Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА БЫТОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЛИНГВИСТИКЕ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ПРОБЛЕМА БЫТОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЛИНГВИСТИКЕ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ПОЛЕВОЙ ПОДХОД / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР / FUNCTIONAL-SEMANTIC APPROACH / FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD / FIELD APPROACH / LINGUISTIC UNITS OF DIFFERENT LEVELS / LINGUISTIC SCHOOLS OF THOUGHT / SYSTEMATIC REVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клюшина Алёна Михайловна

Настоящая статья представляет собой систематический обзор российских и зарубежных научных направлений, изучающих семантику и функции языковых единиц для передачи конкретного значения. Целью исследования является подробный экскурс в историю становления и развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Научная новизна заключается в выделении нескольких значимых исторических периодов развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Полученные результаты показали, что функционально-семантический подход является актуальным направлением в лингвистике в настоящее время; кроме того, автор статьи обосновывает возможную перспективу развития функционально-семантического подхода, которая видится в необходимости учета не только лингвистических, но и экстралингвистических факторов, что сделает исследование более полным и комплексным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Клюшина Алёна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL-SEMANTIC APPROACH EXISTENCE IN LINGUISTICS: SYSTEMATIC REVIEW

This article is a systematic review of the Russian and foreign schools of thought studying semantics and functions of linguistic units that convey a particular meaning. The work aims to provide a detailed historical insight into formation and development of the functional-semantic approach in linguistics. Scientific novelty of the conducted research lies in identifying a number of significant stages in development of the functional-semantic approach in linguistics. The attained results have shown that the functional-semantic approach is a relevant trend in linguistics at the moment; in addition to this, the author substantiates a potential trend in development of the functional-semantic approach, consisting in the necessity to take into account not only linguistic but also extralinguistic factors, which would make the research more complete and comprehensive.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА БЫТОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЛИНГВИСТИКЕ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.10.21

Клюшина Алёна Михайловна

Проблема бытования функционально-семантического подхода в лингвистике: систематический обзор

Настоящая статья представляет собой систематический обзор российских и зарубежных научных направлений, изучающих семантику и функции языковых единиц для передачи конкретного значения. Целью исследования является подробный экскурс в историю становления и развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Научная новизна заключается в выделении нескольких значимых исторических периодов развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Полученные результаты показали, что функционально-семантический подход является актуальным направлением в лингвистике в настоящее время; кроме того, автор статьи обосновывает возможную перспективу развития функционально-семантического подхода, которая видится в необходимости учета не только лингвистических, но и экстралингвистических факторов, что сделает исследование более полным и комплексным. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2020/10/21 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 10. C. 113-118. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Обзоры

Reviews

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.10.21 Дата поступления рукописи: 22.08.2020

Настоящая статья представляет собой систематический обзор российских и зарубежных научных направлений, изучающих семантику и функции языковых единиц для передачи конкретного значения. Целью исследования является подробный экскурс в историю становления и развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Научная новизна заключается в выделении нескольких значимых исторических периодов развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Полученные результаты показали, что функционально-семантический подход является актуальным направлением в лингвистике в настоящее время; кроме того, автор статьи обосновывает возможную перспективу развития функционально-семантического подхода, которая видится в необходимости учета не только лингвистических, но и экстралингвистических факторов, что сделает исследование более полным и комплексным.

Ключевые слова и фразы: функционально-семантический подход; функционально-семантическое поле; полевой подход; разноуровневые языковые единицы; лингвистические научные школы; систематический обзор.

Клюшина Алёна Михайловна, к. филол. н., доц.

