в социальной сфере, 12% — в менеджменте, управлении, 8% — в сфере продаж, 8% — в сфере обслуживания, 7% — в юриспруденции, 6% — хотели бы работать в области компьютерных технологий и телекоммуникации, 5% — в сфере маркетинга.
Можно отметить, что многие студенты хотят профессионально реализоваться в той сфере деятельности, которая связана с полученной или получаемой в вузе специальностью. В месте с тем существует некоторый процент студентов, которые не могут определиться с профессиональной сферой деятельности фактически до окончания вуза.
На выбор того или иного места работы, по мнению наших студентов, больше всего влияют следующие факторы: во-первых, высокая зарплата (27%), во-вторых, интерес к выполняемой работе (26%), в-третьих, удобное время работы (24%), близкое расположение к месту жительства (9%).
Большинство студентов и выпускников Герценовского университета (52%) считают себя конкурентоспособными, 42% опрошенных не могут оценить свою конкурентоспособность, лишь 4% считают, что им будет сложно конкурировать с выпускниками других вузов Санкт-Петербурга. Опрошенные студенты полагают своим основным конкурентным преимуществом интерес к выполняемой работе (39%), наличие значимых для выполнения деятельности профессиональных и личностных качеств (36%).
Студенты и выпускники вуза в большинстве своем (более 60%) имеют представление о том, какие требования к ним будут предъявлять работодатели. Так, 23% опрошенных учащихся вуза считают, что для работодателей важней всего знание своей профессиональной области, 18% — опыт работы; 17% студентов думают, что работодатели будут обращать внимание на знание иностранного языка и дополнительные знания и умения (умение работать с компьютером, навыки общения, ведения переговоров и т. п.); 14% — желание и интерес работать в определенной профессиональной сфере; 12% опрошенных считают, что работодатели отбирают тех соискателей, которые обладают значимыми личностными качествами. Судя по результатам опроса, 63% учащихся вуза считают получаемую специальность достаточно престижной и востребованной, 17% не думают, что их специальность очень востребована на рынке труда.
Проведение вузовских ярмарок вакансий положительным образом влияет на повышение профориентации студентов, способствует преодолению трудностей в поиске и устройстве на работу, а также на повышение адекватности оценки студентами себя как профессионала и корректировке требований к условиям и оплате труда.
Несмотря на трудности процесса поиска и устройства на работу, почти все выпускники РГПУ им. А. И. Герцена 2010 г. трудоустроены, при этом более половины из них — по специальности, полученной в вузе.
О. В. Камкова,
ведущий психолог центра содействия трудоустройству выпускников
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У студентов и выпускников образовательных учреждений часто заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе. В случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, молодой специалист будет
чувствовать разочарование и неудовлетворенность от выбранной профессии. Помочь выпускникам приобрести первый положительный профессиональный опыт — задача, которая должна стоять перед всеми учреждениями, принимающими на работу
недавних выпускников. Несомненно, в полной мере эти задачи можно решить только при условии организованного процесса профессиональной адаптации молодых специалистов.
В настоящее время не все организации уделяют должное внимание данной проблеме. По результатам опроса, проведенного центром содействия трудоустройству выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, деятельность по адаптации молодых специалистов в системе образования реализуют 90% учреждений. Наиболее популярным способом знакомства молодого сотрудника с коллективом и должностными обязанностями является наставничество — этот метод применяют 34% образовательных учреждений, организующих мероприятия по адаптации новичков. Внешнее обучение в форме курсов, тренингов и семинаров предлагают пройти 20% организаций. Индивидуальные консультации молодому педагогу готовы предложить 17% работодателей. Мастер-классы в форме открытых занятий организуют 9% учреждений. Предоставляют методическое обеспечение для работы — 8% опрошенных. Инструктаж и мероприятия по введению в профессию проводят 5%. Организуют стажировки для молодых специалистов в период адаптации 4% организаций. 3% респондентов указали, что в качестве мероприятий, помогающих успешно пройти адаптационный период, в их организации применяют материальную компенсацию и социальные льготы.
Компании, представляющие другие сферы профессиональной деятельности, процессу адаптации молодых специалистов уделяют меньше внимания. По результатам опросов, проведенных центром содействия трудоустройству выпускников РГПУ им. А. И. Герцена «Мост», только 49% работодателей считают необходимым проводить работу по адаптации молодого специалиста. Среди компаний, организующих данную деятельность, метод наставничества применяют 36% компаний. Знаком-
ство с компанией и экскурсии для новичков по организации проводят 26% организаций. Внешнее обучение — выездные семинары и вводные тренинги для молодых специалистов — реализуют 23% компаний. Остальные 15% компаний в рамках процесса адаптации новых сотрудников осуществляют только введение в профессию и инструктаж.
В результате опроса было так же выявлено, что более трети 37% компаний не считают нужным проводить какие-либо мероприятия по адаптации недавно набранного персонала, считая, что если сотрудник не готов самостоятельно освоить профессиональные навыки, то вряд ли он в перспективе сможет эффективно работать. 14% респондентов признались, что в их организации над вопросом адаптации новых сотрудников пока не задумывались.
