Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСОЛЮТНОЕ / АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНОБЫТИЕ / ЛОГИКА / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТЕИСТИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луценко В. Е.

Цель. Раскрыть некоторые аспекты религиозно-философских взглядов немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, которые всецело коренятся в его логике.Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов. Основное содержание исследования составляет анализ трудов философа и его последователей. Использовался метод проблемной и описательной аналитики конкретных первоисточников в контексте убеждений и взглядов Гегеля. Логические законы в системе Гегеля отождествляются с общими законами бытия. Всё это составляет характерную особенность гегельянской философии.Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что, религиозная философия Гегеля представляет собой ту же логику, только выраженную в других терминах. Побуждаемый христианским вероучением, он делает попытки осветить с точки зрения своей системы религиозные вопросы, и на этом пути приближается к теистическому миропониманию. В своих философских трудах Гегель очень подробно излагает умозрительный смысл главных христианских догматов.Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение религиозных взглядов Гегеля предполагает дальнейшее развитие религиозно философского знания начала XIX в. Его взгляды в России становятся источником вдохновения для многих людей: от студентов до преподавателей университетов. Полученная информация поможет в осмыслении того влияния, которое оказал философ на религиозную мысль России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE RELIGIOUS PHILOSOPHY OF GEORGE WILHELM FRIEDRICH HEGEL

Aim. To reveal some aspects of the religious and philosophical views of the German thinker Georg Wilhelm Friedrich Hegel, which are entirely rooted in his logic.Methodology. The corpus of texts has been analyzed. The main content of the study is the analysis of the works of the philosopher and his followers. The following methods were used: problematic and descriptive analytics of specific primary sources in the context of Hegel’s beliefs and views. Logical laws in Hegel’s system are identified with the general laws of being. All this constitutes a characteristic 1feature of Hegelian philosophy.Results. Based on the results of the study, it was concluded that Hegel’s religious philosophy is the same logic, only expressed in different terms. Incited by Christian doctrine, he makes attempts to elucidate religious issues from the point of view of his system, and along this path approaches the theistic worldview. In his philosophical writings, Hegel expounds in great detail the speculative meaning of the main Christian dogmas.Research implication. The study of the religious views of the German Hegel presupposes the further development of religious and philosophical knowledge of the beginning of the 19th century. His views in Russia have become a source of inspiration for many people: from students to university professors. The information obtained will help in understanding the philosopher’s influence on the religious thought of Russia.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ»

УДК 141. 4

DOI: 10.18384/2310-7227-2023-1-37-45

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ

Луценко В. Е.

Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал

690087, г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 21, Российская Федерация Аннотация

Цель. Раскрыть некоторые аспекты религиозно-философских взглядов немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, которые всецело коренятся в его логике. Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов. Основное содержание исследования составляет анализ трудов философа и его последователей. Использовался метод проблемной и описательной аналитики конкретных первоисточников в контексте убеждений и взглядов Гегеля. Логические законы в системе Гегеля отождествляются с общими законами бытия. Всё это составляет характерную особенность гегельянской философии.

Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что, религиозная философия Гегеля представляет собой ту же логику, только выраженную в других терминах. Побуждаемый христианским вероучением, он делает попытки осветить с точки зрения своей системы религиозные вопросы, и на этом пути приближается к теистическому миропониманию. В своих философских трудах Гегель очень подробно излагает умозрительный смысл главных христианских догматов. Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение религиозных взглядов Гегеля предполагает дальнейшее развитие религиозно философского знания начала XIX в. Его взгляды в России становятся источником вдохновения для многих людей: от студентов до преподавателей университетов. Полученная информация поможет в осмыслении того влияния, которое оказал философ на религиозную мысль России.

