Научная статья на тему 'Понятие функционально-семантической категории в функциональной грамматике и роль среды в теории системной лингвистики'

Понятие функционально-семантической категории в функциональной грамматике и роль среды в теории системной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1996
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА / FUNCTIONAL GRAMMAR / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / FUNCTIONAL-SEMANTIC CATEGORY / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELDS / ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА / LANGUAGE SYSTEM / ГРАММАТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / GRAMMAR UNIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сюткина Надежда Павловна

В настоящей статье рассматривается специфика функционального подхода в лингвистических исследованиях в рамках функциональной грамматики, базирующейся на понятии функционально-семантического поля. Представлен обзор основных направлений исследования языка с точки зрения функционирования языковой системы. С позиций функциональной граммтатики грамматические единицы, классы и категории должны изучаться в рамках той среды, которая их окружает и с которой они взаимодействуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL-SEMANTIC CATEGORY IN THE FUNCTIONAL GRAMMAR AND THE ROLE OF ENVIRONMENT IN THE THEORY OF SYSTEM LINGUISTIC

The paper analyses the specificity of the functional approach in linguistic research in the framework of the functional grammar based the concept of a functional-semantic field. An overview of the main directions of the language study is presented through the language system functioning. According to the functional grammar, the grammar units, classes and categories should be studied along with the their environment, which they also interact with.

Текст научной работы на тему «Понятие функционально-семантической категории в функциональной грамматике и роль среды в теории системной лингвистики»

УДК 811.112.2' 1

Cюткина Надежда Павловна

Старший преподаватель кафедры лингводидактики,

Пермский государственный национальный исследовательский университет. г. Пермь, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15. Тел.: 8 (342) 239-64-77 E-mail: info@psu.ru

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ И РОЛЬ СРЕДЫ В ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

В настоящей статье рассматривается специфика функционального подхода в лингвистических исследованиях в рамках функциональной грамматики, базирующейся на понятии функционально-семантического поля. Представлен обзор основных направлений исследования языка с точки зрения функционирования языковой системы. С позиций функциональной граммтатики грамматические единицы, классы и категории должны изучаться в рамках той среды, которая их окружает и с которой они взаимодействуют.

Ключевые слова: функциональная грамматика, функционально-семантическая категория, функционально-семантическое поле, языковая система, грамматическая единица.

Введение

В современной лингвистике функционализм занимает ведущие позиции, поскольку данный подход к языку и его средствам позволяет изучать механизмы языковой системы в действии. Функциональное направление занимается и динамическими исследованиями и функционированием языковой системы как средства общения и как инструмента познания, так что можно говорить об интеграции данного направления в русло когнитивистики [Бацевич, Космеда, 1997, с. 7]. В отечественной лингвистике к представителям функционализма относятся А.А. Кибрик, В.А. Плунгян [Кибрик, Плунгян, 1997], В.Б. Касевич [Касевич, 1988]. Под руководством основателя Санкт-Петербургской школы функциональной грамматики А.В. Бондарко [Бондарко, 1984, 2001] разрабатываются теоретико-методологические основания данного направления. Г.А. Золотова [Золотова, 2005] внесла важный вклад в разработку вопросов функционального синтаксиса и коммуникативной грамматики, М.В. Всеволодова [Всеволодова, 2000] разрабатывает аспекты функционально-коммуникативного синтаксиса. Вопросы системы и системности находятся также в фокусе внимания Шустовой С.В. [Шустова, 2014]. В зарубежной лингвистике функциональное направление представлено работами С. Дика [Dik, 1989], М.А.К. Хэллидея [Halliday, 1994], Р. Ван Валина, У. Фоли [Foley, Van Valin, 1984], А. Мустайоки [Мустайоки, 2006].

Основная часть

О функциональной сущности языка писал еще С.Д. Кацнельсон, подчеркивая тот факт, что функции и общие принципы языковой структуры повсюду одинаковы, будучи созвучны общей природе людей. Функциональный подход к языку невозможен без проникновения в основную функцию языка как орудия общения [Кацнельсон, 2001, с. 23-24]. Язык, по его мнению, это не только система знаков, служащая целям выражения мысли, это вместе с тем и специфическая система знаков, которая служит целям формирования мысли. Основу грамматического строя составляют мыслительные категории. Каждая мыслительная категория представлена в строе языка двояко: в виде категориальной характеристики лексического значения, определяющей принадлежность данного значения к определенному грамматическому классу, и в виде особых синтаксических функций, уточняющих грамматическую функцию

полнозначного слова в предложении. Мыслительные категории организованы иерархически, связаны между собой прямо или косвенно. Рассматривая вопрос соотношения грамматических форм с единицами плана содержания, ученый говорит о семантико-грамматических полях, в которые организованы скрытые в формах значения. Сопоставления структуры определенных семантико-грамматических полей со всей совокупностью тяготеющих к данному полю единиц плана выражения должно помочь понять сложные взаимодействия и общие закономерности распределения элементов поля [Кацнельсон, эл. ресурс].

