ФЕНОМЕН ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Таким образом, не особая специфическая способность, а позиция человека (отношение к миру, смысл осуществляемой деятельности) определяет
возможность духовных достижений в познании повседневности, т. е. богатство внутреннего мира личности определяет ее действия во внешнем мире.
Литература
1. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2005.
2. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 2 томах. Т. 2. М.; 1969.
3. Диденко В. Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения. М.: Беловодье, 2005.
4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 16.
5. Кнабе Г. Избранные труды. Теория и история культуры. М.—СПб.: Летний сад. (РОССПЭН), 2006.
6. ЛихачевД. С. Классические произведения литературы Древней Руси//Избранные работы в 3 томах. Т. 2. Л.: Худ. литература, 1987.
7. Яковлев Е. Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2004.
УДК 930
I ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ I И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Баранов А. В.,
кандидат исторических наук, доцент, [email protected]
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines the issue of homeless children in the Russian Federation, reveals reasons and gives recommendations. The future of the country depends on the successful policies to address the challenge.
Key words: war, devastation, orphans, street children, homeless children.
Рассматривается одна из самых острых проблем современной России — проблема детской беспризорности. От ее решения зависит будущее страны. Автор вскрывает причины современной беспризорности, анализирует некоторые из них и предлагает рекомендации по преодолению детской беспризорности.
Ключевые слова: война, разруха, сиротство, беспризорные дети.
В первой половине XX века в нашей стране дважды наблюдался резкий рост детской беспризорности, и оба раза это было связано с войнами.
Участие России в Первой мировой войне, а затем гражданская война привели к гибели миллионы людей, массовому переезду населения с насиженных мест на новые места жительства, к небывалому по своему масштабу голоду и разрухе, а в конечном итоге к огромному росту числа беспризорных детей. Советская власть в ходе гражданской войны стремилась не только защитить себя, но и делала в это тяжелое время все возможное для сбережения и сохранения детей, ибо понимала, что от этого зависит будущее самой
власти и страны. В 1918 году, в разгар войны, Советское правительство учредило специальные органы, которые должны были выполнять функции социальной охраны, устройства беспризорных детей. Все дела в отношении несовершеннолетних передавались на рассмотрение в эти органы — комиссии о несовершеннолетних. Они состояли из представителей общественного призрения, Наркомпроса и юстиции. В заседаниях принимали участие не менее трех лиц, один из которых обязательно — врач.
Меры поддержки, применяемые к малолетнему гражданину (до 16 лет) были следующими: ему оказывали медико-педагогическую помощь;
76 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 3
Проблема детской беспризорности в современной России и пути ее решения
ходатайствовали о выдаче документов; помещали несовершеннолетнего в детский дом или приемную семью; устраивали на работу и учреждали над ним опеку; отправляли на родину или в трудовой дом для несовершеннолетних правонарушителей.
Чтобы оценить эти меры, необходимо рассмотреть те условия, в которых проходила жизнь беспризорных детей. Воспользуемся свидетельствами бывших беспризорников.
«В это время трудно было в Москве жить всем, — пишет академик АН СССР Н. П. Дубинин, — а нам, беспризорным ребятам, особенно. По ночам мы прятались от холода в канализационных котлах или в подвалах. По утрам вылезали измазанные, грязные. Днем разными путями добывали себе еду и на ночь опять залезали в свои норы» [6, с. 15].
Большую работу по борьбе с беспризорностью проводила с самого начала своего образования ВЧК во главе с Ф. Э. Дзержинским. Именно он был инициатором создания трудовых коммун и колоний для детей и подростков. Они размещались в отобранных у буржуа и дворян особняках с большими наделами земли, садами и огородами. При них устраивались швейные, столярные, сапожные, переплетные и другие мастерские, поскольку перед трудовыми коммунами и колониями была поставлена задача дать воспитанникам не только общее политехническое образование, но и практические трудовые навыки в целях подготовки их к общественно-полезной трудовой деятельности. Одну из таких детских трудовых колоний организовал в 1920 году под Полтавой замечательный педагог А. С. Макаренко. Позже он описал жизнь этой колонии и свои принципы воспитания в знаменитой книге «Педагогическая поэма».
