УДК 159.9:37.015.3
В. Р. Петросянц
ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Отражены результаты теоретического изучения проблемы буллинга в зарубежных и отечественных исследованиях. Раскрывается социальная структура буллинга и дается психологическая характеристика его участников.
Ключевые слова: насилие, буллинг, образовательная среда, «жертва», «обидчик», «свидетель».
Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не только против отдельных лиц, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих, но и целой группы [1].
Насилие может носить как единичный, так и длительный характер и проявляться в большинстве случаев в форме физического или психологического насилия. С нашей точки зрения, понятием, наиболее точно отражающим ситуацию насилия в образовательной среде, является буллинг. Обратимся к рассмотрению сущности данного феномена.
Явление буллинга в образовательной среде все больше становится международной проблемой. После того, как Э. ОЫеш в конце 70-х гг. провел первое изыскание по предотвращению проблемы буллинга, было сделано много исследований, которые позволили глубже понять проявления буллинга, поведение в ситуации буллинга и факторы, его вызывающие [2]. К сожалению, данная проблема до сих пор не получила должного внимания в нашей стране.
Определение Э. ОЫеш показывает, что бул-линг отличается от случайной драки или ссоры между двумя людьми примерно одинаковой силы [3]. В случае буллинга и «обидчик», и «жертва» -части одной и той же взаимодействующей социальной группы.
Согласно заключению НеаЫ (1994), буллинг -длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.
Буллинг - это форма насилия, которая имеет место в школе. Лгога (1994), исследуя ситуацию буллинга в школьной среде, пришел к выводу, что буллинг - поддающиеся наблюдению действия, имеющие место в общении между молодыми людьми в школе, которые являются причиной появления чувства обиды или стресса [4].
В психологической литературе под термином «школьная травля» (school bullying) принято понимать целую совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, затрагивающих процесс длительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации [5].
Besag (1989) предположил также, что буллинг -поведение, которое может быть определено как неоднократное нападение - физическое, психологическое, социальное или вербальное - теми, чья власть формально или ситуативно выше, на тех, кто не имеет возможности защититься, с намерением причинить страдание для достижения собственного удовлетворения. Это определение подчеркивает особый аспект намерения «обидчика» [6] .
Таким образом, согласно результатам исследований, буллинг - сложная проблема. Он не является обособленным поведением, которое основано на таких переменных, как статус, власть или конкуренция. Это социальное поведение, проявляющееся в относительно устойчивых группах и способное вовлекать других. Буллинг включает в себя несоответствие силы и власти, что приводит жертву в состояние, в котором она не способна эффективно защищаться от отрицательных воздействий.
R. J. Hazier (1996) также отмечает, что буллинг может быть совершен или индивидуально, или в группах и провоцирует деструктивное взаимодействие, в котором доминирующий субъект («обидчик») неоднократно демонстрирует такое поведение, которое вызывает замешательство менее доминирующего субъекта («жертвы») [7]. «Обидчик» получает удовлетворение от преимущества над более слабой в физическом и психологическом плане «жертвой», применяет такое поведение, чтобы обесценить другого [4].
Буллинг может принимать формы антисоциального поведения, такие как оскорбление, вымогательство, физическое насилие, распространение слухов, исключение из социальных групп, порча имущества, а также угрозы.
Буллинг совершается «обидчиками» различными способами. Средства физического буллинга включают удары ногой, удержание силой, толка-
ние, удары кулаком, нападение или избиение жертвы, вымогательства. Буллинг не ограничивается физическим насилием и может иметь поведение, задевающее самолюбие других, подрывающее чувство собственного достоинства, т. е. психологическое насилие [8]. Средства психологического буллинга - обзывание по имени, создание напряженной атмосферы, приставания, методы отчуждения/ изолирования от группы учеников и социального исключения, презрительное отношение, распространение слухов за спиной, лживых историй, игнорирование, критика, вызывающая ссору, насмешки, причинение мучений, запугивания и т. д. Вербальный и психологический буллинг может оказаться даже более травмирующим, чем физические издевательства [9].
