Научная статья на тему 'Problem of College kids violent behavior'

Problem of College kids violent behavior Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / АГРЕССИЯ / MODERN SOCIETY / YOUTH / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Vlasenko Larisa Vasilevna, Kalyuksheva Tatyana Pavlovna, Soldatova Nadezhda Nikolayevna

One of the most common problems of modern society is the aggressive youth problem. The reasons for the aggression of college kids are considered. Method of express-poll and S. Dayhoff's poll-test, with which the degree of violent behavior among young people could determine, are used in the research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Vlasenko Larisa Vasilevna, Kalyuksheva Tatyana Pavlovna, Soldatova Nadezhda Nikolayevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Problem of College kids violent behavior»

УДК 308

Л.В. Власенко, Т.П. Калюкшева, Н.Н. Солдатова

ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Одной из самых распространенных проблем современного общества является проблема агрессивности молодежи. Рассмотрены причины агрессии студенческой молодежи. При проведении исследования были использованы метод экспресс-опроса и опрос-тест С. Дайхо-ффа, применяя который, можно определить степень агрессивного поведения молодежи.

Ключевые слова: современное общество, молодежь, агрессия.

UDK 308

L. V. Vlasenko, T.P. Kalyksheva, N.N. Soldatova

PROBLEM OF COLLEGE KIDS VIOLENT BEHAVIOR

One of the most common problems of modern society is the aggressive youth problem. The reasons for the aggression of college kids are considered. Method of express-poll and S. Dayhoff’s poll-test, with which the degree of violent behavior among young people could determine, are used in the research.

Key words: modern society, youth, aggression.

Проблема отклонения в поведении — одна из центральных социальнопсихологических проблем современного общества. В конце XIX начале XX в. в науке были представлены различные взгляды на проблему девиантного поведения человека. Как показывает анализ научной литературы, в социологии и психологии сформировался ряд подходов к исследованию девиации: психоаналитическая теория З. Фрейда; этологическая теория К. Лоренца; теории фрустрации-агрессии; теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона; теория социального учения А. Бандуры; теория социального объяснения М. Биллинга, Д. Гордона и др.

Ц. Ломброзо, У.Х. Шелдон, Р. Линтон, У. Миллер и другие ученые пытались выяснить причины девиации и установить причинно-следственные связи между нею и биологическими особенностями человека, его внешностью, конституцией тела, психологическими чертами, социокультурными особенностями внешней среды.

В социологии девиантное поведение рассматривают как особое социальное явление, которое нарушает общественный уклад, является отклонением от общепринятых норм. В этом случае девиацией можно считать и агрессивное поведение, поскольку оно выходит за рамки допустимого, приемлемого в обществе поведения. В психологии же такое поведение чаще всего, рассматривают как средство ограждения от ряда неприятностей и возможность реализации своих желаний и целей. Но все исследователи соглашаются с тем, что массовая девиация в обычных условиях характерна для людей определенного возраста, а именно молодежи от 13 до 21 года.

Возраст человека от 13 до 21 года является самым сложным этапом в его развитии, несмотря на свою непродолжительность, во многом определяющим дальнейшую жизнь человека. Это период активного формирования характера молодого человека и становления его как личности в целом. Сложность этой возрастной стадии, по мнению исследователей, заключается в том, что биологическое и социальное созревание не совпадает во времени. В результате смены привычного обучения в школе на другие виды социальной деятельности, в ситуациях перехода от опекаемого родителями детства к самостоятельности, а также под действием гормональной перестройки подросткового организма, молодежь становится наиболее уязвимой и по-

датливой к отрицательным влияниям среды. Особым фактором становится свойственное юношеству желание высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей, стремление к взрослой самостоятельной жизни [1].

Согласно данным МВД РФ, в 2010 г. в России большую долю состоящих на учете в правоохранительных органах составляют молодые люди в возрасте от 13 до 21 лет, половина из которых склонна к проявлению агрессии и совершению противоправных действий. Таким образом, высокая степень агрессивности, ведущая к совершению противоправных действий, девиации является очевидной проблемой современного общества.