Ключевые слова: абсолютное, абсолютный дух, диалектический процесс, инобытие, логика, религиозная философия, теистическое миропонимание

SOME ASPECTS OF THE RELIGIOUS PHILOSOPHY OF GEORGE WILHELM FRIEDRICH HEGEL

V. Lutsenko

Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vladivostok branch

ul. Kotelnikova 21, Vladivostok 690087, Russian Federation Abstract

Aim. To reveal some aspects of the religious and philosophical views of the German thinker Georg Wilhelm Friedrich Hegel, which are entirely rooted in his logic.

Methodology. The corpus of texts has been analyzed. The main content of the study is the analysis of the works of the philosopher and his followers. The following methods were used: problematic and descriptive analytics of specific primary sources in the context of Hegel's beliefs and views. Logical laws in Hegel's system are identified with the general laws of being. All this constitutes a characteristic feature of Hegelian philosophy.

© CC BY Луценко В . Е 2023 .

Results. Based on the results of the study, it was concluded that Hegel's religious philosophy is the same logic, only expressed in different terms. Incited by Christian doctrine, he makes attempts to elucidate religious issues from the point of view of his system, and along this path approaches the theistic worldview. In his philosophical writings, Hegel expounds in great detail the speculative meaning of the main Christian dogmas.

Research implication. The study of the religious views of the German Hegel presupposes the further development of religious and philosophical knowledge of the beginning of the 19th century. His views in Russia have become a source of inspiration for many people: from students to university professors. The information obtained will help in understanding the philosopher's influence on the religious thought of Russia.

Keywords: absolute, absolute spirit, dialectical process, other being, logic, religious philosophy, theistic world outlook

Введение

Одним из авторитетных представителей немецкой классической философии, оказавшим огромное влияние на развитие философской мысли Европы Х1Х-ХХ вв ., является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) . Философия Гегеля, отличавшаяся своей стройностью и законченностью, была применима ко многим наукам и помогала разрешать важнейшие вопросы, которые до того времени считались неразрешимыми

В своё время в его системе нашла высшее завершение философия тождества Ранее основные положения о тождестве были высказаны в философии и Фихте Старшего, и Шеллинга. К системе Шеллинга близко примыкает философия Гегеля . И та, и другая системы ставят одни и те же проблемы и приходят, в общем, к одинаковым их решениям Различие между этими мыслителями больше касается тех путей, на которых они ищут решения коренных вопросов, тех методов, которые выбирают мыслители для их разработки Шеллинг осмысливает проблемы, используя гениальной интуицию Он считает непосредственное созерцание истины самым надёжным, самым действительным органом философского познания Вся его философия представляет собой ряд гениальных идей и обобщений, добытых на пути непосредственного интеллектуального созерцания Гегель, весьма высоко ценивший философию Шеллинга и её результаты, считал метод интуиции весьма ненадёжным для обоснования целой системы мира Интуиция не удовлетворяла Гегеля

своей неопределённостью и неустойчивостью, зависящей от её чисто субъективного характера Он сравнивал метод философствования Шеллинга с выстрелом из пистолета Философские истины должны иметь более надёжные обоснования для того, чтобы они могли претендовать на общеобязательное значение. Такое обоснование может быть дано только на пути строгого логического мышления Гегель твёрдо встал на этот путь и держался его до конца В противоположность философии Шеллинга, представляющей собой ряд гениальных мыслей, лишённых строгого систематического порядка, философия Гегеля является безупречно стройной системой. Логика занимает центральное и основное положение среди других произведений Гегеля, она составляет своего рода душу всей его системы. Мало того, логические законы в системе Гегеля отождествляются с общими законами бытия Всё это составляет характерную особенность гегельянской философии [6].

Не менее сильное влияние философия Гегеля оказала на последующее развитие и характер не только философских, но и богословских систем

Краткий обзор философии Гегеля

Проведём краткий обзор философской системы Гегеля. Центральное место в ней, конечно, принадлежит логике Умозрительная логика существенно отличается от обыкновенной или формальной логики В то время как последняя резко отделяет форму от содержания - первая

трактует формы мышления как формы действительности. В умозрительной логике открывается истина сама в себе: в ней человеку непосредственно открывается Бог в его вечной сущности . Логика есть система чистого разума, царство чистого мышления. «Это царство, - говорит Гегель, -открывает нам истину, лишённую покрова, какою она является в себе самой и для себя самой . Поэтому можно сказать, что содержание логики открывает нам Бога, как Он существует в Его вечной сущности до создания природы и конечного духа» [4, с. 145].