Исследователями установлено, что ученик подвергается буллингу в том случае, если другие ученики или группа учеников неоднократно оскорбительно высказываются в его адрес или совершают по отношению к нему действия агрессивного характера. Кроме того, буллингом является ситуация, когда школьника неоднократно дразнят, отбирают личные вещи. При этом не расценивается как бул-линг действие, когда два ученика с одинаковыми физическими возможностями спорят или борются. Кроме того, не буллинг, когда подзадоривание производится в дружественной и игровой формах.
Общими характеристиками буллинга в образовательной среде, выделяемыми рассмотренными авторами исследований, стали:
- буллинг - это насилие (физическое, психологическое, эмоциональное);
- буллинг осуществляется в одиночку или группой людей;
- буллинг направлен против человека, который заведомо слабее психологически/физически;
- буллинг носит систематичный и длительный характер.
По нашему мнению, наиболее полным и одновременно точным является определение буллинга, данное Д. Лейном: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации» [5].
Роланд (Roland, 1989) описывает «буллинг-структуру» как социальную систему, включающую обидчиков (преследователей, агрессоров, хулиганов), их жертв и свидетелей (наблюдателей) (см.
[5, 10]).
«Обидчики»
D. Olweus (1994) утверждает, что «обидчики» могут быть охарактеризованы как индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности. Они «нападают» так или иначе не только на
своих жертв, но и на учителей, родных, проявляют более положительное отношение к агрессии, чем «свидетели» и «жертвы». У них отмечается недостаток в проявлении эмпатии к «жертвам» и высокая потребность в доминировании над другими (см. [6]). «Обидчики» испытывают сильную потребность управлять детьми и получать удовлетворение от их подчинения [11]. ОЫеш также установил, что «обидчики» ощущают себя успешными и самоуверенными. В исследованиях Kwak, Ьее (1999) и Б1аиЬ (1999) доказано, что «обидчики» обладают положительным самоотношением [12].
«Жертвы»
В отличие от других агрессивных действий, которые включают единичные или краткосрочные нападения, буллинг, как правило, происходит непрерывно в течение длительного периода времени, надолго оставляя «жертву» в состоянии тревожности и страха. «Жертвы» часто переживают психологическое насилие, изоляцию и одиночество, ощущение опасности и тревоги. Все эти проявления являются результатом воздействия атмосферы, которая окружает «жертву» буллинга. Они отличаются социальной отрешенностью, склонностью уклоняться от конфликтов и характеризуются как чувствительные, замкнутые и застенчивые люди с проявлениями разнообразных психосоматических симптомов, соматической ослабленностью, повышенной тревожностью и депрессивностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе с преобладанием неконструктивных стратегий совладания со сложными ситуациями, сниженной учебной мотивацией и многочисленными проблемами в общении. «Жертвы» буллинга склонны проявлять симптомы депрессии, высокий уровень тревожности и другие подобные отрицательные эмоциональные проявления [13]. Исследование Ким (1997) и Шефер (1997) показало, что у «жертв» буллинга имеются социальные проблемы, такие как, например, чрезмерная хвастливость или игнорирование других.
Указанные выше особенности «жертв» позволяют разделить их на две категории: покорная и агрессивная «жертвы». Фактически агрессивная «жертва» обладает всеми теми же чертами, что и «обидчики». Они совершают агрессивные действия против других и в то же время являются «жертвами» буллинга.
Дадим характеристику типов «жертв» буллинга.
Согласно Э. ОЫеш, покорные «жертвы» более тревожны и неуверенны, чем обычные ученики, и проявляют тенденцию быть более осторожными, сензитивными, склонными к уходу в себя. Их типичная реакция на буллинг состоит не в том, чтобы сопротивляться, а в том, чтобы попытаться избежать мучителей. Им свойственно отрицательное самоотношение, они могут находиться в одиноче-
стве, не проявлять агрессии и отдаляться от группы школьников. Покорные «жертвы» страдают от низкого чувства собственного достоинства, часто представляют себя неудачниками, глупыми, стыдливыми и непривлекательными людьми.
