Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ РАВНОГО ДОСТУПА ГРАЖДАН РФ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ РАВНОГО ДОСТУПА ГРАЖДАН РФ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ Текст научной статьи по специальности «Право»

79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / УВОЛЬНЕНИЕ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ / РЕЕСТР / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / LIMITATIONS / PUBLIC OFFICIAL / CRIMINAL LIABILITY / ADMINISTRATIVE LIABILITY / ANTI-CORRUPTION MEASURES / ANTI-CORRUPTION / LOSS OF CONFIDENCE / REGISTER / CORRUPTION OFFENSE / REPORTABLE INCOME / REPORTABLE EXPENSES / CONFLICT OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибулина Ольга Владимировна

Публичный характер деятельности государственных и муниципальных (публичных) служащих, наличие властных полномочий, подготовка, принятие и реализация жизненно важных для общества и государства решений обусловливают наличие ограничений в числе неотъемлемых элементов их правового статуса, представляющих собой обстоятельства, наличие которых препятствует как поступлению на публичную службу, так и её прохождению. Действующим законодательством установлено значительное количество ограничений, как общих для всех видов государственной службы, так и специальных, отражающих её видовые особенности, среди которых важную роль играют ограничения репутационного характера, связанные с прошлым противоправным поведением (привлечением к уголовной, административной ответственности). Противодействие коррупции остаётся приоритетным направлением государственной политики РФ, реализация которого привела к появлению нового вида юридической ответственности публичных служащих - ответственности за коррупционные правонарушения, самой строгой мерой которой выступает увольнение в связи с утратой доверия, являющееся одним из ограничений для государственных служащих. Создание Реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, дало возможность проанализировать наиболее коррупциогенные сферы публичной службы, что может послужить основой для дифференциации ответственности в зависимости от различных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF REPUTATIONAL RESTRICTIONS IN THE AREA OF RUSSIAN FEDERATION CITIZENS’ EQUAL ACCESS TO PUBLIC SERVICE

The public nature of the state and activities of municipal (public) employees, their authoritative powers, responsibility for preparation, adoption, and implementation of decisions that are vital for society and the state determine the existence of restrictions among the essential elements of their legal status. Those restrictions prevent inappropriate candidates from entering and performing public service. The current law establishes a significant number of restrictions. Some of them are common to all types of civil service, and others reflect its specific distinctions. Reputational restrictions based on the cases of past unlawful conduct (criminal and administrative liability) play an important role here. Anti-corruption activity remains a priority of the Russian Federation state policy. Implementation of anti-corruption measures has resulted in the creation of a new type of legal responsibility of public servants - responsibility for corruption offenses. The most stringent penalty for this offense involves dismissal due to the loss of confidence (trust), which is one of the restrictions for public servants. Creation of the Register of public servants dismissed due to loss of confidence (trust) has made it possible to analyze the most corrupted public service spheres, which could serve as a basis for differentiating responsibility depending on various factors.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ РАВНОГО ДОСТУПА ГРАЖДАН РФ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ»

УДК 35.08:342.722(470)

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2018-1-2/57-67 О. В. Хабибулина1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия E-mail: [email protected]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ РАВНОГО ДОСТУПА ГРАЖДАН РФ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Аннотация. Публичный характер деятельности государственных и муниципальных (публичных) служащих, наличие властных полномочий, подготовка, принятие и реализация жизненно важных для общества и государства решений обусловливают наличие ограничений в числе неотъемлемых элементов их правового статуса, представляющих собой обстоятельства, наличие которых препятствует как поступлению на публичную службу, так и её прохождению. Действующим законодательством установлено значительное количество ограничений, как общих для всех видов государственной службы, так и специальных, отражающих её видовые особенности, среди которых важную роль играют ограничения репутационного характера, связанные с прошлым противоправным поведением (привлечением к уголовной, административной ответственности). Противодействие коррупции остаётся приоритетным направлением государственной политики РФ, реализация которого привела к появлению нового вида юридической ответственности публичных служащих - ответственности за коррупционные правонарушения, самой строгой мерой которой выступает увольнение в связи с утратой доверия, являющееся одним из ограничений для государственных служащих. Создание Реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, дало возможность проанализировать наиболее коррупцио-генные сферы публичной службы, что может послужить основой для дифференциации ответственности в зависимости от различных факторов.

