Право на анонимность в сети интернет: вопросы международно-правовой защиты
Мылтыкбаев Мади Женискалиевич
аспирант кафедры международного права, МГИМО МИД России, m.j.madi@mail.ru
Статья посвящена вопросам международно-правовой защиты одного из наиболее уязвимых, с точки зрения возможных посягательств, прав человека в киберпространстве - права на анонимность в сети Интернет. Рассмотрены различные аспекты реализации и защиты данного права в контексте действия международных правовых норм, гарантирующих безопасность персональных данных и свободу выражения мнений. В статье сделан вывод о том, что право на анонимность в сети Интернет, как новый правовой институт, находится в процессе формирования и подвержено разнонаправленными тенденциями нормотворческой и правоприменительной практики. В работе использованы материалы рассмотрения наиболее значимых дел в практике Европейского суда по правам человека, затрагивающих вопросы защиты права на анонимность в сети Интернет.
Ключевые слова: права человека, анонимность, Интернет, международное право
X
2
о
о см
Развитие информационно-коммуникационных технологий и формирование киберпространства, как новой сферы общественных отношений, по-новому высветили целый комплекс фундаментальных проблем, связанных с защитой основных прав и свобод человека. Одной из таких проблем является вопрос о признании и допустимых границах анонимности в сети Интернет.
Анонимность происходит от греческого «апопота», что значит «без имени», и в современной правовой интерпретации означает ограничение доступа третьих лиц к информации (персональным данным), позволяющей идентифицировать индивида. Исходная дилемма заключается в необходимости обеспечить, с одной стороны, права человека на тайну личной жизни, переписки, свободное распространение информации, с другой стороны - защиту общественных и государственных интересов от угроз, связанных со злоупотреблениями этими правами. Дискуссия об оптимальном балансе этих целей в контексте их практической реализации ведется во всем мире, и разные государства по-разному подходят к решению этой задачи в законодательстве и правоприменительной практике [1, с.56].
Само по себе право на анонимность в сети Интернет не закреплено в международно-правовых документах, носящихся обязательный характер. Его юридическая конструкция включает в себя комплекс взаимосвязанных прав личности, которые могут быть разделены на две основные составляющие: 1) право на защиту персональных данных от доступа третьих лиц; 2) право на свободное распространение информации. С правовой точки зрения, необходимо также различать анонимное распространение информации и исключение технической возможности последующей идентификации лица, распространяющего информацию. Именно второй аспект анонимности является специфическим и наиболее значимым для кибер-пространства.
С этих методологических позиций рассмотрим опыт международно-правовой защиты права на анонимность, в том числе на анонимные высказывания, в сети Интернет.
В мировом сообществе нет единства мнений о том, является ли анонимность благом или злом и, соответственно, подлежит защите или запрету [2, с.25]. Так, в Бразилии запрет на анонимные высказывания установлен Конституцией (статья 5). Аналогичный конституционный запрет существует в Вене-
суэле. В 2013 году во Вьетнаме принят закон, запрещающий использование псевдонимов. В Эквадоре закон обязывает авторов комментариев на вебсайтах регистрироваться под собственным именем.
Более широкий спектр законодательных требований связан с обеспечением технической возможности идентификации лица, пользующегося интернетом, и доступа уполномоченных органов к средствам криптозащиты, применяемым в интернет-сервисах. Например, во многих странах нормативно закреплена обязательная идентификация владельцев СИМ-карт, а также лиц, использующих общественные точки онлайн-доступа, в частности, в интеренет-кафе. В Китае, Иране, Казахстане, Эфиопии и некоторых других странах запрещено и преследуется по закону использование так называемых «анонимайзеров» (Tor, VPN и им подобных технологий, позволяющих скрыть реальный IPN-адрес пользователя).
Первый шаг на пути официального международного признания права на анонимность в Сети был сделан 22 мая 2015 года на двадцать девятой сессии Совета по правам человека ООН, где был представлен Доклад специального эксперта по вопросам обеспечения и защиты права на свободу мнений и высказываний Дэвида Кайе [3] (далее -Доклад). Главный вывод доклада, сделанный на основе исследования международных и национальных норм, судебной практики, заключается в признании того, что анонимность позволяет людям осуществлять их права на свободу мнений и высказываний в «цифровую» эру и, как таковая, требует защиты.
