Научная статья на тему 'Проблема бытования детского игрового фольклора (на материале фольклорной экспедиции по туруханскому району Красноярского края'

Проблема бытования детского игрового фольклора (на материале фольклорной экспедиции по туруханскому району Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ИГРЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ТУРУХАНСКИЙ РАЙОН / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пешкова А.Е.

Статья посвящена проблеме бытования и сохранения традиционного детского игрового фольк-лора на территории Туруханского района Красноярского края. В целях выявления локальных особенностей регионального детского игрового фольклора сотрудниками и обучающимися Красно-ярского государственного института искусств в 2016 г. была инициирована фольклорно-этнографическая экспедиция в два сельских поселения Туруханского района: село Туруханск и де-ревню Селиваниху

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема бытования детского игрового фольклора (на материале фольклорной экспедиции по туруханскому району Красноярского края»

занного кожаными ремешками. С боков имеются два отверстия, в которые продевается веревка для подвешивания на шею. После провеивания, очищенное от шелухи зерно обжаривается в большом чугунном низком и плоском котле «кооргуш», который устанавливался на треноге над открытым очагом, где его необходимо постоянно помешивать специальной деревянной мутовкой «пулгаш», которая выглядела так: на круглую в сечении ручку намотана головка из тряпок и завязана веревкой, чтобы зерна обжарились равномерно. Поджаренные зерна большим совком из бересты или дерева засыпают в деревянную, долбленную и грубо обработанную ступу «сак» конической формы, дно которой плоское, а поддон плавно переходит в стенки, и толкут деревянным «пестом», который цельный, длинный, каплевидной формы, снизу округло сужен, со сквозным прямоугольным вырезом в верхней части. Получается мука крупного помола, из которой можно сварить кашу «саламат».

Но посетителям предлагается приготовить самое предпочтительное блюдо для таежных охотников - «талкан». Для этого в верхнее отверстие ручной зернотерки «тербен», состоящей из двух каменных жерновов, деревянных деталей: скобы и шеста, с помощью которого вращались жернова, укрепляемой в стенку дома планки, засыпается измельченное в ступе зерно и перемалывается в муку. Это и есть «талкан», из которого в завершении мероприятия предлагается посетителям самим приготовить самое общеупотребительное блюдо таежных охотников, смешав его либо с молоком, либо водой, либо медом и растолченными ядрами кедровых орехов.

Овеществленные компоненты, используемые в обряде обработки зерновых у шорцев, были выявлены на основе собраний музеев Кемеровской области - музее «Археологии, этнографии и экологии Сибири» КемГУ, Кемеровском областном краеведческом музее, этноэкологическом музее-заповеднике «Томская Писаница», Осинниковском городском краеведческом музее. В культурно-образовательных мероприятиях музеев предпочтительно использование аутентичных предметов, реконструированных на основе музейных коллекций.

Таким образом, в настоящее время, когда большая часть знаний о традиционных хозяйственных занятиях в естественной среде бытования утрачена, актуализация, то есть сохранение и презентация утраченных объектов нематериального культурного наследия может быть осуществлена на основе материалов музейных собраний - коллекций, архивов. Наибольшим потенциалом для презентации обладают этнографические музеи под открытым небом. Предпочтительным методом воссоздания технологического процесса обработки зерновых у шорцев следует считать моделирование, при котором сохраняется ориентация на подлинность, но допускается некоторая доля условности. Способами презентации могут служить: интерактивная экскурсия, программа и другие формы культурно-образовательной деятельности.

Список литературы

1. Егле, Л. И. Традиционная культура: основные подходы к исследованию / Л. И. Егле // Вестник Кемеровского государственного университета. Культурология. - 2014. - № 9. - С. 43-50.

2. Потапов, Л. П. Мотыжное земледелие и собирание корней [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Texts/PotapovShoriya/01-zemledelie.pdf (дата обращения: 18.03.2017).

3. Глушкова, П. В. Актуализация нематериального культурного наследия народов кузбасского При-томья в музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева // Музеи университетов Евразийской ассоциации и их роль в сохранении этнокультурного наследия. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та. - С. 195-201.