Ключевые слова: ограничения, государственный служащий, уголовная ответственность, административная ответственность, противодействие коррупции,

1 Ольга Владимировна Хабибулина, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Хабибулина О. В. Правовое регулирование репутационных ограничений равного доступа граждан РФ на государственную службу // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2018. № 4. С. 57-67.

© Хабибулина О. В., 2018

увольнение в связи с утратой доверия, реестр, коррупционные правонарушения, доходы, расходы, конфликт интересов.

Olga V. Khabibulina1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]

LEGAL REGULATION OF REPUTATIONAL RESTRICTIONS IN THE AREA OF RUSSIAN FEDERATION CITIZENS' EQUAL ACCESS

TO PUBLIC SERVICE

Abstract. The public nature of the state and activities of municipal (public) employees, their authoritative powers, responsibility for preparation, adoption, and implementation of decisions that are vital for society and the state determine the existence of restrictions among the essential elements of their legal status. Those restrictions prevent inappropriate candidates from entering and performing public service. The current law establishes a significant number of restrictions. Some of them are common to all types of civil service, and others reflect its specific distinctions. Reputational restrictions based on the cases of past unlawful conduct (criminal and administrative liability) play an important role here. Anti-corruption activity remains a priority of the Russian Federation state policy. Implementation of anti-corruption measures has resulted in the creation of a new type of legal responsibility of public servants - responsibility for corruption offenses. The most stringent penalty for this offense involves dismissal due to the loss of confidence (trust), which is one of the restrictions for public servants. Creation of the Register of public servants dismissed due to loss of confidence (trust) has made it possible to analyze the most corrupted public service spheres, which could serve as a basis for differentiating responsibility depending on various factors.

Key words: limitations, public official, criminal liability, administrative liability, anti-corruption measures, anti-corruption, loss of confidence, register, corruption offense, reportable income, reportable expenses, conflict of interests.

Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ [1] граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Вместе с тем, специфика государственной и муниципаль-

1 Olga V. Khabibulina, PhD, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Khabibulina O. V. Legal regulation of reputational restrictions in the area of Russian Federation citizens' equal access to public service // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2018. N 4. P. 57-67.

ной службы как профессиональной деятельности в публичных интересах, связанной с осуществлением публичных функций, осуществляемой непрерывно и повсеместно [16, 17, 18, 19, 20], предопределяет наличие ограничений (и компенсирующих их дополнительных гарантий) в числе неотъемлемых элементов правового статуса публичных служащих, ограничивающих указанное конституционное право. В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ о гражданской службе РФ [7] ограничения - это обстоятельства, при наличии которых гражданин не может быть принят на государственную службу, а государственный служащий не может находиться на государственной службе. Конституционный Суд РФ отметил, что ограничения для публичных служащих представляют собой своего рода требования, касающиеся не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально -нравственного уровня, иных личных качеств [17, 18, 20].

Для каждого вида государственной службы установлено ограничение, связанное с неправомерным поведением. Подобное репутационное требование обусловлено «...отношением гражданина РФ к своей конституционной обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, <...> исполнение которой уже само по себе характеризует его как лицо, способное к ответственному и добросовестному осуществлению профессиональной деятельности, связанной с реализацией публичных функций» [18]. Обеспечение реализации указанного требования осуществляется посредством законодательного установления препятствий для доступа к государственной службе лиц, совершивших противоправное действие (бездействие).

