Научная статья на тему 'Сочинения о св. Александре Ошевенском в рукописях из монастырей, церквей и личных библиотек Каргополья'

Сочинения о св. Александре Ошевенском в рукописях из монастырей, церквей и личных библиотек Каргополья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ / КАРГОПОЛЬЕ / РУКОПИСНАЯ КНИЖНОСТЬ / АГИОГРАФИЯ / ЗАПИСИ В РУКОПИСЯХ / АРХЕОГРАФИЯ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / ALEXANDER OF OSHEVENSK / THE KARGOPOL LAND / MANUSCRIPT LITERATURE / HAGIOGRAPHY / RECORDS IN MANUSCRIPTS / ARCHEOGRAPHY / SOURCE STUDY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пигин Александр Валерьевич

Александр Ошевенский (1427-1479) основатель Успенского Ошевенского монастыря, самый почитаемый святой Каргопольской земли. Корпус посвященных ему рукописных текстов XVI-XIX веков включает Житие, Службу, несколько похвальных слов и молитв, в том числе старообрядческих. В статье исследуются рукописи с этими сочинениями из монастырских, церковных и личных библиотек Каргополья. На основе владельческих, вкладных и писцовых записей устанавливается роль Александро-Ошевенского монастыря в распространении списков сочинений о св. Александре. Рукописи с произведениями о св. Александре, как показано в статье, принадлежали не только монахам, но и мирянам, в частности именитым жителям Каргополя Поповым и Холмовым. На основе записей прослеживается история бытования некоторых рукописей, передачи их от одних владельцев к другим. В ходе изучения каргопольских рукописей были выявлены неизвестные ранее сочинения о св. Александре: в статье представлены похвальное слово (1738 год) и молитва (1844 год), составленные в Ошевенском монастыре. В качестве источника сведений о каргопольских рукописях с сочинениями о св. Александре привлекаются также описи имущества Ошевенского монастыря XIX века и очерк археографа В. И. Срезневского (1902 год).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WRITINGS ABOUT ST. ALEXANDER OF OSHEVENSK IN MANUSCRIPTS FROM MONASTERIES, CHURCHES AND DOMESTIC LIBRARIES OF THE KARGOPOL LAND

Alexander of Oshevensk (1427-1479) is a founder of the Dormition Monastery in Oshevensk, the most esteemed saint of the Kargopol land. The corpus of the manuscripts of the XVI-XIX centuries devoted to him includes hagiography, service, several words of praise and prayers, along with those of Old Believers. The article researches the manuscripts of these writings from monastery, church and domestic libraries in the Kargopol land. It also describes the role of the Alexander-of-Oshevensk Monastery in spreading the copies of the writings about St. Alexander on the basis of owners’ records, donation records and scribes’ records. Manuscripts with texts about St. Alexander, as the article shows, belonged not only to monks but also to seculars, for instance, to the eminent inhabitants of Kargopol, the Popovs and the Kholmovs. The history of the keeping of some manuscripts and their transfer from one owner to another is traced as based on the records. The study of Kargopol manuscripts revealed previously unknown writings about St. Alexander, which are presented in the article. They are The Word of Praise (1738) and Prayer (1844) composed in the Oshevensk Monastery. The XIX century property inventories of the Oshevensk Monastery, as well as an essay by the expert in the study of early texts V. I. Sreznevsky served as additional sources on the Kargopol manuscripts containing the writings about St. Alexander.

Текст научной работы на тему «Сочинения о св. Александре Ошевенском в рукописях из монастырей, церквей и личных библиотек Каргополья»

источниковедение и методы исторического исследования 2019

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ ПИГИН

доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора фольклористики с фонограммар-хивом Института языка, литературы и истории, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук» (Петрозаводск, Российская Федерация), Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург, Российская Федерация) av-pigin @уапй ех. ги

СОЧИНЕНИЯ О СВ. АЛЕКСАНДРЕ ОШЕВЕНСКОМ В РУКОПИСЯХ ИЗ МОНАСТЫРЕЙ, ЦЕРКВЕЙ И ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК КАРГОПОЛЬЯ*

Александр Ошевенский (1427-1479) - основатель Успенского Ошевенского монастыря, самый почитаемый святой Каргопольской земли. Корпус посвященных ему рукописных текстов ХУ1-Х1Х веков включает Житие, Службу, несколько похвальных слов и молитв, в том числе старообрядческих. В статье исследуются рукописи с этими сочинениями из монастырских, церковных и личных библиотек Каргополья. На основе владельческих, вкладных и писцовых записей устанавливается роль Александро-Ошевенского монастыря в распространении списков сочинений о св. Александре. Рукописи с произведениями о св. Александре, как показано в статье, принадлежали не только монахам, но и мирянам, в частности именитым жителям Каргополя Поповым и Холмовым. На основе записей прослеживается история бытования некоторых рукописей, передачи их от одних владельцев к другим. В ходе изучения каргопольских рукописей были выявлены неизвестные ранее сочинения о св. Александре: в статье представлены похвальное слово (1738 год) и молитва (1844 год), составленные в Ошевенском монастыре. В качестве источника сведений о каргопольских рукописях с сочинениями о св. Александре привлекаются также описи имущества Ошевенского монастыря XIX века и очерк археографа В. И. Срезневского (1902 год).