Представители функциональной грамматики (Бондарко А.В., Шубик С.А., Пупынин Ю.А., Недялков И.В, Войекова М.Д., Храковский В.С. и др.) рассматривают языковую единицу с точки зрения взаимодействия формы, содержания и функции. «Каждой языковой единице, помимо формы и значения, присуще имманентное свойство - функция, тот способ, которым она служит построению коммуниката. Характеристика каждой единицы определяется взаимообусловленностью ее формы, значения и функции. Этот комплексный критерий, более объективно отвечающий сущности языковых явлений, позволяет переориентировать грамматику от классификационных задач к объяснительным» [Золотова, 2001, с. 108].

А.В. Бондарко специфику функционального подхода видит в том, что «объект изучается с точки зрения его функций, закономерностей его функционирования, его связью с окружающей средой». Под функцией языковой единицы понимается свойственная ей в языковой системе способность к выполнению определенного назначения и к соответствующему функционированию в речи; вместе с тем функция результат функционирования, то есть реализованное назначение, достигнутая в речи цель [Бондарко, 1987, эл. ресурс].

В функциональной грамматике доминирует системно-языковой аспект, язык рассматривается с точки зрения функционирования его элементов и структур в процессе реализации их предназначения. «По своему существу эта грамматика является категориальной: она направлена на описание системы семантических категорий в их языковом выражении. Вместе с тем, в этой грамматике представлены и коммуникативно-речевые аспекты, тесно связанные с ее системно-языковой доминантой» [Бондарко, 2002, с. 15]. Специфика функциональной грамматики может быть выявлена только на основе принципа единства системно-структурного и функционального аспектов грамматики как целого [Бондарко, 1984, с. 3].

Г.А. Золотова подчеркивает важность исследования языковой единицы именно с позиций функционализма: «<...> на смену двустороннему критерию языковых единиц форма/значение предложен более надежный критерий с вершинами значение, функция и форма с более четким определением самих понятий. Важно при этом не разделение «уровней», а их необходимое для реализации взаимодействие [Золотова, 2006, с. 15]. Такой подход дает возможность исследовать язык как средство общения, ведь коммуникативная функция является ведущей. «Каждый элемент языка существует для реализации в речи, в тексте, и свойством каждого является, помимо значения и формы, также его функция, или способ участия в построении коммуниката» [Золотова, эл. ресурс].

М.Д. Войекова выделяет три основных отличительных признака функциональной грамматики. Первым является направление анализа от семантики к средствам ее выражения. Грамматика функционально-семантических полей и категориальных ситуаций ориентируется на моделирование речевой деятельности говорящего, который выбирает адекватные выражения из целого набора возможных. Второй признак функционального направления - учет широкого контекста и ситуации общения, то есть исследование языка в его реальном употреблении, опираясь на зафиксированные образцы речи, связанные определенными семантическими отношениями, а не изолированные предложения. Третья особенность функциональных грамматик заключается в том, что они рассматривают язык как орудие формирования мысли, а не просто исследуют соответствия между семантикой и языковыми средствами его выражения [Войекова, 2015, с. 6-7]. В задачу грамматического описания включается как анализ потенциальных семантических функций языковых единиц, так и описание типичных контекстов

их употребления, то есть системы таких синтагматических последовательностей, которые чаще всего связаны с реализацией данной семантики [Войекова, 2015, с. 10].

А.В. Бондарко определяет функционально-семантическое поле (ФСП) как «группировку разноуровневых средств данного языка, взаимодействующих на основе общности их семантических функций и выражающих варианты определенной семантической категории». ФСП проецируются как на систему языковых средств, так и на закономерности их функционирования в высказывании и речи. ФСП характеризуется определенными связями с категориями мышления и через них, с отношениями внеязыкового мира, однако сами по себе рассматриваемые единства являются собственно языковыми - не только по их формальному выражению, но и по языковому содержанию каждого из средств [Бондарко, 2002, с. 15].

