Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АГИОГРАФИЧЕСКОГО КАНОНА В ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА ОШЕВЕНСКОГО'

ПРОБЛЕМА АГИОГРАФИЧЕСКОГО КАНОНА В ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА ОШЕВЕНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКАЯ АГИОГРАФИЯ / ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА ОШЕВЕНСКОГО / МОТИВ / ЖАНР / АГИОГРАФИЧЕСКИЙ КАНОН / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пак Наталья Викторовна

Житие Александра Ошевенского принадлежит к числу компилятивных агиографических сочинений, составленных на основе заимствований из широкого круга источников, и в силу этого обстоятельства может служить удобным материалом для исследований агиографического канона как проблемы исторической поэтики. Принципиально новым в работе является источниковедческий подход к этой проблеме, основанный на убеждении в том, что установление прямых источников агиографа является, в отсутствие других свидетельств, едва ли не единственным способом ее решения. Работа по выявлению литературных источников Жития Александра Ошевенского, начатая И. Яхонтовым (1881 г.), была более успешной, когда касалась действия и сюжета, и значительно менее успешной, когда касалась риторических отступлений. В статье рассмотрены текстуальные и художественные особенности тех фрагментов Жития Александра Ошевенского, которые, по предположению исследователей, были заимствованы из Жития Евфросина Псковского, Жития Исидора Твердислова и Жития Антония Римлянина. В результате анализа установлено, что непосредственным источником этих фрагментов явились другие памятники - Житие Димитрия Прилуцкого в Минейной редакции и Житие Зосимы и Савватия Соловецких в I Стилистической редакции. Источники определены при помощи метода текстологического анализа, метода структурного анализа и метода сравнительного анализа одного и того же повторяющегося мотива в разных агиографических произведениях. Кроме того, в статье введен в научный оборот ранее не называвшийся источник Жития Александра Ошевенского - Житие Павла Обнорского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE HAGIOGRAPHIC CANON IN THE LIFE OF ALEXANDER OSHEVENSKY

The Life of Alexander Oshevensky is a compiled hagiographic work based on borrowings from a wide range of sources, which, due to this fact, can serve as convenient material for the study of the hagiographic canon as a problem of historical poetics. Fundamentally new in the work is the source-based approach to the problem, rooted in the belief that the establishment of direct sources used by the hagiographer is, in the absence of other evidence, practically the only way to solve it. The work on identifying literary sources of the Life of Alexander Oshevensky, begun by Ivan Yakhontov (1881), was more successful when it concerned the action and the plot, and far less successful when it concerned rhetorical digressions. The article examines the textual and artistic features of those fragments of the Life of Alexander Oshevensky, which, according to the assumption of researchers, were borrowed from the Life of Euphrosynus of Pskov, the Life of Isidorus of Rostov (the Tverdislov) and the Life of Antonius the Roman. As a result of the analysis, it was found that the direct source of these fragments were other literary monuments, namely the Life of Demetrius Prilutsky in the Menologian edition and the Life of Zosimus and Sabbatius of Solovki in the First Stylistic edition. The sources were determined using the methods of textual analysis, structural analysis and comparative analysis of a recurring motif in different hagiographic works. In addition, the article introduces into scientific circulation a previously unnamed source of the Life of Alexander Oshevensky, namely, the Life of Paulus of Obnora.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АГИОГРАФИЧЕСКОГО КАНОНА В ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА ОШЕВЕНСКОГО»

2022;20(4):7-41 Проблемы исторической поэтики / The Problems of Historical Poetics

Научная статья DOI: 10.15393/j9.art.2022.11622 EDN: WNEEDT

Проблема агиографического канона в Житии Александра Ошевенского

Н. В. Пак

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)

e-mail: nataliya.pak@gmail.com

Аннотация. Житие Александра Ошевенского принадлежит к числу компилятивных агиографических сочинений, составленных на основе заимствований из широкого круга источников, и в силу этого обстоятельства может служить удобным материалом для исследований агиографического канона как проблемы исторической поэтики. Принципиально новым в работе является источниковедческий подход к этой проблеме, основанный на убеждении в том, что установление прямых источников агиографа является, в отсутствие других свидетельств, едва ли не единственным способом ее решения. Работа по выявлению литературных источников Жития Александра Ошевенского, начатая И. Яхонтовым (1881 г.), была более успешной, когда касалась действия и сюжета, и значительно менее успешной, когда касалась риторических отступлений. В статье рассмотрены текстуальные и художественные особенности тех фрагментов Жития Александра Ошевенского, которые, по предположению исследователей, были заимствованы из Жития Евфросина Псковского, Жития Исидора Твердислова и Жития Антония Римлянина. В результате анализа установлено, что непосредственным источником этих фрагментов явились другие памятники — Житие Димитрия Прилуцкого в Миней-ной редакции и Житие Зосимы и Савватия Соловецких в I Стилистической редакции. Источники определены при помощи метода текстологического анализа, метода структурного анализа и метода сравнительного анализа одного и того же повторяющегося мотива в разных агиографических произведениях. Кроме того, в статье введен в научный оборот ранее не называвшийся источник Жития Александра Ошевенского — Житие Павла Обнорского.

Ключевые слова: древнерусская литература, русская агиография, Житие Александра Ошевенского, мотив, жанр, агиографический канон, литературные заимствования

Для цитирования: Пак Н. В. Проблема агиографического канона в Житии Александра Ошевенского // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 4. С. 7-41. DOI: 10.15393/j9.art.2022.11622. EDN: WNEEDT

© Н. В. Пак, 2022

Original article

DOI: 10.15393/j9.art.2022.11622 EDN: WNEEDT

The Problem of the Hagiographic Canon in the Life of Alexander Oshevensky

Natalia V. Pak

Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (St. Petersburg, Russian Federation)

e-mail: nataliya.pak@gmail.com

Abstract. The Life of Alexander Oshevensky is a compiled hagiographic work based on borrowings from a wide range of sources, which, due to this fact, can serve as convenient material for the study of the hagiographic canon as a problem of historical poetics. Fundamentally new in the work is the source-based approach to the problem, rooted in the belief that the establishment of direct sources used by the hagiographer is, in the absence of other evidence, practically the only way to solve it. The work on identifying literary sources of the Life of Alexander Oshevensky, begun by Ivan Yakhontov (1881), was more successful when it concerned the action and the plot, and far less successful when it concerned rhetorical digressions. The article examines the textual and artistic features of those fragments of the Life of Alexander Oshevensky, which, according to the assumption of researchers, were borrowed from the Life of Euphrosynus of Pskov, the Life of Isidorus of Rostov (the Tverdislov) and the Life of Antonius the Roman. As a result of the analysis, it was found that the direct source of these fragments were other literary monuments, namely the Life of Demetrius Prilutsky in the Menologian edition and the Life of Zosimus and Sabbatius of Solovki in the First Stylistic edition. The sources were determined using the methods of textual analysis, structural analysis and comparative analysis of a recurring motif in different hagiographic works. In addition, the article introduces into scientific circulation a previously unnamed source of the Life of Alexander Oshevensky, namely, the Life of Paulus of Obnora.

Keywords: Ancient Russian literature, Russian hagiography, Life of Alexander Oshevensky, motive, genre, hagiographic canon, literary borrowings

For citation: Pak N. V. The Problem of the Hagiographic Canon in the Life of Alexander Oshevensky. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2022, vol. 20, no. 4, pp. 7-41. DOI: 10.15393/j9.art.2022.11622. EDN: WNEEDT (In Russ.)

<XXX>C<XXXXXXXXX>C<<>00<>>0<>0<X>0<>0^

Изучению «общих мест» (топосов) в русской агиографии в последнее время уделяется большое внимание, и в этом направлении проделана большая работа. Составленные исследователями перечни основных топосов, характерных для той или иной разновидности житийного жанра, и примеры их реализации в конкретных памятниках (а также и перечни памятников, где встречается тот или иной топос), казалось бы, дают довольно ясное представление о тех абстрактных сюжетных схемах, называемых иногда каноном или стандартом, на которые ориентировались русские агиографы.

Вместе с тем в чистом виде эти схемы не обнаруживаются ни в одном византийском или славянском житии1, и ответ на простой вопрос, откуда русские агиографы могли их знать, до сих пор не найден. Представляется, что типологический анализ, как и любой метод, имеет свою область применения и свои ограничения. При изучении «общих мест» исследователям приходится игнорировать генетические связи между агиографическими произведениями, ограничиваясь фиксацией существования какой-либо разновидности мотива или устойчивой формулы. Очевидно, однако, что именно определение непосредственных литературных источников того или иного произведения может прояснить вопросы, связанные с формированием агиографического канона и его изменением во времени. По всей видимости, такая ситуация сложилась по крайней мере из-за двух причин: слабо разработанной источниковой базы и неверного (или не вполне верного) представления о том, что «общие места» были неким культурным контекстом, общим знанием эпохи, который и был источником книжников.

Хорошо известно, что работа средневековых агиографов носила по преимуществу компилятивный характер. Большинство книжников опирались на работу своих предшественников и включали фрагменты произведений авторитетных авторов или анонимных авторитетных произведений в свои сочинения. Часто такие заимствования были довольно большими по объему и не содержали существенных изменений. Нередко из одного

1 Равным образом ни в одном житии преподобного не встречается пол-

ный набор библейских цитат, характерных для этого жанра (подробнее см.:

[Кузьмина, 2017]).

