https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.10.21
Клюшина Алёна Михайловна
Проблема бытования функционально-семантического подхода в лингвистике: систематический обзор
Настоящая статья представляет собой систематический обзор российских и зарубежных научных направлений, изучающих семантику и функции языковых единиц для передачи конкретного значения. Целью исследования является подробный экскурс в историю становления и развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Научная новизна заключается в выделении нескольких значимых исторических периодов развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Полученные результаты показали, что функционально-семантический подход является актуальным направлением в лингвистике в настоящее время; кроме того, автор статьи обосновывает возможную перспективу развития функционально-семантического подхода, которая видится в необходимости учета не только лингвистических, но и экстралингвистических факторов, что сделает исследование более полным и комплексным. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2020/10/21 .html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 10. C. 113-118. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/10/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
Обзоры
Reviews
https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.10.21 Дата поступления рукописи: 22.08.2020
Настоящая статья представляет собой систематический обзор российских и зарубежных научных направлений, изучающих семантику и функции языковых единиц для передачи конкретного значения. Целью исследования является подробный экскурс в историю становления и развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Научная новизна заключается в выделении нескольких значимых исторических периодов развития функционально-семантического подхода в лингвистике. Полученные результаты показали, что функционально-семантический подход является актуальным направлением в лингвистике в настоящее время; кроме того, автор статьи обосновывает возможную перспективу развития функционально-семантического подхода, которая видится в необходимости учета не только лингвистических, но и экстралингвистических факторов, что сделает исследование более полным и комплексным.
Ключевые слова и фразы: функционально-семантический подход; функционально-семантическое поле; полевой подход; разноуровневые языковые единицы; лингвистические научные школы; систематический обзор.
Клюшина Алёна Михайловна, к. филол. н., доц.
Самарский государственный социально-педагогический университет klyushina@pgsga. гы
Проблема бытования функционально-семантического подхода в лингвистике: систематический обзор
Языковые способы упорядочивания знаний разнообразны и претерпевают постоянные изменения и эволюцию научных взглядов. Появление полевой концепции языка открыло новые горизонты и перспективы исследований для ученых-лингвистов. Концепция функционально-семантического поля (ФСП) активно развивалась в XX-XXI вв. В настоящее время функционально-семантический подход не только удерживает свои важные позиции в лингвистике, но и продолжает получать новое осмысление. Методологическая ценность полевой концепции языка, на наш взгляд, заключается в систематизации разноуровневых языковых единиц в действии; иными словами, исследованию подвергается не застывшая теоретическая модель, а живой язык. Желание ученых исследовать языковые явления с точки зрения их функционирования в реальной речи стало причиной зарождения описываемого нами подхода.
Актуальность настоящей работы заключается в необходимости изучения проблемы становления и развития функционально-семантического подхода в лингвистике, что непременно важно для понимания современного состояния данного аспекта в настоящее время. Аналитический обзор выполнен в виде хронологически выстроенного анализа российских и зарубежных лингвистических научных направлений, изучающих языковые явления в функционально-семантическом аспекте.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, определить степень проработанности проблемы функционально-семантического подхода в лингвистике; во-вторых, описать некоторые характерные особенности данного аспекта; в-третьих, обосновать актуальность этого научного направления в настоящее время и выявить перспективные пути развития данного лингвистического подхода.
Для осмысления эволюции научных взглядов на проблему функционально-семантического подхода в лингвистике в статье применяются следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования; анализ, синтез и обобщение деятельности российских и зарубежных научных школ.
Теоретическую базу исследования составили публикации российских и зарубежных ученых, выполненные в функционально-семантическом аспекте. Подробно были изучены полевые методы в семантике и лексикографии Ю. Б. Городецкого и Т. С. Зевахиной [9], грамматико-лексические поля Е. В. Гулыги и Е. И. Шендельс [10], семантика умолчания Е. П. Иванян [12], категория оптативности Е. В. Алтабаевой [2], семантика невыразимого М. Ю. Михайловой [17], поле зоонимов О. А. Васильевой [7].
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование может быть учтено и использовано лингвистами, изучающими языковые явления в функционально-семантическом аспекте.
