Научная статья УДК 342.742.5
https://doi.org/10.36511/2078-5356-2021-4-86-93
Призыв на военную службу в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации
Новопавловская Елена Евгеньевна1, Лаврентьев Александр Рудольфович2'3
белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова, Белгород, Россия, novopavlovskayae@gmail.com
2Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия, Нижний Новгород, Россия, rap_pf_gospravo@mail.ru
3Научно-образовательный центр экспертного обеспечения публичного управления Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Аннотация. Призыв на военную службу - конституционный долг, обязанность по защите Отечества - порядок, условия его реализации, проблемы и пути их разрешения выступают объектом внимания в отечественной науке и предметом разнообразных конфликтов, судебных споров, в том числе в Конституционном Суде Российской Федерации. В настоящее время основные вопросы, связанные с призывом на военную службу, сняты не в последнюю очередь благодаря механизму конституционного судопроизводства.
Ключевые слова: конституционный долг и обязанность по защите Отечества, военная служба, призыв на военную службу, альтернативная гражданская служба, конституционное судопроизводство, правовая позиция
Для цитирования: Новопавловская Е. Е., Лаврентьев А. Р. Призыв на военную службу в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4 (56). С. 86—93. https://doi.org/10.36511/ 2078-5356-2021-4-86-93.
Original article
Conscription for military service in legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation
Elena E. Novopavlovskaya1, Aleksander R. Lavrentev2'3
1Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, Belgorod, Russian Federation, novopavlovskayae@gmail.com
2Privolgzkiy branch of Russian state university of justice, Nizhny Novgorod, Russian Federation, rap_pf_gospravo@mail.ru
3Scientific and educational center for expert support of public administration of the Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov, Nizhny Novgorod, Russian Federation
Abstract. The conscription for military service is a constitutional duty, the duty to defend the Fatherland - the order, the conditions for its implementation, problems and ways to resolve them are the object of attention in domestic science and the subject of various conflicts, litigation, incl. in the Constitutional Court of the Russian Federation. Currently, the bulk of the issues related to conscription for military service have been removed, not least thanks to the mechanism of constitutional justice.
Keywords: constitutional duty to defend the Fatherland, conscription for military service, alternative civil service, constitutional legal proceedings, legal position
© Новопавловская Е. Е., Лаврентьев А. Р., 2021
For citation: Novopavlovskaya E. E., Lavrentev A. R. Conscription for military service in legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 4 (56), pp. 86—93. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2021-4-86-93.
Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) в части 1 статьи 59 определила, что защита Отечества является долгом российского гражданина [1]. Эта конституционная обязанность включена в главе 2 и подтверждает правовую позицию о закреплении Конституцией РФ более полного «набора» элементов конституционного статуса личности, чем только права и свободы.
Представляется небезынтересным, что в ходе конституционной реформы 2020 года, кроме вопросов совершенствования организации публичной власти [2], дополнены гарантии конституционного статуса личности, в частности «усилены» нормы, устанавливающие систему традиционных ценностей российского общества. В обновленной Стратегии национальной безопасности в пункте 91 приведен их перечень [3], в него включены, в том числе «...патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.». Защита Отечества имеет сложную природу и синтезирует различные аспекты (политического, правового, нравственного и иного характера) взаимоотношений народа, личности и государства, выступая гарантией прочности конституционного строя, суверенного развития России [4, с. 9—10].
Порядок реализации гражданами Российской Федерации обязанности по прохождению военной службы определен специальным федеральным законом [5] и возможен в трех вариациях:
1) военная служба по призыву;
2) военная служба на добровольной основе по контракту. Заметим, что военную службу в отличие от других видов публичной службы [6] могут проходить также иностранные граждане, правда исключительно при замещении должностей рядового и младшего начальствующего состава;
3) альтернатива военной службе (предлагаем не путать примененный нами термин с понятием «альтернативная гражданская служба», которая представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву в соответствии с часть 1 статьи 1 [7] для тех, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, которые являются
представителями коренного малочисленного народа Российской Федерации [8; 9], например, для сельских учителей и врачей, для работников организаций оборонно-промышленного комплекса, для сотрудников государственных военизированных организаций (абз. 1 ст. 5) [10], в том числе органов внутренних дел [11], Ро-сгвардии (ч. 1 ст. 44) [12], таможенных органов [13], системы ФСИН России [14], МЧС России [15], Следственного комитета России [16].
