Научная статья на тему 'Проблема анонимности в сети Интернет в контексте экономических отношений'

Проблема анонимности в сети Интернет в контексте экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / АНОНИМНОСТЬ / ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / "ЭЛЕКТРОННЫЙ ГРАЖДАНИН" / ОТЗЫВЫ / INTERNET / INFORMATION / ANONYMITY / INFORMATION DISTORTION / "ELECTRONIC CITIZEN" / REVIEWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова Замира Магомедовна

В настоящее время потребители, принимая экономические решения, все больше ориентируются на размещенные в сети Интернет отзывы о товарах и услугах, приобретенных другими потребителями, что снижает степень рыночной асимметрии информации. Преобладающая в электронном пространстве анонимность таких отзывов имеет ряд положительных последствий, но в то же время облегчает размещение заинтересованными сторонами заведомо ложной информации. В условиях, когда потребители все чаще обращаются к сети Интернет, совершая выбор о приобретении товаров (услуг), актуальность приобретает вопрос полноты и достоверности размещенной в Интернете информации. В статье предпринята попытка осмыслить проблему анонимности и искажения информации в Интернете в контексте развития экономики в электронном пространстве. Предлагаются пути повышения качества и достоверности информации при сохранении положительных сторон анонимности экономических агентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Anonymity on the Internet in the Context of Economic Relations

Nowadays in taking economic decisions consumers are increasingly focused on web-hosted Internet reviews on products and services purchased by other consumers, which reduces the degree of market information asymmetry. Predominant in cyberspace anonymity of the reviews has a number of positive consequences, but at the same time facilitates the stakeholders to place false information. With the consumers increasingly turning to the Internet in making a choice between the goods (services) to be purchased, the question of completeness and reliability of web information becomes more relevant. In this article we attempt to understand the problem of anonymity and distortion of information in the Internet in the context of economic development in the electronic space. We propose ways to improve the quality and reliability of the information while maintaining the positive aspects of anonymity of economic agents.

Текст научной работы на тему «Проблема анонимности в сети Интернет в контексте экономических отношений»

ЭКОНОМИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

З.М. Рабаданова

УДК 338

Проблема анонимности в сети Интернет в контексте экономических отношений

В настоящее время потребители, принимая экономические решения, все больше ориентируются на размещенные в сети Интернет отзывы о товарах и услугах, приобретенных другими потребителями, что снижает степень рыночной асимметрии информации. Преобладающая в электронном пространстве анонимность таких отзывов имеет ряд положительных последствий, но в то же время облегчает размещение заинтересованными сторонами заведомо ложной информации. В условиях, когда потребители все чаще обращаются к сети Интернет, совершая выбор о приобретении товаров (услуг), актуальность приобретает вопрос полноты и достоверности размещенной в Интернете информации. В статье предпринята попытка осмыслить проблему анонимности и искажения информации в Интернете в контексте развития экономики в электронном пространстве. Предлагаются пути повышения качества и достоверности информации при сохранении положительных сторон анонимности экономических агентов.

Ключевые слова: Интернет, информация, анонимность, искажение информации, «электронный гражданин», отзывы.

Трудно представить себе жизнь современного человека без сети Интернет. Возникший как интерактивная сеть для быстрого и надежного обмена информацией для военных нужд, Интернет превратился в стремительно расширяющийся сегмент мировой экономики, поглотив многие традиционные рынки и дав развитие множеству новых видов экономической активности. Так, в настоящее время во многих странах рынок купли-продажи и проката видео- и аудиопродукции существует лишь в виртуальном пространстве. Рынки труда, оптовой и розничной торговли, образовательных, финансовых и государственных услуг быстро осваивают электронное пространство. Интернет используется для делового общения, поиска и выбора контрагентов, заключения сделок.

Одним из важнейших каналов влияния сети Интернет на развитие экономики является расширение возможностей для обмена информацией между потребителями и производителями, увеличение объема доступной всем экономическим агентам информации и сокращение финансовых и временных издержек на

© Рабаданова З.М., 2017

ее поиск. В настоящее время потребитель, являющийся уверенным пользователем сети Интернет, прежде чем совершить сколько-нибудь значимую для себя покупку, предварительно ознакомится в глобальной сети с информацией о вариантах, доступных ему на рынке: сопоставит характеристики и цены, прочитает отзывы других потребителей, — и только тогда примет решение о том, какой именно товар (услугу) приобрести и у какого именно продавца [1].

