ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
ПРИЗРАК
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО АЛЬЯНСА И ЕВРОПА
Владимир Чернега,
ведущий научный сотрудник, Отдел Европы и Америки ИНИОН РАН
Аннотация. В статье анализируются перспективы российско-китайского альянса в контексте конфронтации между Россией и Западом и обострившегося соперничества между США и Китаем. Отмечаются особенности российско-китайского сближения в экономической и военной сферах. Рассматриваются опасения, вызываемые этим сближением на Западе, а также попытки президента Франции Э. Макрона, претендующего на роль «лидера Европы», противопоставить ему идею формирования вместе с Россией «единого европейского пространства от Лиссабона до Владивостока». Указывается на необходимость поддержки российской дипломатией течения, представляемого Э. Макроном. Преодоление конфронтации с ЕС усилило бы позиции России перед лицом США, а также Китая.
Ключевые слова: российско-китайское сотрудничество; сближение в военной сфере; перспективы альянса; опасения Запада; Э. Макрон и идея «единого европейского пространства».
Keywords: Russian-Chinese cooperation; convergence in the military sphere; prospects for Alliance; fear of West; Macron and idea of single European area.
В последнее время в СМИ, политических и экспертных кругах западных стран все чаще выражается обеспокоенность перспективой формирования военно-политического альянса между Россией и Китаем. В публикациях и выступлениях на эту тему проводится мысль, что такой альянс по определению был бы нацелен на ограничение влияния США, Евросоюза, Запада в целом. В Европе данная тема особенно активно обсуждается во Франции, в том числе на самом высоком уровне. Президент Э. Макрон, выступая в августе 2019 г. в Париже на ежегодном совещании послов Франции, несколько раз затронул ее, подчеркнув, что движение России к союзническим отношениям с Китаем «совершенно не соответствует нашим интересам»1. Стоит отметить, что, по смыслу всей части выступления, по-
1 Discours du Président de la république Emmanuel Macron à la
conférence des ambassadeurs et ambassadrices de 2019 // https:// www.elisee.fr/emmanuel-macron/2019/08/27/discours-du-président-
de-la-republique-a-la-conférence-des ambassadeurs-1, p. 3.
священной России, имелись в виду интересы не только Франции, но Евросоюза в целом.
Прежде чем затронуть вопрос о том, какие возможности открывают в этой сфере для России, представляется необходимым хотя бы очень схематично «разобраться», есть ли основания для подобных страхов. Российско-китайские отношения, как известно, действительно развиваются весьма динамично. Руководители России и Китая называют их «стратегическим партнерством» или «стратегическим сотрудничеством» и подчеркивают беспрецедентный уровень доверия между ними, позволяющий не только наращивать сотрудничество в разных сферах, но и координировать действия на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, ШОС или БРИКС. Обе державы неоднократно занимали сходные позиции по вопросам, связанным с Сирией, Венесуэлой или Северной Кореей. Торговый обмен между ними, после ощутимого падения в 2014 и 2015 гг., растет вот уже три года подряд и превысил в 2018 г. 108 млрд долл. США. В июне 2019 г. китайский гигант в сфере информационных технологий «Хуа-вей» подписал с российской компанией мобильной связи МТС контракт на внедрение технологий G-5. Намечаются и другие контракты. В декабре 2019 г. заработал газопровод «Сила Сибири», который в 2025 г. должен выйти на полную мощность и ежегодно поставлять в Китай 38 млрд м3 газа.