Самарский государственный социально-педагогический университет klyushina@pgsga. гы

Проблема бытования функционально-семантического подхода в лингвистике: систематический обзор

Языковые способы упорядочивания знаний разнообразны и претерпевают постоянные изменения и эволюцию научных взглядов. Появление полевой концепции языка открыло новые горизонты и перспективы исследований для ученых-лингвистов. Концепция функционально-семантического поля (ФСП) активно развивалась в XX-XXI вв. В настоящее время функционально-семантический подход не только удерживает свои важные позиции в лингвистике, но и продолжает получать новое осмысление. Методологическая ценность полевой концепции языка, на наш взгляд, заключается в систематизации разноуровневых языковых единиц в действии; иными словами, исследованию подвергается не застывшая теоретическая модель, а живой язык. Желание ученых исследовать языковые явления с точки зрения их функционирования в реальной речи стало причиной зарождения описываемого нами подхода.

Актуальность настоящей работы заключается в необходимости изучения проблемы становления и развития функционально-семантического подхода в лингвистике, что непременно важно для понимания современного состояния данного аспекта в настоящее время. Аналитический обзор выполнен в виде хронологически выстроенного анализа российских и зарубежных лингвистических научных направлений, изучающих языковые явления в функционально-семантическом аспекте.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, определить степень проработанности проблемы функционально-семантического подхода в лингвистике; во-вторых, описать некоторые характерные особенности данного аспекта; в-третьих, обосновать актуальность этого научного направления в настоящее время и выявить перспективные пути развития данного лингвистического подхода.

Для осмысления эволюции научных взглядов на проблему функционально-семантического подхода в лингвистике в статье применяются следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования; анализ, синтез и обобщение деятельности российских и зарубежных научных школ.

Теоретическую базу исследования составили публикации российских и зарубежных ученых, выполненные в функционально-семантическом аспекте. Подробно были изучены полевые методы в семантике и лексикографии Ю. Б. Городецкого и Т. С. Зевахиной [9], грамматико-лексические поля Е. В. Гулыги и Е. И. Шендельс [10], семантика умолчания Е. П. Иванян [12], категория оптативности Е. В. Алтабаевой [2], семантика невыразимого М. Ю. Михайловой [17], поле зоонимов О. А. Васильевой [7].

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование может быть учтено и использовано лингвистами, изучающими языковые явления в функционально-семантическом аспекте.

Рассмотрим появление функционально-семантической концепции языка и эволюцию взглядов ученых на нее. История полевого подхода начинается еще в XIX в., когда ученые разных стран применяли это лингвистическое направление в своих трудах интуитивно. Так, в 1852 г. был создан словарь-тезаурус П. М. Роже "Roget's Thesaurus of English Words and Phrases" [27], в основу которого легли семантические поля слов английского языка. В 1856 г. К. Хейзе выявил иерархические отношения в лексической группе слов, обозначающих звук [23], что являлось лексическим полем слов с семантикой звука.

В течение XX и начале XXI в. происходило развитие функционально-семантической концепции: сменялась терминология, уточнялась предметная область изучения, начали появляться целые научные лингвистические школы, которые осознавали важность изучения семантики и функций языковых единиц для передачи конкретного значения. Сразу отметим, что в названных в статье научных школах проводились исследования разнообразных лингвистических аспектов, однако мы опишем и назовем лишь те, которые имеют отношение к функционально-семантическому подходу.

Московский лингвистический кружок был создан в 1915 г. на базе Московского университета и действовал до 1924 г. У его истоков стоял Р. Якобсон. Члены научной школы выявляли место семантики в языке и различные функции языка.

Термин «семантическое поле» впервые употребил в лингвистике норвежский лингвист Г. Ипсен в 1924 г. при описании смыслового поля наименования металлов в группе восточных языков, которое, по мнению ученого, образует своего рода совокупность слов с общим значением [24, S. 225].

В 1926 г. В. Матезиус и Р. Якобсон основали Пражскую лингвистическую школу. Данное научное сообщество было мультикультурным и интернациональным: в его состав входили чешские, словацкие, русские и немецкие ученые. Заслугой научной школы считаются лингвистические исследования структуры языка и выявление особенностей языкового функционирования как в отдельных языках, так и в их сопоставлении.