и того же источника один и тот же фрагмент заимствовали сразу несколько агиографов. Все это создает методологические проблемы при установлении источника заимствований, которые до сих пор не были отделены от проблем изучения «общих мест».

Как правило, труднее всего поддаются определению непосредственные источники так называемых риторических мест, повторяющихся в нескольких памятниках. Большинство исследователей редко видят различия между вариациями одного и того же образа или мотива у разных авторов. Между тем зачастую только по таким нюансам и можно точно установить источник. При всей бесспорности утверждения о том, что, делая заимствования, агиограф ориентировался на некую обобщенную типологическую модель, или канон, текст заимствовался из конкретного литературного памятника со своими индивидуальными особенностями.

В настоящей статье будут проанализированы несколько фрагментов из одного довольно позднего памятника2, для которых исследователями были найдены по одному или два соответствия, но которые в действительности имеют текстуальные совпадения с большим числом житий. В каждом рассмотренном случае удается достаточно надежно установить непосредственный литературный источник агиографа.

Параллель между Житием Александра Ошевенского и Житием Исидора Твердислова была отмечена А. В. Пигиным [Pi-gin: 284], [Пигин, 2017: 208, 303, прим. V]. С Житием Евфросина Псковского соотносит некоторые фрагменты предисловия к Житию Александра Ошевенского М. К. Кузьмина [Кузьмина, 2019: 65, 67]. Житие Антония Римлянина упоминает в ряду источников Жития Александра Ошевенского И. Яхонтов [Яхонтов: 107]. Обращение к трем перечисленным памятникам показывает, что непосредственными источниками Жития Александра

2 Житие Александра Ошевенского было написано игуменом Феодосием в 1567 г. Текст памятника издан: [Пигин, 2017: 220-303], (Кузьмина 2018: 61-171). Во втором издании воспроизведен список с большой лакуной,

об этом см.: [Пигин, 2022: 161, прим. 8; 162, прим. 9]. Литературные источники, использованные агиографом, рассматривались в следующих работах: [Яхонтов: 88-110], [Карбасова: 95], [Семячко, 2009: 454-455], [Пигин, 2013], [Pigin], [Пигин, 2017: 208-214], [Кузьмина, 2019], [Семячко, 2020: 20], [Пигин, 2021], [Пак: 90-91].

Ошевенского они не были, но каждый из них имел общий с ним источник.

Предисловие к Житию Александра Ошевенского скомпоновано из многочисленных заимствований из Жития Кирилла Белозерского3, Жития Димитрия Прилуцкого в Минейной редакции4 и нескольких других источников (Жития Андрея Критского5, Жития Александра Свирского6 и, возможно, Похвального слова Дионисию Глушицкому).

Житие Евфросина Псковского тоже основывается на Житии Димитрия Прилуцкого в Минейной редакции7, чем объясняются параллели между Житием Александра Ошевенского и Житием Евфросина Псковского, однако непосредственным источником Жития Александра Ошевенского оно не было. Это подтверждает хотя бы пример, приведенный М. К. Кузьминой8.

Житие Димитрия Прилуцкого в Минейной редакции Житие Александра Ошевенского Житие Евфросина Псковского

О семь бо пишеть въ поучении своем Великии Василии, глаголя: «Будите ревнители право живущим и сих имена и делеса пиши, — рече, — на сердци своемь». И о семъ пишет Великии Василеи в поучении своем, // глаголя: «Будите ревнители право живущим, и сихъ имена и дЪлеса напиши на сердцы своемъ». О сем бо пишет в поучении своем Великии Василие, глаголя: «Будете ревнители право живущим и сих // имена и дела напишите на сердцих своих».

3 Этот источник Жития Александра Ошевенского установлен И. Яхонтовым [Яхонтов: 90-92].

4 Источник установлен С. А. Семячко [Семячко, 2020: 20].

5 Источник установлен М. К. Кузьминой [Кузьмина, 2019: 66].

6 Заимствованием из этого источника являются слова «неоскудни бо они похвалъ небесныхъ» [Пигин, 2017: 221]; ср.: «.. .неоскоуден бо он небесных похвал Божественых, вкупе и аггельскых...» (Охотникова 2008: 243).

7 Источник установлен В. И. Охотниковой [Охотникова, 2007: 104].

8 Здесь и далее полужирным шрифтом выделяются совпадающие чтения в двух из трех сопоставляемых памятниках.

Житие Димитрия Прилуцкого в Минейной редакции Житие Александра Ошевенского Житие Евфросина Псковского

О сем бо мя страшит вельми слово, занеже стяжах на себъ всегда неисправлена дЪла, ни мало достизаю доити в мЪру и во прясло сих... (Семячко, Панченко: 146). О семъ бо страшит мя велми слово, понеже стяжах на себъ всегда неисправлена дЪла, ни мало достизаю доити в мЪру и въ прясло сихъ [Пигин, 2017: 221]. О сем бо страшить преписании велми слово, занеже не стяжах на себе всегда добрых дел ни мало. [Охотникова, 2007: 153].

Все три жития основываются в данном месте на Житии Стефана Пермского Епифания Премудрого9, где впервые связываются цитата из Василия Великого о необходимости помнить имена и деяния праведных (буквально 'написать их на своем сердце') и следовать им, неспособность агиографа писать на невещественном материале в силу духовного несовершенства и вынужденная необходимость писать на пергамене:

«Пишет же и великим Василеи в поучении своем, глаголя: "Буди ревнитель право живущимъ, и сих имена и житиа и делеса написати на своем сердци"10. Елма же азъ не достигох в ту мЪру и не приидох в сие прясло, еже невидимо на разумных скрыжалЪх сердечных писати, но на чювьственых хартиахъ изволих писати» (Грибов и др.: 144).

В Житии Александра Ошевенского точно повторяется фраза Минейной редакции Жития Димитрия Прилуцкого о незаконченных начинаниях, мешающих приступить к новому повествованию («понеже стяжах на себъ всегда неисправлена дЪла, ни мало достизаю доити в мЪру и въ прясло сихъ»), в то время как в Житии Евфросина Псковского ей соответствует

9 Источник Жития Димитрия Прилуцкого указан В. О. Ключевским [Ключевский: 189].

10 Эта цитата из Слова подвижнического и увещания об отречении от мира и о духовном совершенстве Василия Великого (СРО 2889) идентифицирована А. В. Духаниной (Духанина: 135, прим. 3).

явно вторичная общая фраза о греховности книжника («занеже не стяжах на себе всегда добрых дел ни мало»)11.

В Житии Исидора Твердислова цитата из Василия Великого и противопоставление письма на разумных сердечных скрижалях и чувственных хартиях также имеются. Но если в Житии Александра Ошевенского заимствуется текст Минейной редакции Жития Димитрия Прилуцкого, то Житие Исидора Твер-дислова довольно точно воспроизводит фрагмент более ранней Немакарьевской редакции того же Жития, ср.:

Житие Димитрия

Прилуцкого в Немакарьевской редакции

Житие Исидора Твердислова

Житие Димитрия Прилуцкого в Минейной редакции

...ихже житию анггелы удивишася и похвалиша и ихъже имяна написана суть на небесехъ,

иже силою и Святаго Духа крестъ на рамо вземше и въслЪд Христовъ шедше,

см. ниже

и внидоша в радость Господа своего, И Царства Небеснаго сподобишася,

и тЪмъ раискыя двери отверзени быша._

.их же житию ангели удивишася и похвалиша, их же имена написана суть на небесех,

иже силою Духа Святаго крест на рамо възе//мъше и въ след Христов шедъше, им же двери раискыя отвръзени быша, и внидоша в радость Господа своего, и Царьствиа Небеснаго сподобишася. см. выше

Таковых бо святых отець терпеливому житию их ангели удивишася // и похвалиша, и их же имена написана суть на небесах. Понеже бо Святаго Духа дарованиемъ крестъ Христовъ на рамо вземше и тЪснымъ путемь шествоваше, и внидоша в радость Господа своего.

11 Предисловие к Житию Евфросина Псковского было почти целиком воспроизведено в Житии Иоасафа Каменского, а из последнего целиком перенесено в Житие Симона Воломского [Семячко, 2020: 22].

Житие Димитрия

Прилуцкого в Немакарьевской редакции

Житие Исидора Твердислова

Житие Димитрия Прилуцкого в Минейной редакции

Пишеть бо Великыи Василеи, в поучение глаголя: «Будите ревнители право живущимъ и сихъ имена и делеса напиши на сердци своемъ».

Пишеть бо Великыи Василие в поучении глаголя: «Будете ревьнителе правоживущим. И сии имена и делеса напиши на сердци своемь».

Елма же азъ не достигохъ въ мЪру ту и не придохъ въ прясло сие, еже невидимо на разумныхъ скрижалехъ // сердечныхъ писати, но чювственыхъ харатьяхъ изъписати, дерзнухомъ мала нЪкая възъпомянути и написати от великыхъ чюдотворении добраго житья преподобнаго и богоноснаго отца нашего Дмитрия. (Семячко, Панченко: 111).

Ельма же аз не достигох в меру ону и не приидох в прясло сие, еже невидимо на разумьных скрижалех сердечных писати,

но на чювьственых харатиахъ исписати дръзънухом. Мала некая въспомянувъше о великых чюдотворениих бла//женьнаго и праведнаго Исидора. (Исидорова: 102).

О семь бо пишеть въ поучении своем Великии Василии, глаголя: «Будите ревнители право живущим и сих имена и делеса пиши, — рече, — на сердци своемь».