Перечисленные выше примеры запрета или ограничения анонимности в Докладе классифицируются как нарушение основных прав и свобод человека.
Вместе с тем, отдельные ограничения, по мнению автора Доклада, неизбежны и необходимы для целей борьбы с преступностью, терроризмом и другими незаконными действиями, совершаемыми в киберпространстве.
В рекомендациях, обращенных к государствам, отмечается, что ограничения анонимности должны вводиться только в отдельных случаях и отвечать требованиям законности, необходимости и соразмерности и применяться в каждом конкретном случае только на основании судебного решения.
Нельзя не отметить некоторую противоречивость изложенной в Докладе позиции, которая оставляет без ответа вопрос: каким образом возможно обеспечить эффективность правоохранительных действий, осуществляемых на основании избирательных (судебных) ограничений, без закрепления в законодательстве общих ограничений, обеспечивающих последующую оперативную идентификацию пользователя сети Интернет.
В Европе базовым документом в рассматриваемой сфере является Европейская конвенция о защите прав граждан, связанных с автоматической передачей персональных данных, 1981 года, известная также как Конвенция 108 [4]. Ее целью является обеспечение основных прав и свобод че-
ловека, независимо от его национальности и места жительства, включая право на неприкосновенность частной жизни, при автоматической передаче персональных данных.
Согласно статье 2 Конвенции 108, персональные данные - любая информация, с помощью которой можно идентифицировать индивида.
Судебная практика Европейского суда по правам человека (далее также - ЕСПЧ) в рассматриваемой сфере основана на толковании и применении Конвенции 108 и статьи 10 Римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [5], закрепляющих соответственно права на защиту персональных данных и свободное выражение мнений.
Одним из наиболее значимых прецедентных решений ЕСПЧ, посвященных вопросам анонимности в сети Интернет, стало решение по делу Delfi AS v. Estonia от 10 октября 2013 года [6]. Компания-заявитель (Delfi AS) - владелец одного из крупнейших новостных интернет-порталов в Эстонии. На веб-сайте компании-заявителя читатели могли анонимно и без предварительной регистрации оставлять комментарии к опубликованным статьям. Хотя компания-заявитель не могла редактировать или модерировать такие комментарии, она могла удалять их, используя систему предварительной автоматической фильтрации по словам или реагируя на сигналы читателей. В 2006 году компания-заявитель опубликовала статью, под которой появился ряд комментариев, содержащих личные угрозы и оскорбительные выражения в адрес отдельных лиц организации, упомянутой в статье. Пострадавшие лица возбудили в национальном суде Эстонии разбирательство в связи с диффамацией и в конечном счете взыскали с Delfi AS компенсацию.
Указав в решении по данному делу на важность онлайн-анонимности для свободного выражения идей и мнений, суд тем не менее отметил специфику сети Интернет как беспрецедентного по доступности, скорости и охвату средства распространения информации, способного долгое время сохранять данные после их раскрытия, что значительно усугубляет последствия незаконных высказываний по сравнению с традиционными СМИ.
Более того, суд допустил и охарактеризовал различные степени онлайн-анонимности, указав, что пользователь Интернета может быть анонимным для широкой общественности, но при этом идентифицироваться поставщиком услуг через учетную запись или контактные данные, которые могут быть либо непроверенными, либо подлежащими какой-либо проверке - начиная от ограниченной верификации (например, путем активации учетной записи по адресу электронной почты или учетной записи социальной сети) и заканчивая полной аутентификацией, будь то с использованием национальных электронных удостоверений личности либо через аутентификацию в онлайн-банкинге. Поставщик услуг может также разрешить полную анонимность для своих пользователей, в этом случае пользователи не обязаны идентифи-
5
-о
-С
m
о т;
>
У
т; А
X 2
0 сч
01
цировать себя вообще, и они могут отслеживаться только в ограниченной степени через данные, сохраняемые провайдерами доступа в Интернет. Предоставление (раскрытие) этих данных информации, как правило, требует предписания следственного или судебного органа и будет подлежать ограничительным условиям. Тем не менее в некоторых случаях это может потребоваться для выявления и преследования виновных.