В 20-е годы активно поддерживалось создание детских и молодежных организаций — пионерии и комсомола. Была разработана целая программа вовлечения подрастающего поколения в эти организации, сыгравшие немалую роль в работе с беспризорниками. Совместная и целенаправленная работа чекистов, советских и партийных органов, комсомольских и пионерских организаций, руководителей детских домов, школ и спецучреждений постепенно и неуклонно содействовала сокращению беспризорности в стране, и к концу 30-х годов она в основном была завершена. В результате была сохранена жизнь не одному миллиону детей и подростков. Все они получили образование, профессию. Многие из них стали передовиками производства, высококвалифицированными врачами и учителями, замечательными инженерами
и артистами, выдающимися летчиками и учеными, достойными гражданами великой страны — Советского Союза, авторитет которого в мире возрастал с каждым годом.
Вскоре для населения нашей страны наступило новое испытание — началась Великая Отечественная война, которая больнее всего ударила опять по детям. Вновь появились сотни тысяч беженцев, и это несмотря на то, что власть принимала экстренные меры по эвакуации, прежде всего детей из мест, охваченных боевыми действиями, в глубь страны. Об этом свидетельствуют следующие факты. Так, в течение месяца из Ленинграда было вывезено 300 тыс. детей, из Москвы и пригородов — 500 тыс., эвакуировано в тыл 2 тыс. детских домов, 715 ФЗО и ремесленных училищ [9, с. 5, 6]. При этом важно было не просто эвакуировать детей, а расселить их на новом месте, предоставить им кров и все необходимое для проживания. Вот почему в тылу повсеместно для приема детей открывались временные детские дома, занимались этим местные органы власти.
Автор данной статьи не только по книгам может судить об их работе по спасению детей в тяжелейшие военные годы, а основываясь на собственном жизненном опыте. В 1944 году наш отец сражался с фашистами на фронте. Мать и старший брат были госпитализированы с диагнозом — тиф, мы с сестрой, а ей было 2,5 года, остались одни и в любое время могли умереть от голода и холода, но этого не случилось, ибо о нашей беде узнали местные власти.
В один из зимних дней за нами приехал возница, закутал нас в тулуп и отвез в детский дом, который был открыт на базе школы в деревне Серединовке, что затерялась в степных просторах на юге Тамбовской области. К сожалению, ныне нет не только этой школы, но и деревни. Ее постигла та же участь, что и десятки тысяч других деревень нашей страны в ходе реформ, начиная с хрущевских и кончая ельцинскогайдаровскими. В таких деревнях жили миллионы людей, которые трудились в колхозах и в личных подсобных хозяйствах, приобщали с малолетства к труду своих детей, обеспечивали себя молоком, мясом, овощами и снабжали продовольствием городское население. Теперь на месте этих деревень кое-где еще можно увидеть развалины бывших домов, а поля вокруг заросли бурьяном и мелколесьем.
После окончания Великой Отечественной войны все силы были брошены на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства,
77
ФЕНОМЕН ПОВСЕДНЕВНОСТИ
но не забывали и о детях, оставшихся без родителей. Их помещали в детские дома, определяли в приемные семьи, подростков направляли в ремесленные училища, детей военных — в суворовские и нахимовские училища и другие учебные заведения на полное государственное обеспечение. Жизнь постепенно налаживалась, казалось, детская беспризорность очень скоро будет в основном ликвидирована, но не тут-то было.
В начале XXI века вроде бы мирное время, вновь сложились условия существования детей, как во время войны. И связано это с теми событиями, которые произошли в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Ныне их по-разному оценивают политические и государственные деятели, историки и политологи, представители различных политических партий. Одни называют эти события демократической революцией, другие — великой криминальной революцией, а третьи — контрреволюцией. Не будем анализировать разные точки зрения на эти события, заметим лишь, что они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие не только нашей страны, но и мира в целом, ибо не стало одной из двух супердержав — Советского Союза.
После распада СССР возникла современная Россия (РФ), руководство которой во главе с Б. Н. Ельциным начало проводить такую политику, которая еще более обострила ситуацию в стране и ввергла ее население в тяжелейшие условия, что отразилось, прежде всего на положении детей. Вновь число беспризорных в стране резко возросло. По официальным данным, их численность достигает 1,5 млн человек, а по оценкам независимых источников — 3—4 млн [11, с. 57].