«Специфика функционально-грамматического исследования, основанного на понятии ФСП, заключается в том, что это понятие отражает языковое функционально-семантическое единство. Компоненты ФСП - это языковые категории, классы и единства с их языковыми значениями, связанными с конкретными средствами формального выражения в данном языке. Связи между компонентами - это также конкретные языковые явления» [Актуальные проблемы современной лингвистики, 2009, с. 72].

Данный подход открывает большие возможности для группировки языковых единиц в пределах семантической полевой структуры, так как языковой знак имеет асимметричную природу, одним знаком можно выразить несколько значений и вместе с тем единое заданное экстралингвистическое понятие передается разнообразными разноуровневыми средствами языка [Полянский, 2015, с. 86].

«ФСП представляет собой двустороннее (содержательно-формальное единство), охватывающее конкретные средства данного языка со всеми особенностями их формы и содержания. Вместе с тем в основе каждого ФСП лежит определенная семантическая категория, представляющая собой тот семантический инвариант, который объединяет разнородные языковые средства и обусловливает их взаимодействие. Каждый семантический вариант в рамках данного ФСП связан с определенными средствами формального выражения» [Актуальные проблемы современной лингвистики, 2009, с. 71-72].

Основная коммуникативная функция языковых единиц реализуется в высказываниях и целостном тексте. Высказывание - это микросреда функционирования языковых единиц, макросредой является целостный текст. Высказывание и целостный текст представляют собой обладающие признаком целостности упорядоченные множества взаимосвязанных элементов с определенной внутренней структурой. В высказывании функции и средства низших уровней интегрируются на основе их взаимодействия. Функции грамматических единиц существуют в форме постоянного и регулярного межкатегориального взаимодействия. Соответственно, грамматические единицы, классы и категории должны изучаться вместе с той средой, которая их окружает и с которой они взаимодействуют.

«В реализации системных значений грамматических категорий роль среды выполняют элементы контекста и речевой ситуации; к среде относятся лексические значения и лексико-грамматические разряды слов, влияющие на данную категорию, а также элементы "категориального окружения" - другие грамматические категории, взаимодействующие с категорией, рассматриваемой как исходная система <...> Среда по отношению к отдельному высказыванию - это все речевые элементы его окружения в целостном тексте и все элементы дискурса, которые взаимодействуют с исходной речевой (текстовой) системой и влияют на ее свойства.

Применительно к высказыванию (как речевой реализации предложения или сверхфразового единства) среду в ее вербальном выражении составляют взаимодействующие с ним элементы более крупных фрагментов текста и текста в целом. В этих пределах размещаются элементы ближней и дальней среды с постепенными переходами между ними. Невербальная среда охватывает все то, что в окружении вербального текста как речевого произведения относится к сфере дискурса и взаимодействует с языковым содержанием текста в процессе порождения и восприятия смысла текста. В частности, к невербальной среде относятся такие

элементы, как социальные факторы - социальный статус автора текста и потенциального адресата, типы дискурса - художественное произведение (разных типов), репортаж, интервью, политический, публицистический, философский, научный дискурс, мнения и установки участников коммуникации, фоновые знания, политическая и культурная обстановка порождения и восприятия текста и т.д.» [Бондарко, электронный ресурс].

Заключение

Исследования языка с позиций когнитивной лингвистики также предполагает учет взаимодействия различных факторов. «Структура и содержание человеческого сознания, его знания и мнение о мире, в котором он живет, его стереотипы и представления о норме, а также система коллективных и индивидуальных ценностей и оценок оказывают непосредственное влияние на структуру и содержание языковых форм и выражений в их коллективном (система языка) и индивидуальном (конкретные высказывания и тексты) аспектах, на структуру и содержание самих языковых функций и их реализацию» [Болдырев, 2013, с. 7]. Функциональный подход ориентирован на исследования языковых явлений в «живом языке», в его реальном употреблении. Подобный подход рассматривает факторы формирования сложных систем языка, состоящих из разноуровневых элементов. Перспективность функционального подхода обусловлена также возможностями корпусных исследований.

Список литературы

1. Актуальные проблемы современной лингвистики. Учебное пособие сост. Л.Н. Чурилина. 4-е изд. Москва: Флинта: Наука, 2009. 416 с.

