Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ ВУЗА'

ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / СТУДЕНТ / STUDENT / ДАГЕСТАН / DAGESTAN / IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акаева Н.Ш.

Статья посвящена проблеме деформации этнической идентичности студентов вуза. Рассмотрены взаимосвязи типов этнической идентичности с такими характеристиками личности, как социально-психологическая адаптированность, стрессоустойчивость, агрессивность и депрессивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акаева Н.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of ethnic identity deformation within educational context of a higher education establishment

The article deals with the problem of University students’ ethnic identity deformation. The ties between types of ethnic identity and such characteristics of a personality as social psychological adaptation and stress resistance, aggressiveness and depression have been investigated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ ВУЗА»

УДК 159.9 Н.Ш. Акаева

Проблема деформации этнической идентичности молодежи в образовательном

контексте вуза

Дагестанский государственный университет; a_naida@inbox.ru

Статья посвящена проблеме деформации этнической идентичности студентов вуза. Рассмотрены взаимосвязи типов этнической идентичности с такими характеристиками личности, как социально-психологическая адаптированность, стрессоустойчивость, агрессивность и де-прессивность.

Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, студент, Дагестан.

Трансформация современного общества повлекла за собой изменение социокультурных ценностей и социальных характеристик различных социальных групп, в том числе и молодежи. Развитие рыночных отношений с установкой на индивидуализм и прагматизм стремительно продуцируется в молодежной среде. В период перехода ко взрослой, социально ответственной жизни в условиях социальных перемен молодой человек сталкивается с двумя противоречивыми тенденциями: во-первых, возрастанием требований к обществу в связи с усилением степени его социализированности, а во-вторых, расширением потенциального поля самоорганизации и самореализации, возможностью осуществления выбора из множества альтернатив социальной интеграции. В этой связи для осмысления проблем социализации молодежи в условиях социокультурной трансформации общества чрезвычайно актуален социокультурный анализ характера самоопределения молодого поколения.

Социокультурная рефлексия социализации предполагает исследование аксиологических аспектов социально-коммуникативных и субкультурных практик, жизненно-смысловых стратегий образа жизни, социальных стереотипов и аттитюдов современной молодежи. Социокультурный анализ не только позволяет продемонстрировать зависимость специфики социализации различных молодежных групповых идентичностей от политических, социально-экономических и культурно-исторических концептов и нормативов общества, но и может способствовать развитию представлений о позитивных, партнерских межпоколенных отношениях в условиях плюрализма и конкуренции, что является важнейшим условием социальной стабильности общества и устойчивого развития государства. Поэтому социокультурный анализ проблем социализации молодежи, переживающей становление взрослой идентичности на фоне социальных изменений и трансформаций во всех формах общественных отношений, представляется актуальным не только в научно-исследовательской перспективе, но и с позиции задач социальной практики.

Известно, что идентичность выступает неким персональным континуумом, единство которого строится на возможности ролевой реализации в этнической, конфессиональной, возрастной, профессиональной и т. д. плоскостях. Таким образом, становится очевидным, что концепт «идентичность» имеет два глубинных, тесно взаимосвязанных между собой поля раскрытия: первый - личностно-персональный и второй - социально-культурный, включающий этноконфессиональную, профессиональную историческую, лингвистическую и другие составляющие.

В студенческие годы в коллективе наиболее четко проявляется принадлежность к тому или иному типу этнической идентичности. В настоящее время проблеме этниче-

