Валиева Татьяна Иосифовна
ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ АРСЕНА КОЦОЕВА
В статье исследуется творчество известного осетинского писателя и публициста Арсена Коцоева. Деятельность просветителя имела большое значение для осетинского народа. Герои его произведений характеризуются общечеловеческими ценностями и достоинствами. Основное содержание исследования составляет анализ рассказов А. Коцоева, в которых особое внимание сосредоточено на самых важных чертах идеальных героев писателя. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что образы, созданные пером мастера, исполнены глубокого смысла, герои являются носителями передовых идей, просветителями осетинского общества.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-375.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 3. C. 23-25. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
УДК 821.221.18
В статье исследуется творчество известного осетинского писателя и публициста Арсена Коцоева. Деятельность просветителя имела большое значение для осетинского народа. Герои его произведений характеризуются общечеловеческими ценностями и достоинствами. Основное содержание исследования составляет анализ рассказов А. Коцоева, в которых особое внимание сосредоточено на самых важных чертах идеальных героев писателя. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что образы, созданные пером мастера, исполнены глубокого смысла, герои являются носителями передовых идей, просветителями осетинского общества.
Ключевые слова и фразы: просветительство; творчество; современная действительность; патриархально -родовые обычаи; образ идеального человека; просветительские идеи; развитое самосознание; любовь к труду и свободе; благородство; чувство собственного достоинства; национальный характер; общечеловеческие ценности; этический кодекс патриархального мира.
Валиева Татьяна Иосифовна, к. филол. н., доцент
Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова valieva-57@inbox. ги
ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ АРСЕНА КОЦОЕВА
Наиболее характерным представителем просветительства в осетинской литературе является Арсен Коцоев. Писательский талант его формировался под влиянием традиции К. Хетагурова и С. Гадиева. Но была у него и другая школа - русской литературной классики. Особенно близкими были ему Н. Гоголь и А. Чехов. У них он учился приемам сатиры и юмора, мастерству короткого рассказа.
В сложное и трудное время жил и творил А. Коцоев. Невыносимо тяжела была жизнь осетинского народа. Гнет и произвол феодалов и буржуазии, безземелье, отсталое сельское хозяйство, предрассудки и суеверия обрекали народ на жалкое существование. Коцоев был исключительно отзывчив на народное горе и страдания. Несправедливость и зло вызывали у него всегда горячее и искреннее негодование. Но никакого положительного решения проблем в современной ему действительности он не находил, и тогда «оставил открытую борьбу и встал на путь общего демократизма, гуманизма и просветительства» [7, с. 105].
Писатель в своем творчестве, реалистически изображая современную действительность, умел говорить с народом о том, что его всегда больше волнует, и в такой форме, которая захватывает и покоряет его без остатка. Произведения А. Коцоева в первую очередь были написаны как «школа познания» [6, с. 99], чтобы народ учился положительному опыту в общественных и личных отношениях, который преподносится писателем, и отвергал то негативное в жизни, которое осмеивается в произведении. С этим принципом автора связаны и его просветительские взгляды.
Для писателя важным было создание образа идеального человека, носителя его просветительских идей. Вот что пишет по этому поводу Н. А. Гуляев: «Просветители пытали неистребимую веру в возможности человека, в его добрые природные задатки и с этим связывали свои надежды на внутреннее исцеление общества» [4, с. 215].
Арсен Коцоев высоко ценил человека. Его идеал личности хорошо прослеживается во всем творчестве. Важнейшими чертами характера личности, снискавшей субъективное благорасположение писателя, являются развитое самосознание, возвысившееся над предрассудками, высокое представление о ценности человека, любовь к труду и свободе, благородство и чувство собственного достоинства. Образ идеального героя, по мнению автора, должен быть примером для подражания, олицетворением всего здорового и жизнеспособного. Наделяет его Коцоев и своим мироощущением, стремясь выразить в его образе самое сокровенное и дорогое в собственной человеческой сути. Передает ему всю сложность и противоречивость своих взглядов.
«Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем» [2, с. 231]. Эти слова В. Г. Белинского можно отнести к тем героям рассказов А. Коцоева, которые сурово осуждают отсталые патриархально-родовые обычаи. Они не являются пассивными зрителями трагедии жизни, а в меру сил и способностей стремятся к реализации своего жизненного идеала. Высокий эмоциональный накал волевых устремлений, чередующихся с нотками отчаяния человека, пережившего крушение на пути к заветной цели, придает этим образам писателя искреннюю душевную взволнованность. Пусть благородный порыв их не увенчался успехом, пусть мечта еще не осуществилась, светлая надежда не убита в них, она жива и не дает им покоя.
В рассказе Арсена Коцоева «И так бывает» честный и трудолюбивый юноша Саугуди засватал Дзерассу. Не жалея сил, работает он с утра до поздней ночи, но выплатить большой калым, требуемый отцом девушки, не так-то легко. Долго и мучительно искал он выход из трудного положения. Похитить любимую девушку посчитал позором, и тогда парень, который в своей жизни никогда не крал, становится вором. Награбленным богатством платит калым. Но позорный промысел не дал ему более вернуться к честной жизни: на десятый день после свадьбы Саугуди был убит при очередном разбое. По вине вредного обычая загублена
24
^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 3
молодая жизнь Саугуди, образ его жизни сурово осужден обществом. «Да не простит бог моему тестю, из-за него я стал на этот путь», - словами своего героя Коцоев осудил калым как большое социальное зло, требующее человеческих жертв [7, с. 95].
Накипевшую ненависть к кровной мести, к вековечному злу национального бытия, обрекавшему народ на самоистребление, писатель яростно высказал в рассказе «На заре» [Там же, с. 88].
Свои чувства и мысли автор доверительно уступил пятнадцатилетнему Саукудзу, уже знающему цену суровым адатам горцев. Юноше, с радостью вступающему в жизнь, чужды жестокость и кровавые вожделения старших, но отец посылает его на месть, считая, что кровь убитого сына призывает к мщению. Воспитанный на патриархальных нравах, Саукудз ни одним словом не смог возразить отцу, только слезинки блеснули в его глазах. Этим он выразил свое несогласие. Отправляя своего идеального героя на явную гибель, Коцоев тем самым сурово осуждает жестокий обычай кровной мести, «омрачает душу своим рассказом» [3, с. 98]. Негативное отношение Саукудза к кровной мести автор рельефно изобразил описанием невыразимой красоты проснувшегося на заре леса и его пернатых обитателей. Резкий контраст между образами природы и мятущейся душой идущего на смерть юноши обнажает крайнюю напряженность конфликта. Человеческое преступление разрушает гармонию в жизни природы, обессмысливает красоту своим безобразием. «Писатель передает тончайшие оттенки душевного состояния человека, их изменения и перерождения, выявляет психологические и нравственные корни пережитков в сознании человека» [5, с. 276].
Поиски идеального героя привели Коцоева к созданию образа человека, не способного мириться с несправедливостью и злом одряхлевшего мира. В рассказе «Пятнадцать лет» [7, с. 63] Кавдын, в отличие от Саугуди и Саукудза, не только показывает свое несогласие и недовольство в борьбе с дедовскими обычаями, но и предпринимает ряд решительных действий. Наделенный яркими чертами и благородными качествами, он стал жертвой кровной мести. Нелепая случайность в один миг сломала его жизнь, адаты старины лишили его всех радостей бытия. А. Коцоев на этот раз ведет своего героя не по традиционной для мести дороге. Герой рассказа губит лучшие годы ради страшной мести. Терпит унижения, переносит оскорбления, становится отшельником, но ждет, когда вырастет сын его обидчика. Этим автор еще сильнее усугубляет трагические последствия обычая, жертвами которого становились порой совершенно невинные люди. По словам К. Хетагурова, «отомстить за кровь <...>. вовсе не значит убить самого убийцу, который мог быть хромым, косым, горбатым или старым; нужна жертва, если не большая, то, по крайней мере, равная потере» [10, с. 198].
