Научная статья на тему 'Раскрытие преступлений по горячим следам'

Раскрытие преступлений по горячим следам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4819
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
раскрытие преступлений по «горячим следам» / проверка сообщения о преступлении / возбуждение уголовного дела. / disclosure of crimes on «hot scents» / the verification of a crime report / a criminal case

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Владимировна Кардашевская

Проводится анализ понятия «раскрытие преступления по горячим следам» на основе действующих нормативных актов; указывается роль участкового уполномоченного полиции в данной деятельности; определяются направления совершенствования его деятельности по раскрытию преступления по горячим следам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCLOSURE OF CRIMES IN HOT PURSUIT

The article analyzes the concept of «solving the crime without delay» on the basis of existing legislation; the role of police officer in these activities; defines the directions of improvement of its activities to solve the crime in hot pursuit.

Текст научной работы на тему «Раскрытие преступлений по горячим следам»

© М.В. Кардашевская, 2018 УДК 343 ББК 67.52

РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ

Марина Владимировна Кардашевская,

профессор кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]

Научая специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проводится анализ понятия «раскрытие преступления по горячим следам» на основе действующих нормативных актов; указывается роль участкового уполномоченного полиции в данной деятельности; определяются направления совершенствования его деятельности по раскрытию преступления по горячим следам.

Ключевые слова: раскрытие преступлений по «горячим следам», проверка сообщения о преступлении, возбуждение уголовного дела.

Для цитирования: Кардашевская М.В. Раскрытие преступлений по горячим следам. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):142-5.

DISCLOSURE OF CRIMES IN HOT PURSUIT

Marina V. Kardashevskaya,

Professor of the Department of Criminalistics of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Doctor of Law, Professor

Abstract. The article analyzes the concept of «solving the crime without delay» on the basis of existing legislation; the role of police officer in these activities; defines the directions of improvement of its activities to solve the crime in hot pursuit.

Keywords. disclosure of crimes on «hot scents», the verification of a crime report, a criminal case.

История борьбы с преступностью свидетельствует, что проблема раскрытия совершенных преступлений была и остается одной из самых сложных. Оставаясь нераскрытыми, преступления создают условия для возрастания общественной опасности, т.е. для совершения новых, порой более опасных деяний. В этом смысле полное и быстрое раскрытие преступлений является одним из способов предупреждения преступлений. Его предупредительное значение (общая и частная превенция) проявляется в нескольких аспектах.

Во-первых, нераскрытое преступление не позволяет осуществить общеизвестный принцип неотвратимости наказания.

Во-вторых, оставаясь неразоблаченными, преступники не попадают под влияние исправительного воздействия (наказания), и это значит, что возможность рецидива с их стороны не только не исключена, но и наоборот, в любой момент может превратиться в действительность. Нет более благоприятного условия для повторного преступления, как неразоблаченность первого и безнаказанность. Сам факт раскрытия действует как предостерегающий сигнал для неустойчивых граждан, которым об этом стало известно [1, с. 8]. Еще Ч. Беккариа отметил: «... чем меньше прошло времени между преступлением и наказанием, тем более сильной и длительной будет в уме человека связь двух идей: преступления и наказания, так что

они непроизвольно будут представлять — одно как причина, а другое как неизбежное следствие» [2, с. 283—284].

В этой связи значение быстрого и полного раскрытия преступления сложно переоценить.

Раскрытие преступлений является одной из задач органов внутренних дел и важнейшей обязанностью уполномоченных на то подразделений. На практике же результативность раскрытия преступлений продолжает быть низкой. Так, в январе—октябре 2017 года было зарегистрировано 1 755 837, из них раскрыто только 944 815 преступлений, что составляет всего 53,8%, т.е. фактически по каждому второму преступлению не установлены лица, его совершившие1.

Данные статистики объективно свидетельствуют о наличии проблем в деятельности правоохранительных органов, в том числе и при расследовании преступлений по горячим следам. Среди этих проблем можно выделить следующие:

Проблемы организационного характера. Они касаются сроков, когда преступление считается раскрытым по «горячим следам», организации работы в следственно-оперативной группе (вопросы взаимодействия), планирования расследования по горячим следам в зависимости от складывающихся следственных ситуаций.

