Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / ПСИХОЛОГИЯ / КУБЕРБУЛЛИНГ / ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ПОДРОСТКИ / ХАРАКТЕРИСТИКА БУЛЛИНГА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ / ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмичева Людмила Николаевна, Окулич Екатерина Сергеевна

Сегодня одной из главных задач системы образования - это создание безопасной среды для получения ребенком образования. Травля и издевательства в учебном заведении наносят вред психическому здоровью и самооценке школьника. Статья посвящена остросоциальной, современной проблеме российских школ - буллингу. Согласно различным исследованиям, ежегодно с этой проблемой сталкиваются до 30 % российских школьников. Авторы статьи делают выводы о проблеме школьной травли на основании социологического опроса учеников 10 класса средней общеобразовательной школы г. Новочеркасска Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF BULLYING IN RUSSIAN SCHOOLS - SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Today, one of the main tasks of the education system is to create a safe environment for a child to receive an education. Bullying and bullying in an educational institution harms the mental health and self-esteem of a student. The article is devoted to the acute social, modern problem of Russian schools - bullying. According to various studies, up to 30 % of Russian schoolchildren face this problem every year. The authors of the article draw conclusions about the problem of school bullying on the basis of a sociological survey of students of the 10th grade of a secondary school in Novocherkassk, Rostov region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 159

РО! 1 0.23672/У2955-7264-9033-О

Кузьмичева Людмила Николаевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных технологий, Новочеркасский

инженерно-мелиоративный институт (филиал)

Донского государственного аграрного университета mila.donchenko.74@mail.ru

Ludmila N. Kuzmicheva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Technologies, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute (branch) Don State Agrarian Universitya mila.donchenko.74@mail.ru

Окулич Екатерина Сергеевна

студентка 4 курса, Новочеркасский

инженерно-мелиоративный институт (филиал)

Донского государственного аграрного университета okulich.katyusha@mail.ru

Ekaterina S. Okulich

Student of the 4th year,

Novocherkassk

Institute of Engineering

and Land Reclamation (branch)

Don State Agrarian University

okulich.katyusha@mail.ru

Проблема буллинга в российских школах -социологический анализ

The problem of bullying

in russian schools -sociological analysis

Аннотация. Сегодня одной из главных задач системы образования - это создание безопасной среды для получения ребенком образования. Травля и издевательства в учебном заведении наносят вред психическому здоровью и самооценке школьника. Статья посвящена остросоциальной, современной проблеме российских школ - буллингу. Согласно различным исследованиям, ежегодно с этой проблемой сталкиваются до 30 % российских школьников. Авторы статьи делают выводы о проблеме школьной травли на основании социологического опроса учеников 10 класса средней общеобразовательной школы г. Новочеркасска Ростовской области.

Ключевые слова: буллинг, травля, психология, ку-бербуллинг, школьное насилие, подростки, характеристика буллинга, социологический анализ, проблемы школьников, издевательства.

Annotation. Today, one of the main tasks of the education system is to create a safe environment for a child to receive an education. Bullying and bullying in an educational institution harms the mental health and self-esteem of a student. The article is devoted to the acute social, modern problem of Russian schools - bullying. According to various studies, up to 30 % of Russian schoolchildren face this problem every year. The authors of the article draw conclusions about the problem of school bullying on the basis of a sociological survey of students of the 10th grade of a secondary school in Novocherkassk, Rostov region.

Keywords: bullying, psychology, cyberbullying, school violence, teenagers, characteristics of bullying, sociological analysis, problems of schoolchildren.

Сегодня одной из главных задач системы образования - это создание безопасной среды для получения ребенком образования. Травля и издевательства в учебном заведении наносят вред психическому здоровью и самооценке школьника.

Впервые описал явление буллинга в 1970-е годы Девид Олвеус. Несмотря на глобальность буллинга, в современном мире в нашей стране этой проблеме не уделяется достаточное количество внимания.

Буллинг (от англ. bullying - запугивание) - это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Насилие в образовательных учреждениях имеет различную природу и характер, проявляется как в форме однократных насильственных действий, так и в виде постоянных издевательств, унижений и систематической травли (буллинга). Насилие может быть физическим и словесным, выражаться в насильственных действиях и высказываниях сексуального характера, иметь явно или

неявно выраженную тендерную направленность, преследовать материальную выгоду (вымогательство и отбирание вещей и денег), но практически всегда оно наносит психологическую травму всем вовлеченным сторонам. Насилие может исходить как от учителей в отношении учащихся, так и от учащихся в отношении учителей или сверстников [3, с. 7].

По данным ЮНЕСКО, «Почти треть учеников -32 % - становятся жертвами издевательств сверстников в школе по крайней мере один раз в месяц», - говорится в документе, подготовленном на основе данных из 144 стран мира.