ской идентичности посвящены работы таких ученых, как С.К. Бондырева, Р.В. Борисов, З.М. Гаджимурадова, Л.М. Дробижева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др. Обзор теоретической базы по данной проблематике позволил сделать выводы о том, что на процесс социальной адаптации студента вуза влияют тип и содержание этнической идентичности личности. Проблемы в процессе социальной адаптации главным образом вызывают «крайние» (полярные) типы этнической идентичности, такие как этнофанатизм и этническая ущемлённость. В структуру процесса социальной адаптации входят психофизиологический, социально-психологический и собственно личностный компоненты. Эти компоненты были изучены в эмпирическом исследовании, результаты которого представлены в данной статье. Нами изучалось влияние деформации этнической идентичности на социальную адаптацию студентов вуза. В качестве респондентов выступили студенты факультета психологии и философии, филологического факультета (русское отделение) и факультета востоковедения Дагестанского государственного университета. Всего 70 человек, из них 46 девушек (65,71 %) и 24 юноши (34,29 %). Средний возраст респондентов - 18 лет. Выборка производилась методом случайных чисел и отвечает требованиям репрезентативности. Для выяснения типов этнической идентичности, присущих студентам вуза, мы воспользовались методикой «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, В.С. Рыжовой. Данная методика состоит из 30 высказываний. Испытуемым необходимо было выразить согласие или несогласие с приведёнными высказываниями. Подсчитывался процент согласия / несогласия с указанными утверждениями и таким образом выявлялся тип этнической идентичности. Для того чтобы выяснить социальную адаптированность респондентов, была использована «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Раге. Методика состоит из списка 43 жизненных событий, респонденту необходимо отметить те, что произошли в его жизни в течение последнего года. Каждое событие оценивается соответствующим количеством баллов, затем все набранные баллы суммируются. Полученный результат - мера жизненных событий - отражает уровень социальной адаптированности, уровень стресса и одновременно степень сопротивляемости стрессу.

В рамках данного исследования мы также изучали и уровень агрессивности и де-прессивности респондентов, т. к. полагаем, что деформация этнической идентичности может выражаться в данных характеристиках личности. Для этого мы воспользовались следующими методиками. Тест эмоций (тест Басса - Дарки в модификации Г.В. Резап-киной), направленный на диагностику различных форм агрессивного поведения. В нем 35 утверждений, с которыми нужно согласиться или не согласиться. В последующем подсчитывалось количество набранных баллов для каждой формы агрессивного поведения, в результате чего и делались выводы об уровне общей агрессивности человека.

Для выявления наличия и выраженности депрессивных симптомов была использована методика «Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory - BDI)». Он содержит 21 утверждение, каждое из которых представляет собой отдельный тип психопатологической симптоматики. Испытуемому предлагается выбрать одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего описывает его состояние за прошедшую неделю, включая сегодняшний день. Каждый ответ соответствует определенному количеству баллов, которые в конце суммируются, и на основании этого делается вывод относительно депрессивной симптоматики.

В ходе выполнения всех описанных методик респондентам было предложено указать некоторые сведения о себе: вуз, курс, факультет, пол, возраст и национальность. Проведённое исследование по методике «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солда-

това, С.В. Рыжова) дало следующие результаты: были выявлены такие типы этнической идентичности, как позитивная этническая идентичность, этноиндифферентность, этноизоляционизм, этнофанатизм, этнонигилизм (вплоть до этноущемлённости). Количественные результаты по методике представлены в таблице 1.

Таблица № 1. Количественное распределение респондентов по типу этнической

идентичности

Тип этнической идентичности Кол-во респондентов, %

Позитивная этническая идентичность (норма) 57,14

Этноиндифферентность 21,43

Этноизоляционизм 4,29

Этнофанатизм 10

Этнонигилизм 7,14

Степень социальной адаптированности и стрессоустойчивости в методике Холм-са-Рагге делится на высокую (150-199 баллов), пороговую (200-299) и низкую (300 и более баллов). Замерив уровень социальной адаптированности и стрессоустойчивости, мы соотнесли этот уровень с типами этнической идентичности (табл. 2).

Таблица № 2. Связь этнической идентичности и социальной адаптированности

Тип этнической идентичности Степень социальной адаптированности и стрессоустойчивости

Позитивная этническая идентичность (норма) Высокая (~ 160 баллов)

Этноиндифферентность Высокая (~ 183 балла)

Этноизоляционизм Пороговая (~ 205 баллов)

Этнофанатизм Пороговая (~ 287 баллов)

Этнонигилизм Низкая (~ 310 баллов)

Далее исследование проводилось по методике Баса-Дарки. Замерив общий уровень агрессивности, мы также соотнесли этот показатель с типами этнической идентичности (табл. 3).