Ключевые слова: Александр Ошевенский, Каргополье, рукописная книжность, агиография, записи в рукописях, археография, источниковедение

№ 2 (179). С. 18-24 Историография,

УДК 930.2

DOI: 10.15393/искг.аЛ.2019.285

Александр Ошевенский (в миру - Алексей) (1427-1479) - святой преподобный, уроженец Белозерской земли, постриженик Кирилло-Бе-лозерского монастыря, основатель Успенского Ошевенского монастыря, самый прославленный святой Каргополья. «Обширное и превосходное по содержанию»1 Житие Александра Ошевенского было составлено в 1567 году иеромонахом этой обители Феодосием и получило широкое распространение в рукописной традиции: сегодня известно около 80 списков ХУ1-Х1Х веков. Оно представлено несколькими редакциями, среди которых наиболее ранними (XVI век) являются Пространная (первоначальная) и Основная (см.: [3], [5], [9]). Основная редакции часто сопровождается в рукописях Службой и Похвалой Александру Ошевенскому. В XVII веке новую редакцию Жития создал книжник Троице-Сергиева монастыря Герман Тулупов, в XIX веке Житие редактировалось архимандритом Тихвинского монастыря Иларионом (Кирилловым), архимандритом Александро-Свирского монастыря Варсо-нофием (Моревым) и архиепископом Олонецким Игнатием (Семеновым) (см.: [6]). В XVIII веке Житие вошло в старообрядческую книжность, оказалось включено в Выговские Четии Минеи

© Пигин А. В., 2019

(см.: [11]); в честь Александра Ошевенского в Выговской поморской пустыни были составлены похвальные слова (автор - Даниил Матвеев) (см.: [10]). Посвященная Житию научная литература в настоящее время уже достаточно объемна, однако исследование Жития и других сочинений о святом до сих пор не завершилось обобщающим монографическим изданием, по-прежнему остаются белые пятна в текстологическом и источниковедческом изучении этого корпуса текстов.

Списки Жития, как явствует из владельческих записей в рукописях, хранились в разных российских монастырях, церквах и библиотеках: в Ки-рилло-Белозерском, Соловецком, Троице-Серги-евом, Никандровом близ Пскова монастырях, в библиотеке Славяно-греко-латинской академии, в различных селениях Архангельского Севера, Вологодской, Ярославской губерний, в Великом Устюге, Москве, С.-Петербурге и т. д. Однако основным ареалом распространения списков являлось все же Каргополье: Александр Ошевенский не был канонизирован к общерусскому почитанию и долгое время оставался местночтимым святым. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы представить именно местную - каргопольскую - группу списков Жития и некоторых других

текстов о святом, хранившихся в монастырских, церковных и личных библиотеках данного региона. Разумеется, на основе имеющегося материала невозможно получить сколько-нибудь полную картину бытования списков Жития в Каргополье: значительная часть рукописей утрачена, далеко не все сохранившиеся списки имеют записи, позволяющие соотнести их с конкретным местом, ни одна монастырская или церковная библиотека Каргополья как единое собрание не сохранилась, а известные сегодня описи этих библиотек, как правило, поздние. Тем не менее систематизация даже фрагментарного материала представляет несомненный научный интерес.

Основным источником сведений об истории рукописной книги являются содержащиеся в ней писцовые, владельческие и вкладные записи. Среди изученных нами рукописей с Житием записи каргопольского происхождения зафиксированы в двенадцати кодексах. И хотя писцовых «ошевен-ских» записей в их числе всего две, причем одна из них поздняя (1844 год), можно с большой долей вероятности утверждать, что в ХУ1-ХУШ веках именно Александро-Ошевенский монастырь являлся основным центром по переписке Жития. В монастыре были созданы две ранние редакции Жития - Пространная и Основная, сохранившиеся в наибольшем числе списков. Логично предположить, что и распространение списков этих редакций осуществлялось, прежде всего, благодаря трудам монастырских писцов2.

Косвенным подтверждением тому служат записи в некоторых списках Жития. Так, в XVII веке старец Ошевенского монастыря Порфирий «положил» рукопись с Житием в Кирилло-Бело-зерский монастырь:

Книга кириловские книгохранители домовая, положение старца Порфирия Ошевенсково, да никтоже не имат дерзости, одержим бестрашием или безумием, вынести из Божия обители сея или освоити ту сию книгу. А хто похочет почести Житие святаго Александра Ошевенскаго или на список, и вы бы есте, святии отцы, молящеся Господеви, сию книгу давали на прочитание и на список, хто произволит (ГИМ, собр. Барсова, № 783, кон. XVI века, запись на л. 220об. выполнена скорописью XVII века).

