ПОЛИТИКА POLITICS
УДК 351/354:004(470)
DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/74-89
О. В. Хабибулина1, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия E-mail: [email protected]
А. В. Прокопчук2, Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского, г. Владивосток, Россия E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. Цифровизация государственного управления затрагивает взаимоотношения органов исполнительной власти с физическими и юридическими лицами во всех сферах жизнедеятельности и преследует двуединую цель: противодействие коррупции и обеспечение законных интересов частных лиц во взаимоотношениях с публичной администрацией. В статье дается характеристика цифровой трансформации административно-политической сферы на примере государственного контроля в таможенной, миграционной сфере. Расширению свободы предпринимательства, снятию ограничений для развития бизнеса способствует предоставление большинства государственных услуг предпринимателям и юридическим лицам в электронной форме, появление «Платформы для работы с обращениями предпринимателями». Учитывая важность социально-культурной сферы в формировании социально и юридически ответственного гражданина РФ, поднимается вопрос глобальной циф-
1 Ольга Владимировна Хабибулина, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.
2 Александра Владимировна Прокопчук, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусства и культуры морского факультета гуманитарных технологий Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского, г. Владивосток, Россия.
Для цитирования: Хабибулина О. В., Прокопчук А. В. Государственное управление и информационное общество: грани взаимодействия // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. № 1. С. 74-89.
© Хабибулина О. В., Прокопчук А. В., 2020
ровой трансформации образования и просвещения в интересах обучающихся в плане создания основанной на принципах равенства и открытости возможностей безграничной образовательной среды, а также доступности педагогам передовых образовательных программ для обеспечения применения индивидуальных подходов к обучению. Цифровизация внутриаппаратных отношений, связанных с государственной службой, позволяет решать вопрос соответствия чиновников предъявляемым требованиям и совершенствования кадровой политики в направлении обеспечения продвижения современных профессиональных кадров.
Ключевые слова: цифровая трансформация, государственное управление, государственные органы, образование и просвещение, государственная служба, цифровая форма документооборота, Единый портал государственных и муниципальных услуг, электронное надзорное производство, цифровое образовательное пространство, электронные библиотечные системы.
Olga V. Khabibulina1, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]
Alexandra V. Prokopchuk2, Maritime State University named after admiral G. I. Nevelskoy, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]
PUBLIC ADMINISTRATION AND INFORMATION SOCIETY: POINTS OF INTERACTION
Abstract. The digitalization of public administration touches the cooperation between the executive bodies and legal entities and individuals in all spheres of life and seeks for a dual aim, i.e. to combat corruption and to provide the legal interests of private persons in their interaction with public management. The paper characterizes the digital transformation of administrative and political sphere illustrating the state supervision in the customs and migration. Digital way of providing the majority of public services to the entrepreneurs and legal entities, as well as the new Platform for Work with the Entrepreneurs, contributed to an increased free business activity and remove of restrictions on business development.
1 Olga V. Khabibulina, PhD (Law), Associate professor, Department of constitutional and administrative law, School of law, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
2 Alexandra V. Prokopchuk, PhD (Art and Culture), Associate professor, Department of art and culture, Maritime Department of Humanitarian Technologies, Maritime State University named after Admiral G. I. Nevelskoy, Vladivostok, Russia.
For citing: Khabibulina О. V., Prokopchuk A. V. Public Administration and Information Society: Points of Interaction // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2020. No 1. P. 74-89.
Taking into consideration the importance of social and cultural sphere in developing a socially and legally responsible citizen of the Russian Federation, the paper discusses the issue of global digital transformation in education, so that to create an equal and giving open opportunities unlimited educational environment for all students, along with advanced educational programs for teachers to provide individual approaches in education. The digitalization of inside relations connected with the public service allows solving the problem of meeting the requirements for the officials and development of human resources policy in promoting up-to-date professional staff.
Key words: digital transformation, public administration, state bodies, public service, education, digital form of workflow, Unified portal of state and municipal services, electronic supervisory production, digital educational space, electronic library systems.