При таком взгляде Гегеля на логику основные моменты мышления вызывают особый интерес Они рассматриваются как определения самого Бога. Началом логического процесса является самое общее понятие - чистое бытие, т. е . бытие, лишённое всякого конкретного содержания Бытие, лишённое всякого конкретного содержания, равняется небытию Однако и небытие не может удержаться и снова переходит в бытие, потому что небытие существует как мысль или как мыслимое. Через переход от бытия к небытию образуется быванье, т . е . процесс. Дальнейшее развитие приводит через посредство нескольких переходных ступеней к определению сущности, в которой заключается и определение бытия Бытие и сущность объединяются в высшем определении - понятии. Понятие не является продуктом мыслящего субъекта: оно не происходит. «Понятие есть действительное первоначало, и вещи становятся тем, чем они являются, через деятельность живущего и открывающегося в них понятия» [4, с . 306]. Понятие заключает в себе всю полноту содержания Оно представляет собой не только абстрактное единство, но и конкретное многообразие Но это многообразие содержится в понятии только абстрактно, потому что оно заключается только в идеальной общности и единстве понятия Поэтому понятие вступает в дальнейшее движение по пути диалектического процесса От идеальной общности оно переходит к реальной объ-

ективности В своём инобытии понятие уже является реальной целостностью Эта целость есть идея. Идея объединяет в себе как субъективную сторону понятия, так и его объективную действительность . А т . к . объединение субъективной и объективной стороны понятия происходит вследствие диалектического процесса, то и идея представляет собой процесс Отсюда идея есть субъект-объект, единство идеального и реального . Идея, в свою очередь, имеет несколько ступеней развития На высшей ступени диалектического процесса она является абсолютной идеей

Представленный здесь схематически процесс диалектического развития абсолютного нужно мыслить как вневременной и внепространственный процесс Основные его этапы (бытие - сущность -понятие - идея) составляют определение жизни Абсолютного в его вечной сущности, вне его отношений к конкретному видимому миру. Таким образом, формы и категории конечного человеческого логического мышления возводятся Гегелем в степень Божественного мышления

Диалектический процесс, составляющий основу Божественной жизни, переходит и на мир, на конечную природу

Переход Гегеля от идеальной философии к натурфилософии, от диалектического развития чистого понятия к конкретному, протекающему во времени и в пространстве мировому процессу - безусловно, является скачком в его системе Гегель не даёт никакого объяснения того, почему понятие, прошедшее несколько ступеней в своём развитии на пути идеального, чисто логического процесса, переходит к чуждому ему, внелогическому, временно-пространственному бытию Он указывает только на то, что переход чистого понятия к реальному бытию есть акт абсолютной свободы Однако если переход абсолютной идеи в мировое бытие представляется для нас непонятным с точки зрения абсолютного разума, то этот же переход становится делом естественной необходимости, если взглянуть на него с точки зрения философского сознания са-

мого Гегеля Несомненно, Гегель ввёл этот переход в свою систему, исходя из необходимого побуждения объяснить внешний мир из абсолютного начала