Старец Иоасаф в 1669 году «послал» рукопись с Житием и Службой Александру Ошевенскому в Чарондскую округу:

177 (1669) году июня в 24 день Ошевнева монастыря старец Иасафище крылашанин послал чюдотворца Александра службу в Чараньскую округу в волость Шилскую Григорью Евтихиеву сыну Попову (ГИМ, собр. Уварова, № 253-40, втор. пол. XVII века, запись по л. 18-38).

Игумен Ошевенского монастыря Иосиф положил Житие и Службу вкладом в Успенский Ки-рилло-Сырьинский монастырь Каргопольского

уезда:

Лета 7164 (1656) году положил сию службу, стихеры и канон, и житие вкратце преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Александра Ошевенского Карго-польского чудотворца в дом Успения Пресвятыя Богородицы иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликийского чудотворца в Сырьинской монастырь того же Ошевнева монастыря игумен Иосиф по своих родителех, написал им в синодик три имени, инока Антония, иноки Марины и Анны, и поминать по монастырскому чину, а подписал того же Ошевнева монастыря черной поп Евфимьи Щебодухин (РГБ, Архангельское собр., № 30, сер. XVII века, запись по л. 97-137).

У нас нет, конечно, абсолютной уверенности в том, что все эти рукописи были созданы в Оше-венском монастыре, хотя это наиболее вероятно.

Остановимся более подробно на последней из названных рукописей - на кодексе середины XVII века из Архангельского собрания РГБ. Сборник содержит Житие в его краткой редакции («житие вкратце»), а в круг текстов об Александре Ошевенском (кроме Жития и Службы) отдельно включено «Чудо о поповом сыне Кирияке» (л. 135об.-137об.). Кирияк (в иночестве Кирилл) - уроженец Чекуевской волостки на реке Онеге, постриженик Ошевенского монастыря, основатель Успенского Сырьинского монастыря (конец XV века). Наличие этой статьи в сборнике наводит на мысль, что рукопись была изготовлена по заказу игумена Иосифа специально для вклада в Сырьинский монастырь. Стоит отметить также, что игумен Иосиф упоминается в одном из чудес Александра Ошевенского - «О явлении святаго Иоанна Златоустаго и преподобнаго Александра Ошевенскаго». В этом чуде, приуроченном к 1655 году, повествуется о том, как святые Иоанн Златоуст и Александр Ошевенский явились в видении крестьянину Павловской волости Кар-гопольского уезда Евдокиму Яковлеву Заспен-никову и повелели установить крестный ход из Каргополя в Ошевенский монастырь и в церковь св. Иоанна Златоуста в Саунине. Свой рассказ об этом чудесном явлении Евдоким Заспенников поведал «игумену Иосифу з братиею на соборе» (РНБ, Соловецкое собр., № 992/1101, л. 191, XVII век). Крестный ход был вскоре установлен, а рассказ «о явлении» пополнил в рукописях число посмертных чудес Александра Ошевенского. Иосиф оказался, таким образом, свидетелем одного из важных событий в религиозной жизни Каргопо-лья середины XVII века.

В монастырские книжные собрания списки Жития могли поступать не только от монахов, но и от мирян, из частных библиотек. Сборник второй половины XVII века КГИАХМ, КП-12871, включающий помимо Службы и Жития Александра Ошевенского ряд других памятников агиографии (Житие Александра Свирского, Иоанна Новгородского, Сергия Радонежского и др.), хранился в XIX веке в Успенском женском монастыре Каргополя («Сия книга Успенскаго девичьяго монастыря казенная, подписана того

монастыря пономарём Яковом Васильевым Ус-твольским в 1861 году февраля 9 дня, в 4 часа пополудни в четверток» (л. 1)). Но ранее он принадлежал частным лицам. Согласно владельческим записям конца XVII века, книга являлась в это время собственностью каргопольцев Андрея Евстигнеева и его сына Ивана Андреева Поповых («Сия книга каргополца посадскаго человека Андрея Евсегниева сына Попова да сына его Ивана Андреева» (л. 485об.), «Книга каргополца посат-цкаго человека Ивана Андреева сына Попова» (внутренняя сторона нижней крышки переплета)). Позднее она сменила владельца («Сия книга каргополца посацкаго человека Якима Никифорова сына Холмова, а писал сын его Ефрем 1744 году ноября 17 дня» (внутренняя сторона нижней крышки переплета)).

Упомянутый в двух записях И. А. Попов -именитый купец Каргополя, известный своими многочисленными делами церковного благочестия на рубеже XVII-XVIII веков. Он принимал участие в строительстве двухэтажного пятиглавого собора Спасо-Преображенского каргополь-ского монастыря (Строкиной пустыни), Ильинской церкви на Водлозере, деревянной церкви Сретения с приделом Саввы Вишерского в Лебяжьей пустыни Каргопольского уезда, являлся вкладчиком Челмогорского монастыря под Каргополем и Анзерского скита на Белом море (см.: [7]). И. А. Попову принадлежал еще один список Жития Александра Ошевенского второй половины XVII века (ГПНТБ СО РАН, собр. М. Н. Тихомирова, № 382), исписанный тем же полууставным почерком, что и рукопись КГИАХМ, КП-12871 (см.: [8]). Таким образом, И. А. Попов либо приобретал рукописи с Житием у одного писца, либо даже изготавливал их сам (известно, что перепиской книг он занимался)3.