О сем бо мя страшит вельми слово, занеже стяжах на себъ всегда неисправлена дЪла, ни мало достизаю доити в мЪру и во прясло сих. (Семячко, Панченко: 145-146).

Таким образом, Житие Александра Ошевенского и Житие Исидора Твердислова независимо друг от друга восходят к Житию Димитрия Прилуцкого и непосредственным источником

Жития Александра Ошевенского Житие Исидора Твердислова быть не могло.

Житие Евфросина Псковского и Житие Исидора Тверди-слова были включены в число предполагаемых источников Жития Александра Ошевенского, поскольку оказались в поле зрения исследователей. Однако та же цитата из Василия Великого встречается еще в целом ряде житий, созданных до 1567 г., которые могли быть известны агиографу Александра Ошевенского. Например, к Минейной редакции Жития Димитрия Прилуцкого восходит соответствующий фрагмент предисловия к Житию Феодора Смоленского и Ярославского в редакции иеромонаха Антония (Lenhаff: 106-107). В этом памятнике читается вставка с цитатой из Иоанна Дамаскина, которой нет в Житии Александра Ошевенского. Эта особенность исключает Житие Феодора Смоленского и Ярославского из числа возможных источников данного места12.

Житие Димитрия Прилуцкого в Минейной редакции Житие Александра Ошевенского Житие Феодора Смоленского и Ярославского

О сем бо мя страшит вельми слово, занеже стяжах на себе всегда неисправлена дела, ни мало достизаю доити в меру и во прясло сих. (Семячко, Панченко: 146). О семъ бо страшит мя велми слово, понеже стяжах на себе всегда неисправлена дела, ни мало достизаю доити в меру и въ прясло сихъ [Пигин, 2017: 221]. О сем бо мя страшить велми слово, яко же глаголеть Иоаннъ Дамаскынъ: «На страх не дръзнути — жалаемаго не получити». Зане же стяжах на себе всегда неисправлена дела, не мало достизаю доити в меру и въ прясло сихъ... ^епка$: 107).

Ту же цитату из Василия Великого Епифаний Премудрый привлекает в другом своем сочинении — Житии Сергия

12 Здесь и далее курсивом выделяются индивидуальные чтения одного из трех сопоставляемых памятников.

Радонежского — для подтверждения совершенно иной мысли, механически соединяя ее с парафразом библейского текста (Тов. 12:7), использованным им также в Похвальном слове Сергию Радонежскому, где парафраз (Тов. 12:7) читается в составе заимствования из Жития Марии Египетской13. Жития праведных, пишет агиограф, непременно нужно записывать, руководствуясь соображениями пользы, и, напротив, не следует скрывать их или таить. Противопоставление письма на сердечных скрижалях и на пергамене здесь объясняется иначе. Писать на своем сердце необходимо, чтобы сделать жития святых видимыми, известными («а не скрывати и ни таити») и полезными («пльзы ради») для других. Судя по всему, письмо на пергамене, по мысли агиографа, такой пользы не приносит и такой видимости не служит. Это несколько противоречит рассуждениям о необходимости записывать жития святых мужей, помещенным до цитаты из Василия Великого, поскольку записывание на сердце предполагает воспроизведение деяний святых, но не обстоятельств их жизни («откуду бъ, како ро-дися, и како възрасте, и како пострижеся, и како въздръжася, и како поживе, и каковъ имъ конець житию»).

Приведем довольно длинную цитату из Жития Сергия Радонежского, представляющую собой ответ старцев на вопрос агиографа, нужно ли записать житие Сергия:

«Якоже бо нелЪпо и не подобает(ь) житиа нечестивых(ъ) пытати и писати, сице не подобает(ь) житиа святыхъ мужъ оставляти, и не писати, и млъчанию предати, и в забыт(ь) положити. Аще бо мужа свята житие списано будет(ъ), то от того плъза велика есть и утЪшение вкупъ списателем(ъ), сказателем(ъ), послушателем(ъ); аще ли же старца свята житие не писано будет(ъ), а самовидци и памятухи его аще будут(ъ) преставилися, то каа потреба толикую и таковую пльзу в забытии положити и, акы глубинъ, млъчанию предати? Аще не писано будет(ъ) житие его, то по чему вЪдати не знавшим(ъ) и не видавшим(ъ) его, каковъ былъ, или откуду бъ, како родися, и како възра//сте, и како пострижеся, и како въздръжа-ся, и како поживе, и каковъ имъ конець житию? Аще ли будет(ъ) писано, и сие нЪкто слышавъ, поревнует(ъ) въслЪд(ъ) жития его ходити и от сего приимет(ъ) плъзу. Пишет(ь) же и великии Василие: "Буди ревнитель право живущим(ъ) и сих(ъ) житие и дЪание пиши

13 Источник установлен Б. М. Клоссом [Клосс: 95].

на с(е)рдци своем(ь)". Виждь, яко велит(ь) житиа святых(ъ) писати не токмо на хартиахъ, но и на своем(ь) с(е)рдци пльзы ради, а не скры-вати и ни таити. Таина бо ц(еса)рева лЪпо есть таити, а дЪла Божиа проповЪдати добро есть и полезно» (Духанина: 132, 134).

Среди исследователей нет единогласного мнения не только о времени создания произведений Епифания Премудрого, но и о порядке их возникновения14. Несоответствие цитаты из Василия Великого контексту однозначно свидетельствует о более позднем происхождении Жития Сергия Радонежского по отношению к Житию Стефана Пермского и Похвальному слову Сергию Радонежскому. Епифаний Премудрый здесь был вынужден соединить две мысли: о необходимости писать жития праведных на своем сердце (она развивается в поучении Василия Великого и Житии Стефана Пермского) и о необходимости проповедовать дела Божии (развивается в Житии Марии Египетской и Похвальном слове Сергию Радонежскому). Вопрос о том, почему книжнику было необходимо включить парафразы двух более ранних его сочинений в Житие Сергия Радонежского, пока остается без ответа.

Заимствования из Жития Сергия Радонежского в редакции Епифания Премудрого выявлены в предисловии к Житию Иоанна Суздальского [Ключевский: 286, прим. 1].

По соединению цитаты из Василия Великого с парафразом (Тов. 12:7) опознается источник предисловия к первой редакции Жития Герасима Болдинского:

«Сия же и ина многа ученицы его, жалящеси, глаголаху неотложно, яко приснии ученицы того, начаста принуждати мене, грубаго и несмысленнаго невЪжду, о пречюдномъ священнолЪпном житии его любоповЪствовати, от многих малое нечесое (sic!). МнЪ же неразумЪние свое всреду пред нихъ принесшу и выше силы пове//-лЪние ихъ предлагающу. Они же запрещениемъ лЪниваго раба воспретивше мене, вкупЪ и Великаго Василия учение сказовашЪ, еже рече: "Буди ревнитель правоживущимъ и сихъ жития пишы на сердцы своемъ". "Таина бо, — рече, — царева добро есть таити, а дЪла Божия лЪпо есть проповЪдати"» (Крушельницкая: 214).

Процитированные строки восходят к Житию Сергия Радонежского в редакции Епифания Премудрого. Однако, поскольку

14 Обзор современного состояния вопроса см.: (Духанина: 560-565).

в конце Жития Герасима Болдинского (Крушельницкая: 249) использован фрагмент, заимствованный из Жития Афанасия Афонского в одну из Пахомиевских редакций Жития Сергия Ра-донежского15, мы можем предположить, что непосредственным источником первой редакции Жития Герасима Болдинского, скорее всего, была контаминированная Пространная редакция Жития Сергия Радонежского, а не две редакции этого памятника (Епифаниевская и Пахомиевская).

Как установлено В. О. Ключевским, предисловие к Житию Герасима Болдинского послужило источником Жития митрополита Филиппа [Ключевский: 311, прим. 2]. При заимствовании текста агиограф «счел излишним повторение поучений Василия Великого» [Колобков: 479].

В Житии Иоанна Устюжского цитаты из Василия Великого тоже нет, но имеются следующие рассуждения, явно восходящие к Житию Сергия Радонежского:

Житие Сергия Радонежского в редакции Епифания Премудрого Житие Иоанна Устюжского

Виждь, яко велит(ь) житиа святых(ъ) писати не токмо на хартиахъ, но и на своем(ь) с(е)рдци пльзы ради, а не скрывати и ни таити. Таина бо ц(еса)рева лЪпо есть таити, а дЪла Божиа проповЪдати добро есть и полезно (Духанина: 134). Видите, яко велит Святое Писание жития святых отец писати, // а не оставляти. Не токмо сия на сердечных скрижалех писати, на чювственных хартиях ползы ради духовныя, а ни скрывати, ни таити. Таина бо царева16 достоит хранити, а божественных онех святых муж, богоугодно поживших, достоит жития их писанию предати (Власов: 275).

Примечательно, что агиограф изменил текст Епифания Премудрого, устранив содержавшееся в нем противоречие. Ради

15 Источник заимствования в Житии Сергия Радонежского установлен Б. М. Клоссом [Клосс: 20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 В публикации «царства».

духовной пользы, утверждает он, необходимо писать не только на сердечных скрижалях, но и на пергамене («чювственных хартиях»). Запись житий святых отцов на пергамене и служит проповедью их деяний. Мотив возвращается к исходному, доепифаниевскому виду, не осложненному идеей письма на сердечных скрижалях, вследствие чего цитата из Василия Великого оказывается ненужной. Не исключено, что в этом месте Жития Иоанна Устюжского мы имеем дело с контаминацией двух источников — Жития Сергия Радонежского и еще одного, из которого заимствовано упоминание сердечных скрижалей, — но определить источник по этому небольшому фрагменту не представляется возможным.