Разумеется, было бы неверным возлагать всю ответственность за эффективность процесса адаптации только на организацию. Важнейшим условием успешной адаптации являются личность и профессиональная подготовка молодого специалиста. По мнению работодателей, к числу основных недостатков недавних выпускников, затрудняющих процесс профессиональной адаптации, в сфере образования относятся: нехватка навыков владения аудиторией, отсутствие способности организовать детский коллектив, недостаток знаний современных методов обучения, нет опыта общения с родителями. К личностным особенностям — отсутствие желания работать и развиваться в сфере образования и негативное восприятие конструктивной критики. В компаниях, представляющих другие сферы профессиональной деятельности, в качестве основных недостатков молодых специалистов работодатели называют отсутствие специальных знаний, опыта работы и связанную с этим нехватку практических умений. Среди других недостатков, выявляемых работодателями при подборе молодых специалистов во всех сферах
профессиональной деятельности, чаще всего отмечают: низкий уровень социальной ответственности и желания трудиться; отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с принятыми нормами и правилами; нехватка навыков делового общения, коммуникативных и презентационных способностей; незнание состояния современного рынка труда, способов поиска работы и построения карьеры; завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки; отсутствие необходимых личностных качеств и стремления достигать поставленных целей.
По мнению работодателей, большинства проблем можно было бы избежать, если бы во время обучения будущие выпускники имели возможность стажироваться в тех компаниях, в которые после окончания вуза они планируют трудоустроиться.
Работодатели считают, что вчерашним выпускникам, если они хотят стать хорошими и востребованными специалистами в своей сфере, недостаточно вузовского багажа знаний, а необходимо 2—3 года непрерывной практической деятельности.
Не только работодатели считают необходимой целенаправленную деятельность по адаптации молодых специалистов, но и сами выпускники Герценовского университета (58%) считают, что на начальном этапе профессионального становления им не хватает практических навыков, а 90% респондентов, приступая к работе, рассчитывают на то, что в компании им окажут необходимую профессиональную и психологическую поддержку. По мнению выпускников, наиболее эффективным способом профессиональной адаптации является наставничество и индивидуальное сопровождение новичка в форме активного обучения на рабочем месте (это отметили 73% участников опроса), инструктаж и мероприятия по введению в должность наиболее эффективными считают 17% выпускников, готовы обучаться и приобретать необходимые профессиональные навыки в процессе адапта-
ции самостоятельно 7% молодых специалистов и 3% респондентов убеждены, что к моменту окончания вуза они полностью готовы к профессиональной деятельности и не считают необходимым проводить в компаниях адаптационные мероприятия.
К сожалению, результатом неэффективных мероприятий по адаптации персонала часто является увольнение сотрудников. Известно, что самое большое количество увольнений среди молодых специалистов приходится именно на первый год профессиональной деятельности. Основные причинны увольнения: низкая заработная плата молодого специалиста (это отметили 31% респондентов), отсутствие перспектив профессионального роста (эту причину указали 26%), профессиональная деятельность не оправдала ожиданий (14% молодых специалистов), предвзятое отношение со стороны администрации (12% участников опроса), отсутствие программ по адаптации, профессиональной и психологической поддержки (10% выпускников), уволились по семейным обстоятельствам (4% респондентов), не сложились отношения с коллективом у 3% молодых специалистов.
Таким образом, для эффективного решения задач, связанных с процессом адаптации молодых специалистов, по мнению работодателей, во всех вузах необходимо совершенствовать работу по следующим направлениям: оптимизировать деятельность по организации программ стажировок и практик с целью получения студентами практических навыков и умений; знакомить студентов с особенностями и содержанием будущей профессии, информировать о перспективах карьерного роста в данной профессиональности отрасли, корректировать самооценку выпускников через возможность получить оценки своих качеств от работодателя и в сравнении с выпускниками других вузов, организовать взаимодействие между работодателями и представителями вузов с целью обеспечения решения данной проблемы.
Нынешние выпускники также считают, что образовательным учреждениям необходимо совершенствовать работу по следующим направлениям: разрабатывать образовательные программы с учетом современных требований работодателей, увеличивать количество и длительность ста-жерских программ и практик, предоставлять возможность выбора дополнительных программ для изучения.
В целом необходимо отметить, что и выпускники, и руководители организаций считают необходимым укрепление взаимного сотрудничества между вузами и компаниями-работодателями.
Таким образом, очевидно, что эффективность профессиональной адаптации молодого специалиста зависит от определенных условий, среди которых основными являются: уровень готовности молодого специ-
алиста к профессиональной деятельности, благоприятный психологический климат и положительные межличностные отношения с коллегами и руководством, профессиональный интерес к избранной деятельности, устойчивые профессиональные знания и навыки, уверенность в себе как в специалисте, стремление преодолевать трудности в работе, адекватность самооценки, способность к саморазвитию и обучению.
Обобщая все изложенное выше, можно сделать вывод, что на сегодня проблема адаптация молодого специалиста по-прежнему остается актуальной. И чтобы ее решить, необходимо совершенствовать методы, сопровождающие процесс адаптации, развивать активное сотрудничество работодателей и учебных заведений, а также повышать профессиональную мотивацию студентов и выпускников.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
О ВЫБОРАХ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ И КОНКУРСНОМ ОТБОРЕ НА ДОЛЖНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
ОБЪЯВЛЯЕТ
Конкурсный отбор на замещение должностей на контрактной основе: Старших преподавателей кафедр:
восточных языков (0,25 ставки); живописи (1 ставка); музыкального воспитания и образования (1 ставка); немецкой филологии (1 ставка; 0,25 ставки); романской филологии (0,5 ставки); русского языка как иностранного (0,5 ставки; 0,25 ставки); связей с общественностью и рекламы (2 по 0,5 ставки); спортивных дисциплин (0,75 ставки); фонетики английского языка (2 по 0,5 ставки).
Ассистентов кафедр:
ботаники (2 по 0,25 ставки); второго иностранного языка (0,25 ставки); зоологии (0,13 ставки); информатики (0,25 ставки); информационных и коммуникационных технологий (0,25 ставки).
Срок подачи документов — месяц со дня опубликования объявления. Адрес: 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А. И. Герцена, отдел ученого секретаря. Телефон: 571-29-52.