4. Праздник «Капустки в Витославлицах» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.visitnovgorod.ru/afisha/25288.htm (дата обращения: 19.03.2017).

УДК 398.831: [398.8+398.831](571.51)

А. Е. Пешкова; научный руководитель - Л. Д. Экард Красноярский государственный институт искусств,

Красноярск, Россия

ПРОБЛЕМА БЫТОВАНИЯ ДЕТСКОГО ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ТУРУХАНСКОМУ РАЙОНУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Статья посвящена проблеме бытования и сохранения традиционного детского игрового фольклора на территории Туруханского района Красноярского края. В целях выявления локальных

особенностей регионального детского игрового фольклора сотрудниками и обучающимися Красноярского государственного института искусств в 2016 г. была инициирована фольклорно-этнографическая экспедиция в два сельских поселения Туруханского района: село Туруханск и деревню Селиваниху.

Ключевые слова: детский фольклор, игры, традиционная культура, фольклорно-этнографическая экспедиция, Туруханский район, Красноярский край.

А. E. Peshkova;

Scientific Chief - L. D. Eckard Krasnoyarsk State Institute of Arts, Krasnoyarsk, Russia

CHILDREN'S FOLKLORE (MATERIALS OF FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC EXPEDITION THROUGHOUT THE TURUKHANSK DISTRICT, KRASNOYARSK KRAI)

The article is devoted to existence and preservation of traditional children's game folklore on the territory of Turukhansk district of the Krasnoyarsk Territory. Staffs and students of the Krasnoyarsk State Institute of Arts initiated (2016) a folklore and ethnographic expedition to two rural settlements in the Turukhansk region: the village of Turukhansk and the village of Selivanikha aimed at identifying some local features of the regional children's play folklore.

Keywords: children's folklore, games, traditional culture, folklore and ethnographic expedition, Turukhansk district, Krasnoyarsk Krai.

Многовековой опыт человечества показал, что игра - важнейшее средство в воспитании ребенка. В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Их нельзя заменить ни телевидением, ни радио, ни компьютерами, ни всевозможными гаджетами. Освоение, сохранение и развитие региональных фольклорных игр, является важной задачей в современной педагогике. В последние время, мы наблюдаем вымирание традиционной культуры, в том числе и народных игр, как одной из важных составляющих жизненного цикла развития ребёнка. Как следствие этого процесса, в детской среде резко сократился игровой репертуар, в основе которого лежат народные игры. Современные дети затрудняются ответить на вопрос: «Какие ваши любимые игры, в которые вы играете со своими сверстниками на улице?» Большинство опрошенных детей, не могли дать вразумительный ответ. В основном звучали названия таких игр - как футбол, хоккей, «догоняш-ки», «войнушка». Исходя из опроса, мы делаем вывод, что подавляющее большинство опрошенных детей, не имеют никакого представления о народных играх, которые когда-то были широко распространены и любимы нашими предками. Сегодня все свободное время современные ребята занимают компьютерными играми. Более того, даже в местах скопления сверстников - на школьных переменах, дополнительных кружках и спортивных секциях, дети отстранены друг от друга, не выпускают из рук телефоны и планшеты. Им двадцать четыре часа в сутки доступны сетевые игры, многие из которых, либо не имеют никакого смысла и не чему не учат, забивая мысли ребенка бессмысленными сюжетами, либо нарушают детскую психику, развивая в ребенке агрессию, неуравновешенность, замкнутость. Происходит замена ценностей и в дальнейшем не способность реализовать себя в обществе.

Современная педагогика не случайно уделяет большое внимание детским народным играм и всячески подчеркивает их значимость для развития физических и умственных способностей ребенка. Детей важно и нужно обучать народным играм с раннего детства. Это соответствует врожденному стремлению ребенка к познанию окружающего мира, умению общаться, держаться в обществе и полноценно развиваться в нем. Народные игры воспитывают в детях дух коллективизма, взаимовыручки, помогают развить такие физические качества - как ловкость, силу, быстроту реакции, формируют творческие задатки и психологические нормы поведения.

