Научная статья на тему 'Неизвестный автограф выговского старообрядческого книжника XVIII века Даниила Матвеева, каргопольского уроженца'

Неизвестный автограф выговского старообрядческого книжника XVIII века Даниила Матвеева, каргопольского уроженца Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КНИЖНОСТЬ / ВЫГО-ЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО / АГИОГРАФИЯ / ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАХИ / ЖИТИЕ КИРИЛЛА ЧЕЛМОГОРСКОГО / OLD BELIEVER WRITINGS / VYG-LEKSA COMMUNITY / HAGIOGRAPHY / TAKING THE MONASTIC VOWS / LIFE OF ST. KIRILL CHELMOGORSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пигин Александр Валерьевич

Анализируются два текста, входящие в состав рукописного сборника XVIII века (Библиотека РАН, Каргопольское собрание, № 62), переписанные рукой старообрядческого книжника из Выго-Лексинского общежительства Даниила Матвеева (1687-1776). Один из них представляет собой компиляцию на тему пострижения в монахи, которую выговский книжник составил на основе канонических, богослужебных и агиографических текстов. Отмечается, что большое внимание в этом сочинении Даниил Матвеев уделил необычным, редким случаям в истории пострижения святых преподобных. Интерес к этой теме был связан, вероятно, с размышлениями Даниила Матвеева о перспективах института монашества в Выго-Лексинском общежительстве. Компиляция рассматривается также в контексте некоторых других выговских сочинений, посвященных исключительным проявлениям святости в истории христианства. Другой памятник, вошедший в состав карго-польского сборника в списке Даниила Матвеева, Житие Кирилла Челмогорского. Анализируются особенности этого списка и высказывается гипотеза о причастности Даниила Матвеева к созданию самого жития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNKNOWN AUTOGRAPH OF THE VYGOVSK OLD BELIEVER SCRIBE OF THE 18TH CENTURY DANIIL MATVEEV BORN IN KARGOPOL

Two texts within a manuscript collection of the 18th century (the Library of the Russian Academy of Sciences, Kargopol collection, № 62) copied by Daniil Matveev (1687-1776), the Old Believer scribe from the Vyg-Leksa Community are analyzed in the article. One of the texts is a compilation on the topic reflecting the process of taking monastic vows. This text written by the Vyg scribe is based on canonic, liturgical and hagiographic texts. It is noted in the article that Daniil Matveev paid special attention to all unordinary and rare cases from the history of saints going into convent. The interest to this topic was probably related to Daniil Matveev’s reflections on the prospects of the institution of monasticism in the Vyg-Leksa Community. The compilation in focus is also studied in the context of some other works written in Vyg, which are devoted to extraordinary examples of holiness in the history of Christianity. The other text within the Kargopol collection and copied by Daniil Matveev is the Life of St. Kirill Chelmogorsky. The article analyzes characteristics of this copy and puts forward a hypothesis that Daniil Matveev was one of the contributing authors to the Life of St. Kirill.

Текст научной работы на тему «Неизвестный автограф выговского старообрядческого книжника XVIII века Даниила Матвеева, каргопольского уроженца»

№ 1 (162). С. 74-79 Филологические науки 2017

УДК 821.161.1

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ ПИГИН

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск, Российская Федерация) av-pigin@yandex. ги

НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОГРАФ ВЫГОВСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО КНИЖНИКА XVIII ВЕКА ДАНИИЛА МАТВЕЕВА, КАРГОПОЛЬСКОГО УРОЖЕНЦА*

Анализируются два текста, входящие в состав рукописного сборника XVIII века (Библиотека РАН, Каргопольское собрание, № 62), переписанные рукой старообрядческого книжника из Выго-Лексинского общежительства Даниила Матвеева (1687-1776). Один из них представляет собой компиляцию на тему пострижения в монахи, которую выговский книжник составил на основе канонических, богослужебных и агиографических текстов. Отмечается, что большое внимание в этом сочинении Даниил Матвеев уделил необычным, редким случаям в истории пострижения святых преподобных. Интерес к этой теме был связан, вероятно, с размышлениями Даниила Матвеева о перспективах института монашества в Выго-Лексинском общежительстве. Компиляция рассматривается также в контексте некоторых других выговских сочинений, посвященных исключительным проявлениям святости в истории христианства. Другой памятник, вошедший в состав карго-польского сборника в списке Даниила Матвеева, - Житие Кирилла Челмогорского. Анализируются особенности этого списка и высказывается гипотеза о причастности Даниила Матвеева к созданию самого жития.