Международные акты допускают военную службу по призыву: и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 4) [17], и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 8) [18] не относят все виды военной службы и службы, назначенной вместо обязательной военной службы, к принудительному труду (п. 1) [19].
Разумеется, существуют механизмы освобождения и отсрочки от призыва на военную службу по ряду оснований. Например, освобождение возможно по состоянию здоровья при установлении категории годности к военной службе «В» и «Д» [20] или при наличии ученой степени [21; 22]. Отсрочка предоставляется по более чем 20 основаниям (ст. 24) [5], в том числе по религиозным мотивам [23; 24] или, например, в связи с осуществлением политической деятельности в качестве кандидата на выборные должности депутатов всех видов представительных органов публичной власти в Российской Федерации или в связи с «участием» (п. «б»—«д», «и» ч. 1 ст. 24) [5] в достижении национальных целей развития России до 2024 [25] и до 2030 [26] годов.
Не подлежат призыву на военную службу граждане, в отношении которых применяется уголовно-правовое принуждение (ч. 3 ст. 23) [5]: ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, уже отбывающие некоторые виды уголовных наказаний (ст. 49, 50, 53, 54, 56, 57) [27], а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
Таким образом, военная служба по призыву — одна из возможных вариаций, «развилок» правомерного поведения по выполнению конституционной обязанности защищать Родину. Ежегодно более четверти миллиона россиян призываются на военную службу, за последнее 10 лет — почти 3 миллиона мужчин (табл. 1).
Таблица 1
Сводные данные о количестве граждан, подлежащих призыву на военную службу в Российской Федерации: 2012-2021 годы
год призывном период нормативная основа -указ Президента России Количество граждан, подлежащих призыву
дата номер в призыв всего
2012 1 апреля - 15 июля 30 марта 2012 года 345 155 570 295 710
1 октября - 31 декабря 29 сентября 2012 года 1 309 140140
2013 1 апреля - 15 июля 29 марта 2013 года 302 153 200 303 230
1 октября - 31 декабря 26 сентября 2013 года 732 150 030
2014 1 апреля - 15 июля 31 марта 2014 года 189 154 100 308 200
1 октября - 31 декабря 30 сентября 2014 года 647 154 100
2015 1 апреля - 15 июля 25 марта 2015 года 160 150145 297 245
1 октября - 31 декабря 30 сентября 2015 года 493 147100
2016 1 апреля - 15 июля 31 марта 2016 года 139 155 000 307 000
1 октября - 31 декабря 29 сентября 2016 года 503 152 000
2017 1 апреля - 15 июля 30 марта 2017 года 135 142 000 276 000
1 октября - 31 декабря 27 сентября 2017 года 445 134 000
2018 1 апреля - 15 июля 30 марта 2018 года 129 128 000 260 500
1 октября - 31 декабря 28 сентября 2018 года 552 132 500
2019 1 апреля - 15 июля 30 марта 2019 года 135 135 000 267 000
1 октября - 31 декабря 30 сентября 2019 года 472 132 000
2020 1 апреля - 15 июля 30 марта 2020 года 232 135 000 263 000
1 октября - 31 декабря 30 сентября 2016 года 581 128 000
2021 1 апреля - 15 июля 29 марта 2021 года 186 134 650 262 150
1 октября - 31 декабря 30 сентября 2021 года 556 127 500
ИТОГО (за 10 лет): 2 840 035
Призывной возраст лиц мужского пола — от 18 до 27 лет, контингент призывников по критерию возраста за последние годы значительно изменился: число 18-летних призывников сократилось почти вдвое, и, в свою очередь, зафиксирована стойкая тенденция к увеличению числа призывников старших возрастов. Подобные изменения связывают с повышением престижа и привлекательности военной службы [28]. Так, например, закреплено (ст. 2, 5) [29] преимущественное (при прочих равных условиях) право граждан, которые прошли военную службу по призыву, на обучение в вузах в рамках специальных проектов, утвержденных Президентом или Правительством Российской Федерации, по программам в области экономики и управления.