Рассмотрим появление функционально-семантической концепции языка и эволюцию взглядов ученых на нее. История полевого подхода начинается еще в XIX в., когда ученые разных стран применяли это лингвистическое направление в своих трудах интуитивно. Так, в 1852 г. был создан словарь-тезаурус П. М. Роже "Roget's Thesaurus of English Words and Phrases" [27], в основу которого легли семантические поля слов английского языка. В 1856 г. К. Хейзе выявил иерархические отношения в лексической группе слов, обозначающих звук [23], что являлось лексическим полем слов с семантикой звука.
В течение XX и начале XXI в. происходило развитие функционально-семантической концепции: сменялась терминология, уточнялась предметная область изучения, начали появляться целые научные лингвистические школы, которые осознавали важность изучения семантики и функций языковых единиц для передачи конкретного значения. Сразу отметим, что в названных в статье научных школах проводились исследования разнообразных лингвистических аспектов, однако мы опишем и назовем лишь те, которые имеют отношение к функционально-семантическому подходу.
Московский лингвистический кружок был создан в 1915 г. на базе Московского университета и действовал до 1924 г. У его истоков стоял Р. Якобсон. Члены научной школы выявляли место семантики в языке и различные функции языка.
Термин «семантическое поле» впервые употребил в лингвистике норвежский лингвист Г. Ипсен в 1924 г. при описании смыслового поля наименования металлов в группе восточных языков, которое, по мнению ученого, образует своего рода совокупность слов с общим значением [24, S. 225].
В 1926 г. В. Матезиус и Р. Якобсон основали Пражскую лингвистическую школу. Данное научное сообщество было мультикультурным и интернациональным: в его состав входили чешские, словацкие, русские и немецкие ученые. Заслугой научной школы считаются лингвистические исследования структуры языка и выявление особенностей языкового функционирования как в отдельных языках, так и в их сопоставлении.
В 1931 г. немецкий ученый Й. Трир ввел в лингвистический обиход понятия «языковое поле» и «понятийное поле». Под языковым полем понималась некая смысловая сфера с определенной структурой и словом-понятием в центре, а под понятийным - языковое лексическое поле [29, S. 55-57].
В 1934 г. В. Порциг разработал теорию синтагматических полей и ввел термин «элементарное семантическое поле» [25]. Ученый писал об имплицитном наличии одних лексических единиц в других и установил семантические зависимости между некоторыми словами.
В 1941 г. вышла работа К. Ройнинга, посвященная группировке слов со значением «радость» в английском и немецком языках. К. Ройнинг выделил субполя, опираясь на оттенки значения глубины признака и интенсивности, характер проявления, временную отнесенность, наличие или отсутствие направленности [26].
В 40-х гг. XX в. появилась Лондонская лингвистическая школа. Семантическая концепция, предложенная основателями этой научной школы Б. Малиновским и Дж. Р. Ферсом, легла в основу современного британского языкознания. Участники научной школы говорили о том, что все существующие в языкознании методы и приемы анализа в конечном итоге направлены на раскрытие значения.
В 1952 г. А. Рудскогер исследовал многозначные прилагательные в английском языке, анализировал смежные семантические поля таких прилагательных и разграничил термины «понятийное поле» и «понятийная сфера» [28, р. 12].
Парижское лингвистическое общество было основано в 1864 г., и в рамках этой школы в 1950 г. Ш. Балли рассматривал разные модальные значения, выражаемые лексическими или грамматическими языковыми единицами, а в 1955 г. ввел термин «ассоциативное поле» и представил систему языка как обширную сеть сходных между собой ассоциаций [4, с. 30].
Л. Вайсгербер в 1953 г. привел идеографическое описание лексических единиц, применяя полевый подход, он разграничил философский, психологический и социологический принципы изучения языковых средств выражения обобщенной семантики в структуре поля. В 1957 г. В. Порциг ввел термин «синтаксическое поле», под которым понимал группировки словосочетаний и синтаксических комплексов, на основе семантической совместимости компонентов [21, с. 53].
В 60-х гг. прошлого века при Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина была создана научная школа «Сравнительное и историческое исследование языков» под руководством В. Д. Аракина. На материале английского языка были изучены проблемы развития языка и исторической семантики, лингвокультурные особенности структуры, семантики и прагматики, структура, семантика и прагматика словообразования.