Следует особо отметить развитие сотрудничества по военно-технической и военной линиях. Конечно, Китай, который становится крупным экспортером вооружений (пятое место в мире), уже не закупает их у России в таком количестве, как в прошлом. Тем не менее он остается вторым в мире клиентом российского военно-промышленного комплекса после Индии, особенно после покупки в 2014-2019 гг. 24 российских многоцелевых истребителей СУ-35 и нескольких зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф». Сам факт продажи Россией такой высокотехнологичной техники китайскому партнеру говорит о стремлении Москвы продолжать сближение с Пекином. Ведь китайская
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
сторона неоднократно незаконно копировала импортированные образцы российских вооружений и затем экспортировала их под видом собственных. Однако это не помешало сближению вооруженных сил двух стран, которые все чаще проводят совместные учения, в том числе в акваториях Черного и Балтийского морей. Возрастает и масштаб взаимодействия. В стратегических учениях «Восток-2018» на территории России принимали участие 3200 китайских военнослужащих, 900 танков, бронемашин и автомобилей, 80 судов. Министр обороны России С. Шойгу подчеркнул после завершения учений, что подобное стратегическое взаимодействие двух ВС отныне станет постоянным1. Более полутора тысяч китайских военных участвовали и в прошедших в сентябре 2019 г. командно-штабных учениях «Центр-2019» (наряду с военнослужащими из стран Средней Азии, Индии и Пакистана).
Однако за несомненными достижениями российско-китайского сотрудничества скрываются серьезные проблемы и опасения, особенно с российской стороны. В принципе, это - естественно, ведь как известно, у держав нет постоянных друзей, а есть только постоянные интересы. Применительно к теме настоящей статьи, важно хотя бы обозначить эти проблемы и опасения.
В геополитическом и геоэкономическом плане следует указать прежде всего на китайскую экспансию в государства Центральной Азии, которые Россия относит к своей сфере влияния. Речь идет не только о крупных инфраструктурных инвестициях в рамках проектах «Один пояс, один путь». Китайский капитал все глубже внедряется в экономики этих стран, обладающих большими природными ресурсами. Правда, Пекин старается избегать здесь прямого столкновения своих интересов с российскими, действуя в «мягкой» манере. Однако, по сути, он стремится оставить России в данном регионе роль «охранника», отвечающего за вопросы безопасности. Рано или поздно китайское экономическое доминирование начнет конвертироваться в политическое, что может подорвать позиции России в ЕАЭС, который имеет для нее стратегическое значение. Китай также пытается проникнуть на Украину и в Белоруссию, хотя Пекину прекрасно известно, что даже Минск рассматривает подобное сотрудничество как возможность несколько дистанцироваться от Москвы, особенно в последнее время, когда проходят напряженные российско-белорусские переговоры об углублении интеграции в рамках «союзного государства».
На характере российско-китайских отношений не может не сказываться огромный дисбаланс в
экономической сфере. Имеется в виду не только тот факт, что российский ВВП даже с учетом паритета покупательной способности в 6 раз меньше китайского. Стоит напомнить официальные данные о структуре российско-китайской торговли в 2018 г. В российском экспорте в Китай 76,19% составили нефть, нефтепродукты и другие виды минерального сырья, 8,62 - древесина и целлюлозно-бумажные изделия, 4,5 - продовольственные товары и лишь 3,2% - машины и оборудование, причем доля их уменьшается. В китайском экспорте в России машины и оборудование заняли 57,12%. К ним надо прибавить текстиль и обувь - 11,7%, продукцию химической промышленности - 9,9, металлы и изделия из них - 7,09%2. Подписанный контракт с «Хуавей», возможные новые контракты с ним приведут не просто к увеличению экспорта электронного оборудования из Китая, но и к росту технологической зависимости от него. Неслучайно российские СМИ, контролируемые властью, весьма скупо освещают колоссальный прогресс китайского партнера в развитии новых технологий, особенно связанных с развитием искусственного интеллекта.