Агрессивные «жертвы» описываются сверх-агрессивными и эмоционально нестабильными. В ситуации буллинга они характеризуются комбинацией из тревожных и агрессивных реакций, легко раздражаются и впадают в состояние гнева, поддаются провокациям. Их быстро охватывают неприязненные чувства в провокационной ситуации, и они становятся не способны правильно интерпретировать намерения или высказывания. Исходя из этого, агрессивные «жертвы» и похожи, и отличаются от «обидчиков» и покорных «жертв». Они агрессивны, как «обидчики», но не используют агрессию в качестве инструмента для достижения цели. Однако такие «жертвы» не только начинают сопротивляться буллингу, но также привлекают других в эту ситуацию. Они используют агрессию в качестве мести за провокацию со стороны ровесников, которых они воспринимают как угрозу. В любом случае поведение агрессивной «жертвы» является эмоциональной реакцией на буллинг, а не продуманным расчетом. Данные «жертвы» отличаются от «обидчиков» еще и тем, что не выбирают систематически в качестве цели агрессии более слабых детей, а используют ее в результате потери самообладания.
Агрессивные «жертвы» склонны к пониженной самооценке, низкой степени социальной поддержки. Это крайне важно, потому что такая поддержка имеет буферизующий эффект в напряженной ситуации и помогает справиться с ней [14]. Позитивные отношения с другими минимизируют психологическое воздействие ситуации и оптимизируют регуляцию поведения человека. Согласно Kwak и Ьее (1999), «обидчики» значительно более склонны искать социальную поддержку, чем «жертвы» буллинга. Дети, испытывающие ее недостаток, более склонны быть жертвами. Кроме того, поддержка одноклассников прогнозирует тенденцию ученика стать «жертвой» буллинга. Агрессивные «жертвы» наименее популярны среди детей и наиболее отвержены сверстниками, ими становятся обычно мальчики.
«Свидетели»
Выделение характерологических черт «свидетеля» оказалось наиболее сложной задачей. Это обусловлено тем, что в ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности. Установлено, что в результате ощущения собственного бессилия их самооценка заметно снижается. Сторонние наблюдатели часто сообщают о чувстве
вины и ощущении своего бессилия. Askew (1988) отмечает, что от травли страдает не только «жертва», но и все окружающие, которые бессильны дать отпор «обидчику» (см. [5]).
Резюмируя данные исследований характеристик участников буллинга, остановимся на обобщенном описании личностных особенностей «жертв» и «обидчиков». Результаты проведенного обобщения занесены в таблицу.
Психологические характеристики «жертв» буллинга и «обидчиков» в образовательной среде
Участники буллинга Психологические характеристики
«ЖЕРТВЫ» Социальная отрешенность, способность отстраняться от конфликтов, сензитивность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, тревожность, склонность к депрессии, заниженная самооценка, неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания, сниженная учебная мотивация, социальные проблемы (хвастливость, игнорирование), осторожность в общении, уход в себя (эскапизм), избегание обидчиков, отрицательное самоот-ношение, низкий/высокий уровень агрессии, пониженное чувство собственного достоинства, низкая степень социальной поддержки
«ОБИДЧИКИ» Высокая общая агрессивность, положительное отношение к агрессии, недостаток эмпатии, большая потребность в доминировании, успешность и самоуверенность, положительное самоотношение, относительно высокий социометрический статус
Описывая психологические характеристики «жертв» и «обидчиков», мы сочли необходимым их систематизировать и выделили следующие показатели: самоотношение «жертв» и «обидчиков»; коммуникативные способности; враждебность-агрессивность; социометрический статус; аффективные переживания; социальная поддержка; поведение в конфликтной ситуации.