К основным причинам современной беспризорности можно отнести следующие:
• в 90-е годы происходит катастрофическое падение промышленного и сельскохозяйственного производства, вследствие чего резко снижается жизненный уровень населения, при котором родители не в состоянии прокормить своих детей;
• наблюдается ослабление институтов власти, в т. ч. органов правопорядка, чем незамедлительно воспользовался криминалитет, а это привело, с одной стороны, к безнаказанности в отношении совершаемых преступлений и обелению имиджа воровских авторитетов, а с другой — негативно сказалось на воспитании детей и подростков;
• произошли кардинальные изменения в системе ценностей: товарищество и взаимопомощь трансформируется в стяжательство и насилие, продолжается вытеснение культа труда культом
успеха, что также негативно влияет на подростков;
• семья переживает кризис, увеличивается количество разводов, что сопровождается, как правило, утерей одного из родителей, ухудшением финансового положения в семье и опять же больнее всего это отражается на детях;
• увеличивается число детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения и другие отклонения, связанные с чрезмерным потреблением алкоголя и особенно наркотиков.
Попытаемся раскрыть некоторые из причин на конкретных фактах. По официальной статистике, в современной России более 800 тыс. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 260 тыс. из них проживают и воспитываются более чем в 4 тыс. государственных учреждениях интернатного типа [7, с. 54]. Так, в 44 детских домах и 32 школах-интернатах Алтайского края воспитываются около 3 тыс. детей. Подавляющее большинство — сироты при живых родителях.
В 2005 году в адрес уполномоченного по правам человека Алтайского края обратился юноша-сирота. После пребывания в школе-интернате он вернулся в родной район. Жилья нет, оформить регистрацию по месту жительства должностные лица не помогли, а без регистрации не мог найти работу, пройти переосвидетельствование на инвалидность. В письме заявитель написал, что вынужден был преступить закон, потому что хотел есть. Результатом этого замкнутого круга стало то, что сирота сам нашел крышу над головой — тюремную, там и пенсию по инвалидности оформили [4, с. 25, 27]. Этот случай не единичный, многие детдомовцы оказались в подобном положении.
В одно из отделений милиции города Пензы пришел парень, протянул дежурному кошелек, мобильный телефон и попросил посадить его в тюрьму, так как эти вещи он украл у женщины на улице, сутки ничего не ел, идти ему некуда. Потом с заявлением пришла и потерпевшая.
До семилетнего возраста у этого «добровольца», Сергея Птицына, была нормальная жизнь, потом сгорел их дом, погибла мать. Отец переехал в Пензу, к родителям. Он так и не сумел после семейной трагедии выйти из шока, запил, а бабушка решила избавиться от лишнего рта, отдав внука в детский дом. Гибель матери, предательство отца, бабушки озлобили ребенка. В детском доме ему поставили диагноз — трудновоспитуемый, дети, подобные ему, в детдоме сразу становятся изгоями. Сергей сбежал от унижения и одиночества. По до-
78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 3
Проблема детской беспризорности в современной России и пути ее решения
роге ему захотелось есть, он украл продукты в магазине. Поймали, передали в спецприемник. Потом снова детский дом. Окончил в детском доме 11 классов — в детском доме жить больше нельзя, а идти некуда. Бабушка с дедушкой умерли, отец продал квартиру и исчез. Попробовал устроиться на работу грузчиком, сказали, чтобы пришел через месяц, а этот месяц нужно как-то прожить: где-то ночевать, что-то есть. Ночевал на вокзале, в подъездах, попытался промышлять воровством, плохо получалось: вырвал у женщины сумку, сел в тюрьму. Только выйдет — специально подставляется, и опять в родной дом, за решетку. По данным МВД, каждый четвертый воспитанник детского дома попадает в тюрьму [10].
Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков. С начала 90-х годов ХХ века подрастающее поколение России совершает около 2 тыс. самоубийств в год. Причинами самоубийств являются семейные скандалы, пьянство родителей, гиперопека родителей или полное отсутствие внимания со стороны взрослых, авторитарное отношение к ребенку, конфликты со сверстниками, неразделенная любовь, а также влияние информационных технологий. В Интернете можно найти немало сайтов, где подробно описывается, как совершить суицид, а пресса и телевидение преподносят случаи самоубийства известных личностей как занимательные истории.
Положение детей во многих семьях за последние годы резко ухудшилось и стало опасным для их жизни. От двух до двух с половиной тыс. детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 млн несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тыс. из них находятся в розыске [11, с. 57].
Видимо, учитывая в т. ч. и эти обстоятельства, руководством страны 2008 год был объявлен Годом семьи, но, к сожалению, не было выделено достаточно средств для помощи семьям. По оценкам социолога Евгения Гонтмахера, на семейную политику у нас выделяется 0,4 % от ВВП, а по стандартам ООН должно выделяться не менее 2,2 % [8]. Между тем многие негативные проблемы в семьях как раз и возникают из-за недостаточности семейного бюджета, а порою и полного его отсутствия.
Сегодня в России 42 млн семей. Число многодетных семей за последние десять лет сократилось в два раза. Растет число неполных семей —
5,2 млн. Как правило, дети в них растут без отца, и в таких семьях воспитывается каждый седьмой ребенок. Ежегодно около 350 тыс. детей рождается у матерей-одиночек [12].
Самая большая семья в России живет в районном центре Саракташ Оренбургской области. Настоятель Свято-Троицкой обители Милосердия протоиерей Николай и его супруга — матушка Галина Стремские воспитывают 60 приемных детей, взятых из детских домов, 24 из них усыновлены и удочерены, остальные находятся под опекой. Разными путями и с разным, часто тяжелым, жизненным опытом попадали дети со всей страны к отцу Николаю. Они и теперь продолжают брать детей. Самая младшенькая, София, родилась в местном роддоме у пятнадцатилетней матери, которой ребенок этот был совсем не нужен.
Растут дети, а вместе с ними и материальные затраты не только на питание, одежду, учебники, коммунальные услуги, но и на образование, в том числе и музыкальное. Многодетная семья Стрем-ских, кроме небольших и нерегулярных государственных детских и опекунских пособий и зарплаты священника, не имеет постоянных источников поступления денежных средств, поэтому не в состоянии погасить большие задолженности по платежам за электроэнергию, газ и другие коммунальные услуги [12].
В Пензе в семье Балабохиных — семь детей. Самой младшенькой, Маше, исполнился только годик, старшей, Любе, — 12. Живет эта семья на 30 м жилой площади. Кровати ставить для всех некуда, поэтому некоторым детям приходится спать на полу. За обеденный стол еле усаживаются, а если уже сели, то, чтобы не мешать другим, не выходят до конца трапезы. Семья решила улучшить жилищные условия по программе обеспечения жильем многодетных семей. Обивают Бала-бохины пороги, а чиновники говорят: ждите [8].
Государство несколько последних лет пытается заставить женщин больше рожать, чтобы улучшить демографическую ситуацию в стране. Для этого предназначены родовые сертификаты и материнский капитал, но ребенка мало родить. Его надо кормить, одевать, обувать, растить, лечить, давать образование. На все это необходимы деньги, и немалые, их надо заработать, что возможно только при условии, если ребенок будет определен в детский сад. С этим дело обстоит крайне неблагополучно: около одного миллиона родителей стоят в очереди на получение путевок в детские сады. Такая ситуация сложилась в результате того, что в «лихие» 90-е годы тысячи дет-
79
ФЕНОМЕН ПОВСЕДНЕВНОСТИ
ских садов проданы и перепрофилированы под коммерческие учреждения: разного рода офисы, магазины, рестораны. Так, например, в Рязани в одном из бывших детских садов находится магазин «Русский свет», во втором располагается областное управление архитектуры, третий превратился в офисное здание, в котором соседствуют фирма по оказанию ритуальных услуг, ресторан, ателье, агентство недвижимости. Однако в Рязани в очереди на место в детские сады стоят 5 тыс. человек [8].