2. Бацевич В.С., Космеда Т.А. Очерки по функциональной лексикологии. Львов: Из-во «Свит» 1997. 392 с.

3. Болдырев. Н.Н. Теоретические и методологические принципы когнитивного исследования языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2013 № 24 (315) С. 7-13.

4. Бондарко А.В. Введение. Основания функциональной грамматики. 1987. URL: http://iling.spb.ru/grammar/bondarko_1987.pdf (дата обращения 28.05.2017)

5. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Ленинград: Наука,1984. 134 с.

6. Бондарко А.В. Категории в системе функциональной грамматики // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. Сборник статей, посвященный юбилею Г.А. Золотовой. Москва: Эдиторал УРСС, 2002. С. 15-21.

7. Бондарко А.В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики. URL: http://portalus.ru/modules/linguistics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1106122586&archive=&start _from=&ucat=& (дата обращение 01.06.2017).

8. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Москва: Эдиторал УРСС, 2001. 208 с.

9. Войекова М.Д. Введение. Петербургская школа функциональной грамматики: история, современное состояние и направления развития // Acta Linguistica petropolitana. Труды института лингвистических исследований РАН. Отв. редактор Н.Н. Казанский. Т. XI, часть 1. Ред. М.Д, Войекова, Е.Г. Сосновцева. Санкт-Петребург: Наука. 2015. 901 с.

10. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка. Москва: УРСС, 2000. 656 с.

11. Золотова Г.А. Грамматика как наука о человеке // Русский язык в научном освещении. № 1. 2001. С. 107-113.

12. Золотова Г.А. О возможностях грамматической науки // Вопросы языкознания. № 3, 2006. С. 14-21.

13. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. Москва: УРСС, 2005. 352 с.

14. Золотова Г.А. К проблеме соотношения семантики, морфологии и синтаксиса. URL: http://helpforlinguist.narod.ru/grammar_theory.pdf (дата обращения: 30.05.2017).

15. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. Москва: Наука, 1988. 320 с.

16. Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления. Москва: Языки славянской культуры, 2001. 864 с.

17. Кацнельсон С.Д. О грамматической семантике. URL: http://iling.spb.ru/grammar/ kaznelson_1974.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

18. Кибрик А.Е., Плунгян В.А. Функционализм // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. Москва: Изд-во «Моск. гос. ун-т», 1997. С. 267-339.

19. Мустайоки А. Теория функционального синтаксиса: от семантической структуры к языковым средствам. Москва: Языки славянской культуры, 2006. 512 с.

20. Полянский А.Н. Функционально-семантическая категория как инструмент позиционирования в рекламных текстах // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. № 4, 2015. С. 86-89.

21. Шустова С.В. Система и системность (на примере лексического каузатива) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып XIV / Отв. ред. Т.Ю. Тамерьян. Владикавказ: Изд-во «Сев.-Осет. гос. ун-т. им. К.Л. Хетагурова», 2012. С. 55-62.

22. Шустова С.В. Системность как средство интегративности в языке // Исследовательский журнал русского языка и литературы. Иранская ассоциация русского языка и литературы. 1(4) 2014 С. 25-37.

23. Шустова С.В. Подсистемы системы (на примере функционально-семантических категорий) // Евразийский вестник гуманитарных исследований, Пермь: Пермский институт экономики и финансов, 2014. С. 131-137

24. Dik S.C. The Theory of Functional Grammar. Parts 1, 2. Berlin: Mouton de Gruyter, 1989. 167 p.

25. Foley W.A., Van Valin R. D. Functional Syntax and Universal Grammar. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 416 p.

26. Halliday M.A. K. Introduction to Functional Grammar. London: Edward Arnold, 1994. 700 p.

Syutkina N.P.

Senior Lecturer, Linguodidaсtics Department, Perm State University

FUNCTIONAL-SEMANTIC CATEGORY IN THE FUNCTIONAL GRAMMAR AND THE ROLE OF ENVIRONMENT IN THE THEORY OF SYSTEM LINGUISTIC

The paper analyses the specificity of the functional approach in linguistic research in the framework of the functional grammar based the concept of a functional-semantic field. An overview of the main directions of the language study is presented through the language system functioning. According to the functional grammar, the grammar units, classes and categories should be studied along with the their environment, which they also interact with.

Keywords: functional grammar, functional-semantic category, functional-semantic fields, language system, grammar unit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.