Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ЛЮДИ / АГРЕССИЯ / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Свинцов М.М., Калядин З.В., Зайнулин Д.С., Юдников О.П., Ковыршина С.В.

Статья посвящена анализу феномена деструктивности и агрессии в современном обществе. Рассматриваются точки зрения Э. Фромма, З. Фрейда и М. Л. Бутовской. Приведены примеры злокачественной агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DESTRUCTIVENESS IN MODERN SOCIETY

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of destructiveness and aggression in modern society. The points of view of E. Fromm, S. Freud and M. L. Butovskaya are considered. Examples of malignant aggression are given.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 130.3

Свинцов М.М. студент 2 курса Калядин З.В. студент 2 курса Зайнулин Д.С. студент 2 курса Юдников О.П. студент 2 курса ИИТиАС Ковыршина С.В., к.филос.н.

доцент

кафедра социально-гуманитарных дисциплин Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк

ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация:

Статья посвящена анализу феномена деструктивности и агрессии в современном обществе. Рассматриваются точки зрения Э. Фромма, З. Фрейда и М. Л. Бутовской. Приведены примеры злокачественной агрессии. Ключевые слова: общество, люди, агрессия, деструктивностъ.

Svintsov M.M. student

2 year, Institute of Information Technologies and Automated Systems

Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk Kalyadin Z. V. student

2 year, Institute of Information Technologies and Automated Systems

Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk Zainulin D.S. student

2 year, Institute of Information Technologies and Automated Systems

Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk Yudnikov, O.P. student

2 year, Institute of Information Technologies and Automated Systems

Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk

Kovyrshina S.V., Associate Professor, PhD, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines

Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk

THE PROBLEM OF DESTRUCTIVENESS IN MODERN SOCIETY

Annotation:

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of destructiveness and aggression in modern society. The points of view of E. Fromm, S. Freud and M. L. Butovskaya are considered. Examples of malignant aggression are given.

Keywords: society, people, aggression, destructiveness.

Насилие, агрессия, теракты и локальные войны - негативные явления современного мира. Причины их возникновения имеют как биологические, так и социальные корни. Целью данной статьи является исследование феномена деструктивности как основания не только для разрушительных, но и для благоприятных действий.

Деструктивность, согласно Эриху Фромму, это сознательное желание разрушать и подчинять себе других. Человек отличается от животных именно тем, что он убийца - пишет учёный [1].

Человеческая деструктивность - проблема, которая сопровождает наше общество с самого зарождения. Из-за чего люди совершают «злые» поступки? Чтобы помочь читателю глубже разобраться в данном вопросе -необходимо рассмотреть понятие «агрессия» с разных сторон.

Эрих Фромм в своих трудах приводит два основных вида агрессии: доброкачественная агрессия — агрессия, общая и для человека, и для всех животных, служит делу выживания индивида и рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность; злокачественная агрессия — это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и практически отсутствуют у других млекопитающих; она не имеет филогенетической программы (не врожденна), не служит биологическому приспособлению и не имеет никакой цели.

В деструкции, согласно Фромму можно выделить следующие основные функции этого феномена: 1) функция самоопределения. Для человека есть два полюса становления: путь творчества и путь деструкции. Если человек не реализовывается как творец, производитель, то он может найти себя в разрушении: «разрушительные для жизни страсти - это тоже своеобразный ответ на экзистенциальные потребности человека (как и другие страсти, способствующие жизни, созидательные); 2) гедонистическая функция тесно связана с феноменом овеществления. Деструктивность способствует трансформации человека в вещь. Поскольку вещи господствуют над человеком, его идентификация происходит за счет вещных отношений. [1]

Выделение Фроммом злокачественной формы агрессии как основы деструктивности позволяет ему, трактовать деструктивность с социально-исторической позиции как родовую черту человека, акцентируя при этом,

что он не является по своей природе разрушителем, а стал жертвой собственной истории.