В настоящее время фольклористами ведется активная работа по сбору традиционного детского фольклора, в котором прочное место занимают игры. Записать неизвестные или региональные варианты бытующих игр - большая удача в экспедиции.

Летом 2016 г. состоялась фольклорно-этнографическая экспедиция в Туруханский район Красноярского края. В исследовательскую группу вошли преподаватели Красноярского государственного института искусств и студенты второго и третьего курса специальности «Искусство народного пения». Целью экспедиции было выявление и запись нематериального культурного наследия данного региона.

В результате исследования района были зафиксированы как образцы песенного фольклора, так и некоторые элементы обрядовых действий, которые сохранились до наших времен. Наиболее полно

информаторы рассказывали о региональных особенностях ритуалов, связанных со свадебным обрядом и похоронами.

Большой удачей для участников экспедиции стала запись образцов детских традиционных игр. В деревне Селиваниха (основана в 1841 г.) Туруханского района был записан ряд, бытовавших в селе детских игр, от Савельева Георгия Анатольевича (1947 г. р.). Многие из этих игр широко распространены не только по всей Сибири, но и за её пределами, такие как: «Лапта», «Прятки», «Догоняш-ки». Большой интерес у экспедиции вызвали местные детские игры, такие как: «Тыр, тыр», «Сражение на саблях», «В лунки» и региональные варианты игр, распространенных повсеместно: «Выжигало», «На горе». Георгий Анатольевич, вспоминал, что в его детстве, подростки практически все свободное время проводили на улице, играя в коллективные игры, причем, многие из них - только для мальчиков. Иногда, в качестве исключения, когда не доставало количества участников игры, мальчишки брали в свои команды девочек.

От Кругляковой (Симоновой) Анны Ананьевны (1937 г. р.), жительницы села Туруханск, удалось записать игры, которые являются образцами местных вариантов широко распространённых по всей Сибири народных игр, среди них: «Выжигательный круг», «Фантики», «Красочки». Ко всеобщему удивлению собирателей, Анна Ананьевна, вспомнила игры с напевами, в которые она со сверстниками играла в детстве: «А мы просо сеяли», «Дрёма», «Сапожник Федосей». Мелодия напевов представляет собой оригинальный сибирский вариант.

Анализ детского игрового фольклора, собранного фольклорно-этнографической экспедицией 2016 г. на территории Туруханского района, позволяет говорить о том, что зафиксированные народные игры в большинстве своем представляют местные варианты известных по всей Росси детских фольклорных игр. Несомненно, особо ценным для красноярских фольклористов-собирателей стала запись детских игр, сопровождающихся напевом. В Туруханском районе образцы народных игр бытовали, преимущественно, как командные, требующие определенного количества играющих. Многие игры, предназначались для игры на улице, так как для них требовалось большая территория.

Познакомиться с собранными в Туруханском районе играми можно в приложении к статье.

К большому сожалению, зафиксированные нами игры уже не бытуют в среде детей Туруханско-го района. Одна из причин - появление компьютеров, различных гаджетов, которые полностью «захватили» современных детей в свои сети. Другая, на наш взгляд, немаловажная причина, состоит в отсутствии большого числа детей школьного возраста. По словам информаторов, в период «перестройки» многие семьи, особенно молодые, стали уезжать из этих мест. Другие же, столкнувшиеся с трудностями 90-х гг. XX в., опасались рожать более одного ребенка. Таким образом, некогда процветающие поселки, села, постепенно пустели, в них «доживать свой век» оставались лишь старики. Например, в той же Селиванихе, на сегодняшний момент жилых осталось 32 дома, примерно 90 человек. А в Советский период - это было большое село, с богатым, крепким совхозом и зверофермой, где выращивали песцов, соболей и других пушных зверей.

Как уже говорилось выше, практически все записанные в экспедиции игры коллективные. Детям же, которые еще оставались в поселках, зачастую не с кем было играть, не из кого собирать команды. Постепенно коллективные игры стали «уходить» из детской среды, забываться и вскоре заменились компьютерными.

