Е. В. Стебакова, преподаватель Орловского базового медицинского колледжа.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Статья рассматривает важный этап учебно-воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении - этап адаптации студентов. Автор предлагает программу, которая позволит ускорить процесс адаптации. Программа рассчитана на весь период обучения с постепенным погружением студентов в специальность. Ее реализация приводит к росту качества знаний, способствует совершенствованию подготовки специалистов среднего звена.
В деятельности любого учебно-образовательного учреждения наиболее трудным и особенно важным этапом учебно-воспитательного процесса является первый этап обучения - этап адаптации. В нашем колледже этому этапу также уделяется особое внимание.
Качество решения задач, поставленных перед образовательными учреждениями профессионального образования, во многом зависит от умения правильно организовать работу с первокурсниками. Не случайно проблема адаптации студентов к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время на психофизиологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях, и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса адаптации студентов к учебной деятельности в условиях перестройки системы профессионального образования.
Ускорение процесса адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса - чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
Специфика процесса адаптации в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации в общеобразовательной школе и учреждениях среднего профессионального образования, что порождает своеобразный отрицательный эффект, называемый в педагогике дидактическим барьером между преподавателем и студентом. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Первокурсникам недостает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, особенно в ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и колледже. Отсюда и низкая успеваемость на 1-м курсе, и большой отсев по результатам сессий.
Поэтому необходимо разрабатывать программу профессиональной адаптации студентов, которая опирается на следующие положения:
1. Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга психолого-пе-дагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
2. Учет психолого-педагогических аспектов педагогического проектирования направлен на
© Е.В. Стебакова, 2008
достижение основных целей проекта и продвижение в личностном развитии его участников, создание психологического климата и атмосферы творческой активности и работоспособности, формирование из участников общности людей, заинтересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении коллективных целей и задач.
3. Учет организационно-управленческих аспектов обеспечивает оптимальное распределение функциональных обязанностей, ответственности и ролей участников проектирования и адекватное целям и задачам проекта управление.
4. Учет технико-технологических аспектов определяет последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.
Важное значение имеют положения об условиях возникновения процесса самоорганизации в педагогической системе. В общем виде они могут быть представлены следующим образом:
- педагогическая система должна быть открытой для взаимодействия и взаимообмена информацией и "энергией" с окружающей средой;
- педагогическая система должна содержать активное энергетическое начало, характеризующееся проявлением инициативы у участников педагогического процесса, стремлением к самосовершенствованию, самореализации, повышению эффективности педагогического процесса;
- педагогическая система должна обладать свободой выбора, заключающейся в способности определять пути развития без осуществления давления, нажимов извне;
- педагогическая система должна иметь реальный "энергетический" выход, т. е. реализацию выдвигаемых инициатив с доведением результатов до положительных, с получением эмоциональной удовлетворенности от учебной и практической деятельности;
- педагогическая система может развиваться только в системе диалогического взаимодействия на различных уровнях;
- педагогическая система должна быть сориентирована на цели саморазвития, на развитие личности учащихся, студентов, формирование ценностных ориентиров и др.
Данные условия являются наиболее значимыми для осуществления процесса саморазвития педагогической системы, в частности системы профессиональной адаптации студентов. Отсюда следует также вывод, что выживание и дальнейшее развитие педагогической системы зависят от роста активности студентов, педагогического коллектива, профессиональной квалификации учителей, преподавателей, мастеров в психологическом, педагогическом и методическом плане.
Именно поэтому необходимо разработать целевую программу "Профессиональная адаптация студентов". Программа включает четыре блока:
1. Диагностическая работа. Цель - получить своевременную и полноценную информацию о характерологических особенностях личности студентов, динамике изменений в социально-профессиональной адаптации будущих специалистов и личностной сфере студентов, выявить трудности, препятствующие их эффективной профессиональной подготовке.
2. Профориентационная и профадаптацион-ная работа. Цель - обеспечить усвоение норм, правил, требований учебного заведения и будущей профессиональной деятельности; эффективное включение студентов в социально-профессиональную среду; приспособление к новым условиям обучения и труда.
3. Работа по социально-психологической адаптации. Цель - способствовать созданию благоприятного психологического климата в учебных группах и в учебном заведении в целом; обеспечить развитие групповой структуры, соуправле-ния; формировать потребность в самоопределении, саморазвитии и самореализации; развивать способность к рефлексии.
4. Методическая работа с педагогическим коллективом и социальными партнерами. Цель -обеспечить готовность и способность руководителей подразделений ссуза, преподавателей и представителей лечебно-профилактических учреждений к управлению процессом профессиональной адаптации студентов.
Программа рассчитана на весь период обучения с постепенным погружением студентов в специальность. Учитывая, что полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл, который принято разделять на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы, в программе предусмотрено, что полный цикл профессиональной адаптации студентов включает две фазы:
I фаза. Первичная адаптация первокурсников.
Цель - обеспечить принятие поступившими в ссуз социальной функции "студента вообще", мотивированное широкими социально значимыми причинами.
В рамках данной фазы студенты проходят следующие стадии:
- профессиональной пропедевтики (9-й класс, подготовительные курсы);
- профессионального самоопределения, которая осуществляется в три этапа: ориентировочный (1 - 2 недели); социально-адаптационный (первый семестр); учебно-адаптационный (второй семестр).
II фаза. Социально-профессиональная адаптация студентов.
Цель - принятие студентами профессиональной роли, т. е. адаптация, связанная с профессиональной деятельностью и мотивированная интересом к выбранной профессии (II - IV курсы).