Таблица № 3. Связь этнической идентичности и агрессивности

Тип этнической идентичности Общий уровень агрессивности

Позитивная этническая идентичность (норма) Средний (~ 2,9 балла)

Этноиндифферентность Низкий (~ 2,2 балла)

Этноизоляционизм Средний (~ 2,9 балла)

Этнофанатизм Высокий (~ 3,3 балла)

Этнонигилизм Средний (~ 2,9 балла)

Согласно «Опроснику депрессивности Бека», когда суммарный балл по той или иной шкале меньше 9, это рассматривается как отсутствие депрессивных симптомов; сумма баллов от 10 до 18 характеризуется как «умеренно выраженная депрессия», от 19 до 29 баллов - «критический уровень» и от 30 до 63 - «явно выраженная депрессивная симптоматика».

Замерив уровень депрессивности респондентов, мы, как и в предыдущих случаях, соотнесли этот показатель с типами этнической идентичности. Полученные результаты приведены в таблице 4.

Таблица № 4. Связь этнической идентичности и депрессивности

Тип этнической идентичности Выраженность симптомов

депрессивности

Позитивная этническая идентичность (норма) Отсутствие (~ 7,2 балла)

Этноиндифферентность Отсутствие (~ 6,8 балла)

Этноизоляционизм Умеренная выраженность (~ 13,2 балла)

Этнофанатизм Отсутствие (~ 8,5 балла)

Этнонигилизм Умеренная выраженность (~ 15,4 балла)

Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу: деформация этнической идентичности влияет на социальную адаптацию студентов дагестанских вузов. Респонденты, у кого была выявлена позитивная этническая идентичность, имеют высокий уровень социальной адаптации и стрессоустойчивости, средний уровень агрессивности, у этих студентов отсутствуют признаки депрессивности. У этнических фанатиков пороговый уровень социальной адаптации и стрессоустойчивости, высокий уровень агрессивности, а признаки депрессивности у них отсутствуют.

Иная ситуация с противоположным типом этнической идентичности - этнониги-лизмом. Здесь уровень социальной адаптации и стрессоустойчивости отмечается как низкий, присутствует средний уровень агрессивности и умеренно выраженная депрес-сивность.

Теоретический обзор имеющейся литературы по данной проблематике, а также эмпирическое исследование показало, что типы этнической идентичности влияют на социальную адаптацию студентов вуза. Высокая социальная адаптированность была выявлена у респондентов, которым присущи позитивная этническая идентичность и этническая индифферентность.

Литература

1. Акаева Н.Ш., Борисов Р.В. Региональная идентичность в контексте изучения гражданской идентичности в традиционном обществе: теоретико-концептуальный анализ // Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - №. 3.

2. Борисов Р.В. Языковая компетентность в контексте межэтнического взаимодействия в полиэтническом регионе: монография. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

3. Елаева И.Э. Теоретические подходы к изучению этнической идентичности в отечественной науке // Этнологические исследования: сб. ст. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. - Вып. 1. - С. 28-66.

4. ^кевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России: дис. ... д. социол. н. - СПб, 1996.

5. Усманова З.Р. Место и роль гражданской идентичности в структуре самосознания жителей Северного Кавказа // Вестник Дагестанского госуниверситета. - 2013. -Вып. 4. - С. 263-267.

Поступила в редакцию 3 марта 2014 г.

UDK 159.9

The problem of ethnic identity deformation within educational context of a higher

education establishment

N.Sh. Akaeva

Dagestan State University; a_naida@inbox.ru

The article deals with the problem of University students' ethnic identity deformation. The ties between types of ethnic identity and such characteristics of a personality as social psychological adaptation and stress resistance, aggressiveness and depression have been investigated.

Keywords: identity, ethnic identity, student, Dagestan.

Received March 3, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.