Научная статья на тему 'Особенности трудоустройства молодых специалистов выпускников РГПУ им. А.И. Герцена 2010 года'

Особенности трудоустройства молодых специалистов выпускников РГПУ им. А.И. Герцена 2010 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВЫПУСКНИКИ РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальчукова Анастасия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности трудоустройства молодых специалистов выпускников РГПУ им. А.И. Герцена 2010 года»

РЫНОК ТРУДА

А. Л. Мальчукова,

ведущий маркетолог центра содействия трудоустройству выпускников

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ — ВЫПУСКНИКОВ РГПУ

им. А. И. ГЕРЦЕНА 2010 года

Обращаясь к проблеме трудоустройства молодых специалистов — выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, рассмотрим прежде всего понятие «молодой специалист». В Трудовом кодексе РФ в редакции 2010 г. это понятие не раскрывается. В части 13 статьи 10 Закона «Об образовании», части 2 пункта 5 статьи 30 Закона «О высшем образовании» формулируется совокупность норм, устанавливающих особое правовое положение лица, обладающего статусом молодого специалиста (специальным статусом). Данный статус характеризуется особыми правами, гарантиями. Так, в Законе Санкт-Петербурга от 3 апреля 2007 г. «О мерах социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти» указывается, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в возрасте до 30 лет предоставляется единовременная выплата, если они отвечают одновременно следующим требованиям: 1) получили впервые высшее или среднее профессиональное образование; 2) приступили к педагогической деятельности в государственных образовательных учреждениях не позднее одного года после получения диплома государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании; 3) состоят в трудовых отношениях с государственным образовательным учреждением; 4) имеют по основному месту работы не менее установленной действующим законодательством нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Работодателями и самими выпускниками «молодой

специалист» воспринимается как человек, который недавно окончил учреждение образования и не имеет достаточного практического опыта для осуществления профессиональной деятельности.

В настоящее время спрос на молодых специалистов на рынке труда сократился в большинстве коммерческих организаций и в государственных учреждениях из-за экономического кризиса и высвобождения опытных работников. При наличии вакансий большинство работодателей охотнее принимает на работу специалистов, которые уже имеют опыт профессиональной деятельности. У многих компаний нет временных и материальных ресурсов для обучения молодых специалистов. Молодые специалисты являются сейчас самой социально незащищенной категорией на рынке труда, несмотря на то, что их права и гарантии прописаны в законодательных актах.

По данным Комитета по труду и занятости населения, в 4 квартале 2010 г. в качестве безработных числятся 219 выпускников учреждений высшего профессионального образования, из них 1 человек — выпускник РГПУ им. А. И. Герцена. Наибольшее количество безработных выпускников (около 30%) — это молодые специалисты, имеющие специальности экономиста, юриста, менеджера, 18% безработных выпускников — это специалисты с высшим гуманитарным образованием, в том числе и с педагогическим.

Сложно найти работу специалистам в области химии, философии, религиоведения, социологии, политологии, связей с общественностью, маркетинга, культуроло-

гии — для представителей этих профессий достаточно мало предложений.

В третьем квартале 2010 г. на рынке труда наблюдается рост количества вакансий. Особенно востребованы врачи, руководители разного уровня и специалисты в области образования. В целом в городе на настоящий момент имеется 23 тыс. вакансий для служащих и 45 тыс. рабочих вакансий.

Количество предложений о работе в сфере образования на ноябрь 2010 г. составило более 400 единиц. Самыми востребованными в данной сфере являются следующие специалисты: воспитатели, учителя начальных классов, музыки, иностранных языков (английского языка), физкультуры, физики, изобразительного искусства, русского языка и литературы, математики, труда.