В 1931 г. немецкий ученый Й. Трир ввел в лингвистический обиход понятия «языковое поле» и «понятийное поле». Под языковым полем понималась некая смысловая сфера с определенной структурой и словом-понятием в центре, а под понятийным - языковое лексическое поле [29, S. 55-57].

В 1934 г. В. Порциг разработал теорию синтагматических полей и ввел термин «элементарное семантическое поле» [25]. Ученый писал об имплицитном наличии одних лексических единиц в других и установил семантические зависимости между некоторыми словами.

В 1941 г. вышла работа К. Ройнинга, посвященная группировке слов со значением «радость» в английском и немецком языках. К. Ройнинг выделил субполя, опираясь на оттенки значения глубины признака и интенсивности, характер проявления, временную отнесенность, наличие или отсутствие направленности [26].

В 40-х гг. XX в. появилась Лондонская лингвистическая школа. Семантическая концепция, предложенная основателями этой научной школы Б. Малиновским и Дж. Р. Ферсом, легла в основу современного британского языкознания. Участники научной школы говорили о том, что все существующие в языкознании методы и приемы анализа в конечном итоге направлены на раскрытие значения.

В 1952 г. А. Рудскогер исследовал многозначные прилагательные в английском языке, анализировал смежные семантические поля таких прилагательных и разграничил термины «понятийное поле» и «понятийная сфера» [28, р. 12].

Парижское лингвистическое общество было основано в 1864 г., и в рамках этой школы в 1950 г. Ш. Балли рассматривал разные модальные значения, выражаемые лексическими или грамматическими языковыми единицами, а в 1955 г. ввел термин «ассоциативное поле» и представил систему языка как обширную сеть сходных между собой ассоциаций [4, с. 30].

Л. Вайсгербер в 1953 г. привел идеографическое описание лексических единиц, применяя полевый подход, он разграничил философский, психологический и социологический принципы изучения языковых средств выражения обобщенной семантики в структуре поля. В 1957 г. В. Порциг ввел термин «синтаксическое поле», под которым понимал группировки словосочетаний и синтаксических комплексов, на основе семантической совместимости компонентов [21, с. 53].

В 60-х гг. прошлого века при Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина была создана научная школа «Сравнительное и историческое исследование языков» под руководством В. Д. Аракина. На материале английского языка были изучены проблемы развития языка и исторической семантики, лингвокультурные особенности структуры, семантики и прагматики, структура, семантика и прагматика словообразования.

В 1960 г. при Гарвардском университете была создана Американская школа когнитивной лингвистики под руководством Э. Рош и ее коллег. Ключевой была идея главенства семантики в когнитивной лингвистике, так как любое языковое значение является частью общей понятийной системы человека.

В начале 60-х гг. XX в. в Московском государственном педагогическом институте иностранных языков им. М. Тореза возникла Московская семантическая школа под руководством Ю. Д. Апресяна, И. А. Мельчука и А. К. Жолковского. Главные достижения школы кроятся в разработке теории лексических функций и раскрытии системности семантических отношений в языке, языковой картине мира и лексикографии. Теоретические принципы Е. В. Падучевой близки Московской семантической школе. Научные работы Е. В. Падучевой и ее последователей посвящены исследованию лексической семантики, синтаксиса, семантического анализа

текста, теории речевых актов и прагматики, таксономических классов глаголов и др. на материале русского языка. С Московской семантической школой многократно обсуждала идеи лингвистической семантики польский и австралийский лингвист А. Вежбицка, сферу интересов которой составляют лингвистическая семантика, прагматика и межъязыковые взаимодействия, а также русистика. В 1972 г. в книге «Семантические примитивы» [30] была выдвинута теория естественного семантического метаязыка, которая признана на международном уровне одной из ведущих теорий языка и семантики.