Фамилия Холмовых также встречается в кар-гопольских источниках: согласно записям XVI века во Вкладной книге Строкиной пустыни, каргопольцы Холмовы регулярно делали в этот монастырь денежные и прочие вклады4. Род Ни-кифора Холмова (вероятно, отца владельца рукописи КГИАХМ, КП-12871) внесен в синодик кар-гопольской церкви Благовещения (Вологодский областной музей, № 4601, л. 54, конец XVII века, с более поздними записями)5. А род одного из его сыновей - Иоанна Никифорова сына Холмовых - в синодик Христорождественского каргополь-ского собора (КИАХМ, КП-12827, л. 54об., первая треть XVIII века).

Особый интерес среди каргопольских рукописей представляют кодексы, содержащие неизвестные ранее сочинения об Александре Ошевенском. Так, рукопись 1740-х годов БАН, Основное собр., 33.12.2 относится к числу монографических агиосборников6, посвященных св. Александру. Однако помимо традиционных для таких сборников текстов (Житие в Основной ре-

дакции, Служба, Похвала (нач.: «Времени свет-лующуся...»)) рукопись включает еще «Слово в день торжественный преподобного отца нашего Александра, игумена Ошевенского и Каргополь-ского чудотворца» (нач.: «В сий день праздника ясное торжество зде созва нас.») (л. 72об.-76). Это «Слово.» является сочинением ошевенского автора XVIII века, ранее оно не попадало в поле зрения исследователей.

Редкий случай - автор указал свое имя в пространной записи, сделанной сразу за текстом «Слова.»:

Богу единому в Троице святой славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, благоволившему сию книгу на-писати, благопотребную церкви Божии в богоспасаемой во святой обители Александро-Ошевенской преподобному отцу нашему Александру, началнику и игумену обители сея, служба полная со бдением, и житие и подвизи, и о чюдесех его с похвалою, в лето от Сотворения мира 7246-го, а от Рожества Христова 1738-го, при игумене Афанасии, художеством и трудами по своему обещанию тоя же обители многогрешным иеромонахом Иосифом начати и совершити, и да будет от мене, трудившаго-ся, чтущим и послушающим прощение с поклонением, ныне и всегда и вовеки. Аминь (л. 76).

Слова «художеством и трудами» в этой записи выдают в Иосифе, как кажется, не только переписчика уже известных текстов, но и автора7. Список книжников, создавших в разные годы различные сочинения (или их редакции) в честь св. Александра (Феодосий, Герман Тулупов, Даниил Матвеев и др.), может быть дополнен, таким образом, еще одним именем - иеромонаха Ошевенского монастыря Иосифа, составившего в 1738 году новое похвальное слово в честь святого.

Примечательно, что сам список БАН, 33.12.2 вряд ли является автографом Иосифа, несмотря на запись от его имени. Текст записи датируется 1738 годом, но в «Слове.» содержится пожелание «здравия и благоденствия» императрице Елизавете Петровне, занимавшей престол в 1741-1761 годах. Скорее всего, писец БАН, 33.12.2 переписал составленный Иосифом протограф целиком, включая и его запись, но при этом отредактировал «Слово.» в соответствии с новыми историческими реалиями8. Данное обстоятельство - сохранение записи Иосифа - свидетельствует о том, что имя этого иеромонаха пользовалось авторитетом в Ошевенском монастыре. Рукопись БАН, 33.12.2 содержит кроме того подписи ошевенского игумена Афанасия9:

К сей книге Каргопольского уезда Александро-Оше-венского манастыря игумен Афанасий руку приложил (скрепа повторяется несколько раз по нижним полям листов). Игумен Афанасий руку приложил (л. 76).

В 1738 году, когда Иосиф составил «Слово.», российской императрицей являлась Анна Иоан-новна (1730-1740 годы). И действительно: нам удалось разыскать еще один список «Слова.», в котором пожелания адресованы именно ей (ГИМ,

Музейское собр., № 1523, л. 147-154)10. Очевидно, что этот вариант текста является первоначальным.