По данным центра содействия трудоустройству выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, количество вакансий в учреждениях образования остается более или менее стабильным. Так, в третьем квартале 2008 г. насчитывалось более 600 единиц вакансий, в тот же период 2009 г. — 453 единицы и в 2010 г. — 436. В данном случае не наблюдается резкого снижения спроса на педагогические кадры. В других сферах деятельности наблюдается резкое снижение количества вакансий: так, в 2008 г. их насчитывалось более 600, а к 2010 г. их стало 250.

Чаще всего в вузовский центр содействия трудоустройству обращаются работодатели, которые хотели бы найти среди наших студентов и выпускников менеджеров по продажам (данная вакансия занимает лидирующую позицию не только в базе вакансий центра, но в целом на рынке труда), официантов, страховых агентов, промоутеров, специалистов в колл-центры, переводчиков, аниматоров.

Увеличивается количество работодателей, которые организуют для студентов старших курсов стажировки и практики. Так, компании «Уралсиб», «Фазер», «Балтийский банк», «Туррис» предлагают студентам Герценовского университета прой-

ти практики и стажировки в качестве специалистов по управлению персоналом, в сфере бухгалтерии, логистики. Практики и стажировки в компаниях помогают студентам получить представление о конкретном виде профессиональной деятельности, а также приобрести навыки работы. По итогам практик и стажировок компании выбирают кандидатов для трудоустройства в свои структурные подразделения.

Охарактеризуем основные тенденция трудоустройства выпускников РГПУ им. А. И. Герцена 2010 г. На июнь 2010 г. насчитывалось 39% (или 1107 человек) трудоустроенных выпускников, из них 17,2% трудоустроено по специальности, полученной в вузе. Остальные выпускники (36,2%) продолжают обучение; 8, 8% выпускников проходят службу в армии; не трудоустроены, по сведениям факультетов, 16% от общего количества выпуска дневного отделения.

По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, на работу в образовательные учреждения города в 2010/11 учебном году пришел 531 молодой специалист, из них 204 — это выпускники РГПУ им. А. И. Герцена. По сведениям Комитета высшего и профессионального образования Ленинградской области, в школах области приступил к работе 251 выпускник. Больше всего трудоустроенно выпускников юридического факультета — 74,4% от общего количества выпуска факультета, факультета биологии и института естествознания — 72,2%, факультета информационных техно-логий—66,5%, института детства—63,4%, факультетов коррекционной педагогики — 60%, физкультуры — 59%, музыки — 58%, иностранных языков — 53,5%, безопасности жизнедеятельности — 52,4%, химии — 52,2%, психолого-педагогическом — 48%. По специальности, полученной в вузе, трудоустроено следующее количество выпускников: на факультете музыки — 58% от числа трудоустроенных выпускников факультета, на юридическом — 56%, на

факультете информационных технологий — 45%, на факультете биологии и в институте естествознания — 41,6%, в институте детства — 38,8%, на факультетах коррекционной педагогики — 36,5%, физической культуры — 31%, психолого-педагогическом — 28, 5%, химии — 24%, иностранных языков — 22%, управления — 22%. В целом по вузу на разных факультетах количество выпускников, трудоустроенных по специальности, различно и колеблется в пределах 2 — 58% от числа трудоустроенных.

Выпускники вуза работают в образовании, торговле, городской и районной администрации, юриспруденции, гостинично-ресторанном бизнесе, в сфере информационных технологий, маркетинге, спорте, перевозках и логистики, финансовой и кредитной деятельности, строительстве, учреждениях культуры и искусства, охранных предприятиях, службах безопасности и т. д. Таким образом, Герценовский университет поставляет кадры для предприятий и учреждений различных сфер деятельности. При этом наши выпускники занимают не только должности преподавателей, специалистов различных отделов, но и административные позиции.