В 1960 г. при Гарвардском университете была создана Американская школа когнитивной лингвистики под руководством Э. Рош и ее коллег. Ключевой была идея главенства семантики в когнитивной лингвистике, так как любое языковое значение является частью общей понятийной системы человека.
В начале 60-х гг. XX в. в Московском государственном педагогическом институте иностранных языков им. М. Тореза возникла Московская семантическая школа под руководством Ю. Д. Апресяна, И. А. Мельчука и А. К. Жолковского. Главные достижения школы кроятся в разработке теории лексических функций и раскрытии системности семантических отношений в языке, языковой картине мира и лексикографии. Теоретические принципы Е. В. Падучевой близки Московской семантической школе. Научные работы Е. В. Падучевой и ее последователей посвящены исследованию лексической семантики, синтаксиса, семантического анализа
текста, теории речевых актов и прагматики, таксономических классов глаголов и др. на материале русского языка. С Московской семантической школой многократно обсуждала идеи лингвистической семантики польский и австралийский лингвист А. Вежбицка, сферу интересов которой составляют лингвистическая семантика, прагматика и межъязыковые взаимодействия, а также русистика. В 1972 г. в книге «Семантические примитивы» [30] была выдвинута теория естественного семантического метаязыка, которая признана на международном уровне одной из ведущих теорий языка и семантики.
В 1950 г. в Москве на базе Института русского языка АН СССР был создан Институт языкознания АН СССР. В работах ученых этого института в одном ряду с термином «семантическое поле» используется термин «лексико-семантическая группа», под которой понимаются группировки лексических единиц с однородными, сопоставимыми значениями [20, с. 227-239]. А. А. Уфимцева отвергает уместность термина «семантическое поле», противопоставляя ему понятия «лексико-семантическая группа» и «тематическая группа» [19]. Ю. Н. Караулов видит отличие семантического поля от лексико-семантической группы в том, что компоненты поля объединены одним значением, а элементы лексико-семантической группы - несколькими [14, с. 216].
Ленинградская грамматическая школа, созданная в 1930 г., проводила исследования на материале германских языков. В. Г. Адмони в 1964 г. описал структуру поля грамматических единиц [1].
В 60-х гг. прошлого столетия начала развиваться теория грамматико-лексического поля на материале немецкого языка под руководством Е. В. Гулыги и Е. И. Шендельс. Ученые применили полевой подход к изучению категорий времени, пространства, модальности и других и рассмотрели грамматико-лексические поля «множественность», «время», «модальность», «компаративность», «одушевленность-неодушевленность» и «указательность». Научные идеи Е. В. Гулыги и Е. И. Шендельс, которые остаются актуальными и в настоящее время: разноуровневые конституенты поля связаны между собой системными отношениями и единым общим значением, которое может распадаться как минимум на два полярных или противоположных микрополя; структура поля неоднородна, включает доминанту, ядро, периферию [10, с. 9-10].
В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе возникла научная школа формальной семантики, основанная на идеях американского логика Р. Монтегю. Основным объектом изучения формальной семантики является семантика синтаксиса и проблема сочетаемости значений слов внутри одного предложения. Участники научной школы формальной семантики изучали связь контекста со значением предложения, комбинаторность лексических единиц для передачи смысла предложения.
В 70-х гг. XX в. в Башкирском государственном университете появилось научное направление «Семантическая система русского языка в его синхронном, историческом и сопоставительном аспектах» под руководством Л. М. Васильева, который изучал лингвистическую семантику и подробно описал семантические классы некоторых глаголов [6]. Его последователи проводили научные исследования разнообразных лексико-семантических классов слов в аспекте системной связанности и целостности на материале русского языка: глаголы отношения, действия, движения и пространственного расположения, предикаты состояния, лексика со значением деструктивности, проблемы категоризации оценочной семантики, семантические поля эмотив-ности, семантическое поле слухового восприятия. Участники научной школы Л. М. Васильева также проводили исследования в сравнительно-историческом, сопоставительном, типологическом аспектах и проч.