ГИМ, Музейское собр., № 1523 БАН, 33.12.2

.да подаст православной императрицы нашей Анне Иоанновне здравие Моисео-во, лета ея веку равны, силу Самсонову, мир Соломонов, обладание Августово, славу Александрову, победу на враги яко царю Константину на Максентия, яко Давиду на Голияфа, и вся благая желания сердца ея да исполнит, благочестивую державу ея да разширит и укрепит, церковь сво<ю> святую незыблему да сохранит, обилие плодов земли да дарует и рог православных благоутишное и благочестивое воинство да укрепит. (л. 151об.-152). .да подаст Господь благочестивейшей и самодержавнейшей великой государыне нашей императрице Елиса-вете Петровне всея России здравие, и благоденствие, и благополучное пребывание, на варвары и на вся супостаты одоление, и вся благая желания сердца ея да исполнит, и весь род ея сохранит в наследии непрестаемом, благочестивую державу ея да разширит и укрепит, церковь свою святую незыб-лему да сохранит, обилие плодов земных да дарует и рог православных благочес-тное воинство да укрепит. (л. 74 об .-75).

Одним из источников «Слова...» Иосифа послужило Слово похвальное Сергию Радонежскому Симеона Полоцкого, которое входит в состав сборника его проповедей «Вечеря душевная» (М., 1683). Именно из него был заимствован и текст этого пожелания с упоминанием библейских и других исторических лиц11.

«Слово.» написано на празднование памяти Александра Ошевенского (20 апреля). Составленное по правилам эпидейктического красноречия, оно начинается с риторического вступления, в котором представлена тема сочинения - память святого, необходимость «в чести творити» Божии праздники. В центральной части автор кратко излагает основные события жизни святого (рождение от благочестивых родителей в «белозерских пределах», пострижение и подвиги в Кирилло-Белозерском монастыре, основание Ошевенского монастыря, возведение в сан игумена, строительство в обители храмов, преставление к Богу), перечисляет некоторые его посмертные чудеса, известные из Жития (о спасении монастыря от пожара и об исцелении от слепоты старца Герасима, об избавлении монастыря от притязаний боярина Ивана Михайловича Юрьева, о немом отроке Стефане, о явлении св. Александра вместе с Николаем Чудотворцем и Кириллом Белозерским «некоему поселянину» Марку). В заключительной, наиболее объемной части «Слова.» содержатся обращение к братии с призывом «поревновать» (подражать) благочестивой жизни Александра, похвала и пространная молитва святому. «Слово. » было предназначено, по-видимому, для торжественного произнесения перед братией и богомольцами Ошевенского монастыря в день памяти святого («.се писание читах вам.»).

Другой неизвестный ранее текст, посвященный Александру Ошевенскому, менее объемный,

по сравнению со «Словом.», входит в состав рукописи РНБ, собр. ОЛДП, 0. 626 (1844 год). Это еще один монографический агиосборник сочинений об Александре Ошевенском (Житие, Служба, Похвала (нач.: «Времени светлующу-ся.»)), составленный в 1844 году иеродиаконом Ошевенского монастыря Мисаилом («Писал сию книгу того же монастыря грешный иеродиакон Мисаил месяца июля 17, 1844 года» (л. 103)). На л. 102об.-103 здесь читается «Молитва преподобному Александру Ошевенскому чудотворцу», известная пока только по этой рукописи. Нет сомнений, что молитва была написана в Оше-венском монастыре, возможно, самим Мисаилом, поскольку молящийся обращается к святому от имени братии этой обители:

Помяни свое стадо, еже собрал еси мудре, и соблюдай своими молитвами богодарованную ти паству! И всем нам подаждь яже ко спасению прошения иже в храм твой приходящим..

Ранние сочинения о св. Александре были созданы в Ошевенском монастыре в XVI веке (Пространная и Основная редакции Жития), но, как показывает представленный в статье материал, посвященные святому тексты появлялись в стенах обители и много позднее.

Впрочем, в XIX веке литературная и книжно-рукописная традиция в Ошевенском монастыре уже явно приходила к своему завершению. Согласно монастырским описям первой четверти XIX века, в библиотеке обители в этот период имелась всего одна рукопись с Житием и Службой Александру Ошевенскому12. Если в XVI-XVII веках Ошевенский монастырь «поставлял» рукописи с Житием и Службой в другие обители и церкви, то в XIX веке монастырь сам нуждался в этих текстах. Примечательна в этом отношении запись в рукописном сборнике с Житием и Службой св. Александру второй половины XIX века: «Посылает в Ошевенский монастырь на случай надобности» (БАН, собр. Археографической комиссии, № 231, запись на форзаце). Изготовлением рукописных книг в XIX веке занимались преимущественно старообрядцы - для православного монастыря такой способ тиражирования текстов уже был явным анахронизмом. Не случайно в 1824 году игумен Александро-Оше-венского монастыря Иосиф обратился к митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому Серафиму (Глаголевскому) с прошением о на-печатании Жития и Службы св. Александру «на счет одного из санкт-петербургских купцов» (см.: [6: 28-29]). Результатом этой инициативы Иосифа явилось создание в 1820-1830-е годы новых редакций Жития и Службы (архимандритом Тихвинского монастыря Иларионом (Кирилловым), архимандритом Александро-Свирского монастыря Варсонофием (Моревым) и архиепископом Олонецким Игнатием (Семеновым)), но тексты так и не были напечатаны (см.: [6: 27-41]).