С целью изучения агрессивного поведения молодежи были опрошены студенты МГСУ, факультета ГСХ. Поскольку степень однородности генеральной совокупности достаточно высока, а данное исследование было проведено в рамках учебного курса «Социология», было опрошено пятьдесят человек, 25 девушек и 25 юношей.

Исследование опиралось на гипотезы о том, что агрессивное поведение юношества зависит: 1) от психофизиологических особенностей данной возрастной группы; 2) их социальных различий.

При проведении исследования были использованы метод экспресс-опроса и опрос-тест С. Дайхоффа [2], применяя который, можно определить степень агрессивного поведения молодежи.

Метод экспресс-опроса позволяет выявить мнение респондентов о проблеме формирования у молодежи агрессивного поведения, тенденции увеличения агрессивно-настроенных группировок, тест С. Дайкоффа — раскрыть социально-психологические факторы агрессивного поведения студентов.

В результате применения данных методов были выявлены некоторые социально-психологические особенности поведения студентов. Экспресс-опрос позволил подтвердить гипотезы исследования.

Обнаружилось, что у большого количества опрошенных респондентов существуют внутренняя тревога, разнообразные страхи, чувство вины, усиливающее внутреннее напряжение и агрессию.

Были заданы вопросы, раскрывающие степень внутренней тревоги молодежи. Так, на вопрос: «Есть ли у вас чувство вины, для которой нет оснований?», 34 % опрошенных ответили «да», на вопрос: «Используете ли Вы юмор для того, чтобы не сталкиваться лицом к лицу со своими настоящими чувствами?» 75 % опрошенных ответили «да».

Ответы показывают, что большинству подростков проще сдержать внутреннее напряжение, хранить свои проблемы в себе, что, на наш взгляд, приводит к накоплению агрессии, а при возникновении определенной ситуации может привести к ее выплеску в виде разнообразных девиаций.

Одним из показателей агрессивности у молодежи становится использование ею в своей речи сарказма (язвительных насмешек, содержащих определенный уничижительный смысл, направленных на окружающих). На вопрос «Используете ли Вы сарказм как форму юмора?» 55 % опрошенных ответили «да».

В целом 45 % респондентов согласны с тем, что у них много проблем, над которыми стоит поработать. Их жизнь не является настолько удовлетворительной, насколько им бы хотелось, они чувствуют дискомфорт, раздражение по отношению к окружающим. 15 % признались, что постоянно испытывают чувство гнева, что мешает им полноценно общаться с другими и вынуждает замыкаться на себе. У 30 % опрошенных студентов агрессивный настрой находится в пределах нормы. Только 10 % респондентов либо пре-

тит переживание гневного чувства, поскольку они не склонны к раздражению, либо они не связывают свою раздражительность с проявлением внешней среды.

По мнению ученых, подобные переживания являются особенностью данной возрастной группы и определяются их психофизиологическими характеристиками, которые оказывают большое воздействие на повседневное поведение, межличностные отношения и положение молодежи в обществе. Степень агрессивности выражается мерой импульсивности. Чрезмерно агрессивные молодые люди часто становятся инициаторами конфликтов даже в совершенно неконфликтных ситуациях.

Другое исходное предположение о том, что источником агрессивного поведения может служить социальное неравенство, неравенство возможностей людей, принадлежащих к различным социальным группам, также подтвердилось. На вопрос: «Вас очень задевает, если Вы чего-то не можете себе позволить, а знакомый может?», 58 % опрошенных ответили утвердительно.

