УДК 343.98.067
Уварова А.В.
студент 3 курса магистратуры направления «Юриспруденция» ФГБОУ ВО КрасГАУ
ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАТЕГОРИИ «НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ» АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
«ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ»
Аннотация: раскрыты пробелы уголовно-процессуального законодательства при определении категории «неотложных следственных действий» в аспекте рассмотрения методики расследования преступлений «по горячим следам». Обосновывается необходимость корректировки части 1 ст. 157 УПК РФ и предлагается новая редакция данной нормы.
Ключевые слова: раскрытие преступления «по горячим следам», методика раскрытия преступлений «по горячим следам», общеуголовные преступления.
История борьбы с преступностью свидетельствует, что проблема раскрытия
совершённых преступлений была и остается одной из самых сложных. Оставаясь
нераскрытыми, преступления создают условия для совершения новых, порой более
опасных деяний. Одним из способов предупреждения преступлений является их полное
раскрытие, что является одной из задач правоохранительных органов, в частности
органов внутренних дел, и важнейшей обязанностью уполномоченных на то
подразделений. В этой связи значение быстрого и полного раскрытия преступления
сложно переоценить. Однако, в практической правоохранительной деятельности
результативность раскрытия преступлений продолжает быть недостатьчно высокой.
Данная проблема продолжает оставаться сложной не только с позиций сложности
раскрытия преступлений «по горячим следам», но и по причине весьма сложной
криминальной ситуации. В соответствующих специальных криминологических
176
исследованиях отмечается, что настоящая ситуация с преступностью характеризуется «присутствием широкого перечня негативных криминологически значимых фоновых явлений преступности»[6]. Данные «фоновые явления» препятствуют успешному проведению неотложных следственных действий, включая раскрытие преступления «по горячим следам».
Так, согласно статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главного информационно аналитического центра» за период с января по сентябрь 2019 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 1521683 преступлений, или на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из которых раскрыто 806102 преступлений. Из общего числа зарегистрированных преступлений не раскрыто 610719 преступлений, что на 5% больше аналогичного показателя за январь - сентябрь 2018 года. При раскрытии преступления «по горячим следам» выявлено 676911 лиц, совершивших преступления, то есть на 5% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. В Красноярском крае за период с января по сентябрь 2019 года зарегистрировано 6681 преступлений из которых раскрыто 3759 преступлений, «по горячим следам» выявлено 1759 преступлений, что по сравнению с аналогичным периодом 2018 года ниже 7%. В связи с тем, что показатель раскрываемости преступлений по «по горячим следам» снижается, полагаем, что необходимо более детально рассмотреть методику расследования преступления «по горячим следам», для дальнейшего увлечения результативности применения на практике данной методики [5].
Как известно, что чем меньше времени проходит с момента совершения преступления до начала и завершения активной работы по его раскрытию, тем выше эффективность следственных и оперативно-розыскных мероприятий по делу. Быстрое раскрытие преступления «по горячим следам», является залогом успеха расследования в целом. Еслипреступление не обнаружено и не расследуется в ближайшее время после его совершения, впоследствии приходится затратить намного больше сил и средств в целях установления истины по делу.
Под расследованием преступлений «по горячим следам» понимается деятель
ность органов предварительного следствия и дознания по установлению максимальной
177
доказательственной и ориентирующей информации о событии преступления, лице, его совершившем, и других обстоятельствах, имеющих значение для дела, в кратчайшие сроки с момента совершения и обнаружения преступления [4].
Расследование преступлении «по горячим следам» обычно составляет содержание первоначального этапа расследования. Данное расследование проводится сразу после совершения преступления или спустя короткое время после него, причем расследуются чаще всего общеуголовные преступления ( убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбойные нападения и т.п.)[3]. Для расследования преступлений «по горячим следам» характерны: внезапность возникновения ситуации, требующей вмешательства правоохранительных органов; дефицит времени для принятия и осуществления процессуальных и тактических решений; большая динамичность процесса расследования, повышенная изменчивость следственной ситуации; недостаток информации при принятии решений (о характере события, лице, совершившем преступление, его мотивах и т.п.); необходимость безотлагательного использования в расследовании всей новой поступающей информации - как доказательственной, так и ориентирующей. Условия успешного расследования «по горячим следам»: максимальное сокращение времени для прибытия следственно-оперативной группы на место происшествия, широкое сочетание типового программирования действий с индивидуальностью расследования; безотлагательное включение всех необходимых сил и средств в работу по раскрытию преступления; временное ограничение круга выясняемых вопросов; высокая интенсивность и оперативность следственных действий; широкое использование технических средств для достижения максимальной полноты фиксации информации при минимальной затрате времени [2].
Одним из наиболее важных принципов в раскрытии преступлений «по горячим
следам» является неотложность, а именно проведение неотложных следственных
действий. Вместе с тем, обращаясь к Уголовно-процессуальному кодексу Российской
Федерации (далее - УПК РФ) касательно неотложных следственных действий в п. 19
ст.5 УПК РФ определено, что неотложные следственные действия - действия,
осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому
178
производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования [1]. Следовательно, законодатель наделяет возможностью проведения неотложных следственных действий, только органу дознания, не учитывая, что данные действия может так же осуществлять следователь. В ч. 1 ст.157 УПК РФ установлено, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст.146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия [1]. Таким образом, законодатель снова наделяет правом проведения неотложных следственных действий орган дознания и никем другим. Однако таким правом так же обладает следователь. Кроме этого, из формулировки закона вытекает, что неотложные следственные действия проводятся только по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. Следовательно, уголовные дела, расследуемые в форме дознания, не нуждаются в проведении неотложных следственных действий.
Таким образом, целесообразно изменить формулировку п.19 ст.5 УПК РФ и изложить данный пункт в следующей редакции: «неотложные следственных действия - действия, осуществляемые следователем, дознавателем, органом дознания при обнаружении, выявлении ими|признаков преступления, либо получении сообщения о нем. За исключением осмотра места происшествия неотложные следственные действия проводятся после возбуждения уголовного дела». Так же необходимо дополнить ч.1 ст .157 УПК РФ, представив данную норму в следующей редакции: «При обнаружении признаков преступления, следователь, дознаватель, орган дознания в порядке ст. 146 УПК РФ возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия. Данные изменения законодательства являются необходимыми, поскольку более подробно отражают понимание «неотложных следственных действий», которые неразрывно связаны с методикой расследования преступлений «по горячим следам».
Библиографический список
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW34481/.
Аверьянова, Т.В., Аминов, Д.И., Архипова, И.А. Криминалистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»//3-е изд.— М.:ЮНИТИ-ДАНА.2017. — С.621-625.
Адельханян, Р. А. Криминалистика. Курс лекций : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»//М.:ЮНИТИ-ДАНА.2017. — С.112-113.
Волчецкая, Т.С., Влезько, Д.А., Гармаев, Ю.П. Криминалистика: учебник //СПб. : Юридический центр Пресс, 2015. — С. 615-633.
МВД РФ//[Электронный ресурс].Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/18556721. Тепляшин П.В. Тенденции преступности в Сибирском федеральном округе (глубина анализа 6 лет) // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции (6-7 июня 2019 г.). Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2019. С. 92-94.