Научная статья на тему 'ПРОБЕЛЫ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЮДЖЕТНОМ КОНТРОЛЕ'

ПРОБЕЛЫ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЮДЖЕТНОМ КОНТРОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федюнина Е.Ю.

В статье рассмотрены пробелы бюджетного законодательства о бюджетном контроле: отсутствие понятий «бюджетный контроль» и бюджетный контроль в субъектах РФ»; некорректное определение объектов бюджетного контроля; отсутствие единого нормативно-правового акта, регулирующего контрольно-бюджетные отношения; отсутствие единых критериев оценки эффективности использования бюджетных средств. Предложены меры по их устранению. Сделан вывод о том, что устранение пробелов в федеральном бюджетном законодательстве станет основой для совершенствования правового регулирования бюджетного контроля в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAPS OF BUDGET LEGISLATION ABOUT BUDGETARY CONTROL

The article considers the gaps in the budget legislation on budget control: the lack of the notions of "budget control" and budget control in the subjects of the Russian Federation"; incorrect definition of budget control objects; the absence of a single normative-legal act regulating control-budgetary relations; the lack of common criteria for assessing the effectiveness of the use of budgetary funds. The article Proposes measures to eliminate them. The conclusion is made that the elimination of gaps in the federal budget legislation will become the basis for improving the legal regulation of budgetary control in the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЕЛЫ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЮДЖЕТНОМ КОНТРОЛЕ»

проблемы, которую решить будет еще тяжелее, чем на данный момент.

Использованные источники: 1. Ващенко В. А. Коррупция нанесла РФ ущерб. [Электронный ресурс] / https://www.gazeta.ru/social/2017/08/09/10825598.shtml (дата обращения 03.12.2017)

УДК 336.148

Федюнина Е.Ю. студент магистратуры 1 курса факультет «Юридический» Московский государственный университет путей сообщения

Императора Николая II (МИИТ) научный руководитель: Власов А.В.,

доцент

кафедра «Таможенное право и организация таможенного дела»

Россия, г. Москва ПРОБЕЛЫ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЮДЖЕТНОМ КОНТРОЛЕ

Аннотация:

В статье рассмотрены пробелы бюджетного законодательства о бюджетном контроле: отсутствие понятий «бюджетный контроль» и бюджетный контроль в субъектах РФ»; некорректное определение объектов бюджетного контроля; отсутствие единого нормативно-правового акта, регулирующего контрольно-бюджетные отношения; отсутствие единых критериев оценки эффективности использования бюджетных средств. Предложены меры по их устранению. Сделан вывод о том, что устранение пробелов в федеральном бюджетном законодательстве станет основой для совершенствования правового регулирования бюджетного контроля в субъектах РФ.

Ключевые слова: правовое регулирование бюджетного контроля, бюджетное законодательство, бюджетный контроль, государственный (муниципальный) финансовый контроль, объект бюджетного контроля, субъекты бюджетного контроля, критерии оценки эффективности использования бюджетных средств.

Fedyunina E. Y.

Graduate student 1 year, Faculty of Law

Moscow State University of Railway Station of the Emperor Nikolay II

(MIIT) Russia, Moscow

Supervisor: Vlasov A.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Customs Law and Customs Organization

THE GAPS OF BUDGET LEGISLATION ABOUT BUDGETARY

CONTROL

Annotation:

The article considers the gaps in the budget legislation on budget control: the lack of the notions of "budget control" and budget control in the subjects of the Russian Federation"; incorrect definition of budget control objects; the absence of a single normative-legal act regulating control-budgetary relations; the lack of common criteria for assessing the effectiveness of the use of budgetary funds. The article Proposes measures to eliminate them. The conclusion is made that the elimination of gaps in the federal budget legislation will become the basis for improving the legal regulation of budgetary control in the subjects of the Russian Federation.

Key words: the legal regulation of budgetary control, the budget legislation, budget control, state (municipal) financial control, budgetary control facility, subject of budget control, criteria for assessing the effectiveness of the use of budgetary funds.

В современных условиях дефицитного бюджета процесс расходования бюджетных средств должен быть особенно рациональным, а применение различного рода коррупционных схем является недопустимым. Основным инструментом поддержания финансовой дисциплины на всех этапах бюджетного процесса является бюджетный контроль.

Правовое регулирование бюджетного контроля характеризуется наличием существенных проблем, что является следствием многочисленных случаев нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, завышения стоимости закупок для государственных и муниципальных нужд, применения других коррупционных схем.

Совершенствование правового регулирования бюджетного контроля следует начинать с устранения пробелов в бюджетном законодательстве.

В бюджетном законодательстве РФ можно выделить следующие пробелы:

- отсутствие понятий «бюджетный контроль» и бюджетный контроль в субъектах РФ»;

- некорректное определение объектов бюджетного контроля;

- отсутствие единого нормативно-правового акта, регулирующего контрольно-бюджетные отношения;

- отсутствие единых критериев оценки эффективности использования бюджетных средств.