Проблемы тактического характера связаны с тактикой проведения следственных действий, характерных для этапа расследования преступления по горячим следам.

Проблемы использования специальных знаний на этапе расследования преступлений по горячим следам.

Рассмотрим только один из проблемных вопросов организационного характера, касающийся сроков раскрытия и расследования преступлений по горячим следам, и роли участкового уполномоченного полиции в данной деятельности.

Во всех учебниках по криминалистике указывается, что уголовно наказуемое деяние считается раскрытым по горячим следам, если преступник установлен в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в течение трех суток. Этот срок считается возмож-

ным увеличить до десяти суток при условии непрерывности работы по раскрытию преступления в течение указанного времени [3, с. 363; 4, с. 866— 869; 5]. Однако данный срок не соответствует Приказу Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 г. (ред. от 20.02.2014 г.) «О едином учете преступлений». В приложении № 4 приведена форма № 1 «Статистическая карточка на выявленное преступление», где указан реквизит 9.1 — код 3 «подозреваемый установлен в течение 24 часов с момента регистрации сообщения о преступлении». В «Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов» указано, что данный код заполняется в случае раскрытия преступления по «горячим следам». Таким образом, можно констатировать, что срок раскрытия преступления по «горячим следам» ограничен 24 часами.

В.П. Лавров считает, что раскрытие и расследование преступлений по горячим следам начинается с момента прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы [6, с. 8]. Другие авторы считают, что раскрытие преступления начинается с момента получения информации оперативным дежурным по ОВД, так нередки случаи, когда оперативные работники еще до выбытия следственно-оперативной группы устанавливают лицо, совершившее преступление (такая тенденция особенно проявляется в сельской местности)2. В Инструкции уточняется, что не получение информации оперативным дежурным, а момент ее регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП)3 является началом раскрытия преступления «по горячим следам», поскольку это время (начало) будет четко зафиксировано в КУСП.

Таким образом, моментом начала раскрытия преступления по «горячим следам» является мо-

1 Состояние преступности — январь—октябрь 2017 г. / МВД РФ (дата обращения 05.12.2017).

2 http://5fan.ra/wievjob.php?id=4034 (дата обращения 15.06.2016).

3 Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествия: Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736.

мент регистрации сообщения о преступлении в КУСП. При этом под сообщением о преступлении следует понимать заявление о преступлении, явку с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Под регистрацией сообщения о преступлении понимается внесение уполномоченным должностным лицом в КУСП краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера4. Отсюда следует, что момент начала раскрытия преступления по горячим следам совпадает с моментом начала проверки сообщения о преступлении, а, следовательно, в ходе раскрытия преступления по горячим следам могут проводиться все следственные действия, указанные в ст. 144 УПК РФ.

Представляется необходимым рассмотреть соотношение таких видов деятельности, как раскрытие преступление по горячим следам и проверка сообщения о преступлении.

Во-первых, у них разные цели: при раскрытии преступления по горячим следам — установить подозреваемого; при проверке сообщения о преступлении — принять одно из решений, указанных в ст. 145 УПК РФ.

Во-вторых, проверка сообщения о преступлении заканчивается в момент вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (или отказа в возбуждении, или в передаче по подследственности). Раскрытие преступления по горячим следам после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела может и продолжаться, если уголовное дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица. В тоже время, анализ судебно-следственной практики, а также тот факт, что карточка формы 1 заполняется при возбуждении уголовного дела, свидетельствуют, что моментом окончания раскрытия преступления по горячим следам является вынесение постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица.

4 Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях: Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 г (ред. от 20.02.2014 г.) «О едином учете преступлений».

В этих случаях проверка сообщения о преступлении и раскрытие преступления по горячим следам совпадают по времени и объему проводимой работы.