Содержание рассматриваемого ограничения не отличается единообразием. В большинстве случаев речь идёт об уголовной ответственности и её последствиях в виде ограничений: 1) судимость (служба в: прокуратуре [2], Следственном комитете РФ (далее - СК РФ) [10], органах внутренних дел (далее - ОВД) [11], в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) (далее - ГПС МЧС) [12], в учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы (далее - УИС) [14]; 2) неснятая или непогашенная судимость (служба: гражданская, военная [4, 5], в таможенных органах [3]); 3) осуждение за преступление по приговору суда (служба в: СК РФ, ОВД, ГПС МЧС, военная по контракту); 4) осуществление в отношении лица уголовного преследования (служба в: СК РФ, ОВД, ГПС МЧС, военная); 5) назначение уголовного наказания: 1. наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности (гражданская и муниципальная служба [8]); 2. лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в течение определённого срока (служба: в прокуратуре, таможенных органах, военная контрактная,); 3. обязательные работы, ис-

правительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы (военная служба по призыву). Лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, не смогут поступить на военную службу по контракту; 6) прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим гражданина основаниям: за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии, в связи с примирением сторон и деятельным раскаянием (служба в: ОВД, ГПС МЧС, УИС, СК РФ).

Ограничением может быть и привлечение к административной ответственности: 1) неоднократное в течение года, предшествующего дню поступления на службу, назначение в судебном порядке административного наказания за совершённые умышленно административные правонарушения (служба в: ГПС МЧС, ОВД); 2) административное наказание за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (военная контрактная служба).

Политика противодействия коррупции привела к появлению в составе ограничений на государственной службе увольнения в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе РФ» [13] в Федеральный закон «О противодействии коррупции» [9] были внесены изменения, предусматривающие создание реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Постановлением Правительства утверждено Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия [15]. С 1 января 2018 г. предусмотрено ведение такого реестра Департаментом государственной службы и кадров Правительства РФ.

Реестр (в виде PDF-документа) размещён на официальном сайте Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ [21] и содержит: ФИО, наименование органа/организации, должность, описание нарушения, послужившего основанием для увольнения, дату увольнения и дату размещения записи в реестре.

В Докладе на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ Генеральный прокурор РФ отметил, что в связи с утратой доверия в 2017 г. уволены 1 250 должностных лиц [22]. По состоянию на 23 ноября 2018 г. в Реестре находилось 662 человека.

Нами были проанализированы 498 случаев увольнения лиц в связи с утратой доверия, из которых: государственных служащих - 276; депутатов представительных органов местного самоуправления - 158; муниципальных служащих - 39; работников, замещавших отдельные должности на основании трудового договора, -18; глав муниципальных образований - 7.

С учётом видового деления государственной службы уволено в связи с утратой доверия: государственных гражданских служащих - 131; государственных служащих иных видов государственной службы - 123; военнослужащих - 22.

Среди 99 государственных гражданских служащих РФ в зависимости от вида федерального органа исполнительной власти, в котором лицо замещало должность до увольнения в связи с утратой доверия, преобладают служащие Федеральной службы судебных приставов (ФССП) - 59; упоминаются также: Федеральная налоговая служба (ФНС) - 8; Министерство внутренних дел (Управление по вопросам миграции), Росрыболовство, Росреестр - 5 в каждом; Роспотребнадзор - 4; Роспри-роднадзор - 3; Ростехнадзор - 2; Роснедра, Ространснадзор, Военный комиссариат, Росжелдор, Росздравнадзор, Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная антимонопольная Служба (ФАС) - 1 в каждом.

Увольнение в связи с утратой доверия было применено в 17 (из 85) субъектах РФ к 32 государственным гражданским служащим: Республика Крым - 8; г. Санкт-Петербург, Сахалинская и Кировская области - 3 в каждом субъекте РФ; Республика Башкортостан и Чувашская Республика - 2 в каждой; Удмуртская Республика, г. Москва, г. Севастополь, Алтайский край и области: Новосибирская, Мурманская, Ростовская, Оренбургская, Омская, Ленинградская, Челябинская - 1 в каждом субъекте РФ.

