Научная статья на тему 'Проблема деградации личности в произведениях А. П. Чехова и А. Б. Коцоева'

Проблема деградации личности в произведениях А. П. Чехова и А. Б. Коцоева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10962
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ПРОЗА / ПИСАТЕЛЬ / СИМВОЛ / ГУМАНИЗМ / HUMANITY / ЮМОР / HUMOR / САТИРА / SATIRE / PROSE WRITER / CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кабулова Гаяна Согратовна

В статье рассматриваются факторы, предрасполагающие к постепенному отчуждению от духовно-нравственных приоритетов личности в произведениях А.П. Чехова и А.Б. Коцоева. Опасность духовной деградации личности как незаметный для самого человека процесс, был освещен писателями во многих произведениях. Сходство взглядов авторов заключается не только в постановке проблемы «человек и общество», но и в новаторском осмыслении тех традиционных факторов, что приводят личность к обезличиванию, способствуют ее моральной деградации, препятствуют «пробуждению» ее совести. Они оба в своих произведениях глубоко осознавали кладовые духовной жизни своих героев в тесной связи с разрешением важнейших вопросов жизни, высмеивает бескультурье, невежество, истощение внутреннего духовного мира человека, тупость, пошлость, духовную деградацию, высокомерие, карьеризм, сочувствуют людям, потерявшим способность любить, искренне чувствовать, переживать и т.д. А.П. Чехов и А.Б. Коцоев часто выступают художниками-психологами, способными показать формирование мыслей и чувств своих персонажей в их сложнейших взаимоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEGRADATION PERSON IN THE WORKS A.P. CZECHOV AND A.B. KOTSOEV

This paper examines the factors that predispose to a gradual alienation from the moral and spiritual priorities in the work of the individual A.P. Chekhov and A.B. Kotsoeva. The danger of spiritual degradation of the individual as the man himself invisible to the process, was highlighted in many of the writers. The similarity of views of the authors is not only in the formulation of the problem of «man and society», but in an innovative understanding of the traditional factors that lead a person to depersonalization, contribute to its moral degradation, prevent «awakening» of her conscience. They are both in his works are deeply aware of the storerooms of the spiritual life of his heroes in close connection with the resolution of the most important questions of life ridicules the lack of culture, ignorance, depletion of the inner spiritual world of man, stupidity, vulgarity and spiritual degradation, arrogance, careerism, sympathize with people who have lost the ability to love, sincerely feel, experience, etc. A.P. Chekhov and A.B. Kotsoev often serve artists psychologists are able to show the formation of thoughts and feelings of the characters in their complex relationships.

Текст научной работы на тему «Проблема деградации личности в произведениях А. П. Чехова и А. Б. Коцоева»

Г.С. Кабулова

ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ .

УДК 371.8.061+37.035.1

ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА И А.Б. КОЦОЕВА

© 2015

Г.С. Кабулова, кандидат филологический наук, доцент кафедры осетинской филологии

Северо-Осетинский государственный педагогический институт

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, предрасполагающие к постепенному отчуждению от духовно-нравственных приоритетов личности в произведениях А.П. Чехова и А.Б. Коцоева. Опасность духовной деградации личности как незаметный для самого человека процесс, был освещен писателями во многих произведениях. Сходство взглядов авторов заключается не только в постановке проблемы «человек и общество», но и в новаторском осмыслении тех традиционных факторов, что приводят личность к обезличиванию, способствуют ее моральной деградации, препятствуют «пробуждению» ее совести. Они оба в своих произведениях глубоко осознавали кладовые духовной жизни своих героев в тесной связи с разрешением важнейших вопросов жизни, высмеивает бескультурье, невежество, истощение внутреннего духовного мира человека, тупость, пошлость, духовную деградацию, высокомерие, карьеризм, сочувствуют людям, потерявшим способность любить, искренне чувствовать, переживать и т.д. А.П. Чехов и А.Б. Коцоев часто выступают художниками-психологами, способными показать формирование мыслей и чувств своих персонажей в их сложнейших взаимоотношениях.