В заключение представим еще один источник, содержащий сведения о списках Жития Александра Ошевенского в монастырских и церковных библиотеках Каргополя в самом начале XX века.

В 1902 году в Каргополе, с целью изучения и собирания рукописей, побывал В. И. Срезневский, сотрудник отделения славянских рукописей Библиотеки Академии наук в С.-Петербур-ге13. Служба и Житие Александра Ошевенского, по его данным, хранились в нескольких городских приходах: в Пятницком приходе (два списка Службы и список Жития «сведено вкратце», XVII век), в Христорождественском соборе (Служба в списке XVIII века), в церкви Вознесения Свято-Духовского прихода (Служба, Житие, Похвала в списке первой четверти XIX века), в церкви Спаса Нерукотворенного образа (Служба и Житие в краткой редакции, конец XVII - начало XVIII века), в Успенском женском монастыре Каргополя (сборник второй половины XVII века, содержащий Службу и Житие, а также ряд других памятников агиографии, - об этом сборнике речь шла выше: КГИАХМ, КП-12871). Кроме рукописи из Успенского женского монастыря, до наших дней сохранился также сборник из Свято-Духовского прихода (Вологодский областной музей, № 2009). Это старообрядческий поморский агиосборник первой четверти XIX века с сочинениями о св. Александре, включающий помимо Жития и других текстов Слово на память Александра Оше-венского выговского книжника Даниила Матве-

ева (нач.: «Яко же небо пресветлыми звездами преиспещрено светится.») (л. 179об.-197об.)14. Судя по записям в этой книге, сборник находился в активном читательском обиходе у православного духовенства. Наконец, сборник XVII века, форматом в лист, с житиями Александра Ошевенского и Зосимы и Савватия Соловецких хранился, по сведениям В. И. Срезневского, в библиотеке Каргопольско-Пудожского миссионерского округа (с. Надпорожье Каргопольского

уезда)15.

В. И. Срезневский явился первым и единственным археографом, изучавшим и собиравшим памятники рукописной книжности Каргополья до революционных событий начала XX века. Систематическое археографическое обследование Каргополья было продолжено лишь в 1960-е годы сотрудниками Библиотеки академии наук (БАН) (см.: [1]). В результате археографических экспедиций БАН в рукописном отделе этой библиотеки сформировалось крупное Каргопольское собрание рукописей, в котором имеются и списки Жития Александра Ошевенского. Одна из этих рукописей с Житием принадлежала церкви Рождества Богородицы в Красной Ляге: «Сия книга Житие преподобного отца Александра Ошевен-скаго и Каргопольскаго чюдотворца Каргополь-скаго уезду Красноляжской волости церкви Рожества Богородицы» (БАН, Каргопольское собр., № 365, сер. XVII века, л. 196-211, запись сделана скорописью XVIII века).

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-49-290007 («Книжно-рукописная традиция Карго-

полья. Реконструкция приходских и монастырских библиотек»).

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БАН - Библиотека Российской академии наук (С.-Петербург).

ГААО - Государственный архив Архангельской области.

ГИМ - Государственный исторический музей (Москва).

ГПНТБ СО РАН - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН

(Новосибирск).

КГИАХМ - Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

ОЛДП - Общество любителей древней письменности.

РГБ - Российская государственная библиотека (Москва).

РНБ - Российская национальная библиотека (С.-Петербург).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 298.

2 Имя по крайней мере одного ошевенского писца XVI века сегодня известно: Иона Мошенников, переписавший «Лест-вицу» Иоанна Синайского (РНБ, Соловецкое собр., № 293/313) (запись на л. 373об.: «Писана бысть книга сиа нарицаемаа Лествица в Александрове пустыне пореклом в Шевневе рукою многогрешнаго инока Ионы Мошенникова»).

3 И. А. Попов переписал своей рукой сочинения о Елеазаре Анзерском. Эту рукопись он дал вкладом в Анзерский скит, о чем во Вкладной книге монастыря сделана соответствующая запись: «.от себя нам дарова душеполезнаго вкладу еже списанныя им предивныя чюдеса и достоверныя повести преподобнаго отца Елеазара, иже в различныя времена бывшия от него» (см.: Преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого Анзерского скита / Изд. подгот. С. К. Севастьяновой. СПб., 2001. С. 266).

4 См.: Докучаев-Басков К. А. «Строкина пустыня» и ее чернецы (Опыт исследования жизни монашествующих) // Известия Общества изучения Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1914. № 5. С. 49, 51, 62, 63.

5 Рукопись описана: Памятники письменности в музеях Вологодской области: Каталог-путеводитель / Под общ. ред. П. А. Колесникова. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVШ вв. Вологодского областного музея. С. 144.

6 Под «монографическим агиосборником» понимается «рукописный комплекс текстов (Житие, Служба, Похвальное слово и др.), посвященных одному святому» [2: 240].

7 Слово «художество», при всем разнообразии его значений (искусство, опытность, знание, хитрость, деяние, занятие, ремесло, изделие и др.) (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1903. Т. 3. Стб. 1415-1416), в процитированной записи, особенно в сочетании со словом «труды», предполагает некое творческое начало.