Ключевые слова: старообрядческая книжность, Выго-Лексинское общежительство, агиография, пострижение в монахи, Житие Кирилла Челмогорского

Одним из наиболее интересных и крупных территориальных рукописных собраний Библиотеки РАН (далее - БАН) (С.-Петербург) является Каргопольское собрание, насчитывающее сегодня около 400 рукописей. Его формирование началось в 1965 году благодаря археографическим экспедициям сотрудников рукописного отдела БАН. Входящие в состав собрания рукописи являются ценными источниками по изучению истории и духовной культуры Каргопольского края1. Значительную часть собрания составляют сборники литературного содержания, включающие памятники агиографии, слова, поучения, древнерусские повести, исторические сочинения и т. п. Многие рукописи имеют старообрядческое, преимущественно странническое, происхождение [1].

В настоящей статье речь пойдет об одной старообрядческой рукописи из Каргопольско-го собрания БАН - сборнике-конволюте конца XVII - первой половины XVIII века (№ 62). Сборник форматом в 8-ку, 434 листа, исписан скорописью и полууставом разных рук, содержит сочинения Отцов Церкви (Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.), выписки из сочинений Иосифа Волоцкого, из житий Антония Римлянина, Александра Невского, из Стоглава, «Великого Зерцала», загадки и притчи из «Беседы трех святителей» и разнообразный другой материал. Рукопись была найдена в ходе археографической экспедиции БАН в дер. Волосово Каргопольского района в 1965 году [3: 201, 204].

В двух местах сборника, на л. 306-314 и 383396, читаются статьи и мелкие выписки, пере-

писанные рукой известного старообрядческого книжника из Выго-Лексинского общежительства Даниила Матвеева (1687-26.03.1776). Каргополец родом, Даниил Матвеев являлся выговским наставником, членом выговского собора, иконописцем и одним из наиболее авторитетных и плодовитых писателей Выга. Он происходил из семьи потомственных каргопольских иконописцев, на Выг пришел вместе со своими родственниками в начале XVIII века (по разным источникам -в 1702, 1705 или 1710 году), являлся учеником братьев Денисовых, после смерти Семена Денисова в 1740 году «ведал» духовными делами пустыни [8], [14: Т. 2; 391-393]. Выговский наставник Андрей Борисов так отзывался о нем в одном из своих сочинений: «...ведущий обширность Святаго Писания честнейший изограф Даниил Матфеевич» [14: Т. 2; 79].

В настоящее время известно несколько десятков произведений Даниила Матвеева, написанных в жанре похвальных слов, приветствий, поздравительных и прочих посланий и писем, сочинений по церковной догматике и т. д. [13: 86-99]2. Интерес Даниила Матвеева к сакральному прошлому своей родины - Каргопольского края выразился в составлении им двух похвальных слов в честь св. Александра Ошевенского и «Слова похвального каргопольским святым» [2: 424448, 775-790], [14: Т. 1; 325-353, 621-627, 629645]. По поручению Семена Денисова Даниил Матвеев сделал также письменную запись устных преданий о пострадавших за «древлее благочестие» «каргопольских страдальцах» Андрее

© Питан А. В., 2017

и Авраамии Леонтьевых и других [14: Т. 1; 434435, 675]. Некоторые сочинения Даниила Матвеева в настоящее время опубликованы [2: 401-448], [14: Т. 1; 325-333; Т. 2; 17-20, 49, 55-59 и др.]. Из иконографических произведений Даниила Матвеева особенно большое значение для выговской культуры имел «Образ всех российских чудотворцев» [12].