Согласно результатам Programme for International Student Assessment (PISA) 2018 года, 37 % российских школьников сообщили, что над ними издевались, по крайней мере, несколько раз за последний месяц. Согласно данным UNESCO за 2018 год, эта цифра составляет 32 % [1 с. 200].

Молодые люди, над которыми издеваются, подвергаются повышенному риску негативных психологических и эмоциональных воздействий, включая тревогу, депрессию, низкую самооценку, злоупотребление алкоголем и наркотиками, враждебность, преступность, поведение, причиняющее вред самому себе (особенно для девочек), и насильственное или преступное поведение (особенно для мальчиков). Те, над кем жестоко издеваются, также статистически более склонны к попытке или совершению самоубийства, и исследования показали, что суицидальные идеи особенно распространены среди жертв издевательств. Издевательства могут спровоцировать проблемы с психическим здоровьем у жертв, у которых ранее их не было, и могут усугубить проблемы у молодых людей с существующими проблемами с психическим здоровьем. Исследования также показали, что жертвы издевательств, как правило, страдают от снижения успеваемости в учебе [3 с. 3].

Буллинг делят на четыре основных типа:

• Физическое издевательство: физическое нападение на жертв или запугивание угрозой физического насилия.

• Словесные издевательства: издевательства, вызывание чувства стыда и словесное оскорбление жертв с целью вызвать страх и понизить самооценку.

• Социальное или эмоциональное запугивание: распространение вредных сплетен или намеренное исключение кого-то из круга общения с намерением нанести вред или разрушить репутацию, или социальное положение жертвы.

• Киберзапугивание: использование электронных средства массовой информации, включая социальные сети, мгновенные сообщения, текстовые сообщения, интернет-форумы, приложения для смартфонов и электронную почту (среди других средств массовой информации), чтобы нацелить жертв на текстовые эквиваленты вербальных издевательств или социальных, или эмоциональных форм издевательств.

Хотя существует множество причин издевательств, определенные факторы риска могут привлекать хулиганов к их жертвам:

• Дети, которые отличаются от своих сверстников.

• Дети, которые слабее (чем хулиганы).

• Дети, которые социально изолированы, менее популярны и имеют мало друзей.

• Может иметь подспудное чувство личной неадекватности

Хулиганы - Эти дети могут обладать следующими характеристиками:

• Все более агрессивное поведение.

• Склонность винить других в своих проблемах.

• Не в состоянии взять на себя ответственность за свои действия.

• Могут быть чрезмерно конкурентоспособны и беспокоиться о своей репутации или популярности.

• Возможно, у вас есть друзья, которые запугивают других.

• Может усматривать враждебные намерения в действиях других.

• Может иметь желание власти или доминирования.

Не обязательно, чтобы хулиган был сильнее или крупнее своей жертвы. Дисбаланс власти может быть вызван многими причинами, включая популярность, силу или когнитивные способности. Хулиганское поведение может быть использовано для получения социального статуса.

Для исследования проблемы буллинга в российских школах нами бы проведен социологический опрос, была использована методика на выявление «буллинг-структуры» Д.А. Лейна.

Данный тест предназначен для подростков. Состоит из 25 вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.

По итогам диагностики в соответствии с классификацией О.Л. Глазман класс разделяется на:

1. Инициаторов (обидчиков), характеризуются как индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности. Они «нападают» не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.

2. Помощников инициатора характеризуются стремлением помогать и подражать «обидчику». Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.

3. Защитников «жертвы», как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди

одноклассников. Они реже всех проявляют бул-линг по отношению к сверстникам и реже подвергаются буллингу.

4. Жертв. Такие дети испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, ощущение опасности и тревоги. «Жертвам» бул-линга свойственно проявление симптомов депрессии, высокий уровень тревожности и иные сходные отрицательные эмоциональные проявления.

5. Наблюдателей (свидетелей). В ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности [4].

Прошли данную методику 22 респондента из числа учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы г. Новочеркасска.

Ответы на вопросы 13, 17 и 20 позволяет узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов. 73,3 % ответили, что в их классе нет учеников, которых боятся остальные, 52,4 сказали, что в их классе нет актов насилия за исключением пары случаев, а 50 % ответили, что иногда оскорбления исходят от педагогов.

Результаты исследования «буллинг-структуры» 10 класса показал, что большинство опрошенных детей являются «наблюдателями», но могут совмещать в себе роль «защитника», в то же время, нередко «жертвы» выступают в роли «помощника». В исследуемом классе большой процент «защитников», что говорит о сплочённости коллектива. Количество детей с ролью «жертв» совпадают с количеством «исполнителей», поэтому мы можем судить о наличии проблемы буллинга в коллективе и, как следствие, это может стать причиной ухудшения успеваемости и психологического здоровья учеников (рис. 1).