Законодательство о военной службе по призыву, несмотря на детальную регламентацию, продолжает совершенствоваться. Так, в
Положение о воинском учете [30] только за последние три года было внесено 8 изменений. Например, теперь военные комиссариаты правомочны заводить карты первичного воинского учета на молодых людей, не имеющих регистрации по месту жительства [31, с. 61—64], что должно сократить число «уклонистов» [28].
Может сложиться впечатление, что проблем с выполнением конституционной обязанности защищать Родину у призывников быть не должно. Однако практика конституционного судопроизводства свидетельствует об ином. За истекшие 30 лет Конституционный Суд Российской Федерации (далее — КС РФ) многократно рассматривал вопросы военной службы по призыву.
Во-первых, основания и порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу граждан, обучающихся по очной форме
обучения. Так, только в 2018 году КС РФ дважды признал неконституционными ряд положений статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [32], а спустя месяц констатировал неконституционность абзацев 2, 3, 10 подпункта «а» пункта 2 той же статьи [33]. Причем с запросами по каждому из этих постановлений КС РФ выступали следующие суды: Бугульминский городской суд Республики Татарстан и Ленинский районный суд города Санкт-Петербурга соответственно. Обобщим правовые позиции КС РФ по этому вопросу:
— принцип равенства всех перед законом распространяется не только на зафиксированные на конституционном уровне права, но и на иные права, связанные с ними, которые закреплены в других нормативных правовых актах;
— право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением образования не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права. Но при установлении различий учету подлежат объективные характеристики определенных субъектов права;
— федеральный законодатель обладает правом устанавливать дифференцирующие критерии в правовом положении граждан, включая возраст. Это допустимо только в тех случаях, когда возрастной критерий позволяет подразделять граждан на объективно разные категории;
— отсутствие возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в магистратуре у гражданина, ранее получившего отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением совершеннолетия до окончания школы, нарушает принципы равенства граждан и справедливости, не имеет объективного и разумного оправдания и др.
Во-вторых, вопрос о механизме замены военной службы военнообязанного гражданина альтернативной гражданской службой. Для направления мужчины возрастом от 18 до 27 лет на альтернативную гражданскую службу важно соблюсти ряд процедур [34], включая личное обращение в военкомат с соответствующим заявлением о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. Причем установлены предельные сроки подачи такого заявления: до 1 апреля — призываемые на военную службу в октябре — декабре соответствующего года, до 1 октября — призываемые в апреле — июне следующего года. Право рассмотрения подобного рода заявлений дано военкоматам. В случаях отказа в замене военной службы по призыву альтернативной
гражданской службой, как показывают российские реалии, не исключены ошибки, влекущие нарушения прав призывников [35, с. 61—64]. КС РФ по этому вопросу сформулировал однозначную правовую позицию: право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, оно, как и связанные с ним свобода совести и вероисповедания, не должно быть ограничено процедурами [36].
В-третьих, вопросы, связанные с отдельными элементами правового статуса военнослужащих:
— основания и порядок досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением либо ненадлежащим выполнением условий контракта (постановление КС РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П, определение КС РФ от 19 ноября 2015 г. № 2620-0);
— гарантий прав военнослужащих, включая регламентацию вопросов выплаты денежного довольствия военнослужащих (постановление КС РФ от 29 марта 2019 г. № 16-П), предоставления жилых помещений (постановление КС РФ от 20 июля 2018 г. № 34-П, постановление КС РФ от 19 апреля 2018 г. № 16-П), пенсионного обеспечения (постановление КС РФ от 27 ноября 2017 г. № 33-П, определение КС РФ от 5 декабря 2019 г. № 3279-0, определение КС РФ от 19 июля 2016 г. № 1484-0), выплаты пособий, предоставления иных мер социальной поддержки (постановление КС РФ от 22 марта 2019 г. № 15-П, постановление КС РФ от 11 ноября 2016 г. № 19-П). Признаем, что число подобного рода обращений весьма значительно.
Мониторинг практики конституционного судопроизводства по делам об оспаривании конституционности регулирования военной службы по призыву показывает, что субъектами обращений выступали не только отдельные граждане в порядке конкретного нормоконтроля (определение КС РФ от 25 сентября 2014 г. № 1859-0), но и представители властных структур государства, в основном суды (постановление КС РФ от 22 мая 2018 г. № 19-П). Более того, также имели место совместные обращения граждан и органов государственной власти (постановление КС РФ от 17 апреля 2018 г. № 15-П).