Данная позиция, выраженная в решении по делу Delfi AS v. Estonia, которым суд отклонил доводы заявителя, ссылавшегося на статью 10 («Свобода выражения мнения») Римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, была положена в основу решений ЕСПЧ и по другим делам, затрагивающим вопросы анонимности в сети Интернет и ее допустимых ограничений. В частности - решения ЕСПЧ по делу Benedik v. Slovenia от 24 апреля 2018 [7] о распространении детской порнографии в анонимной сети пользователей, которым суд признал право органов полиции на основании решения суда получать данные об IP-адресах, используемых для входа в сеть Интернет.
Некоторые международные правозащитные организации посчитали решение ЕСПЧ по «эстонскому» делу «шокирующим» и способным привести к принятию в странах Европы законов, обязывающих пользователей регистрироваться в сети Интернет под собственными именами [8; 9].
Первой страной Евросоюза, принявшей подобный законодательный акт, может стать Австрия. Утвердить соответствующий законопроект, разработанный правительством республики, планируется осенью 2019 года.
Со вступлением его в силу пользователи не смогут оставлять анонимные комментарии в Интернете, что позволит бороться с проявлениями ненависти в сети.
По словам министра по делам ЕС, культуры и СМИ в ведомстве федерального канцлера Гернота Блюмеля, закон будет распространяться на все интернет-платформы, на которых зарегистрированы не менее 100 тыс. человек или которые имеют ежегодный оборот не менее €500 тыс., а также на ресурсы, получающие из бюджета дотации на развитие СМИ в размере более €50 тыс. Запрет на анонимность затронет крупные австрийские газеты, а также такие зарубежные ресурсы, как Facebook и Twitter.
По замыслу властей, регистрация настоящих имен пользователей будет производиться по номеру мобильного телефона, который в Австрии привязан к личным данным абонентов. За нарушение нового закона операторам будет грозить штраф до €500 тыс. При этом операторов платформ обяжут хранить данные пользователей и предоставлять их по запросу правоохранительных органов [10].
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Право на анонимность в сети Интернет - формирующийся правовой институт национального и международного права, связывающие воедино такие основные права человека, как право на защиту персональных данных и
право на свободное выражение мнений и распространение информации. Процесс его формирования характеризуется разнонаправленными тенденциями, но в конечном итоге должен обеспечить баланс между интересами защиты указанных прав человека, с одной стороны, и необходимостью противодействия использования сети Интернет в противоправных целях - с другой стороны.
Главная задача как национальных, так и международных правотворческих и судебных органов видится не в том, чтобы абсолютизировать право на анонимность, принося ему в жертву интересы общественной безопасности, а в том, чтобы обеспечить надежную защиту персональных данных, регистрируемых при получении доступа к интернет-ресурсам. При этом любое принудительное предоставление указанных данных должно основываться на законе и судебном акте, оценивающим в каждом конкретном случае правомерность и соразмерность такого решения.
В этой связи право на анонимность в сети Интернет нуждается в комплексном закреплении в международно-правовых актах, в том числе в Европейской конвенции о защите прав граждан, связанных с автоматической передачей персональных данных, 1981 года, которую целесообразно адаптировать к современным условиям «цифровой» эры.
Литература
1. Voorhoof D. Internet and the right of anonymity / Proceedings of the conference Regulating the Internet, J. SURCULIJA (ed). Belgrade, 2010. Pp. 49-65.
2. Радайкин М.Ф. Кратко об анонимности в сети Интернет // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. № 2. С.25-28.
3. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression, David Kaye [Электронный ресурс] // URL: https://ru.scribd.com/doc/266938105/A-HRC-29-32-AEV (дата обращения: 20.04.2019).
4. Европейская конвенция о защите прав граждан, связанных с автоматической передачей персональных данных (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) // Собрание законодательства РФ. 03.02.2014. № 5. Ст. 419.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.