Государственное управление, являясь значимой частью государственной политики, претерпевает цифровую трансформацию. Как отмечает Я. Л. Шрайберг, «современное общество развивается в условиях нарастания цифровых технологий и тотального распространения интернета. Такие термины и словосочетания, как цифровая экономика, цифровая среда, цифровизация уверенно входят в жизнь и становятся определёнными символами нашего времени» [34, с. 5], что актуализирует исследование взаимодействия государственного управления и информационных преобразований. В 2018 г. в Послании Федеральному Собранию РФ [23] Президент РФ, отмечая взаимосвязь большого технологического потенциала и качественного изменения различных сфер жизнедеятельности, поставил задачу создания и непрерывного обновления законодательной базы по разработке и широкому применению информационных технологий с учётом особенностей конкретной сферы. Активное внедрение цифровых технологий в государственном управлении затрагивает и вне-аппаратные отношения - взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами, и внутриаппаратные отношения, связанные с: организацией государственной службы, взаимоотношениями между государственными органами, формами и методами их деятельности [32].
Цифровизация внеаппаратных отношений преследует двуединую цель: построение понятной, удобной и комфортной системы взаимодействия между го -сударством и частными лицами и противодействие коррупции. Средствами достижения этой цели стали: использование информационных технологий при исполнении государственных и муниципальных функций [22]; предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме; появление сети многофункциональных центров по их предоставлению в электронной форме, по принципу «одного окна» [3]; создание порталов государственных и муници-
пальных услуг1; формирование системы межведомственного информационного взаимодействия [12; 28]. Решается задача непрерывного обновления нормативной базы в этой сфере [15].
Для достижения поставленных Президентом РФ целей планируется предоставление большинства госуслуг в режиме реального времени, с помощью дистанционных сервисов и переведения в цифровую форму документооборота между госструктурами, так, органами прокуратуры в период 2018-2020 гг. будет разработано и введено в эксплуатацию электронное надзорное производство; в течение 2021-2025 гг. планируется интеграция с государственными информационными ресурсами, осуществляющими миграционный учёт граждан, учёт сведений налоговых органов, оперативно-справочными, розыскными и иными учётами ОВД и др. [20].
В Послании Федеральному Собранию РФ в 2019 г. [24] Президент РФ предложил деловым объединениям и Агентству стратегических инициатив создать специальную цифровую платформу, с помощью которой предприниматели смогут сделать публичной информацию о неправомерных действиях правоохранительных органов, влияющих на условия ведения бизнеса конкретных компаний. В соответствии с этими целями было сформулировано поручение Правительству РФ вместе с бизнес-сообществом проработать технологические решения и нормативную базу по запуску этого механизма, а правоохранительным органам - подготовить регламент работы с обращениями предпринимателей с чёткими сроками их рассмотрения. «Платформа для работы с обращениями предпринимателями»2 была создана в соответствии с Распоряжением Правительства РФ [31]; Приказом Генерального прокурора РФ утверждён Регламент их рассмотрения [21].
Форсированная цифровизация государственного управления привела к росту популярности Единого портала государственных и муниципальных услуг3, сети многофункциональных центров4. Правительству РФ поставлена задача до 31.12.2020 г. обеспечить возможность получения гражданами комплексных государственных и муниципальных услуг, сгруппированных по основным жизненным ситуациям и предоставляемых в автоматическом режиме, в том числе с использованием Единого портала [26].
1 См.: https://www.gosuslugi.ru/ ; https://primorye.ru/gosuslugi/.
2 См.: https://asi.ru/investclimate/zabiznes//.
3 Так, по состоянию на октябрь 2019 г. посредством портала «www.gosuslugi.ru» экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции Приморского края предоставлено 26 тыс. 766 услуг, доля документов, выданных посредством портала в городе Владивостоке, составила 59 %. См.: [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/18501932/.