В Москве в 1991 году было 2924 садика, а в 2005 году осталось почти на тысячу меньше. Поэтому в 2006 году столичным правительством была принята программа по увеличению числа дошкольных учреждений всеми возможными способами: при помощи нового строительства, возврата в собственность ранее утраченных и расширение существующих. Это программа предусматривает ввод в строй 100 детских садов ежегодно [1]. Следовательно, Москве потребуется не менее 10 лет для того, чтобы вернуть то количество детских садов, которое имелось в 1991 году.
Когда идет ребенок в школу, тоже возникают проблемы. Раньше родители могли забрать ребенка из школы после работы, была продленка. Школьник там обедал, делал уроки, отдыхал, теперь продленка стала роскошью для школ. В тех школах, где она сохранилась, ее укоротили до предела. Одна мама из Владимира с болью рассказывает, что в их школе продленка всего до трех часов дня. Дочь в первом классе, забирать ее из школы некому, приходится матери вешать ключ от квартиры на шею девчушке, снаряжать в дорогу одну. Целый день женщина себе места не находит: как дочь добралась домой, вдруг потеряла ключ, забыла выключить газ, воду, да мало ли что может случиться. Жизнь у таких женщин превращается в кошмар и, к сожалению, порою заканчивается трагедией. Именно такая трагедия случилась в городе Павловске Воронежской области.
Матери Андрюши, штукатуру-маляру, подвернулся большой заказ, суливший неплохой заработок, который она уже мысленно тратила на сынишку. Единственная проблема — она не успевала встречать первоклашку после продленки и написала в школу расписку, что сына забирать не сможет, чтобы его отпускали одного. Возвращаясь из школы мимо реки, Андрей вступил на лед, отошел от берега и мгновенно в полный рост ушел под ледяную воду. В тот день, когда погиб Андрюша, его мама закончила выполнение заказа. Теперь она без работы и без сына.
Не лучше обстоит дело и со школьниками средних, да и старших классов. Из более чем 14 млн. школьников в 2006—2007 учебном году лишь чуть более половины занимались в разнообразных учреждениях дополнительного образования, а почти половина всех школьников были предоставлены самим себе. Одна из причин такого положения заключается в том, что в последние годы резко сократилось количество учреждений, где дети могли бы заниматься в различных кружках и секциях, а в оставшихся — занятия, как правило, платные. Если где-то и сохранились бесплатные кружки, то нередко они недоступны из-за высокой стоимости спецодежды, спортинвентаря и т. д. Вот наглядный тому пример. У Анжелы Лалиевой из Владикавказа три сына. Старший ходит в изостудию Дворца детского творчества, средний — в танцевальный ансамбль. И оба — в секцию тейквондо. Краски и кисточки ежемесячно обходятся в 300—500 руб., а чешки (200 руб.) и наколенники (150 руб.) на танцах рвутся иногда через месяц. В фонд Федерации тэквондо она сдала в начале учебного года 3000 руб. и купила две формы за 1400 руб. При этом она получает в месяц детских пособий по 150 руб. на каждого [1].
Те миллионы детей, которые после школы предоставлены самим себе, становятся объектом внимания для всякого рода проходимцев: от воров и бандитов до наркоманов и насильников. Подростки приобщаются к употреблению алкогольных напитков, наркотиков, вовлекаются в преступные сообщества. В результате даже по приблизительным подсчетам в нашей стране более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагополучных условиях. В 2004 году было зарегистрировано 154 тыс. преступлений, совершенных подростками. К этим данным необходимо добавить еще 60—70 тыс. преступлений, совершенных детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности [3]. Более 160 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступлений, 2,5 тыс. из них погибли [1].
Таким образом, проанализировав и обобщив публикации в печати, материалы теле- и радиопередач последнего времени, посвященные жизни детей, подростков и молодежи вообще и детской беспризорности в частности, можно сделать вывод о том, что в современной России эта проблема является весьма острой и требует комплексного решения.
Сформулируем некоторые рекомендации по преодолению детской беспризорности.