6. European Court of Human Rights. Case of Delfi AS v. Estonia (Application no. 64569/09). Judgment. Strasbourg. 10 October 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://www.statewatch.org/news/2013/oct/echr-judgment-delfi-AS-v-estonia.pdf (дата обращения: 18.04.2019).
7. European Court of Human Rights. Case of Benedik v. Slovenia (Application no. 62357/14). Judgment. Strasbourg. 24 April 2018 [Электронный ресурс] // URL: hhttp://www.dirittoegiustizia.it/allegati/ PP_INTERN_18Cedu Privacy_milizia_s.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
8. Access intervenes at ECtHR for the right to be anonymous online [Электронный ресурс] // URL: https://www.accessnow.org/access-intervenes-at-ecthr-for-the-right-to-be-anonymous-online (дата обращения: 18.04.2019).
9. Article 19. Right to Online Anonymity. Policy Brief. June 2015 [Электронный ресурс] // URL: https:// www.article19.org/data/ files/medialibrary /38006/Anonymity_and_encryption_report_A5_final-web.pdf (дата обращения: 18.04.2019).
10. В Австрии в 2020 году запретят анонимность в интернете [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/obschestvo/6335723 (дата обращения: 18.04.2019).
The right to anonymity in the internet: questions of
international legal protection Myltykbaev M.Zh. MGIMO University
The article is devoted to the issues of international legal protection of one of the most vulnerable in terms of possible violations of human rights in cyberspace - the right to anonymity in the Internet. Various aspects of the implementation and protection of this right in the context of international legal norms guaranteeing the security of personal data and freedom of expression are considered. The article concludes that the right to anonymity in the Internet, as a new legal institution, is in the process of formation and is subject to multidirectional trends of normative and law enforcement practice. The paper uses the materials of the most significant cases in the practice of the European court of human rights, affecting the protection of the right to anonymity on the Internet. Keywords: human rights, anonymity, Internet, international law.
References
1. Voorhoof D. Internet and the Conference of the Regulating the
Internet, J. SURCULIJA (ed). Belgrade, 2010. Pp. 49-65.
2. Radaykin M.F. Briefly about anonymity on the Internet // Gaps in
Russian legislation. Legal journal. 2013. № 2. Pp.25-28.
3. David Kaye [Electronic resource] // URL: https://www.scribd.com/doc/266938105/A-HRC- 29-32-AEV (application date: 04/20/2019).
4. European Convention for the Protection of the Rights of Citizens
Related to Automatic Transmission of Personal Data (concluded in the city of Strasbourg 01/28/1981) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 03.02.2014. № 5. Art. 419.
5. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental
Freedoms (concluded in the city of Rome 11/04/1950) // collected legislation of the Russian Federation. 01/08/2001. № 2. Art. 163.
6. European Court of Human Rights. Case of Delfi AS v. Estonia
(Application no. 64569/09). Judgment. Strasbourg. 10 October 2013 [Electronic resource] // URL:
http://www.statewatch.org/news/2013/oct/echr-judgment-delfi-AS-v-estonia.pdf (access date: 04/18/2019).
7. European Court of Human Rights. Case of Benedik v. Slovenia
(Application no. 62357/14). Judgment. Strasbourg. 24 April 2018 [Electronic resource] // URL: hhttp: //www.dirittoegiustizia.it/allegati/ PP_INTERN_18Cedu
Privacy_milizia_s.pdf (access date: 04/19/2019).
8. Access intervenes at ECtHR for the right to be anonymous online
[Electronic resource] // URL:
https://www.accessnow.org/access-intervenes-at-ecthr-for-the-right-to-be-anonymous -online (appeal date: 04/18/2019).
9. Article 19. Right to Online Anonymity. Policy Brief. June 2015
[Electronic resource] // URL: https: // www.article19.org/data/ files / medialibrary
/38006/Anonymity_and_encryption_report_A5_final-web.pdf (access date: 04/18/2019).
10. In Austria in 2020, anonymity on the Internet will be banned [Electronic resource] // URL: https://tass.ru/obschestvo/6335723 (appeal date: 04/18/2019).
5 "Ö
-C
m
о т;
>
У
т; А