В 1950 г. в Москве на базе Института русского языка АН СССР был создан Институт языкознания АН СССР. В работах ученых этого института в одном ряду с термином «семантическое поле» используется термин «лексико-семантическая группа», под которой понимаются группировки лексических единиц с однородными, сопоставимыми значениями [20, с. 227-239]. А. А. Уфимцева отвергает уместность термина «семантическое поле», противопоставляя ему понятия «лексико-семантическая группа» и «тематическая группа» [19]. Ю. Н. Караулов видит отличие семантического поля от лексико-семантической группы в том, что компоненты поля объединены одним значением, а элементы лексико-семантической группы - несколькими [14, с. 216].

Ленинградская грамматическая школа, созданная в 1930 г., проводила исследования на материале германских языков. В. Г. Адмони в 1964 г. описал структуру поля грамматических единиц [1].

В 60-х гг. прошлого столетия начала развиваться теория грамматико-лексического поля на материале немецкого языка под руководством Е. В. Гулыги и Е. И. Шендельс. Ученые применили полевой подход к изучению категорий времени, пространства, модальности и других и рассмотрели грамматико-лексические поля «множественность», «время», «модальность», «компаративность», «одушевленность-неодушевленность» и «указательность». Научные идеи Е. В. Гулыги и Е. И. Шендельс, которые остаются актуальными и в настоящее время: разноуровневые конституенты поля связаны между собой системными отношениями и единым общим значением, которое может распадаться как минимум на два полярных или противоположных микрополя; структура поля неоднородна, включает доминанту, ядро, периферию [10, с. 9-10].

В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе возникла научная школа формальной семантики, основанная на идеях американского логика Р. Монтегю. Основным объектом изучения формальной семантики является семантика синтаксиса и проблема сочетаемости значений слов внутри одного предложения. Участники научной школы формальной семантики изучали связь контекста со значением предложения, комбинаторность лексических единиц для передачи смысла предложения.

В 70-х гг. XX в. в Башкирском государственном университете появилось научное направление «Семантическая система русского языка в его синхронном, историческом и сопоставительном аспектах» под руководством Л. М. Васильева, который изучал лингвистическую семантику и подробно описал семантические классы некоторых глаголов [6]. Его последователи проводили научные исследования разнообразных лексико-семантических классов слов в аспекте системной связанности и целостности на материале русского языка: глаголы отношения, действия, движения и пространственного расположения, предикаты состояния, лексика со значением деструктивности, проблемы категоризации оценочной семантики, семантические поля эмотив-ности, семантическое поле слухового восприятия. Участники научной школы Л. М. Васильева также проводили исследования в сравнительно-историческом, сопоставительном, типологическом аспектах и проч.

В 70-х гг. прошлого века на базе Калифорнийского университета начало развиваться научное направление Ч. Филлмора «Грамматика конструкций», в котором изучалась важность взаимосвязи синтаксиса и семантики на материале английского языка. Ч. Филлмор писал о семантических ролях и грамматических падежах [22]. Развитие идеи семантических ролей привело к созданию фреймовой семантики, под которой понимается взаимодействие семантического пространства языка и мыслительного пространства.

Также в 70-х гг. XX в. на базе Российского университета дружбы народов возникла научная школа функциональной семантики под руководством Л. А. Новикова (сейчас руководит В. Н. Денисенко). Участники научной школы изучали теорию семантического поля, языковую семантику в структуре художественного текста, креативный потенциал языка, концептуальную сферу языковой личности.