На л. 383-396 в указанном сборнике содержится составленная Даниилом Матвеевым в 1730-е годы компиляция, озаглавленная «О разнствах смотрителных иноков о пострижении обретающихся». Она представляет собой свод мелких выписок на тему пострижения в иноки. Данная компиляция не отмечена ни в указателях В. Г. Дружинина3 и Е. М. Юхименко [13: 86-99], ни в описаниях старообрядческих рукописей БАН [10], [11]. Текст атрибутируется Даниилу по почерку4 и, несомненно, является не списком чужого сочинения, а его собственным произведением, поскольку имеет признаки черновика: некоторые выписки сделаны на отдельных, меньшего формата, листах, вклеенных в рукопись, единичные чтения зачеркнуты и исправлены. Сочинение разделено на восемь небольших частей (главок), которые пронумерованы с помощью кириллических букв. Пятая и восьмая части имеют самостоятельные заглавия: 5-я - «В Прологе обретающихся о разнствах» (она находится в самом конце подборки, переписана на нижней половине склеенного из двух частей листа); 8-я -«О иночестве и прочих духовных чинах, иже по случаю прежде приятых и потом крестившихся».

Компиляция включает выписки как из канонических и богослужебных книг - Номоканона, Требника, Книги Матфея Властаря (Правильни-ка) и т. д., так и различных памятников визан-тийско-русской агиографии - житий Пахомия Великого, Антония Великого, Григория Синаита, Павла Повинника, Антония, Феодосия и Никона Печерских, Зосимы Соловецкого, Кирилла Белозерского; из «Луга духовного» Иоанна Мосха, «Лествицы» Иоанна Синайского и других сочинений.

Судя по названию этой компиляции, Даниила Матвеева интересовало разнообразие («разн-ствия») тех путей, которыми святые преподобные принимали «ангельский образ» (т. е. монашество). Эта тема выдерживается, впрочем, не совсем последовательно: в компиляции уделяется также внимание ересям, таинствам крещения, причащения и покаяния, но большинство выписок посвящено все же вопросам монашества.

Среди памятников агиографии особое внимание автора привлекли сочинения о киево-пе-черских и соловецких святых; выписки из них объединены в отдельные главки: в 3-ю - из Жития Феодосия Печерского и Киево-Печерского патерика, в 4-ю - из Жития Зосимы Соловецкого, проложной памяти Зосимы и похвального слова

ему же Льва Филолога. Вполне естественно, что, собирая материалы о пострижении святых, Даниил Матвеев проявил особый интерес к наиболее почитаемым русским подвижникам. Антоний и Феодосий Печерские являлись основателями монашества на Руси, а Зосима и Савватий Соловецкие воспринимались на Выгу как небесные покровители Выговской пустыни, поскольку «Выго-Лексинское общежительство считало себя непосредственным преемником Соловецкой обители и с деятельности основателей монастыря выговцы начинали отсчет собственной истории» [15: 351]. Важно отметить, кроме того, что составление Даниилом Матвеевым анализируемой компиляции совпало по времени с созданием Семеном Денисовым «Слова воспоминательного о святых чудотворцах, в России воссиявших», в котором киево-печерским и соловецким преподобным также отведено достойное место [16].

Наряду с традиционными формами пострижения Даниила Матвеева интересуют и необычные, редкие случаи. Так, в Житии Кирилла Белозерского выговский книжник отмечает пострижение святого в два этапа: первоначально Стефан Мах-рищский возложил на Кирилла иноческое одеяние без совершения пострига, и только позднее архимандрит Симонова монастыря Феодор постриг Кирилла «съвръшено». Из «Луга духовного» Иоанна Мосха Даниил Матвеев выписывает рассказ о том, как святой отшельник авва Сергий повелел крестить некоего монаха, который еще не был крещен. Из Жития Зосимы Соловецкого он делает выписку о том, как соловецкий монах Елисей перед смертью сам на себя возложил схиму, потому что рядом не было священника. Похожий пример взят из Пролога: «Декабря в 7 день. Преподобный Павел Монисийский сам наложи на ся святое ангельское воображение». Примечательно, что в самом Прологе в тексте этой памяти речь идет о вполне каноническом пострижении: Павел «въ единъ (sic!) от благочестивыхъ обителей своего града вниде и наложивъ на ся святое аггельское воображение»5. Добавив в текст источника местоимение «сам», Даниил Матвеев по сути осмыслил событие как самопострижение.