Исходя из представленных данных, можем констатировать разрозненность представлений о психологических характеристиках участников буллин-га в образовательной среде. Выявленные нами особенности не дают возможности обобщенного описания образа «жертвы» или «обидчика». Стоит отметить также некоторое превосходство «жертв» буллинга в плане исследовательского интереса авторов. В результате теоретического анализа обнаружено значительно меньше психологических характеристик «обидчиков» в ситуации буллинга в образовательной среде. Данный факт указывает на недостаточную разработанность проблемы изучения личностных особенностей участников буллин-га. Не решены проблемы буллинга в образователь-
ной среде и в нашей стране. Нам удалось найти Изучая проблему буллинга, необходимо учиты-
несколько работ [10, 15, 16], в которых в той или вать, кто его осуществляет, четко определить психо-
иной мере давалась бы характеристика буллинга логические характеристики участников. Мы можем
или его участников. Тем самым видно, что акту- указать, что и в зарубежных, и в отечественных ис-
альность буллинга в образовательной среде в боль- следованиях остается открытым вопрос о личност-
шей степени касается исследований этого феноме- ных особенностях, определяющих принятие учени-на на российской выборке. ком роли «жертвы» буллинга или «обидчика».
Список литературы
1. Быковская Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006. № 1. С. 221-229.
2. Olweus D. Bully-victim problems among school children: Basic facts and effects of a school-based intervention program. K. Rubin & D. Pepler (Eds.) The development and treatment of childhood aggression. 1991. pp. 85-128. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
3. Whitney I., Smith P. K. A Survey of the nature and extent of bullying in junior/middle and secondary schools // Educational Research. 1993. №35. pp. 3-25.
4. Arora C. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education. 1994. № 12. P.11-15.
5. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг). URL: http// www.supporter.ru/docs/1056635892/bulling.doc (дата обращения: 09.10.2010).
6. Besag V. E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes: Open University Press. 1989.
7. Hazler R. J. Breaking the cycle of violence: interventions for bullying and victimization. Washington, DC: Accelerated Development. 1996. P. 131.
8. Roffey S. Addressing bully in schools: organisational factors from policy to practice // Educational and Child Psychology. 2000. №17 (1). P. 6-19.
9. Smith P. K., Sharp S. The problem of school bullying. In P. K. Smith & S. Sharp (Eds.), School bullying: insights and perspectives. London: Routledge. 1994.
10. Ачитаева И.Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2010. 25 с.
11. Dodge K.A. The structure and function of reactive and proactive aggression // In D.J. Pepler, K.H. Rubin (Eds.). The development and treatment of childhood aggression. Hillsdale, NJ: Lawetance Erlbaum. 1991. P. 201-216.
12. Kwak K., Lee C. Bullying at School: Situation and Characteristics. Seoul: A-San Foundation Press.1999.
13. Rigby K. Effects of peer victimization in schools and perceived social support on adolescent well-being // Journal of Adolescence. 2000. № 23. P. 57-68.
14. Bjorkqvist K., Ekman K., Lagerspetz K. Bullies and their victims: Their ego picture, ideal ego picture and normal ego picture // Scandinavian Journal of Psychology.1982. № 23. P. 307-313.
15. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.
16. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 90-92.
Петросянц В. Р., ст. преподаватель.
Коми государственный педагогический институт.
Ул. Коммунистическая, 25, г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия, 167982.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.11.2010.
V R. Petrosyants BULLYING IN MODERN SCHOOL ENVIRONMENT
The article shows the results of the theoretic research of bullying in national and foreign studies. The social structure of bullying is described and the psychological characteristics of its participants are given.
Key words: violence, bullying, school environment, "victim", "offender", "witness".
Komi State Pedagogical Institute.
Ul. Kommunisticheskaya, 25, Syktyvkar, Komi Republic, Russia, 167982.
E-mail: [email protected]