В рамках данной фазы можно выделить сле-
дующие стадии:
- предпроизводственная (II курс);
- производственная (III курс);
- квалификационная (завершающая) (IV курс).
Каждой фазе, стадии и этапу профессиональной адаптации соответствуют определенные формы и методы внеаудиторной работы. В рамках этой статьи дадим общую характеристику тех из них, которые используются в первой фазе.
Первичная профессиональная адаптация студентов по сути дела начинается задолго до поступления выпускников общеобразовательной школы в среднее специальное учебное заведение. От грамотно проведенной первой стадии этой фазы -профессиональной пропедевтики и профессиональной ориентации - зависит, кто придет в училище - заинтересованный студент, который хочет получить прочные знания, нужную специальность, или случайный человек. Работа в этом направлении строится по специальному плану, включающему: изучение потребностей и способностей потенциальных абитуриентов; ознакомление учащихся в рамках факультативных занятий с особенностями медицинских специальностей.
На этой стадии особое внимание уделяется работе с родителями (родительские собрания, индивидуальные встречи), цель которой - обеспечить родителей подлинной информацией об условиях и требованиях обучения в училище, возможных трудностях и реальных преимуществах. Тем самым училище получает в лице родителей союзников в деле профессиональной ориентации учащихся.
Таким образом, училище получает абитуриентов, более профессионально ориентированных, выбирающих профессию осознанно.
Важнейшая роль принадлежит стадии профессионального самоопределения, и в частности ориентировочному этапу (первичной адаптации), когда абитуриенты становятся студентами.
Студенты-первокурсники сталкиваются с рядом проблем, разрешение которых без управления процессом адаптации со стороны классных руководителей может привести к стрессам, плохой успеваемости, ухудшению здоровья и - в конечном итоге - уходу студента из учебного заведения. Деятельность по первичной адаптации студентов групп нового набора начинается с момента зачисления абитуриентов в колледж.
Здесь можно выделить три формы адаптации студентов-первокурсников:
1. Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального образования, к содержанию обучения.
2. Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции групп студентов-перво-курсников и интеграции групп со студенческим окружением в целом.
3. Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.
Процесс адаптации в среднем специальном учебном заведении - явление сложное и многогранное, требующее проявления активной позиции как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. На первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается активный поиск себя.
Адаптация студентов нового набора начинается с первого дня обучения. 1 сентября, в День знаний, первокурсники знакомятся с историей и традициями учебного заведения, особенностями обучения в нем. Основная роль в индивидуальной работе со студентами принадлежит классным руководителям, которые особое внимание уделяют вопросам включения студентов в учебную и общественную деятельность. Ведется работа по получению информации об особенностях личности студентов, трудностях, препятствующих их успешной адаптации к новым условиям обучения. Помощь в решении этих задач оказывает психологическая служба.
Первые итоги адаптации нового набора подводятся на административных совещаниях, на которых заведующие отделениями и классные руководители групп дают подробный отчет о проведенной работе, об эмоционально-психологическом состоянии студентов-новичков.
Адаптация студентов-медиков особенно актуальна, так как от того, как подготовлен специалист, зависит уровень его дальнейшей медикопрофессиональной деятельности.
Первые итоги адаптации студентов групп нового набора классный руководитель проводит на психолого-педагогических консилиумах. Для этого в течение сентября - октября идет активная подготовка по плану: анкетирование; социальнопсихологическое тестирование; беседы со студентами; наблюдение за студентами в процессе посещения занятий, внеаудиторных, внеклассных мероприятий; анализ итогов входных контрольных работ; диагностика уровня школьных знаний студентов; исследование состояния здоровья; составление индивидуальных карт психологического профиля студента, индивидуальных и групповых характеристик, определение группы риска и форм коррекционной работы.
На консилиумы обязательно приглашаются преподаватели-предметники, работающие в группах, для того чтобы затем на занятиях эффективнее осуществлять личностный и дифференцированный подход в обучении, обеспечивающий закрепление результатов первичной адаптации студентов.
В результате такой комплексной системной работы, взаимодействия всего педагогического коллектива отсев студентов уменьшается.
Наблюдается рост качества знаний по дисциплинам.
Таким образом, можно говорить о том, что про-
грамма профессиональной адаптации студентов является эффективным средством совершенствования подготовки специалистов среднего звена.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Исполатова Т.В. Педагог профессионального образования: от компетенций к профессиональнопедагогической культуре [Текст] /Т.В. Исполатова // Среднее профессиональное образование. - 2007. -№ 2. - С. 64.
2. Минина Л.Б. Стратегия воспитательной работы колледжа [Текст] / Л.Б. Минина // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 12. - С.135 - 140.
3. Портных В.Я. Концепция воспитания студентов [Текст] / В.Я. Портных // Специалист. - 2004. -№ 10. - С. 23 - 24.
4. Роженко Н.Н. Проектирование программы профессиональной адаптации студентов ссуза [Текст] / Н.Н. Роженко // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 7. - С. 70.
Stebakova E.V.
PROBLEM OF STUDENTS' ADAPTATION IN SPECIAL SECONDARY SCHOOLS.
The article deals with an important stage of the process of education and upbringing in special secondary school - the stage of students' adaptation. The author offers the program which permits to accelerate the process of adaptation. The program covers the whole period of education with gradual immersion of students into their specialty. It's realization leads to the growth of the quality of knowledge, promotes the improvement of preparation of specialists of the secondary link.