Слово «смотрительный», использованное Даниилом Матвеевым в заглавии компиляции, старообрядческие книжники хорошо знали в том его значении, в каком оно употребляется в «Так-тиконе» Никона Черногорца. В 28-й главе этого сочинения автор противопоставляет «смотри-тельные» дела, то есть исключительные, стоящие вне церковного закона, но, по неведомым судьбам Божиим, оправданные Господом, и дела «обдержительные» (или «обдержные»), соответствующие церковным нормам и традициям. Никон Черногорец наставляет своего читателя в том, что в делах веры должно руководствоваться «обдержительными» правилами, потому что «частное» нельзя производить в закон: «ниже

мощно есть смотрителная во обдержная свиде-телства приводити»6. Это противопоставление «смотрительного» и «обдержительного» было актуализировано в старообрядческой книжности рубежа ХУИ-ХУШ веков в ходе полемики по вопросу о самосожжениях [17: 233]. Трудно сказать наверняка, в какой степени слово «смотритель-ный» вызывало у Даниила Матвеева ассоциации с этим кругом сочинений, но в любом случае, подбирая примеры о «разнствах» в истории пострижения преподобных, он уделил внимание не только «норме», но и отклонению от нее.

Тема пострижения в монахи была достаточно актуальна для Выго-Лексинского общежи-тельства, которое изначально и создавалось как мужской (на р. Выг) и женский (на р. Лексе) монастыри. В начале ХУШ века в общежительстве проживало немало монахов дониконовского пострижения, пришедших сюда из Соловецкого монастыря и других обителей. Монашеские постриги на Выгу в этот период совершали иеромонах Соловецкого монастыря Пафнутий и «неведомый монах родом с Ваги», живший на реке Порме в Каргопольском уезде [9: 33, 36]. Однако, как отмечает М. Л. Соколовская, мы не располагаем сведениями о том, что «вновь постриженные в начале XVIII века на Выгу старцы сами кого-либо постригли в монахи или поставили в старцы; это свидетельствует о том, что попытка выговцев создать свой собственный монашеский институт потерпела крах» [9: 36]. Так, в 1740 году выговцы не смогли исполнить предсмертное желание своего настоятеля Семена Денисова, просившего постричь его в монахи, поскольку на Выгу уже не было тех «старцев», которые могли бы этот обряд совершить (см.: Сказание Василия Данилова Шапошникова о преставлении Семена Денисова [2: 485, 802]). Собирание Даниилом Матвеевым материалов из истории пострижения в монахи вполне могло быть, таким образом, связано с его размышлениями о перспективах монашеского института на Выгу.

Компиляция Даниила Матвеева может рассматриваться также как одно из литературных воплощений повышенного интереса выговцев к необычным случаям в церковной жизни и исключительным проявлениям святости в истории христианства, что во многом объясняется особенностями того положения, в котором оказались старообрядцы-беспоповцы, с одной стороны, стремившиеся сохранить старую веру и древнерусские традиции, а с другой - полагавшие, в соответствии со своими эсхатологическими воззрениями, что «благодать взята на небо». Анализируемая компиляция в этом отношении находит аналогии в других памятниках выговской письменности.

«О смотрительных вещех» - так назвал один из разделов своего сборника тематических выписок выговский книжник XVIII века Василий Да-

нилов Шапошников7. Раздел включает примеры различных парадоксальных поступков святых во имя веры. Мученица Синклитикия (24 октября) выпивает кровь двух своих дочерей-христианок, убитых по приказу языческого царя, - «вкушает жертвы часть». Святой Авраамий Затворник (11 ноября), чтобы проникнуть в «блудный дом» ради освобождения из него своей племянницы, принимает образ грешника, ищущего услады, ест мясо и пьет вино. Святой Лукиан Антиохийский (15 октября) перед смертью, находясь в темнице, совершает Бескровную жертву «на своих персех» (на груди) и причащается Христовых Тайн.