Таким образом, нами приведен далеко не полный перечень решений КС РФ и сформулированных в них правовых позиций по вопросам прохождения военной службы по призыву. Но и этих примеров достаточно для констатации факта наличия неточностей в правовом регулировании порядка реализации конституционной обязанности по защите Родины.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г). URL: 11Йр://риЫюа1юп. pravo.gov.ru/ 0001202007040001 (дата обращения: 25.10.2021)
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11, ст. 1416.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ч. II, ст. 5351.
4. Казаков Р М. Конституционные основы защиты Отечества в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 30 с.
5. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28 марта 1998 г № 53-ФЗ (ред. от 29 мая 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.
6. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22, ст. 2063.
7. Об альтернативной гражданской службе: федеральный закон от 25 июля 2002 г № 113-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30, ст. 3030.
8. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 13 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18, ст. 2208.
9. О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 (ред. от 26 мая 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 14, ст. 1493.
10. Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51, ст. 5681.
11. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021 г) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49. Ч. 1, ст. 7020.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: федеральный закон от 3 июля 2016 г.
№ 227-ФЗ (ред. от 20 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (ч. I), ст. 4160.
13. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 1997 г № 114-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021 г) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30, ст. 3586.
14. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г № 5473-1 (ред. от 26 мая 2021 г) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33, ст. 1316.
15. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021 г) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22, ст. 3089.
16. О Следственном комитете Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2010 г № 403-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1, ст. 15.
17. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР 1976. № 17, ст. 291.
18. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г Риме 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2, ст. 163.
19. О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 (ред. от 23 декабря 2010 г) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 6.
20. Положение о военно-врачебной экспертизе: утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г № 565 (ред. от 1 июня 2020 г, с изм. от 27 сентября 2021 г) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 28, ст. 3831.
21. О порядке присуждения ученых степеней; постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г № 842 (ред. от 11 сентября 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 40. Ч. III, ст. 5074.
22. Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093: приказ Минобрнау-ки России от 24 февраля 2021 г. № 118 (зарегистрировано в Минюсте России 6 апреля 2021 г. № 62998). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.10.2020
23. О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу:
указ Президента РФ от 12 июля 2012 г. № 969 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 29, ст. 4068.
24. О предоставлении старообрядцам права на получение отсрочки от призыва на военную службу: указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2020 г № 256 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 16, ст. 2563.
25. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 21 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20, ст. 2817.
26. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 30, ст. 4884.
27. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.
28. Правила призыва в армию ужесточат // Газетами. 20.09.2019. URL: https://www.gazeta.ru/comments/2019/ 09/20_e_12663973.shtml (дата обращения: 25.10.2021).
29. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву: федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ (с изм. от 30 октября 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27, ст. 3462.
30. Об утверждении Положения о воинском учете: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (ред. от 14 октября 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 49. Ч. 2, ст. 5220.
31. Соколов Я. О. Новые требования к призывникам: обязанность встать на воинский учет по месту фактического проживания // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 4. С. 61—64.
32. По делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина П. А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан: постановление Конституционного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. № 15-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2018. № 4.
33. По делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с запросом Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга: постановление Конституционного Суда РФ от 22 мая 2018 г. № 19-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2018. № 5.
34. Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы: постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 (ред. от 26 марта 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 23, ст. 2309.
35. Соколов Я. О. Четыре причины нарушения права призывников на замену военной службы альтернативной гражданской // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 7. С. 60-63.
36. По жалобам граждан Жидкова Михаила Александровича и Пильникова Олега Сергеевича на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»: определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г № 447-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 2.
References
1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote of December 12, 1993 (with changes approved during the all-Russian vote of July 1, 2020). URL: http://publication.pravo.gov.ru/0001202007040001 (accessed 25.10.2021). (In Russ.)
2. On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities: law RF on the amendment to the RF Constitution no. 1-FKZ of March 14, 2020. Collected Legislation of the RF, 2020, no. 11, art. 1416. (In Russ.)