С небольшими сокращениями и перестановками анализируемый фрагмент Жития Сергия Радонежского помещен в Житие Кирилла Сунарецкого, написанное выговскими книжниками в 30-е гг. XVIII в.17 (см.: [Понырко: 367-368], [Юхименко]). Заимствованием из Жития Сергия Радонежского является, кроме того, фрагмент от слов «Онъ бо, добрыи старецъ, чюдныи страстотерпецъ» до слов «дая умЪние не-умЪющымъ, на ползу просящимъ по силъ нашеи» (Руди 2016: 451), ср.: (Духанина: 140, 142).

Житие Сергия Радонежского в редакции Епифания Премудрого Житие Кирилла Сунарецкого

Ино къ множьству трудовъ старчихъ и къ великым(ъ) исправлениемъ его възирая, акы безгласенъ и бездЪленъ, в недоумЪнии от ужасти бываа, не обрЪтаа словес(ъ) потребных(ъ), подобных(ъ) дЪанию его, како могу аз(ъ) бъдныи в нынЪшнее время Сергиево все по ряду житие исписати и многаа исправлениа его, И свою не//мощь смотряя недостижну и великому исправлению онаго старца взирая, аки безгласенъ и бездЪленъ, въ недоумЪнии и ужасти бывъ, не обрЪтая словесъ потребных, подобныхъ дЪянию его, како могу азъ, бъдныи, в нынЪшнее послЪднее время такого отца житие списати,

17 Не исключено, что полный текст Епифаниевской редакции Жития Сергия Радонежского, который, как известно, не сохранился (Духанина: 562), впоследствии будет найден среди старообрядческих рукописей.

Житие Сергия Радонежского

в редакции Епифания _Премудрого_

Житие Кирилла Сунарецкого

и неизчетныа труды его сказати? Откуду ли начну яже по достоиньству деа//ниа того и подвигы послушателем(ъ) слышаны вся сътворити?

Или что подобает(ь) пръвие въспомянути? Или котораа довлеет(ь) беседа к похвалениемь его? Откуду ли приобрящу хитрость, да възможна будеть к таковому сказанию? Како убо таковую и толикую и неудобь исповедимую повем(ъ) повесть, не веде, елмаже чрез есть нашу силу творимое?

Якоже не мощно есть малеи лодии велико и тяшъко бремя налагаемо понести, сице и превосходить нашу немощь и умъ подлежащаа беседа.

Аще бо и побежает(ъ) нашу худость,

но обаче молимся всемилостивому и всесилному Богу и Пречистеи Его Матери,

яко да уразумит(ъ) и помилует(ъ) мене грубаго и неразумнаго, яко да подастъ ми слово въ отвръзение устъ моихъ, не моего ради глаголюща недостоиньства, но молитвъ ради святыхъ старецъ,

и неисчетныя труды его сказати,

и деяния того и подвиги послушателемъ слышанна вся

сотворити?

Немощно есть малои лодеицы велико и тяжко бремя налагаемо понести, сице и превосходитъ нашу немощь и умъ подлежащаяся беседа.

Много о семъ мятохся и размышляхъ в себп>, угодно ли се будетъ Богу и угоднику Его пустынножителю отцу Кирилу.

Но обаче молимся всемилостивому всесилному Богу и Пречистеи Его Матери, Пресвятеи Богородицы, яко да вразумитъ и помилует мене, грубаго и неразумнаго, яко да подастъ слово мне во отверзение устъ моихъ — не моего ради недостоинства, но молитвъ ради таковаго старца._

Житие Сергия Радонежского

в редакции Епифания _Премудрого_

Житие Кирилла Сунарецкого

и самого того призываю Сергия на помощь и съосеняющую его благодать духовную, яко да поспешникъ ми будет(ь) и слову спо//собникъ... (Духанина: 136, 138).

Аще бо мужа свята житие списано будет(ъ), то от того плъза велика есть и утешение вкупе списателем(ъ), сказателем(ъ),

послушателем(ъ); [...]

Аще ли будет(ъ) писано, и сие некто слышавъ, поревнует(ъ) въслед(ъ) жития его ходити и от сего приимет(ъ) плъзу.

Пишет(ь) же и великии Василие: «Буди ревнитель право живущим(ъ) и сих(ъ) житие и деание пиши на с(е)рдци своем(ь)». Виждь, яко велит(ь) житиа святых(ъ) писати не токмо на хартиахъ, но и на своем(ь) с(е)рдци пльзы ради, а не скрывати и ни таити. Таина бо ц(еса)рева лепо есть таити, а дела Божиа проповедати добро есть и полезно (Духанина: 134). Аще бо не писано будет(ъ) старцево житие, но оставлено купно без въспоминаниа, то съ убо никакоже повредит(ъ) свят(а)го того старьца, еже не получити ему от нас(ъ) въспоминаниа же и писаниа,

И самого того призываю Кирила на помощь и соосеняющую его благодать духовную, яко да поспешникъ ми будетъ и слову пособникъ.

Не похвалы ради старца сия дерзнухъ писати, но себп> на утпшение и умиление души своея и читающимъ и слушающимъ на ползу.

Аще бо мужа свята житие спи//сано будетъ, то от того полза велика есть и утешение вкупе списателемъ, и сказателемъ, и послушателемъ.

И сие кто слышавъ, негли и поревнуетъ вследъ жития его ходити и от сего прииметъ ползу.

Пишетъ же великии Василии: «Буди ревнитель право живущимъ и сихъ жития и деяния пиши на сердце своемъ». Виждь, яко велитъ жития святыхъ писати не токмо на хартияхъ, но и на своемъ сердце ползы ради, а не скрывати и не таити. Таину цареву добро есть таити, а дела Божия проповедати преславно.

Аще бо и не писано будетъ старцево житие,

никакоже сие вредитъ старца, еже не получити ему от насъ воспоминания.

Житие Сергия Радонежского в редакции Епифания Премудрого Житие Кирилла Сунарецкого

ихже бо имена на небесЪх(ъ) Богъ написа, сим(ъ) никааже потреба еже от человЪкъ требовати писаниа же и въспоминаниа. Но мы сами от сего не пльзуемся оставляюще толикую и таковую пльзу, и того ради сиа вся събравъше начинаем(ъ) писати, яко да и прочии мниси, яже не сут(ь) видали старца, да и тъ прочтут(ь) и поревнують старцевЪ добродЪтели и его житию въруют(ь). Блажени бо рече не видЪвше вЪроваша (Духанина: 138, 140). Ихъже бо имена на небесъхъ Богъ написа — симъ никая же потреба, еже от человЪкъ требовати писания и воспоминания. Но мы сами от сего не ползуемся, оставляющи толику ползу, и того ради, сия вся собравше, начинаемъ писати, да яко прочии, иже не суть видЪли старца, да и тии почтутъ и поревнуютъ старцовои добродЪтели и его житию. Блажени бо, рече, не видЪвшии, а вЪровавшии (Руди 2016: 450-451).

Фрагменты 1) от слов «Аще бо и не писано будетъ таковаго старца житие, никакоже сие вредитъ того чюднаго старца» до слов «Но самы от сего не ползуемъся, оставляюще толику ползу себъ» (Руди 2017: 497), 2) от слов «Но обаче молимся всемилостивому и всесилному Богу и Пречистъи Его Богоматери» до слов «вслъд жития его ходити, и от сего приимет ползу» и 3) от слов «да яко и прочии, яже не суть видъли старца, да и тии почтутъ и поревнуютъ старцевои добродътели и его житию» до слов «како бы сотворити первЪе начатокъ писанию, яко выше силы моея сие дЪло бысть» (Руди 2017: 498) читаются также в выговской редакции Жития инока Епифания, составленной в кругу тех же книжников в 30-е гг. XVIII в. [Понырко: 367-368]. Цитата из Василия Великого и парафраз (Тов. 12:7) в это сочинение не вошли.

Обратимся теперь к эпизоду преставления Жития Александра Ошевенского, в котором в описании беседы преподобного с братией и предсмертного завещания, по мнению И. Яхонтова, прослеживается влияние Жития Антония Римлянина18. Это

18 Предполагаемые заимствования в Житии Александра Ошевенского могли бы послужить одним из косвенных датирующих признаков для этого памятника, не имеющего прямых указаний на время создания. Очевидно,

Житие было известно исследователю по «Русской исторической хрестоматии» В. Ф. Аристова, где в сокращенном виде был перепечатан текст Соловецкого списка конца XVI в., считавшегося в то время древнейшим, опубликованный Православным Собеседником в 1858 г. (Аристов: 386-399).

Как выяснилось позднее, в списках XVI в. Житие Антония Римлянина встречается в двух редакциях, при этом Соловецкий список содержит редакцию Б, вторичную по отношению к редакции А, текст которой был распространен несколькими вставками [Захарова: 140-144]. Одним из источников дополнений редакции Б явилось Житие Зосимы и Савватия Соловецких в I Стилистической редакции [Пак: 83-90].

Именно в эпизоде преставления в редакции Б Жития Антония Римлянина читаются несколько вставок из Жития Зо-симы и Савватия Соловецких, то есть часть текста обоих памятников дословно совпадает. Поскольку в некоторых других эпизодах Жития Александра Ошевенского обнаруживается влияние Жития Зосимы и Савватия Соловецких (см.: [Яхонтов: 109], [Пигин, 2017: 306, прим. XXXII], [Кузьмина, 2019: 70]), вероятнее всего, оно и было непосредственным источником рассматриваемого эпизода. В подтверждение можно привести три примера.

