявлениям. За этими проявлениями стоит некая психологическая реальность, которая выступает в качестве источника этих отклонений в поведении. Во-вторых, источником девиантного поведения является психологические особенности развития волевой и личностной сфер психики. При этом сам по себе феномен девиантности имеет сложную структуру, и часто включает вторичные и третичные дефекты, в терминологии Л.С. Выготского. В-третьих, находя свое выражение в трудностях социализации, сам по себе феномен девиантного поведения является не причиной, но следствием нарушения полноценного социального взаимодействия. Проблема подростков с отклоняющимся поведением не в том, что они не могут усвоить правила поведения в обществе, а в том, что эти правила не становятся подлинно их позицией, не переходят во внутренний план и потому легко нарушаются.

Конечно, изучения девиантного поведения в контексте культурно-исторического подхода требует еще большого теоретического анализа и многочисленных эмпирических исследований. Но уже сейчас можно уверенно констатировать, что этот подход позволяет совсем иначе взглянуть на феномен девиантного поведения и двигаться в направлении новых открытий в этой отрасли психологии.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.-Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995.

2. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. М., 1995.

3. Выготский Л.С. Трудное детство// Собр. соч.: в 6 т., Т. 5. - М., 1983.

4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства// Проблемы дефектологии. - М., 1995.

5. Ефимкина Н.В. Конфликты сотрудников полиции во внеслужебное время // Сборник материалов научной конференции адъюнктов и соискателей «Преемственность и новации в юридической науке». - 2012. - С. 83-86.

6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М., 2003.

7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. - М. : Левъ, 2017. - 344 с.

8. Кравцов О.Г. Психологическое содержание понятия «девиантное поведение» в культурно-исторической теории // Психолого-педагогический поиск № 3 (39) Научно-методический журнал / под ред. Романова А.А. - 2016. - С. 113-120.

9. Оларь М.В., Кравцов О.Г. Культурно-исторические основы социализации детей и подростков // Вестник РГГУ №2(4) Ежемесячный научный журнал Серия «Психология. Педагогика. Образование». - М., 2016. С. 69-81.

10. Панов В.И. Критические ситуации в жизни особо одаренных детей [текст ] / Панов В.И.,

Хромова Т.В. // Педагогика. - 2015. - № 1. -С.40-47.

11. Панов В.И. Ранняя одаренность и особые психические состояния [текст ] / Панов В.И.//Из-вестия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2013. - Т. 2. - № 4. - С. 161-168.

12. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В.Б. Ольшанского. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- С. 396-502.

13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. -М. : Просвещение, Учебная литература, 1996.

14. Tannenbaum F. Slave and Citizen: The Negro in the Americas. Vintage Books: New York, 1947.

Управление творческой деятельностью : монография / И. П. Калошина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 432 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Предлагается деятельностный подход к творческим способностям, которые понимаются как система определенных, формируемых извне действий. Рассматривается проблема обучения планомерной творческой деятельности - управляемое решение творческих задач, которое осуществляется с помощью методологических знаний о структуре деятельности.

В качестве учебных творческих задач предлагается теоретический материал, взятый из разных областей знаний и разных учебных дисциплин в них, который некогда был результатом изобретений и открытий в этих областях знаний и теперь подлежит изучению. Такой материал дан в учебниках обычно без аргументации его происхождения, т.е. с пропусками "логических" звеньев, что обусловливает трудности в его усвоении и последующем применении к решению предметных задач.

Решение учебных творческих задач на воссоздание указанного материала снимает трудности в его усвоении.

Второе издание книги дополнено новыми примерами творческой деятельности, осуществляемой (управляемой) как с помощью методологических знаний, так и другими путями.

Предназначена для специалистов в разных областях знаний, преподавателей высших учебных заведений, а также аспирантов, студентов и учащихся разных уровней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.