Китай занимает первое место во внешней торговле России в страновом измерении, Россия в китайской торговле - лишь десятое. Главным торговым партнером Китая по-прежнему остаются Соединенные Штаты (на втором месте - Евросоюз). Несмотря на торговую войну между этими державами, китайский экспорт в США в 2019 г. должен составить 265 млрд долл., более чем в пять раз превысив экспорт в Россию3. Осуществляя манипуляции с курсом юаня в интересах своих экспортеров (предмет особо острой критики со стороны Д. Трампа), Пекин обычно не считает нужным как-то координировать это с российским партнером, что способствовало падению совместного товарооборота в 2014-2015 гг. Китайские банки в ряде случаев явно учитывали в своей политике в отношении РФ антироссийские санкции, в частности вводимые Соединенными Штатами. В более широком плане конфронтация между Россией и США, как ни скрывали китайские СМИ, устраивала Пекин, поскольку отвлекала Вашингтон от китайской экспансии на рынках США, в Азии, Африке, Латинской Америке.
Афишируя курс на усиление «стратегического сотрудничества» с Россией и развития совместной торговли, Пекин, однако, до сих пор проявлял крайнюю жесткость в вопросах цен на российские энергоносители и сырье, а также инвестирования средств
1 Никольский А. Российско-китайские стратегические учения станут постоянными // Ведомости, 12.09.2019, с. 1.
2 Товарооборот России с Китаем // Внешняя торговля России, 09.02.2019, с. 1.
3 Friquet J-P. Quelle place pour l'Europe dans le nouvel ordre mondial ? // Le Figaro, 20.09.2019, p. 3.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
на ее территории. Яркими примерами является отказ Китая в 2015 г. финансировать российскую часть газопровода «Сила Сибири» или в 2019 г. - строительство завода по переработке газа в Амурской области1. Китайские СМИ время от времени публикуют критические материалы об инвестиционном климате в России, указывая на те же проблемы, что и российская оппозиция, а иногда и российская власть: повсеместная коррупция, чрезмерное давление на бизнес бюрократического аппарата и правоохранительных структур, зависимость судов не только от власти, как в Китае, но и от «частных интересов» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Отмечается также определенная зависимость курса рубля от цен на нефть, что затрудняет и удорожает продвижение расчетов в национальных валютах в торговых сделках вместо американского доллара. Стоит добавить, что китайские манипуляции с курсом юаня также не способствуют этому.
Тем не менее ускорение в последнее время сближения двух держав, особенно в политической и военной сферах - очевидный факт. Будет нелишним напомнить, что в последнем случае стремление к сближению даже привело в июле 2019 г. к крупному международному инциденту, когда стратегические бомбардировщики России и Китая впервые в истории осуществляли совместное патрулирование над Японским и Восточно-Китайским морями. Сопровождавший их российский разведывательный самолет А-50 пролетел над островами Токто, которые являются спорной территорией между Южной Кореей и Японией. Поднятые в воздух южно-корейский истребители открыли предупредительный огонь2. Российской дипломатии пришлось срочно «заминать» инцидент со страной, с которой у нее достаточно конструктивные политические отношения и продвинутое экономическое сотрудничество (в 2018 г. совместный товарооборот России и Южной Кореи составил 24 млрд долл. больше, чем с Японией)3.
Существуют факторы, которые все больше побуждают руководство обеих держав если не преодолевать, то, по меньшей мере, закрывать глаза на указанные выше проблемы. Для Китая это прежде всего - торговая и пропагандистская война с США, которую резко обострил Д. Трамп. Соединенные Штаты еще при Б. Обаме начали противодействовать подъему китайской экономики, бросающей вызов американскому экономическому и техноло-
1 Китай отказывается финансировать мегапроект Газпрома на Дальнем Востоке // Копкигеп1 Ru, 01.02.2019, с. 1.
2 Южная Корея обвинила Россию в нарушении воздушного пространства // Известия, 23.07.2019, с. 1.
3 Внешняя торговля России. С. 12.
гическому лидерству в мире. Д. Трамп делает это в присущей ему агрессивной и демонстрационной манере, но в любом случае очевидно, что США при любом президенте будут делать все возможное, чтобы подорвать развитие Китая и его экспансию в мировом масштабе. Пока американцы рассчитывают главным образом на доминирование доллара в мировых финансовых расчетах, зависимость китайского экспорта от рынка США, нужду Китая в ряде американских технологий, а в геополитическом плане - на свое влияние на союзников и «друзей».