Абсолютный дух не может удержаться в своём «инобытии», не может оставаться в форме слепой природы Обогатившись содержанием в конкретном мире, он с неудержимой силой влечётся к самосознанию, к освобождению от уз материи От «инобытия» и «вне-себя-бытия» он стремится перейти в «для-себя-бытие». Сначала абсолютный дух познаёт себя в своей конечности Самосознание абсолютной идеи осуществляется в человеке В науках, уясняющих внутренний мир человека, каковы: психология и антропология, он уясняет субъективную сторону своей конечной природы, а в науках, изучающих внешние отношения человека, каковы науки о морали, праве и пр , он уясняет себя с объективной стороны Конечной целью развития должно быть сознание человеком себя как бесконечного, абсолютного духа . Эта высшая ступень мирового развития достигается абсолютным духом в искусстве, религии и философии В искусстве человеку даётся непосредственное созерцание бесконечного В религии человек получает представление об Абсолютном, имеющем субъективную окраску Только в философии абсолютный дух достигает полного и адекватного самосознания . Здесь абсолютный дух познаётся уже в форме чистого, объективного мышления Следовательно, искусство, религия и философия предметом своего познания имеют одно и то же абсолютное начало Различная ценность их обуславливается различием форм познания Искусство должно быть поставлено на низшую ступень, т. к . оно имеет чувственный характер: оно даёт только воззрение . Большую ценность имеет религиозное сознание Абсолютного, но и оно не может идти в сравнение с философским познанием, которое является конечной целью и завершением всего мирового процесса

Религиозная философия Гегеля

Представленный беглый очерк философской системы Гегеля даёт возможность уяснить основные черты и его религиозной философии На основании метафизических предпосылок системы Гегеля легко догадаться, что в религиозной гносеологии он провозгласит приматство философии над религиозной верой Учение Гегеля о Боге и мире представляет собой своеобразный пантеизм, возвышающий Бога над миром, хотя и признающий мир стадией развития самого Бога, словом, пантеизм уже с некоторым уклоном в сторону теизма Религиозная философия Гегеля главным образом раскрыта в его произведении «Философия религии»

В решении вопроса о богопознании Гегель выдвигает на первый план чистое философское мышление, которое он возвышает над религиозным сознанием При таком воззрении в сознании Гегеля получают особенный интерес традиционные доказательства бытия Божьего, отвергнутые критической философией В доказательствах Гегель видит описание того пути, на котором человеческий дух приходит к утверждению бытия Божьего Менее ценным он считает доказательства, исходящие от внешнего мира Например, онтологическое доказательство в его глазах имеет особенно высокое значение, т к оно исходит из чистого понятия, т е идёт по тому пути, который указывал Гегель . Чистое мышление является самым надёжным путём, приводящим человека к Богу На этом пути человек познаёт истинную природу Бога, познаёт вполне адекватно Здесь, по мнению Гегеля, человеку открывается царство Бога-Отца Более низшие, с точки зрения Гегеля, ступени богопознания, исходящие из внешнего мира и из религиозного чувства, также указываются в его философии, причём познание, отправляющееся от представлений о мире, называется Царством Сына, а специальное религиозное сознание - Царством Святого Духа [5].

Наиболее тёмным, запутанным вопросом религиозной философии Гегеля явля-

V4V

ется вопрос о Личности Бога Сам Гегель очень неясно высказывался по этому пункту Его последователи ещё больше запутали дело, разделившись по этому вопросу на две гегельянских школы: правую и левую В то время как представители правой усматривали в философии Гегеля прямое учение о личном Боге, представители левой истолковывали гегелевское абсолютное начало, как существо бессознательное в себе, а следовательно, и безличное Для выяснения поставленного вопроса необходимо обратиться к работам самого мыслителя В своих философских произведениях Гегель не раз высказывал мысль о согласии своей системы с христианским догматическим учением [7]. В нашу задачу не входит детальное сопоставление гегельянской религиозной философии с христианским вероучением Однако несомненно, что Гегель, высказывая приведённую мысль, имел в виду согласие своей философии с основными началами христианства Учение о Личном Боге составляет центральную истину христианства Если Гегель мыслил себя христианским философом, он, несомненно, должен был признавать Бога личным существом Разумеется, подобное свидетельство Гегеля ещё не говорит о его стремлении согласить свою систему с подлинным христианством Ведь и Фихте, и Шеллинг, например, наивно считали свои пантеистические воззрения согласимыми с христианским вероучением Но заявление Гегеля более ценно, чем аналогичные заявления его предшественников У него есть прямое учение о Личном Боге В своей «Науке логики» он говорит о Боге как о существе самосознающем, как о личности Здесь же он упрекает Спинозу за то, что у него отсутствует определение Личности Бога «Субстанция является существенной ступенью в процессе развития идеи, но не самой абсолютной идеей, а идеей в её ещё ограниченной форме необходимости Отсюда Бог есть именно необходимость, или, как принято выражаться, абсолютная вещь, но в то же время, и абсолютная Личность В этом заключается тот пункт, который не достиг Спиноза, и по отноше-