Лавина накопившейся за пятнадцать лет горечи молчания прорвала запруду в одно чудесное утро: Кавдын безжалостно убивает прекрасного юношу - сына своего обидчика. Но совершенная месть не принесла ему удовлетворения, так как в его натуре не было жестокости. Он предается трагически-безысходным размышлениям. Кавдын задумал и совершил месть под необоримым давлением традиционных представлений о чести и достоинстве человека. Но сознание его давно уже возвысилось над традиционными народными предрассудками. Противоречие между его реальным сознанием и нравственной традицией привело его к гибели, а точнее - к самоубийству. Смерть Кавдына - это вызов жестокой кровной мести, ставшей враждебной его нравственности. Это протест против устоявшейся традиции. Он принес себя в жертву, чтобы разорвать вековую цепь убийств из-за кровной мести. В образе своего идеального героя Коцоев рисует «пробуждающегося человека, который ощупью, но уже настойчиво ищет света и выхода из той бездны мрака и лжи, куда его повергла тысячелетняя история» [8, с. 98].
В поисках образа идеального героя писатель поднялся на новую ступень в рассказе «Ханиффа» [7, с. 169]. Герой этого произведения Тего, славный наездник, живое воплощение идеала молодца в патриархальном мире, посватался к гордой, избалованной красавице, но та оскорбила его унизительной кличкой. За нанесенную обиду Тего поклялся отомстить Ханиффе. Этого требовал этический кодекс патриархального мира. В первом варианте рассказа под названием «Ганиффа» Тего был непоколебим в исполнении своего решения -через шесть месяцев после замужества девушки он расправляется с ней и сам погибает в поединке с ее мужем. Но такая концовка не отвечала идеалам писателя-просветителя. Коцоев переделывает свой рассказ, меняет трактовку проблем долга, чести и благородства. И Тего прощает Ханиффе свою обиду, гнев сменяет на милость. Так писатель очищает сознание своего героя от гнета вековых предрассудков, и он становится носителем новых нравственных истин, преодолевая традиционные поведенческие стереотипы. Такие внезапные повороты в судьбах героев характерны для всей просветительской литературы. «Естественное развитие событий здесь часто уступает место всевозможным случайностям, когда надо во что бы то ни стало обеспечить победу «моральному» человеку», - пишет Н. Г. Степанов [9, с. 214].
Арсен Коцоев был очень требователен к человеку. В своем творчестве он открыто говорит о его неразвитом самосознании, пороках и рабской покорности традиции. Но в то же время он опечален несовершенством человеческой природы, ибо для него превыше всего было звание человека. Его идеалом был человек высокой чести и достоинства, правда, не выходивший за пределы самых высоких этических представлений патриархального крестьянства. Такими являются многие герои его рассказов. Важнейшей чертой характера этих героев является чувство человеческого достоинства, которое они отстаивают в решительной борьбе. Они носители лучших традиций патриархально-родовой этики, могут снести все, только не унижение достоинства и чести.
Писателю наиболее близок идеальный образ патриархального крестьянина-труженика. Показателен в этом отношении герой рассказа «День схватки» [7, с. 166]. Автор наделяет своего героя; его теми качествами, которые составляют идеал свободолюбивого горца. Жизнь Додти состояла из череды однообразно тянувшихся дней изнурительного труда, нескончаемых страданий и безутешного горя. Но у него неиссякаемое, по сути дела, терпение, ибо он единственный кормилец своей семьи. Он необычайно уступчив и миролюбив, но его потрясло
столкновение с жестоким миром торгашей. Додти высокого мнения о своем человеческом достоинстве, а для лавочника он всего лишь «гололобый», которому место в Сибири. Нормы традиционной в патриархальном мире морали обязывали осетина за оскорбление личности и человеческого достоинства жестоко мстить своему врагу. Оскорбления, нанесенные Додти, вызвали в нем сильное эмоциональное возбуждение. В ответ на пощечину он вонзил кинжал в обидчика и тем самым защитил свое человеческое достоинство. Несомненна чистота гневного порыва героя в защиту прав личности. Додти знал, что вступает в смертельную схватку с насилием толпы торгашей, но не позволил безнаказанно глумиться над собой, не опозорил высокое звание человека.