4 Через МФЦ в 2018 г. подразделениями по вопросам миграции органов внутренних дел РФ предоставлено (исполнено) около 15,7 млн государственных услуг и функций: по данным годового отчёта МВД РФ о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие коррупции» за 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/Godovoy_otchet_za_2018_OOP_i_PP.pdf (дата обращения 18.10.2019).
Цифровые технологии стали обычным средством деятельности государственных органов. В пунктах пропуска свободного порта Владивосток при осуществлении таможенного и иных видов контроля реализуется механизм «единого окна» путём представления в таможенный орган перевозчиком всех необходимых документов и сведений в электронном виде, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационных систем [5]. Прибывающим в РФ через пункты пропуска свободного порта Владивосток гражданам иностранных государств по Перечню, утверждённому Правительством РФ [30], визы выдаются в форме электронного документа на основании решения МИД РФ, принятого по заявлению иностранца, заполненному на специализированном сайте МИД РФ в сети Интернет1 [1].
Цифровая трансформация затрагивает и социально-культурную сферу, составляющие которой - образование и просвещение - имеют особое значение в связи с тем, что именно в этих областях формируется Гражданин общества, социально и юридически ответственный, грамотный, мобильный. Мы разделяем мнение ряда авторов о том, что цифровизация отрасли образования предполагает её информатизацию на основе замещения аналоговых технологий работы с информацией прорывными информационными цифровыми технологиями. Процесс же информатизации определён как целенаправленное совершенствование работы с информацией (её сбором, хранением, передачей, обработкой, применением) в рамках образовательного процесса и деятельности образовательной организации [35, c. 19].
Важность вовлечения российского образования и просвещения в общемировой процесс цифровизации диктует необходимость совершенствования государственного управления в этом направлении. Так, органами государственной исполнительной власти принято значительное число «информационных» государственных образовательных программ. Среди ожидаемых результатов реализации Государственной программы «Информационное общество (2011- 2020 гг.)» [14] указано развитие сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе в сфере образования. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2019-2025 гг. [16] предусматривает реализацию Федерального проекта, цель которого - создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней путём обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
1 См.: http://electronic-visa.kdmid.ru/home.html.
78 АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право. 2020. № 1
О расширении возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счёт развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 г., говорится в паспорте приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [27]. В описании моделей функционирования результатов проекта - увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов в системе формального образования, что предполагает активное развитие различных платформ, сервисов, способствующих повышению качества онлайн-обучения, которые могут быть интегрированы в общую цифровую образовательную среду.
Значимость глобальной цифровой трансформации систем образования и просвещения уже длительное время подчёркивается Президентом РФ: в Послании Федеральному Собранию РФ в 2018 г. В. В. Путин отмечает важность открытия гражданам РФ всех возможностей цифрового мира, включая онлайн-образование, что, по нашему мнению, способствует реализации важнейших конституционных ценностей - всеобщего равенства прав при необходимости обеспечения двуединой цели национальной политики: государственной безопасности и социальной справедливости. Обеспечение равных образовательных возможностей требует, по мнению Президента РФ, организации доступа каждого ребёнка к системе современного, качественного обучения, а также необходимости с ранних лет прививать у детей навыки жизни в цифровую эпоху с использованием принципиально новых, в том числе индивидуальных технологий обучения.
В Посланиях Федеральному Собранию РФ 2019 и 2020 гг. [25] главой государства ставится задача обеспечения всех школ России высокоскоростным интернетом, что, во-первых, отвечает интересам детей в плане открытости уроков известных преподавателей, конкурсов и олимпиад, реальности осуществления совместных онлайн-проектов со сверстниками из других регионов РФ и из-за рубежа, во-вторых, повышает качество преподавания в силу доступности педагогам передовых образовательных программ для обеспечения применения индивидуальных подходов к обучению в целях раскрытия способностей каждого ребенка.