В заключении хочется сказать, что тенденция вымирания народных игр из детской среды явление повсеместное. Задача фольклористов-педагогов, не только зафиксировать народные игры, но и внедрить их в игровой репертуар детей разных возрастов. Нужно научить детей играть самостоятельно без участия взрослых. Только в этом случае они приучаются приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать верное решение, проявлять инициативу и т. д. Играя в народные игры, дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Список литературы

1. Чихачёва, М. М. Детский игровой фольклор Туруханского района Красноярского края (по материалам фольклорно-этнографической экспедиции 2016 г.) / М. М. Чихачёва, Л. Д. Экард, И. Н. Шкредова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 12. - С. 183-186.

2. Агамова, Н. С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар : сб. игр, развлечений по традиционной народ. культуре / Н. С. Агамова, И. А. Морозова, И. С. Слепцова. - Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. - 174 с.

3. Науменко, Г. М. Русские народные детские песни и сказки с напевами : фольклор. азбука / зап., сост. и нотац. Г. М. Науменко. - Москва : Центрполиграф, 2001. - 412 с.

4. Щербакова, О. С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народных-певческих традициях в условиях досуга : [моногр.]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2013. - 219 с.

Приложение

[цит. по: 1]

«Выжигательный круг»

Все участники игры встают в круг. По считалке выбирают игрока, который становится в центр круга - «центровой». Стоящие в кругу дети по очереди перебрасывают друг - другу мяч через центр круга на противоположную сторону. Задача «центрового» игрока поймать мяч, пока он летит на другую сторону. Если «центровой» ловит мяч, то игра продолжается. Если - нет, то «центровой» выходит из игры, на его место становится игрок кидавший мяч последним.

«Сапожник Федосей»

Выбирают по считалке сапожника. Игрок садится в центр круга, остальные игроки идут по кругу и поют сапожнику песню:

«Жил сапожник Федосей, Федосей, Шил ботинки для детей, для детей. Вот башмак - вот другой, Этот мал, а тот большой. Где сапожник Федосей?»

¿ = 12

Жил са-по-жник Фе-до-сей, Фе-до-сей, Шилбо-ти-нки для де-тей для де-тей.

Вот баш-мак вот дру-гой, Э-тот мал, а тот баьшой. Где са-пож-ник Фс-до-ссй?

После песни «сапожник» откликался: «Я - сапожник!», и выбирал следующего игрока на свое место.

«А мы просо сеяли, сеяли»

Парни и девки делятся на две команды. Встают в две линии, друг напротив друга. Игру начинают парни. На первую фразу первого куплета песни идут линией вперед, а на вторую - назад. Второй куплет поют девки, повторяя движения линией, как у парней. В конце песни парни выбирают девку, называя её имя. Выбранная девка, переходит на сторону парней. Игра начинается сначала. Текст песни:

- А просо сеяли, сеяли,

- Ходит лада, сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчем, вытопчем,

- Ходит лада, вытопчем, вытопчем.

- А чем же вам вытоптать, вытоптать?

- А мы коней выпустим, выпустим.

- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

- А мы коней выкупим, выкупим.

- А чем же вам выкупить, выкупить?

- А мы дадим вам сто рублей, сто рублей.

- А нам не надо тысячу, тысячу.

- А кого вам надо, вам надо, вам?

- А нам надо девицу, девицу,

- У девицы имя есть, имя есть.

«Фантики»

У каждого участника игры должен быть фант. Выбирается водящий, который говорит текст: Вам барыня прислала, Галик и венек, Сто рублей денег. Что хотите, говорите, С черным, с белым не берите, «Да» и «нет» не говорите. Вы поедете на бал?

Последний вопрос ведущий задает первому участнику: «В чем поедете?» и т. д. Задача ведущего спровоцировать игрока на запретные слова («да», «нет», «черное», «белое»). Если участник произносит запретное слово, то отдает свой фант. Когда ведущий собрал у всех фантики, выбирает любого проигравшего и накрывает его голову платком (чтоб не было видно где чей фантик), доставая их по очереди с вопросом «Что делать?» Игрок дает любое творческое задание: спеть, сплясать и д. т. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не вернут фантики.