По мнению Коцоева, в какие бы трудные условия жизни ни попал человек, он не должен терять свое человеческое достоинство. Наверное поэтому писатель оказался таким щедрым в описании абрека в рассказе «Друзья» [Там же, с. 42]. Батырбек - конокрад, но «честно» работает со своим «другом». Пристав Иван Кузьмич выдает ему документы на краденых лошадей, а он безбоязненно продает их по высокой цене. Но когда Топтыго потребовал львиную долю выручки, Батырбек ему резко возразил. Сталкивая абрека и продажного блюстителя порядков, автор выявляет, что представитель закона - куда больший преступник, чем разбойник с большой дороги. Симпатии автора на стороне храброго, смелого и преданного Батырбека: «Я вор и разбойник, а ты - дважды вор, дважды разбойник <.. .> Еще скажу: ты и в товарищи не годишься. У воров и разбойников тоже свои правила. Слово надо держать. Поссорился с товарищем, все равно не выдавай... Я тебя никогда не выдам...» [Там же, с. 48]. Местью абрека Коцоев еще раз подчеркивает превосходство своего героя, который никому не позволяет унизить свое человеческое достоинство ни в каких обстоятельствах. Конечно, бунтарство Батырбека уродливо и анархично, но презрительное отношение к сытой жизни делает его привлекательным в глазах униженных и оскорбленных, с позиции которых этот образ и оценивает автор.
Каждая эпоха выдвигает своего литературного героя, в котором концентрируются особенности данного времени. Идеальный герой А. Коцоева наделен некоторыми важными достоинствами патриархального горца-осетина, но лишен основных черт национального характера. Идеал человека показан писателем не во всей полноте и красе. Мы видим лишь отдельные штрихи, «которые представляют сгусток нравственных добродетелей» [4, с. 74]. Но в то же время во внутренней сущности героев Коцоева заложено важное качество, которое восходит к стремлению всех писателей-просветителей «...насытить литературу гуманистическим содержанием, превратить ее в средство распространения просветительских идей» [1, с. 107].
Творчество Арсена Коцоева имело большое значение для осетинского народа. Его произведения призывают читателя верить в конечное торжество света, добра и нравственной красоты. Образы, созданные пером мастера, исполнены глубокого смысла, герои являются носителями передовых идей, просветителями осетинского общества, характеризуются общечеловеческими ценностями и достоинствами.
Список литературы
1. Аваков З. Н. Просветительство и развитие дооктябрьской литературы тюрко-язычных народов Северного Кавказа. Алма-Ата: Северный Казахстан, 1988. 289 с.
2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953-1959. Т. 9. 437 с.
3. Бялый Г. А. Русский реализм от Тургенева к Чехову. Л.: Художественная литература, 1990. 247 с.
4. Гуляев Н. А. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1977. 342 с.
5. Джикаев Ш. Ф. История осетинской литературы. Владикавказ: Ир, 2008. 461 с.
6. Джусойты Н. Г. История осетинской литературы: в 2-х ч. Тбилиси: Мецниереба, 1980. Кн. 1. 322 с.
7. Коцоев А. Б. Избранные рассказы. Владикавказ: Ир, 1999. 540 с.
8. Салагаева З. М. От Нузальской надписи к роману. Владикавказ: Ир, 1984. 175 с.
9. Степанов Н. Г. Развитие реализма в русской литературе: в 3-х т. М.: Наука, 1973. Т. 3. 386 с.
10. Хетагуров К. Л. Полное собрание сочинений: в 5-ти т. Владикавказ: РИПП имени В. А. Гассиева, 2010. Т. 4. 508 с.
THE IMAGE OF AN IDEAL MAN IN ARSEN KOTSOYEV'S CREATIVITY
Valieva Tat'yana Iosifovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov valieva-57@inbox.ru
The paper examines the creativity of the famous Ossetian writer and publicist Arsen Kotsoyev. The educator's activity was of great importance for the Ossetian people. The characters of his works are characterized by universal values and virtues. The main content of the research is the analysis of the stories by A. Kotsoyev, with a particular focus on the most important features of the writer's ideal characters. On the basis of the conducted research the author concludes that the images, created by the pen of the master, are full of deep meaning, the characters are the bearers of progressive ideas, the educators of the Ossetian society.
Key words and phrases: Enlightenment; creativity; contemporary reality; patriarchal and patrimonial customs; image of ideal man; educational ideas; developed self-awareness; love of work and freedom; nobility; self-esteem; national character; universal values; Code of Ethics of patriarchal world.