Ключевые слова: литература, проза, писатель, символ, гуманизм, юмор, сатира.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вся художественно-поэтическая деятельность Антона Павловича Чехова пронизана внутренней свободой, попыткой найти истину, призывом к раскрепощению и духовному освобождению человека. В его произведениях отсутствует явный внешний конфликт между героями, энергичная и ожесточенная борьба или рокового стечения обстоятельств. Мастерство Чехова - это искусство значительных обобщений в миниатюрной форме. Он показывает жизнь не в широком варианте, как многие русские писатели, а в миниатюрной модели, детализируя наиболее важные штрихи. А.П. Чехов в своих произведениях обращается к читателям с призывом не поддаться влиянию мещанской среды, сопротивляться обывательским ситуациям, не изменять вечным идеалам и истинной любви, беречь в себе истинно человеческие качества.

Традиции А.П. Чехова больше всего обнаруживаются в рассказах, особенно дореволюционных, талантливого осетинского прозаика Арсена Коцоева [1]. Жизнь обычных людей, которые изображены с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить, и которые неизбежно принуждают их деградировать - главная тема произведений выдающегося осетинского писателя А.Б. Коцоева [2]. В его произведениях даже лучшие представители «среднего населения», трудолюбивые, с прогрессивными воззрениями, способностью размышлять, постепенно и малозаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных мещан. Ничто для его героев не становится избавлением: ни любовь, ни традиции, ни работа, ни дружба, ни культура, и даже личная духовность. В большинстве случаев обстоятельства оказываются важнейшими.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Высокую оценку творчеству А.П. Чехова давал Д. Мамсуров, который подчеркивал, что чеховское мастерство, его идеи оказали и оказывают огромное влияние на всех писателей мира. Касаясь осетинской литературы в этом плане, он замечает: «Нет сомнения в том, что А.П. Чехов оказал влияние на творчество осетинской прозы Арсена Коцоева. Повлиял Антон Чехов и на всех современных осетинских прозаиков. Нас, советских писателей, он учит быть ближе к жизни к труду рабочих и крестьян» [3].

Когда читаешь произведения А.Б. Коцоева, пишет С. Дангулов, тебя не покидает мысль: как благородно пристрастен писатель, когда идет речь о зле, как он заинтересован в низложении зла и как он счастлив рождению сил, которые являются союзниками благородства, его, писателя, союзниками. Важным для А.Б. Коцоева

является способность остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой способности залог победы над пошлостью [4].

Формирование целей статьи (постановка задания). Творчество Арсена Борисовича Коцоева является одним из интереснейших явлений осетинской художественной литературы. Между тем, почти нет работ, посвященных изучению творчества этого талантливого мастера художественного слова во взаимосвязи с русской литературой. С этой точки зрения наше обращение к проблеме заслуживает внимания и представляет собой научный интерес. В этом смысле представляется очевидной необходимость исследования характерных особенностей и закономерностей взаимосвязей творчества А. Чехова и А. Коцоева.

Одним из классиков русской литературы, чье творчество оказало благотворное влияние на осетинскую прозу, является Антон Павлович Чехов. Впервые имя А.П. Чехова, связанное с культурной деятельностью Осетии, в печатном органе появилось 22 марта 1890 г. Газета «Терские ведомости» тогда в двадцать пятом номере сообщала о проведенном во Владикавказе литературно-музыкальном вечере, где с успехом прошла его пьеса «Предложение». В последующие годы, особенно с самого начала XX века, имя писателя все чаще появляется на страницах периодической печати и на афишах культурных мероприятий, проводимых во Владикавказе. Печатались и статьи о его творчестве. Особой детальностью отличается, например, статья Г.А. Дзасохова «О художественном таланте А.П. Чехова», опубликованная в газете «Казбек» от 3 июля 1905 года. Давая высокую оценку художественному таланту А.П. Чехова, автор статьи выделяет ряд идейно-тематических особенностей его творчества, которые вызывают «симпатии общества». Г.А. Дзасохов прежде всего называет из них то, что характерно, по его мнению, для всей передовой русской литературы: высокую идейность, гуманность, способность будить «общественное сознание», вызывать «все мыслящее и благородное на борьбу с отрицательными явлениями в жизни» [5]. Критик подчеркивает также патриотический и оптимистический характер творчества А.П. Чехова, его умение через отдельные личности, главным образом отрицательные, показать общее, характерное для общества. Более обширный анализ Г. Дзасоховым творчества А. Чехова дан в его публичной лекции «Русское общество в произведениях Антона Чехова», изданной отдельной брошюрой в Пятигорске в 1910 году. Проанализировав многие произведения писателя, автор делает вывод: «Художник Чехов ставит диагноз общественным недугам. Он прямо говорит, какою болезнью страдает русское общество. Болезнь - это нудная психика общества, происходящая