8 Рукопись была составлена, скорее всего, в начале правления Елизаветы Петровны (то есть в начале 1740-х годов). Водяной знак на бумаге этой рукописи (РФ/ФТ/ИШ лигатуры) С. А. Клепиков относит к 1735-1737 годам (см.: [4: № 705, 706]).

9 По данным П. М. Строева, Афанасий упоминается как игумен Ошевенского монастыря в источниках 1730, 1738 и 1748 годов (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 996).

10 Рукопись также представляет собой монографический агиосборник в честь св. Александра, содержит Житие в Основной редакции, Службу, Похвалу (нач.: «Времени светлующуся...»), «Слово.» Иосифа, датируется по водяному знаку («РФ» в волнистом прямоугольнике / «АО» вензель) 1730-1740-ми годами (см.: [4: № 466, 470] - 1737, 1742-1743 годы). Согласно записям, рукопись принадлежала в разные годы архангельскому купцу Андрею Собинину, «отставному солдату» Максиму Попову, некоему «гражданину» Великого Устюга и др. Запись Иосифа здесь отсутствует.

11 Ср.: «.да подаст благоверному государю нашему царю здравие Моисеево, лета, его веку равная, силу Сампсонову, мир Соломонов, обладание Августово, славу Александрову, победы на враги, яко царю Константину на Максентиа, яко Давиду на Голиафа. И вся благая желания сердца его да исполнит» и т. д. (Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. М., 1683. Л. 64об.; благодарю М. А. Федотову, указавшую мне этот источник). Согласно описи имущества Ошевенского монастыря 1802 года (КГИАХМ, КП-3287; благодарю О. Б. Пригодину за возможность ознакомиться с этим текстом), экземпляр «Вечери душевной» в монастырской библиотеке имелся - скорее всего, Иосиф пользовался именно им. Процитированное пожелание, заимствованное у Симеона Полоцкого, приводит также Никифор Кондратьевич Вяземский, воспитатель царевича Алексея Петровича, в письме Петру I от 2 июня 1696 года (см.: Вяземский Н. Письмо к царю Петру I с благодарностью за определение учителем к царевичу Алексею Петровичу / Сообщ. А. Н. Труворов // Русская старина. 1891. Т. 70, № 6. С. 602).

12 КГИАХМ, КП-3287 (Опись «Ошевенского монастыря всему наличному церковному имуществу» за 1802 год); ГААО. Ф. 1514. Оп. 1. Д. 54. Л. 27-30об.; Д. 55. Л. 19-23 (Опись монастырского имущества за 1822 год).

13 См.: Срезневский В. И. Отчет Отделению русского языка и словесности имп. Академии наук о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губернии (июнь 1902 года). СПб., 1904. С. 2-24.

14 См. описание рукописи: Памятники письменности в музеях Вологодской области: Каталог-путеводитель / Под общ. ред. П. А. Колесникова. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукописные книги XIX-XX вв. Вологодского областного музея. С. 53-55.

15 Срезневский В. И. Отчет Отделению русского языка и словесности... С. 24.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосов А. А. Археографическое обследование Каргополья. Итоги и перспективы // Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры. М., 1982. Ч. 2: Памятники старинной письменности. С. 52-60.

2. К а р б а с о в а Т. Б. Монографический агиосборник как тип (на примере сборника, посвященного Кириллу Новоезер-скому) // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 240-248.

3. Карбасова Т. Б. О Пространной редакции Жития Александра Ошевенского // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы научной конференции 11-13 ноября 1997 года. Новгород, 1997. С. 93-95.

4. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVП-XX вв. М.: Изд-во Всесоюз. книжной палаты, 1959. 306 с.

5. Одинец Е. В. Житие Александра Ошевенского в рукописной традиции (предварительные итоги изучения) // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2003. С. 262-270.

6. П и г и н А. В. Житие Александра Ошевенского в редакциях XIX века // Евангельский текст в русской литературе XVШ-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 2013. Вып. 8. С. 27-41.

7. П и г и н А. В. Новые факты из истории церкви Ильи пророка на Водлозере (материалы к биографии каргопольского купца И. А. Попова) // Уездные города России: историко-культурные процессы и современные тенденции. Каргополь, 2009. С. 30-42.

8. П и г и н А. В. О владельческой записи XVII века в рукописи из собрания М. Н. Тихомирова, № 382 (Житие Александра Ошевенского) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. Вып. 12: Филология. С. 46-52.

9. П и г и н А. В. Пространная редакция Жития Александра Ошевенского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2017. Т. 3. С. 206-309.

10. Юхименко Е. М. Выговские похвальные слова Александру Ошевенскому // Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С. 25-33.

11. Юхименко Е. М. Жития севернорусских святых в составе Выговских Четиих Миней // Святые и святыни Обо-нежья: Материалы всерос. науч. конф. «Водлозерские чтения-2013», посвящ. 380-летию со дня преставления святого преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье (2-4 сентября 2013 года). Петрозаводск, 2013. С. 66-73.