Конечно, Пекин предпочел бы найти компромисс с Вашингтоном, прямую конфронтацию, судя по всему, он считает преждевременной. Однако законы геополитики и геоэкономики столь же неумолимы, что и законы природы. Выход китайского капитала за границы страны требует создания благоприятных геополитических условий и военной инфраструктуры. Инвестиции в ряд стран с целью заполучить «дружественные» правительства, появление китайской базы в Джибути или военного «центра обучения и логистики» в Камбодже вписывается в эту логику. Но данная тенденция неизбежно наталкивается на интересы Соединенных Штатов и их союзников, в том числе Франции, да и Евросоюза в целом. Китайцы понимают, что в случае необходимости США могут использовать свой главный геостратегический козырь - преобладающую военно-морскую мощь и контроль за морскими путями, в том числе в регионе Юго-Восточной Азии - зоне прямых интересов Пекина. Они помнят, как в 1941 г. Соединенные Штаты заблокировали поставки в Японию нефти и различных видов стратегического сырья и тем самым спровоцировали войну. Китай, конечно, постарается избежать подобного сценария.
Отсюда курс, с одной стороны, на развитие внутреннего рынка с большими потенциальными возможностями и огромные инвестиции в разработку передовых технологий, в частности, связанных с применением искусственного интеллекта. С другой стороны, на уменьшение зависимости экспорта и импорта, особенно энергоносителей и сырья, от морских путей. Россия в этой стратегии приобретает особую важность. Контролируя более трети природных ресурсов планеты, она одна может удовлетворить основные потребности Китая в них. Это - лишь вопрос цен, инвестиций и доверия между партнерами. Вместе с тем являясь ядерной сверхдержавой, РФ способна обеспечить безопасность сухопутных путей, связывающих Китай с Европой, Турцией, Ираном и т.д. Как известно, разрабатывается и арктический маршрут, который Россия «прикрывает» своими базами. Закономерно, что в последнее время китайский партнер начал проявлять больше готовности финансировать строи-
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
тельство Международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай», о котором обе стороны договорились еще в 2008 г.1 Сближение в военной области является частью этой стратегии.
Движение России к Китаю, являющееся важнейшим элементом «поворота на Восток», помимо естественного притяжения огромной китайской экономики, тоже диктуется конфронтацией с США и их союзниками. На эту тему написано и сказано очень много. В данной публикации будет достаточным ограничиться цитатой американского эксперта У. Мида из его статьи в газете «Уолл Стрит Джорнэл»: «Россия не видит другой альтернативы изоляции от Запада, кроме как формирование альянса с Китаем»2.
Но идет ли, действительно, речь об альянсе? Обе стороны старательно избегают этого термина. В российском случае можно представить ситуацию, когда кризис политической и социальной систем в условиях конфронтации с Западом и стагнации экономики побудит правящие элиты, несмотря на и патриотическую и державную риторику, согласиться со значительно большей, чем сейчас зависимостью от китайского партнера в обмен на финансовую и политическую поддержку. Однако в контексте огромного экономического превосходства Китая, которое рано или поздно превратится в военно-технологическое, и ориентированности его торговли на Запад, Пекин, традиционно тяготеющий к осторожной и прагматической политике, вряд ли захочет связывать себя формальными обязательствами. Скорее всего он будет придерживаться курса на «мягкую вассализацию» России, избегая, однако, обязанности приходить на помощь «вассалу», характерной для средневековой системы. Такой курс отнюдь не исключает дальнейшего сближения в политической и военной сферах. Конечно, наращивание поставок российских энергоносителей и сырья, возрастание важности путей доставки товаров из Китая в Европу и наоборот, через Россию, также ставит Пекин в определенную зависимость от Москвы. Но у него более широкое поле для маневра, о чем, помимо прочего свидетельствует создание маршрутов в рамках проекта «Один пояс, один путь» в обход России (в частности, через Каспий и Кавказ).