3. National security strategy of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation no. 400 of July 2, 2021. Collected Legislation of the RF, 2021, no. 27, part II, art. 5351. (In Russ.)
4. Kazakov R. M. Constitutional foundations of the defense of the fatherland in the Russian Federation. Author's abstract... candidate of legal sciences. Saratov, 2009. 30 p. (In Russ.)
5. On military duty and military service: federal law no. 53-FZ of March 28, 1998 (as amended of May 29, 2019). Collected Legislation of the RF, 1998, no. 13, art. 1475. (In Russ.)
6. On the system of public service of the Russian Federation: federal law no. 58-FZ of May 27, 2003 (as amended of February 7, 2021). Collected Legislation of the RF, 2003, no. 22, art. 2063. (In Russ.)
7. On alternative civilian service: federal law no. 113-FZ of July 25, 2002 (as amended of July 31, 2020). Collected Legislation of the RF, 2002, no. 30, art. 3030. (In Russ.)
8. On guarantees of the rights of the indigenous peoples of the Russian Federation: federal law no. 82-FZ of April 30, 1999 (as amended of July 13, 2020). Collected Legislation of the RF, 1999, no. 18, art. 2208. (In Russ.)
9. On the Unified List of Indigenous Minorities of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation no. 255 of March 24, 2000 (as amended of May 26, 2020). Collected Legislation of the RF, 2000, no. 14, art. 1493. (In Russ.)
10. On weapons: federal law no. 150-FZ of December 13, 1996 (as amended of December 8, 2020). Collected Legislation of the RF, 1996, no. 51, art. 5681. (In Russ.)
11. On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal law no. 342-FZ of November 30,
2011 (as amended of April 30, 2021). Collected Legislation of the RF, 2011, no. 49, part 1, art. 7020. (In Russ.)
12. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation and invalidation of certain legislative acts (provisions of legislative acts) of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law "On the National Guard Troops of the Russian Federation": federal law no. 227 -FZ of July 3, 2016 (as amended of July 20, 2020). Collected Legislation of the RF, 2016, no. 27, part I, art. 4160. (In Russ.)
13. On service in the customs authorities of the Russian Federation: federal law no. 114-FZ of July 21, 1997 (as amended of April 30, 2021). Collected Legislation of the RF, 1997, no. 30, art. 3586. (In Russ.)
14. On institutions and bodies executing criminal sentences in the form of imprisonment: the law of the Russian Federation no. 5473-1 of July 21, 1993 (as amended of May 26, 2021). Vedomosti SND and the RF Armed Forces, 1993, no. 33, art. 1316. (In Russ.)
15. On service in the federal fire service of the State Fire Service and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal law no. 141-FZ of May 23, 2016 (as amended of April 30, 2021). Collected Legislation of the RF, 2016, no. 22, art. 3089. (In Russ.)
16. On the Investigative Committee of the Russian Federation: federal law no. 403-FZ of December 28, 2010 (as amended of July 1, 2021). Collected Legislation of the RF, 2011, no. 1, art. 15. (In Russ.)
17. International Covenant on Civil and Political Rights. Adopted on December 16, 1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly. Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR, 1976, no. 17, art. 291. (In Russ.)
18. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms. Concluded in Rome of November 4, 1950. Collected Legislation of the RF, 2001, no. 2, art. 163. (In Russ.)
19. On the practice of consideration by the courts of criminal cases on evading military service and military or alternative civilian service: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation no. 3 of April 3, 2008 (as amended of December 23, 2010). Bulletin of the Supreme Court of the RF, 2008, no. 6. (In Russ.)
20. Regulations on the military medical examination: approved by the decree of the Government of the Russian Federation no. 565 of July 4, 2013 (as amended of June 1, 2020, as amended of September 27, 2021). Collected Legislation of the RF, 2013, no. 28, art. 3831. (In Russ.)
21. On the procedure for awarding academic degrees: resolution of the Government of the Russian Federation no. 842 of September 24, 2013 (as amended of September 11, 2021). Collected Legislation of the RF, 2013, no. 40, part III, art. 5074. (In Russ.)