Pigin A. V., Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Petrozavodsk, Russian Federation), Institute of Russian Literature (the Pushkin House), Russian Academy of Sciences (St. Petersburg, Russian Federation)

writings about st. Alexander of oshevensk in manuscripts from monasteries, churches and domestic libraries of the kargopol land*

Alexander of Oshevensk (1427-1479) is a founder of the Dormition Monastery in Oshevensk, the most esteemed saint of the Kargopol land. The corpus of the manuscripts of the XVI-XIX centuries devoted to him includes hagiography, service, several words of praise and prayers, along with those of Old Believers. The article researches the manuscripts of these writings from monastery,

church and domestic libraries in the Kargopol land. It also describes the role of the Alexander-of-Oshevensk Monastery in spreading the copies of the writings about St. Alexander on the basis of owners' records, donation records and scribes' records. Manuscripts with texts about St. Alexander, as the article shows, belonged not only to monks but also to seculars, for instance, to the eminent inhabitants of Kargopol, the Popovs and the Kholmovs. The history of the keeping of some manuscripts and their transfer from one owner to another is traced as based on the records. The study of Kargopol manuscripts revealed previously unknown writings about St. Alexander, which are presented in the article. They are The Word of Praise (1738) and Prayer (1844) composed in the Oshevensk Monastery. The XIX century property inventories of the Oshevensk Monastery, as well as an essay by the expert in the study of early texts V. I. Sreznevsky served as additional sources on the Kargopol manuscripts containing the writings about St. Alexander. Key words: Alexander of Oshevensk, the Kargopol land, manuscript literature, hagiography, records in manuscripts, archeography, source study

* The study was funded by the Russian Foundation for Basic Research, project No 18-49-290007 ("Tradition of manuscript literature in the Kargopol land. Reconstruction of parish and monastery libraries").

REFERENCES

1. Amosov A. A. Archeographic survey of the Kargopol land. Results and prospects. Voprosysobiraniya, ucheta, khraneniya i ispol'zovaniya dokumental'nykhpamyatnikov istorii i kul'tury. Part2: Pamyatniki starinnoy pis'mennosti. Moscow, 1982. P. 52-60. (In Russ.)

2. Karbasova T. B. Monograph of collected hagiographies as a source type (using the hagiographical collection dedicated to St. Kirill Novoyezersky as an example). Russkaya agiografiya: Issledovaniya. Materialy. Publikatsii. St. Petersburg, 2011. Vol. 2. P. 240-248. (In Russ.)

3. Karbasova T. B. Extended version of the Life of St. Alexander Oshevensky. Proshloe Novgoroda i Novgorodskoy zemli: Materialy nauchnoy konferentsii 11-13 noyabrya 1997goda. Novgorod, 1997. P. 93-95. (In Russ.)

4. Klepikov S. A. Filigrees and stamps on paper of Russian and foreign manufacture between the XVII and the XX centuries. Moscow, 1959. 306 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Odinets E. V. The Life of St. Alexander of Oshevensk in manuscript tradition (preliminary results of the study). Pravoslavie v Karelii. Petrozavodsk, 2003. P. 262-270. (In Russ.)

6. P i g i n A. V. The Life of St. Alexander of Oshevensk in the nineteenth-century versions. Evangel 'skiy tekst v russkoy literature XVIII-XXvekov: tsitata, reministsentsiya, motiv, syuzhet, zhanr. Petrozavodsk, 2013. Issue 8. P. 27-41. (In Russ.)

7. P i g i n A. V. New facts from the history of the Church of the Prophet Elijah in Vodlozero (materials to the biography of the Kargopol merchant I.A. Popov). Uezdnye goroda Rossii: istoriko-kul'turnye protsessy i sovremennye tendentsii. Kargopol, 2009. P. 30-42. (In Russ.)

8. P i g i n A. V. The owner's record of the XVII century in a manuscript from M. N. Tikhomirov's collection, No 382 (The Life of St. Alexander of Oshevensk). Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. 2012. Vol. 11. Issue 12: Philology. P. 46-52. (In Russ.)

9. P i g i n A. V. The full-scale version of the Life of St. Alexander of Oshevensk. Russkaya agiografiya: Issledovaniya. Materialy. Publikatsii. St. Petersburg, 2017. Vol. 3. P. 206-309. (In Russ.)

10. Yuhimenko E. M. Words of praise to St. Alexander of Oshevensk from Vyg. Svyatye i svyatyni severorusskikh zemel'. Kargopol, 2002. P. 25-33. (In Russ.)

11. Yuhimenko E. M. Lives of the saints of North Russia in Chetyi-Minei from Vyg. Svyatye isvyatyni Obonezhya:Materialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii "Vodlozerskie chteniya-2013". Petrozavodsk, 2013. P. 66-73. (In Russ.)

Поступила в редакцию 08.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.