В одном случае агиограф Александра Ошевенского воспроизводит ошибочное чтение Жития Зосимы и Савватия Соловецких по списку Великих Миней Четьих «обительст-вомъ» вместо «обильствомъ»:

Житие Зосимы и Савватия Соловецких Житие Александра Ошевенского Житие Антония Римлянина в редакции Б

.и съберутся братии множество въ духовнеи любви, .и соберутся братии множество в духовнои любве,

что, если в 1567 г. Житие Антония Римлянина было использовано агиографом Александра Ошевенского в качестве литературного источника, к этому времени оно должно было уже существовать. О проблемах датировки Жития Антония Римлянина см.: [Макарий: 170-171, 327-328], [Ключевский: 306-310], [Фет, 1988, 1989], [Подскальски: 237-238], [Назаренко], [Секретарь].

Житие Зосимы и Савватия Соловецких Житие Александра Ошевенского Житие Антония Римлянина в редакции Б

и умножится святаа сиа обитель всВмъ обительствомъ (sic!) духовнымъ, и в телесных(ъ) потребах(ъ) не будете скорбни»19. .„и всВмъ обительством (sic!) духовнымъ исполнится, и множество соберется братии о ХристВ. Въ духовнВи любви и в тВлесных потребахъ не будете скудни... [Пигин, 2017: 254]. и умножится святая сиа обитель всЪм обилством духовным, и в телесных потребах не будете скорбни» (Рамазанова: 269).

Здесь расхождения между Житием Зосимы и Савватия Соловецких и Житием Антония Римлянина невелики и немногочисленны (в основном на уровне орфографии). В двух следующих случаях имеются существенные структурные и текстуальные различия между памятниками, при этом Житие Александра Ошевенского следует Житию Зосимы и Савватия Соловецких.

Текст предсмертной молитвы в редакции Б Жития Антония Римлянина представляет собой контаминацию молитвы из анонимного Похвального слова апостолу Филиппу (нач. «Яко-же въ пролЪтие сиание различно красныхъ цвЪтець весело творить зрЪние...») и молитвы из Жития Зосимы и Савватия Соловецких. Следов заимствований из Похвального слова апостолу Филиппу в Житии Александра Ошевенского не имеется:

Житие Зосимы и Савватия Соловецких Житие Александра Ошевенского Житие Антония Римлянина в редакции Б

Владыко Ч(е)л(овВ)колюбче, Молитва. «О Владыко человВколюбче! <Молитва.> «Владыко человеколюбче,

19 ГИМ. Синодальное собрание. № 993. Великая Минея Четья. Апрель. Успенский список. XVI в. (до 1552 г.). Л. 184с.

Житие Зосимы и Савватия Соловецких Житие Александра Ошевенского Житие Антония Римлянина в редакции Б

сподоби мя одесную тебе стати, егда приидеши въ славе судити живымъ и м(е)ртвымъ и въздати комуждо по делом(ъ) его»21. Сподо//би мя одесную Тебе стати, егда сядеши судити въ славе Своеи живым и мертвым и воздати комуждо по делом его» [Пигин, 2017: 255]. Господи, явися Господи и помози ми. И избави мя от рукы князя и властеи, и миродержителеи тмы, да не покрыет мене темныи тех воздух, ниже дым ихъ помрачитъ душу мою. Укрепи мя, Господи мои, Господи, да преиду // огненыя волны и глубины бездънныя, яко да не потопленъ буду в них. Да не обрящет врагъ оклеветати мя, но да преиду миродержителя и лукаваго вожда ихъ и от темных княз(ь) и20 тартаръ избавленъ да буду. И тако да явлюся пред Тобою чистъ и непороченъ. И сподоби мя одесную Тебе стати. И восприати Тобою обещанная благая святым Твоим. Егда приидеши въ славе судити живым и мерътвым и воздати комуждо по делом его» (Рамазанова: 270).

20 В публикации «князи».

21 ГИМ. Синодальное собрание. № 993. Л. 184с.

В описании погребения Житие Александра Ошевенского точно повторяет соответствующее описание Жития Зосимы и Савватия Соловецких и не упоминает присутствие на похоронах архиепископа, священного собора и множества горожан, фигурирующих в Житии Антония Римлянина:

Житие Зосимы и Савватия Соловецких Житие Александра Ошевенского Житие Антония Римлянина в редакции Б

И тако погребенъ бысть братиею ч(е)стно с кандилы и со свЪщами, и с надгробнымъ пЪниемъ22. И тако погребенъ // бысть братиею честно с кандилы и съ свЪщами [Пигин, 2017: 255]. И погребен бысть честно архиепископом Нифонтомъ съ священным собором и со множеством народа града того, со свЪщами и с кадилы, со псалмы и пЪнии и пЪсньми духовными в лЪто 6655 месяца августа, въ 3 день на память преподобных и богоносных отецъ наших Исакиа, Далмата и Фавста (Рамазанова: 271).

Наконец, рассмотрим небольшую фразу в главе «О при-хожении братии преподобному», источник которой до сих пор не назывался — «и дЪло благословится, и душа освятится» [Пигин, 2017: 248]. Она восходит к славянскому переводу Жития Афанасия Афонского, а в Житие Александра Ошевен-ского попадает, скорее всего, через посредство Жития Павла Обнорского23:

22 ГИМ. Синодальное собрание. № 993. Л. 184с.

23 Агиограф Павла Обнорского, как установила М. С. Егорова, обращался к Житию Афанасия Афонского в редакции Соборника Нила Сорского [Егорова: 263-264].

Житие Афанасия Афонского в редакции Соборника Нила Сорского

Житие Павла Обнорского

Житие Александра Ошевенского

Устави же всемъ братиамъ сущим въ ручнехъ делех(ъ), и въ всех(ъ) службах(ъ).

не празнословити, но песнословити и благодарити Бога. И съи уставъ положи нерушим(ъ), не точию внутрь обители делающим(ъ), но и вне где служащимъ. или жито ис корабля в житницу преношающим(ъ), или иная кая служащимъ. Вся сиа не съ празнословием(ъ), но съ пениемъ и молитвою творити. да благодарится Богъ, питааи и окорьмляя нас(ъ).

и дЪло благословится, и душа ос(вя)тится

(Лённгрен: 334-335).

Заповеда же всемъ братиамъ, сущимъ в ручныхъ делехъ, и въ всехъ службахъ,

или камо на дело изыдуть,

не празднословити никогдаже,

но съ молитвою дело творити,

да и дЪло благословится, и душа освятится.

(ВМЧ: 529).

Тако же и на дело монастырьское идеже аще прилучашеся24 итьти, или на службу,

всегда псалъмы Давидовы во устех имети или молитва Исусова, —

то и дЪло благословится, и душа освятится

[Пигин, 2017: 248].

Выявление заимствований из Жития Павла Обнорского в Житии Александра Ошевенского до сих пор было затруднено

24 Здесь заимствование из Жития Кирилла Белозерского, ср.: «Такоже и на дело монастырское, идеже аще прилучаашеся, съ страхом Божшмь отхожааху и бяху работающе не яко человеком, но яко Богови, или пред Богомь стояще» (Прохоров: 105).

сходством некоторых мест с Житием Кирилла Белозерского, послужившего источником Жития Павла Обнорского. Однако существуют два больших фрагмента, которые читаются только в этом житии, благодаря чему источник устанавливается надежно.

Первый фрагмент заимствован с незначительными изменениями. Исключив слова «тако», «молимся», «Своя», агиограф дополнил заимствованный текст вставками «и своих ученикъ сохраняи» и «и припадающих к чюдотворному гробу твоему ми-лостивное прошение подаваи» (выделены курсивом):

Житие Павла Обнорского

Но ты убо, отче, тако добрЪ течение постничьства скончявъ, преставися и въздаяние трудовъ приатъ, Святыя Троица яснЪе зарями просвЪщаемъ и божественыя благодати неизреченнЪ наслаждаяся, поминаи чяда своя,

призывающихъ тя,

и заступаи присно, и моли о насъ, молимся,

о преподобне, яко да твоими молитвами Господь Богъ даруетъ намъ прегрЪшениемъ оставление. ВЪси бо наше неможение и лЪность, вЪси же и лукаваго, еже на насъ, навЪтъ и озлоблениа,

вЪси же и естество наше удобьпоползаемо, и къ злобЪ скоротекущее.

ТЪмъже требуемъ твоея помощи и заступлениа и еже къ Богу молитвеное,

Житие Александра _Ошевенского_

Но ты убо, отче, добрЪ течение постничества скончавъ, преставися. Воздание трудовъ приятъ, Святыя Троица зарями яснЪ просвЪщаем // и божественыя благодати неизреченныя наслажаяся, поминаи чада своя и своих ученикъ сохраняи! Призывающих тя и припадающих к чюдотворному гробу твоему милостивное прошение подаваи, и заступаи присно, и моли о нас,

преподобне! Яко да твоими молитвами Господь Богъ даруетъ нам прегрЪшениемъ оставление. ВЪси бо наше неможение и лЪность.

ВЪси же и лукаваго еже на нас навЪтъ и озлобление. ВЪси же естество наше удобь поползаемо и ко злобЪ скоротекущее.

ТЪмьже требуем твоея помощи и заступления и еже къ Богу молитвеное!