Анализ критериев, по которым работодатели осуществляют профессиональный отбор молодых специалистов в образовательной сфере, показывает, что: для работодателей наиболее важным является наличие у соискателя желания работать с детьми, любовь к детям и ответственность, важны такие личностные качества, как творческий подход к работе, исполнительность, коммуникабельность, целеустремленность, энергичность, инициативность, доброта, дисциплинированность, пунктуальность, адекватность, важны также законченное профильное образование, желание учиться и повышать свой образовательный уровень. Можно отметить, что критерии профотбора в большинстве случаев не являются объективными, а основываются на интуиции ру-

ководителя образовательного учреждения. Только некоторые работодатели отмечали, что претендент должен быть знаком с образовательными стандартами и программами, иметь хорошую академическую успеваемость.

В целом ситуацию с трудоустройством выпускников РГПУ им. А. И. Герцена в образовательные учреждения города можно охарактеризовать как сложную. Это связано с проблемой профориентации выпускников, с одной стороны, и не всегда объективными критериями отбора специалистов и иногда нежеланием руководителей образовательных учреждений принимать на работу молодого специалиста без опыта работы — с другой.

Для того чтобы оптимизировать процесс трудоустройства молодых специалистов в образовательные учреждения области, в этом году была реализована президентская программа государственной поддержки молодых специалистов. Эта программа предполагала трудоустройство молодых специалистов в школы Ленинградской области и в сельские школы других регионов при дополнительной материальной поддержке. Специально созданная комиссия при Министерстве образования и науки РФ отобрала 100 вакансий в сельских школах по всей стране. В Ленинградской области было отобрано всего 7 вакансий — учителя начальных классов, информатики, иностранного языка, физики. В данной программе, которая, несомненно, могла бы повысить имидж Герценовского университета, так как ее результаты планируют широко освещать СМИ, участвовало всего 2 наших выпускника 2010 г., которые заняли вакансии учителей информатики и иностранного языка в школах Ленинградской области.

На уровне университета также принимаются меры по усилению профориента-ционной работы и оптимизации процесса трудоустройства студентов и выпускников Герценовского университета. Одной

из таких мер являются вузовские ярмарки вакансий. 20 октября 2010 г. состоялась ярмарка вакансий, организованная центром содействия трудоустройству РГПУ им. А. И. Герцена. В ярмарке принимали участие 42 организации очно и более 100 (в основном образовательные учреждения, где открыты 1—2 вакансии) заочно. В целом работодателей представили более 600 единиц вакансий в различных сферах деятельности. В ярмарке вакансий приняли участие следующие организации и учреждения: Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга, образовательные учреждения города, государственные и частные учреждения дополнительного образования, общественные и социальные организации, кадровые агентства, торговые предприятия, рекламные агентства, банки, страховые компании, службы исполнения наказаний, детские оздоровительные лагеря, компании, работающие в сфере информационных технологий и телекоммуникации. В целом на ярмарке вакансий были представлены работодатели различных сфер деятельности, что дает широкое поле профессионального самоопределения для студентов и выпускников вуза.

По итогам опроса работодателей, которые приняли участие в ярмарке вакансий, было выявлено, что их интерес к студентам и выпускникам Герценовского университета достаточно высок. На ярмарке 50% компаний подобрали сотрудников в свои организации, 35% опрошенных — не определились с выбором сотрудников и 12% не смогли подобрать себе персонал. При том, что большинство работодателей (58%) удовлетворены качеством подготовки студентов и выпускников университета, 27% участников ярмарки не всегда могут отметить высокое качество профессиональной подготовки выпускников Герценовского университета. Одним из основных преимуществ специалистов, подготовленных в РГПУ им. А. И. Герцена, работодатели считают их высокую обучаемость, а также

возможность работать в смежных сферах деятельности. Основными недостатками выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, по мнению работодателей, являются ориентированность на получение высокой оплаты труда, отсутствие опыта работы и практических навыков профессиональной деятельности. Однако большинство работодателей-партнеров центра содействия трудоустройству не отказываются от сотрудничества с вузом, считая его перспективным как для развития компаний, так и для подготовки специалистов, которые должны больше соответствовать современным требованиям рынка труда.

