Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ'

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

основных группы. В первом случае ведущий игры (преподаватель) вводит определенные правила, которым четко должны следовать игроки (студенты). Участники тренинга, согласно инструкциям, принимают на себя роли представителей различных культур. Полученная ими роль содержит четкие предписания, каким образом они должны себя вести и что говорить, отступать от предписанной инструкции не разрешается. В таких межкультурных ролевых играх упор, как правило, делается на ситуации, связанные со спецификой невербальной коммуникации представителей различных культур.

Использованные источники:

1. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - М.: Флина, 2013. - 224 с.

2. Леонтович О. А. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы // Вестник российской коммуникативной ассоциации. - 2012. - № 1. - С. 63- 67.

3. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб., 2012. - 341 с.

4. Основы межкультурной коммуникации. Практикум. Издательства: АСТ, АСТ Москва, Восток-Запад, 2012. - 288 с.

5. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.

Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Манюшкина Т.А. студент 2 курса 1 группы педиатрический факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ

им. В. И. Разумовского Минздрава России)

Россия, г. Саратов ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Основной проблемой русской философии всегда был человек, пути его развития и человеческие взаимоотношения. Специфика русской философии в том, что она антропоцентрична. Для нее характерно признание абсолютной значимости человека, его внутреннего мира, его жизни, т.е. независимости оценок личности от её сословной, классовой и национальной принадлежности. Каждая личность значима и ценна сама по себе, независимо от её места в мире. Эта значимость коренится в присоединении данной личности к абсолютным ценностям, корни которой заложены в божественной личности, т.е. личность становится личностью только через внутреннюю работу души, через приобщение к абсолютным ценностям

справедливости, добра, красоты, истины. Через работу души по приобщению к этим ценностям люди соединяются друг с другом, образуя абсолютное единство духовных устремлений. Свободное собирание личностей вокруг высших ценностей называется соборностью. Западная философия противопоставляет человеческую индивидуальность человеческой коллективности, считая, что связь с другим - это и есть умаление индивидуальности и носит принудительный характер. А в русской философии считается возможным свободное единение личностей на основании внутреннего стремления к общим духовным ценностям.

Человек, в понимании русской философии, в первую очередь существо духовное, а не природное, поэтому он всегда выступает как субъект познания и действий, а не как объект. Как существо духовное человек тесно связан с Богом, который для него является высшей ценностью и придает смысл его бытию, и, двигаясь к Богу, человек преодолевает свою греховность. Это движение есть нравственное самовоспитание и саморазвитие личности, ее культурное творчество. Человек творит смыслы. Смысл - это ценность, и поэтому всякое творческое стремление ценностно.

Творчество создает необычный мир, оно «продолжает дело творения», делает человека подобным Богу-творцу. Эта способность человека к творчеству божественна, в этом и состоит его богоподобие.

Все, что происходит в обществе, нужно рассматривать с точки зрения ценности для индивида, но это не умаляет прав общественности, поскольку общественность есть органическое единство индивидов и человек, и общество ставятся в отношении равной ценности.

Человек - существо метафизическое, так как его жизнь, его труд, разум определяют невидимые, эмпирически не выводимые основания - прежде всего моральные. Истоки этих оснований заложены в трансцендентном мире, поскольку в эмпирическом мире норм выявить невозможно. Это трансцендентное составляет необходимый срок нашего существования, атмосферу духовности, нашу почву, духовное царство Бога.

«Духовное царство» и «Бог», сверхличные ценности не существуют для человека объективно на манер окружающих вещей; подлинное трансцендирование - это движение внутрь субъекта. Этот путь лежит в глубине существования, на этом пути происходит экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком...»

Трансцендирование - это свобода, «познание познания», освобождение человека от плена себя самого, выход из погруженного сознания в мир с целью познавания бытия и истины. Человечность - есть образ Божий в человеке.

По мнению русской философии, ни природа, ни история не являются залогом человечности; последняя не вытекает ни из эволюции, ни из социального прогресса. Подобный автоматизм сделал бы ненужными свободу и ответственность. Человек - не продукт эволюции и не продукт общества, он вообще не является каким-то завершенным продуктом. Он

неустанно создается, самосоздается; он обязан каждый день стараться быть человеком, и эта постоянная самосозидатемость, негарантированность со стороны окружающих обстоятельств выражена символом «образа и подобия Божьего».

Путь к внутренней свободе сугубо индивидуален, тут нет правил и законов для самого себя, главное - стремление к работе и как результату -новому откровению. Лишь освободившийся человек является ответственным, и, следовательно, моральным.

УДК 159.97

Куклин В.Ю. директор

Цветков А.В., доктор психологических наук заместитель директора по науке Центр нейропсихологии «Изюминка»

Россия, г. Москва САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ПОТРЕБЛЕНИИ ТАБАКА

Аннотация: исследование проведено на выборке лиц со стажем употребления табака не менее 5 лет, с использованием ряда нейропсихологических проб (копирование сложных объемных фигур, графическая проба «забор», опросник Аннетт на выявление ведущей руки) и методик на регуляцию собственного поведения и эмоционального состояния (опросник нервно-психической адаптации, опросник В.И. Моросановой ССП-98, семантический дифференциал времени Л.И. Вассермана). Показано, что в экспериментальной группе «опорой» программирования выступает правое полушарие, а психосоматических симптомов - левое. В контрольной - планирование и оценка результатов опираются на левое полушарие, «глобальная» саморегуляция и гибкость поведения - на правое.

Ключевые слова: саморегуляция поведения, динамический компонент познавательных процессов, межполушарная асимметрия.

Kuklin V.Yu.

Director, Center for neuropsychology "Izyuminka ", Moscow

Tsvetkov A.V.

doctor of Psychology, Deputy Director for science, Center of

neuropsychology " Izyuminka ", Moscow SELF-REGULATION AND COGNITIVE PROCESSES IN CHRONIC TOBACCO CONSUMPTION

Abstract: the study was conducted on a sample of individuals with tobacco use experience for at least 5 years, using a number of neuropsychological tests (copying a complex three-dimensional shapes, the graphic test "fence", Annette questionnaire to identify dominant hand) and methods for the regulation of behavior and emotional utates (questionnaire of neuro-psychic adaptation,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.