Следствием закрепления создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, как одной из национальных целей и стратегических задач развития России на ближайший период [11], стало широкое распространение дистанционных конкурсов, олимпиад и т. п. (например, Инфо-урок1, Учи.ру2), потенциальных участников которых привлекает возможность: практически мгновенной
1 См.: https://infourok.ru/.
2 См.: https://uchi.ru/.
оценки уровня знаний, доступа из любой точки мира, выбора времени для работы, ознакомления с материалом разного уровня в зависимости от степени подготовленности и др.
Технологически стало возможным проведение обучающих, презентационных, научных и т. д. вебинаров с привлечением большой аудитории, вне территориальных рамок. Обмен опытом в любой образовательной сфере стал доступен в буквальном смысле «Без границ», так, различные электронные библиотечные си-стемы1 предоставляют открытый доступ к последним научным разработкам и данным, расширяя возможности образования, самообразования, научной деятельности. В соответствии с требованиями законодательства [4; 13] каждая образовательная организация обязана сформировать свою электронную информационно-образовательную среду в виде официального сайта, содержащего основные сведения об организации, формах и методах обучения, педагогическом коллективе с возможностью открытого доступа2.
Цифровизация имеет и международное значение, особенно в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона, сотрудничество со странами которого, принимая во внимание факт их лидерства в общемировых процессах, выходит для России на первый план в долгосрочных национальных интересах3. Межнациональное образовательное взаимодействие в рамках АТР характеризуется созданием крупных открытых университетов, быстрым развитием дистанционного и трансграничного образования, широким применением информационно-коммуникационных технологий [33, с. 135]. Для его успешного формирования, по мнению исследователей, Россия должна активно развивать дистанционное образование, информационные технологии и прогрессивные средства коммуникации [33, с. 139].
Цифровизация затрагивает и внутриорганизационные отношения, особенности которых рассмотрим на примере государственного управления процессами прохождения государственной службы РФ. Так, на первом этапе конкурса - основного способа поступления на государственную гражданскую службу [2] на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»4 размещаются информация о конкурсе и объявление о приёме документов [8], которые могут быть представлены кандидатом в электронном виде по Правилам, утверждённым Правительством РФ [17]. Представленные сведения подлежат автоматизированной проверке путём направления уполномо-
1 См.: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp, https://cyberleninka.ru/
2 См., напр.: https://www.msu.ru/index.php, http://www.agprf.org/, https://www.dvfu.ru/, https://suz-ppk.ru/, http://gym1 .pupils.ru/, http://www.ds164.pupils.ru/.
3 См.: https://forumvostok.ru/.
4 Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ (далее - ЕИСГС)) См.: https://gossluzhba.gov.ru/.
ченным лицом кадрового подразделения запросов в государственные органы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия [18]. На официальном сайте государственного органа и ЕИСГС размещаются: информация о дате, месте и времени проведения конкурса, список допущенных к участию лиц, результаты конкурса.
С 2016 г. лица, поступающие на гражданскую службу, и служащие представляют представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых они размещали общедоступную информацию, и данные, позволяющие их идентифицировать [2], по форме, утв. Правительством РФ [29]. ФЗ «О противодействии коррупции в РФ» [7] возлагает на некоторых публичных служащих обязанности по представлению сведений о собственных доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (ст. 8, 8.1), которые [9; 10] размещаются на официальном сайте государственного органа, находятся на этом сайте и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи [9; 10].
Политика противодействия коррупции вызвала появление в составе ограничений на государственной службе увольнения в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения. Изменения ФЗ «О противодействии коррупции» привели к созданию реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия [6]. С 01.01.2018 г. Департаментом государственной службы и кадров Правительства РФ ведётся Реестр, размещённый в виде PDF-документа на официальном сайте ЕИСГС1 в виде списка, сформированного в алфавитном порядке и содержащего: ФИО, наименование органа, должность, описание нарушения, послужившего основанием для увольнения, дату увольнения и дату размещения записи в реестре. По состоянию на 27.09.2019 г. в Реестре находилось 1675 человек, из числа государственных служащих преобладали сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно- исполнительной системы, судебные приставы-исполнители.