Для студентов и выпускников вузовские ярмарки вакансий становятся не только местом, где можно подобрать вакансию в связи со своими запросами, но также ознакомиться с тенденциями рынка труда, повысить профориентацию, оценить свою конкурентоспособность. Посещаемость октябрьской ярмарки была достаточно высокой и составила более 700 человек. В основном это были студенты IV—V курсов факультетов биологии, юридического, иностранных языков, коррекционный педагогики, информационных технологии, технологии и предпринимательства.

По итогам опроса студентов-посетителей мероприятия, выявлено, что 42% из них нашли подходящие вакансии, 32% — не решили вопрос о трудоустройстве, а 18% студентов не заинтересовались представленными вакансиями. Подчеркнем, что такая ситуация, когда менее половины студентов находят для себя походящие места работы, складывается по нескольким причинам: прежде всего это низкий уровень профориентации студентов, переоценка своих возможностей, высокие требования соискателей к условиям труда и его оплате, а также завышенные требования работодателей к будущим сотрудникам. Кроме этого, выявлено, что 28% учащихся вуза, посетивших ярмарку вакансий, хотели бы найти работу в сфере образования, 17% —

в социальной сфере, 12% — в менеджменте, управлении, 8% — в сфере продаж, 8% — в сфере обслуживания, 7% — в юриспруденции, 6% — хотели бы работать в области компьютерных технологий и телекоммуникации, 5% — в сфере маркетинга.

Можно отметить, что многие студенты хотят профессионально реализоваться в той сфере деятельности, которая связана с полученной или получаемой в вузе специальностью. В месте с тем существует некоторый процент студентов, которые не могут определиться с профессиональной сферой деятельности фактически до окончания вуза.

На выбор того или иного места работы, по мнению наших студентов, больше всего влияют следующие факторы: во-первых, высокая зарплата (27%), во-вторых, интерес к выполняемой работе (26%), в-третьих, удобное время работы (24%), близкое расположение к месту жительства (9%).

Большинство студентов и выпускников Герценовского университета (52%) считают себя конкурентоспособными, 42% опрошенных не могут оценить свою конкурентоспособность, лишь 4% считают, что им будет сложно конкурировать с выпускниками других вузов Санкт-Петербурга. Опрошенные студенты полагают своим основным конкурентным преимуществом интерес к выполняемой работе (39%), наличие значимых для выполнения деятельности профессиональных и личностных качеств (36%).

Студенты и выпускники вуза в большинстве своем (более 60%) имеют представление о том, какие требования к ним будут предъявлять работодатели. Так, 23% опрошенных учащихся вуза считают, что для работодателей важней всего знание своей профессиональной области, 18% — опыт работы; 17% студентов думают, что работодатели будут обращать внимание на знание иностранного языка и дополнительные знания и умения (умение работать с компьютером, навыки общения, ведения переговоров и т. п.); 14% — желание и интерес работать в определенной профессиональной сфере; 12% опрошенных считают, что работодатели отбирают тех соискателей, которые обладают значимыми личностными качествами. Судя по результатам опроса, 63% учащихся вуза считают получаемую специальность достаточно престижной и востребованной, 17% не думают, что их специальность очень востребована на рынке труда.

Проведение вузовских ярмарок вакансий положительным образом влияет на повышение профориентации студентов, способствует преодолению трудностей в поиске и устройстве на работу, а также на повышение адекватности оценки студентами себя как профессионала и корректировке требований к условиям и оплате труда.

Несмотря на трудности процесса поиска и устройства на работу, почти все выпускники РГПУ им. А. И. Герцена 2010 г. трудоустроены, при этом более половины из них — по специальности, полученной в вузе.

О. В. Камкова,

ведущий психолог центра содействия трудоустройству выпускников

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У студентов и выпускников образовательных учреждений часто заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе. В случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, молодой специалист будет

чувствовать разочарование и неудовлетворенность от выбранной профессии. Помочь выпускникам приобрести первый положительный профессиональный опыт — задача, которая должна стоять перед всеми учреждениями, принимающими на работу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.