Г.С. Кабулова

ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ...

от бессилья бороться с жизненными препятствиями. За каждым рассказом мы видим автора, как бы говорящим: если поставить на место этих безвольных, слабых людей сильных, то явления эти не будут так фатальны и жизнь будет иною. Сила отрицательных явлений, по произведениям А.П. Чехова, лишь в бессилии человека. Кто так смотрит на жизнь, тот уже не безнадежный пессимист. Если указано средство, значит, есть вера в светлое будущее, может быть, и далекое от нас, но приближение которого зависит от нас же самих. Вот жизненный смысл произведений Чехова и его услуга обществу» [5].

Идеи произведений Антона Чехова были актуальны и для осетинской действительности дореволюционной поры, и поэтому некоторые из них переводились на осетинский язык деятелями культуры, интеллигенцией. Так, в 1906 году профессором Б.А. Алборовым был переведен рассказ «Злоумышленник», а затем в его же инсценировке ставился на сцене самодеятельными драматическими кружками во многих селениях. В переводе на осетинский язык поставлен Тифлисским осетинским драмкружком, а инсценированный рассказ «Лошадиная фамилия» на сценах самодеятельных театров шли и драматические произведения А. Чехова [6].

Несмотря на такую большую популярность произведений А. Чехова в дореволюционной Осетии, первая их публикация все-таки была осуществлена в советское время. Это была комедия «Предложение», переведенная поэтом А. Гулуевым еще в начале двадцатого века и опубликованная в альманахе «Малусжг» («Подснежник») в 1922 году. В последующие годы также переводились и печатались произведения Антона Павловича, но наибольшее количество их было опубликовано в 1935 году в связи с 75-летием со дня рождения писателя. В Северной и Южной Осетии на страницах журналов «Мах дуг» и «Глашатай» напечатаны рассказы «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Толстый и тонкий» и другие. В Северной Осетии вышел первый сборник его рассказов с предисловием А. Гулуева. Второй, более полный сборник рассказов и пьес в Орджоникидзе был издан в 1955 году, а в Южной Осетии - третий сборник объемом в 20 печатных листов. Литературная общественность Северной и Южной Осетии особенно широко отметила 100-летие А.П. Чехова в 1960 году. Были подготовлены и изданы сборники произведений Антона Павловича. Газеты и журналы посвятили статьи этой знаменательной дате великого русского писателя. На страницах, например, только лишь «Социалистической Осетии» от 29 января выступили три виднейших осетинских писателя. Отдавая высокую дань могучему таланту Антона Павловича, Дабе Мамсуров писал: «В Чехове покоряют гуманизм творчества, глубина и ясность мысли, простота художественных средств. Его творчество всегда направлено в будущее, оно глубоко философское по содержанию, легко доходит до любого читателя» [7].

О большом значении творчества А.П. Чехова для всей советской литературы писал и поэт Георгий Кайтуков. «Советским писателям, - пишет он, - есть чему учиться у Чехова - типизации жизненных явлений, умению в маленьком сказать о большом, удивительному трудолюбию, глубокой связи с жизнью народа, принципиальности и непримиримости в оценках художественных произведений» [8].