В 70-х гг. прошлого века на базе Калифорнийского университета начало развиваться научное направление Ч. Филлмора «Грамматика конструкций», в котором изучалась важность взаимосвязи синтаксиса и семантики на материале английского языка. Ч. Филлмор писал о семантических ролях и грамматических падежах [22]. Развитие идеи семантических ролей привело к созданию фреймовой семантики, под которой понимается взаимодействие семантического пространства языка и мыслительного пространства.
Также в 70-х гг. XX в. на базе Российского университета дружбы народов возникла научная школа функциональной семантики под руководством Л. А. Новикова (сейчас руководит В. Н. Денисенко). Участники научной школы изучали теорию семантического поля, языковую семантику в структуре художественного текста, креативный потенциал языка, концептуальную сферу языковой личности.
В 70-х гг. прошлого столетия на базе Московского государственного областного университета возникла научная школа П. А. Леканта, в которой на материале русского языка изучались сущность и специфика грамматики, особенности структурно-семантического метода исследования, способы и формы выражения различных семантических категорий, средства выражения экспрессивности и эмоциональности в языке писателей и многие другие лингвистические проблемы с применением полевого подхода [2; 3; 5; 16; 18]. В результате развития научной школы П. А. Леканта появилась научная школа профессора Е. П. Иванян «Динамические процессы в лексике и грамматике» на базе Самарского государственного социально-педагогического университета. Участники данного научного направления исследуют различные функционально-семантические категории и способы их языкового выражения в русском языке: «умолчания», «невыразимого»; номинации с несклоняемым оценочным компонентом царь-, гейт-производные, ономастическое поле зоонимов с гиперсемой «свинья» [7; 8; 11; 12; 17]. Особую значимость представляет многоязычный словарь эвфемизмов [13].
В 1973 г. в Воронежском государственном университете была создана Воронежская школа сопоставительных исследований под руководством З. Д. Поповой (сейчас руководит И. А. Стернин). Работы участников посвящены проблемам структурно-семантического описания русского языка, сопоставления концептов, а также отдельных фрагментов лексических, фразеологических и грамматических систем русского, английского, немецкого, французского, древнеславянского, венгерского, арабского и других языков. В сопоставительном аспекте были изучены проблемы семантики, полевой структуры языка, когнитивной лингвистики, синтаксиса и др.
В 1975 г. на базе Уральского федерального университета возникла проблемная группа «Русский глагол» под руководством Э. В. Кузнецовой. В 90-е гг. ХХ в. данная группа переросла в Уральскую семантическую школу под руководством Л. Г. Бабенко, которая продолжила традиции системного изучения семантики и системной организации глагольной лексики и идеографической лексикографии, а также расширила объект исследования до системной организации и семантики существительных, прилагательных, синонимов; кроме того, участники научной школы изучали семантику предложения и художественного текста.
Также в 1975 г. на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена была создана научная школа «Когнитивно-прагматические аспекты языка и речи, проблемы порождения и восприятия дискурса» под руководством М. В. Никитина. Исследования проводились в рамках когнитивной семантики на материале английского языка.
В 70-х - 80-х гг. XX в. сформировалась Петербургская научная школа «Теория функциональной грамматики» под руководством А. В. Бондарко, который исследует полевую структуру на материале русского языка. В рамках этой научной школы изучены ФСП «аспектуальности», «временной локализованности», «таксиса», «темпоральности», «модальности», «персональности», «залоговости», «субъектности», «объектности», «коммуникативной перспективы», «определенности - неопределенности», «качественности», «количественности», «локативности», «бытийности», «посессивности», «обусловленности», «временного порядка». Основные результаты исследований изложены в серии «Теория функциональной грамматики» и продолжающейся серии «Проблемы функциональной грамматики». Именно теория структурирования ФСП А. В. Бондарко легла в основу нашего более раннего исследования о средствах выражения пассивности в английском языке в синхронии и диахронии [15].
В 80-х гг. прошлого века в Финляндии А. Мустайоки начинает изучать функциональный синтаксис и пишет о семантических категориях в русском языке. Изучено более 40 семантических категорий: «состояние», «существование», «аспектуальность», «побуждение», «определенность/неопределенность», «авторизация» и др.