1. Необходимо, прежде всего, преодолеть бедность, а это возможно только при условии, если
80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 3
Проблема детской беспризорности в современной России и пути ее решения
родители имеют работу и вовремя получают достойную зарплату. К сожалению, у нас многие заводы, фабрики и сельхозпредприятия разрушены в ходе ельцинско-гайдаровских реформ. Экономика в основном носит сырьевой характер, а сейчас, в условиях мирового кризиса, и сырьевые отрасли переживают не лучшие времена. Ускоренными темпами растет безработица, уменьшается зарплата, падает и без того весьма низкий жизненный уровень населения.
В этих условиях, чтобы обеспечить успешное и уверенное развитие, у России нет иного выхода, как совершить решительный рывок вперед, а для этого нужно восстанавливать на новой технической и технологической основе нашу промышленность, возрождать деревню и поднимать сельское хозяйство, развивать социальную сферу. У нас пока еще есть все для совершения такого рывка. В решающий момент наш народ всегда умел сплотиться и мобилизоваться вокруг власти, если она действительно проводит политику в его интересах.
2. Огромную роль в жизни детей играет семья. Именно здесь ребенок начинает постигать окружающий его мир, постепенно с помощью родителей понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В семье закладываются основы физического, духовного и нравственного развития и во многом определяется будущее ребенка.
Хорошо, если семья крепкая, дружная, где детей любят, о них заботятся, но как отмечалось выше, в стране более 5 млн неполных семей, как правило, без отца. Дети в таких семьях, как правило, растут в неблагоприятной психологической атмосфере, что негативно сказывается особенно на мальчиках. Они попадают под влияние «улицы», порою вовлекаются в криминальные структуры, многие убегают из дома и пополняют ряды беспризорников.
Причины разводов различны, но чаще всего семьи распадаются из-за отсутствия жилья, плохих бытовых условий. Важно, чтобы государство оказывало больше внимание семьям вообще и многодетным в особенности. Причем внимание надо уделять не на словах, а оказывать реальную помощь в улучшении жилищных условий, приобретении одежды и обуви, снижении оплаты по коммунальным услугам, оплате детских путевок в лагеря отдыха и санатории. Что касается молодых семей, то следует взять на вооружение опыт 70-80-х годов ХХ века, когда с помощью государства, предприятий и организаций, где работали молодожены, строились с их активным участием молодежные жилищные комплексы (МЖК).
В ходе строительства складывались дружные, сплоченные коллективы, которые впоследствии обменивались опытом воспитания своих детей, устраивали для них праздники, организовывали спортивные игры и соревнования на спортивных площадках, возведенных специально при МЖК, поддерживали порядок в домах и вокруг них. Все это способствовало снижению разводов и уменьшению численности беспризорников.
3. Беспризорников, как правило, определяют в детские приемники, а оттуда направляют в детские дома, школы-интернаты, специальные учебные заведения. Все эти учреждения в силу разных причин мало что дают в смысле всестороннего развития детей и подростков. В некоторых из них сотрудники не проявляют к детям должного внимания, заботы и материнской любви. В результате дети убегают из таких заведений и снова возвращаются к бродяжничеству. Выпускники этих учреждений крайне не приспособлены к жизни. По данным Генпрокуратуры, 10 % из них кончают жизнь самоубийством, 40% становятся преступниками, 40 % — алкоголиками и наркоманами и лишь 10 % находят достойное место в жизни [3]. Вот почему очень актуален вопрос об усыновлении детей из детских домов, определении их в приемные семьи, установлении над ними опеки. Родителям приемных детей государство должно оказывать достойную материальную поддержку. Тогда не потребуется расходовать немалые средства на содержание детских учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. 2009 год в России объявлен Годом молодежи. Однако у власти длительное время не было, да и сейчас еще нет внятной молодежной политики. Комсомол фактически был распущен, а вместо него в последнее время стали появляться молодежные организации типа «Местные», «Идущие вместе» (неизвестно, с кем и куда), «Наши», «Молодая гвардия» и др. Все они пока еще мало чем проявили себя в практических общественно-полезных делах. Между тем положение дел в молодежной среде в последние годы становилось все более удручающими. Сейчас везде и всюду можно видеть пьяных, нецензурно выражающихся молодых парней и девушек. С каждым годом увеличивается численность наркоманов. Так, с 1994 по 1998 год по разным оценкам в 6—8 раз возросло количество наркоманов в студенческой среде. В 2000 году заместитель главного врача НИИ наркологии Минздрава РФ Александр Козлов признал, что в стране наркоманией страдают около 3 млн россиян в возрасте от 13 до 25 лет. Журнал «Спецназ России»
81
ФЕНОМЕН ПОВСЕДНЕВНОСТИ
тогда же утверждал, что общее число наркоманов перевалило за 9 млн. Только в 90-е годы количество смертных случаев от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза [2]. Судя по всему, международная наркомафия в союзе с отечественной объявила нам настоящую войну, потому и действовать надо, как на войне. Нужно мобилизовать все силы и средства государства и общества на борьбу с этой чумой. Прежде всего следует нанести удар по наркобаронам, которые наживаются на горе и страдании миллионов родителей и их детей. И все-таки основное внимание необходимо направить на исцеление наркоманов, используя все средства и методы, которые дают позитивные результаты.