«Дрёма»

Выбирают ведущего - «Дрёму», который садится в центр круга. Все участники идут по кругу и поют песню. На словах песни «Бери Дрёма поскорей, поскорей», ведущий выбирает любого участника, выводит к себе в центр, и по ходу песни сначала трепет его, потом жалеет. По окончании песни, выбирают нового «Дрёму». Текст песни:

Сидит Дрёма, сидит Дрёма, сидит Дрёма само дремлет, само спит, сидит Дрёма само дремлет, само спит. Вставай, Дрёма, вставай, Дрёма, вставай Дрёмушка проснись-пробудись, вставай Дрёмушка проснись-пробудись. Мойся, Дрёма, мойся, Дрёма, мойся, Дрёма почищей, почищей, мойся Дрёма почищей, почищей. Взгляни, Дрёма, взгляни, Дрёма, взгляни, Дрёма на людей, на людей, взгляни, Дрёма на людей, на людей. Трепи, Дрёма, трепи, Дрёма, трепи, Дрёма посильней, посильней, трепи, Дрема посильней, посильней. Жалей, Дрёма, жалей, Дрёма, жалей, Дрёма побыстрей, побыстрей, жалей, Дрёма побыстрей, побыстрей.

^80

р- ? т » -V- * V- у-

1.С Л— и-дит Дрё-> ш— ш, — с г И-1 и шт Дрё - м ;и-дит Дре- £ •• ма са - м -^ о дре-млит N . —а с »—1 а-м V- 1 0 еи V— - ИТ,

2.Вста-вай, 1 й« —1■ [рё - ма >ет; )-вай, Д М [рй - ма ис та-пай Дре-муш - ка т т Л я ■ про V- N =н -СНИС1 г • пр а о-б; V ^-ди \— - сь, - 1

1—Ь _ — М ш— 0 * А ф 4 —0- - 1

З.Мой-ся, Др£-ма, мой - ся, Дре-ма, мо-йся Дрс-ма тго-чи-щсй по-чи-щей,

«Выжигало»

Участники игры делятся на две команды по равному количеству игроков. Первая команда образует внутренний круг, вторая - внешний круг. Задача внешнего круга - выжечь мячом всех игроков во внутреннем круге, если игрок из первой команды попадает в игрока из второй команды, то игрок второй команды покидает игру. Но если игрок с команды внутреннего круга ловит мяч (ловушка), то команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая выжигает всех игроков из внутреннего круга.

«Тыр-тыр»

(играли зимой)

Игроки делятся на две равные по количеству команды. Команды расходятся по краям деревни, и одновременно прячутся за сугробы, заборы, сараи и т. д. Затем, прячась, начинают наступать друг на друга к центру деревни (к месту начала игры). Кто из соперников увидел своего противника кричит его имя и звук имитирующий выстрел пистолета «тыр-тыр», противник «умирает», т. е. покидает игру. Игра продолжается до победы одной из команд.

«Сражение на саблях»

(сабли делали из тальника сами дети, играли, в основном, мальчики).

Игроки делятся на две равные по количеству команды. Затем разбиваются на пары, и по команде одновременно начитают бой. Те игроки кого задели саблей, покидали поле боя. Победивший в паре игрок может помочь в сражении своему товарищу из команды. Игра продолжается до победы одной из команд.

«На горе»

(играли зимой)

Игроки делятся на две равные по количеству команды. Первая команда располагалась на горе, вторая команда - под горой. По сигналу вторая команда начинает забираться на гору. Задача игроков первой команды - не дать противнику оказаться на вершине горы. Побеждает та команда, которая останется на горе.

«Игра в лунки»

(мячи теннисные)

Из песка нагребали холм, делая горку. На склоне холма выкапывали небольшие лунки друг за другом через равное расстояние. За каждым игроком закреплялась лунка. По считалке выбирали водящего, который скатывал мяч с горки. Игрок, в чью лунку попадал мяч, становился «голящим». Он хватал мяч и кричал слово «стоп». В это время все остальные игроки разбегались в разные стороны. Услышав слово «стоп», замирали. «Голящий» кидал мяч в ближнего игрока: если попал в него, то тот выходит из игры; если промахнулся - сам «голящий» выходит из игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.