В этих условиях развитие получают сайты, которые концентрируются на предоставлении потребителям информационных услуг по сопоставлению различных товаров, по поиску оптимальной цены и по размещению пользовательских отзывов о товарах. Примерами могут служить сервисы Market.Yandex.ru, Irecommend.ru, Otzovik.com. Сайт Market.Yandex.ru, например, позволяет покупателю выбрать товар на основе сравнительных таблиц и пользовательских отзывов, а затем определить конкретный Интернет-магазин или сайт производителя, на котором можно приобрести выбранный товар по минимальной цене с требуемыми условиями доставки, не опасаясь за уровень качества обслуживания (которое также оценивается на основе пользовательских отзывов).

Результатом обмена информацией о товарах и услугах между пользователями при помощи Интернета становится значительное снижение асимметрии информации, интенсификация конкуренции и усиление позиций потребителей [3, 5]. У производителей все меньше возможности ввести потребителя в заблуждение и навязать ему некачественный товар посредством рекламы.

Вместе с тем следует отметить, что одной из важных особенностей Интернета является возможность анонимности: пользователи могут размещать информацию в Интернете, скрывая свою личность и используя псевдоним. В настоящее время большинство комментариев в Интернете, по существу, делается анонимно.

Нельзя однозначно сказать, полезна анонимность или вредна. В определенных ситуациях анонимность может быть желательна, в других — приводить к негативным последствиям [6]. Среди положительных ее последствий в контексте экономических отношений можно выделить то, что анонимность позволяет экономическим агентам открыто высказывать свое мнение о товарах (услугах), производителях, продавцах, о некорректном поведении других людей и организаций, без чувства смущения или страха подвергнуться преследованию со стороны последних. Также анонимность снимает социальные барьеры и позволяет свободно обмениваться информацией представителям различных социальных слоев и групп. Кроме того, анонимность позволяет открыто, не стыдясь, говорить о личных проблемах. Ярко сказал об этом Оскар Уайльд: «Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду».

Чтобы более наглядно продемонстрировать плюсы анонимности, представим себе такую ситуацию: пациент не доволен приемом врача в районной поликлинике и хотел бы оставить отрицательный отзыв об оказанных ему медицинских услугах. Однако делать это от своего имени он опасается, поскольку, с одной стороны, ожидает в последующем предвзятого отношения к себе со стороны недобросовестного врача и его коллег, и, с другой стороны, пациент не хочет посвящать широкую публику в свои проблемы со здоровьем, в связи с которыми он обратился к врачу. Оставить откровенный отзыв в этой, как и во многих других ситуациях, возможно лишь на условиях анонимности.

Стремление к анонимноси привело к возникновению в электронном пространстве особой субкультуры «Анонимус», возводящей в идеал идею свободы в Интернете, выступающей против цензуры и надзора.

В то же время анонимность имеет и ряд серьезных отрицательных последствий. Пользуясь своей анонимностью, злоумышленник может оклеветать других людей или организации; оскорблять и угрожать, не опасаясь ответственности за свое поведение. Также анонимность позволяет одному и тому же человеку под разными псевдонимами оставлять множество комментариев, создавая видимость массовости своего мнения. Анонимностью могут пользоваться заинтересованные лица для размещения ложной информации. Так, среди отзывов о товарах (услугах), размещенных в сети Интернет, всегда есть заведомо позитивные, написанные заинтересованными представителями производителя товара (услуги), а также заведомо отрицательные, написанные их конкурентами. В условиях анонимности не представляется возможным отличить истинный отзыв рядового покупателя от «заказного» и оценить, какая доля отзывов достоверна.

Из-за возможности легко сфальсифицировать информацию все достоинства бума информации в сети Интернет, о которых говорилось выше, становятся сомнительными.