нию к которому можно утверждать, что философия Спинозы осталась вне истинного понятия Бога, который составляет содержание христианского религиозного сознания»1 Таким образом, учение о Личности Бога фактически содержится в системе Гегеля Этого не могут оспаривать даже сторонники левой гегельянской школы Спорным пунктом является понимание приведённого учения Гегеля о Личном Боге. Естественно, возникает вопрос, считает ли Гегель Бога личным Существом по Его природе, или же он приписывает Ему определение личности только на последней ступени мирового развития, т е в человеческом самосознании . Есть основание утверждать последнее понимание Если Гегель называл Личность истинного Бога, то понятие истины у Гегеля имеет своеобразное значение У него истиной называется какая-либо ступень на пути диалектического развития в её отношении к предыдущей ступени С этой точки зрения, растение он называет истиной зерна, цветы истиной растения, плоды истиной цвета и т д То же понимание можно применить и к учению Гегеля о Личном Боге Возможно, что Гегель понимал Личность Бога только как конечную ступень в раскрытии безличного по своей сущности абсолютного начала В этом смысле под Личностью Бога можно понимать конечную вершину диалектического мирового процесса Очевидно, для разрешения поставленного вопроса необходимо больше углубиться в его систему, чтобы выяснить правильное понимание терминологии Гегеля Но уже беглый взгляд на разбираемую философскую систему говорит больше в пользу сторонников учения Гегеля о Личном Боге Абсолютное самим Гегелем называется Разумом, абсолютным мышлением, абсолютной идеей Учение об абсолютном мышлении в своей основе имеет логические законы конечного чело-

Бельский А . Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XIX века: дис . ... канд . Казань, 1912 . ОР Казанского государственного университета им . Н . И . Лобачевского . Ф . Казанская духовная академия . Е . х. 3576. Л . 326.

веческого мышления Возникает вопрос, приписывал ли Гегель Богу самосознание или считал его бессознательным По пониманию представителей учения о бессознательной основе всего существующего, Гегель отрицал абсолютное самосознание в Боге вне Его отношения к мировому процессу По такому пониманию Бог достигает самосознания только в индивидуальном человеческом сознании Гегель указывает на то, что Бог не мог иметь самосознание до возникновения мира, потому что рядом с Ним не было противоположного бытия, от которого Он мог бы себя отли-чать1 В основе приведённого соображения лежит неправильное понимание факта сознания, по которому есть различение между сознанием и самосознанием Такое определение сознания и самосознания не выдерживает строгой критики даже по отношению к конечному человеческому сознанию, тем более в отношении к абсолютному Божественному мышлению На самом деле, человек сознаёт белый цвет не потому, что он минуту тому назад сознавал какой-либо другой цвет Точно так же и человек сознаёт себя самого не потому, что он прежде осознал внешние предметы Но даже если и придерживаться того воззрения, что самосознание возможно только при условии различения себя от чего-либо вне находящегося, то и тогда можно найти у Гегеля скорее утверждение самосознания в Боге, чем его отрицание Диалектический процесс, по учению Гегеля, представляет собой чисто объективное мышление, т е мышление, независимое от субъективного сознания Правда и то, что если взглянуть на абсолютное только как на первую ступень на пути диалектического процесса, то можно считать, с точки зрения Гегеля, его бессознательным на этой первой ступени Но диалектический процесс можно мыслить только в целом, а раз мы будем мыслить диалектический процесс вне его

Вельский А . Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XIX века: дис . ... канд . Казань, 1912 . ОР Казанского государственного университета им . Н . И . Лобачевского . Ф . Казанская духовная академия . Е . х. 3576. Л . 152 .