В 70-х гг. прошлого столетия на базе Московского государственного областного университета возникла научная школа П. А. Леканта, в которой на материале русского языка изучались сущность и специфика грамматики, особенности структурно-семантического метода исследования, способы и формы выражения различных семантических категорий, средства выражения экспрессивности и эмоциональности в языке писателей и многие другие лингвистические проблемы с применением полевого подхода [2; 3; 5; 16; 18]. В результате развития научной школы П. А. Леканта появилась научная школа профессора Е. П. Иванян «Динамические процессы в лексике и грамматике» на базе Самарского государственного социально-педагогического университета. Участники данного научного направления исследуют различные функционально-семантические категории и способы их языкового выражения в русском языке: «умолчания», «невыразимого»; номинации с несклоняемым оценочным компонентом царь-, гейт-производные, ономастическое поле зоонимов с гиперсемой «свинья» [7; 8; 11; 12; 17]. Особую значимость представляет многоязычный словарь эвфемизмов [13].

В 1973 г. в Воронежском государственном университете была создана Воронежская школа сопоставительных исследований под руководством З. Д. Поповой (сейчас руководит И. А. Стернин). Работы участников посвящены проблемам структурно-семантического описания русского языка, сопоставления концептов, а также отдельных фрагментов лексических, фразеологических и грамматических систем русского, английского, немецкого, французского, древнеславянского, венгерского, арабского и других языков. В сопоставительном аспекте были изучены проблемы семантики, полевой структуры языка, когнитивной лингвистики, синтаксиса и др.

В 1975 г. на базе Уральского федерального университета возникла проблемная группа «Русский глагол» под руководством Э. В. Кузнецовой. В 90-е гг. ХХ в. данная группа переросла в Уральскую семантическую школу под руководством Л. Г. Бабенко, которая продолжила традиции системного изучения семантики и системной организации глагольной лексики и идеографической лексикографии, а также расширила объект исследования до системной организации и семантики существительных, прилагательных, синонимов; кроме того, участники научной школы изучали семантику предложения и художественного текста.

Также в 1975 г. на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена была создана научная школа «Когнитивно-прагматические аспекты языка и речи, проблемы порождения и восприятия дискурса» под руководством М. В. Никитина. Исследования проводились в рамках когнитивной семантики на материале английского языка.

В 70-х - 80-х гг. XX в. сформировалась Петербургская научная школа «Теория функциональной грамматики» под руководством А. В. Бондарко, который исследует полевую структуру на материале русского языка. В рамках этой научной школы изучены ФСП «аспектуальности», «временной локализованности», «таксиса», «темпоральности», «модальности», «персональности», «залоговости», «субъектности», «объектности», «коммуникативной перспективы», «определенности - неопределенности», «качественности», «количественности», «локативности», «бытийности», «посессивности», «обусловленности», «временного порядка». Основные результаты исследований изложены в серии «Теория функциональной грамматики» и продолжающейся серии «Проблемы функциональной грамматики». Именно теория структурирования ФСП А. В. Бондарко легла в основу нашего более раннего исследования о средствах выражения пассивности в английском языке в синхронии и диахронии [15].

В 80-х гг. прошлого века в Финляндии А. Мустайоки начинает изучать функциональный синтаксис и пишет о семантических категориях в русском языке. Изучено более 40 семантических категорий: «состояние», «существование», «аспектуальность», «побуждение», «определенность/неопределенность», «авторизация» и др.

В 1983 г. на базе Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина была создана научная школа М. Я. Блоха «Коммуникативно-парадигматическая лингвистика». К настоящему времени освещены такие проблемы: семантика индивидуализации, функциональные аспекты вводных предикативных единиц, семантика и прагматика художественного текста, функциональное сближение частей речи, когнитивные категории синтаксиса, морфологическая структура предикативных лексических единиц; строй внутренней речи, способы реализации смысловой структуры монолога и диалога. Исследования проводятся на материале английского языка.

В 80-х гг. XX в. при Институте языкознания РАН начала свою деятельность лингвокультурологическая школа Н. Д. Арутюновой «Логический анализ языка». Особый научный интерес представляли такие вопросы: проблемы означаемого и означающего в структуре слова на материале испанского, французского, русского и английского языков, семантика текста, семантическая структура предложения и зависимость семантики слова от его функции в предложении. Кроме того, на конференциях и заседаниях лингвокультурологической школы Н. Д. Арутюновой участниками обсуждались вопросы концептуального анализа, были изучены проблемы концептуализации различных понятий («истина», «истинность», «порядок», «беспорядок», «ложь», «фантазия», «начало», «конец» и проч.), которые легли в основу 28 томов исследований разных сторон языка.