В исследовании учитывалось действие дополнительных факторов, оказывающих негативное воздействие на индивида и формирующих в нем потенциал агрессивности. К ним относятся различные душевные травмы и насильственные действия. Поэтому из 45 % респондентов имеющих высокую степень агрессивности, 12 % на вопрос: «Пережили ли Вы эпизод преступного посягательства на Вашу жизнь или насилие (физическое или сексуальное)?», ответили утвердительно. Степень агрессивного поведения юношества может быть связана с положением молодых людей в обществе, а также очень сильно зависит от отношения к ним в первичных и вторичных группах, в частности в семье или учебных заведениях.

В процессе исследования предпринималось сопоставление полученных в ходе опроса результатов с результатами теста, проведенного в 2001 г. А.Ю. Дроздовым [3]. Результаты тестирования 2001 г. показали, что степень агрессии молодежи велика. Результаты опроса 2011 г. также во многом совпали с предположениями А.Ю. Дроздова, о том, что агрессивность молодежи во многом зависит от ситуации, в которой она проявляется. Чаще всего агрессия у молодежи проявляется к людям, которые им антипатичны.

Как уже подчеркивалось, рассматриваемый возрастной период является самым сложным в жизни индивида. Поэтому в процессе вторичной социализации современных студентов необходимо учитывать возрастные особенности молодых людей и сохраняющийся в их сознании и поведение максимализм и агрессивный настрой. С другой стороны, молодежь также должна ощущать потребность в перемене поведения, стремиться повышать культуру общения, чтобы полноценно адаптироваться к социализирующей среде.

Для изменения данной ситуации желательно расширить границы социокультурного пространства вуза, открыть возможности для гуманитарного развития личности студента, что позволит повлиять на рост ее духовности и гражданской ответственности, а в конечном итоге — понизить излишнюю агрессивность молодых людей. Так же необходимы дополнительные превентивные действия, упреждающие развитие молодежной агрессивности, например занятия с психологом, чтобы своевременно выявить склонность молодого человека к агрессивности, вовремя и профессионально оказать ему помощь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария и др. Ро-стов/н/Д. : Феникс, 2001. 576 с.

2. Дайхофф С. Тест внутренней агрессивности [Электронный ресурс] // Цнгтр делового развития «Профи-карьера». Режим доступа: http://www.seminarna.ru.

Научно-практический Интернет-журнал «Наука. Строительство. Образование». 2011. № 2. http://www.nso-iournal.ru 3

3. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социс. 2003. № 4.

REFERENCE

1. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of Youth]. Yu.G. Volkov, V.I. Dobrenkov, F.D. Ka-dariya i dr. Rostov-on-Don, 2001, 576 p.

2. Dayhoff S. Test vnutrenney agressivnosti [Internal aggression test]. Tsentor delovogo razvitiya “Profi-karera”. Available at: http://www.seminarna.ru.

3. Drozdov A.Yu. Agressivnoye povedeniye molodezhi v kontekste sotsialnoy situatsii [Youth violent behavior in context of social situation]. Sotsis. 2003. № 4.

Поступила в редакцию в августе 2011 г.

Об авторах: Власенко Лариса Васильевна, канд. соц. наук, доцент кафедры политологии и социологии, МГСУ, 129337, г. Москва, Ярославское ш., д. 26, vllv@inbox.ru;

Калюкшева Татьяна Павловна, студентка, МГСУ, 129337, г. Москва, Ярославское ш., д. 26, Tanuffka_1@mail.ru;

Солдатова Надежда Николаевна, студентка, МГСУ, 129337, г. Москва, Ярославское ш., д. 26

About authors: Vlasenko Larisa Vasilevna, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of political and social sciences department, Moscow State University of Civil Engineering, 129337, Moscow, Yaroslavskoye highway, 26, vllv@inbox.ru;

Kalyuksheva Tatyana Pavlovna, student, Moscow State University of Civil Engineering, 129337, Moscow, Yaroslavskoye highway, 26, Tanuffka_1 @mail.ru;

Soldatova Nadezhda Nikolayevna, student, Moscow State University of Civil Engineering, 129337, Moscow, Yaroslavskoye highway, 26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.