Писатель-литературовед X. Ардасенов пишет о том, что глубокая народность и актуальность, высокое мастерство чеховских произведений создали их автору большую популярность среди писателей всех народов мира. Автор статьи справедливо считает и осетинских писателей А. Коцоева, Г. Малиева, Г. Тогузова и других продолжателями традиций А.П. Чехова. «А.П. Чехов является учителем и осетинских писателей, - пишет он. Многие рассказы и новеллы одного из старейших осетинских писателей Арсена Коцоева (1872-1944 гг.) по-чеховски лаконичны, проникнуты мягким чеховским юмором, отличаются яркостью рисунка» [9]._

В другой статье, опубликованной в литературно-художественном альманахе «Советская Осетия», к сказанному Ардасенов добавляет: «Коцоев по-чеховски остро показывал и взяточничество, и хамелеонство, и чинопочитание. Интересны в этом отношении также и его карикатуры» [10].

Разумеется, влияние такого поистине большого мастера художественного слова, каким был А.П. Чехов не ограничивается одним-двумя произведениями сравнительно молодой литературы. Художественные открытия А.П. Чехова пронизывают почти всю осетинскую прозу. Многие из них, растворяясь в художественной ткани произведений осетинских писателей стали их отличительными особенностями.

Дело не в близости изображаемых обоими писателями жизненных явлений, «рожденных капиталистической действительностью, но в одинаковых принципах отбора, обобщения и оценки этих явлений. Следуя традициям Антона Павловича, Арсен Коцоев берет из осетинской действительности именно те явления, сталкивает своих героев с такими обстоятельствами, которые уродуют человека, делают его беспомощным и безвольным [11].

Таким образом, в печальных, трагических судьбах героев А.Б. Коцоева отражается, как и у А.П. Чехова, мир насилия, произвола и невежества, который в конечном итоге вызывает в читателе протест. Формы появления этого в русской и осетинской действительности были разными, но сущность - одинаковой.

Поясним на примерах рассказов А.П. Чехова «Ионыч» и А.Б. Коцоева «И так бывает». Главный герой рассказа «Ионыч» - молодой человек, доктор Дмитрий Ионыч Старцев был назначен земским врачом. Он полон энергии, благородных чувств и намерений. Однако его постепенно засасывает окружающая мещанская, приобретательская психология такой степени, что он даже теряет свое имя. По сути дела он становится «живым трупом». Тема деградации человеческой личности под влиянием обстоятельств разрешается и в рассказе Арсена Коцоева «И так бывает». И здесь главный герой - молодой человек Саугуди Сугаров полон сил и энергии, строит радужные планы на будущее. Однако честным трудом не может заработать столько денег, чтобы уплатить большой калым за свою невесту, и он постепенно начинает воровать. Награбленным у своего же тестя богатством он платит ему калым. Но Саугуди настолько пристрастился к воровству, что не смог больше вернуться к честной жизни. На десятый день после свадьбы он был убит при краже лошадей.

Герой рассказа «В круговороте жизни» Буца, был порядочным человеком. Он стремился к учебе, хотел делать хорошие дела. Но споткнулся на «городской грязи» - на чуждой ему испорченной морали. Споткнулся, и разбились его мечты. Это явление было типичным для молодежи того времени [12].

Герои дореволюционных рассказов Коцоева, как и герои чеховских рассказов, не в состоянии выразить свой протест открыто и резко. Они нередко становятся жертвой социальных несправедливостей. Таков, например, рассказ Коцоева «Тазрет». Бывший юрист Тазырет из одноименного рассказа после того, как совершил ошибку - осудил на смерть невиновного человека, - бросает свою профессию, но до открытого отрицания судебных порядков, дающих возможность выносить несправедливые приговоры, не поднимается. Основное внимание автор сосредоточил на описании его душевных переживаний. Протест главного героя этого рассказа кончается тем, что он отходит от активной деятельности и замыкается в своих переживаниях.