Житие Павла Обнорского Житие Александра Ошевенского

и припадающе молимся: моли о насъ Господа Бога и Пречистую Богоматерь, яко чядолюби//выи от(е)ць, еже присно съхраняти насъ от всехъ видимыхъ и невидимыхъ врагъ и творити еже къ нему благоугодная, да наставитъ насъ Господь, и укрепитъ, и подвижнеишихъ къ божественымъ Его заповедемъ сътворитъ, и подасть намъ вся благая Своя и полезная изъобильно, и получимъ покои и миръ, в! житии семъ безмлъвно пребывающе, и тако всяку добродетель исправити възможемъ, и будущихъ мукъ свободимся и вечная благаа получимъ благодатию и человеколюбиемъ Отца и Сына и Святаго Духа, единосущнаго Божества, Емуже подобает(ъ) всяка слава, ч(е)сть и поклоняние, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и въ векы веком(ъ) (ВМЧ: 540). И, припадающи, молимся: моли о насъ Господа Бога // и Пречистую Его Богоматерь, яко чадолюбивъ отецъ, еже присно сохранити насъ от всех видимых и невидимых врагъ и творити еже к Нему благоугоднаа. Да наставитъ насъ Господь и укрепитъ, и подвижнеиших къ божественым Его заповедемъ сотворитъ! И подасть намъ вся благая и полезная изообилно! И получимъ покои и миръ в житии семъ, безмолъвно пребывающе, и таку всяку добродетель исправити возможемъ! И будущихъ мукъ свободимся, и вечная благая получимъ о Христп> Исусп> Господп нашемъ! [Пигин, 2017: 256].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй фрагмент при заимствовании был переработан и дополнен несколькими вставками, которые в свою очередь могли иметь источник (выделены курсивом):

Житие Павла Обнорского Житие Александра Ошевенского

И ныне ликуимъ весело и празднуимъ отца нашего тръжество Темьже ныне, отцы и братия, ликуемъ весело и свптло празднуем отца нашего торжество,

Житие Павла Обнорского

радостно, хваляще добродЪтельныя его подвигы, и духовнЪ веселимся,

имущи пред очима раку, в! неиже положены бышя святыя его мощи,

подающе исцЪлениа с вЪрою приходящимъ.

И сиа мы видящи, мнимъ себе, яко по истинЪ самого зрящи, ибо аще и въ гробЪ положенъ бысть святыи, но духомъ с нами есть и видит(ъ) всЪхъ нас(ъ), аще по заповЪдем(ъ) Божиамь живемъ

и преданиа его невредима хранимъ, богоугоднЪ пребывающе, и о сем(ъ) радуется, и милостивно приближается к намъ, и хранить и блюдеть насъ, акы чяда своа възлюбленная. Аще ли нерадити начнем(ъ) о своем(ъ) спасении, не творяще заповЪди Божиа, и закона монастырьскаго, и наказаниа словесъ отца своего не храним(ъ), то сами помощи Божиа и благодати

Житие Александра _Ошевенского_

духовно веселящеся и

радостно хваляще добродЪтелныя

подвигы

и великия труды по Бозп. С впрою приходяще, // покланяемсярацп преподобнаго, в неиже положены быша честныя мощи его,

и милостивное прошение исполняют,

подаютъ исцЪления и до сего дни,

содпиствуетъ бо Духъ Святыи костемъ, иже здп живущимъ въ страсп Божии и хранящимъ заповпди Его.

И сия мы видяще, мнимъ себЪ поистиннЪ, яко самого зряще. Ибо аще и во гробЪ положенъ святыи, но духомъ всегда с нами есть. И видитъ всЪх насъ, аще по заповЪди его живем

и предания его невредима хранимъ, богоугодно пребывающе. И о семъ радуется, и милостивно приближается к намъ, и хранитъ, и блюдет насъ аки чада своя возлюбленная. Аще ли // нерадЪти начнемъ о своем спасении, и не творящим заповЪди Божия, и закона монастырьскаго, и наказания отца своего не хранимъ, то сами помощи Божия

Житие Павла Обнорского

Житие Александра Ошевенского

лишаемся, и молитва отца нашего не помогает(ъ) намъ, кроме же Божиа помощи и яже о насъ

молитвъ от(е)чьскыхъ несмы мощни благо // что сътворити. Темъже, любимии, вседушьне о своемъ спасении потщимся и уподобимся отцемъ нашим(ъ), каковымъ жестокым(ъ) житиемъ седошя зде и безмлъвиемъ, како

тихостию

и житиемъ чистым(ъ) пожишя, бдениемъ и молитвою с покааниемъ многымъ и слезами, единъ помыслъ имуще, еже како токмо спасутся. Темъже съблюдаите себе, и не оскврьним(ъ) святое сие место, еже отци наши очистишя от бесовъ,

яко да зде добро поживше, прегрешениемь оставление приимемъ, и въ будущии векъ с ними уготованныхъ благъ получимъ (ВМЧ: 539-540).

лишаемся, и молитва отца нашего не помогаетъ намъ. Кроме Божия помощи и яже

отеческых молитвъ, несмы мощни что благо сотворити. Темьже, любими, душевно о своемъ спасении потщимся и уподобимся отцемъ нашимъ, каковымъ жестокымъ житием пожиша зде. И безмолъвиемъ, и

тихостию,

и любовию, и чистотою, и смирением, и кротостию богоугодно

пожиша святым житиемъ, бдениемъ, и молитвами с покаяниемъ, и многыми сле//зами, единъ помыслъ имущи, еже како спасутся. Темъже соблюдаемъ себе и не осквернимъ святое сие место, еже отцы наши очистиша от бесовъ

плачемъ и рыданиемъ болпзненым, и сердечнымъ частым въздыханиемъ, и теплыми слезами омывше

Яко да добре пожиша зде, и прегрешениемъ оставление приимемъ, и въ будущии векъ с ними уготованных благъ получимъ о Христе Исусе, Господе нашемъ, Емуже слава ныне и присно и во веки векомъ. Аминь [Пигин, 2017: 297-298].

Рассматриваемое заимствование из Жития Афанасия Афонского обнаруживается также в Ранней (первоначальной)

редакции Жития Корнилия Комельского, созданной в 6070-х гг. XVI в.25 Хотя одним из основных источников Жития Корнилия Комельского послужило Житие Павла Обнорского, в данном месте читается заимствование непосредственно из Жития Афанасия Афонского26:

Житие Афанасия Афонского в редакции Соборника Нила Сорского Житие Павла Обнорского Житие Корнилия Комельского

Устави же всЪмъ братиамъ сущим въ ручнЪхъ дЪлЪх(ъ), и въ всЪх(ъ) службах(ъ). не празнословити, но пЪснословити и благодарити Бога. ЗаповЪда же всЪмъ братиамъ, сущимъ в ручныхъ дЪлехъ, и въ всЪхъ службахъ, или камо на дЪло изыдуть, не празднословити никогдаже, По сих же блаженыи Корнилие // устави всЪм братиям, сущим в ручных дЪлех и во всЪх служьбах, не празднословити, но пЪснословити или молитву Исусову глаголати непрестанно, и благодарити Бога и любовъ импти межу собою.

25 Наименование и датировка редакции принадлежат А. Г. Сергееву [Сергеев: 23, 53].

26 О литературных источниках Жития Корнилия Комельского см.: [Сергеев: 57-79]. Заимствования из Жития Афанасия Афонского ранее установлены не были.

Житие Афанасия Афонского в редакции Соборника Нила Сорского

Житие Павла Обнорского

Житие Корнилия Комельского

И съи уставъ положи нерушим(ъ), не точию внутрь обители

дЪлающим(ъ), но и внЪ гдЪ служащимъ. или жито ис корабля в житницу преношающим(ъ),

или иная кая служащимъ. Вся сиа не

съ празнословием(ъ), но съ пЪниемъ

и молитвою творити.

да благодарится Богъ, питааи и окорьмляя нас(ъ).

и дЪло благословится, и душа ос(вя)тится (Лённгрен: 334-335).

но

съ молитвою дЪло творити,

да и дЪло благословится, и душа освятится...

(ВМЧ: 529).

Тако же и приходящая приимаше и наказоваше жити по преданию и по правилом святых отець, и вспх поучаше страху Божию и трудолюбию, яко праздну никомуже не быти и своея воля не творити никакоже, но вся с повплпнием насто//ящаго.

И сеи устав положи нерушим не точию внутръ обители

седящим и делающим что, но и внЪ где служащим, или жито из житници

приносящим,

или муку с мелници,

или иная кая служащим. Вся сия не празднословием,

но с пЪнием

и с молитвою,

да благодарится Бог питаяи и окоръмляа нас,

и дЪло благословится, и душа освятится [Сергеев: 204].

Отметим, что в Житии Корнилия Комельского заимствование из Жития Афанасия Афонского вошло в редакции Соборника Нила Сорского27.

Поскольку следов прямого влияния Жития Афанасия Афонского или Жития Корнилия Комельского на Житие Александра Ошевенского не обнаруживается, фразу «и дело благословится, и душа освятится» следует отнести к числу заимствований из Жития Павла Обнорского.

Итак, в настоящее время установлено влияние на Житие Александра Ошевенского девяти литературных источников, которыми явились жития Александра Свирского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Слово Григория Богослова на Неделю новую, Лествица Иоанна Синайского, жития Андрея Критского, Дионисия Глушицкого, Димитрия Прилуцкого и Павла Обнорского.