Система обратной связи в форме отзывов, получившая широкое распространение в сети Интернет, изначально формировалась на условиях анонимности. Даже на сайтах, где для того, чтобы оставлять отзывы и комментарии, требуется регистрация, достаточно указать адрес электронного почтового ящика и выбрать произвольное имя пользователя (необязательно совпадающее с реальным именем). Пользователь может зарегистрировать неограниченное число почтовых ящиков и, как следствие, иметь неограниченное число учетных записей на одном и том же сайте.

С течением времени анонимность стала отступать на второй план. Прежде всего, этому способствовало появление социальных сетей, где поощряется использование при регистрации реального имени, а также требуется указание номера мобильного телефона, посредством которого осуществляется проверка уникальности пользователя. В таких условиях

сложнее создать дублирующие учетные записи, однако это по-прежнему не только возможно, но и довольно распространено. Кроме того, сохраняется возможность регистрации учетной записи под вымышленным именем, так как проверить подлинность персональных данных невозможно.

Наконец, полным антиподом «анонимуса» в сети Интернет стал «электронный гражданин», возникший в России с созданием Интернет-портала государственных услуг. Официальное открытие портала Gosuslugi.ru состоялось 15 декабря 2009 года, а 1 апреля 2010 года на портале начал работать сервис авторизации («личный кабинет»), что предоставило пользователям возможность регистрироваться на сайте и отправлять документы на оформление различных услуг (до этого момента на портале можно было только найти справочную информацию). Регистрация на портале проходит с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и включает несколько этапов с обязательной привязкой и проверкой электронного адреса, мобильного телефона, а также подтверждением личности пользователя (код подтверждения высылается почтой либо передается через офис ОАО «Ростелеком»), Первичная аутентификация производится по паспорту в режиме непосредственного контакта с сотрудником уполномоченной организации (ОАО «Ростелеком» или ФГУП «Почта России»), Авторизация на сайте происходит по адресу электронной почты или страховому номеру индивидуального лицевого счета страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

По итогам 2015 года 39,6 % пользователей получают госуслуги в электронном виде. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ставит цель увеличить этот показатель до 70 % за ближайшие два года (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика числа пользователей Единого портала государственных услуг Источник: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Полная проверка личности на Интернет-портале государственных услуг позволяет нивелировать негативные последствия анонимности, однако лишает и позитивных ее сторон, о которых говорилось выше. С точки зрения развития потребительского рынка и увеличения объема достоверной информации, важно стимулировать потребителей оставлять отзывы о приобретаемых товарах и услугах, а также о производителях и поставщиках товаров и услуг. В связи с этим целесообразно создать электронную систему обмена пользовательской информацией, где была бы предусмотрена возможность соединения положительных сторон как «анонима», так и «электронного гражданина».

Прежде всего, как нам видится, система аутентификации на сайтах, размещающих информацию физических лиц о потребляемых ими товарах и услугах, должна основываться на реальных персональных данных и позволять однозначно идентифицировать личность пользователя. Это будет стимулировать пользователей вести себя корректно и при необходимости нести ответственность за свои действия, а также устранит возможность регистрации пользователем множества учетных записей и псевдонимов на одном и том же сайте. Наименее затратным путем создания такой системы аутентификации для частных сайтов видится сотрудничество с Интернет-порталом государственных услуг.

При этом, по нашему мнению, возможны два наиболее перспективных варианта построения указанной системы аутентификации. Во-первых, возможен вариант, когда в личных данных на Интернет-портале государственных услуг пользователю предлагается указывать свои идентификационные данные, используемые им на сторонних сайтах. Каждый пользователь Интернет-портала государственных услуг сможет указать только по одному подтвержденному логину на каждом стороннем сайте. Владельцы сайтов в свою очередь должны будут подтвердить существование пользователей с указанными логинами. Другой вариант предполагает возможность авторизации на сторонних сайтах с использованием системы авторизации Интернет-портала государственных услуг, так что в качестве учетных данных на стороннем сайте будут использоваться данные регистрации на портале государственных услуг.

Размещаемые такими пользователями комментарии необходимо выделять особым образом. Примером может служить маркировка сайтом Amazon.com (крупнейшим агрегатором отзывов в англоязычном сегменте Интернета) отзывов пользователей, совершивших покупку непосредственно на сайте Amazon.com, как «подтвержденных покупок» («Verified Purchase», рисунок 2). При этом необходимо предусмотреть возможность отдельно агрегировать отзывы только по прошедшим подтвержденную авторизацию пользователям.