Общеизвестно, что А.П. Чехов был великим мастером коротких рассказов. Не ставя задачей поучать читателя, давать общие рецепты, А. Чехов, тем не менее, всегда позволяет почувствовать критерии «настоящей правды», условия, которым должна, по его убеждению, удовлетворять «правильная постановка вопро-

Г.С. Кабулова педагогические

ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ... науки

сов» о жизни. Часто такую функцию выполняет мотив красоты. В «Палате №6», где символ действительности - утыканный гвоздями забор и сумасшедший дом и где нет места ни одному светлому пятну, вдруг в конце, в предсмертном видении Рагина проносится «стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных». Красота и единство человеческой культуры выражены в предании об Петре рассказе «Студент», в образе прекрасного сада в «Черном монахе», в безмолвной красоте кладбища под лунным светом рассказе «Ионыч». В произведениях, где описания отсутствуют, А. Чехов использует реалистическую символику, вводя такие многозначные образы, как чайка, вишневый сад и др.

И эта особенность его творчества отмечена многими писателями и литературоведами Осетин. «Поразительное соединение большого содержания и необычайно краткой формы, лаконизма и выразительности, - пишет, например, литературовед А.А. Хадарцева, - создали чеховский стиль, вызвавший массу последователей» [11].

У Арсена Коцоева стремление к краткости формы в разрешении чрезвычайно важной и сложной проблемы общенародного звучания обнаруживается с первых рассказов. Так, например, в небольшом по объему рассказе «Ранним утром» Коцоеву удается в ярких картинах изобразить трагедию двух семей, вызванную обычаем кровной мести. Герои рассказа нарисованы выпукло, отдельными штрихами переданы не только их внешний, вид, но и душевные переживания. Картины природы по-чеховски скупы и выразительны. Здесь нет ни одного слова, ни одного мазка, которые бы не подчинялись общей идее. Вот начальные строки рассказа: «Устал, замучен Таймураз своей жизнью. Не светлеет его сердце ранним утром, ожидая восход солнца. Не радуется видам цветущих полей и ледниковых гор». Собственно, здесь главное - в человеке, в его душевном состоянии, а вовсе не в явлениях природы. Автор необычайно лаконично использует природу для раскрытия глубины потрясения человеческой души.

Сурово осуждает писатель кровную месть, но сами герои еще находятся во власти этого темного обычая. Образ горца, выразившего протест против него, дан в рассказе «Пятнадцать лет», в котором А. Коцоев проявил себя блестящим мастером и тонким психологом. «Пятнадцать лет» - это трагедия человека, убившего лучшие годы жизни ради мести обидчику. Пятнадцать лет назад Кавдын был полон радостных надежд. Гордый своей силой и отвагой, он никому не уступал ни в работе, ни в молодечестве. Но нелепая случайность в один миг изломала его жизнь. Девушка, танцующая в паре с Кавдыном в день праздника Уацилла, покинула празднество - при повороте юноша нечаянно коснулся ее локтем. Ночью разъяренные братья обиженной напали на безоружного Кавдына и нанесли ему величайшее оскорбление - кинжалом отсекли ухо. Все ждали грозы, а Кавдын будто и не помышлял о мести. Пятнадцать лет ждал он, когда подрастет сын Годаха - Батрадз, и был доволен что тот рос отважным и красивым юношей. В раннее летнее утро, когда все ликует в природе и спешит навстречу восходящему солнцу, Кавдын убивает Батрадза.

Последняя часть рассказа начинается с пейзажной зарисовки. Луга и поля радуют сердце человека, и вдруг слышен плач ребенка. Это рыдает маленький брат Батрадза - единственный свидетель кровавых событий. Пейзаж дан как контраст к человеческим переживаниям.

В свое время о творчестве А. Коцоева писал Ц. Гадиев: Он скуп на слова и описания, но эта скупость-экономия, и она дает в высшей степени ценную сжатую изобретательность.

Пути и формы проникновения идейно-художественных традиций русской классики в осетинскую прозу в процессе ее становления и развития многообразны. Мы попытались показать это на примере творчества А.П. Чехова, чьи художественные завоевания оказа-76

лись наиболее близкими и плодотворными для Арсена Коцоева.