В 90-х гг. прошлого века на базе Южного федерального университета была создана научная школа Ю. Н. Власовой. Участники данного направления изучали полевые образования английского языка: «состояния», «каузальности», «темпоральности», «залоговости», «определенности-неопределенности», «дейксиса», «экзистенциальности», «альтернативности», «таксиса», «целенаправленности»; полевые образования «компа-ративности» и «квеситива» на материале английского языка; а также полевые образования «количествен-ности», «локативности», «альтернативности», «компаративности», «таксиса» и «дискурсивных коннекторов» в сопоставительном аспекте на материале русского и английского языков.

С 1990 г. на базе Московского государственного лингвистического университета существует «Научная школа лингвистической семантики и типологии» под руководством Б. Ю. Городецкого. Исследуются проблемы морфологического, синтаксического и семантического анализа текста, моделирования понимания и вербализации текста, когнитивной и коммуникативной лингвистики, полевой лингвистики. Под семантическим полем понимается «совокупность семантических единиц, имеющих фиксированное сходство в колонном семантическом слове и связанных специфическими семантическими отношениями» [9, с. 173].

В 1990 г. на базе Московского государственного университета А. Е. Кибрик начал проводить исследования когнитивной модели текстообразования. В рамках Московской школы полевой лингвистики были изучены разные языки методами полевой концепции.

В 1997 г. на базе Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина была создана научная школа «Когнитивная лингвистика. Взаимодействие мыслительных и языковых структур» под руководством Н. Н. Болдырева. Участниками этого научного направления проведены исследования по категориальным значениям английского глагола, поэтической картине мира и способам ее выражения в языке, региональной ономастике в когнитивном аспекте, составлена теория интерпретирующего потенциала лексических категорий.

При Волгоградском государственном социально-педагогическом университете В. И. Супрун исследует ономастическое пространство, представленное в виде полевой ядерно-периферийной структуры.

На базе Вятского государственного университета существует научная школа Л. В. Калининой «Семантика и функционирование языковых единиц в русском языке». Участники этого научного направления изучают

семантику и функционирование различных имен существительных, семантику «типичности» и «ожидания», прагматические аспекты разных видов текстов, лексику со значением чувственного восприятия.

Научная школа «Когнитивная и сопоставительная семантика» под руководством А. Х. Мерзляковой возникла на базе Удмуртского государственного университета, проводит исследования лингвокогнитивного, лингвокультурного и структурно-семантического анализа концептов СЕМЬЯ, ПУТЕШЕСТВИЕ, ПОРИЦАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЖЕНЩИНА и СВОБОДА в сопоставительном аспекте на материале русского, английского и французского языков.

Подробный аналитический обзор развития научной мысли по отношению к функционально-семантическому подходу в лингвистике, выполненный в хронологическом порядке, приводит к выводу о выделении нескольких значимых исторических периодов развития исследуемого нами явления. Подчеркнем, что предложенная разбивка по времени носит достаточно приблизительный характер и относится к российским научным школам, зарубежные научные направления, как показывает обзор, опережали научные мысли российских ученых.

