Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ'

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / АБСОЛЮТНОЕ БЫТИЕ / ЛОГИКА / МЫШЛЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ / ФИЛОСОФИЯ ДУХА / "НАУКА ЛОГИКИ"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко Е.В., Бутенко Н.А.

В данной статье представлена проблема бытия, рассматриваемая Гегелем в конце XVIII - начале XIX веков. Статья затрагивает идею о том, что проблема бытия была сфокусирована на динамике его становления через единое к множественному. Главным образом, анализ учения заключает в себе отражение концепции бытия в философской теории Гегеля.The article presents the problem of being which has been considered by Hegel at the end of XVIII and the beginning of XIX centuries. It touches upon the idea that the problem of existence has been focused on the dynamics of being’s development through a single whole to a great many. Mainly, the analysis of the doctrine contains the reflection of philosophical concept of Hegel's theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ»

Бондаренко Е. В. студент 2 курса Бутенко Н.А., к.ф.н. научный руководитель, доцент кафедра «Философии и Права» Сургутский Государственный Университет

РФ, г. Сургут ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

Аннотация: В данной статье представлена проблема бытия, рассматриваемая Гегелем в конце XVIII - начале XIX веков. Статья затрагивает идею о том, что проблема бытия была сфокусирована на динамике его становления через единое к множественному. Главным образом, анализ учения заключает в себе отражение концепции бытия в философской теории Гегеля.

Ключевые слова: Бытие, Абсолютное бытие, Логика, Мышление, Философия природы, Философия духа, «Наука Логики».

THE PROBLEM OF BEING IN HEGEL'S DOCTRINE

Annotation: The article presents the problem of being which has been considered by Hegel at the end of XVIII and the beginning of XIX centuries. It touches upon the idea that the problem of existence has been focused on the dynamics of being's development through a single whole to a great many. Mainly, the analysis of the doctrine contains the reflection of philosophical concept of Hegel's theory.

Key words: Being, Absolute Being, Logic, Thinking, Philosophy of Nature, Philosophy of Spirit, «Science of Logic».

Что же такое философия? Философией можно считать мировоззренческую форму сознания. Под мировоззрением понимается обобщённая система взглядов общества на мир, на собственное место в мире, осознание и оценивание человеком смысла жизни и человеческой деятельности, судеб всего человечества; совокупность ценностных ориентаций, убеждений, верований и идеалов каждого человека.

Человек всегда нуждается в том, чтобы иметь общее представление о мире; он не сумеет ждать до тех пор, пока всеобщая наука даст нужный материал для понимания; каждому человеку необходимо получить ответы и на вопросы, которые не могут быть даже и осознанны наукой.

Можно смело сказать, что все усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы отыскать первоначало смысл бытия.

Но что подразумевает понятие «бытие»? Нужно отметить, что во многих философских учениях, мысли философов начинались с рассмотрения того, чем окружен человек, что находится в центре его принципов и мысли, что лежит в основании мира. Так был сформулирован главный вопрос философии о бытии, и так же создалось твердое понятие о

том, что есть бытие.

Проблема бытия, установленная в немецкой философии в середине XVIII века, просуществовала почти 200 лет и воздействовала на постановку большинства важных, углубленных проблем философии; к ним относился вопрос об отношении мышления к бытию, идея распространения мышления, тема расхождений в мышлении и бытии и т.д. [3, с. 57]

Учение Гегеля является ярким образцом всей философской мысли. При выработке основных принципов этого учения Гегель использовал важнейшие выводы философских систем древнего мира, нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предыдущие системы, он критически развил и своеобразно истолковал некоторые элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга и других философов.

Система философии Гегеля состоит из трех основных частей: логики, философии природы и духа. Его система отличается богатым научно-теоретическим обобщением, большой глубиной исследования и последовательностью изложения.

Гегель объяснил логическое учение в «Науке логики». Первый раздел логики содержит учение о бытии и его категории. Бытие, по Гегелю, - самая элементарная категория, оно не содержит каких-либо конкретных определений, оно совсем невнятно. Это то, что нельзя ни чувствовать, ни созерцать, это - чистое бытие.