В выговской письменности известны также агиографические подборки на тему самоубийства святых в древности, составлявшиеся для апологии старообрядческих самосожжений [6: 176-179], на тему совершенных святыми убийств, самокрещения святых или крещения мирянами и т. д.

Создание Выговских четьих миней и «вос-поминательного» слова «о святых чудотворцах, в России воссиявших», написание икон с изображением «всех российских чудотворцев» и указанные агиографические компиляции и подборки -таковы разнообразные формы «агиологических начинаний» и проявления интереса к теме святости на Выгу в XVIII веке.

Среди выписок Даниила Матвеева, находящихся в другой части каргопольского сборника, на л. 306-314, особый интерес представляет извлечение из Жития Кирилла Челмогорского8. Святой преподобный Кирилл Челмогорский -каргопольский пустынножитель, поселившийся, согласно Житию, в 1316 году на Челме-горе близ оз. Лекшмозеро в пещере и преставившийся 8 декабря 1367 года. На Челме-горе, где пустын-ножительствовал Кирилл, уже после его смерти был основан Челмогорский (Богоявленский, Успенский Кирилло-Челменский) монастырь. Житие сохранилось в единичных списках XVIII-XIX веков, которые представляют две его редакции: Первоначальную и редакцию челмогорского священника Федора Гурьева (1844). Один из самых ранних списков Жития входит в состав известного выговского сборника ГИМ, Музейское собрание, № 1510 (1720-1740-е годы).

Первоначальная редакция Жития, по нашим наблюдениям, состоит из двух самостоятельных частей, написанных, судя по всему, разными книжниками: 1) риторическое вступление, содержащее также рассказ о жизни Кирилла на Челме-горе, за которым следует сказание о его посмертных чудесах в XVII веке; 2) сказание о пришествии Кирилла на Челму-гору, о его прижизненных чудесах, о преставлении святого, о начале монастырской жизни, о строительстве храмов и о написании образа святого. Последовательность двух частей в списках неодинакова. Автором первой части - риторического вступления

и сказания о посмертных чудесах - является священник Покровской церкви в селе Лядины (недалеко от Каргополя) Иоанн, книжник и иконописец, написавший в 1656 году икону Кирилла. О своем авторстве Иоанн сам сообщает в Житии, рассказывая о четырехкратном явлении ему святого. Вторая, «биографическая», часть почти целиком основана на тексте Жития Нила Стол-бенского (рубеж XVI-XVII веков), из которого сделаны дословные пространные выписки. Время и место создания этой второй части неизвестны (подробнее см.: [5]).

Список Жития Кирилла Челмогорского, переписанный рукой Даниила Матвеева в сборнике из

Каргопольского собрания БАН, содержит не весь текст памятника, а лишь небольшие извлечения из той его части, которая восходит к Житию Нила Столбенского. Даниил Матвеев выписал рассказы о приходе св. Кирилла на Челму, о поселении его в пещере, о приходе к нему Корнилия Комельско-го и о преставлении святого. Примечательно, что в этой же части сборника находится и переписанный Даниилом Матвеевым небольшой фрагмент из Жития Нила Столбенского - рассказ о преставлении святого, послуживший источником соответствующего места в Житии Кирилла Челмо-горского. Приведем для сравнения оба фрагмента по рукописи Даниила Матвеева:

Выписка из Жития Нила Столбенского Выписка из Жития Кирилла Челмогорского

<...> Преподобный же вшед в келию, затвори себе и на правило уклонися всю нощь. И обычное пение исполнив, и кадилницу восприим, и фимиан на углие насыпав, и кажение святым иконам сотвори. И пома-ле изнеможе, восклонився пазухами своими на крюки, бе бо у преподобнаго в келии два крюка великие в стену водружены, в кресл место, он же от многаго труда на крюках тех пазухами опершися мало сна приимаше, на ребрех же своих никогда же почиваше. Тако и преставися пазухами на крюках тех облеч, успе вечным сном, на молитве Господеви предстоя (л. 313). <.. > И вшед в келию, затвори себе и на всенощное правило уклонися. По исполнении же правила своего прият кадилницу, и всыпа фимиям на углие, и сотвори святым иконам кажение. И малу болезнь ощутив, возляже на одре своем по обычаю, и преставися преподобный отец наш Кирил, вечным и блаженным сном почив, в лето от сотворения мира 6876 месяца декабря в 8 день (л. 311 об.).