отношения к миру, необходимо придём к констатации сознания, т. к. движение абсолютной идеи от тезиса через синтез к антитезису нельзя мыслить бессознательным процессом, потому что здесь уже имеется различие идеи от антитезиса Наличие самосознания Бога вне Его отношения к миру вытекает и из религиозно-философского учения Гегеля о внутренней жизни Абсолютного. Здесь нужно вспомнить об учении Гегеля о троичности лиц в Божестве.

Гегель даёт несколько его толкований По одной более ранней конструкции во внутреннюю жизнь Бога вплетается и конечное существование мира и человека По этому пониманию Отец есть Бог в Его вечной сущности, Сын - Бог в Его «инобытии», т. е . мир, и Дух Святой - религиозное сознание человечества или христианской церкви Однако, Гегель, оставив эту конструкцию и в своих «Чтениях по философии религии», даёт уже новое толкование тринитарного учения По новому толкованию, Отец есть Сущий, глубина - неисповедимое и неизъяснимое Существо Согласно диалектическому процессу, Отец переходит в Сына - логос, слово или мудрость. Усматривая в Логосе своё истинное отображение, Бог по чувству любви стремится к синтезу с Ним и вступает в новую фазу развития, каковой является Дух Весь этот процесс протекает совершенно независимо от мирового бытия, и Гегель неоднократно подчёркивает это в своих лекциях [3]. В нашу задачу не входит оценка тринитарной проблемы с точки зрения подлинного теизма Заметим только, что она даже в своей последней конструкции весьма далека от христианского понимания этого догмата и представляет собой особый вид модализма, уже существовавший в системах древне-христианских еретиков Для нас более важно констатировать учение о внутренней жизни Бога вне Его отношения к миру Несомненно, описанный процесс внутренней жизни Божества обнаруживает наличие в Нём самосознания Положение дел нисколько не изменяется от того, что самосознание достигается путём диалектического процесса, является как бы

V42y

его результатом Диалектический процесс - процесс чисто логический, так что к нему совершенно не приложимы никакие хронологические мерки

В доказательство учения Гегеля о бессознательности Абсолютного приводят основания из его «Лекций по философии истории» . Мировая история, по воззрению Гегеля, представляет собой поступательное развитие мирового духа в его «инобытии» на пути к самосознанию В основе мирового развития лежит бессознательное влечение, которое побуждает природу к движению от одной ступени к более высокой Однако было бы рискованно на основании хода мировой истории делать вывод о бессознательности лежащего в его основании абсолютного начала Ведь в основе процесса природы лежит абсолютный дух в его инобытии Между тем, вопрос идёт о сознательности Бога в домировой период его существования . Так, по мнению немецкого философа Древса (1865-1935), если бы абсолютный дух был сознательным в своей первоначальной сущности, ему не было бы никакой цели стремиться к самосознанию в конечном человеческом духе1 По поводу этого соображения можно только сказать, что высказавший его, очевидно, пытается стать на точку зрения абсолютного мышления, что является делом невозможным для конечного человеческого сознания Если же взглянуть на это с точки зрения общих предпосылок философии Гегеля, переход абсолютной самосознающей идеи сначала к инобытию, а потом снова к самосознанию, обогащённому конкретным содержанием, - весьма характерен для диалектического метода его системы

Все эти соображения придают особую цену вышеприведённым словам Гегеля, в которых содержится прямое учение о Боге, как Личном Существе Однако следует отметить, что приведённого свидетельства ещё недостаточно для того, чтобы с пол-

Бельский А Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XIX века: дис . ... канд . Казань, 1912 . ОР Казанского государственного университета им Н И Лобачевского Ф Казанская духовная академия . Е . х. 3576. Л . 170 .