Итак, первый период (1900-1940 гг.) - это время осознания важности изучения семантики и определения необходимости ее учета при исследовании различных языковых аспектов. Второй период (1940-1960 гг.) характеризуется возникновением потребности учитывать функции языковых единиц для передачи конкретного смысла; ученые стараются выработать определенную системность, приходят к идее полевого подхода к изучению языковых единиц. В третьем периоде (1960-1980 гг.) активно развиваются изучение и структурирование разнообразных полевых образований; объединение лексических единиц в определенные группы и структурирование семантических полей происходят в зависимости от перспективы, цели и задач исследования. И четвертый период (1980 г. - настоящее время) отмечается не только структурированием полевых образований с учетом семантики языковых единиц и функций, которые они выполняют для передачи конкретного значения, но и сопоставлением ФСП одной семантической категории в разных языках и близких по значению полевых образований в одном языке, активным развитием лексикографии (создаются словари-тезаурусы на основе функционально-семантического подхода), установлением связи семантики с мышлением человека, его внутренним миром, знаниями культуры, истории.

Общей заслугой работ всех перечисленных ученых и научных школ следует считать углубление научных знаний о структуре языка; их принципы стали общепринятыми и легли в основу современной полевой концепции языка. Отметим, что исторический экскурс по изучению эволюции российских и зарубежных научных взглядов подтверждает актуальность изучения языковых явлений в аспекте функционально-семантического поля. Данная проблематика продолжает развиваться в настоящее время. Анализ развития научной мысли о функционально-семантическом подходе в лингвистике позволяет не просто сделать заключение о незавершенности процесса, но и выявить перспективные пути развития данного лингвистического аспекта. Перспектива развития полевых исследований видится в необходимости учитывать не только лингвистические, но и экстралингвистические факторы языковых явлений. Именно так можно получить исчерпывающий анализ разнородных языковых средств, выражающих определенную семантику. На наш взгляд, это и есть новый виток в развитии проблемы бытования ФСП в лингвистике. Среди факторов внешней лингвистики назовем особенности культуры, истории и этноса той или иной страны. Функционально-семантический подход с учетом экстралингвистических аспектов позволит наиболее полно представить ФСП и комплексно изучить конкретную семантическую категорию.

Подводя итоги, отметим, что полевая концепция языка не потеряла своей ценности за время векового существования. Зародившись в сфере лексикологии, она эволюционировала в научных работах и адаптировалась под новые проблемы современной лингвистики. Изучение полей, их структур, особенностей, типологии остается актуальным и в настоящее время. Описанные в данной статье теории функциональной лингвистики, разработанные понятия функционально-семантических категорий и полей иллюстрируют достижения современного языкознания. Эволюция научных взглядов на полевую концепцию языка приводит все к большему смещению научных интересов от структурных аспектов ФСП и количества конституентов к их семантике и особенностям речевой реализации.

Таким образом, мы можем сформулировать выводы: во-первых, функционально-семантический подход является актуальным направлением в лингвистике в настоящее время; во-вторых, полевой подход обладает характерными особенностями, терминологической базой и историей развития; в-третьих, перспективным путем развития данного лингвистического подхода считаем все большую заинтересованность современных ученых в особенностях речевой реализации того или иного значения с учетов экстралингвистических факторов.

Список источников

1. Адмони В. Г. Основы теории грамматики. М.: Наука, 1964. 107 с.

2. Алтабаева Е. В. Категория оптативности в современном русском языке. М.: МГОУ, 2002. 230 с.

3. Бабайцева В. В. Местоимение ЭТО и его функциональные омонимы: монография. Изд-е 3-е, стер. М.: Флинта; Наука, 2016. 165 с.

4. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 416 с.

5. Букаренко С. Г. Отражение фрагментов русской языковой картины мира в предикативных стереотипных сочетаниях: монография. М.: МГОУ, 2009. 350 с.

6. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. 184 с.

7. Васильева О. А. Структурирование поля зоонимов с архисемой 'свинья' в русском дискурсе // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. 2018. № 1 (43). С. 107-112.

8. Гоннова Н. В. Царь-производные в эпоху глобализации // Actual Problems of the Humanities: Monograph. Vienna: East West, 2016. Vol. 3. Р. 42-53.

9. Городецкий Б. Ю., Зевахина Т. С. Полевые методы в семантике и лексикографии: монография. М.: МАКС Пресс, 2015. 228 с.