Президентом РФ в Посланиях Федеральному Собранию РФ в 2018 и 2019 гг. поднимался вопрос совершенствования кадровой политики на государственной службе в части обеспечения государственных органов современными и профессиональными кадрами. Одним из средств достижения такой цели стал Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры России», который проходит в несколько этапов с широким использованием информационных технологий: электронная регистрация, создание личного кабинета на сайте конкурса, заполнение анкеты и запись видеоинтервью; прохождение тестирования в режиме онлайн. Победители конкурса включаются в Резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Прези-
1 См.: http://gossluzhba.gov.ru/reestr.
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право. 2020. № 1 81
дента РФ, в котором, по состоянию на 09.01.2019 г., находилось 142 человека (в период после утверждения предыдущего состава резерва в декабре 2017 г. шесть человек назначены на различные должности Президентом РФ, всего получили новые назначения 39 представителей резерва1).
Анализ действующего российского законодательства свидетельствует о том, что цифровые технологии позволяют решать стратегические задачи государственного управления во всех сферах жизнедеятельности, способствуя формированию ответственности каждого гражданина Российской Федерации за развитие общества, государства, реализацию Национальных проектов.
Список литературы
1. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 17 декабря 2019 г. № 433-Ф3) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 16 декабря 2019 г. № 432-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215 ; 2019. - № 51 (ч. I). - Ст. 7484.
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г. № 472-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 31. -Ст. 4179 ; 2019. - № 52 (ч. I). - Ст. 7790.
4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 06 февраля 2020 г. № 9-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598 ; Российская газета. - 2020. - 1 0 февраля, № 27.
5. О свободном порте Владивосток : Федеральный закон от 13 июля 2015г. № 212-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г. № 254-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 29 (ч. I). - Ст. 4338 ; 2019. - № 30. - Ст. 4156.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 423-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 1 (Ч. I). - Ст. 7.
1 См.: http://kremlin.ru/events/councils/59670.
82 АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право. 2020. № 1
7. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 197-ФЗ (ред. от 16 декабря 2019 г. № 432-Ф3) // СПС Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
8. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации : указ Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 112 (ред. от 10 сентября 2017 г. № 419) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 439 ; 2017. - № 37. - Ст. 5506.
9. Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера : указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 (ред. от 19 сентября 2017 г. № 431) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - № 21. - Ст. 2544 ; 2017. - № 39. - Ст. 5682.
10. Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования : указ Президента РФ от 08 июля 2013 г. № 613 (ред. от 15 июля 2015 г. № 364) // СПС Кон-сультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
11. О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года : указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 (ред. от 19 июля 2018 г. № 444) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. -№ 20. - Ст. 2817 ; 2018. - № 30. - Ст. 4717.
12. Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия : постановление Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697 (ред. от 20 ноября 2018 г. № 1391) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
13. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации : постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 (ред. от 21 марта 2019 г. № 292) // СПС КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
14. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы) : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. от 30 ноября 2019 г. № 1557) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 18 (ч. II). - Ст. 2159 ; 2019. - № 49 (ч. VI). - Ст. 7135.
15. Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг : постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 (ред. от 02 февраля 2019 г. № 77) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 15. - Ст. 2084 ; 2019. -№ 6. - Ст. 533.
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 22 января 2020 г. № 36) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2018. - № 1 (ч. II). - Ст. 375 ; 2020. - № 4. - Ст. 404.
17. Правила представления документов в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв федерального государственного органа : постановление Правительства РФ от 05 марта 2018 г. № 227 (ред. от 20 ноября 2018 г. № 1391) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
18. Правила автоматизированной проверки сведений, представленных в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерация и включение в кадровый резерв федерального государственного органа : постановление Правительства РФ от 05 марта 2018 г. № 227 (ред. от 20 ноября 2018 г. № 1391) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
19. Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия : постановление Правительства РФ от 05 марта 2018 г. № 228 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 12. - Ст. 1678.
20. Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года : приказ Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 // Законность. - 2017. - № 12. - С. 55-56.
21. Регламент рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов, поступающих посредством цифровой платформы для приёма таких обращений : приказ Генпрокуратуры России от 19 сентября 2019 г. № 665 // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
22. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд : приказ ФАС России от 19 ноября
2014 г. № 727/14 (ред. от 17 марта 2016 г. № 263/16) // СПС КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
23. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта.2018 г. // Российская газета. - 2018. - 2 марта, № 46.
24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. // Российская газета. - 2019. - 21 февраля, № 38.
25. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Российская газета. - 2020. - 16 января, № 7.
26. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 г. № Пр-294. - URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898 (дата обращения: 25.02.2020).
27. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» : утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам протоколом от 25 октября 2016 г. № 9 (ред. от 27 сентября 2017 г. № 10) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consu ltant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
28. Перечень документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия : распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 1471 -р (ред. от 02 октября 2019 г. № 2280-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. -№ 34. - Ст. 4772 ; 2019. - № 41. - Ст. 5737.
29. Об утверждении формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекомуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином РФ, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы РФ или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать : распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2867-р // СПС КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
30. Перечень иностранных государств, гражданам которых при прибытии в РФ через пункты пропуска свободного порта Владивосток оформляются обыкновенные однократные деловые, туристические и гуманитарные визы в форме электронного документа : распоряжение Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 692-р (ред. от 24 января 2020 г. № 92-р) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
31. Об учреждении автономной некоммерческой организации «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» : распоряжение Правительства РФ от 04 июня 2019 г. № 1197-р // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.co nsultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2020).
32. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - Москва, 2011. - URL: http://uristinfo.net/adminpravo/63-bahrah-rossinskj-starilov-administrativnoe-pravo.html?attempt=1 (дата обращения: 14.02.2020).
33. Гурулева, Т. Л. Единое образовательное пространство в АТР // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 134-140.
34. Шрайберг, Я. Л. Информационно-документное пространство образования, науки и культуры в современных условиях цифровизации общества : ежегодный доклад Пятого Международного профессионального форума «Крым-2019». -DOI 10.33186/1027-3689-2019-9-3-55 // Научные и технические библиотеки. -2019. - № (9). - С. 3-55.
35. Южаков, В. Н. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации / В. Н. Южаков, А. А. Ефремов // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 6. Право и информационные технологии. - С. 18-24.
References
1. On Procedure of entry to the RF and departure from the RF: The Federal Law of 15 August 1996 No. 114-FZ (ed. 17 December 2019 No.433-FZ). Available at: Reference Legal System Consultant Plus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
2. On the civil service system in the Russian Federation: The Federal Law of 27 July 2004 No. 79-FZ (ed. 16 December 2019 No. 432-FZ). Collection of Legislation of the RF, 2010, no. 31, art. 4179; 2019, no. 52 (part I), art. 7790. (In Russian).
3. On the organization of the provision of state and municipal services: The Federal Law of 27 July 2010 No. 210- FZ (ed. 27 December 2019 No. 472-FZ). Collection of Legislation of the RF, 2010, no. 31, art. 4179; 2019, no. 52 (part I), art. 7790. (In Russian).
4. On education in the Russian Federation: The Federal Law of 29 December 2012 No. 273-FZ (ed. 6 February 2020 No. 9-FZ). Collection of Legislation of the RF, 2012, no. 53 (part I), art. 7598; The Rossiiskaya Gazeta, 2020, 10 February, no. 27. (In Russian).
5. On Free Vladivostok Port: The Federal Law of 13 July 2015 No. 212-FZ (ed. 26 July 2019 No. 254-FZ). Collection of Legislation of the RF, 2015, no. 29 (part I), art. 4338; 2019, no. 30, art. 4156. (In Russian).