ной уверенностью констатировать в системе Гегеля учение о Личном Боге В системе имеются основания и для обратного утверждения Очевидно, Гегель колебался высказать ясное и определённое решение вопроса о Личном Боге Однако не будет никакого преувеличения в том, что в вопросе о Личном Боге Гегель склонялся к теистическому пониманию этой проблемы Кроме того, очень важно отметить, что учение о Личном Боге не противоречит основным принципам гегельянской философии

Если в вопросе о Боге Гегель был очень близок к теизму, то в вопросе об отношении Бога к миру он далеко ещё не сошёл с пантеистической позиции . В своё время, решая проблемы о мире в своих философских системах, Фихте Старший в стремлении возвысить абсолютное начало пришёл к акосмизму, а Шеллинг, желая обосновать бытие мира, пришёл к отожествлению его с Богом. Пантеизм Гегеля чужд крайностей и того и другого С одной стороны, мир у него утверждается как несомненная реальность, как фаза в развитии самого абсолютного начала, как его инобытие, а с другой стороны, он вопреки Шеллингу провозглашает приматство разума над материей С точки зрения Гегеля было бы нелегко выражать отношения Бога и мира формулой Шеллинга, гласящей, что Бог есть всё и всё есть Бог, что Бог и Вселенная одно и то же . У Гегеля мир является только «инобытием», «вне себя бытием», к которому переходит Бог, модусом в развитии абсолютной идеи Притом мир, будучи органически близок к Богу, в то же время представляется, по воззрению Гегеля, бытием низшим в сравнении с Ним [5] Гегель отрицательно высказывался по отношению к пантеизму в той форме, в какой она излагается у Спинозы и Шеллинга Особенности гегельянского пантеизма (отличие мира от Бога и возвышение Бога над миром) приближают его к теистическому миропониманию И действительно, после Гегеля на почве его философии началась разработка основных вопросов религии в духе истинного теизма

Заключение

Религия, по мнению Гегеля, это нечто внутреннее в собственном самосознании, «примирение самосознания с сознанием», она находится в самом человеке, его разуме, в его свободе [3]

В целом же религиозная философия мыслителя всецело коренится на его логике Более того, это та же логика, только выраженная в других терминах Абсолютное понятие или Абсолютная идея в религиозной философии называется Богом . Мир - та же идея, тот же Бог в инобытии . Пока Гегель утверждал основные положения своей философии, ему не было особого повода решать вопрос о Личном Боге. Только побуждаемый христианским вероучением, он делает попытки осветить с точки зрения своей системы и этот вопрос - и на этом пути приближается к теистическому миропониманию, в то время как в вопросе о мире у Гегеля заметен только слабый уклон в сторону теизма

Если же говорить о влиянии взглядов Гегеля на русскую религиозную мысль, то

его очень сложно переоценить Его взгляды в России становятся источником вдохновения для многих людей: от студентов до преподавателей университетов Они нашли своё отражение в творчестве многих отечественных мыслителей: Н Станкевича, В . Белинского, М . Бакунина, А. Лосева, Н . Бердяев и др . [1]. Прежде всего, влияние Гегеля на религиозную мысль носило характер пробуждения: «Русская религиозная философия пробудилась от долгого сна мысли вследствие толчков, полученных от германской философии, главным образом от Шеллинга и Гегеля. Гегель был для русских вершиной человеческой мысли, и у него искали разрешения всех мировых вопросов Он влиял на русскую философскую, религиозную и социальную мысль Он имел такое же значение, какое имел Платон для патристики и Аристотель для схоластики» [2, с . 196].