22. On the approval of the nomenclature of scientific specialties for which scientific degrees are awarded, and amending the Regulation on the Council for the Defense of Dissertation for the Degree of Candidate of Science,
for the Degree of Doctor of Science, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 1093 of November 10, 2017: order of the Ministry of Education and Science of Russia no. 118 of February 24, 2021 (registered with the Ministry of Justice of Russia no. 62998 of April 6, 2021). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 12.11.2020). (In Russ.)
23. On granting clergy the right to receive a deferral from conscription: decree of the President of the Russian Federation no. 969 of July 12, 2012. Collected Legislation of the RF, 2012, no. 29, art. 4068. (In Russ.)
24. On granting Old Believers the right to receive a deferral from conscription: decree of the President of the Russian Federation no. 256 of April 13, 2020. Collected Legislation of the Russian Federation, 2020, no. 16, art. 2563. (In Russ.)
25. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: decree of the President of the Russian Federation no. 204 of May 7, 2018 (as amended of July 21, 2020). Collected Legislation of the RF, 2018, no. 20, art. 2817. (In Russ.)
26. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: decree of the President of the Russian Federation no. 474 of July 21, 2020. Collected Legislation of the RF, 2020, no. 30, art. 4884. (In Russ.)
27. The Criminal Code of the Russian Federation no. 63-FZ of June 13, 1996 (as amended of July 1, 2021). Collected Legislation of the RF, 1996, no. 25, art. 2954. (In Russ.)
28. The rules of conscription will be toughened. Gazeta.Ru, 2019, September, 20. URL: https://www. gazeta.ru/comments/2019/09/20_e_12663973.shtml (accessed 25.10.2021). (In Russ.)
29. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the implementation of measures to increase the prestige and attractiveness of military service on conscription: federal law no. 170-FZ of July 2, 2013 (as amended of October 30, 2014). Collection of legislation of the RF, 2013, no. 27, art. 3462. (In Russ.)
30. On the approval of the Regulations on military registration: Resolution of the Government of the Russian Federation no. 719 of November 27, 2006 (as amended of October 14, 2021). Collected Legislation of the RF, 2006, no. 49, part 2, art. 5220. (In Russ.)
31. Sokolov Ya. O. New requirements for conscripts: the obligation to register for military service at the place of actual residence. Law in the Armed Forces, 2019, no. 4, pp. 61—64. (In Russ.)
32. On the case of checking the constitutionality of the provisions of subparagraph «a» of paragraph 2 of Article 24 of the federal law "On Military Duty and Military Service" in connection with the complaint of the citizen P. A. no. 15-P of April, 2018. Bulletin of the Constitutional Court of the RF, 2018, no. 4. (In Russ.)
33. In the case of verifying the constitutionality of paragraphs of the second, third, tenth and twelfth subparagraph "a" of paragraph 2 of Article 24 of the federal law "On Military Duty and Military Service" in connection with the request of the Leninsky District Court of St. Petersburg: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation no. 19-P of May 22, 2018. Bulletin of the Constitutional Court of the RF, 2018, no. 5. (In Russ.)
34. On the approval of the Regulation on the procedure for passing the alternative civilian service: decree of the Government of the Russian Federation no. 256 of May 28, 2004 (as amended of March 26, 2019). Col-
lected Legislation of the RF, 2004, no. 23, art. 2309. (In Russ.)
35. Sokolov Ya. O. Four reasons for violating the right of conscripts to replace military service with an alternative civilian. Law in the Armed Forces, 2019, no. 7, pp. 60—63. (In Russ.)
36. On complaints of citizens Mikhail Aleksandrovich Zhidkov and Oleg Sergeevich Pilnikov about violation of their constitutional rights by Article 11 of the Federal Law "On Alternative Civil Service": determination of the Constitutional Court of the Russian Federation no. 447-O of October 17, 2006. Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation, 2007, no. 2. (In Russ.)
Информация об авторах
Е. Е. Новопавловская - кандидат юридических наук, доцент; А. Р. Лаврентьев - кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
E. E. Novopavlovskaya - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor; A. R. Lavrentev- Candidate of Sciences (Law), Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 27.10.2021; одобрена после рецензирования 28.11.2021; принята к публикации 13.12.2021.
The article was submitted 20.10.2021; approved after reviewing 20.11.2021; accepted for publication 13.12.2021.