В то же время, как нам видится, пользователи должны иметь возможность сохранить все преимущества, связанные с анонимностью. При написа-

Рисунок 2. Пример маркировки отзывов пользователей: верхний комментарий не имеет маркировки, нижний комментарий маркирован как "Verified Purchase" («подтвержденная покупка») Источник: www.amazon.com.

нии комментариев целесообразно предусмотреть возможность их публикации либо от своего реального имени, либо под псевдонимом или же совершенно анонимно (без указания псевдонима) для других пользователей сайта. При этом комментарии подтвержденных пользователей следует маркировать как подтвержденные независимо от того, сделаны ли они анонимно или нет.

Результатом внедрения предлагаемой системы аутентификации станет невозможность для одного и того же пользователя оставлять множество отзывов об одном товаре (услуге), используя разные псевдонимы. При этом сохраняется возможность анонимной для других пользователей публикации информации. В каком-то смысле предлагаемая система аналогична существующей системе проведения выборов во многих странах, когда человек должен подтвердить свою личность, чтобы быть допущенным до выборов, и вместе с тем результат его голосования остается анонимным.

Следует отметить, что предлагаемый подход неидеален, и проблема построения оптимальной системы аутентификации требует дальнейшей проработки. В частности, предстоит решить вопросы, связанные с подтверждением факта приобретения товара (услуги) потребителем, а также с возможностью подкупа производителями подтвержденных пользователей с целью публикации последними ложных отзывов о продукции.

Учитывая постоянное увеличение доли уверенных пользователей персональных компьютеров, тенденция к развитию Интернет-экономики сохранится. В этих условиях важно продолжить анализ особенностей Интернет-экономики и формирования условий для распространения в электронной среде только содержательной и достоверной информации.

Литература

1. Айдинов Х.Т., Рабаданова З.М. Проблемы регулирования асимметрии информации на рынке услуг // Экономические науки. 2016. № 7 (140). С. 11-17.

2. Южанинова Е.Р. Реализация ценности свободы в пространстве Интернета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4 (20). С. 212-214.

3. Bornemann D, Rezabakhsh B, Hansen U., etc. Consumer power: a comparison of the old economy and the Internet economy. Journal of Consumer Policy, 2006, no 29 (1), pp. 3-36.

4. Doherty N.F., Ellis-Chadwick F. Internet retailing: the past, the present and the future. International Journal of Retail & Distribution Management, 2010, Vol. 38, no 11/12, pp. 943-965.

5. Levin J.D. The economics of internet markets. Advances in Economics and Econometrics, Cambridge University Press, 2013.

6. Palme J., Berglund M. Anonymity on the Internet. 2004. URL: https://people. dsv.su.se/~jpalme/society/anonymity.pdf (дата обращения: 22 декабря 2016 года).

References

1. Aidinov H.T., Rabadanova Z.M. Regulatory problems of information asymmetry in the market // Ekonomicheskie nauki [Economic sciences], 2016, no. 7(140), pp. 11-17 (in Russian).

2. Yuzhaninova E.R. The implementation of the value of freedom in the internet space // Istoricheskaya i socialno-obrazovatelnaya misl [Historical and social-educational ideas], 2013, no. 4, pp. 212—216 (in Russian).

3. Bornemann D., Rezabakhsh B., Hansen U., etc. Consumer power: a comparison of the old economy and the Internet economy // Journal of Consumer Policy, 2006, no 29 (1), pp. 3—36 (in English).

4. Doherty N.F., Ellis-Chadwick F. Internet retailing: the past, the present and the future // International Journal of Retail & Distribution Management, 2010, Vol. 38, Nos 11/12, pp. 943-965 (in English).

5. Levin J.D. The economics of internet markets. Advances in Economics and Econometrics, Cambridge University Press, 2013 (in English).

6. Palme J., Berglund M. Anonymity on the Internet. 2004. Available at: https:// people.dsv.su.se/~jpalme/society/anonymity.pdf (accessed 22 December 2016) (in English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.