В 1983 г. на базе Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина была создана научная школа М. Я. Блоха «Коммуникативно-парадигматическая лингвистика». К настоящему времени освещены такие проблемы: семантика индивидуализации, функциональные аспекты вводных предикативных единиц, семантика и прагматика художественного текста, функциональное сближение частей речи, когнитивные категории синтаксиса, морфологическая структура предикативных лексических единиц; строй внутренней речи, способы реализации смысловой структуры монолога и диалога. Исследования проводятся на материале английского языка.
В 80-х гг. XX в. при Институте языкознания РАН начала свою деятельность лингвокультурологическая школа Н. Д. Арутюновой «Логический анализ языка». Особый научный интерес представляли такие вопросы: проблемы означаемого и означающего в структуре слова на материале испанского, французского, русского и английского языков, семантика текста, семантическая структура предложения и зависимость семантики слова от его функции в предложении. Кроме того, на конференциях и заседаниях лингвокультурологической школы Н. Д. Арутюновой участниками обсуждались вопросы концептуального анализа, были изучены проблемы концептуализации различных понятий («истина», «истинность», «порядок», «беспорядок», «ложь», «фантазия», «начало», «конец» и проч.), которые легли в основу 28 томов исследований разных сторон языка.
В 90-х гг. прошлого века на базе Южного федерального университета была создана научная школа Ю. Н. Власовой. Участники данного направления изучали полевые образования английского языка: «состояния», «каузальности», «темпоральности», «залоговости», «определенности-неопределенности», «дейксиса», «экзистенциальности», «альтернативности», «таксиса», «целенаправленности»; полевые образования «компа-ративности» и «квеситива» на материале английского языка; а также полевые образования «количествен-ности», «локативности», «альтернативности», «компаративности», «таксиса» и «дискурсивных коннекторов» в сопоставительном аспекте на материале русского и английского языков.
С 1990 г. на базе Московского государственного лингвистического университета существует «Научная школа лингвистической семантики и типологии» под руководством Б. Ю. Городецкого. Исследуются проблемы морфологического, синтаксического и семантического анализа текста, моделирования понимания и вербализации текста, когнитивной и коммуникативной лингвистики, полевой лингвистики. Под семантическим полем понимается «совокупность семантических единиц, имеющих фиксированное сходство в колонном семантическом слове и связанных специфическими семантическими отношениями» [9, с. 173].
В 1990 г. на базе Московского государственного университета А. Е. Кибрик начал проводить исследования когнитивной модели текстообразования. В рамках Московской школы полевой лингвистики были изучены разные языки методами полевой концепции.
В 1997 г. на базе Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина была создана научная школа «Когнитивная лингвистика. Взаимодействие мыслительных и языковых структур» под руководством Н. Н. Болдырева. Участниками этого научного направления проведены исследования по категориальным значениям английского глагола, поэтической картине мира и способам ее выражения в языке, региональной ономастике в когнитивном аспекте, составлена теория интерпретирующего потенциала лексических категорий.
При Волгоградском государственном социально-педагогическом университете В. И. Супрун исследует ономастическое пространство, представленное в виде полевой ядерно-периферийной структуры.
На базе Вятского государственного университета существует научная школа Л. В. Калининой «Семантика и функционирование языковых единиц в русском языке». Участники этого научного направления изучают
семантику и функционирование различных имен существительных, семантику «типичности» и «ожидания», прагматические аспекты разных видов текстов, лексику со значением чувственного восприятия.
Научная школа «Когнитивная и сопоставительная семантика» под руководством А. Х. Мерзляковой возникла на базе Удмуртского государственного университета, проводит исследования лингвокогнитивного, лингвокультурного и структурно-семантического анализа концептов СЕМЬЯ, ПУТЕШЕСТВИЕ, ПОРИЦАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЖЕНЩИНА и СВОБОДА в сопоставительном аспекте на материале русского, английского и французского языков.
Подробный аналитический обзор развития научной мысли по отношению к функционально-семантическому подходу в лингвистике, выполненный в хронологическом порядке, приводит к выводу о выделении нескольких значимых исторических периодов развития исследуемого нами явления. Подчеркнем, что предложенная разбивка по времени носит достаточно приблизительный характер и относится к российским научным школам, зарубежные научные направления, как показывает обзор, опережали научные мысли российских ученых.