В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ отсутствует понятие «бюджетный контроль». Вместо него в Бюджетном кодексе РФ [1] применяется термин «государственный (муниципальный) финансовый контроль», понятие данной категории в БК РФ также отсутствует. В ст. 265 только указывается, что он осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов,

которые регулируют бюджетные правоотношения, т.е. речь идет именно о бюджетном контроле.

Для устранения данного недостатка в БК РФ необходимо заменить термин «государственный (муниципальный) финансовый контроль» на «бюджетный контроль», а также закрепить в ст.6 БК РФ следующее определение: «Бюджетный контроль - деятельность уполномоченных органов по проверке законности и эффективности движения бюджетных средств».

В данное определение включено два основных принципа - законность и эффективность. Законность предусматривает соблюдение бюджетного законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, которые регулируют бюджетные правоотношения. А введение принципа эффективности актуально в связи с реализацией концепции бюджетирования, ориентированного на результат, основной целью которого являлось переориентация всех субъектов бюджетной деятельности с простого освоения бюджетных средств на деятельность, которая будет приносить реальную выгоду государству.

Следует отметить, что термин «финансовый контроль» следует изменить на «бюджетный контроль» не только в названии Раздела IX и главы 26 БК РФ, но и по всему тексту, а вместе с ним и во всех нормативно -правовых актах субъектах РФ.

Также в БК РФ следует закрепить понятие «бюджетный контроль субъекта РФ - деятельность уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ по проверке законности и эффективности движения средств бюджета субъекта РФ».

В ст. 266.1 БК РФ [1] указано, что объектами финансового контроля являются лица, в отношении которых осуществляется контроль. Такое отношение к проверяемым лицам лишает их прав при осуществлении контроля. Поэтому определение объектов бюджетного контроля является некорректным.

Для исправления данной ситуации, лица, в отношении которых осуществляется бюджетный контроль, наравне, как и проверяющие лица, являются субъектами (участниками) контрольных правоотношений, т.к. каждая из сторон обладает правами и обязанностями. Объектами же бюджетного контроля следует понимать контрольные правоотношения на всех стадиях бюджетного процесса.

Бюджетный кодекс должен стать основным федеральным законом, определяющим порядок осуществления бюджетного контроля. Для этого в него необходимо включить в виде отдельного раздела, посвященного бюджетному контролю, нормы Федеральных законов «О Счетной палате Российской Федерации» [3] и «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» [2]. Такая мера позволит систематизировать бюджетное законодательство.

Еще одной проблемой правового регулирования бюджетного контроля является отсутствие единых критериев оценки эффективности использования бюджетных средств. В результате чего правовые акты, принимаемые органами бюджетного контроля по результатам контрольных мероприятий, могут признаваться судами как несоответствующими закону.

Согласно ст. 34 БК РФ [1] в ходе проверки эффективности использования бюджетных средств должно оцениваться достижение:

- заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности),

- и (или) наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На наш взгляд, данная формулировка эффективности использования бюджетных средств не отражает многоаспектность этого понятия, так как кроме экономичности расходов и достижения результата существуют такие критерии, как качество, целесообразность, сроки исполнения поставленной цели, законность, экономическая обоснованность.

В соответствии с Государственной программой РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 320 [4], критерии и методика оценки эффективности бюджетных расходов должны быть разработаны Министерством финансов Российской Федерации к 31 декабрю 2020 года.

Все многообразие применяемых в настоящее время критериев эффективности использования бюджетных средств, встречающихся в исследованиях и нормативно-правовых актах можно разделить на две группы - критерии оценки в узком смысле и критерии оценки в широком смысле.

В узком смысле критериями оценки эффективности использования бюджетных средств являются финансовые критерии (финансово-экономический результат деятельности).

Критерии оценки в широком смысле включают:

- организационные (наличие необходимых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность объекта оценки, в том числе по обеспечению эффективности использования бюджетных средств, установлению ответственности за их неэффективное использование, осуществлению внутреннего контроля);

- финансовые критерии (финансово-экономический результат деятельности);

- социальные критерии (вклад в социальное развитие), не имеющие стоимостной оценки.

На наш взгляд, применение критериев оценки эффективности использования бюджетных средств только в узком смысле (оценка финансово-экономического результата использования бюджетных средств) не отвечает современных требованиям обеспечения благополучия и

процветания России.

Из имеющихся методик оценки эффективности использования бюджетных средств, для целей внутреннего финансового контроля наиболее удачной представляется методика, содержащаяся в Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации[5].

Поэтому до принятия Министерством финансов РФ единых критериев оценки эффективности использования бюджетных средств представляется целесообразным использовать критерии, указанные в Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ РФ [5]. Таким критериями являются:

- степень достижения целей и решения задач, на которые израсходованы бюджетные средства;

- степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;

- степень реализации мероприятий (достижения результатов их реализации).

В рамках данной методики, эффективность использования средств бюджета рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.

Устранение пробелов в федеральном бюджетном законодательстве станет основой для совершенствования правового регулирования бюджетного контроля в субъектах РФ.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2011. №7. Ст. 903.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 2013. №14. Ст. 1649.

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (ред. от 30.03.2017) // Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/

5. Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ http://economy.gov.ru/minec/main

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.