Ранее мы уже высказывали предположение о том, что объединение двух самостоятельных произведений о Кирилле Челмогорском - сказания Иоанна о посмертных чудесах и «биографической» части - могло быть осуществлено книжниками Выговской пустыни [5: 343]. Соседство в рукописи Даниила Матвеева выписок из житий св. Кирилла и св. Нила наводит на мысль, что

и сама «биография» Кирилла Челмогорского могла быть составлена на Выгу и что Даниил мог иметь отношение к этой работе. Более общим аргументом в пользу такой атрибуции является уже отмеченный выше пристальный интерес Даниила Матвеева к духовной истории Каргопольского края. Разумеется, эта атрибуция может рассматриваться пока только как гипотеза.

* В основу статьи лег доклад, прочитанный на XIV Международной научно-практической конференции «Каргополь и Русский Север в истории и культуре России X-XXI вв.» (Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей, 15-18 августа 2016 г.). Работа подготовлена в рамках выполнения плана НИР ИЯЛИ КарНЦ РАН, тема «Фольклорные традиции и рукописная книжность Карелии в общерусском и финно-угорском контекстах», № 02252014-0016.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рукописи каргопольского происхождения хранятся также в составе Основного собрания БАН и в Каргопольском музее. Единичные каргопольские рукописи встречаются и во многих других собраниях (см., например: [7]).

2 См. также: Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. С. 200-205.

3 См.: Там же.

4 Ср. образец почерка Даниила Матвеева 1730-х годов: [13: Табл. 18]. Благодарю Е. М. Юхименко, ознакомившуюся с почерком Даниила Матвеева в сборнике БАН, Каргопольское собр., № 62, и подтвердившую его датировку 1730-ми годами.

5 Память преподобного отца нашего Павла Повинника (7 декабря) // Пролог. М., 1642. Л. 472.

6 Никон Черногорец. Тактикон. Почаев, 1794. Л. 158.

7 Национальный музей Республики Карелия, КГМ-1324/3, 1740-1750-е гг. (рукопись описана: [4: 213-216]).

8 Кроме этого текста в данной части сборника находятся также выписки, сделанные рукой Даниила Матвеева, из житий Иоанна Златоуста, священномученика Елевферия, Нила Столбенского, Саввы Крыпецкого, из Евангелия от Иоанна «о слепом», из Хронографа о падении Цареграда и другие, но единой тематической компиляции они не образуют.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосов А. А. Археографическое обследование Каргополья. Итоги и перспективы // Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры. М., 1982. Ч. 2: Памятники старинной письменности. С. 52-60.

2. Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Н. В. Понырко; Подгот. текстов и коммент. Е. М. Юхименко. СПб.: Наука, 2015. Т. 19: XVIII век. 852 с.

3. Бубнов Н. Ю., Копанев А. Н. Отчет об археографической экспедиции Библиотеки АН СССР 1965 г. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги БАН СССР. М.; Л., 1966. С. 199-205.

4. Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV-XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия / Сост., отв. ред. и автор предисл. А. В. Пигин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 608 с.

5. Пигин А. В. Кирилл Челмогорский // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 34. С. 342-346.

6. Пигин А. В. О некоторых малоизвестных старообрядческих сочинениях в составе Карельского собрания рукописей Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН // Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения и доступности. Архангельск, 2013. Вып. 6. С. 175-186.

7. Пигин А. В. Памятники книжной старины из Каргополья в хранилищах Петрозаводска // Рябининские чте-ния-2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 427-431.

8. Понырко Н. В. Даниил Матвеев // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1: А-З. С. 250.

9. Соколовская М. Л. Складывание института «учительства» в Выго-Лексинском общежительстве («об исполнении келейного правила» скитскими старостами) // Мир старообрядчества. М.; СПб., 1992. Вып. 1: Личность. Книга. Традиция. С. 28-45.