Жития Евфросина Псковского, Исидора Твердислова и Антония Римлянина отнесены к литературным источникам Жития Александра Ошевенского ошибочно и из числа источников этого памятника должны быть исключены. Поскольку, как выяснилось, Житие Александра Ошевенского не имеет датирующего значения для Жития Антония Римлянина, определение времени создания последнего должно основываться на показаниях других источников.

Хотя Житие Александра Ошевенского буквально пронизано реминисценциями Жития Сергия Радонежского, влияние его было, скорее всего, тоже опосредованным. И. Яхонтов указывает только одно место, испытавшее, по его мнению, влияние этого памятника: «.заключающая в себе важные сведения для истории Ошевенского монастыря по смерти его основателя, глава о прихождении пришелцов и о разношении вещей монастырских — в некоторых местах повторяет выражения жития преп<одобного> Сергия Радонежского» [Яхонтов: 108]. Вопрос

27 Ср. тот же фрагмент по тексту перевода: «Сице и делажщ^А въ р^чных(ь) делехь братик. или въ месени служ^щ^А. или въ сокалници. или въ винограде. или въ инои службе работа^щих(ь). не оставлеаше съ празно//-словиемь се творити. н^ уставь положи нерешимь. песнословити симь и не празнословити. да и дело бл(аго)с(ло)витсА, и д(у)ша ос(вя)титсА» (РГБ. Ф. 304.1 (главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры). № 749. XV в. Л. 379-379 об.). При передаче текста в качестве его орфографической особенности сохранены буквы юс малый и юс большой.

о Житии Сергия Радонежского как источнике Жития Александра Ошевенского необходимо рассмотреть заново.

Исследователи неоднократно отмечали нетрадиционность решения некоторых сюжетных линий Жития Александра Ошевенского [Руди: 451], [Пигин, 2013: 107], [Pigin: 291, 294], [Пигин, 2021: 41, 45, 47, 49] и некоторых использованных агио-графом формул [Кузьмина, 2019: 65], которые стали очевидными при сравнении с другими памятниками. Работа по установлению его источников должна быть продолжена.

Список сокращений

ГИМ — Государственный исторический музей (Москва), Отдел рукописей.

РГБ — Российская государственная библиотека (Москва), Отдел рукописей.

CPG — Geerard M. Clavis patrum graecorum. Turnhout: Brepols, 1974. Vol. II. XXII, 685, [1] p.

Источники

Аристов — Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности и литературы, от начала письменности до XVI века / составил Н. Я. Аристов, профессор русской истории Варшавского университета. Варшава: В. Ф. Голубинский, 1870. [8] с., XVI стл., 1514 стл., [1] с.

Власов — Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. 640 с.

ВМЧ — Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / Издание Археографической комиссии. Январь. Тетрадь I. Дни 1-6. М.: Синодальная типография, 1910. [10] с., 320 стб.

Грибов и др. — Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископом в Перми, составленное преподобным во священно-иноках отцом нашим Епифанием / подгот. текста Ю. А. Грибова, пер. Е. Г. Водолазкина, Н. Ф. Дробленковой, Л. С. Шепелевой, коммент. Т. Р. Руди // Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 2003. Т. 12. С. 144-231, 558-571.

Духанина — Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция) / подгот. текста, пер., коммент., исслед. А. В. Духаниной. М.; Брюссель: Conference Sainte Trinite du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2015. 640 с.

Исидорова — Исидорова З. Н. О редакциях Жития св. Исидора Твердис-лова // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб.: Наука, 2001. Вып. 4. С. 96-110.

Крушельницкая — Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исследование и тексты. СПб.: Наука, 1996. 368 с.

Кузьмина 2018 — Кузьмина М. К. Малоизвестные севернорусские жития XV-XVII вв. М.: Водолей, 2018. 572 с.

Лённгрен — Лённгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М.: Языки славянской культуры, 2000. Ч. I. 472, [2] с.

Охотникова 2008 — Житие преподобного Александра Свирского / публ. В. И. Охотниковой // Соловьева И. Д. Свято-Троицкий Александро-Свир-ский монастырь: художественное наследие и историческая летопись. СПб.: Издательско-полиграфический комплекс «НП-Принт», 2008. С. 239-273.

Прохоров — Преподобный Кирилл Белозерский / [сост., подгот. текста, вступ. ст., приложения Г. М. Прохорова]. СПб.: Росток, 2011. 304 с.

Рамазанова — Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / подгот. текстов и исслед. Н. В. Рамазановой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 392 с.

Руди 2016 — Руди Т. Р. Житие Кирилла Сунарецкого (публикация текста) // Труды Отдела древнерусской литературы. 2016. Т. 64. С. 448-500.

Руди 2017 — Руди Т. Р. Выговское Житие инока Епифания (публикация текста) // Труды Отдела древнерусской литературы. 2017. Т. 65. С. 495-542.

Семячко, Панченко — Преподобный Димитрий Прилуцкий. Житие и служба / изд. подгот. С. А. Семячко и Ф. В. Панченко. Вологда: [б. и.], 2018. 384 с.

Lenhoff — Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Fedor the Black. Wiesbaden: Harrassowitz, 1997 X, [4], 496 p. (Slavistische Veröffentlichungen; Bd. 82.)

Список литературы

1. Егорова М. С. Житие Павла Комельского и Соборник Нила Сорского: «чужой» текст в агиографии // Труды Отдела древнерусской литературы. 2016. Т. 64. С. 260-277. EDN: YIAOBH

2. Захарова Е. Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина // Древнерусская литература: источниковедение: сб. науч. тр. Л.: Наука, 1984. С. 137-148. EDN: YVRSDN

3. Карбасова Т. Б. О Пространной редакции Жития Александра Ошевен-ского // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: мат-лы науч. конф. 11-13 ноября 1997 года. Новгород: [б. и.], 1997. С. 93-95. EDN: YQCMAG

4. Клосс Б. М. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1998. Т. I: Житие Сергия Радонежского. 568 с. EDN: SMYSIT

5. Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. [4], IV, 466, IV, IV с.

6. Колобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб.: Алетейя, 2017. 640 с. EDN: SCGJSB

7. Кузьмина М. К. Канон преподобнического жития сквозь призму библейских цитат. М.: Водолей, 2017. 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кузьмина М. К. Традиции русской агиографии XV-XVI веков в Житии Александра Ошевенского // Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях: мат-лы I и II науч. конф. (2017-2018). М.: Московский Иоанно-Предтеченский Ставропигиальный женский монастырь, 2019. С. 63-71. EDN: MMOSME

9. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. [1-е изд.]. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1857. Т. 3. [4], 340, IV с.

10. Назаренко А. В. Антоний Римлянин // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 675-676.

11. Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: исследования и тексты: в 2 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. 772 с. EDN: QTBGNT

12. Пак Н. В. Еще раз к вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина // Славяноведение. 2021. № 4. С. 79-101. DOI: 10.31857/S0869544X0015973-3. EDN: WISCDV

13. Пигин А. В. Лествица Иоанна Синайского как источник Жития Александра Ошевенского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 3 (53). С. 106-107. EDN: ROPDTL

14. Пигин А. В. Пространная редакция Жития Александра Ошевенского // Русская агиография: исследования. Материалы. Публикации. СПб.: Пушкинский Дом, 2017. С. 206-309. EDN: YPGLAV

15. Пигин А. В. Поэтика уподобления в русской агиографии: Александр Ошевенский vs Алексей человек Божий // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 1. С. 39-54 [Электронный ресурс]. URL: https:// poetica.pro/files/redaktor_pdf/1612425525.pdf (10.08.2022). DOI: 10.15393/ j9.art.2021.8642. EDN: CHAHIS

16. Пигин А. В. «И от своего отечествия изгнани быша»: утраченный эпизод в Житии Александра Ошевенского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2022. № 2 (88). С. 158-168. DOI: 10.25986/IRI.2022.88.2.013. END: EGIKCG

17. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). 2-е изд., испр. и доп. для рус. пер. СПб.: Византино-россика, 1996. XX, 572 с. (Subsidia Byzantinorossica; т. 1.)

18. Понырко Н. В. Житие Кирилла Сунарецкого (или Виданского) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 366-368.

19. Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных // Труды Отдела древнерусской литературы. 2006. Т. 57. С. 431-500. EDN: RPHKDR

20. Секретарь Л. А. Житие Антония Римлянина // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: энциклопедический словарь. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 172-173.

21. Семячко С. А. Устав преподобного Кирилла Белозерского и его отражение в письменных памятниках // Труды Отдела древнерусской литературы. 2009. Т. 60. С. 450-459. EDN: SHCHXH

22. Семячко С. А. «Откуду таковый и великый в последняя сия времена светилник въсиа, еда от Иерусалима или от Синаа?» // Словесность и история. Журнал филологических и историко-культурных исследований. 2020. № 1. С. 11-36. DOI: 10.31860/2712-7591-2020-1-11-36. EDN: QQEAAM

23. Сергеев А. Г. Житие и Устав св. Корнилия Комельского как исторический источник: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2001. 226 с. EDN: QDKCYT

24. Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247.

25. Фет Е. А. Нифонт // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 141.

26. Юхименко Е. М. Кирилл Сунарецкий (Сунский, Виданский) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. Т. 34. С. 622.

27. Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. 377 с.

28. Pigin A. V On Some Sources of the Life of Alexander Oshevensky (The Theme of the Family in the Hagiography) // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. 2015. Vol. 11. Pp. 281-294. DOI: 10.1163/18177565-00111p23. EDN: XXGLQZ

References

1. Egorova M. S. The Life of Pavel Komelsky and the Sobornik of Nil Sorsky: "Alien" Text in Hagiography. In: Trudy Otdela drevnerusskoy literatury, 2016, vol. 64, pp. 260-277. EDN: YIAOBH (In Russ.)