В селе Пичугино Варгашинского района Курганской области бывшие наркозависимые молодые люди организовались в коммуну, обзавелись животными, занялись огородничеством. Правило для всех одно — не употреблять наркотики, работать как все, добровольность полная. Перепробовав различное лечение в городе, они встречали старых друзей — и все возвращалось. Решение уехать в деревню, заняться крестьянским трудом пришло не сразу, но оказалось верным. Опрошенные соседи говорили в адрес реабилитационного крестьянского хозяйства лишь хорошие слова: работящие, скромные, не пьют и «не употребляют» [5]. Очевидно, правы те мудрецы, кто считает, что в борьбе с такими болезнями, как алкоголизм и наркозависимость, лучшим лекарством является трудотерапия, и ею надо шире пользоваться, создавая для этого необходимые условия.
5. С детьми и подростками вообще и с беспризорниками в частности обязаны вести работу специалисты разных государственных учреждений и организаций. Это, прежде всего, работники народного образования, опеки и попечительства, милиции, здравоохранения, спортивных организаций и т. д. Представители этих и других организаций ведут определенную работу, но, как правило, от случая к случаю. В этой работе отсутствует системность, последовательность, согласованность. Вот и получается, что у семи нянек — дитя без глазу. Нет, к сожалению, до сих пор такого органа, который бы координировал усилия всех организаций, занимающихся проблемами семьи и детей, отслеживал состояние дел в этой сфере, выносил наиболее острые вопросы на обсуждение Правительства, Государственной Думы, Президента и общественности. Необходимость создания органа по делам семьи очевидна. В его состав надо включить высококвалифицированных специалистов по проблемам семьи и брака, опытных возрастных психологов, лучших педагогов-организаторов. Указанный орган способен будет, объединяя усилия всех заинтересованных лиц, дойти до каждой семьи, каждого ребенка и оказать необходимую помощь и поддержку. Нам всем, верховной власти и особенно власти на местах, представителям общественных организаций, надо понять наконец что наиважнейшей задачей в наши дни является сбережение детей, которых необходимо вырастить, дать им образование, закалить их физически и морально, чтобы они стали достойными гражданами нашей страны.
Литература
1. Байбакова Е. и др. Заброшенные дети//Аргументы и факты. 2009. № 8.
2. Бумагин В. Наркоагрессия: смерть идет с юга//Советская Россия. 16 декабря 2008 года.
3. Верещагин О. Марш домой!!!//Отечественные записки. 2009. № 2.
4. Волчек Н. Маленькие бродяжки//Социальная защита. 2006. № 12.
5. Дедов А. На дворе трава//Советская Россия. 20 ноября 2008 года.
6. ДубининН.П. Вечное движение. М.: Политиздат, 1975.
7. Присяжная Н. В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство//Социологические исследования. 2007. № 11.
8. Сперанский А. Без детей горе, а с ними вдвое//Советская Россия. 7 февраля 2009 года.
9. Сперанский А. Национальная идея — это наши дети//Социальная защита. 2008. № 1.
10. Сперанский А. Удел сироты//Советская Россия. 17 февраля 2009 года.
11. Ярская-Смирнова и др. Домашнее насилие над детьми//Социологические исследования. 2008. № 1.
12. http://www.russned.ru
82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 3