10. Сочинения писателей-старообрядцев XVII века / Сост. Н. Ю. Бубнов. Л., 1984 (Описание рукописного отдела Библиотеки Российской Академии наук. Т. 7, вып. 1). 316 с.

11. Сочинения писателей-старообрядцев первой половины XVIII века / Сост. Н. Ю. Бубнов. СПб., 2001 (Описание рукописного отдела Библиотеки Российской Академии наук. Т. 7, вып. 2). 435 с.

12. Юхименко Е. М. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев» // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2014. Т. 62. С. 167-174.

13. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 2. 480 с.

14. Юх именко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 1. 688 с.; Т. 2. 568 с.

15. Юхименко Е. М. Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой пустыни // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 48. С. 351-354.

16. Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2010. Т. 61. С. 329-344.

17. P i g i n A . Hagiographie Writings in the Old Believer Controversies over 'the Suicidai Death' at the End of the Seventeenth and the Eighteenth Centuries (Peter Prokop'ev's Message to Daniil Vikulin) // Scrinium: Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. 2014. Vol. 10. P. 230-244.

Pigin A. V., Institute of Language, Literature and History Karelian Research Centre of RAS

(Petrozavodsk, Russian Federation)

THE UNKNOWN AUTOGRAPH OF THE VYGOVSK OLD BELIEVER SCRIBE OF THE 18TH CENTURY DANIIL MATVEEV BORN IN KARGOPOL

Two texts within a manuscript collection of the 18th century (the Library of the Russian Academy of Sciences, Kargopol collection, № 62) copied by Daniil Matveev (1687-1776), the Old Believer scribe from the Vyg-Leksa Community are analyzed in the article. One of the texts is a compilation on the topic reflecting the process of taking monastic vows. This text written by the Vyg scribe is based on canonic, liturgical and hagiographic texts. It is noted in the article that Daniil Matveev paid special attention to all unordi-nary and rare cases from the history of saints going into convent. The interest to this topic was probably related to Daniil Matveev's reflections on the prospects of the institution of monasticism in the Vyg-Leksa Community. The compilation in focus is also studied in the context of some other works written in Vyg, which are devoted to extraordinary examples of holiness in the history of Christianity. The other text within the Kargopol collection and copied by Daniil Matveev is the Life of St. Kirill Chelmogorsky. The article analyzes characteristics of this copy and puts forward a hypothesis that Daniil Matveev was one of the contributing authors to the Life of St. Kirill.

Key words: Old Believer writings, Vyg-Leksa Community, hagiography, taking the monastic vows, Life of St. Kirill Chelmogorsky

REFERENCES

1. Amosov A. A. Archeographic survey of the Kargopol land. Results and prospects [Arkheograficheskoe obsledovanie Kargopol 'ya. Itogi i perspektivy]. Voprosy sobiraniya, ucheta, khraneniya i ispol 'zovaniya dokumentaVnykh pamyatnikov istorii i kuPtury. Chast'2: Pamyatniki starinnoypis'mennosti. Moscow, 1982. P. 52-60.

2. Biblioteka literatury Drevney Rusi. T. 19: XVIII vek [The Library of Old Russian literature. Vol. 19: XVIII century]. Ed. by N. V. Ponyrko; Texts prep. and comment. by E. M. Yukhimenko. St. Petersburg, Nauka Publ., 2015. 852 p.

3. Bubnov N. Yu., Kopanev A. N. Report on an archeographic expedition of the Library of the Academy of Sciences in 1965 [Otchet ob arkheograficheskoy ekspeditsii Biblioteki AN SSSR 1965 g.]. Materialy i soobshcheniyapo fondam Ot-dela rukopisey i redkoy knigi BAN SSSR. Moscow, Leningrad, 1966. P. 199-205.

4. Pamyatniki knizhnoy stariny Russkogo Severa: kollektsii rukopisey XV-XX vekov v gosudarstvennykh khranilishchakh Respubliki Kareliya [Book antiquities of North Russia - the manuscript collections of the 15tll-20tl1 centuries in the state depositories of the Republic of Karelia]. Originator, chief ed. and author of preface A. V. Pigin. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 2010. 608 p.