6. On amendments to a number of Legislative Acts of the Russian Federation connected with the use of public information systems in the Public Civil Service in the RF: The Federal Law of 28 December 2017 No. 423-FZ. Collection of Legislation of the RF, 2018, no. 1 (part I), art. 7. (In Russian).
7. Anti-corruption Act: The Federal Law of 25 December 2008 No. 197-FZ (ed. 16 December 2019 No. 432-FZ). Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
8. Regulation on competition on vacant civil service positions in the RF: Decree by the President of 1 February 2005 No. 112 (ed. 10 September 2017 No. 419. Collection of Legislation of the RF, 2005, no. 6, art. 439; 2017, no. 37, art. 5506. (In Russian).
9. Regulation on submission of personal income, property and property liabilities information by the candidates for the vacant civil service positions and by the Federal Public Officials: Decree by the President of the RF of 18 May 2009 No. 559 (ed. 19 September 2017 No. 431). Collection of Legislation of the RF, 2009, no. 21, art. 2544; 2017, no. 39, art. 5682. (In Russian).
10. Procedure of submission ofpersonal income, property and property liabilities information by individuals and members of their families to the official sites of public authorities of the RF entities and bodies and to Russian mass media for publication: Decree by the President of the RF of 8 July 2013 No. 613 (ed. 15 July 2015 No. 364). Available at: Reference Legal System ConsultantPlus. (accessed 14 February 2020). (In Russian).
11. On the National goals and strategic objectives of the RF development up to 2024: Decree by the President of the RF of 7 May 2018 No. 204 (ed. 19 July 2018 No. 444. Collection of Legislation of the RF, 2018, no. 20, art. 2817; no. 30, art. 4717. (In Russian).
12. Regulation on unified system of ministerial digital interaction: Decree by the RF Government of 8 September 2010 No. 697 (ed. 20 November 2018 No. 1391). Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
13. Rules of allocation and renewing of the educational organization information on the Internet Official Site: Decree by the RF Government of 10 July 2013 No. 582 (ed. 21 March 2019 No. 292. Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
14. Federal Program of the RF «Information Society» (2011-2020): Decree by the RF Government of 15 April 2014 No. 313 (ed. 30 November 2019 No. 1557). Collection of Legislation of the RF, 2014, no. 18 (part II), art. 2159; 2019, no. 49 (part VI), art.7135. (In Russian).
15. Requirements for electronic public and municipal services: Decree by the RF Government of 26 March 2016 No. 236 (ed. 2 February 2019 No. 77). Collection of Legislation of the RF, 2016, no. 15, art. 2084; 2019, no. 6, art. 533. (In Russian).
16. The RF Federal Program «Development of education»: Decree by the RF Government of 12 2017 No. 1642 (ed. 22 January 2020 No. 36). Collection of Legislation of the RF, 2018, no. 1 (part II), art. 375; 2020, no. 4, art. 404. (In Russian).
17. Rules of submitting documents in digital form for the candidates for the vacant civil service positions in the RF and for enlisting in staff reserve of federal public body: Decree by the RF Government of 5 March 2018 No. 227 (ed. 20 November 2018 No. 1391). Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
18. Rules of automatic check for the information submitted in digital form for the candidates for the vacant civil service positions in the RF and for enlisting in staff reserve of federal public body: Decree by the RF Government of 5 March 2018 No. 227 (ed. 20 November 2018 No. 1391). Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
19. Regulation on the lists of individuals dismissed on loss-of-confidence basis: Decree by the RF Government of 5 March 2018 No. 228. Collection of Legislation of the RF, 2018, no. 12, art. 1678. (In Russian).
20. Concept of digital transformation of public prosecution agencies and service up to 2025: The RF Prosecutor's General Order of 14 September 2017 No. 627. Za-konnost', 2017, no. 12, pp. 55-56. (In Russian).