Следует отметить, что не о любом преступлении, по которому вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, можно говорить, что оно раскрыто по «горячим следам». Так, по преступлениям экономической направленности оперативная разработка может проводиться несколько месяцев, после чего оперативный сотрудник составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в КУСП, и в течение 24 часов возбуждается уголовное дело в отношении конкретного лица. В таких ситуациях не о каком раскрытии по «горячим следам» не может быть и речи. Поэтому данный термин, по нашему мнению, следует применять только к общеуголовным преступлениям. Понятия «общеуголовные преступления» нет, хотя этот термин и используется в статистических данных. К таким преступлениям традиционно относятся преступления, которые не являются экономическими, экологическими, коррупционными, транспортными, компьютерными, политическими, должностными, против порядка управления, воинскими, против правосудия, против мира и безопасности человечества [7, с. 172—181].

На основании изложенного можно сформулировать понятие «раскрытие преступления по горячим следам». Но вначале следует проанализировать уже существующее понятие, предложенное А.Р. Сысенко. Он полагает, что раскрытие преступления по «горячим следам» — это деятельность органов следствия и дознания по собиранию в предусмотренном законом порядке максимальной доказательственной информации о событии преступления и других обстоятельствах, имеющих значение по делу, в результате которого лицо, подозреваемое в совершении преступления, установлено в течение 24 часов с момента обнаружения преступления или поступления о нем сообщения [8, с. 30—34]. В целом соглашаясь с предложенным определением, считаем необходимым его скорректировать с учетом предшествующих рассуждений.

Раскрытие преступления по «горячим следам» — это уголовно-процессуальная проверка сообщения об общеуголовном преступлении, по результатам которой в течение 24 часов с момента регистрации сообщения по факту совершения преступления неизвестным лицом в КУСП возбуждено уголовное дело в отношении конкретного лица.

Представляется, что данное определение позволит правоохранительным органам более четко организовывать свою деятельность по раскрытию преступлений по «горячим следам».

Из этого же определения достаточно четко просматривается роль участкового уполномоченного полиции в раскрытии преступления по горячим следам, как субъекта, который, чаще всего, первым прибывает на место происшествия. Участковый уполномоченный полиции обеспечивает до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы сохранность следов преступления; информирует следователя и оперуполномоченного о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес; исполняет поручения следователя по установлению очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оперативных контактов с гражданами5.

Для оперативного решения поставленных перед участковым уполномоченным полиции задач, связанных с раскрытием преступления по горячим следам, он должен:

Иметь схему расположения камер уличного видеонаблюдения на его административном участке с уточнением, кому принадлежат камеры и где можно взять (просмотреть) видеозаписи. Даже если непосредственно на месте происшествия камер нет, они могут находиться по пути возможного следования преступника. Оперативно полученная следователем информация о наличии камер позволит существенно сократить время на их обнаружение.

5 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166.

Иметь на своем рабочем планшете фотографии поднадзорных лиц с тем, чтобы иметь возможность быстро предъявить их для опознания жертве преступления или очевидцам, которые заявляют, что запомнили преступника и могут его опознать.

Знать места возможной скупки краденого на его административном участке для их последующей проверки при раскрытии хищения чужого имущества.

Даже такие достаточно простые, нетрудоемкие мероприятия могут позволить в течении 24 часов с момента регистрации сообщения о преступлении, совершенного неизвестным лицом, установить виновного и возбудить уголовное дело в отношении данного человека.

Литература

1. Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии, Волгоград, 1976.

2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1972.

3. Криминалистика. / Под ред. Волынского А.Ф. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

4. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма-ИНФРА М, 2000.

5. Криминалистика: Учебник. 2015 / http:// narodirossii.ru/?p=2633 (дата обращения 15.06.2016) и др.

6. Лавров В.П., Сидоров В.Е. Расследование преступлений по горячим следам. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1989.

7. Клейменов В.П., Розеенкевич М.А., Юрьев В.С. Общеуголовная нераскрытая преступность // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 4 (25). / Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka. ru/article/n/obscheugolovnaya-neraskrytaya-prestupnost#ixzz4BeXDfaqp (дата обращения: 15.06.2016)

8. Сысенко А. Р. Участие специалиста в допросах и обысках, проводимых при расследовании преступлений по горячим следам // Эксперт-криминалист. 2010. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.