Инициатор • Помощник ■ Защитник Жертва ■ Наблюдатель Рисунок 1 - Результаты исследования «буллинг-структуры»

Согласно полученным результатам, необходимо осуществлять работу по профилактике эмоционального насилия в 10 классе.

• Стратегии профилактики издевательств должны быть ясными и видимыми для других детей.

Профилактика-это лучшее вмешательство:

• Помогите ребенку и семье создать благоприятную и безопасную среду.

• Обеспечьте ребенку уверенность в том, что издевательства не являются его или ее виной.

• Работайте со школой и другими учреждениями, если это применимо, для защиты жертвы.

Борьба с издевательствами-это многоступенчатый процесс.

• Препятствуйте запугиванию.

• Улучшите надзор в местах, обычно находящихся под наблюдением, таких как детская площадка, кафетерий, коридор.

• Расскажите детям о последствиях издевательств и дайте им понять, что издевательства являются неправильными и серьезными действиями.

• Применять последовательные дисциплинарные последствия (например, лишение привилегий, возмещение ущерба).

Проявления буллинга разнообразны, но условно их делят на прямую травлю и косвенную. Прямая травля выражается в оскорблениях, избиениях, отбирании денег, вещей; косвенная - в распространении слухов о человеке, бойкотировании его, игнорировании, манипуляции «дружбой». Все это может сопровождаться комментариями сексуального, национального или этнического

содержания с негативным контекстом, высказанными непосредственно или опосредовано через других участников ситуаций. Кроме того, буллинг может проявляться в различных пространствах: в повседневной деятельности (школа, место службы, игровые площадки на пришкольных территориях, улица и проч.) и в Интернете (в первую очередь, социальные сети и другие коммуникационные каналы). Такая форма буллинга получила название «кибербуллинг». Одной из особенностей кибербуллинга является анонимность бул-лера в случае его желания и большая аудитория свидетелей, имеющих доступ к информации,

Литература:

1. Бушина Е.В. Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга». Методический инструментарий / Е.В. Бушина, А.М. Муминова // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 2. С. 197-216.

2. Воронцов Д.Б. Особенности буллинга в школе / Д.Б. Воронцов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 2(95). URL : https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-bullin ga-v-shkole (дата обращения 27.11.2021).

3. Гпазырина Л.А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях : метод. пособие для педагогических работников / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко // ЮНЕСКО, 2015 Т.А. Епояна. М., 2015 144 с. URL : https://iite.unesco.org/pics/publica tions/ru/files/3214741 .pdf (дата обращения 26.11. 2021).

4. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Бул-линг-структуры» / Е.Г. Норкина // Таврический научный обозреватель. 2016. № 3(8). URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата обращения 27.11.2021).

5. Обзор темы издевательств // Онлайн-коллек-ция Gale Opposing Viewpoints, Гейл, 2019. URL : http:/example.comhttps://www.gale.com/intl/databa ses-explored/social-issues/child-bullying (дата обращения 26.11.2021).

являющихся друзьями по социальным сетям [2 с. 131].

В настоящее время буллинг приобретает новые формы, оставаясь одной их самых актуальных проблем в образовании. На сегодняшний день у нас в стране нет готового практического метода по профилактике буллинга в школах. Поэтому можно сделать вывод о необходимости создания и проведения мероприятий, направленных на ликвидацию и предотвращение школьного буллинга.

Literature:

1. Bushina E.V. Adaptation of the Russian version of the Olveus questionnaire «The roles of victim and aggressor in the situation of school bullying». Methodological tools / E.V. Bushina, A.M. Muminova // Social psychology and society 2021 Vol. 12. № 2. P. 197-216.

2. Vorontsov D.B. Features of bullying at school / D.B. Vorontsov // Bulletin of Cherepovets State University. 2020. № 2(95). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/osobennosti-bullinga-v-shkole (date of application 27.11.2021).

3. Glazyrina L.A. Prevention of violence in educational institutions. Methodical manual for teaching staff / L.A. Glazyrina, M.A. Kostenko // UNESCO, 2015 T.A. Epoyan. M., 2015 144 p. URL : https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214 741 .pdf (date of application 26.11.2021).

4. Norkina E.G. Methodology for identifying the «Bullying structure» / E.G. Norkina // Tavrichesky scientific Observer. 2016. № 3(8). URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (date of application 27.11.2021).

5. Bullying Topic Overview // Gale Opposing Viewpoints Online Collection, Gale, 2019. URL : http:/ex-ample.com https://www.gale.com/intl/databases-ex-plored/social-issues/child-bullying (date of application 26.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.