21. Procedure of considering the complaints of business entities about the law enforcement agencies' pressure, submitted via digital platform for such complaints: The RF Prosecution General Order of 19 September 2019 No. 665. Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
22. The FAS of Russia administrative procedure of the public function to consider complaints of actions (omissions) of a customer, an authorized body, a special agency, a purchasing committee, its members, a contract service official, a contract manager or a digital venue operator in defining suppliers (contract performers) to provide public and municipal needs: The FAS of Russia Order of 19 November 2014 No. 727/14 (ed. 17 March 2016 No. 263/16). Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
23. The President's Address to the RF Federal Assembly on 1 March 2018. Rossiiskaya Gazeta, 2018, 2 March, no. 46. (In Russian).
24. The President's Address to the RF Federal Assembly on 20 February 2019. Rossiiskaya Gazeta, 2019, 21 February, no. 38. (In Russian).
25. The President's Address to the RF Federal Assembly on 15 January 2020. Rossiiskaya Gazeta, 2020, 16 January, no. 7. (In Russian).
26. List of Commissions to realize the President's Address to the Federal Assembly of the RF 20 February 2019 No. Pr-294. Available at: http://kremlin.ru/act s/assignments/orders/59898 (accessed 14 February 2020). (In Russian).
27. Passport of priority project «Modern digital educational environment in the RF», approved by the RF Presidential Council of strategic development and priority projects with protocol of 25 October 2016 No. 9 (ed. 27 September 2017 No. 10). Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
28. List of Documents (Data) exchanged via unified system of interdepartmental digital interaction: The RF Government Order of 15 December 2012 No. 1471-r (ed. 2 October 2019 No. 2280-r). Collection of Legislation of the RF, 2012, no. 34, art. 4772; 2019, no. 41, art. 5737. (In Russian).
29. On the Procedure of submitting the information about sites addresses and (or) pages on the internet on which public civil or municipal officials, RF citizen, a candidate for the vacant civil or municipal service positions in the RF placed available information and data to identify this person of 28 December 2016 No. 2867-r. Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
30. List offoreign countries residents of which are to apply for single entry ordinary business, tourist and humanitarian visas as e-document in case of entry in the RF in Vladivostok Free Port: The RF Government Order of 14 April 2017 No. 692-r (ed. 24 January 2020 No. 92-r). Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
31. On establishing autonomous non-profit organization «Platform for Work with the Entrepreneurs»: The RF Government Order of 4 June 2019 No. 1197-r. Available at: Reference Legal System ConsultantPlus (accessed 14 February 2020). (In Russian).
32. Bakhrakh D. N., Rossinskii B. V., Starilov Yu. N. Administrativnoe pravo [Administrative law]. Moscow, 2011. Available at: http://uristinfo.net/adminpravo/63-bahrah-rossinskij-starilov-administrativnoe-pravo.html?attempt=1 (accessed 14 February 2020).
33. Guruleva T. L. Edinoe obrazovatel'noe prostranstvo v ATR [Unified educational space in Asia-Pacific Region]. Vyshee Obrazovanie v Rossii, 2014, no. 12, pp. 134-140.
34. Shraiberg Ya. L. Informatsionno-dokumentnoe prostranstvo obrazovaniya, nauki i kul'tury v sovremennykh usloviyakh tsifrovizatsii obshchestva : ezhegodnyi doklad Pyatogo Mezhdunarodnogo professional'nogo foruma «Krym-2019» [Information and documental space of education, science and culture in modern digitalization of society. (Annual Report at the 5th International Professional Forum «Crimea-2019»)]. Nauch-nye i tekhnicheskie biblioteki,2019, vol. 9, pp. 3-55. Available at: https://doi.org/10.331 86/1027-3689-2019-9-3-55 (accessed 14 February 2020).
35. Yuzhakov V. N., Efremov A. A. Pravovye i organizatsionnye bar'ery dlya tsifrovizatsii obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii [Legal and organizational barriers for digital education in the Russian Federation]. Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2018, no. 6, Pravo i informatsionnye tekhnologii, pp. 18-24.