На государственной службе иных видов больше всего уволено в связи с утратой доверия сотрудников ОВД - 99, из которых замещали должности: в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) - 33; оперуполномоченного - 22; участкового уполномоченного - 11. Увольнение было также применено к сотрудникам: Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ - 14; ФТС - 3; ГПС МЧС РФ - 2; МЧС РФ - 1; Росгвардия, Следственный комитет РФ - 1 в каждом. В связи с утратой доверия уволены 2 прокурорских работника.

Критерий вида должности в зависимости от объёма властных полномочий показывает, что среди государственных служащих, уволенных в связи с утратой доверия, должности руководителей (начальников, командиров) замещали 44 человека, их заместителей - 34. Из 39 муниципальных служащих - 14 и 10 соответственно. Таким образом, из 315 публичных служащих уволены в связи с утратой доверия 58 руководителей различного уровня и 44 заместителя руководителей.

В Реестре в соответствующем разделе должно быть указано коррупционное правонарушение, послужившее основанием для увольнения, в виде ссылки на нормативный документ. По частоте упоминания лидирует непринятие публичным служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, - 180 (из 315). Достаточно распространены такие коррупционные нарушения публичных служащих, как: непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характе-

ра, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, - 85; несоблюдение установленных федеральными законами антикоррупционных обязанностей, ограничений, запретов, требований к служебному поведению - 67; неуведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений - 32. В некоторых случаях коррупционное правонарушение не конкретизируется, в качестве основания увольнения указывается утрата доверия представителя нанимателя - 27.

Однократно упоминаются: нарушение запрета на одновременное замещение муниципальной должности и других должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления; участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации; выполнение иной оплачиваемой работы без предварительного уведомления представителя нанимателя; представление заведомо ложных сведений при поступлении на службу, в том числе о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Отметим, что увольнение в связи с утратой доверия не предполагает бессрочный запрет на замещение должностей государственной службы, рассматриваемое ограничение носит срочный характер: период нахождения сведений в Реестре составляет пять лет. Кроме того, сведения исключаются из реестра в случае отмены решения об увольнении, в том числе по решению суда, а также в случае смерти лица, к которому было применено взыскание.

Таким образом, в число ограничений, связанных с прошлым противоправным поведением, для государственных служащих входит уголовная и административная ответственность, ответственность за коррупционные правонарушения. Различное содержание такого ограничения обусловлено тем, что государственная служба -однородное с учётом основных принципов построения и функционирования явление, имеющее видовые особенности (федеральными законами о видах государственной службы могут быть предусмотрены другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности) (ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ») [6].

СПИСОК ЛИТЕАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами о поправках к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 3. - Ст. 4398.

2. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 30 октября 2018 г. № 374-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472 ; 2018. - № 45. - Ст. 6829.

3. О службе в таможенных органах Российской Федерации : федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г. № 307-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586 ; 2018. - № 32 (ч. I). - Ст. 5100.

4. О воинской обязанности и военной службе : федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018 г. № 445-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. - Ст. 1475 ; 2018. - № 49 (ч. I). -Ст. 7517.

5. О статусе военнослужащих : федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г. № 307-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 22. - Ст. 2331 ; 2018. - № 32 (ч. I). - Ст. 5100.

6. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA ^№_42413/.

7. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г. № 382-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215 ; 2018. - № 45. - Ст. 6837.

8. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 5 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г. № 382-ФЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

сопз_с9эс_ОА^_6|6;5>3[®/1ствии коррупции : федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г. № 382-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228 ; 2018. - № 45. - Ст. 6837.

10. О Следственном комитете Российской Федерации : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г. № 374-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 1. - Ст. 15 ; 2018. - № 45. -Ст. 6829.

11. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федераль-

ный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 30 августа 2018 г. № 307-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 49 (ч. I). -Ст. 7020 ; 2018. - № 32 (ч. I). - Ст. 5100.

12. О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г. № 307-ФЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198195/.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 423-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286457/.

14. Положение о службе в органах внутренних дел [Электронный ресурс] : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. от 5 февраля 2018 г. № 11-ФЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_956/.

15. Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 228. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292532/.

16. По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобами граждан Р. В. Боскачева, И. В. Овсянникова и Д. А. Савельева [Электронный ресурс] : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. № 6-П. - Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_41697.

17. По делу о проверке конституционности положения пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А. М. Асельдерова, К. Г. Рабаданова, Г. К. Сулейманова и Е. В. Та-рышкина [Электронный ресурс] : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 7-П. - Режим доступа: http://www.garant.ru/h otlaw/federal/5 33313/.

18. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики [Электронный ресурс] : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 26-П. - Режим доступа: http://www.consul tant.ru/document/cons doc LAW 170419/.

19. По делу о проверке конституционности пункта «м» части первой статьи 5 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Л. Алборова [Электронный ресурс] : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 31 -П. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/17/ksrf-dok.html.

20. По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан [Электронный ресурс] : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 26-П. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/07/sud-dok.html.

21. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gossluzhba.gov.ru/reestr.

22. Чайка, Ю. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1367434/.

REFERENCES

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 (as amended by the laws amending the Constitution of the Russian Federation on July 21, 2014). Collection of the legislation of the Russian Federation, 2014, no. 31, art. 4398. (In Russian).

2. On the Russian Federation Prosecution Authority: the Federal Law of January 17, 1992 no. 2202-1 (ed. October 30, 2018 no. 374-FL). Collection of the legislation of the Russian Federation, 1995, no. 47, art. 4472; 2018, no. 45, art. 6829. (In Russian).

3. On the Customs service of the Russian Federation: the Federal Law of July 21, 1997 no. 114-FL (ed. August 3, 2018 no. 307-FL). Collection of the legislation of the Russian Federation, 1997, no. 30, art. 3586; 2018, no. 32 (Part I), art. 5100. (In Russian).

4. Military duty and military service act: the Federal Law of March 28, 1998 no. 53-FL (ed. November 28, 2018 no. 445-FL). Collection of the legislation of the Russian Federation, 1998, no. 13, art. 1475; 2018, no. 49 (Part I), art. 7517. (In Russian).

5. On the Status of military personnel: the Federal Law of May 27, 1998 no. 76-FL (ed. August 3, 2018 no. 307-FL). Collection of the legislation of the Russian Federation, 1998, no. 22, art. 2331; 2018, no. 32 (Part I), art. 5100. (In Russian).

6. On the Public service system in the Russian Federation: the Federal Law of May 27, 2003 no. 58-FL (ed. May 23, 2016 no. 143-FL). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (accessed 18 November 2018). (In Russian).

7. On Civil Service in the Russian Federation: Federal Law of July 27, 2004 no. 79-FL (ed. October 30, 2018 no. 382-FL). Collection of the legislation of the Russian Federation, 2004, no. 31, art. 3215; 2018, no. 45, art. 6837. (In Russian).

8. On the municipal service in the Russian Federation: the Federal Law of March 3, 2007 no. 58-FL (ed. October 30, 2018 no. 382-FL). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (accessed 18 November 2018). (In Russian).

9. Anti-corruption act: Federal Law of December 25, 2008 no. 273-FL (ed. October 30, 2018 no. 382-FL). Collection of the legislation of the Russian Federation, 2008, no. 52 (Part I), art. 6228; 2018, no. 45, art. 6837. (In Russian).

10. On the Investigation Committee in the Russian Federation: the Federal Law of December 28, 2010 no. 403-FL (ed. October 30, 2018 no. 374-FL). Collection of the legislation of the Russian Federation, 2011, no. 1, art. 15; 2018, no. 45, art. 6829. (In Russian).