Однако даже «мягкая вассализация» России Китаем будет означать существенное усиление его позиций перед лицом США и Евросоюза. Но если в Соединенных Штатах самая влиятельная часть «истеблишмента», зациклившись на «экзи-
стенциальной угрозе» со стороны России, блокирует попытки Д. Трампа найти более реалистичный подход к этой проблеме, то в ЕС, в частности в государствах Западной Европы, появилось течение, выступающее за сближение с РФ. На государственном уровне данное течение олицетворяет президент Франции Э. Макрон. Автор этих строк уже отмечал в других публикациях, что он перенес голлистское представление о державности и суверенитете на уровень Евросоюза3. С точки зрения Э. Макрона, Франция может вести державную политику, опираясь прежде на мощь ЕС, который должен превратиться в мировой «центр силы», способный конкурировать с другими «центрами» - США, Китаем, Индией, а также, в принципе, с Россией. Но при этом, по мнению президента Франции, с учетом принадлежности России к европейской культуре и возрастающего неравенства ее мощи с китайской, у ЕС есть шанс привлечь ее на свою сторону и создать с ней «единое европейское пространство от Лиссабона до Владивостока» - прежде всего экономическое, которое, однако, должно быть дополнено «новой европейской архитектурой безопасности и доверия». Если этот шанс удастся реализовать, ЕС одновременно ослабит китайскую экспансию на евразийском континенте и усилит свои позиции перед лицом США. По словам Э. Макрона, это тем более необходимо, что эпоха западной гегемонии в мире заканчивается. ЕС должен предложить миру собственный цивилизационный проект, опираться на собственный экономический, технологический и политический потенциал, а в перспективе - и на собственные военные возможности. Россия в качестве партнера будет объективно способствовать укреплению самостоятельности объединения4.
Нужно отдать должное Э. Макрону. В упомянутом выше выступлении перед французскими послами он указал на существование во Франции «глубинного государства», которому будет трудно переосмыслить в духе большего реализма политику в отношении России. Это особенно касается МИД Франции, где уже длительное время культивируется настороженное или даже враждебное отношение к ней. Автору в этой связи вспомнилась беседа с отставным французским офицером, который в начале 2000-х годов работал в аппарате военного атташе Франции в Москве. По его словам, французским военным было легче находить общий язык с российскими коллегами, чем с собственными дипломатами, смотревшими на Россию главными обра-
1 МТК Европа - Западный Китай: В России строят скоростные трассы // ДорИнф, 21.05.2019, с. 1.
2 Mead W. Why Russia and China Are Joing Forces // Wall
Street Journal, 30.07.2019, p. 3.
Чернега В.Н. ЕС и инициатива Э. Макрона относительно «европейской армии» // Европейская безопасность: События, оценки, прогнозы, ИНИОН РАН, выпуск 52(68), с. 10.
4 Discours du Président de la république Emmanuel Macron à la conférence des ambassadeurs et ambassadrices de 2019, p. 4.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
зом через идеологические очки, конкретно - через призму «либеральных ценностей», и поэтому настроенными к ней весьма критически. Но, как подчеркнул Э. Макрон, тектонические сдвиги в геоэкономике и геополитике настоятельно требуют пересмотра прежних стереотипов1. Нашумевшее интервью президента Франции британскому журналу «Экономист» в ноябре 2019 г., в котором он заявил о «смерти мозга» НАТО, а также признал, что расширение Альянса на Восток явилось одной из главных причин нынешней конфронтации с Россией, отразило его решимость ломать эти сте-реотипы2.
В связи с этим следует отметить, что линия Э. Макрона опирается на две все более заметные тенденции в общественном мнении западноевропейских стран. С одной стороны, в них усиливается запрос на более самостоятельную политику ЕС, в частности по отношению к США, которым не доверяет растущее число западноевропейцев. В качестве фактора, побуждающего поддерживать продвижение ЕС к такой политике, называется также подъем Китая. С другой стороны, растет число тех, кто выступает за сближение с Россией. В Германии, например, таких граждан - 58%, а восточных землях - 72%3. Высокий уровень поддержки России отмечается в Австрии, Венгрии, Греции, Италии, Словакии. Во Франции также общественное мнение медленно, но верно сдвигается в благоприятную для России сторону4.