Итак, первый период (1900-1940 гг.) - это время осознания важности изучения семантики и определения необходимости ее учета при исследовании различных языковых аспектов. Второй период (1940-1960 гг.) характеризуется возникновением потребности учитывать функции языковых единиц для передачи конкретного смысла; ученые стараются выработать определенную системность, приходят к идее полевого подхода к изучению языковых единиц. В третьем периоде (1960-1980 гг.) активно развиваются изучение и структурирование разнообразных полевых образований; объединение лексических единиц в определенные группы и структурирование семантических полей происходят в зависимости от перспективы, цели и задач исследования. И четвертый период (1980 г. - настоящее время) отмечается не только структурированием полевых образований с учетом семантики языковых единиц и функций, которые они выполняют для передачи конкретного значения, но и сопоставлением ФСП одной семантической категории в разных языках и близких по значению полевых образований в одном языке, активным развитием лексикографии (создаются словари-тезаурусы на основе функционально-семантического подхода), установлением связи семантики с мышлением человека, его внутренним миром, знаниями культуры, истории.
Общей заслугой работ всех перечисленных ученых и научных школ следует считать углубление научных знаний о структуре языка; их принципы стали общепринятыми и легли в основу современной полевой концепции языка. Отметим, что исторический экскурс по изучению эволюции российских и зарубежных научных взглядов подтверждает актуальность изучения языковых явлений в аспекте функционально-семантического поля. Данная проблематика продолжает развиваться в настоящее время. Анализ развития научной мысли о функционально-семантическом подходе в лингвистике позволяет не просто сделать заключение о незавершенности процесса, но и выявить перспективные пути развития данного лингвистического аспекта. Перспектива развития полевых исследований видится в необходимости учитывать не только лингвистические, но и экстралингвистические факторы языковых явлений. Именно так можно получить исчерпывающий анализ разнородных языковых средств, выражающих определенную семантику. На наш взгляд, это и есть новый виток в развитии проблемы бытования ФСП в лингвистике. Среди факторов внешней лингвистики назовем особенности культуры, истории и этноса той или иной страны. Функционально-семантический подход с учетом экстралингвистических аспектов позволит наиболее полно представить ФСП и комплексно изучить конкретную семантическую категорию.
Подводя итоги, отметим, что полевая концепция языка не потеряла своей ценности за время векового существования. Зародившись в сфере лексикологии, она эволюционировала в научных работах и адаптировалась под новые проблемы современной лингвистики. Изучение полей, их структур, особенностей, типологии остается актуальным и в настоящее время. Описанные в данной статье теории функциональной лингвистики, разработанные понятия функционально-семантических категорий и полей иллюстрируют достижения современного языкознания. Эволюция научных взглядов на полевую концепцию языка приводит все к большему смещению научных интересов от структурных аспектов ФСП и количества конституентов к их семантике и особенностям речевой реализации.
Таким образом, мы можем сформулировать выводы: во-первых, функционально-семантический подход является актуальным направлением в лингвистике в настоящее время; во-вторых, полевой подход обладает характерными особенностями, терминологической базой и историей развития; в-третьих, перспективным путем развития данного лингвистического подхода считаем все большую заинтересованность современных ученых в особенностях речевой реализации того или иного значения с учетов экстралингвистических факторов.
Список источников
1. Адмони В. Г. Основы теории грамматики. М.: Наука, 1964. 107 с.
2. Алтабаева Е. В. Категория оптативности в современном русском языке. М.: МГОУ, 2002. 230 с.
3. Бабайцева В. В. Местоимение ЭТО и его функциональные омонимы: монография. Изд-е 3-е, стер. М.: Флинта; Наука, 2016. 165 с.
4. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 416 с.
5. Букаренко С. Г. Отражение фрагментов русской языковой картины мира в предикативных стереотипных сочетаниях: монография. М.: МГОУ, 2009. 350 с.
6. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. 184 с.
7. Васильева О. А. Структурирование поля зоонимов с архисемой 'свинья' в русском дискурсе // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. 2018. № 1 (43). С. 107-112.