11. On internal affairs agencies service and on amendments to some legislative acts of the Russian Federation: the Federal Law of November 30, 2011 no. 342-FL (ed. August 30, 2018 no. 307-FL). Collection of the legislation of the Russian Federation, 2011, no. 49 (Part I), art. 7020; 2018, no. 32 (Part I), art. 5100. (In Russian).

12. On the State Fire service of the Federal fire-fighting service and on amendments to some legislative acts of the Russian Federation: the Federal Law of May 23, 2016 no. 141-FL (ed. August 30, 2018 no. 307-FL). Available at: Reference http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198195/ (accessed 18 November 2018). (In Russian).

13. On Introducing Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation about the Usage of the State Information Systems in Public Service: the Federal Law of December 23, 2017 no. 423-FL. Available at: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_286457/ (accessed 18 November 2018). (In Russian).

14. On the internal affairs agencies service regulations: the Decree of the Supreme Soviet of the Russian Federation of December 23, 1992 no. 4202-1 (ed. February 25, 2018 no. 11-FL). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _956/ (accessed 18 November 2018). (In Russian).

15. On the Register ofpublic servants dismissed due to loss of confidence (trust): the Government of the Russian Federation Decision of March 5, 2018 no. 228. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292532/ (accessed 18 November 2018). (In Russian).

16. On the case concerning the review of constitutionality of sub-item «e» of item 2 of article 51 of the Federal Law on military duty and military service in connection with the complaint of R. V. Boskachev, I. V. Ovsyannikov, D. A. Saveliev: Judgment of the Constitutional Court of the Russian Federation of March 21, 2013 no. 6-n. Available at:

https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_41697 (accessed 18 November 2018). (In Russian).

17. On the case concerning the review of constitutionality of the provision of item 7 of section 3 of article 82 of the Federal Law «On service in the bodies of internal affairs of the Russian Federation and amendments to individual legislative acts of the Russian Federation» in connection with complaints of A. M. Asel'derov, K. G. Rabadanov, G. K. Suleimanov and Ye. V. Taryshkin: the Judgment of the Constitutional Court of the Russian Federation of March 21, 2014 no. 7-П. Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/533313/ (accessed 18 August 2018). (In Russian).

18. On the case concerning the review of constitutionality of item 1 of article 3 of the Federal Law «On amendments to individual legislative acts of the Russian Federation in respect of realization of measures on increase ofprestige and attractiveness of military service on conscription» in connection with the request of the Parliament of Chechen Republic: the Judgment of the Constitutional Court of the Russian Federation of October 30, 2014 no. 26-П. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 0419/ (accessed 18 November 2018). (In Russian).

19. On the case concerning the review of constitutionality of item «m» of section 1 of article 58 of the Statute on service on bodies of internal affairs of the Russian Federation in connection with the complaint of A. L. Alborov: the Judgment of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 8, 2014 no. 31^. Available at: https://rg.ru/2015/12/17/ksrf-dok.html (accessed 18 November 2018). (In Russian).

20. On the case concerning the review of constitutionality of sub-item 8 of item 2 of article 235 of the Civil Code of the Russian Federation and article 17 of the Federal Law «On control over correspondence of expenses of state officials and other persons to their income» in connection with the request of the Supreme Court of the Republic of Bashkortostan: the Judgment of the Constitutional Court of the Russian Federation of November 29, 2016 no. 26^. Available at: https://rg.ru/2016/12/07/sud-dok.html (accessed 18 November 2018). (In Russian).

21. Register of persons dismissed due to loss of trust. Available at: http://gossluzhba.gov.ru/reestr (accessed 18 November 2018). (In Russian).

22. Chaika Y. Report at a meeting of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation on April 18, 2018. Available at: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1367434 (accessed 18 November 2018). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.