Статья поступила в редакцию 27.12.2022.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батракова И . А. Проблема всеобщего в русской философии XIX-XX веков // Наследие Гегеля в истории философии и культуры: к 250-летию со дня рождения философа: сборник научных статей / отв . ред. А . Н . Муравьев, А . А . Иваненко . СПб . : Изд-во СПбГУ, 2020. С 127-141.

2 . Бердяев Н . Русская идея . СПб . : Азбука-классика, 2008. 320 с.

3 . Гегель Г. В . Ф . Философия религии: в 2 т. / пер . М . И . Левиной. М . : Мысль, 1976.

4. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / пер. Н. Г. Дебольского. М. : Издание профкома слушателей Института красной профессуры, 1929. 638 с .

5 . Гегель Г. В . Ф . Сочинения: в 4 т. Ч . 1: Система наук. Феноменология духа / пер . Г. Г. Шпета. М. : Академия наук СССР, 1959. 440 с .

6. Фивег К. , Иваненко А. А. , Муравьев А. Н . К 250-летнему юбилею Георга Вильгельма Фридриха Гегеля // Вестник Санкт-Петербургского университета Философия и конфликтология 2020 Т. 36 . № 4. С 608-620.

7 . Dalal B. Religion and Development Relationship through Philosophical Perspectives of Kant, Hegel and Weber; A Critical Reviewal // Социология . 2019 . № 6. С 170-178.

REFERENCES

1. Batrakova I . A. [The Problem of the Universal in Russian Philosophy of the 19th -20th centuries]. In: Muravev A . N . , Ivanenko A . A . , eds . Nasledie Gegelya v istorii filosofii i kul'tury: k 250-letiyu so dnya rozhdeniya filosofa [Hegel's Heritage in the History of Philosophy and Culture: On the 250th Anniversary of the Birth of the Philosopher]. St. Petersburg, St . Petersburg State University Publ. , 2020, pp . 127-141.

2 . Berdyaev N . Russkaya ideya [Russian idea]. St . Petersburg, Azbuka-klassika Publ. , 2008. 320 p .

3 . Hegel G . W F. Collected Works (Rus. ed. : Levina M. I . , transl. Filosofiya religii [Philosophy of Religion].

Moscow, Mysl' Publ. , 1976). 4. Hegel G . W F. Wissenschaft der Logik (Rus. ed. : Debol'sky N . G . , transl. Nauka logiki. Moscow, Publication of the trade union committee of students of the Institute of Red Professors, 1929. 638 p . ).

5 . Hegel G . W. F. Collected Works (Rus. ed. : Shpet G . G. , transl. Sochineniya. Ch. 1: Sistema nauk.

Fenomenologiya duha [Works . Pt . 1: System of Sciences . Phenomenology of Spirit]. Moscow, Academy of Sciences of the USSR Publ. , 1959. 440 p.).

6 . Fiveg K . , Ivanenko A . A . , Murav'ev A . N . [On the 250th Anniversary of Georg Wilhelm Friedrich Hegel].

In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya [Bulletin of St. Petersburg University. Philosophy and Conflictology], 2020, vol. 36, no . 4, pp . 608-620.

7 . Dalal B . Religion and Development Relationship through Philosophical Perspectives of Kant, Hegel and

Weber; A Critical Reviewal. In: Sociologiya [Sociology], 2019, no. 6, pp. 170-178.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Луценко Виктория Евгеньевна - кандидат философских наук, доцент кафедры специальных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России; e-mail: vika_04@bk. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Victoria E. Lutsenko - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc . Prof. , Department of Special Disciplines, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vladivostok Branch; e-mail: vika_04@bk. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Луценко В. Е. Некоторые аспекты религиозной философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2023. № 1. С 37-45.

DOI: 10.18384/2310-7227-2023-1-37-45

FOR CITATION

Lutsenko V. E. Some Aspects of the Religious Philosophy of George Wilhelm Friedrich Hegel. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2023, no . 1, рр . 37-45. DOI: 10.18384/2310-7227-2023-1-37-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.