Важно отметить, что позиция президента Франции находит определенную поддержку в правящих кругах Германии. Как известно, именно эти две страны являются «мотором» евроинтеграции, что, наряду с размерами их экономик придает им большой вес в Евросоюзе и других евроструктурах. Франция и Германия сыграли решающую роль в том, что Парламентская ассамблея Совета Европы в июне 2019 г. возвратила российской делегации полномочия, «отобранные» после присоединения Крыма в 2014 г. Курс на сближение с Россией, как свидетельствуют опросы общественного мнения и обследование ведущих политических партий, с большой долей вероятности поддержат также Австрия, Венгрия, Греция, Кипр, Италия, Словакия.
1 Discours du Président de la république Emmanuel Macron à la conférence des ambassadeurs et ambassadrices de 2019, p. 7.
2 Emmanuel Macron worns Europe : NATO is becoming brain-dead // Economist, 07.11.2019, p. 1.
3 European Council on Foreign Relations. Give the people what they wont : popular demand for a strong European foreign policy // Policy Brief, 10.09.2019, p. 1 ; Klimeniuok N. Warum wählen die Deutschen eigentlich so gern Putin? // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 28.03.2018, S. 1.
4 L'image de la Russie et des Russes auprès des Français // Harris interactive, 15.02.2019, p. 1.
Вместе с тем такие государства - члены ЕС, как Польша, Швеция, Латвия, Литва и Эстония (а также все еще остающаяся в объединении Великобритания), настроенные антироссийски и проамерикански, жестко критикуют линию Э. Макрона. Неясна позиция на сей счет новых руководителей Еврокомиссии, Европейского совета и нового Верховного представителя ЕС по внешней политике и вопросам безопасности, которые заняли свои посты 1 декабря 2019 г. До сих пор «евро-бюрократия» стремилась больше выталкивать Россию на периферию Евразии, чем привлекать ее в Европу. Иначе говоря, шансы Э. Макрона и других сторонников его линии развернуть ЕС в сторону создания «европейского пространства от Лиссабона до Владивостока» в противовес Китаю пока не очень велики.
Однако многое в данном вопросе будет зависеть от самой России. Конечно, Кремль заинтересован в снятии антироссийских санкций ЕС, возобновлении экономического сотрудничества и политического диалога. Но условием этого, как указал Э. Макрон на встрече с В. Путиным 19 августа 2019 г., принимая его в Форте Брегансон, является прогресс в урегулировании конфликта на Донбассе. Обмен пленными (по 35 человек с каждой стороны) в сентябре 2019 г., встреча лидеров России, Украины, Франции и Германии в «нормандском формате 9 декабря 2019 г. (в том числе беседа тет-а-тет между В. Путиным и В. Зеленским) показали, что определенное «окно возможностей» на сей счет существует. Вместе с тем до реального урегулирования еще далеко.
В более широком плане следует учитывать аме-рикано-центризм российских правящих элит и их довольно низкую оценку перспектив Евросоюза как мирового «центра силы». Велико и их недоверие к «европейской модели», действительно, а не на словах основанной на правовом государстве, демократии, правах человека и политике, направленной на сокращение социального неравенства. Стоит упомянуть также неприятие в России «излишеств» культурного либерализма, к примеру зацикленности европейских элит на продвижении своего видения прав сексуальных меньшинств и гендерных отношений.
Тем не менее движение России навстречу течению, олицетворяемому Э. Макроном - объективная потребность. Очевидно, что, помимо увеличения шансов на развитие сотрудничества в экономике и в области безопасности в масштабах всего европейского континента, данное течение облегчает поиск Россией противовесов как давлению США, так и превосходящей мощи китайского «друга».