8. Гоннова Н. В. Царь-производные в эпоху глобализации // Actual Problems of the Humanities: Monograph. Vienna: East West, 2016. Vol. 3. Р. 42-53.
9. Городецкий Б. Ю., Зевахина Т. С. Полевые методы в семантике и лексикографии: монография. М.: МАКС Пресс, 2015. 228 с.
10. Гулыга Е. В., Шендельс Е. И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М.: Просвещение, 1969. 184 с.
11. Гурова И. В. Гейт-производные: заимствованные vs. образованные на русской почве // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 29-31.
12. Иванян Е. П. Семантика умолчания и средства её выражения в русском языке. Изд-е 2-е, стер. М.: Флинта, 2015. 328 с.
13. Иванян Е. П., Кудлинская-Стемпень Х., Никитина И. Н. Многоязычный словарь эвфемизмов туалетной темы / под общ. ред. Е. П. Иванян. М.: Флинта, 2013. 164 с.
14. Караулов Ю. Н. Общая русская идеография. М.: Наука, 1976. 356 с.
15. Клюшина А. М. Средства выражения пассивности в английском языке в синхронии и диахронии: автореф. дисс. ... к. филол. н. Самара, 2013. 23 с.
16. Лекант П. А. Грамматика категории слова и предложения. М.: МГОУ, 2007. 213 с.
17. Михайлова М. Ю. Семантика невыразимого и средства её передачи в русском языке: монография. Самара: СГСПУ, 2017. 243 с.
18. Сеничкина Е. П. Семантика умолчания и средства ее выражения в русском языке. М.: МГОУ, 2002. 307 с.
19. Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы (на материале англ. яз.). Изд-е 2-е, испр. М.: УРСС, 2004. 286 с.
20. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. 336 с.
21. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. 254 с.
22. Fillmore Ch. J. The case for case // Universals in linguistic theory / ed. by E. Bach, R. Harms. N. Y.: Harper and Row, 1968. P. 1-88.
23. Heyse K W. L. System der Sprachwissenschaft. Berlin, 1856. 476 S.
24. Ipsen G. Die alte Orient und die Indogermanen // Stand und Aufgaben der Sprachwissenschaft / Festschrift für W. Striberg. Heidelberg, 1924. S. 200-237.
25. Porzig W. Wesenhafte Bedeutungsbesichungen // Beitrage zur Geschichte der Deutsche Sprache und Literatur. 1934. S. 70-97.
26. Reuning K Joy and Freud. A Comparative Study of the Linguistic Field of Pleasurable Emotions in English and German. Swarthmore, 1941. 141 p.
27. Roget P. M. Roget's Thesaurus of English Words and Phrases. New ed. / prep. by B. Kirkpatrick. Harlow (Essex): Longman, 1987. XLIX+1+1254 р.
28. Rudskoger A. Fair, foul, nice, proper. A contribution to the study of polysemy. Stockholm, 1952. 505 p.
29. Trier J. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Die Geschichte eines sprachlichen Feldes. Heidelberg: Carl Winter, 1931. Bd. 1. Von den Anfängen bis zum Beginn des 13. Jahrhunderts. 347 S.
30. Wierzbicka A. Semantic Primitives / transl. by A. Wierzbicka, J. Besemeres. Frankfurt: Athenäum Verlag, 1972. 235 p.
Functional-Semantic Approach Existence in Linguistics: Systematic Review
Klyushina Alena Mikhailovna, PhD
Samara State University of Social Sciences and Education klyushina@pgsga. ru
This article is a systematic review of the Russian and foreign schools of thought studying semantics and functions of linguistic units that convey a particular meaning. The work aims to provide a detailed historical insight into formation and development of the functional-semantic approach in linguistics. Scientific novelty of the conducted research lies in identifying a number of significant stages in development of the functional-semantic approach in linguistics. The attained results have shown that the functional-semantic approach is a relevant trend in linguistics at the moment; in addition to this, the author substantiates a potential trend in development of the functional-semantic approach, consisting in the necessity to take into account not only linguistic but also extralinguistic factors, which would make the research more complete and comprehensive.
Key words and phrases: functional-semantic approach; functional-semantic field; field approach; linguistic units of different levels; linguistic schools of thought; systematic review.