Традиции Чехова, его манеру оружием юмора и сатиры выжигать все отсталое, косное умело использовал Арсен Коцоев, изображая нашу действительность. Ярким примером этому служат короткие рассказы, рассказы-юморески А. Коцоева. Он утвердил в осетинской прозе юмор и сатиру. Еще Ц. Гадиев писал: «В произведениях нашего автора здесь и там разбросаны подкупающие блестки юмора: нечто новое для осетинской литературы» [11].

Он умело использовал и чеховский прием создания типического образа, заостряя внимание на наиболее важных чертах характера, имена действующих лиц их рассказов зачастую носят определенную идейную нагрузку и способствуют раскрытию характеров, а юмор сменяется едкой иронией и сатирой и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чехов А.П. Рассказы. - Москва: Советская Россия, 1985 - с.384

2. Мережковский Д.С. Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX - начала XX в. (1887-1914): антология. СПб: Русский путь, 2002. - 1072 с. - (

3. Мамсуров Дабе http://osetins.com/2007/10/26/ mamsurov-dabe-19091966.html

4. Дангулов С. Слово об Арсене Коцоеве [электронный ресурс], (дата обращения 09.12.2015) Мф://ЫЫю. darial-online.m/text'Kotsoev/dangulov.shtml

5. Дзасохов Гиго. Статьи и очерки. Орджоникидзе: Ир, 1970. 265 с.

6. Туаева Л.А. Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А. Алборова. Дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 152 с.

7. Сабаев С.Б. Очерки русско-осетинских литературных связей. -Орджоникидзе, 1982.-150 с.

8. Кайтуков Г. Вечно живой. Соц. Осетия, №20, 29 янв, 1960 г.

9. Ардасенов X. Большой друг народа. Соц. Осетия, №29, 28 янв. - 1961 г.

10. Ардасенов X. А.П. Чехов и осетинская литература. Альманах «Советская Осетия», №№15-16, 1960. С. 183.Гадиев Ц. Арсен Коцоев // Очерк истории осетинской советской литературы. - Орджоникидзе, 1967.-С. 129

11. Хадарцева А. Традиции А.П. Чехова в творчестве А. Коцоева. Соц.Осетия, №143, 18 июля, 1954.

12. Коцойты Арсен. Уацмыстж. - Дзжуджыхъжу, 1991.-543 с.

13. Джиоева Г.Х. Владение этнопедагогическим потенциалом осетин в условиях совместной деятельности семьи, школы и вуза //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2 (21). С. 48-51.

14. Дзусова Б.Т. Осетинский речевой этикет как важная культурологическая дисциплина воспитания толерантности у учащихся //Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 152-154.

15. Броев А.Х., Чеджемов С.Р. Проблемы воспитания личности в педагогической мысли кабардинского и осетинского народов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 3. С. 49-51.

16. Морданова С.М. Возможности формирования нравственных качеств в условиях полиэтнического общества //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №2 (21). С. 106-109.

17. Курбанова Е.А. Национальное и общечеловеческое в поэзии //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 (14). С. 114-116.

Г.С. Кабулова

ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ...

DEGRADATION PERSON IN THE WORKS A.P. CZECHOV AND A.B. KOTSOEV

© 2015

G.S. Kabulova, candidate of philology, assistant professor of ossetian philology

North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. This paper examines the factors that predispose to a gradual alienation from the moral and spiritual priorities in the work of the individual AP Chekhov and AB Kotsoeva. The danger of spiritual degradation of the individual as the man himself invisible to the process, was highlighted in many of the writers. The similarity of views of the authors is not only in the formulation of the problem of «man and society», but in an innovative understanding of the traditional factors that lead a person to depersonalization, contribute to its moral degradation, prevent «awakening» of her conscience. They are both in his works are deeply aware of the storerooms of the spiritual life of his heroes in close connection with the resolution of the most important questions of life ridicules the lack of culture, ignorance, depletion of the inner spiritual world of man, stupidity, vulgarity and spiritual degradation, arrogance, careerism, sympathize with people who have lost the ability to love, sincerely feel, experience, etc. AP Chekhov and AB Kotsoev often serve artists psychologists are able to show the formation of thoughts and feelings of the characters in their complex relationships.

Keywords: literature, prose writer, character, humanity, humor, satire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.