Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ИЛЬЯС"'

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ИЛЬЯС" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моральные принципы / мировоззренческие позиции / аксиологический подход / рассказ-притча / религиозные учения / ориентализм / духовные ценности / moral principles / worldview positions / axiological approach / story-parable / religious teachings / Orientalism / spiritual values

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухиддинов А.Г., Хусенова Д.У.

В данной статье рассматривается отношение Л.Н.Толстого к общечеловеческой морали, а также проблема поиска собственного «символа веры» восточного человека на основе рассказа «Ильяс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MAN IN TOLSTOY'S SHORT STORY "ILYAS"

This article examines the attitude of Leo Tolstoy to universal morality, as well as the problem of searching for an Eastern person's own "symbol of faith" based on the story "Ilyas".

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ИЛЬЯС"»

УДК 808.5

Мухиддинов А.Г., к.п.н.

доцент Хусенова Д.У. преподаватель Ферганский государственный университет

Узбекистан, г. Фергана

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ИЛЬЯС»

Аннотация: В данной статье рассматривается отношение Л.Н.Толстого к общечеловеческой морали, а также проблема поиска собственного «символа веры» восточного человека на основе рассказа «Ильяс».

Ключевые слова: моральные принципы, мировоззренческие позиции, аксиологический подход, рассказ-притча, религиозные учения, ориентализм, духовные ценности.

Muxiddinov A. G., c.p. s. associate professor Xusenova D. U. teacher

Fergana state university Uzbekistan, Fergana city

THE PROBLEM OF MAN IN TOLSTOY'S SHORT STORY "ILYAS"

Abstract: this article examines the attitude of Leo Tolstoy to universal morality, as well as the problem of searching for an Eastern person's own "symbol of faith " based on the story "Ilyas ".

Keywords: moral principles, worldview positions, axiological approach, story-parable, religious teachings, Orientalism, spiritual values.

Среди писателей, которые становятся признанными классиками уже при жизни, видное место занимает русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910 гг.). На мировоззрение Толстого оказали огромное влияние Ж.Ж. Руссо, И. Кант и А. Шопенгауэр.[4,431 с.]. В истории русской философии и этики Толстой занимает уникальное место. Он связывает собой две эпохи, выражая характерное нравственное умонастроение XIX в. - "религиозно-моралистическое возбуждение общества 70-х годов" и тенденции развития моральных принципов XX в.. Писатель предпринял попытки осуществить религиозно-философскую систематизацию и институциализацию морали. Философические искания Толстого оказались

созвучными определенной части русского и зарубежного общества (так называемое толстовство). Мировоззренческие позиции великого писателя получили воплощение в следующих презумпциях:

- многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

- религия должна стать простой и доступной для народа;

- Бог, религия - это добро, любовь, разум и совесть;

- смысл жизни - самосовершенствование;

- главное зло на Земле - смерть и насилие;

- необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

- в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

- государство - отживающий институт и, поскольку оно - аппарат насилия, не имеет права на существование;

- всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его - не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.[2, 47]

Нравственная позиция великого мыслителя основана на том, что в качестве рационального критерия морали рассматривается не только философский разум, но и обычный здравый смысл. Примечательно, что этой задаче посвящены все религиозно-философские сочинения позднего Толстого. Среди последователей великого писателя-гуманиста оказались не только представители различных религиозных конфессий, но и сторонники специфических «ненасильственных» методов борьбы за преобразование общества нового типа. К их числу относится, например, выдающийся деятель национально-освободительного движения Индии М. Ганди, называвший Толстого своим учителем. Религиозно-философские искания Льва Николаевича Толстого были связаны с переживанием и осмыслением самых разнообразных философских и религиозных учений, на основе чего формировалась мировоззренческая система, отличавшаяся последовательным стремлением к определенности и ясности, поиском индивидуального стиля выражения собственного "символа веры".[5,28]

Поиск нравственного идеала, основополагающих принципов общечеловеческой морали прослеживается в рассказе «Ильяс», созданного в 1885 году. В нем дана своеобразная философская интерпретация проблемы поиска собственного «символа веры» восточного человека. В этом кратком по объему, но весьма глубокому по идейному содержанию рассказе выдающийся писатель апеллировал к простому человеку как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой социального благополучия. Это произведение вызвало пристальный интерес в странах мусульманского Востока, и, прежде всего, в Турции, где этот рассказ вышел под заглавием «Ильяс или богатство» (1891) в переводе, известной в Турции под именем Гюльнар Ханым, Ольги Лебедевой - одной из самых ярких

представителей первой когорты переводчиков русской литературы на турецкий язык. Глубокий смысл имеют слова переводчика, обращенные к читателям в мусульманском мире: произведения Льва Толстого написаны для того, чтобы украшать нравственность.

Это рассказ о некогда богатом человеке Ильясе, который к старости потерял всё своё богатство и стал сам работником у своего богатого соседа. Люди захотели узнать у Ильяса: неужели он не тужит, находясь в таком приниженном состоянии. Ильяс разрешил им задать этот вопрос его жене. А старуха сказала, что они всю жизнь искали счастье, когда были богатыми и так и не нашли, а вот сейчас, когда выполняет примитивную работу у хозяина, их совесть чиста, и они с мужем обрели счастье и покой. Толстой своим мудрым рассказом хочет показать, что глупы люди, которые считают, что счастье в богатой жизни, самое главное для счастья человека - это его спокойствие, его совесть и хорошее отношение к людям.

Толстой несколько раз отмечает, что Ильяс разбогател благодаря собственному честному труду. Отсутствие зависти, отсутствие озлобленности, чувство собственного достоинства, смирение помогли Ильясу понять истинный смысл жизни. Л.Толстой акцентирует внимание читателя на том, что духовные ценности выше материальных: ни за какие деньги нельзя купить любовь, взаимопонимание, уважение, гармонию с собой и миром. Писатель глубоко убежден в том, что выстраданные Ильясом слова о смысле жизни найдут отклик в сердцах людей.

Главная этическая сверхзадача, которую попытался решить Л.Н. Толстой, заключалась в том, чтобы обосновать заповедь непротивления злу не просто в качестве правила личного поведения, а в качестве общественного жизнепонимания, закона общественной жизни.

Использованные источники:

1. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви: О пути, об истине, о жизни. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 941 с.

2. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910. М., 2003. С. 360.

3. Толстой Л.Н. «Одумайтесь!» // Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви: О пути, об истине, о жизни. М., 2004. С. 729.

4. Кант И. Лекции по этике // Кант И. Лекции по этике. М., 2000. 431 с.

5. Шангареев И., Латыпов Н.. Ислам и мир. - М.: АСТ, 2018. 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.