5. Pigin A. V. Kirill Chelmogorsky [KiriU Chelmogorskiy]. Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, 2014. Vol. 34. P. 342346.

6. Pigin A . V. On some little-known Old Believer writings in the Karelian manuscript collection of the Institute of Russian Literature (the Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences [O nekotorykh maloizvestnykh staroobryadcheskikh sochineniyakh v sostave Karel'skogo sobraniya rukopisey Instituta russkoy literatury (Pushkinskiy Dom) RAN]. Knizhnye sobraniya Russkogo Severa: problemy izucheniya, obespecheniya i dostupnosti. Arkhangelsk, 2013. Issue 6. P. 175-186.

7. Pigin A. V. Book antiquities from the Kargopol land in the depositories of Petrozavodsk [Pamyatniki knizhnoy stariny iz Kargopol'ya v khranilishchakh Petrozavodska]. Ryabininskie chteniya-2007: Materialy 5 nauchnoy konferentsiipo izucheniyu narodnoy kul'tury Russkogo Severa. Petrozavodsk, 2007. P. 427-431.

8. Ponyrko N. V. Daniil Matveev [Daniil Matveev]. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi. St. Petersburg, 1992. Issue 3 (XVII cent.). Part 1: А-З. P. 250.

9. Sokolovskaya M. L. The formation of the institute of teaching in the Vyg-Leksa Community ("on observing the order of reciting prayers" by monastery elders) [Skladyvanie instituta "uchitel'stva" v Vygo-Leksinskom obshchezhitel'stve ("ob is-polnenii keleynogo pravila" skitskimi starostami]. Mir staroobryadchestva. Vypusk 1: Lichnost'. Kniga. Traditsiya. Moscow, St. Petersburg, 1992. P. 28-45.

10. Sochineniya pisateley-staroobryadtsev XVII veka [The Old Believer writings of the 17th century]. Originator N. Yu. Bubnov. Leningrad, 1984. 316 p.

11. Sochineniya pisateley-staroobryadtsev pervoy poloviny XVIII veka [The Old Believer writings of the 1st half of the 18th century]. Originator N. Yu. Bubnov. St. Petersburg, 2001. 435 p.

12. Yukhimenko E. M. "The image of all Russian miracle workers" icon from Vyg [Vygovskaya ikona "Obraz vsekh ros-siyskikh chudotvortsev"]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. St. Petersburg, 2014. Vol. 62. P. 167-174.

13. Yukhimenko E. M. Vygovskaya staroobryadcheskaya pustyn': dukhovnaya zhizn' i literatura [The Vyg Old Believer hermitage - spiritual life and literature]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2002. Vol. 2. 480 p.

14. Yukhimenko E. M. Literaturnoe nasledie Vygovskogo staroobryadcheskogo obshchezhitel'stva [The literary heritage of the Vyg Old Believer Community]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2008. Vol. 1. 688 p.; Vol. 2. 568 p.

15. Yukhimenko E. M. The worship of Sts. Zosimus and Sabbatius of the Solovetsky monastery in the Vyg Old Believer hermitage [Pochitanie Zosimy i Savvatiya Solovetskikh v Vygovskoy staroobryadcheskoy pustyni]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. St. Petersburg, 1993. Vol. 48. P. 351-354.

16. Yukhimenko E. M. "The word in memory of saint miracle workers celebrated in Russia" by Simeon Denisov as a reflection of cultural and hagiologic initiatives of Vyg ["Slovo vospominatel'noe o svyatykh chudotvortsakh, v Rossii vossiyav-shikh" Semena Denisova kak otrazhenie kul'turno-agiologicheskikh nachinaniy Vyga]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. St. Petersburg, 2010. Vol. 61. P. 329-344.

17. Pigin A . Hagiographic Writings in the Old Believer Controversies over 'the Suicidal Death' at the End of the Seventeenth and the Eighteenth Centuries (Peter Prokop'ev's Message to Daniil Vikulin) // Scrinium: Journal of Patrology, Critical Hagiog-raphy, and Ecclesiastical History. 2014. Vol. 10. P. 230-244.

Поступила в редакцию 01.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.