Фромм выделяет две основных формы деструктивности: садизм (по имени Маркиза де Сада [4]) и некрофилию.

Сердцевину садизма, которая присуща всем его проявлениям, составляет страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина. Заставить кого-либо испытать боль или унижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, - это одно из проявлений абсолютного господства.

Следует обратить внимание, что проявления садизма зависят от конкретных исторических условий. Так, например, крепостное право не являлось садизмом, т.к. было обусловлено политикой, а не личным стремлением одних людей управлять другими

Иногда власть над слабым может быть направлена ему на пользу, и в этом случае можно говорить о «благом» садизме. В качестве примера можно отметить ситуацию, в которой кто-то держит рядом с собой слабоумного «для его же собственного блага», и во многих отношениях действительно поддерживает его (рабство - особый случай).

Важно отметить связь между садизмом и мазохизмом (по имени Захера-Мазоха [4]) - как садист, так и мазохист нуждаются в другом существе, которое может их "дополнить". Садист дополняет сам себя при помощи другого существа, в то время как мазохист сам себя делает дополнением другого существа. Оба ищут символических связей, так как каждый из них не имеет стержня внутри себя.

Исключительным примером садизма может служить Иосиф Сталин -его приказом к политзаключённым начали применять пытки, а методы НКВД при нём были безжалостны и жестоки. Сам он, согласно Эриху Фромму, в качестве «оружия» избрал психологический садизм. [1]

Некрофилию, согласно Фромму можно определить как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся, а также как страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, а также исключительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому). [1]

В обыденном же представлении, некрофилия - сексуальное отклонение, которое выражается в половом влечении к трупам.

В качестве примера проявления некрофилии можно отменить Адольфа Гитлера - человека, который осознанно стал причиной геноцида и появления чудовищных концентрационных лагерей, в которых людей убивали в огромных количествах

Зигмунд Фрейд, на трудах которого основаны работы Эриха Фромма, предлагает несколько иную концепцию деструктивности - она проистекает из влечения к смерти. Называемое так же Танатос, это - стремление живых организмов к восстановлению своего первичного (неживого) состояния.

Противопоставлен Эросу, стремлению к жизни - комплексу сексуальных влечений и инстинкта самосохранения. [2]

Затрагивают эту тему и современники. Согласно М.Л. Бутовской, существуют три основные теории агрессии: 1) биологическая - агрессивная энергия накапливается внутри человека; 2) фрустрационная, где агрессия возникает из-за расхождения между уровнем запросов и реальных достижений; 3) теория социального научения, сторонники которой полагают агрессивное поведение результатом научения.

В процессе социокультурной эволюции было выработано множество механизмов контроля агрессии, такие как порицание спонтанной агрессии и месть.[3]

Использованные источники:

1. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - : Республика, 1998. - 670 а

2. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. - : Прогресс, 1992. - 576 а

3. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ethology.ru/library/?id=42

4. Крафт-Эбинг, Р. Половая психопатия / Р. Крафт-Эбинг. - : Книжный Клуб Книговек, 201. - 624 а

УДК 316.42

Седалищева Э.Н. студент магистратуры 2 курса Институт психологии научный руководитель: Макарова А.П., к.психол.н. заведующий кафедрой «Психологии и социальных наук» Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Россия, г. Якутск ИЗУЧЕНИЕ БАРЬЕРОВ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация:

Статья посвящена изучению барьеров развития негосударственных организаций социального обслуживания в Республике Саха (Якутия). Процесс разгосударствления сферы социальных услуг сопровождается рядом проблем. Для устранения барьеров необходимо совершенствовать механизм поддержки негосударственных организаций. Важным условием для развития частного сектора в сфере социального обслуживания является реализация межсекторного социального партнерства.

Ключевые слова: негосударственные организации, социальное обслуживание, межсекторное социальное партнерство, барьеры развития, государственная поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.