Г. Гегель обращается к античной традиции элеатов, которые попытались объяснить бытие через единое. Философ видел свою задачу в том, чтобы выработать такое толкование единого, которое могло бы не только совместить его с единичным, но и последовательно объяснить само совмещение. Г. Гегель представил специфическую теорию мира -спекулятивную онтологию, которая должна была охватить и выразить процессы и изменчивость мыслимого. Он наделял спекулятивные понятия и принципы объективным содержанием, подтверждая принцип тождества бытия и мышления.

Для Г. Гегеля проблема бытия была сфокусирована на динамике его становления через единое к множественному. Онтология философов XVIII в. страдала метафизичностью, вещи и явления рассматривались как неизменные и независимые друг от друга, отрицались внутренние противоречия как источник развития в природе, Гегель же рассмотрел проблему бытия как развёртывание абсолютной идеи, которая проявляет себя в мире через законы диалектики.

В качестве единого у Г. Гегеля выступает Абсолютное, т.е. то, что лежит в основе всего и определяет всё существование. Абсолютное представлено абсолютным духом и абсолютной идеей. Под абсолютной идей понимается всё содержание системы логических категорий. Абсолютный дух находится за кулисами, а свои намерения осуществляет через абсолютную идею.

Анализируя философию Г. Гегеля, можно отметить, что Гегель осознавал, что «система философских категорий не может передать всё богатство реальности». Анатоль Франс однажды остроумно заметил, что философская теория мироздания Г.Гегеля столь похожа на мироздание, как был бы похож на Землю глобус, на котором нанесены одни только долготы и широты. Франс хотел высмеять идею философской системы, но, между тем, правильно схватил её суть. Логика даёт человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы, которые, хотя и не проведены на Земле, тем не менее, не являются просто выдумкой и помогают человеку осваивать мир. [4, ^220]

Цель сложных гегелевских рассуждений состоит в том, чтобы показать, что только через сознательную деятельность человек в состоянии понять основные законы работы духа, придать высший смысл природному и социальному прогрессу и достичь наивысшей точки в ходе эволюции. Пик эволюционного развития приходится на тот период, когда человечество, а вместе с ним и мировой дух, достигают полного понимания самих себя, и значит, достигают свободы, которая и является высшей целью человечества и мирового духа. В этой связи Гегель различает четыре вида бытия: объективное мышление, существующее само по себе в виде Логики (реальное бытие); закономерность, разумность, прослеживаемая в цепи событий (действительное бытие); события и явления, в которых доминирует хаос (существующее бытие); полный хаос, в котором отсутствует логика и жизненный ритм (иллюзорное бытие).

С учётом четырёх групп бытия становится понятным знаменитое гегелевское изречение: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Действительное - не всё, что существует, а только его часть. Это та часть существующего, в которой можно усмотреть проявления закономерности, ритма. Помимо этого, есть ещё «просто существующее». Оно временно, не закономерно, подвержено саморазрушению и самоуничтожению. О нём нельзя сказать, что оно является всё ещё хаотичным, и поэтому есть не более, чем иллюзия, кажущееся.

«Истиной бытия является понятие» — эта мысль является «главной изюминкой» всех трактатов Гегеля. При этом основное значение приобретает осознание учения не просто как ясный путь познания, но как его непрерывного процесса, впоследствии которого возникает сильноразветвленный строй знания. В нем, главным образом и выражена структура чистого бытия. Знание — это знание о бытии, а бытие есть не что иное, как знание о нем. Таким образом, утверждается тождество мышления и бытия у Гегеля.

Подводя итоги, можно сказать, что Гегель вкладывал глубокий смысл в учении о бытие и его труд был направлен на то, чтобы показать, что лишь через сознательную деятельность человек в состоянии понять основные законы работы духа, социального прогресса и достичь высшей степени эволюции. Философский анализ проблемы бытия сегодня актуален ничуть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.