10. Гулыга Е. В., Шендельс Е. И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М.: Просвещение, 1969. 184 с.

11. Гурова И. В. Гейт-производные: заимствованные vs. образованные на русской почве // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 29-31.

12. Иванян Е. П. Семантика умолчания и средства её выражения в русском языке. Изд-е 2-е, стер. М.: Флинта, 2015. 328 с.

13. Иванян Е. П., Кудлинская-Стемпень Х., Никитина И. Н. Многоязычный словарь эвфемизмов туалетной темы / под общ. ред. Е. П. Иванян. М.: Флинта, 2013. 164 с.

14. Караулов Ю. Н. Общая русская идеография. М.: Наука, 1976. 356 с.

15. Клюшина А. М. Средства выражения пассивности в английском языке в синхронии и диахронии: автореф. дисс. ... к. филол. н. Самара, 2013. 23 с.

16. Лекант П. А. Грамматика категории слова и предложения. М.: МГОУ, 2007. 213 с.

17. Михайлова М. Ю. Семантика невыразимого и средства её передачи в русском языке: монография. Самара: СГСПУ, 2017. 243 с.

18. Сеничкина Е. П. Семантика умолчания и средства ее выражения в русском языке. М.: МГОУ, 2002. 307 с.

19. Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы (на материале англ. яз.). Изд-е 2-е, испр. М.: УРСС, 2004. 286 с.

20. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. 336 с.

21. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. 254 с.

22. Fillmore Ch. J. The case for case // Universals in linguistic theory / ed. by E. Bach, R. Harms. N. Y.: Harper and Row, 1968. P. 1-88.

23. Heyse K W. L. System der Sprachwissenschaft. Berlin, 1856. 476 S.

24. Ipsen G. Die alte Orient und die Indogermanen // Stand und Aufgaben der Sprachwissenschaft / Festschrift für W. Striberg. Heidelberg, 1924. S. 200-237.

25. Porzig W. Wesenhafte Bedeutungsbesichungen // Beitrage zur Geschichte der Deutsche Sprache und Literatur. 1934. S. 70-97.

26. Reuning K Joy and Freud. A Comparative Study of the Linguistic Field of Pleasurable Emotions in English and German. Swarthmore, 1941. 141 p.

27. Roget P. M. Roget's Thesaurus of English Words and Phrases. New ed. / prep. by B. Kirkpatrick. Harlow (Essex): Longman, 1987. XLIX+1+1254 р.

28. Rudskoger A. Fair, foul, nice, proper. A contribution to the study of polysemy. Stockholm, 1952. 505 p.

29. Trier J. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Die Geschichte eines sprachlichen Feldes. Heidelberg: Carl Winter, 1931. Bd. 1. Von den Anfängen bis zum Beginn des 13. Jahrhunderts. 347 S.

30. Wierzbicka A. Semantic Primitives / transl. by A. Wierzbicka, J. Besemeres. Frankfurt: Athenäum Verlag, 1972. 235 p.

Functional-Semantic Approach Existence in Linguistics: Systematic Review

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Klyushina Alena Mikhailovna, PhD

Samara State University of Social Sciences and Education klyushina@pgsga. ru

This article is a systematic review of the Russian and foreign schools of thought studying semantics and functions of linguistic units that convey a particular meaning. The work aims to provide a detailed historical insight into formation and development of the functional-semantic approach in linguistics. Scientific novelty of the conducted research lies in identifying a number of significant stages in development of the functional-semantic approach in linguistics. The attained results have shown that the functional-semantic approach is a relevant trend in linguistics at the moment; in addition to this, the author substantiates a potential trend in development of the functional-semantic approach, consisting in the necessity to take into account not only linguistic but also extralinguistic factors, which would make the research more complete and comprehensive.

Key words and phrases: functional-semantic approach; functional-semantic field; field approach; linguistic units of different levels; linguistic schools of thought; systematic review.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.