2. Zakharova E. D. On the Issue of Editions of the Life of Anthony the Roman. In: Drevnerusskaya literatura: istochnikovedenie: sbornik nauchnykh trudov [Old Russian Literature: Source Studies: Collection of Scientific Papers]. Leningrad, Nauka Publ., 1984, pp. 137-148. EDN: YVRSDN (In Russ.)

3. Karbasova T. B. About the Extended Version of the Life of Alexander Oshevensky. In: Proshloe Novgoroda i Novgorodskoy zemli: materialy nauch-noy konferentsii 11-13 noyabrya 1997 goda [The Past of Novgorod and the Novgorod Land: Proceedings of the Scientific Conference, November 11-13, 1997]. Novgorod, 1997, pp. 93-95. EDN: YQCMAG (In Russ.)

4. Kloss B. M. Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tu-ry Publ., 1998, vol. 1. 568 p. EDN: SMYSIT (In Russ.)

5. Klyuchevskiy V. Drevnerusskie zhitiya svyatykh kak istoricheskiy istochnik [Old Russian Lives of Saints as a Historical Source]. Moscow, K. Soldatenkov Publ., 1871. 466 p. (In Russ.)

6. Kolobkov V. A. Mitropolit Filipp i stanovlenie moskovskogo samoderzhaviya: oprichnina Ivana Groznogo [Metropolitan Philip and the Formation of the

Russian Autocracy: Oprichnina of Ivan the Terrible]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2017. 640 p. EDN: SCGJSB (In Russ.)

7. Kuz'mina M. K. Kanon prepodobnicheskogo zhitiya skvoz'prizmu bibleyskikh tsitat [Canon of Monastic Lives Through the Prism of Biblical Quotations]. Moscow, Vodoley Publ., 2017. 400 p. (In Russ.)

8. Kuz'mina M. K. Traditions of Russian Hagiography of the 15th-16th Centuries in the Life of Alexander Oshevensky. In: Monashestvo v istorii. Aktual'nye problemy i novye metody v issledovaniyakh: materialy I i II nauchnoy konfe-rentsii (2017-2018) [Monasticism in History. Actual Problems and New Methods in Research: Materials of the 1st and 2nd Scientific Conference (2017-2018)]. Moscow, Moskovskiy Ioanno-Predtechenskiy Stavropigial'nyy zhenskiy monastyr' Publ., 2019, pp. 63-71. EDN: MMOSME (In Russ.)

9. Makariy (Bulgakov). Istoriya Russkoy Tserkvi [History of the Russian Church]. St. Petersburg, Tipografiya Imperatorskoy akademii nauk Publ., 1857, vol. 3. 340 p. (In Russ.)

10. Nazarenko A. V. Anthony the Roman. In: Pravoslavnaya entsiklopediya [OrthodoxEncyclopedia]. Moscow, Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya" Publ., 2001, vol. 2, pp. 675-676. (In Russ.)

11. Okhotnikova V. I. Pskovskaya agiografiya XIV-XVII vv.: issledovaniya i teksty: v 2 tomakh [Pskov Hagiography of the 14th-17th Centuries: Studies and Texts: in 2 Vols]. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 2007, vol. 2. 772 p. EDN: QTBGNT (In Russ.)

12. Pak N. V. Once Again to the Question of the Editions of the Life of Antonius the Roman. In: Slavyanovedenie [Slavic Studies], 2021, no. 4, pp. 79-101. DOI: 10.31857/S0869544X0015973-3. EDN: WISCDV (In Russ.)

13. Pigin A. V. Ladder of John of Sinai as a Source of the Life of Alexander Oshevensky. In: Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki [Old Russia. The Questions of Middle Ages], 2013, no. 3 (53), pp. 106-107. EDN: ROPDTL (In Russ.)

14. Pigin A. V. Extended Version of the Life of Alexander Oshevensky. In: Russkaya agiografiya: issledovaniya. Materialy. Publikatsii [Russian Hagiography: Research. Materials. Publications]. St. Petersburg, Pushkinskiy Dom Publ., 2017, pp. 206-309. EDN: YPGLAV (In Russ.)

15. Pigin A. V. Poetics of Likeness in Ancient Russian Hagiography: Alexander Oshevensky vs Alexis the Man of God. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2021, vol. 19, no. 1, pp. 39-54. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1612425525.pdf (accessed on August 10, 2022). DOI: 10.15393/j9.art.2021.8642. EDN: CHAHIS (In Russ.)

16. Pigin A. V. "And They Were Expelled from Their Homeland": The Lost Episode in the Life of Alexander Oshevensky. In: Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki [Old Russia. The Questions of Middle Ages], 2022, no. 2 (88), pp. 158-168. DOI: 10.25986/IRI.2022.88.2.013. END: EGIKCG (In Russ.)

17. Podskal'ski G. Khristianstvo i bogoslovskaya literatura v Kievskoy Rusi (988-1237gg.) [Christianity and Theological Literature in Kievan Rus (9881237)]. St. Petersburg, Vizantinorossika Publ., 1996. 572 p. (Subsidia Byzan-tinorossica; vol. 1). (In Russ.)

18. Ponyrko N. V. The Life of Cyril of Sunaretsky (or Vidansky). In: Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi [Dictionary of the Scribes and Literature of Ancient Rus']. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 1992, issue 3, part 1, pp. 366-368. (In Russ.)

19. Rudi T. R. On the Composition and Topic of the Lives of the Saints. In: Trudy Otdela drevnerusskoy literatury, 2006, vol. 57, pp. 431-500. EDN: RPHKDR (In Russ.)

20. Sekretar' L. A. The Life of Anthony the Roman. In: Velikiy Novgorod. Istoriya i kul'tura IX-XVII vekov: entsiklopedicheskiy slovar' [Velikiy Novgorod. History and Culture of the 9th-17th Centuries: Encyclopedic Dictionary]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2007, pp. 172-173. (In Russ.)

21. Semyachko S. A. The Charter of St. Cyril of Belozersky and Its Reflection in Manuscript Texts. In: Trudy Otdela drevnerusskoy literatury, 2009, vol. 60, pp. 450-459. EDN: SHCHXH (In Russ.)

22. Semyachko S. A. "Otkudu takovyy i velikyy v poslednyaya siya vremena svetilnik vsia, eda ot Ierusalima ili ot Sinaa?" ["Where from Has Such and the Great Lamp Shined in These Latter Days, Whether from Jerusalem or from Sinai?"]. In: Slovesnost' i istoriya. Zhurnal filologicheskikh i istoriko-kul'turnykh issledovaniy [Texts and History. Journal of Philological, Historical and Cultural Studies], 2020, no. 1, pp. 11-36. DOI: 10.31860/2712-75912020-1-11-36. EDN: QQEAAM (In Russ.)

23. Sergeev A. G. Zhitie i Ustav sv. Korniliya Komel'skogo kak istoricheskiy istoch-nik: dis. ... kand. ist. nauk [The Life and Charter of St. Kornily Komelsky as a Historical Source. PhD. histor. sci. diss.]. St. Petersburg, 2001. 226 p. EDN: QDKCYT (In Russ.)

24. Fet E. A. The Life of Anthony the Roman. In: Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi [Dictionary of the Scribes and Literature of Ancient Rus']. Leningrad, Nauka Publ., 1988, issue 2, part 1, pp. 245-247. (In Russ.)

25. Fet E. A. Nifont. In: Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi [Dictionary of the Scribes and Literature of Ancient Rus']. Leningrad, Nauka Publ., 1989, issue 2, part 2, p. 141. (In Russ.)

26. Yukhimenko E. M. Kirill Sunaretsky (Sunsky, Vidansky). In: Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya" Publ., 2014, vol. 34, p. 622. (In Russ.)

27. Yakhontov I. Zhitiya sv. severnorusskikh podvizhnikov Pomorskogo kraya kak istoricheskiy istochnik. Sostavleno po rukopisyam Solovetskoy biblioteki [The Lives of the Holy Northern Russian Ascetics of the Pomeranian Region as a Historical Source. Compiled According to the Manuscripts of the Solovetsky Library]. Kazan, Tip. Imperatorskogo un-ta Publ., 1881. 377 p. (In Russ.)

28. Pigin A. V. On Some Sources of the Life of Alexander Oshevensky (The Theme of the Family in the Hagiography). In: Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography, 2015, vol. 11, pp. 281-294. DOI: 10.1163/18177565-00111p23. EDN: XXGLQZ (In English)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Пак Наталья Викторовна, кандидат Natalia V. Pak, PhD (Philology), филологических наук, специалист Specialist of Educational and Metho-по учебно-методической работе, Го- dical Work, Admiral Makarov State сударственный университет морского University of Maritime and Inland и речного флота имени адмирала Shipping (ul. Dvinskaya 5/7, St. Pe-С. О. Макарова (ул. Двинская, д. 5/7, tersburg, 198035, Russian Federation); г. Санкт-Петербург, Российская Феде- ORCID: 0000-0003-0307-2395; e-mail: рация, 198035); ORCID: 0000-0003- nataliya.pak@gmail.com. 0307-2395; e-mail: nataliya.pak@gmail. com.

Поступила в редакцию / Received 20.08.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.10.2022 Принята к публикации / Accepted 02.11.2022 Дата публикации / Date of publication 21.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.